Научная статья на тему 'Определение уровня сформированности образа-Я и компонентов учебной деятельности младших школьников'

Определение уровня сформированности образа-Я и компонентов учебной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ-Я МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ / ДЕЙСТВИЯ ОЦЕНКИ / IMAGE I ELEMENTARY SCHOOL / TEACHING AND EDUCATIONAL INTEREST / GOAL SETTING / TRAINING ACTIVITIES / MONITORING ACTIONS / THE ACTIONS OF EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Мария Александровна

ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ Я-ОБРАЗА (САМООТНОШЕНИЯ). В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТАКИЕ КАК: УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ, УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ И ДЕЙСТВИЯ ОЦЕНКИ ИМЕЮТ РАЗНЫЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ. В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА-Я ВЛИЯЮТ МНОЖЕСТВА ФАКТОРОВ, ОДНИМ ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА, В ТОМ ЧИСЛЕ И ШКОЛЬНАЯ. ПОДРОСТКИ, ИМЕЮЩИЕ РАЗНЫЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗА-Я, ИМЕЮТ РАЗНЫЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение уровня сформированности образа-Я и компонентов учебной деятельности младших школьников»

3. Kram K. E. Mentoring at work: Developmental relationships in organizational life. 1988. Glenview, IL: Scott Foresman.

4. Hu C., Thomas K. M., & Lance C. E. Intentions to Initiate Mentoring Relationships: Understanding the Impact of Race, Proactivity, Feelings of Deprivation, and Relationship Roles // Journal Of Social Psychology. 2008. № 148 (6). С. 727-744.

5. Turban D. B., & Dougherty T. W. Role of protege personality in receipt of mentoring and career success // Academy of Management Journal. 1994. № 37. 688-702.

6. Scandura T. A., & Williams E. A. (2001). An investigation of the moderating effects of gender on the relationships between mentorship initiation and protege perceptions of mentoring functions // Journal of Vocational Behavior. 2001. № 59. С. 342-363.

7. Постникова М. И. Концептуальная модель межпоколенных отношений в современном российском обществе // Мир науки, культуры, образования. 2010а. № 2. С. 78-82.

8. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C. 426-433.

9. Психологическая зрелость личности. 2014. Санкт-Петербург: Скифия-принт.

10. Полякова М. К. Временная перспектива как фактор становления генеративности. Гендерный аспект // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 92. С. 201-205.

11. de St. Aubin E. & Bach M. Explorations in generativity and culture. // Oxford Handbook of Human Development and Culture: An Interdisciplinary Perspective, 2015, pp. 653-665.

Определение уровня сформированности образа-Я и компонентов учебной деятельности младших школьников Васильева М. А.

Васильева Мария Александровна / Vasilyeva Maria Alexandrovna - студент, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена изучению особенностей учебной деятельности подростков с разным уровнем сформированности Я-образа (самоотношения). В младшем школьном возрасте компоненты учебной деятельности, такие как: учебно-познавательный интерес, целепологание, учебные действия, действия контроля и действия оценки имеют разный уровень сформированности. В подростковом возрасте на становление образа-Я влияют множества факторов, одним из которых является социальная среда, в том числе и школьная. Подростки, имеющие разный уровень сформированности образа-Я, имеют разный уровень сформированности компонентов учебной деятельности, определяющих успешность учащихся в учебе.

Abstract: this article examines the characteristics of educational activity of teenagers with a different level of development of self-image (the self). In primary school age component of training activities, such as training and educational interest, goal setting, educational action, action monitoring and evaluation activities have different levels of formation. As a teenager, on the development of image-I is influenced by many factors, one of which is the social environment, including the school. Teens who have a different level of formation of the image, I have a different level of formation of educational activity of the components that determine the success of the students in their studies.

Ключевые слова: образ-Я младших школьников, учебно-познавательный интерес, целепологание, учебные действия, действия контроля, действия оценки. Keywords: image - I elementary school, teaching and educational interest, goal setting, training activities, monitoring actions, the actions of evaluation.

Подростковый возраст является самым трудным и самым сложным из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.1 В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. По мере формирования Я-концепции изменяется отношение к самому себе, окружающим его людям, к своей деятельности, в том числе и учебной. В учебной деятельности подростка появляется интерес к самому знанию, его применению, происхождению и порождению. Подросток любит что-то доказывать, то есть выяснять предпосылки какого-либо утверждения в тех ситуациях, которые требуют аргументов, и связи этих аргументов с определенным следствием. Способность рассуждать формирует у подростка теоретическое отношение к жизни и широкие познавательные мотивы. Однако сформированность «образа-Я» у школьников может быть различной и по -

разному оказывать влияние на учебную деятельность как в положительную, так и в

2

отрицательную сторону .

Целью проведенная исследования является выявление взаимосвязи успешности в учебной деятельности и «образа-Я» младших школьников.

Объектом исследования выступает «образ-Я» младших школьников.

Предметом исследования является взаимосвязь успешности в учебной деятельности и «образа-Я» младших школьников.

При исследовании сформированности образа-Я и компонентов учебной деятельности у младших школьников использовались следующие методы исследования:

1) Теоретические методы:

• обобщение;

• анализ психо лого-педагогической литературы.

2) Эмпирические методы:

• метод тестирования;

• статистический метод исследования.

В рамках данных методов использовались следующие методики:

1. методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г. В. Репкина, Е. В. Заика);

2. шкала исследования детской Я-концепции Пирса-Харриса (Е. Пирс, Д. Харрис);

3. Коэффициент корреляции Пирсона (r-Пирсона).

При проведении исследования в качестве испытуемых выступили учащиеся 5 -х классов в количестве 40 человек. Исследование проводилось на базе СОШ № 2, города Москва.

1 Эльконин Д. Б. Детская психология, Академия, 2007.

2 Квиткевич В., Мирончик Ю. Психология подросткового и юношеского возраста, Питер, СПб., 2012.

По проблеме понятия и структуры учебной деятельности использовались материалы таких ученых, как: С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой. По проблеме формирования Я-концепции у подростков использовались материалы ученых: Р. Бернса, У. Джеймса, А. Маслоу, К. Роджерса, З. Фрейда, В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, Е. Т. Соколовой.

Проведя теоретико-методологический анализ научных трудов вышеупомянутых авторов выяснили, что учебная деятельность является одним из важнейших факторов, помогающим в формировании «Я-концепции» школьника, поэтому учитель средних классов должен знать психологические особенности школьников и учитывать индивидуальные особенности формирования «образа-Я» в учебном процессе. Значительную роль в становлении характера подростка играет социальная среда, котроя его окружает. Взаимоотношения с взрослыми, сверстниками, ситуация в школе и вне её создают благоприятные просоциальные или, наоборот, асоциальные условия для развития подростков. У подростка начинает развиваться чувство взрослости, он активно пытается включаться в различные виды общественно-полезной деятельности, расширяет сферу общения. В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем контрольно-оценочным, что является важной основой самоорганизации учебной деятельности. Также одним из важных этапов подросткового возраста является процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Это отношение к своему осознанному бытию способствует формированию определенного представления о самом себе, о своих способностях и возможностях. Представление о себе складывается под влиянием мнений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе. Он принимает на себя разные социальные роли, учится строить общение в разных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений. Учебная деятельность становится для подростка одним из видов осуществляемой активности, способных обеспечить его самоутверждение и индивидуализацию1. Успешность ученика зависит от того, насколько он удовлетворен собой, процессом обучения, результатами обучения, внешней оценкой учителей, сверстников и семьи. Удовлетворенность ученика собой и своей деятельностью формируется при адекватной самооценке, которая формируется в свою очередь при становлении «Я-образа» или «Я-концепции». При достаточной сформированности «образа-Я» наблюдается более адекватная оценка себя, своих способностей, достижений и желаний, а отсюда соответственно и удовлетворенность собой и своей деятельностью.

Проведенное исследование показало, что у 16,6 % учащихся с низким уровнем самоотношения наблюдается низкий уровень сформированности учебной деятельности. У них также отмечается поведение, не соответствующее требованиям взрослых, низкая оценка своих интеллектуальных способностей, ситуации в школе, низкая самооценка внешних данных, повышенный уровень тревожности, замкнутость, необщительность, неудовлетворенность жизненной ситуацией, неудовлетворенность положением в семье, неуверенность в себе. У 66,7 % учащихся с низким уровнем самоотношения наблюдается средний уровень сформированности учебной деятельности. Так же, в основном, отмечается

1 Р. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. - М.; Прогресс, 1986.

поведение, соответствующее требованиям взрослых, и реалистичная оценка своего поведения. Средняя оценка своих интеллектуальных способностей, ситуации в школе, средний уровень самооценки внешних данных, средний и низкий уровни тревожности. В большинстве - удовлетворенность жизненной ситуацией, положением в семье, средний уровень уверенности в себе. 16,6 % учащихся с низким уровнем самоотношения имеют высокий уровень сформированности учебной деятельности. Также отмечается поведение, соответствующее требованиям взрослых, и реалистичная оценка своего поведения. Высокая оценка своих интеллектуальных способностей, ситуации в школе, высокий уровень самооценки внешних данных, средний и низкий уровни тревожности. В большинстве -удовлетворенность жизненной ситуацией, положением в семье, высокий и средний уровни уверенности в себе. У 20 % учащихся со средним уровнем самоотношения наблюдается низкий уровень сформированности учебной деятельности. 70 % учащихся со средним уровнем самоотношения имеют средний уровень сформированности учебной деятельности. 10 % учащихся со средним уровнем самоотношения имеют высокий уровень сформированности учебной деятельности. 14 % учащихся с высоким уровнем самоотношения имеют низкий уровень сформированности учебной деятельности. 57 % учащихся с высоким уровнем самоотношения имеют средний уровень сформированности учебной деятельности. 29 % учащихся с высоким уровнем самоотношения имеют высокий уровень сформированности учебной деятельности.

Исходя из полученных данных, в проведенном исследовании был выявлен разный уровень сформированности учебной деятельности у подростков с разным уровнем самоотношения. Данные показывают, что самоотношение подростка продолжает формироваться, что соответствует психическим особенностям исследуемого нами подросткового возраста. Также полученные данные позволяют выявить ряд проблем, над которыми необходимо работать психологу-педагогу, а именно, 16,6 % подростков с низким уровнем самоотношения имеют низкий уровень учебной деятельности, 20 % имеют низкий уровень учебной деятельности при среднем самоотношении, при высоком уровне самооценки 14 % имеют низкий уровень учебной деятельности. Также учащиеся с низким уровнем учебной деятельности испытывают трудности в общении, повышенную тревожность, неудовлетворенность собой и окружающим миром.

Литература

1. Эльконин Д. Б. Детская психология, Академия, 2007.

2. Квиткевич В., Мирончик Ю. Психология подросткового и юношеского возраста, Питер, СПб., 2012.

3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. - М.; Прогресс, 1986.

4. Ильин Е. Психология взрослости, Питер, СПб., 2012.

5. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация // Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского: Ростов н/Д., 1988.

6. Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество.

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.