Научная статья на тему 'Определение температурных показателей лакового покрытия якорной обмотки тягового двигателя карьерного самосвала БелАЗ-75131 методом CAE-моделирования'

Определение температурных показателей лакового покрытия якорной обмотки тягового двигателя карьерного самосвала БелАЗ-75131 методом CAE-моделирования Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
184
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЙ САМОСВАЛ / ТЕРМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕМПЕРАТУРНЫЕ КОЛЕБАНИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ / ЯКОРНАЯ ОБМОТКА / CAE-МОДЕЛИРОВАНИЕ / OPEN PIT TRUCK / THERMAL ANALYSIS / TEMPERATURE OSCILLATIONS / OPERATING CONDITIONS / DRIVER MOTOR / ARMATURE WINDING / CAE-SIMULATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Монастырский Юрий Анатольевич, Веснин Артем Вячеславович, Систук Владимир Александрович, Богачевский Антон Александрович

Компьютерным 3-D моделированием установлены диапазон и частоты температурных показателей лакового покрытия участка якорной обмотки тягового двигателя ЭК-590 карьерного самосвала БелАЗ-75131 в конкретных эксплуатационных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Монастырский Юрий Анатольевич, Веснин Артем Вячеславович, Систук Владимир Александрович, Богачевский Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LACQUER COATING TEMPERATURE INDICATORS DETERMINATION OF THE BELAZ-75131 OPEN PIT TRUCK DRIVE MOTOR ARMATURE WINDING BY CAE-SIMULATION METHOD

Both the range and frequency of temperature indicators of EK-590 drive electromotor armature winding area lacquer coating of BelAZ-75131 open pit truck in specific operating conditions are identified by computer 3D modeling.

Текст научной работы на тему «Определение температурных показателей лакового покрытия якорной обмотки тягового двигателя карьерного самосвала БелАЗ-75131 методом CAE-моделирования»

УДК 622.684:629.353

Монастырский Юрий Анатольевич

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автомобильного транспорта, Криворожский национальный университет, Украина, г. Кривой Рог, ул. ХХ11 партсъезда, 11 e-mail: mo nastirskivQ 8 @ramb ler.ru

DOI: 10.18454/2313-1586.2016.02.077

Monastyrskiy Yuriy A.

Doctor of technical sciences, professor, the head of the automobile transport department, Krivorojsky National University, 11 XXII Partsjezda, Krivoy Rog , Ukraine e-mail: monastirskiyQ 8 @ramb ler.ru

Веснин Артем Вячеславович

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой подъемно-транспортных машин, Криворожский национальный университет e-mail: artem vesnin@mail.ua

Vesnin Artem V.

candidate of technical sciences, assistant professor, head of the Handling, Road and Reclamation Machinery and Equipment Department, Krivorojsky National University e-mail: artem vesnin@mail.ua

Систук Владимир Александрович

кандидат технических наук, доцент, кафедра автомобильного транспорта, Криворожский национальный университет e-mail: vladimir. sistuk@vandex.ru

Sistuk Vladimir A.

PhD, assistant professor of the automobile transport department, Krivorojsky National University e-mail: vladimir.sistuk@yandex.ru

Богачевский Антон Александрович

ассистент,

кафедра подъемно-транспортных машин, Криворожский национальный университет e-mail: mr.bogachevskv@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛАКОВОГО ПОКРЫТИЯ ЯКОРНОЙ ОБМОТКИ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ КАРЬЕРНОГО САМОСВАЛА БЕЛАЗ-75131 МЕТОДОМ CAE-МОДЕЛИРОВАНИЯ

Bogachevskiy Anton A.

assistant of the Handling, Road and Reclamation Machinery and Equipment Department, Krivorojsky National University e-mail: mr.bo gachevsky@mail.ru

THE LACQUER COATING TEMPERATURE INDICATORS DETERMINATION OF THE BELAZ-75131 OPEN PIT TRUCK DRIVE MOTOR ARMATURE WINDING BY CAE-SIMULATION METHOD

Аннотация:

Компьютерным 3-D моделированием установлены диапазон и частоты температурных показателей лакового покрытия участка якорной обмотки тягового двигателя ЭК-590 карьерного самосвала БелАЗ-75131 в конкретных эксплуатационных условиях.

Ключевые слова: карьерный самосвал, термический анализ, температурные колебания, эксплуатационные условия, тяговый электрический двигатель, якорная обмотка, CAE-моделирование

Abstract:

Both the range and frequency of temperature indicators of EK-590 drive electromotor armature winding area lacquer coating of BelAZ-75131 open pit truck in specific operating conditions are identified by computer 3D modeling.

Key words: open pit truck, thermal analysis, temperature oscillations, operating conditions, driver motor, armature winding, CAE-simulation

На основе анализа простоев карьерных самосвалов БелАЗ-75131, которые задействованы при транспортировке горной массы на железорудных карьерах Криворожского бассейна, установлено, что простои, связанные с выходом из строя электромеханической трансмиссии, составляют 16 % от общих потерь рабочего времени данных машин. При устранении неполадок электромеханической трансмиссии до 60 % времени приходится на ее электрическую составляющую [1]. Для уточнения причин отказов тяговых электрических машин был проведен дефектоскопический анализ их элементов [2]. Установлено, что значительное количество отказов вызвано разрушением лакового покрытия якорных обмоток тяговых электрических двигателей с локализацией на их лобовых частях [3].

Нами было сделано предположение, что разрушение лакового покрытия обусловлено особенностями эксплуатации самосвалов. На Криворожских карьерах автодороги характеризуются большим удельным весом участков с максимально допустимыми продольными уклонами, которые чередуются с горизонтальными участками, что вызывает изменения тяговых сил на ведущих колесах и, соответственно, токовых нагрузок в обмотках тяговых электродвигателей во время транспортирования. Кроме того, дополнительные изменения токовых нагрузок связаны и с состоянием дорожного покрытия, а именно с колебаниями суммарного сопротивления движению из-за неровностей дороги. Пульсирующие нагрузки приводят к перепадам температуры в элементах тяговых электродвигателей, что в итоге может вызывать чередующиеся знакопеременные деформации в лаковом покрытии обмотки, провоцируя возникновение трещин и снижая общий ресурс работы электрических машин.

Таким образом, исследование температурных показателей лакового покрытия якорных обмоток тяговых двигателей большегрузных самосвалов является актуальным для машин, работающих в условиях карьеров Криворожского региона.

Для достижения данной цели рационально применение современных программных продуктов, в основе которых лежит CAE-моделирование [4].

На рынке представлено достаточное количество программного обеспечения, которое позволяет проводить термический анализ твердотельных объектов, самым популярным из которых является программный комплекс SolidWorks компании Dessault Systèmes [5].

Теплопередача в твердых телах моделируется в подпрограмме SolidWorks Flow Simulation с помощью уравнения теплопроводности [7 - 11]:

др пс 9 _ д dt дх

V д9 ^

дх.

+q

ч V ^г у

где с - удельная теплоемкость, 0 - температура, X - теплопроводность, м/с; рп - плотность воздуха, (кг/м3), ^ - время, Цу - удельное ( в единице объема) тепловыделение источника тепла, Вт/м3.

Частью рабочего процесса тягового двигателя является обдув якорной обмотки потоком охлаждающего воздуха. В данной подпрограмме движение и теплообмен воздушной среды моделируются с помощью уравнения Навье-Стокса, которое описывает в нестационарной постановке закон сохранения массы, импульса и энергии. Для моделирования турбулентных течений (они встречаются в инженерной практике наиболее часто) упомянутые уравнения Навье - Стокса осредняются по Рейнольдсу, т. е. используется осредненное по малому масштабу времени влияние турбулентности на параметры потока, а крупномасштабные временные изменения осредненных по малому масштабу времени составляющих газодинамических параметров потока (давления, скоростей, температуры) учитываются введением соответствующих производных по времени ( д ). Дополнительно используются уравнения состояния компонентов воздушной среды и эмпирические зависимости вязкости и теплопроводности данных компонентов от температуры.

Система уравнений сохранения массы, импульса и энергии нестационарного пространственного течения имеет следующий вид в рамках подхода Эйлера в декартовой системе координат (х, г = 1,2,3), вращающейся с угловой скоростью О вокруг оси, которая проходит через ее начало:

I ^ <Р ^ )-О;

д(рщ) д ( ч дРг

—7Т- + Т— (Рпигик - Т 1к ) + ^ = ^ ;

д дхк дхг

д(рпЕ) , д

дг

+ -

дх,„

((РпЕ + р>к + Чк - ТА ) = Вкик + Ч

где т - скорость текучей среды (охлаждающего воздуха), Р - давление воздуха, Па; Е -полная энергия воздуха, Дж; ^ - диффузионный тепловой поток, Дж; & - действующие на массу воздуха внешние силы: 8гротш - действие сопротивления пористого тела, ^тамг™ - действие гравитации, Бгтогаш - действие вращения системы координат, то есть = Вроют + ЗщГау,цу + $1гоШоп ; Е - полная энергия единичной массы текучей среды; ^ -

тепло, выделяющееся тепловым источником в единичном объеме текучей среды; ш -тензор вязких сдвиговых напряжений, нижние индексы означают суммирование по трем координатным направлениям.

Для текучих сред тензор вязких сдвиговых напряжений определяется следующим образом:

Т и = Ц Х О

дхи дхи, 2дхи

2

■ + ■

д х х, д х хг 3 д х х]

7х 5и) ---Р хкх 6,

3

где Ц=Ц/+ Цг, Ц/ - коэффициент динамической вязкости, ц - коэффициент турбулентной вязкости, Ь- - дельта-функция Кронекера, к - кинетическая энергия турбулентности. Коэффициент турбулентной вязкости ц определяется через величины кинетической энергии турбулентности к и диссипации этой энергии е:

Цг = /а х

С х р х к 2

где / =|1 - ехр х Г - 0,025 х Яу)]2 х (1 + 205 ); Яу = ^

Кт ц,

х у р х к2

—^; Кт =-, у - расстоя-

Цг хв

ние от поверхности стенки, Яу и Яг - показатели критерия Рейнольдса, С^ = 0,09.

Кинетическая энергия турбулентности к и диссипации этой энергии е определяются в результате решения следующих двух уравнений:

дх р х к д д Ц дх к .

+ — х(рхик хк) = --х((ц + х--) + 8к,

дх г дх р х в

+ -

дхь д

дх хг

■ х (р х ик х к) =

д х хк д

дх х

Ог

Цг

■х ((Ц г +—) х

д х хк дх к дх х

) + В Е,

где

с к дхиг

Вк = Т--р х В + Ц г х РВ

дх х.

^ = Се1 х 7 х (/1 х ТК х + Ц ] х СВ х РВ ) - С е2 х /2 х

к дх х,. к

тК = Ц , х (.

дх и дх и, 2 д

+

хи

2

---х ■

& „ 1 д х р

дх х. дх х 3 дх х1

1 х 5г/) - ~ х р х к х 5г;/; РВ =--х — х

3

р д х хг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где gг - составляющая гравитационного ускорения в координатном направлении хг, св = 0,9, Св = 1 при Рв>0 и Св = 0 при Рв < О,/; = 1+(0,05/Д/ = 1-ехрх(-Я2тЛ Се; = 1,44, Се2 = 1,92, Се = 1,3, ск = 1.

Диффузионный тепловой поток моделируется с помощью уравнения:

Чк =

V Р С с J

х Ср х|т, к=1,2,3,

дх.

где сс = 0,9, Рт - число Прандтля, Ср - удельная теплоемкость при постоянном давлении, Т - температура текучей среды.

в

Переход ламинарного течения в турбулентное и турбулентного в ламинарное моделируется с помощью функций /и, а в пограничных слоях течения около поверхностей твердого тела - с помощью модифицированных универсальных пристеночных функций У [6, 8 - 11].

Исходя из многолетних исследований, местом наибольшего нагрева при эксплуатации тягового электродвигателя является лобовой участок якорной обмотки, которая расположена со стороны щеточно-коллекторного узла [12,13,14]. Поэтому именно этот элемент был выбран для создания БоНё-модели участка якорной обмотки тягового двигателя ЭК-590 карьерного самосвала БелАЗ-75131. Сетка конечных элементов модели состоит из 3772 ячеек (рис. 1).

Рис. 1 - Визуализация сетки конечных элементов

Для определения максимальных значений тепловых показателей лакового покрытия якорной обмотки моделирование температурного состояния проводилось для условий трассы, выбор которой отвечал двум критериям:

- наибольшему проценту наклонных участков в общей длине транспортирования;

- наличию участков с предельно допустимыми продольными уклонами.

Этим критериям соответствует трасса Анновского карьера, которая включает сложный участок с уклоном в 150 промилле протяженностью 100 м (рис. 2).

Рис. 2 - Представление маршрута в виде продольного профиля

Профиль трассы определяет изменения токовых нагрузок в обмотках тяговых двигателей во время движения карьерного самосвала. Действительные токи на каждом участке продольного профиля трассы определялись по тяговой характеристике электродвигателя согласно существующей методике [15]. Величина квадрата силы тока в каждый момент времени определяет текущие значения удельного тепловыделения в проводниках катушки якоря по известной зависимости [16, 17], что и послужило исходными данными для моделирования температурного состояния якорной обмотки.

Результаты расчета удельных тепловыделений для одного из проводников БоНё-модели в графическом виде представлены на рис. 3.

Рис. 3 - Удельное (в единице объема) тепловыделение источника тепла

Характер изменения удельных тепловыделений на трассе позволяет разделить цикл движения во времени условно на два этапа: подъем - когда наблюдается рост тепловыделений проводника; спуск - тепловыделения колеблются в меньшем диапазоне значений.

В результате моделирования температурного состояния участка якорной обмотки установлено, что во время ездки в лаковом покрытии возникают температурные пульсации за относительно короткие промежутки времени, что, как отмечалось ранее, по всей видимости, обусловлено колебаниями действительных токов в связи с изменениями суммарного дорожного сопротивления. Из приведенных эпюр термического состояния можно видеть, что максимальному нагреву подвержены лобовые части БоНё-модели (рис. 4), что подтверждается исследованиями других авторов [12, 13, 14]. Также получена зависимость температуры лакового покрытия от времени движения самосвала на трассе (рис. 5). Из нее видно, что пиковое значение температуры возникает в момент подъема самосвала под уклон в 150 промилле. В это же время наблюдаются и максимальные значения удельных тепловыделений. Несмотря на то что максимальная температура лака не превышает предельно допустимого значения для класса изоляции Н (180°С), она приближается к 160°С, что является порогом срабатывания температурного датчика.

Рис. 4 - Термическое состояние лакового покрытия участка обмотки:

а) - при движении самосвала на подъем от забоя к перегрузочному пункту;

б) - во время разгрузки;

в) - при движении самосвала на спуск от перегрузочного пункта к забою;

г) - во время погрузки

Рис. 5 - График температуры лакового покрытия участка обмотки:

1 - максимальная температура;

2 - средняя температура;

3 - минимальная температура

Таким образом, проведенный термический анализ solid-модели участка якорной обмотки в среде Solidworks Flow Simulation показал, что характер распределения температурных показателей может приводить к пластическим деформациям обмотки со значительными перемещениями в области ее лобовой поверхности, что в дальнейшем вызовет образование микротрещин лакового покрытия. Для определения мест концентрации и величин таких деформаций в дальнейшем будет проведен анализ напряженно-деформированного состояния объекта исследования.

Литература

1. Сютук В.О. Вплив високо дисперсного пилу залiзорудних Kap'epiB на стан електричних машин тягового електроприводу самоскидiв / В.О. Сютук, А.О. Богачевсь-кий // Геотехническая механика: Межвед. сб. науч. тр. — Днепропетровск: ИГТМ НАНУ, 2014. — Вип. 118. - С. 168 - 175.

2. Веснш А.В. Порiвняльний аналiз залiзорудного i вугшьного пилу у контекстi 1х впливу на нароб^ок компонентiв електромехашчно'1 трансмiсiiкар'eрнихсамоскидiв / А. В. Веснiн, В. О. Сютук, А. О. Богачевський // Вюник Криворiзького технiчного ушверситету. - Кривий Pir: КНУ, 2014. - Вип. 38. - С. 112 - 119.

3. Vesnin A.V. The analysis of mining conditions influence to operating time of dump trucks traction drive components / A. V. Vesnin, V. O. Sistuk, A. O. Bogachevskiy // Metallurgical and Mining Industry. - 2015. - No. 3. - Dnipropetrovsk. - P. 268 - 271.

4. Vesnin A.V. The industrial dust properties as a wear factor of pit trucks electric machines elements / A.V. Vesnin, V.O. Sistuk, A.O. Bogachevskiy // Metallurgical and Mining Industry. - 2015. - No. 3. - Dnipropetrovsk. - P. 272 - 275.

5. Vesnin A.V. Computer modeling usage for heat mass exchange inside mine dump-truck traction generator and electrical motor research / A.V. Vesnin, V.O. Sistuk, A.O. Bogachevskiy // Metallurgical and Mining Industry. - 2015. - No. 3. - Dnipropetrovsk. - P. 276 -278.

6. Vesnin A.V. Mathematical models analysis for the thermal state of mining trucks traction motors determining / A.V. Vesnin, V.O. Sistuk, A.O. Bogachevskiy // Metallurgical and Mining Industry. - 2015. - No. 3. - Dnipropetrovsk. - P. 279 - 282.

7. Solidworks 2007/2008. Компьютерное моделирование в инженерной практике / А.А. Алямовский, А.А. Собачкин, Е.В. Одинцов, А.И. Харитонович, Н.Б. Пономарев. -СПб.: БХВ - Петербург, 2008. - 1040 с.: + DVD - (Мастер).

8. Kurowski Paul. Thermal Analysis with SOLIDWORKS Simulation 2015 and Flow Simulation 2015 / Paul Kurowski. - SDC Publication, 2015. - P. 288.

9. Matsson J. An Introduction to SolidWorks Flow Simulation 2010 / J. Mattson. -SDC Publication, 2010. -297 р.

10. Dassault Systems. НовыевозможностиSolidWorks 2013 / DassaultSystemes. -SolidWorks Corp, 2013. -249 р.

11. Lombard M. Solidworks 2013 Bible. Lombard M. / John Wiley & Sons Inc., 2013. -1299 р.

12. Исмаилов Ш.К. Электрическая прочность изоляции электрических машин локомотивов: монография / Ш.К. Исмаилов. - Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2003. - 272 с.

13. Котеленец Н.Ф. Испытания и надежность электрических машин / Н.Ф. Котеле-нец, Н.Л. Кузнецов. - М.: Высшая школа, 1988. - 232 с.

14. Анализ надежности изоляции обмоток электрических машин тягового подвижного состава с учетом особенностей климатических условий внешней среды / А.М. Ху-доногов, Д.А. Оленцевич, В.В. Сидоров, Е.М. Лыткина // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2009. - № 2. - С. 232 - 236.

15. Карьерный автотранспорт: состояние и перспективы / П.Л. Мариев, А.А. Кулешов, А Н. Егоров, И.В. Зырянов. - СПб: Наука, 2004.- 429 с.

16. Сипайлов Г.А. Тепловые, гидравлические и аэродинамические расчеты в электрических машинах / Г.А. Сипайлов, Д.И. Санников, В.А. Жадан. - М.: Высшая школа, 1989. - 239 с.

17. Филиппов И.Ф. Теплообмен в электрических машинах / И.Ф. Филиппов. - Л-Энергоатомиздат, 1986. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.