Научная статья на тему 'Определение стилей познания в студенческой среде на примере теста Дэвида Колба'

Определение стилей познания в студенческой среде на примере теста Дэвида Колба Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
888
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ТЕСТ / СТИЛЬ ПОЗНАНИЯ / СТУДЕНТ / ДАННЫЕ / ТЕОРИЯ / МОДЕЛЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / INFORMATION / TEST / COGNITIVE STYLE / STUDENT / DATA / THEORY / MODEL / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жоган Е. В., Подолян А. С.

В рамках данной статьи рассмотрена методика определения стиля познания на основе теста Дэвида Колба «The Learning Style Inventory LSI». В статье представлено понятие: «стиль познания», а также большое внимание уделяется актуальности вопроса изучения различных стилей познания у студентов. Помимо описания самого исследования, в данной работе представлены: тест Дэвида Колба, характеристика каждого стиля, а также приведены результаты исследования среди 3-х курсов кафедры германских языков и методики их преподавания (Рыбницкий филиал Приднестровского государственного университета им. Т.Г.Шевченко). По окончанию исследования были получены результаты диагностики стиля познания у опрошенных студентов, также было выявлено какой из стилей преобладает и с чем это связано. Дополнительной частью исследования стало изучение альтернативных методик определения стиля познания. Таким образом, в статье представлено частичное описание модели Нила Флеминга, теории Карла Юнга и метода психологического тестирования Майерс-Бриггс. Обосновано применение теста Дэвида Колба в рамках студенческой работы для выявления различных стилей познания в студенческой среде, а также представлены выводы о влиянии полученных результатов на учебных процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of styles of knowledge in the student environment by the example of David Kolb''s test

In this article the method of determining style of cognition on the basis of a test of David Kolb "The Learning Style Inventory LSI" is presented. The article presents the concept of "style of cognition", and highlights the relevance of the study of different cognitive styles among students. In addition to describing the research, the test of David Kolb, the characteristics of each style, as well as the results of the study among the 3 courses of the Department of Germanic languages and methods of their teaching (Rybnitsa branch of the Pridnestrovian state University. T. G. Shevchenko) are presented in this work. At the end of the research, the results of diagnostics of style of knowledge, of the surveyed students, were received and some of the styles, which prevailed, were identified. An additional part of the research was to study alternative methods of determining styles of learning. Thus, the article presents a partial description of the model of Neil Fleming, Carl Jung's theory and method of psychological testing Myers-Briggs. Justified the use test, David Kolb in the framework of student work to identify different cognitive styles among students, and presents conclusions about the impact of the results on the educational process.

Текст научной работы на тему «Определение стилей познания в студенческой среде на примере теста Дэвида Колба»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 57-60. УДК 376.24

Е.В.Жоган, А.С.Подолян

Определение стилеи познания в студенческой среде на примере теста Дэвида Колба

В рамках данной статьи рассмотрена методика определения стиля познания на основе теста Дэвида Колба «The Learning Style Inventory - LSI». В статье представлено понятие: «стиль познания», а также большое внимание уделяется актуальности вопроса изучения различных стилей познания у студентов. Помимо описания самого исследования, в данной работе представлены: тест Дэвида Колба, характеристика каждого стиля, а также приведены результаты исследования среди 3-х курсов кафедры германских языков и методики их преподавания (Рыбницкий филиал Приднестровского государственного университета им. Т.Г.Шевченко). По окончанию исследования были получены результаты диагностики стиля познания у опрошенных студентов, также было выявлено какой из стилей преобладает и с чем это связано. Дополнительной частью исследования стало изучение альтернативных методик определения стиля познания. Таким образом, в статье представлено частичное описание модели Нила Флеминга, теории Карла Юнга и метода психологического тестирования Майерс-Бриггс. Обосновано применение теста Дэвида Колба в рамках студенческой работы для выявления различных стилей познания в студенческой среде, а также представлены выводы о влиянии полученных результатов на учебных процесс.

Ключевые слова: информация, тест, стиль познания, студент, данные, теория, модель, исследование

Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 57-60.

Determination of styles of knowledge in the student environment by the example of David Kolb's test

In this article the method of determining style of cognition on the basis of a test of David Kolb "The Learning Style Inventory - LSI" is presented. The article presents the concept of "style of cognition", and highlights the relevance of the study of different cognitive styles among students. In addition to describing the research, the test of David Kolb, the characteristics of each style, as well as the results of the study among the 3 courses of the Department of Germanic languages and methods of their teaching (Rybnitsa branch of the Pridnestrovian state University. T. G. Shevchenko) are presented in this work. At the end of the research, the results of diagnostics of style of knowledge, of the surveyed students, were received and some of the styles, which prevailed, were identified. An additional part of the research was to study alternative methods of determining styles of learning. Thus, the article presents a partial description of the model of Neil Fleming, Carl Jung's theory and method of psychological testing Myers-Briggs. Justified the use test, David Kolb in the framework of student work to identify different cognitive styles among students, and presents conclusions about the impact of the results on the educational process.

Keywords: information, test, cognitive style, student, data, theory, model, research

E.V.JOGAN, A.S.PODOLYAN

тиль познания - это психологический / механизм, которым определяются свой-

V__" ственные каждому человеку понимание и

трактовка информации, а также реакция на нее.

Люди индивидуальны относительно своих предпочтений отбора информации, определяя важность одних её видов и не принимая во внимание другие. Это происходит потому, что все мы уникальны и неповторимы. Данный факт помогает выявить индивидуальный для каждого стиль восприятия и переработки материала, или стиль понимания.

Актуальность данной работы высока, ввиду того, что человеку в повседневной жизни приходится обрабатывать колоссальные объемы данных, при этом акцентируя внимание только на небольшой части информации. Какую бы информацию человеческий разум ни обрабатывал, воспринимая ее, у каждого рождаются мысли, появляются образы и воспоминания.

Если бы сознание получало весь объём данных, то мозг не смог бы с ним справиться. Поэтому мы акцентируем внимание на одних видах информации и пренебрегаем остальными. Цель данной работы - узнать себя лучше и выявить собственный индивидуальный стиль познания, применяя систему Дэвида Колба. Существует огромное количество способов, которые могут быть полезны для определения когнитивного стиля. Одним из наиболее популярных является опросник стилей познания на базе концепции Дэвида Колба.

В модели, разработанной другим ученным Нилом Флемингом, студентов подразделяют на группы в зависимости от канала, благодаря которому им легче всего понимать неизвестную для них информацию: кинестетического, вербального, слухового или зрительного. В 1987 году он предложил вопросник, базирующийся на этой модели, который должен был оказывать помощь людям в определении их собственного стиля познания.

Следующая теория стилей понимания основана на работе выдающегося психолога Карла Юнга, который разработал теорию психологических типов, направленную на классификацию людей согласно различным характеристикам личности. Теория Юнга основывается на четырёх главных составляющих:

• интроверсия/экстраверсия;

• мышление/чувство;

• здравый смысл/интуиция;

• восприятие/суждение.

Метод психологического тестирования Майерс-Бриггс являет собой отдельный опросник, созданный для того, чтобы выявить тип личности человека, его сильные стороны и предпочтения. Вопросник был разработан Изабеллой Майерс совместно с Кэтрин Бриггс, на базе их труда, посвящённого теории Карла Юнга о типах личности.

Мы, в свою очередь, остановимся в этой статье на самых главных элементах познания и воспользуемся одним из самых известных способов выявления стиля познания.

Чтобы преуспеть в жизни, человеку необходимо постоянно развиваться и узнавать что-то новое. Безусловно, человек, который обладает знаниями и умеет применить их в жизни, сохранит и конкурентные способности. Общеизвестен такой факт, что большая часть познаний теряет актуальность в течение, приблизительно, трех лет. Именно поэтому мы не должны останавливаться на достигнутом, но должны восполнять и приобретать новые познания. Обучение является одним из важных элементов жизненного успеха, а также признания в области управления.

С целью распознать стили познания мы применили тест («The Learning Style Inventory - LSI»), разработанный американским психологом Дэвидом Колбом (David Kolb). Теория стиля познания была создана и распространена Дэвидом Колбом и его коллегами из Case Western Reserve University. Суть теории состоит в следующем: при получении человеком данных, он обособляет и воспринимает одни виды сведений в наибольшей степени, нежели другие. Кроме того, при попытках осознания и применения данной информации каждый реагирует на нее по-своему.

Рассматриваемый тест был предложен студентам третьих курсов кафедры германских языков и методики их преподавания (РФ ПГУ им. Т.Г.Шевченко). Студентам было необходимо закончить 12 предложений, описывающих когнитивный процесс. Для того, чтобы лучше ответить на поставленные вопросы, предлагалось вспомнить какую-нибудь учебную ситуацию.

Варианты необходимо было разместить в точном порядке. Так, четверка (4) показывала наиболее благоприятную ситуацию, в которой испытуемый получал познания, единица (1), следовательно, неблагоприятную ситуацию. Таким способом студенты должны были оценить все наборы вариантов.

Например: Когда я учусь:

a ._4_я внимателен;

b ._2_я счастлив;

c ._1_я легкомыслен

d ._3_я логичен.

Проверить себя студенты могли с помощью ключей, приведенных ниже:

Вопрос/Стиль познания АК АЭ КО РН

1 b с a d

2 b d с a

3 a b d с

4 d b a с

5 с d a b

6 d с b a

7 с b d a

8 b с d a

9 d c Ь a

10 d c a Ь

11 c d a Ь

12 a Ь d c

В результате проведённого исследования оказалось, что всех студентов согласно присущему им стилю познания можно поделить на четыре группы: с ассимилирующим, конвергентным, дивергентным и аккомодационным стилем познания.

• Дивергентный стиль

Данный стиль подразумевает: во-первых доминирование конкретного опыта (КО) и рефлексивного наблюдения (РН). Во-вторых данный стиль характерен людям, которые уверены в себе, прекрасно ощущают себя в нестандартных ситуациях, когда необходимы интересные мысли и поиск альтернативных перспектив. Таким личностям характерна творческая активность, зачастую связанная с глубоким анализом проблем. Люди с дивергентным стилем склонны к занятию искусством, психологией, историей, политическими науками и языком. Возможна реализация в области социального обслуживания (уход за больными людьми, психология), в области коммуникаций, связанных с искусством (театр, журналистика). Наибольший интерес вызывает работа, связанная с непосредственным общением.

• Ассимилирующий стиль

Рассматривая ассимилирующий стиль необходимо выделить, что ему свойственны рефлексивное наблюдение (РН) и абстрактная концептуализация (АК). Личностям с данным стилем познания свойственны занятия, связанные с обработкой значительных объемов данных и их дальнейшая передача в точной и логичной форме. Согласно исследованиям, "ассимиляторы" предпочитают сферы науки и информатики, выбирают лекции и работу с аналитическими моделями, при наличии свободного времени на умозаключения. Вы можете столкнуться с ними на факультетах по экономике, математике, социологии или химии. Карьеру они строят в области информатики или исследовательских организациях (педагогическое направление, законотворчество), также выбирают исследовательскую и анализированную деятельность.

• Конвергентный стиль

Согласно определению конвергентного стиля, важными составляющими являются абстрактная концептуализация (АК) и активное эксперимен-

тирование (АЭ). Люди с подобным стилем, способны компетентно реализовывать различные идеи и теории на практике. Обычно они занимаются инженерным делом, вычислительной техникой, медицинским оборудованием, заняты в экологии и в экономике, расположены к, сугубо, техническими вопросам.

• Аккомодационный стиль

Свойственными аккомодационному стилю

являются активное экспериментирование (АЭ) и конкретный опыт (КО). Наилучшим выбором для этих индивидов Они составляют план своей работы и зачастую экспериментируют с чем-то незнакомым и предполагающим вызов. Эти люди, как правило, заняты в бизнесе (маркетинг, менеджмент, финансы) и различных административных органах (государственные службы, правительство) и выбирают вид деятельности, содержащий элементы руководства и лидерства.

Результаты диагностики стиля познания у опрошенных студентов составляют следующее соотношение:

• Ассимилирующий стиль познания: 37%;

• Конвергентный стиль познания: 31%;

• Дивергентный стиль познания: 19%;

• Аккомодационный стиль познания: 13%;

Данное исследование показало, что среди студентов третьих курсов кафедры германских языков и методики их преподавания (РФПГУ им. Т. Г. Шевченко) преобладающими стилями познания являются: ассимилирующий и конвергентный.

На наш взгляд, опыт весьма полезен, так как в дальнейшем может помочь при выборе наиболее подходящего характера обучения, для того чтобы студенты не испытывали никаких трудностей (в групповых и индивидуальных заданиях). Таким образом, полученная информация поспособствует созданию эффективного учебного коллектива, где студент обучается значительно легче и добивается большего успеха, если у него сформирован свой собственный стиль познания, соответствующий его природным особенностям. Трудности появляются тогда, когда преподаватель, игнорируя особенности индивидуальности студента, просит от него «копирования» своих действий. Это, соответственно, может быть малоэффективным, но хуже, если учащийся все-таки усвоит стиль, который не совпадает с его личностными особенностями, что будет впоследствии вызывать неудобства, снижать эффективность и результативность деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Elitarium.ru [сайт]. URL: http://www.elitarium.ru/opredelenie-vashego-stilja-poznanija-metod-lsi/ (дата обращения 04.04.2017).

2. Стили познания на основе теории Д. Юнга [сайт]. URL: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/stili-poznaniya-na-osnove-teorii-yunga.html (дата обращения 05.06.2017).

3. Система психологического тестирования Майерс-Бриггс [сайт]. URL:

4. http://aboutyourself.ru/psi-lich/sistema-psixologicheskogo-testirovaniya-majers-briggs.html (дата обращения 05.06.2017).

5. Опросник стилей познания [сайт]. URL: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/oprosniki-stilej-poznaniya.html (дата обращения 05.06.2017).

6. Kolb D.A., Kolb A.Y. The Kolb Learning Style Inventory, 2011 (дата обращения 05.06.2017)

7. Kolb D.A. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development, Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall, 1984 (дата обращения 05.06.2017)

8. Пол Клейнман. Психология. Люди, концепции, эксперименты [сайт]. URL:

9. https://2pf.ru/nauka/psikhologiya/164-stili-obucheniya-po-devidu-kolbu.html (дата обращения 05.06.2017)

10. Kolb, D. A. The Learning Style Inventory: Technical Manual, 1976 (дата обращения 07.06.2017)

11. Kolb, D. A. Learning styles and disciplinary differences, 1981 (дата обращения 08.06.2017)

12. Стиль учебной деятельности [сайт]. URL: https://psyera.ru/3439/stil-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения 08.06.2017)

1. Elitarium.ru (2017). Available at: http://www.elitarium.ru/opredelenie-vashego-stilja-poznanija-metod-lsi/ (accessed 4 April 2017).

2. Stili poznaniya na osnove teorii D. lunga

3. (Styles of Learning based on the Theory of D. Young) Available at:

4. http://aboutyourself.ru/kogn-psi/stili-poznaniya-na-osnove-teorii-yunga.html (accessed 5 June 2017)

5. Sistema psihologicheskogo testirovaniya Maiers-Brigs (The Myers-Briggs Psychological Testing System) Available at:

6. http://aboutyourself.ru/psi-lich/sistema-psixologicheskogo-testirovaniya-majers-briggs.html (accessed 5 June 2017)

7. Oprosnik stilei poznania (Learning Styles Questionnaire) Available at: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/oprosniki-stilej-poznaniya.html (accessed 5 June 2017)

8. Kolb D.A., Kolb A.Y. The Kolb Learning Style Inventory, 2011

9. Kolb D.A. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall, 1984

10. Paul Kleinman. Psihologiya. Lyudi, konsepsii, experiment. [Psychology. People, concepts, experiments]. Available at:

11. https://2pf.ru/nauka/psikhologiya/164-stili-obucheniya-po-devidu-kolbu.html (accessed 5 June 2017)

12. Kolb, D. A. The Learning Style Inventory: Technical Manual, 1976

13. Kolb, D. A. Learning styles and disciplinary differences, 1981

14. Stil uchebnoy deyatelnosti (Style of learning activity) Available at:

15. https://psyera.ru/3439/stil-uchebnoy-deyatelnosti (accessed 8 June 2017)

REFERENCES

Информация об авторах Жоган Е.В.

(г. Рыбница, Приднестровье)

Студентка филиала ПГУ им. Т.Г. Шевченко E-mail: [email protected]

Information about the authors Jogan E.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Ribnita, Transnistria) Student

Branch of the TGU. T.G. Shevchenko E-mail: [email protected]

Подолян А.С.

(г. Рыбница, Приднестровье) Ст. преподаватель филиала ПГУ им. Т.Г. Шевченко E-mail: [email protected]

Podolyan A.S.

(Ribnita, Transnistria) Art. teacher Branch of the TGU. T.G. Shevchenko E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.