Научная статья на тему 'Определение уровней сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС нового поколения'

Определение уровней сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1441
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВНЕВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCES / LEVEL ESTIMATION OF COMPETENCES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипьева Светлана Владимировна

Статья рассматривает процесс развития способности к адаптации к новым условиям в профессиональной деятельности, которая возможна лишь при наличии сформировавшихся компетенций, социальных умений и качеств личности, ее устремлений к самообразованию, самовоспитанию, что позволяет сделать переход на обучение по ФГОС нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филипьева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Defining Levels of Forming Basic and Professional Competences in Accordance with Federal State Educational Standards of New Generation

The paper provides the process of developing abilities to adaptation to new conditions in professional activity which is possible only with competences formed, social skills and personal properties available, what might be achieved via transition to training according to the Federal State Educational Standards of new generation.

Текст научной работы на тему «Определение уровней сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС нового поколения»

УДК / UDC 377 С. В. Филипьева, кандидат педагогических наук, директор, ГОУ НПО

«Профессиональный лицей № 1», г. Кемерово, Россия, filipsv42@rambler.ru

Н. Г. Пастор, заместитель директора по учебно-производственной работе А. А. Хитов, кандидат технических наук, преподаватель физики

Svetlana Filipyeva, PhD in Pedagogics, Principal, Vocational Lyceum №1, Kemerovo, Russia, filipsv42@rambler.ru

Nathalie Pastor, associate principal for study and production activities Andrey Hitov, PhD in Physics, teacher of Physics

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБщИх И

профессиональных компетенций в соответствии с фгос нового поколения

DEFINING levels of FoRMING BAsic AND PRoFEssioNAL coMPETENcEs in accordance with federal state educational standards of new generation

Статья рассматривает процесс развития способности к адаптации к новым условиям в профессиональной деятельности, которая возможна лишь при наличии сформировавшихся компетенций, социальных умений и качеств личности, ее устремлений к самообразованию, самовоспитанию, что позволяет сделать переход на обучение по ФГОС нового поколения.

The paper provides the process of developing abilities to adaptation to new conditions in professional activity which is possible only with competences formed, social skills and personal properties available, what might be achieved via transition to training according to the Federal State Educational Standards of new generation.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, уровневое оценивание компетенций, ФГОС нового поколения.

Key words: professional competences,

level estimation of competences, Federal State Educational Standards of new generation.

Инновационность профессионального образования состоит в том , что оно требует более тесной связи с практикой, чем традиционно, и ориентируется на овладение общими и профессиональными компетенциями, обеспечивающими готовность к работе в динамично изменяющихся условиях. Развитие личности с позиции профессионализма требует от человека неоднократного изменения сфер деятельности в течение жизни. Адаптация к новым условиям в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформи-

ровавшихся компетенций, социальных умений и качеств личности, ее устремлений к самообразованию, самовоспитанию, что позволяет сделать переход на обучение по ФГОС нового поколения.

В соответствии с ФГОС образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Оценивание компетенций обучающихся - новый и сложный процесс. В настоящее время разрабатываются контролирующие оценочные средства по ПМ, формируется система оценивания ОК, ПК. Однако на практике возможен вариант, когда оценивание компетенций сведется к механическому «освоил - не освоил». На наш взгляд, наиболее эффективным является уровневое оценивание компетенций.

Для координации работы по установлению уровня сформированности компетенций у обучающихся необходимо создать рабочую группу, возглавляемую зам. директора по УПР, в состав группы включить методистов, сертифицированных специалистов, преподавателей, мастеров; в соответствии с планом работы организовать безболезненный переход на ФГОС нового поколения. Очень важно довести до преподавателя, мастера, обучающихся объем предстоящей работы на учебный год, определиться со сроками начала и окончания преподавания ОП, МДК, ПМ, разобраться с компетенциями, которые необходимо формировать.

Для установления уровня сформирован-ности компетенций необходимо разработать механизм оценивания, который заключается в следующем:

• определиться с компетенциями, которые необходимо формировать в соответствии с видами деятельности;

• разработать показатели для каждой компетенции;

• проверить показатели, разработав КОС;

• обработать полученные материалы;

• допустить обучающихся к итоговой (промежуточной] аттестации.

На примере профессии -150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы]» рассмотрим алгоритм предстоящей работы. При определении видов деятельности, к которым готовится будущий сварщик, обратимся к главе 4: 4.3.1. подготовительносварочные работы; 4.3.2. сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях; 4.3.3. наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление; 4.3.4. дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений - это и есть профессиональные модули, которые представлены в 5 главе.

Для того чтобы представить объем работы преподавателя, мастера и обучающего рассмотрим ОПОП через призму компетенций:

1. У обучающегося необходимо сформировать по ОП, МДК, УП, ПП 27 компетенций - 7 общих и 20 профессиональных компетенций. Соответственно, мастеру п/о и преподавателю нужно разработать показатели КОС и оценить сформированность общих и профессиональных компетенций. Кроме того, естественен вопрос - сколько раз необходимо оценить каждую компетенцию? Так, например, компетенцию ОК1 необходимо оценить на 17 ОП, МДК, УП, ПП; ОК2 на 16 ОП, МДК, УП, ПП, а на физкультуре и безопасности жизнедеятельности необходимо сформировать и оценить 27 компетенций. Очевидно, что необходимо разработать единые подходы к оцениванию компетенций. При таком множестве компетенций уровневое оценивание компетенций, на наш взгляд, является оптимальным.

2. При разработке показателей необходимо руководствоваться следующим: для установ-

ления уровня сформированности компетенций

- высокого, среднего, низкого - есть критерий-признак, по которому классифицируются, оцениваются педагогические факты, действия и явления. Критерий является качественной характеристикой эффективности. Показатель

- является количественным выражением критерия, с помощью которого можно замерить степень сформированности того или иного критерия.

Система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна учащемуся (принцип доступности и открытости обязательных требований]: обязательность и свобода действий в адаптации различных технологий и методик преподавателями лицея; предупреждение негативного результата; признание права ученика на выбор уровня обучения (учащийся должен испытывать успех в обучении и стремление продвигаться от незнания к знанию].

При установлении уровней сформированно-сти компетенций - высокого, среднего, низкого

- предлагаем разработать не более 5 показателей для каждой компетенции, которые необходимо проверить. Формулировка показателей осуществляется с учетом правил:

- диагностируемости;

- малых чисел;

- преимущественного использования форм отглагольных существительных (соответствие, выполнение, выбор, организация, расчет...).

Алгоритм установления уровней сформиро-ванности компетенций разработан с применением математического аппарата и заключается в следующем:

• если из 5 проверяемых показателей 4-5 соответствуют понятию «всегда» и отсутствует понятие «никогда», то уровень сформиро-ванности компетенции высокий. К 1 уровню (высокому] мы отнесли учащихся, у которых высокая сформированность учебных умений, повышенный интерес к обучению (приоритетный среди всех других интересов], а уровень усвоения учебного материала определяется не только информацией полученной в процессе обязательных занятий, но и в процессе образовательной, самостоятельной деятельности;

• если из 5 проверяемых показателей 3-5 соответствуют понятию- «никогда», то уровень сформированности компетенции низкий. К 3 уровню (низкому] мы отнесли учащихся,

которые не проявляли интереса к учебе, у них не были сформированы учебные умения, и при выполнении заданий они показывали низкий уровень усвоения учебного материала;

• в остальных случаях - уровень сформированное™ компетенции средний. Ко 2 уровню (среднему] мы отнесли учащихся, у которых сформированы учебные умения на достаточном уровне, устойчивое стремление к учению, а уровень усвоения учебного материала характеризуется не только усвоением обязательного программного материала, но и дополнительной информацией, представляющей интерес для профессионального и общего развития.

Для установления уровня сформированно-сти компетенций можно использовать различные методики. Предлагаем воспользоваться методом «360 градусов» - по сути это круго-

Контролирующие

вая оценка обучающегося, в процесс которой включены сам обучающийся, его руководители, одногруппники. Метод предполагает сбор комплексной информации из различных источников. Этот метод оценки позволяет добиться большей точности, он достаточно прост, демократичен, если проводиться грамотно: гарантируется и соблюдается конфиденциальность, правильно обрабатывается и подается полученная информация. Большая роль при оценивании уровня сформированности особенно общих компетенций отводится самооценке обучающегося.

3. Мы не останавливаемся на проверке показателей и разработке КОС Рекомендуем воспользоваться имеющимися контролирующими материалами у каждого мастера и преподавателя, систематизировав их в таблицу!.

Таблица 1

риалы по предмету

Урок № контрольная Самостоят р п тз ш т л CD О Tv л ш СП о "О ш т о "О диктант реферат

1-2 П1

3-4 С1

2 526 К1

С2

6 061 К2

СЗ

8 990 КЗ

всего 3 З 10 4 6 2

Систематизированный таким образом материал, позволит использовать имеющиеся наработки для составления КОС.

4. Для обработки полученных материалов

предлагаем воспользоваться ведомостью !, которую можно использовать для фиксации уровня сформированности любой компетенции.

ведомость 1

Сводная ведомость по ОК1

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ФИО Показатели, уровни

Уровни

интереса к ...

в о го ш и I о ш н 7ч О ш в о го ш и I о ш н 7ч О ш в о ГО ш и I о ш н 7ч О ш в о ГО ш и I о ш н 7ч О ш в о ГО ш и I о ш н 7ч О ш в О" с о 7ч с тз го д I н к

ведомость 2

Сводная ведомость по ОК1

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ФИО Показатели, уровни

Проявление интереса к ... Стремление к ... Предложение. уровни

всегда иногда никогда всегда иногда никогда всегда иногда никогда

Алгоритм установления уровней сформированное™ компетенций изменится следующим образом:

- если из 3 проверяемых показателей 3 соответствуют понятию «всегда» то уровень сформированности компетенции высокий;

- если из 3 проверяемых показателей 2 соответствуют понятию «всегда» и 1 -«иногда», то уровень сформированности компетенции средний;

- в остальных случаях уровень сформированности компетенции низкий.

5. Для допуска обучающихся к итоговой (промежуточной] аттестации необходимо полученные результаты на каждого учащегося обработать в методическом центре, устанавливая уровень сформированности каждой компетен-

ции для учащегося. Так, например, ОК1 необходимо оценить на 17 ОП, МДК, УП, ПП; ОК2 на

16 ОП, МДК, УП, ПП ОП и МДК. Установление уровня сформированности каждой компетенции из матрицы ОПОП предлагаем в следующей интерпретации:

•если из 100 % оцененных одинаковых компетенций на каждого учащегося по конкретным ОП, МДК, УП, ПП - 80-100 %, что соответствует высокому уровню, и отсутствует низкий уровень, то устанавливается высокий уровень сформированности конкретной компетенции;

• если из 100 % оцененных одинаковых компетенций на каждого учащегося по конкретным ОП, МДК, УП, ПП - 0-60 %, что соответствует низкому уровню, то устанавливается

низкий уровень сформированности конкретной компетенции;

• в остальных случаях устанавливается средний уровень сформированности конкретной компетенции.

Так, сформированность ОК4 необходимо установить из оцененных ОК4 по 17 ОП, МДК,УП, ПП, для этого необходимо провести следующий расчет:

17 ОК4 - 100 %

Х ОК4 - 80 % х=(17*80]/100=13,6, т. е,

если по (14 - 17] Оп, МДК, УП, ПП у учащегося установлен высокий уровень сформирован-ности компетенции ОК4 и отсутствует низкий уровень, то уровень сформированности конкретной компетенции соответствует высокому уровню по всему курсу обучения; аналогичный расчет проводим для установления низкого уровня:

Данная ведомость на итоговой аттестации, на наш взгляд, дает полную информацию о сформированности всех компетенций у обучающихся.

Таким образом, если при установлении уровня сформированности любой компетенции следовать пошагово в соответствии с разработанным алгоритмом, то можно получить

17 ОК4 - 100 %

Х ОК4 - 60 % х=(17*60]/100=10,2 т.е, если по (1- 10] Оп, МДК, УП, ПП у учащегося установлен низкий уровень сформированно-сти, то устанавливается низкий уровень сфор-мированности конкретной компетенции.

В остальных случаях устанавливается средний уровень сформированности конкретной компетенции.

Условием допуска к государственной (итоговой] аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций. Таким документом может быть итоговая ведомость уровней сформированности компетенций, представленная в ведомости 3, где:

1 -высокий уровень

2 - средний уровень

3 - низкий уровень

реальную картину уровня сформированности компетенций у обучающихся.

Кроме того, ряд компетенций можно перевести на создание портфолио. И очень важно, чтобы обучающиеся были активными участниками не только формирования, но и оценивания компетенций.

ведомость 3

Итоговая ведомость уровней сформированности компетенций

фио р 0 го (D 1 сг Общие компетенции(ок) Профессиональные компетенции (ПК1.) Профессиональные компетенции (ПК2.) Профессиональные компетенции (ПК3.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З З 4 5 6 ? З З 4 5 b З З 4 5 b З З 4 5 b

И го ffl I о го го го го 1 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

З

З

Щеглов 1 + + + + + + + + + +

З + + + + + + + + + + + + + + + +

З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.