Научная статья на тему 'Определение технологической возможности изготовления нового вида бесшовных труб TrEx из титанового сплава Ti-3Al-2. 5v'

Определение технологической возможности изготовления нового вида бесшовных труб TrEx из титанового сплава Ti-3Al-2. 5v Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
429
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИТАНОВЫЙ СПЛАВ TI-3AL-2.5V / TREX / ПСЕВДО-α-СПЛАВ / ГОРЯЧЕЕ ПРЕССОВАНИЕ / ХОЛОДНАЯ ПРОКАТКА / TITANIUM ALLOY / TI-3AL-2.5V / PSEUD-α-ALLOY / EXTRUSION / COLD ROLLING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Космацкий Ярослав Игоревич, Филяева Елена Анатольевна, Фокин Николай Владимирович, Яковлева Ксения Юрьевна

Работа посвящена определению технологической возможности производства труб из сплава Ti-3Al-2.5V за счет реализации технологии TREX, включающей в себя горячее прессование передельных труб и последующую холодную прокатку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Космацкий Ярослав Игоревич, Филяева Елена Анатольевна, Фокин Николай Владимирович, Яковлева Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEFINITION OF THE TECHNOLOGICAL CAPABILITIES OF MANUFACTURE OF A NEW TREX SEAMLESS PIPE OF TITANIUM ALLOY TI-3AL-2.5V

The work is dedicated to the technological possibilities of production of pipes made of the alloy Ti-3Al-2.5 V due to the implementation of the technology of TREX, including hot pressing of pig pipes and the subsequent cold rolling

Текст научной работы на тему «Определение технологической возможности изготовления нового вида бесшовных труб TrEx из титанового сплава Ti-3Al-2. 5v»

проблемы черной металлургии. - Днепропетровск: "В1З1ОН". - 2003. - Вып. 6. - С. 211-214.

2. Совершенствование технологии производства арматурной проволоки из непрерывнолитой заготов-ки/В.В. Парусов, В.А. Олейник, А.Б. Сычков и др. -Сталь.-1992. - № 11. - С. 63-67.

3. Шифферль Х.А. Катанка из непрерывнолитой заготовки. - Черные металлы. -1986. - № 7 - С. 53-58.

4. Особенности влияния бора на качественные характеристики стали для холодной высадки/В.В. Парусов, А.Б. Сычков, И.В. Деревянченко и др. - Сб. Строительство, материаловедение, машиностроение. - Днепропетровск: ПГАСиА. - 2005. - Вып. 32. - С. 62-68.

5. Парусов В.В., Парусов О.В., Сычков А.Б. Прокат из борсодержащих сталей для высокопрочных крепежных изделий. - Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2010. 160 с.

6. Лякишев Н.П., Плинер Ю.Л., Лаппо С.И. Бор-содержащие стали и сплавы. - М.: Металлургия, 1986. -192 с.

7. Development and introduction of a technology for making bor-bearing steel/NA Bogdanov, AB Sychkov, IV Derevyanchenko, VV Parusov, AM Nesterenko, RV Starov a etc. - Metallurgist. February 1999. Vol. 43. Issue 2. P. 71-75.

8. Новое применение бора в металлургии/В.В. Парусов, А.Б. Сычков, И.В. Деревянченко, М.А. Жига-рев. - Магнитогорск: Вестник МГТУ. - 2005. - № 1(9). -С. 15-17.

9. Новая технология производства проката для холодной объемной штамповки из борсодержащей ста-ли/В.В. Парусов, В.Г. Черниченко, А.Б. Сычков, И.В. Деревянченко и др. - Сб. Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии. - Днепропетровск: "В131ОН".- 2004. - Вып. 7. - С. 300-311.

10. Разупрочняющая термомеханическая обработка проката из углеродистой стали/В.В. Парусов, А.Б. Сычков, В.А. Луценко и др. - Металлургическая и горнорудная промышленность. - 2003.- № 6. - С. 54-56.

^УДК 621.774.38

Космацкий Я.И.1, Филяева Е.А.2, Фокин Н.В.1,Яковлева К.Ю.1 ----}

(ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НОВОГО ВИДА БЕСШОВНЫХ ТРУБ ТЯЕХ ИЗ ТИТАНОВОГО СПЛАВА

Т1-3ЛЬ-2.5У

-)

Аннотация. Работа посвящена определению технологической возможности производства труб из сплава Ть3Л1-2.5У за счет реализации технологии ТРЕХ, включающей в себя горячее прессование передельных труб и последующую холодную прокатку.

Ключевые слова: титановый сплав Т1-3Л1-2.5У, ТРЕХ, псевдо-а-сплав, горячее прессование, холодная прокатка

С целью определения технологической возможности изготовления труб по технологии TREX был проведен комплекс исследований, подтверждающий положительный результат реализации. Технология TREX (Tube Rolling Extrusion) заключается в горячем прессовании передельных труб и последующей холодной прокатке. Сквозная схема производства труб TREX представлена на рис. 1.

Работа с титановыми сплавами предусматривает необходимость учитывать особенности, которые в зависимости от структуры имеют каждый отдельный сплав. Сплав Ti-3Al-2.5V относится к псевдо-а-сплавам, которые представляют собой а-твердый раствор с небольшим количеством в-фазы (от 2 до 8%), сохраняя при этом многие достоинства и а- и а+в сплавов. Сплавы такого типа практически не чувствительны к упрочняющей термической обработке. Благодаря тому, что в структуре сплава присутствует в-фаза они имеют удовлетво-

1 ОАО «РосНИТИ»

2 ООО «ТМК НТЦ»

рительную технологическую пластичность в горячем и холодном состоянии, близкую к пластичности а+Р-сплавов. Псевдо-а-сплавы при одинаковой пластичности с а-сплавами имеют временное сопротивление на 10-20% выше. Это объясняется измельчением микрозерна и неоднородностью внутризеренной структуры при образовании двухфазной смеси а- и р-фаз [1].

Псевдо-а-сплавы закаливаются с образованием титанового мартенсита, представляющего собой твердый раствор легирующих элементов в а-титане. Мартенсит в псевдо-а-сплавах имеет слабую степень пересыщения, упрочнение сплава при этом незначительно.

Рис. 1. Сквозная схема производства труб ТКЕХ

Недостатком этих сплавов является то, что они имеют большую склонность к водородной хрупкости и пониженную вязкость, поэтому допустимое содержание водорода составляет от 0,001 до 0,008%, что осложняет их технологическую обработку.

Так, предварительно перед началом производства проводилось комплексное исследование материала заготовки, включающее: определение температурного порога фазового превращения, исследование деформационной способности [2] и анализ системы ограничений. Полученные данные положены в основу разработки технологии.

Определение температуры фазовых превращений необходимо для установления рациональных режимов деформации и термической обработки титанового сплава Ti-3Al-2.5V. Вследствие непостоянства марочного состава, ввиду неоднородности легирования, температура полного полиморфного превращения может различаться для разных плавок одного сплава от 20 до 40°С. А так же положение (ТППП) сильно зависит от содержания газовых примесей.

Температура полиморфного а-^-р-превращения (ТППП) сплава Т1-3А1-2.5У определя-

лась стандартным методом пробных закалок [3]. За температуру полиморфного а^Р-превращения, в соответствии с методикой принималось среднее значение температуры между температурой, при которой в структуре еще сохраняются частицы а-фазы и следующей за ней температурой, при которой в структуре фиксируется 100% мартенсита без а-фазы. Согласно данным справочника [4], ТППП сплава Т1-3А1-2.5У находится в пределах 935 ± 15°С, то есть в диапазоне от 920 до 950°С. Для анализа был выбран интервал закалочных температур от 920 до 950°С с шагом 5°С. Выдержка при температуре нагрева под закалку составляла 60 мин., закалку проводили в воду комнатной температуры.

Согласно результатам данного исследования, выявлено, что при температурах нагрева под закалку 920 и 925°С в структуре еще фиксируются частицы первичной а-фазы (рис. 2, а), а после нагрева под закалку на температуру 935°С частицы первичной а-фазы в структуре отсутствуют (рис. 2, б), то есть ТППП находиться между 925 и 935оС. Исходя из этого можно сделать вывод, что ТППП сплава составляет 930°С и находится в интервале температур, характерных для сплава Т1-3А1-2.5У [4].

Рис. 2. Микроструктура сплава Т1-3Л1-2.5У после закалки в воду с 925 оС (а), 935 оС (б)

Исследования деформационной способности сплава марки Ti-3A1-2.5V проводились с целью оценки однородности свойств металла по сечению заготовки и определения величины сопротивления горячей деформации сплава Ti-3A1-2.5V с учетом температурного диапазона полного полиморфного превращения (ТППП) и прироста температуры в процессе пластической деформации [5]. Для этого использовали многофункциональный исследовательский комплексе «01ееЬ1е 3800», с применением программы «Origiapш 8.5.1» для обработки экспериментальных данных.

Нагрев проводили прямым пропусканием тока через образец до температуры испытания в диапазоне от 800 до 925 °С с шагом 25 °С, далее производили выдержку в течении 5 мин. (для уменьшения перепада температур по длине образца), после чего осуществляли деформацию со скоростями 1 и 10 с-1 до степени деформации 1,2. Температуру металла контролировали с помощью хро-

мель-алюмелевой термопары, приваренной к центральной части образца. С целью уменьшения сил трения между бойком и образцом, а также для уменьшения перепада температуры по длине образца, использовали графитовую фольгу. Для уменьшения окисления металла испытания проводились в вакууме.

Для оценки однородности свойств металла по сечению заготовки использовали следующие режимы проведения испытаний на осадку: температура нагрева (Т - от 800 до 950 °С, степень деформации (е) - до 1,2, скорость деформации (П) - 1 и 10 с-1. Так, на рис. 3 представлены кривые течения металла с учетом указанных режимов деформации. В соответствии с представленными на рис. 3 кривыми течения металла, можно заключить, что с увеличением скорости деформации с 1 с-1 до 10 с-1 величина сопротивления деформации повышается примерно на 25%.

-0,4 -0,6 -0,8 -1,0 Истинная деформация

800 825 850 900 925

-0.4 -0.6 -0.8 -1.0 Истинная деформация

800 825 850 875 925

0,0

-0,2

-1,2

-1,4

0.0

-0.2

-1.2

-1.4

-0,4 -0,6 -0,8 -1,0 Истинная деформация

800 825 850 900 925

Поперечные образцы, скорость деформации 10 с-1

Истинная деформация

825 875 900 925 950

0,0

-0,2

-1,2

-1,4

Рис. 3. Кривые течения металла заготовки диаметром 195 мм из сплава Т1-3Л1-2.5У (е = 1,2; и = 1, 10 с-1)

Вместе с этим, при температуре 825 °С, вне зависимости от скорости деформации (и), напряжения достигают пиковых значений за счет деформационного упрочнения, после чего происходит их уменьшение, свидетельствующее о протекании процессов разупрочнения.

С целью сравнения значений сопротивления деформации, в частности, по максимальным значениям, на рис. 4 представлены графики изменения величины сопротивления деформации в зависимости от температуры нагрева образцов для и =1 и 10 с-1 при е = 1,2.

Для установления природы рассмотренных выше процессов, дополнительно проводили микроструктурные исследования подвергнутых деформации образцов. Так на рис. 5 представлены микроструктуры образцов, подвергнутых деформации при температурах: 825, 875, 925 °С.

При нагреве металла ниже ТППП псевдо-а-титановый сплав имеет мелкозернистую структуру,

состоящую из вытянутых а-зерен (рис. 5, а, б). При нагреве до температуры 925 °С в структуре сплава после деформации фиксируется только мартенсит (рис. 5, в), что позволяет сделать вывод о том, что в процессе исследования имело место превышение величины температуры ТППП.

Для оценки однородности свойств металла по сечению заготовки проводили также испытания на продольных и поперечных образцах, отобранных от центра, середины и периферийной части заготовки, при нагреве до температуры 850 °С и при скорости деформации 10 с-1. Результаты приведены на рис. 6, из которого следует, что свойства металла различны по сечению заготовки, а различие в значениях величины сопротивления деформации (± 25 МПа) является свидетельством различных прочностных свойств металла по сечению заготовки [6-9].

-,---,-,-,-,-1-,-1-,-1-,-,-г- -1-'-1-'-1-■-1-'-1-'-1-■-1-'

800 825 850 875 900 925 950 ™ »25 850 875 900 925 950

Температура, °С Температура, "С

Рис. 4. Графическая зависимость максимальных значений сопротивления деформации от температуры нагрева образцов (U = 1, 10 с-1)

' V - *

' "J? НЯЕЭбжД» j? ' •••• ч

Рис. 5. Микроструктура образца деформированного при температуре : (а) - 825 °С; (б) - 875 °С (в) - 925 °С

: деформация

Рис. 6. Кривые течения металла образцов, отобранных от заготовки в радиальном направлении: 1, 4 - периферия; 2, 5 - центр (ось симметрии заготовки); 3, 6 - середина (половина радиуса заготовки)

Существенная асимметрия величины сопротивления деформации металла в двух взаимно перпендикулярных направлениях относительно оси трубной заготовки, наблюдающаяся на рис. 6, может быть связана с недостаточной проработкой структуры.

Непрерывный контроль температуры образцов во всей серии испытаний позволил оценить величину изменения температуры в зависимости от условий деформации. Так на рис. 7 показано изменение температуры металла в зависимости от величины деформации.

На рис. 8 показана степень разогрева материала заготовки сплава Т1-3Л1-2.5У в зависимости от скорости и температуры испытаний, что, важно учитывать при разработке технологии горячего прессования.

Рис. 7. Изменение температуры в процессе Деформации (Т> = 850 °С, и = 10 с-1)

Рис. 8. Изменение температуры образцов материала заготовки из сплава Ti-3Л1-2.5V в процессе горячей деформации

При определении максимального (пикового) усилия прессования в температурном интервале от 825 до 850 °С, следует использовать максимальное значение сопротивления деформации. Так, согласно кривым течения металла, представленным на рис. 3, при скорости деформации, равной 10 с-1, максимальное значение сопротивления деформации для температуры 825 °С составляет с^ах= 215,0 МПа, а максимальное значение сопротивления деформации для температуры 850 °С -с^ах = 180,0 МПа.

Максимальное усилие прессования определялось с использованием зависимости Ж. Сежурнэ [10]:

4/1

где Ик - диаметр втулки контейнера трубопро-

фильного пресса, мм; ^ - диаметр пресс-иглы,

мм; / - коэффициент трения на поверхностях

контакта металла с инструментом; I - длина гильзы в контейнере трубопрофильного пресса в под-прессованном состоянии, мм.

Приведенная выше зависимость, хорошо зарекомендовала себя при определении усилия прессования труб из высоколегированных сталей и сплавов [11].

Значения переменных величин, входящих в формулу для расчета усилия прессования, для труб размерами: 90,0*20,0 и 90,0*23,5 мм представлены в табл. 1.

Таблица 1 Значения переменных зависимости для

Размеры труб, мм 90,0*20,0 | 90,0*23,5

Ик, мм 195

^и ,мм 49,2 42,1

/ [6]: 0,02

1, мм ~ 830

о85°, МПа 180

6,08 5,68

В табл. 2 представлены результаты расчета пикового усилия прессования труб размерами: 90,0*20,0 и 90,0*23,5 мм из сплава Т1-3Л1-2.5У для температур 825 и 850 °С.

Таблица 2 Результаты расчета пикового усилия

Температура пластической деформации, °С Размер труб, мм

90,0*20,0 90,0*23,5

825 17,1 МН 16,4 МН

850 14,3 МН 13,7 МН

Выбранный режим нагрева заготовок до интервала температур от 820 до 860 °С, определен, в том числе, с учетом разогрева металла в процессе пластической деформации. Полученная кривая из-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менения температуры металла в процессе деформации до степени деформации 1,2 представлена на рис. 9.

Рис. 9. Характер изменения температуры металла образца в процессе пластической деформации со степенью 1,2

В соответствии с графической зависимостью, представленной на рис. 9, можно заключить, что при степени деформации 1,2 температура металла увеличивается примерно на 27 °С. Следовательно, выбранный интервал температур пластической деформации исключает возможность полного полиморфного превращения.

В основу разработки технологии холодной прокатки легло экспериментальное исследование процесса холодной деформации. Целью исследования являлась оценка влияния термической обработки на формирование механических свойств сплава Т1-3Л1-2.5У

Исследование влияния степени холодной деформации сплава Т1-3Л1-2.5У на изменение его механических свойств было реализовано прокаткой в двухвалковой клети по схеме калибровки «овал-овал» с диаметром валков 110 мм. Следует отметить, что данный процесс обработки давлением в большей степени схож со схемой напряженного состояния реального процесса прокатки на стане ХПТ и позволяет получить сравнительно качественный результат.

Холодную деформацию вели в режиме последовательного увеличения величины обжатия. Согласно результатам исследования по определению температуры фазовых превращений а также принимая во внимание имеющийся опыт, в рамках данного экспериментального исследования вакуумная термическая обработка сплава Т1-3Л1-2.5У была реализована по режиму, представленному в

табл. 3.

Таблица 3

Режим вакуумной термической обработки сплава Ti-3Л1-2.5V

Температура, °С Время выдержки, мин Величина вакуума, Па (мм. рт. ст.) Охлаждение

печи нагрева сплава

780 730-760 120 не менее 2,0*10-3(0,267) В муфеле под вакуумом до температуры не более 300 °С

В качестве исходного материала использовали патрубки из сплава Ti-3Al-2.5V, отобранные от горячепрессованной трубной заготовки, далее производился отбор цилиндрических прутков диаметром 10,5 мм и длиной 250 мм в количестве 12 шт.

От прутков после заключительной термической обработки отбирали

пропорциональные цилиндрические образцы для проведения испытания на статическое растяжение при комнатной температуре в соответствии с ГОСТ 1497. Испытания на статическое растяжение проводили на разрывной машине ССИ MTS Insight 100.

Результаты исследования влияния термической обработки сплава Ti-3Al-2.5V на формирование его механических свойств, представлены на рис. 10,

на котором приведены средние фактические значения временного сопротивления а в, предела текучести

а т , относительно удлинения 5 сплава Т1-3А1-2.5У

от степени холодной деформации е в сравнении с предъявляемыми требованиями.

Анализ представленных данных показал, что проведение вакуумной термической обработки согласно режиму по табл. 3 гарантированно обеспечивает требования к механическим свойствам конечной продукции ТКБХ. При этом не зависимо от фактической степени холодной деформации термическая обработка обеспечивает практически одинаковую степень восстановления механических свойств деформированного сплава.

È 700

0 600

|Г 500

£-400

3! * 3 * X ж

20 40 60

Степень деформации. ss%

= 3

30

25

-20

10

80

(а)

§■ «

о и 05

0

1

и £

800

g 700 £

с 600

500

Ж X х

к ; « » *

20 40 60

Степень деформации, а, %

80

(б)

с X * Î $ X

20 40 60

Степень деформации, е, %

80

(в)

X - схема I: ТО -> ХД -> ТО; Ж - схема II: ХД ТО

Рис. 10. Фактические средние значения механических свойств сплава Т1-3Л1-2.5У в зависимости от степени холодной деформации: а - временное сопротивление а в; б - предел текучести а т ;

в - относительное удлинение 5

Таким образом, в результате проведенной работы, определена технологическая возможность изготовления нового вида бесшовных труб из титанового сплава Ti-3Al-2.5V, а так же используя результаты исследований, в промышленных условиях реализована технология TREX (Tube Rolling Extrusion).

Список литература

1. Колачев, Б.А. Металловедение титана и его сплавов / Б.А. Колачев, С.Г. Глазунова. - М.: Металлургия, 1992. - 352 с.

2. Исследование деформационной способности титанового сплава Ti-3Al-2.5V и оценка технологической возможности изготовления горячепрессованных труб из него / Я. И. Космацкий [и др.] // Титан. - 2016. - № 2. - С. 18-22.

3. Аношкин, Н.Ф. Металлография титановых сплавов / Н.Ф. Аношкин, Г.А. Бочвар, В.А. Ливанова.-М.: Металлургия, 1980. - 464 с.

4. Boyer, R. Titanium Alloys / R. Boyer, G. Welsch, E.W. Collings. - ASM International. The Material Information Society. 1994, 1176 p. 5.

5. Ерманок, М.З. Прессование титановых сплавов / М.З. Ерманок, Ю.П. Соболев, А. А. Гельман. - М.: «Металлургия», 1979. - 264 с.

6. Космацкий, Я.И. Силовые параметры прессования труб из центробежно-литой заготовки стали 08Х18Н10Т / Я.И. Космацкий, А.В. Выдрин, Б.В. Барич-ко // Металлург: Научно-технический и производственный журнал. - 2011. - № 4. - С. 65-66.

7. Космацкий, Я.И. Оценка технологической возможности изготовления горячепрессованных труб из центробежнолитой трубной заготовки из стали AISI 321 / Я.И. Космацкий, Б.В. Баричко, А.М. Зубков и др. // Бюллетень «Черная металлургия». - 2014. - № 1. - С. 58-63.

8. Баричко, Б.В. Исследование свойств центробежной трубной заготовки из стали 08Х18Н10Т / Б.В. Баричко, Я.И. Космацкий, С.В. Рущиц и др. // Металлург. - 2013. - № 4. - С. 59-62.

9. Фокин Н.В. Исследование деформационной способности нового высоколегированного сплава и разработка технологии горячего прессования труб из него / Н.В. Фокин, Я.И. Космацкий, С.А. Денисюк // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. - 2015. - № 4. - С. 27-33.

10. Перлин И.Л. Теория прессования металлов / И.Л. Перлин, Л.Х. Райтбарг. - М.: Металлургия, 1975. -263 с.

11. Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2015621375. База данных для изготовления труб из высоколегированных сталей и сплавов методом горячего прессования («БТЕХ») / Я.И. Космацкий, Б.В. Баричко, Н.В. Фокин и др. - № 2015620961; заявл. 21.07.2015; опубл. 08.09.2015. - 1 с.

УДК 621.771

Мезин И.Ю., Лимарев А.С., Ушаков М.Ю.

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИИ К ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СВОЙСТВАМ РЕЛЬСОВЫХ СКРЕПЛЕНИЙ И УСЛОВИЯМ ПРОИЗВОДСТВА

ПРУЖИННЫХ КЛЕММ

Аннотация. В статье рассмотрены требования, предъявляемые к рельсовым железнодорожным скреплениям. Промежуточные рельсовые скрепления предназначены для надежного соединения рельсов с подрельсовым основанием и обеспечения электрической изоляции рельсовых нитей на участках с автоблокировкой и электротягой. Представлены разновидности конструкций рельсовых скреплений используемых на территории России. Рассмотрены перспективы развития производства железнодорожных скреплений на ОАО ММК-МЕТИЗ.

Ключевые слова: пружинные клеммы, рельсовые скрепления, качество продукции, метизное производство, болтовое скрепление

В условиях современного развития экономических связей роль отечественного железнодорожного транспорта, являющегося основным перевозчиком внутри России, будет только возрастать. Одной из основных причин популярности железнодорожных перевозок является их надежность и безопасность, которые зависят от всех элементов составляющих систему железнодорожного транспорта. Следует отметить, что в связи с увеличением массы подвижного состава, повышением скорости и интенсивности движения поездов, значительно повысились нагрузки на магистральные железнодорожные пути, включая все его компоненты. Безопасность движения и затраты на содержание железнодорожного пути в значительной мере зависят от эксплуатационных характеристик и уровня качества верхнего строения пути, которое служит для направления движения подвижного состава, восприятия силовых воздействий от колес и передачи их на нижнее строение.

Верхнее строение пути представляет собой комплексную конструкцию, включающую в себя балластный слой, шпалы, рельсы, промежуточные рельсовые скрепления (в т.ч. противоугоны), стрелочные переводы, глухие пересечения, мостовые и переводные брусья. Промежуточные рельсовые скрепления предназначены для надежного соединения рельсов с подрельсовым основанием (шпалами, брусьями, монолитным основанием и т.д.) и обеспечения электрической изоляции рельсовых нитей на участках с автоблокировкой и электротя-

гой. Такие скрепления должны соответствовать следующим требованиям [1]:

• обеспечивать стабильность ширины колеи. Требование обеспечения стабильности ширины колеи важно и очевидно, оно прямо связано с обеспечением безопасности движения поездов;

создавать необходимое прижатие рельсов к основанию, исключающее отрыв и угон рельсов. Нарушение требования по обеспечению достаточности прижатия рельсов к основанию приводит к отрыву рельсов от шпал при укладке или разборке пути, а также при его подъеме при проведении вы-правочных работ. Обусловлено это гниением деревянных шпал, разрушением дюбелей, недостаточной прочностью и коррозией прикрепителей на железобетонных основаниях. Угон рельсов приводит к изменению их напряженно-деформированного состояния, что может вызвать выброс пути при повышении температуры и разрыв стыков при ее понижении, а также может происходить смещение и перекос шпал, выпадение под-рельсовых прокладок. Ликвидация последствий угона рельсов сопряжена с выполнением сложных и трудоемких работ по регулировке зазоров и разрядке температурных напряжений в рельсовых плетях;

• формировать оптимальные условия температурной работы рельсов. Требование оптимизации температурной работы рельсов также связано с величиной усилий прижатия их к основанию. Практика эксплуатации железных дорог показывает, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.