Научная статья на тему 'Определение усилий при продольной надвижке двухпролётного неразрезного пролётного строения'

Определение усилий при продольной надвижке двухпролётного неразрезного пролётного строения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
319
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗУСИЛЛЯ / ПОЗДОВЖНє НАСУВАННЯ / ПРОЛіТНА БУДОВА / УСИЛИЕ / ПРОДОЛЬНАЯ НАДВИЖКА / ПРОЛЁТНОЕ СТРОЕНИЕ / FORCE / THE LONGITUDINAL SLIDING OF / SPANS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Закора А. Л., Ключник С. В., Марочка В. В.

В статье отслеживаются изменения усилий в сечениях аванбека и пролётного строения на всех этапах его продольной надвижки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Закора А. Л., Ключник С. В., Марочка В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFORT DEFINITION FOR LONGITUDINAL SLIDING OF TWO-AISLE CONTINUOUS AISLE BUILDING

Variations of stresses in cross-sections of a launching girder and a span at all stages of its longitudinal shifting are investigated in the paper.

Текст научной работы на тему «Определение усилий при продольной надвижке двухпролётного неразрезного пролётного строения»

УДК 624.21.629.282.1

А. Л. ЗАКОРА, С. В. КЛЮЧНИК, В. В. МАРОЧКА (ДИИТ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСИЛИЙ ПРИ ПРОДОЛЬНОЙ НАДВИЖКЕ ДВУХПРОЛЁТНОГО НЕРАЗРЕЗНОГО ПРОЛЁТНОГО СТРОЕНИЯ

В статп вщслщковуються змши зусиль в nepepi3ax аванбека та прогоново! будови на Bcix етапах И по-здовжнього насування.

В статье отслеживаются изменения усилий в сечениях аванбека и пролётного строения на всех этапах его продольной надвижки.

Variations of stresses in cross-sections of a launching girder and a span at all stages of its longitudinal shifting are investigated in the paper.

В процессе продольной надвижки неразрезного преднапряженного железобетонного пролётного строения с использованием аванбека при конвейерно-тыловой сборке произошло обрушение моста Иньяка в Южной Африке (1998 г.), в результате которого погибли 14 и ранены 19 человек [1]. Схема моста при продольной надвижке и вероятная последовательность его разрушения показаны на рис. 1.

Рис. 1. Схема моста и вероятная последовательность

разрушения: 1 -секция, 2 -тефлоновые прокладки; 3 -стальная монтажная ферма (аванбек); 4 - диафрагмы, 5 -уровень земли; 6 - приблизительный уровень скального грунта; 7 - концевая опора; 8 - передний край аванбека пробивает отверстие в опоре; 9 - опора, на которую действуют поперечные силы; 10 - найденные на земле разорванные стяжки

«Разорванные стяжки» (рис. 1) прикрепления аванбека к пролётному строению свидетельствуют о недостаточном их количестве, тем более, что разрушение произошло в то время, когда на этот стык воздействовал наибольший изгибающий момент.

Почему это обрушение не произошло при надвижке пролётного строения в предыдущий пролёт? Дело в том, что первый пролёт короче второго, и, следовательно, меньше величина максимального изгибающего момента, для восприятия которого прочность стыка аванбека с пролётным строением была достаточна. А для второго пролёта прочность стыка оказалась недостаточной.

Нарушены основные требования, которые должны соблюдаться при продольной надвижке пролётных строений с аванбеком, а именно: устойчивость, прочность и жесткость надвигаемой системы в целом и отдельных её конструктивных элементов (главных балок, опор, монтажных элементов) на всех стадиях производства работ [2].

Дело в том, что при продольной надвижке как сечения пролётного строения, так и узел примыкания аванбека к нему испытывают воздействие усилий (изгибающих моментов, поперечных сил и др.) разных знаков и разной интенсивности. Поэтому необходимо тщательно отслеживать изменение величин и знаков этих усилий и на наибольшие из них выполнять расчёты и конструирование сечений и узлов надвигаемого пролётного строения. При этом наряду с учетом собственного веса, строительных нагрузок необходимо принимать во внимание ветровое воздействие.

На примере продольной надвижки двухпро-лётного неразрезного преднапряженного железобетонного пролётного строения с использованием аванбека проследим изменение усилий в его сечениях (ветровое воздействие не учитывается).

Полагаем, что интенсивность постоянной нагрузки от собственного веса пролётного строения составляет 1т/м (д = 1), а аванбека -

0,5 т/м. Примем длину аванбека (/а) равной половине длины пролётного строения (/).

Вначале рассмотрим изменение усилий в корне аванбека и в сечениях надвигаемого пролётного строения, заменив надвигаемую систему расчетной схемой в виде одноконсольной балки (рис. 2), загруженной равномерно распределённой нагрузкой от собственного веса пролётного строения и аванбека. Линии влияния усилий (Ми 0) представлены на рис. 2.

Рис. 2. Линии влияния М и 0 вблизи (слева) и на опоре № 1

Изменение величины поперечной силы на опоре № 1 в процессе надвижки пролётного строения представлено на рис. 3.

Рис. 3. График изменения поперечной силы на опоре № 1 при надвижке системы

При этом положение 1 соответствует моменту прикрепления аванбека к пролётному строению на опоре № 1, положения 2, 3 и 4 соответствуют надвижке системы соответственно на 1/6 /, 1/3 / и 1/2 / (до момента опирания аванбека на переднюю опору № 0). При этом поперечная сила в корне аванбека отрицательная и постоянная 0а = —0,25д/, а в сечении левее опоры № 1 - тоже отрицательная и изменяется от —0,25д/ до —0,75д1. Положительное значение поперечной силы на опоре № 1 изменяется от 0,8125д/ до 1,562д/.

При продольной надвижке системы по этой схеме отрицательный изгибающий момент на опоре № 1 изменяется от -0,0625^/2 до -0,3125д/2 (рис. 4).

Рис. 4. Изменение изгибающего момента на опоре № 1: а - при надвижке одноконсольной балки; б - при надвижке неразрезной системы

В момент опирания аванбека на авангардную опору № 0 изменяется расчетная схема надвигаемой системы - она из одноконсольной балки превращается в двухпролётную неразрезную (рис. 5).

Рис. 5. Расчетная схема и линии влияния усилий (М и 0) в сечениях неразрезного двухпролётного пролётного строения

При дальнейшем движении надвигаемой системы после опирания аванбека на опору № 0 поперечная сила в корне аванбека возрастает, меняя при этом знак, от -0,036ql (корень аванбека в середине пролёта 0-1) до +0,38ql, когда на опору № 0 опирается передний конец пролётного строения 0-1 (рис. 6).

Рис. 6. График изменения поперечной силы в корне аванбека при его движении от середины пролёта 0-1 до опоры № 0

Изгибающий (отрицательный) момент на предыдущей опоре № 1 изменяется незначительно от 0,108ql2 до 0,125q/2 (рис. 4), минимальное значение которого в 2,5 раза меньше изгибающего момента, возникающего при над-вижке консоли.

В момент опирания аванбека на опору № 0 максимальный положительный изгибающий момент в корне аванбека составляет 0,039q/2.

Таким образом, наглядно видно, как изменяются усилия, действующие на надвигаемую систему «пролётное строение + аванбек», в процессе её надвижки.

Собственно конструкция аванбека, узел прикрепления его к надвигаемому пролётному строению должны быть запроектированы таким образом, чтобы была обеспечена как их прочность, жесткость и устойчивость, так и всей

системы в целом во всем диапазоне изменения действующих в процессе надвижки усилий.

При этом следует помнить об изменении усилий, действующих в процессе продольной надвижки на сечения надвигаемого пролётного строения. Например, перед опиранием аванбека на опору № 0 , на опору № 1 опирается середина пролётного строения 0-1, которая в эксплуатационном положении рассчитана и сконструирована на восприятие максимального положительного изгибающего момента и минимальной поперечной силы.

А до момента опирания аванбека на опору № 0 это сечение пролётного строения должно обеспечивать восприятие максимального отрицательного изгибающего момента (—0,3125д/2) и максимальной положительной поперечной силы 1,5625^/.

При необходимости предусматривается усиление этих сечений с целью обеспечения их прочности, устойчивости и необходимой жесткости.

Учет ветрового воздействия способен существенно повлиять на величины усилий, действующих на надвигаемую систему. Для снижения этого влияния иногда целесообразно использовать устройства, снижающие эффект ветрового воздействия, напр. [3].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Оливер, Э. Отсутствие опыта и ошибки привели к человеческим жертвам при обрушении моста Иньяна [Текст] / Э. Оливер // Мостостроение мира. - 2004. - № 1-2. - С. 66-67.

2. Кручинкин, А. В. Сборно-разборные временные мосты [Текст] / А. В. Кручинкин. - М.: Транспорт, 1987. - 191 с.

3. Закора, А. Л. Способ монтажа пролётных строений. Авторское свидетельство № 1296660 [Текст] / А. Л. Закора, Г. А. Коваленко. - Б.Н. № 31, 1986.

Поступила в редколлегию 26.08.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.