Научная статья на тему 'Определение уровня потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи'

Определение уровня потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1180
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / HIGH TECHNOLOGY MEDICAL HEALTH / ECONOMICS OF HEALTH CARE / MANAGEMENT OF HEALTH CARE / HEALTH CARE PLANNING / NATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыбальченко И. Е.

Автор рассматривает теоретические и методологические проблемы, решение которых необходимо для определения уровня потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи. Предлагается методологический подход к постановке и решению задачи по определению потребностей в такого рода помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Defining the level of societal demand for high technology medical health (Russia, Astrakhan

The author discusses theoretical and methodological problems involved with the defining of demand for high technology medical health; the author suggests an algorithm of problem definition and solution

Текст научной работы на тему «Определение уровня потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи»

4. Дорофеев В.И. Фармацевтическая промышленность России в условиях переходного периода. — М.: Медицина, 1995.

5. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности (Статья 1, часть 1) // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2 (42).

6. Безюк Н. Н. Инновационные препараты — стандарт с доказанной эффективностью и безопасностью. — URL: http://www.esus.ru/ php/content.php?id=427 (дата обращения 21.12.2012).

7. Лекарство для фармацевтов. — URL: http://www.eprmagazine.ru/business/otrasl_obzor/lekarstvo/ (дата обращения 21.12.2012).

8. Современное состояние и перспективы развития российской фармацевтической промышленности — URL: http://www.veb.ru/ common/upload/files/veb/analytics/fld/20120816pharma.pdf (дата обращения 21.12.2012).

9. Романова С., Захарова В., Журов Д. Надежда умирает последней //Ремедиум. — 2006. — март. — С. 61.

10. Медленно, но уверенно: Производство субстанций лекарственных средств в России. — URL: http://www.fcpfarma.ru/doc. aspx?DocId=763 (дата обращения 21.12.2012).

11. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утв. постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. № 91). — URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083677/ (дата обращения 21.12.2012).

12. Проблемы внедрения стандартов GMP на фармацевтических предприятиях России. — URL: http://www.apteka.ua/article/12672 (дата обращения 21.12.2012).

13. Кузнецова О., Вашенцев В. Кадры для фармкластеров. -URL: http://www.generis.ru/print_version/513 (дата обращения

21.12.2012).

14. В. Дмитриев: «Сегодня наибольший дефицит кадров ощущается в исследовательской области, на производстве и в регуляторной сфере». — URL: http://arfp.ru/news/203 (дата обращения 21.12.2012).

15. Наркевич И., Трофимова Е., Дзюба А. Кадры решают... // Фармацевтическая промышленность. — 2011. № 3. — С. 88-91.

1 Инновационный препарат (инновационное лекарственное средство) — лекарственное средство, активная фармацевтическая субстанция которого защищена патентом и/или запатентованы технологии получения готовой лекарственной формы и/или способа доставки.

2 Стандарт GMP («Good Manufacturing Practice», Надлежащая производственная практика) — система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания, пищевых добавок и активных ингредиентов. В отличие от процедуры контроля качества путём исследования выборочных образцов таких продуктов, которая обеспечивает пригодность к использованию лишь самих этих образцов (и, возможно, партий, изготовленных в ближайшее к данной партии время), стандарт GMP отражает целостный подход, поскольку регулирует и оценивает собственно параметры производства и лабораторной проверки. Стандарты GMP приняты как обязательные для исполнения в большинстве развитых стран, например, в США, странах ЕС и Японии.

определение уровня потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи

И.Е. Рыбальченко,

начальник негосударственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть»(г. Астрахань),

кандидат экономических наук 99988844@mail.ru

Автор рассматривает теоретические и методологические проблемы, решение которых необходимо для определения уровня потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи. Предлагается методологический подход к постановке и решению задачи по определению потребностей в такого рода помощи.

Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, экономика здравоохранения, управление здравоохранением, планирование здравоохранения, национальные проекты

УДК 614.2 ББК Р11(2)2

Развитие национальной системы высокотехнологичной медицинской помощи в России требует решения большого числа сложных технологических, организационных, финансовых и т.п. проблем. Одним из важнейших аспектов в данном направлении является вопрос об определении уровня потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Планирование и мониторинг ВМП, ее оптимальная организация и ресурсное обеспечение будут наиболее обоснованными и эффективными, если органы управления здравоохранением будут знать, каков уровень потребностей населения в высокотехнологичных медицинских услугах. В силу важности проблемы и ее практически полной неразработанности в литературе, попытаемся наметить возможный методологический подход к ее решению.

В рамках поставленной задачи следует, прежде всего, систематизировать современные подходы к вопросу определения уровня потребностей населения в ВМП. Анализ имеющихся источников позволяет обнаружить две взаимоисключающих позиции.

Во-первых, в информационном поле (научные публикации, выступления руководителей российского здравоохранения и др.) довольно часто встречаются оценки степени удовлетворения пот-

ребностей населения в ВМП так, как будто их уровень достаточно известен. В частности:

— по данным Минздравсоцразвития России, в 2005 году уровень удовлетворенности населения Российской Федерации в ВМП составлял 24% [1];

— в дальнейшем Министр здравоохранения и социального развития Т.Голикова сообщила, что потребность населения России в ВМП в 2008 году будет удовлетворена на 45%, что в 1,5 раза больше показателя 2006 года [2];

— в начале 2009 года Т.Голикова сообщила, что высокотехнологичная помощь сегодня доступна для 60% пациентов [3];

— согласно имеющимся оценкам, уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи в 2012 г. должен достичь 80%, а в 2013 г. повысится до 86% [4];

— в материалах совещания по вопросу развития ВМП, проведенного в октябре 2012 г. в Калининграде, фигурируют данные, которые резко контрастируют с приведенными выше цифрами. По этим данным, несмотря на ввод в строй новых мощностей по оказанию высокотехнологической медпомощи, потребность в ВМП удовлетворена менее чем на 50%, в том числе, например, в эндо-

протезировании суставов — на 10%, трансплантации почек — на 30%, стентировании — на 50% [5].

Во-вторых, имеются высказывания авторитетных управленцев и исследователей об отсутствии данных по уровню потребностей в ВМП:

1) В.В. Путин: «...Нужно, конечно, заниматься обследованием людей, нужно понимать, какой объём этой высокотехнологичной помощи нам нужен. Пока нет даже примерных цифр о потребности в этих высокотехнологичных операциях» [6].

2) Р.А. Хальфин, П.П. Кузнецов: «Следует отметить, что сегодня нет достоверных данных о реальных потребностях населения в ВМП. Определение количества больных, нуждающихся в оказании ВМП, в Минздравсоцразвития РФ осуществляется путем обобщения заявок органов управления здравоохранением субъектов РФ, которые, в свою очередь, определяют ее преимущественно экспертным путем, поскольку отсутствует утвержденная методика расчета». И далее: «...сегодня практически отсутствуют полные и достоверные данные как о потребностях в ВМП, так и о фактически выполненных объемах ВМП в медицинских учреждениях всех форм собственности и ведомственной принадлежности... Процедуры подготовки данных о потребностях в ВМП, представляемых ОУЗ в Минздравосцразвития России, недостаточно формализованы и регламентированы, и не обеспечивают достоверности этих сведений» [7, с.30-31].

3) В.И. Перхов: «...Количество и виды выполняемых высокотехнологичных вмешательств не столько отражают потребности населения, сколько учитывают специфику и мощности отдельных федеральных медицинских учреждений» [8, с.38].

4) В. Климин: «...Истинная потребность в этом виде помощи (ВМП — Авт.) для населения Свердловской области неизвестна» [9].

Ситуация станет еще менее определенной, если мы обратим внимание на подходы к ее решению в имеющихся источниках. Анализ действовавших на конец 2012 г. нормативных правовых актов показывает, что в правовом поле страны отсутствуют документы, регламентирующие методику определения потребностей населения в ВМП. Количество нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи пациентов в регионах определяется по результатам деятельности комиссий субъектов РФ по направлению на оказание ВМП [10].

В силу сказанного выше, первоочередной задачей становится анализ вопроса о том, как формируется тот или иной уровень потребностей в ВМП. Первоначальным шагом в этом направлении, как представляется, должен стать анализ того, как формируются контингенты граждан, которые могут обратиться за оказанием ВМП. В данном случае следует обратить внимание на несколько аспектов.

Во-первых, отграничение контингентов, нуждающихся в ВМП, в российском здравоохранении может быть формализовано только на основе регламентированного в нормативных правовых актах перечня заболеваний, для лечения которых требуются высокие медицинские технологии [11].

Во-вторых, контингент лиц, имеющих заболевания по установленным профилям (видам) ВМП существует на каждый данный момент независимо от того, были ли они соответствующим образом продиагностированы или нет. Диагноз специалистов-медиков лишь «удостоверяет» фактически существовавшую до него ситуацию с наличием (отсутствием) заболевания.

В-третьих, среди лиц, имеющих заболевания по установленным профиля (видам) ВМП, всегда будет наличествовать контингент граждан, которые не будут обращаться за медицинской помощью (например, предпочитают самолечение, не знают о возможности получения ВМП, просто не обращают внимание на свое здоровье и т.п.). Так, в соответствии с данными специального опроса, проведенного в 2010 г. Левада-центром (объем выборки — 1600 чел.), в ситуации заболевания около 40% российских граждан пытаются лечиться самостоятельно, а 15% практически не обращаются к врачам [12]. Такого рода контингенты, как представляется, нельзя рассматривать как потенциальных носителей потребности в ВМП.

В-четвертых, в рамках рассматриваемой нами проблемы наибольший интерес представляют контингенты больных, которые в принципе могут обратиться за получением ВМП, т.е. контингент ее потенциальных получателей. Его объем выражается в численности больных (чел.) на определенную дату, которые могут обратиться за получением ВМП в систему здравоохранения (в т.ч. в государственный, ведомственный или частный сектор).

В результате проведенного нами анализа далее появляется возможность рассмотреть, как формируются объемные показа-

тели действительной потребности в ВМП в контингенте ее потенциальных получателей. Для этого рассмотрим формирование потоков получателей ВМП во времени (см. рис.1) и построим для них простую экономико-статистическую модель в виде балансового соотношения (1):

КП1 = КП0 + ПП1 - ВП1 = КП0 + (ЗД + ЗП, + ПН1) -

- (;зн1 + зо1 + вг1 + вц) (1)

где КП0, КП1 — соответственно, численность потенциальных получателей ВМП в начале и в конце отчетного периода (месяца, квартала, года).

Все другие показатели из уравнения (1) берутся за отчетный период (см. рис.1): ПП1 — объем «пополнений» контингента потенциальных получателей ВМП, ВП1 — объем выбытий из того же контингента, ЗД1 — лица, заболевшие за данный период по профилям (видам) ВМП и могущие обратиться за ВМП, ЗП1 — лица, заболевшие в прошлые периоды по профилям (видам) ВМП и могущие обратиться за ВМП, ПН1 — пролеченные больные с недостигнутым медицинским результатом, ЗН1 — в контингенте обратившихся за ВМП получили заключение о наличии показаний для ее получения, ЗО1 — получили заключение об отсутствии показаний для ВМП, ВС1 — выбытие в связи со смертью, ВГ1 — выбытие за границу.

Исходя из результатов нашего анализа, можно теперь сформулировать следующие определения:

Потребности в медицинской помощи — индивидуальные запросы на лечение, которые должны быть удовлетворены в рамках медицинской помощи.

Потребности в высокотехнологичной медицинской помощи — индивидуальные запросы на лечение при наличии заболеваний по установленным видам ВМП.

Объем потребностей в высокотехнологичной медицинской помощи — численность больных, получивших в течение данного периода в установленном порядке медицинское заключение о наличии показаний для ВМП.

Из сформулированных выше определений следует, что величина ЗН1 и представляет собой количественную оценку для объема потребностей в ВМП за данный отчетный период. Отметим, что введенные нами выше термины тесно коррелируют с таким используемым в научном обороте понятием, как «накопленная госпитализированная заболеваемость» (применительно, конечно, к профилям ВМП) [13, с.195-196].

С точки зрения балансирования потоков больных в уравнении (1) привлекает внимание важнейший частный случай: суммарная мощность всех систем оказания ВМП (государственной, ведомс-

Лица, заболевшие за данный период по профилям ВМП и могущие обратиться за ВМП

(ЗД)

ТГХГ

Лица, заболевшие в прошлые периоды по профилям ВМП и могущие обратиться за ВМП

уч.

(ЗП)

:гхг

Пролеченные больные -медицинский результат не достигнут (ПН)

Пополнения в потенциальный контингент ВМП (ПП)

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ КОНТИНГЕНТ ВМП (КП)

ПП

Выбытия из потенциального контингента ВМП (ВП)

::г

Обращение в системуздравоохранения по поводузаболевания

Ч.

Получили

заключение

об

отсутствии показаний для ВМП (30)

Получили заключение о наличии показаний для ВМП (ЗН)

-З-

Лист ожидания

I

Пролеченные больные (ПБ) 1 ------------------------

Пролеченные больные -медицинский результат достигнут (ПД)

Рис. 1. Основные потоки больных в системе оказания ВМП

твенной, частной) должна как минимум стабилизировать контингент потенциальных получателей ВМП, т.е. поступления в указанный контингент должны быть примерно равны выбытиям из него. При таком варианте в уравнении (1) должно быть КП0 ~ КП1, отсюда получается формула (2):

ЗН1 = (ЗД1 + ЗП1 + ПН1) - (ЗО1 + ВГ1 + ВС1) (2)

Обратим внимание на то, что в предложенной выше модели величина ЗН формируется на основе заключений квалифицированных экспертов-медиков, диагностирующих каждого заболевшего в рамках установленных профилей ВМП. Например, для получения доступа к системе ВМП в государственном здравоохранении России больного, как правило, «пропускают» через две специальных комиссии, одна из которых функционирует в органе управления здравоохранением субъекта Федерации (по месту жительства больного), а другая — в ЛПУ, где предполагается оказание ВМП [14].

Проведенный анализ, очевидно, будет неполным, если далее не сделать следующий шаг и не обратиться к самостоятельному вопросу о том, как могут быть получены исходные данные для проведения необходимых расчетов на практике. Обратим внимание на ряд принципиальных моментов.

Во-первых, источником необходимых данных, к сожалению, не могут быть материалы статистики здравоохранения, т.к. данные, имеющиеся в официальных публикациях Росстата, вообще не упоминают о высокотехнологичной медицинской помощи [15]. Более того, действующим приказом Минздравосцразвития №212н от 11.03.2012 г. предусмотрено, что статистические данные по оказанию ВМП (форма №67-МО-ОУЗ и форма №67-МО-МЗ) представляются в вышестоящие инстанции только от федеральных и субъектовых ЛПУ, участвующих в оказании ВМП за счет средств федерального бюджета [16]. Таким образом, оказание ВМП по ведомственным и частным каналам в имеющейся статистике отсутствует.

Во-вторых, для решения поставленной задачи непригодны также и имеющиеся в открытом доступе материалы Минздрав-соцразвития России (с середины 2012 года — Минздрав РФ) [17]. В этих цифрах отсутствуют:

а) объемы ВМП, устанавливаемые региональным ЛПУ на основе соответствующих соглашений между федеральным министерством и органом управления здравоохранением субъекта Федерации [18].

б) ведомственные и негосударственные кластеры здравоохранения, тогда как, например, по имеющимся подсчетам, 24 министерства и ведомства России (среди них — Минобороны РФ, МВД, Администрация Президента РФ и т.д.) [19], а также крупнейшие производственные организации (ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» и т.д.) имеют собственные системы охраны здоровья. Так, например, в военно-лечебных учреждениях ежегодно оказываются высокотехнологичные виды медицинской помощи более 20 тыс. чел. только из числа контингентов Минобороны [20]. Также, по имеющимся данным, в 26 регионах России действуют крупнейшие железнодорожные клиники, в которых около 40 000 россиян ежегодно получают ВМП [21].

Дальнейший анализ показывает, что на данном этапе исследований можно наметить следующие возможности для процедур сбора исходных данных при расчетах объема потребностей в ВМП:

1) Организовать во всех имеющихся в России кластерах здравоохранения (государственном, ведомственном и частном) специальное выборочное обследование с целью определения объема и структуры контингентов (по территориям, по демографическим группам и т.д.), получивших заключение о наличии показаний для ВМП. Данное обследование, например, может быть включено как дополнительная часть при проведении намечаемых с 2013 года сплошных диспансеризаций населения. Поскольку предлагаемое обследование должно затронуть ЛПУ разной подведомственности, то его проведение возможно, видимо, только на базе специального нормативного правового акта Правительства РФ, разработку и принятие которого следует обеспечить под руководством Министерства здравоохранения РФ.

Так, по данным выборочного исследования, в первую очередь, должны быть рассчитаны оценки для распространенности соответствующих заболеваний — доля жителей (по РФ и по субъектам Федерации), получивших заключение о наличии показаний для ВМП по ,-му профилю, в общей численности соответствующих контингентов. Расчет ведется по формулам (3):

ДЖ, = (В+Д)С ; ДВ, = В,/Св ; ДД, = Д,/Сд (3)

где ДЖ,, ДВ,, ДД, — соответственно, доли жителей, взрослых и детей до 17 лет (ДД,), имеющих заключение о наличии показаний для ВМП,. В,, Д, — соответственно, выборочная численность взрослых и детей, имеющих показания для ВМП, чел.; С, Св, Сд — соответственно, выборочная численность обследованных жителей территории, взрослых и детей, чел.

Общий объем потребностей в ВМП ,-му профилю для каждой данной территории в последующие плановые периоды определяется на основе предшествующих расчетов по формуле (4):

ЗН, = ДВ, х N + ДД, х N = ДЖ, х N (4)

где N ^, ^ — соответственно, общая численность населения, взрослых и детей до 17 лет на данной территории согласно имеющейся демографической статистике.

2) Использовать материалы персонифицированного учета из федерального и территориальных ФОМС, которые концентрируют в своих базах данных все случаи оказания медицинской помощи за счет средств ОМС. К сожалению, высокотехнологичная медицинская помощь будет полностью отражаться в этих базах только с 2015 года, когда планируется осуществить перевод ВМП на одноканальное финансирование через систему ОМС [22].

3) Наиболее полное решение проблемы будет достигнуто при использовании первичных данных из создающейся в настоящее время Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИС). Указанную систему предполагается создать в два этапа (первый — в 2011-2012 гг., второй — в 20132020 гг.), при этом в рамках создания ЕГИС будет обеспечиваться прогнозирование потребности в медицинской помощи (выделено нами — Авт.) на основании данных об уровне и характере заболеваемости по различным нозологическим формам, группам населения, территориальным и другим признакам. С этой целью ЕГИС будет формировать в электронном виде первичную медицинскую документацию, включая ведение листов ожиданий и записи на прием, ведение электронной медицинской карты пациента, поддержку принятия врачебных решений и других процессов в рамках медицинской организации [23]. К сожалению, в соответствующем нормативном правовом акте достаточно подробно говорится о месте Министерства здравоохранения РФ в разработке и функционировании ЕГИС, однако, в нем нет четко сформулированных требований, которые должны предъявляться к негосударственным кластерам здравоохранения в связи с формированием ЕГИС (в приказе №364 от 28.04.2011 вообще отсутствуют упоминания о ведомственном и негосударственном здравоохранении ).

При любом способе определения показателей уровня потребностей в ВМП, одним из важнейших результатов данной работы будет обоснованное определение объемов материальных и трудовых ресурсов, обеспечивающих медицину высоких технологий. Расчеты проводятся отдельно для взрослого и детского населения, а также для всего населения в целом. Расчет норматива числа коек (Ф,) на 10000 жителей по ,-му профилю ВМП проводится по формуле (5):

Ф, = (ЗН, х Тдл) х 10000/®, х N = (ДЖ, х Тдл) х 10000/0, (5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где ЗН, — объем потребностей населения в ВМП по ,-му профилю (чел./год), Тдл — средняя длительность пребывания больного на койке (в днях), N — численность населения на данной территории,

0, — расчетные показатели среднего числа дней занятости койки ,-го профиля в году.

На следующем этапе расчетов определяется потребность во врачебных кадрах для стационарного обслуживания, исходя из числа коек на одну врачебную должность и норматива числа коек на 10000 населения и т.д.

Представляется целесообразным выдвинуть предложение о формировании в рамках ЕГИС целостной нормативной базы, обеспечивающей принятие решений по развитию системы ВМП в России. В частности, предлагается следующая структура указанной нормативной базы:

1. Нормативы развития системы ВМП:

1.1. Показатели доли населения РФ и каждого субъекта Федерации, нуждающегося в оказании ВМП (84 показателя).

1.2. Показатели доли взрослых и детей (до 17 лет), нуждающихся в оказании ВМП, в соответствующих контингентах населения (по РФ и по каждому субъекту Федерации) — всего 168 показателей.

1.3. Показатели потребности взрослых и детей по профилям ВМП (для РФ и для каждого субъекта Федерации) — всего 3360 показателей.

2. Нормативы материального и кадрового обеспечения ВМП:

2.1. Показатели общей численности больничных коек по профилям ВМП на 10000 чел. населения (население РФ в целом, взрослые, дети).

2.2. Показатели численности медицинского персонала (врачи, медсестры) на одну койку по профилям (видам) ВМП.

3. Нормативы финансовых затрат на оказание ВМП одному пролеченному больному. Например, в рамках подведомственности бывшего Минздравсоцразвития РФ на 2012 год были установлены 36 нормативов финансовых затрат по оказанию ВМП (по ее профилям и отдельным видам) [24].

4. Стандарты медицинской помощи больным по видам (профилям) ВМП.

Подводя итоги проведенному выше анализу, следует отметить, что данные об объеме потребностей в ВМП являются исходной основой для решения текущих и перспективных задач по совершенствованию системы ВМП в России. Однако, несмотря на то, что указанная система развивается в нашей стране уже более 15 лет, вопрос о расчете соответствующих потребностей не привлекал особого внимания ученых и практиков управления здравоохранением. Это положение подтверждается, например, тем, что до последнего времени в источниках не обсуждались определения для

термина «объем потребностей в высокотехнологичной медицинской помощи». Четкая формулировка такого определения позволяет построить модель потоков больных, которым требуется оказание ВМП, и показать место, которое занимает в этом потоке контингент, предъявляющий запросы на помощь медицины высоких технологий. Указанная модель, в свою очередь, становится исходной основой для формирования перечня нормативов, регулирующих развитие системы ВМП в России. Окончательное решение вопроса по определению абсолютных объемов потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи будет достигнуто при введении в эксплуатацию единой государственной информационной системы в здравоохранении.

Следует также выдвинуть предложение о внесении изменений в концепцию ЕГИС, где необходимо четко артикулировать информационный аспект отношений между этой системой и негосударственными (ведомственными и частными) кластерами здравоохранения.

Результаты работ по определению потребностей в высокотехнологичной медицинской помощи, несомненно, будут способствовать совершенствованию деятельности органов управления здравоохранением в России.

Литература

1. Перхов В.И. Анализ новых тенденций и организационных мероприятий в вопросах обеспечения населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощью. Ч.1 // Mенеджер здравоохранения. — 2008. — №11. — С.21-26.

2. В 2008 году объемы высокотехнологичной медицинской помощи в России по сравнению с 2006 годом возрастут в 1,5 раза. URL: http://zdorovie.viperson.ru/wind.php?ID=434911 дата обращения: 15.09.2012).

3. Невинная И. Таблица уважения // Российская газета. — 2009. — 2 апреля.

4. Сидибе П. Урок премьера // Российская газета. — 2010. — 5 июля.

5. Mедведев проведет в Калининграде совещание по вопросу развития высокотехнологичной медицинской помощи. URL: http:// itartass.spb.ru/news/8346/ (дата обращения: 20.11.2012).

6. Стенографический отчёт о совещании по вопросам развития высокотехнологичных видов медицинской помощи. 23 января 2008 года. URL: http://www.kremlin.ru/appears/2008/01/23/2112_type63378 (дата обращения: 05.10.2010).

7. Хальфин Р.А., Кузнецов П.П. Высокотехнологичная медицинская помощь: проблемы организации и учета. — M., 2008. — 191 с.

8. Перхов В.И. О проблемах обеспечения населения РФ бесплатной высокотехнологичной медицинской помощью // Здравоохранение. — 2009. — №2. — С.36-45.

9. Интервью Mинистра здравоохранения Свердловской области. URL: http://www.mzso.ru/news/lastnews/669/49 (дата обращения:

11.12.2010).

Интервью РИА «Новости». URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/high-tech/49 (дата обращения: 29.10.2012).

10. Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи: Приказ Mинздравсоцразвития России №1690н от 28 декабря 2011 г. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 25.11.2012).

11. Оценки работы институтов социальной сферы. URL: http://www.levada.ru/category/rubrikator-oprosov/ (дата обращения:

15.11.2012).

12. Mедик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. — M.: Mедицина, 2003. — 508 с.

13. Об утверждении порядка направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Mинистерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с применением специализированной информационной системы: Приказ Mинздравсоцразвития России №1689н от 28 декабря 2011 г. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.11.2012).

14. Здравоохранение в России — 2011 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_34/Main.htm (дата обращения: 30.11.2012).

15. О формах статистического учета и отчетности об оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Mинистерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и порядке их заполнения: приказ Mинздравсоцразвития России №212н от 11 марта 2012 г. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 30.11.2012).

16. О плановых объемах высокотехнологичной медицинской помощи государственным бюджетным учреждениям, подведомственным Mинистерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, и государственным учреждениям, подведомственным Российской академии медицинских наук, в 2012 году: Приказ Mинздравсоцразви-тия России № 1673/658/79 от 27 декабря 2011 г. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.11.2012).

17. Об утверждении формы соглашения об оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в 2012 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: Приказ Mинздравсоцразвития России от 28 декабря 2011 г. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.11.2012).

18. Саверский А.В. Права пациентов в России: взгляд правозащитника // Mедицинское право и этика. — 2003. — №1. — С.55-62.

19. Сайт Mинистерства обороны РФ. URL: http://www.mil.ru/848/1045/12181/index.shtml (дата обращения: 11.02.2010).

20. Нескорая помощь // Российская газета. — 2008. — 26 сентября.

Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 10.11.2012).

21. Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: Приказ Mинистерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. №364. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 30.11.2012).

22. О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: Приказ Mинистерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2010 г. № 1248н. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 30.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.