Научная статья на тему 'Определение уровня социальной желательности ответов респондентов, обследуемых в области экологической культуры и экологического образования'

Определение уровня социальной желательности ответов респондентов, обследуемых в области экологической культуры и экологического образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIAL DESIRABLE / ECOLOGICAL CULTURE / RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорофеева Галина Анатольевна

В целях оптимизации усилий по формированию владений экологическими навыками как учёные, так и педагоги-практики проводят исследования с людьми различных возрастов. Для проверки ответов респондентов на искренность, а также для учёта уровня социальной желательности их ответов в исследованиях, связанных с проблемами экологической культуры, могут быть применены как некоторые психологические методики в целом, так и отдельные шкалы комплексных диагностических процедурI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n order to optimize efforts of construction ecological skills, scientists and educators doing researches with people of different ages. To check the sincerity of respondents’ answers, as well as taking into account the level of social desirable their answers in the research related to the problems of ecological culture, can be used as some psychological techniques in general, and separate scales of complex diagnostic procedures

Текст научной работы на тему «Определение уровня социальной желательности ответов респондентов, обследуемых в области экологической культуры и экологического образования»

Преподаватель является неотъемлемой частью учебной группы, изучающей его предмет. Он должен выступать не как «небожитель», а как равноправный член учебной группы, доступный для общения, с которым студенты могут и хотят общаться. Такое положение нисколько не принижает роли преподавателя, а наоборот - повышает его статус до фасилизатора, тьютора, организатора и координатора (дирижера) эволюционного процесса обучения (и воспитания). Не стоит забывать очевидную истину о предназначении: все учебные заведения созданы для обучаемых, в нашем случае высшие учебные заведения - для обучения студентов.

В ходе построения и анализа динамических моделей было обнаружено не только проявление лидеров, но и образование новых устойчивых структур внутри учебной группы - объединение лидеров. В нашем случае - образование «триады» лидеров. А это признак эволюции группы.

Предложенная динамическая модель обучения показывает большое значение внутригруп-пового взаимодействия как между студентами, так и между студентами и преподавателем. Использование автором технологий электронного обучения не только не снижает интенсивность упомянутых взаимодействий, но и расширяет возможности преподавателя.

Полученные результаты подтверждают мнение, что авторская модель обучения позволяет включить «дремлющие» механизмы саморазвития, которыми природа наделила каждого, и повысить результативность и качество обучения студентов [1-4]. Подавляющее большинство студентов учится с радостью и большим интересом. В группе выполняются все задания.

Предполагается продолжить исследования как динамической модели обучения, так и особенностей эволюционных процессов саморазвития при обучении групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбатюк, В.Ф. Синергетика в современном обучении: монография - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта им. А.П. Чехова, 2012. - 208 с.

2. Горбатюк, В.Ф. Синергетика самообучения: монография / В.Ф. Горбатюк; науч. ред. И.В. Абакумова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова. 2013. - 180 с.

3. Горбатюк, В.Ф. Хаос, самоорганизация и самообучение: монография / В.Ф. Горбатюк; науч. ред. И.В. Абакумова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - 204 с.

4. Горбатюк, В.Ф. Обучение самоорганизующихся систем естественного интеллекта: монография / В.Ф. Горбатюк. - Таганрог: Изд. отдел Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2015. - 204 с.

5. Некрасов, С.И., Некрасова, Н.А., Пеньков, В.Е. Эволюционно-синергетическая парадигма: проблемы, поиски, решения. Учебно-методическое пособие для магистрантов и аспирантов - М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2007. - 100 с.

6. Горбатюк, В.Ф. Результативность самообучения и взаимного обучения // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2. - С. 104-111.

7. Горбатюк, В.Ф. Моделирование физических и технологических процессов: учебное пособие / отв. ред. П.П. Исаев. Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2010. - 176 с.

8. Горбатюк, В.Ф. Особенности профессиональных представлений у студентов профиля «Технология» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8. - С. 146-150.

9. Russell, Stuart, Norvig, Peter. Artificial Intelligence: A Modern Approach, Third Edition (AIMA-3). 2010. 1152 p.

10. Kacprzyk, Janusz, Pedrycz, Witold. Springer Handbook of Computational Intelligence. // Springer. 2015. 1634 p.

11. Smeyers, Paul, Depaepe, Marc. Educational Research: The Attraction of Psychology. // Springer Science & Business Media. 2012. 184 p.

12. Haken, Hermann. Synergetics: An Introduction. // Springer Science & Business Media. 2013. 390 p.

Г.А. Дорофеева

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ, ОБСЛЕДУЕМЫХ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В целях оптимизации усилий по формированию владений экологическими навыками как учёные, так и педагоги-практики проводят исследования с людьми различных возрастов. Для проверки ответов респондентов на искренность, а также для учёта уровня социальной желательности их ответов в исследованиях, связанных с проблемами экологической культуры, могут быть применены как некоторые психологические методики в целом, так и отдельные шкалы комплексных диагностических процедур.

Ключевые слова: социальная желательность, экологическая культура, исследование.

G.A. Dorofeeva

83

DETERMINATION OF SOCIAL DESIRABLE ANSWERS OF RESPONDENTS, TESTING IN THE AREA OF ECOLOGICAL CULTURE AND ECOLOGICAL EDUCATION

Annotation. In order to optimize efforts of construction ecological skills, scientists and educators doing researches with people of different ages. To check the sincerity of respondents' answers, as well as taking into account the level of social desirable their answers in the research related to the problems of ecological culture, can be used as some psychological techniques in general, and separate scales of complex diagnostic procedures.

Keywords: social desirable, ecological culture, research

В последние десятилетия забота о природе всё яснее очерчивается в рамках, как научного знания, так и хозяйственно-бытовой проблематики. Вопросы экологической культуры рассматриваются в разных документах, в частности, они обозначены в программах ФГОС различных уровней. Экологическое воспитание осуществляется с дошкольной ступени государственного образования. Однако говорить о существенном прогрессе в достижении результата - воспитание человека, применяющего в практической деятельности и жизни постулаты экологической культуры, ещё рано.

Для оптимизации усилий по формированию владений экологическими навыками как учёные, так и педагоги-практики проводят исследования с людьми различных возрастов. Как правило, на начальном и заключительном этапах исследования проводится тестирование, опрос или иные методы для отслеживания результативности проведённой в рамках экспериментальной деятельности работы. Зачастую эти методы содержат часть вопросов, призванных выяснить, насколько респондент искренен в своих ответах.

В психологической литературе описывается индивидуально-психологическая особенность людей, которая выражается в сознательном искажении действительного положения вещей, в стремлении создать неправильное (с их точки зрения улучшенное) впечатление о фактах и событиях. Лживость противоречит общечеловеческим требованиям, вытекающим из потребности иметь правильное представление об обществе, о поступках окружающих, о жизненных обстоятельствах и др. От лживости нужно отличать искаженные представления - следствие возрастного недоразвития мышления, неумения разграничить желаемое и действительное (у детей - лживость мнимая). Особый случай составляет лживость патологическая, обычно сопряженная с некритической верой в реальность выдуманного. Как общественное явление лживость обычно наблюдается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и подозрительности. Дифференциация лживости и оценка ее конкретных проявлений возможны при условии правильного понимания ее мотивов и причин. Как тип отношений и психологическая черта лживость преодолевается в результате воспитания, основанного на доверии между воспитанниками и воспитателями.

Таким образом, следует отметить, что неискренность напрямую не связана с осмысленным обманом. Иногда респондент отвечает на вопросы так, как он считает, его хотят услышать другие люди (референтные лица), т.е. «социально желательно».

Как правило, под социальной желательностью понимается склонность людей представлять себя в преимущественно выгодном свете. Рассмотрим понятие социальной желательности, которое в разное время определялось по-разному: как тяготение к культурно санкционированным и одобряемым ответам; как тенденция давать социально желательные ответы на утверждения, предлагаемые для характеристики себя; как склонность описывать себя в терминах, расцениваемых как желательные или как склонность представлять себя в благоприятном свете. Во всех определениях акцентируется стиль реагирования безотносительно к специфическому содержанию характеристики, которую предназначен измерять, например, тест[4].

В научной литературе описан ряд факторов, обусловливающих эффекты социальной желательности (СЖ)..Мотивационные диспозиции личности. К ним относится, в первую очередь, мотивация одобрения.

Ситуативные факторы. К внешним по отношению к респонденту факторам относятся цели психологической диагностики, используемые методы обследования, степень анонимности, уровень стресса (давление ситуации). Влияние этих факторов опосредовано восприятием респондента, поэтому следует иметь в виду, что речь идет об известных респонденту целях диагностики, его представлении о степени анонимности и о том, что именно измеряют используемые методики. К внутренним факторам относятся ситуативные особенности мотивации: представление о потенциальной возможности и допустимости искажения ответов в данной ситуации.

Очевидно, что эффекты СЖ будут сильнее в случае, когда респонденты убеждены в допустимости и возможности искажения ответов. Влиять на это убеждение можно с помощью введения различных инструкций.

Способности. Если бы все респонденты в рамках конкретной выборки искажали свои ответы одинаковым образом, их взаимное положение на шкале, соответствующей измеряемому конструкту, не менялось бы. В реальности люди различаются не только своей мотивацией, но и своим представлением об идеальной самопрезентации, а также своими способностями искажать ответы в соответствии с этим представлением.

Можно предположить, что способность к управлению впечатлениями в методах субъективного самоотчета, теста может быть связана также с общим или вербальным интеллектом (насколько нам известно, таких исследований не проводилось). Следовательно, в ситуациях, где успех зависит от способности к самопрезентации, создания хорошего впечатления о себе в глазах других людей, респонденты, демонстрирующие социальную желательность, могут оказаться более успешными [2].

Ещё ранние классические исследования честности, проведенные во второй половине 1930-х гг., привели к пессимистическому взгляду на возможность прогнозирования честности на основе использования бланковых тестов и к предположению, что честность/нечестность конкретного человека является ситуативной переменной. Несколько позже был разработан и стал широко используемым полиграф или детектор лжи. Однако практика применения его показала, что полиграф оказывался полезен для идентификации тех, кто совершал неблаговидные действия в прошлом, но, по-видимому, не дает надежных результатов в выявлении тех, кто мог бы совершить их в будущем.

Большинство психологов, занимающихся прогнозированием недостаточной честности или склонности, например, к делинквентному поведению, используют стандартизованные инструменты оценки личности, основываясь на допущении, что будущее делинквентное поведение может прогнозироваться на основе таких показателей личностной девиантности, как 1- антисоциальная личность, 2- социопатическая личность и 3- психопатическая девиация. Они пришли к выводу, что значимые прогнозы склонности к делинквентному поведению можно получать с использованием целого ряда измерительных инструментов. В их число входят - Миннесотский многофазный личностный опросник (ММР1), Калифорнийский личностный опросник (СР1), тест Ид-Эго-Суперэго (Id-Ego-SuperegoTest), шкала и контрольный список KD (KD ScaleandChecklist), анализ вектора активности (ActivityVectorAnalysts) и др. [3].

Для проверки ответов респондентов на искренность, а также для учёта уровня социальной желательности их ответов в исследованиях, связанных с проблемами экологической культуры могут быть применены следующие психологические методы: опросник «Честность» [1];отдельные шкалы следующих измерительных инструментов: Миннесотский многофазный личностный опросник (ММР1), Калифорнийский личностный опросник (СР1);он-лайн тесты[5]и др. После бланкового тестирования следует провести уточняющую психологическую беседу.

Обобщая вышесказанное, следует резюмировать, что показатель социальной желательности в тестах в значительной мере зависит от особенностей конкретной исследовательской ситуации. Ситуативным искажением ответов можно назвать эффект СЖ, выраженность которого ограничивается, во-первых, конкретной ситуацией тестирования и, во-вторых, конкретной деятельностью по заполнению опросника. Когда же эффект СЖ является устойчивым проявлением личности, которое обнаруживается в различных ситуациях, ответить на вопрос о том, является ли этот эффект «искажением», крайне сложно [2].

Поскольку экологическая тематика в современных исследованиях занимает существенное место, то и вопросников (как научно верифицированных, так и «кустарных») на эту тему большое количество. Люди (особенно дети), отвечая на вопросы, демонстрируют те знания, которые у них имеются. Знаниевый уровень исследования самый простой в проведении и наиболее достоверный по результатам. Когда же дело доходит до обследования чувств и поступков обследуемых, то проверить их истинность сложно и, несомненно, методы, содержащие шкалы, определяющие уровень социальной желательности ответов респондентов в экологическом исследовании, позволят в некоторой степени решить задачу верификации данных исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаборатория azps.ru.: http://azps.ru/tests/kit/kit1011.html (дата обращения: 10.11.2015).

2. Осин Е.Н. Проблема социальной желательности в исследованиях личностного потенциала. 2011: http://www.hse.ru/data/2012/08/28/1242770673.pdf (дата обращения: 10.11.2015).

3. Психологическая энциклопедия: http://enс-dic.com/enс psy/Testy-CHestnosti-28044 (дата обращения: 19.11.2015).

4. Социальная желательность: http://www.psyofiice.ru/6-3-socialnaja-zhelatelnost.htm (дата обращения: 05.11.2015).

5. Тесты на честность он-лайн.: http://vobzore.com/tests/test-0183.php; http://tests.holm.ru/tests/464 (дата обращения: 08.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.