Научная статья на тему 'Определение социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта'

Определение социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринченко Александр Викторович, Маршкова Марина Викторовна

Несмотря на ряд проблем, сопровождающих развитие пассажирского транспорта: аварийность на дорогах; негативное воздействие транспорта на окружающую среду; сложность распределения экономических затрат и доходов между всеми участниками транспортного процесса: перевозчиком, пассажиром и государством; вряд ли человечество откажется от его использования. Но от того, какие управленческие решения будут приняты сегодня, зависит то, каким пассажирский транспорт будет в будущем. Цель исследования определить критерии комплексной оценки социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта и на этой основе предложить мероприятия для ее повышения. В результате проведенных исследований предложено научно обоснованное условие целесообразности использования пассажирского транспорта, включающее следующие критерии оценки социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта: экономия времени пассажиров на перемещения, комфортабельность перемещения, стоимость поездки пассажира в общественном транспорте и величина затрат на приобретение и эксплуатацию личного автомобиля его владельцем, стоимость капитальных вложений на создание и величина текущих затрат на эксплуатацию и содержание объектов автотранспортного комплекса, величина эколого-экономического ущерба от негативного воздействия транспорта на окружающую среду и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий. Представленные научные положения применимы для исследования эффективности функционирования различных видов транспорта: городского маршрутного транспорта, таксомоторного, внутриобластного и междугороднего автобусного транспорта, железнодорожного, водного и воздушного, а также позволяют оценивать эффективность использования собственного индивидуального автотранспорта. Разработанная целевая функция задачи повышения социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта позволит федеральным и региональным органам управления принимать рациональные, научно обоснованные и экономически выгодные конкретные управленческие решения в области организации пассажирских перевозок для повышения качества транспортного обслуживания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гринченко Александр Викторович, Маршкова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Гринченко Александр Викторович,

к.т.н., доцент кафедры управления автотранспортом, ФГБОУ ВО Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия, grinchav@mail.ru

Ключевые слова: пассажирский транспорт, организация перевозок, транспортное обслуживание, эффективность, качество.

Маршкова Марина Викторовна,

студентка 3 курса факультета инженеров транспорта, ФГБОУ ВО Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия

Несмотря на ряд проблем, сопровождающих развитие пассажирского транспорта: аварийность на дорогах; негативное воздействие транспорта на окружающую среду; сложность распределения экономических затрат и доходов между всеми участниками транспортного процесса: перевозчиком, пассажиром и государством; вряд ли человечество откажется от его использования. Но от того, какие управленческие решения будут приняты сегодня, зависит то, каким пассажирский транспорт будет в будущем. Цель исследования - определить критерии комплексной оценки социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта и на этой основе предложить мероприятия для ее повышения. В результате проведенных исследований предложено научно обоснованное условие целесообразности использования пассажирского транспорта, включающее следующие критерии оценки социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта: экономия времени пассажиров на перемещения, комфортабельность перемещения, стоимость поездки пассажира в общественном транспорте и величина затрат на приобретение и эксплуатацию личного автомобиля его владельцем, стоимость капитальных вложений на создание и величина текущих затрат на эксплуатацию и содержание объектов автотранспортного комплекса, величина эколого-экономического ущерба от негативного воздействия транспорта на окружающую среду и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий.

Представленные научные положения применимы для исследования эффективности функционирования различных видов транспорта: городского маршрутного транспорта, таксомоторного, внутриобластного и междугороднего автобусного транспорта, железнодорожного, водного и воздушного, а также позволяют оценивать эффективность использования собственного индивидуального автотранспорта. Разработанная целевая функция задачи повышения социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта позволит федеральным и региональным органам управления принимать рациональные, научно обоснованные и экономически выгодные конкретные управленческие решения в области организации пассажирских перевозок для повышения качества транспортного обслуживания населения.

Для цитирования:

Гринченко А.В., Маршкова М.В. Определение социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2017. Том 11. №2. С. 37-40.

For citation:

Grinchenko A.V., Marshkova M.V. (2017). Definition of socio-economic efficiency in the use of passenger transport. T-Comm, vol. 11, no.2, рр. 37-40. (in Russian)

Постановка задачи

Пассажирский транспорт имеет важное социально-политическое значение в любой стране мира, т.к. обеспечивает свободу передвижений населения страны. От того, каким образом организовано транспортное обслуживание пассажиров, в немалой степени зависит качество жизни населения.

Для того, чтобы определиться с целесообразностью использования пассажирского транспорта, необходимо понять, какую выгоду от его использования получает общество. Авторами предложено условие социально-экономической целесообразности использования пассажирского транспорта, которое в общем виде можно записать так:

В0>30+3,.-Дп

(1)

где В0 - выгода для общества от использования пассажирского транспорта; За - затраты, которые вынуждено нести общество для получения выгоды от использования пассажирского транспорта; 3)— затраты государства на создание и обслуживание объектов автотранспортного комплекса, на ликвидацию негативных последствий использования пассажирского транспорта; Дг~ доходы государства в виде налогов от деятельности объектов автотранспортного комплекса.

Определение факторов, влияющих на социально-экономическую эффективность использования пассажирского транспорта

Выгода для общества от использования пассажирского транспорта заключается в сокращении затрат времени на деловые и культурно-бытовые поездки, а также в повышении комфортабельности этих передвижений. Если рассматривать перемещения на небольшие расстояния, в первую очередь, это перемещения в пределах города, то использование транспорта дает значительную экономию времени и повышение комфорта относительно пеших передвижений. Перемещения же на большие расстояния без использования транспорта осуществить вообще проблематично.

Для получения отмеченных выгод от использования транспорта население вынуждено нести затраты, связанные с оплатой стоимости проезда в общественном транспорте или такси. Если для поездок используется личный транспорт, то затраты связаны с приобретением, эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобиля.

В рассматриваемой системе государство несет затраты на создание и обслуживание объектов автотранспортного комплекса: строительство и ремонт автомобильных дорог; организацию работы контролирующих и регулирующих автотранспортную деятельность органов, а также автотранспортных организаций муниципальных форм собственности; нормативно-правовое обеспечение отношений между участниками транспортного процесса. Часть функций, связанных с созданием и обслуживанием объектов автотранспортного комплекса, передано частному бизнесу. Например, производство, техобслуживание и ремонт автотранспортной техники, транспортное обслуживание пассажиров коммерческими организациями, обеспечение автотранспортного комплекса горюче-смазочными материалами и др.

[ 1ельзя не учесть Затраты государства на ликвидацию негативных последствий от использования пассажирского

транспорта, связанные с отрицательным воздействием объектов автотранспортного комплекса на окружающую среду и самого человека. Значительный урон государству и обществу приносят последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП): гибель людей и травматизм, порча имущества и автотранспортных средств.

Таким образом, условие (1) можно записать в развернутом виде

А*'■ Q..M + AZ> + К ■ Е„ + 3^ + У„ + Ут - Дг (2)

или в виде целевой функции задачи повышения социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта

F=ST C„ Q^+dZ-3^-К-К-3Ж-У„-УШ1+ДГ -+тах (3)

где AT - сокращение затрат времени населения на перемещения относительно времени пеших передвижений на то же расстояние или относительно времени перемещения на другом виде транспорта, если выполняется сравнение различных видов транспорта, ч; С,,.., - стоимостная оценка единицы времени (пассажиро-часа), руб./ч; Q^ — годовой объем перевозок на соответствующем виде транспорта, пас.; AZ - относительное улучшение комфортабельности перемещения; ?.„,, - годовые экономические затраты на поездки пассажира или владельца личного транспорта, руб.; Кв~ Стоимость капитальных вложении на создание объектов автотранспортного комплекса, руб.; £„ - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений [1]; Зж — годовые экономические затраты на эксплуатацию и содержание объектов автотранспортного комплекса, руб.; У„ - величина эколого-Skohom ического ущерба от негативного воздействия транспорта на окружающую среду, руб.; Удтл - величина социально-экономического ущерба от ДТП, руб.

Анализ результатов исследований в направлении повышения социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта [2,3,4,5,6 и др.] позволяет сделать вывод, что увеличение значения целевой функции (3) возможно в результате ряда мероприятий:

1. Сокращение затрат времени населения на перемещения AT тах.т.с. использование транспорта должно давать значительную экономию времени на перемещения. В рамках реализации этого мероприятия необходимо стремиться к созданию и использованию высокоскоростных типов транспорта и соответствующей инфраструктуры, а также эффективных методов организации перевозок [3,6], если невозможно расселение людей в непосредственной близости от мест приложения труда, центров культурного досуга и бытового обслуживания. Таким образом, сократить затраты времени населения на перемещения возможно только при росте капитальных и эксплуатационных затрат на создание и обслуживание высокоскоростных типов транспорта. Значительный экономический эффект при этом будет достигнут от снижения остальных видов затрат: У„, У :,л, min.

2. Повышение комфортабельности перемещения на транспорте относительно пешего передвижения AZ—>шах. Определить комфортабельность передвижения в количест-

T-Comm Том 11. #2-2017

венном, а тем более в денежном выражении проблематично. В настоящее время подобных объективных научных методик не существует. Тем не менее, без сомнения комфорт перемещения па транспорте даже па короткие расстояния является преимуществом перед пешими передвижениями, помимо сокращения затрат времени. Экспериментальные исследования показывают, что повышение комфортабельности перемещения влечет за собой рост капитальных и эксплуатационных затрат на транспорте Кг,3,к —> тах.

2. Сокращение экономических затрат на поездку пассажира или владельца личного транспорта 3 —мтпп. Часть

населения, не владеющая личным транспортом, безальтернативно будет пользоваться общественным. Уменьшение стоимости проезда на общественном транспорте однозначно будет способствовать повышению интенсивности его использования. В сочетании с повышением комфортабельности, скорости и безопасности поездки в этом случае общественный транспорт способен составить серьезную конкуренцию индивидуальному транспорту, что является в настоящее время основной целью органов местного транспортного управления не только в городах России, но и за рубежом. При этом снижение стоимости проезда на общественном транспорте в итоге повлечет за собой сокращение доходов государства в виде налогов ДУШ min.

3. Уменьшение капитальных затрат на создание и текущих затрат на эксплуатацию и содержание объектов автотранспортного комплекса со стороны государства и частного бизнеса К ,3 ~»min. Это мероприятие не должно быть

реализовано в ущерб остальным составляющим целевой функции (3): ДГ,ÄZ,y,,,y/m. Для решения этой задачи существуют методики оценки социально-экономической эффективности инженерных решений на транспорте [1,4].

4. Сокращение эколого-экономического ущерба от негативного воздействия транспорта на окружающую среду у; —»min. В настоящее время автомобильный транспорт

вносит весомый вклад в губительное воздействие со стороны человека и созданной им техносферы на природу [7]. Создание видов транспорта, Сокращающих негативное воздействие на окружающую среду, а в идеале «экологически чистых» - важнейшая задача современного инженера. Разработка и внедрение эффективных с эколого-экономической точки зрения методов организации перевозок - важнейшая задача современного транспортника или логиста. В работах 14,5,6,7] представлены результаты исследований в этом направлении деятельности. В настоящее время реализация этого мероприятия невозможна без роста капитальных и эксплуатационных затрат Ке,Зж .

5. Сокращение, а в эффективно организованных транспортных системах сведение к нулю, социально-экономического ущерба от ДТП у —>(). В рамках этого

направления предложены различные мероприятия: эффективная организация дорожного движения, повышение качества обучения водителей в автошколах, строительство дорог высокого качества, разработка эффективных средств активной и пассивной безопасности автомобилей и др. Реализация этих мероприятий, также как и многих других, требует значительных экономических затрат, в первую очередь, со стороны государства. Однако, важность и социальную целесообразность этих затрат сложно переоценить.

Вывод

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что задача повышения социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта является системной и многокритериальной. Невыполнение условия (2) вообще ставит под сомнение целесообразность использования пассажирского транспорта.

Предложенная целевая функция (3) задачи повышения социально-экономической эффективности использования пассажирского транспорта позволяет:

— выявить факторы, снижающие социально-экономический эффект от использования различных видов транспорта;

— определить социально-экономический эффект от создания и внедрения новых разработок в области транспортного обслуживания населения;

— принимать научно обоснованные и экономически выгодные управленческие решения для повышения качества жизни человека.

Литература

1. Корчагин В.А., Ршаева Ю.Н. Оценка эффективности инженерных решений. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2008. 159 с.

2. Гринченш A.B., Казарина М.В. Комплексная оценка уровня конкурентоспособности перевозчика на рынке пассажирских услуг// Вестник транспорта, № 7, 2016. С. 34-38.

3. Гринченко A.B.. Казарина М.В. Совершенствование транспортного обслуживания населения новых микрорайонов в крупных городах // Научная дискуссия: вопросы технических наук, № I (31), 2016. С. 77-81.

4. Корчагин В.А., Грииченко A.B. Выбор рационального типа автобуса; монография. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2014. 85 с.

5. Корчагин В.А.. Грииченко A.B.. Казарина М.В. Оценка экологической опасности видов транспорта на внутриобластных маршрутах // Вестник Липецкого государственного технического университета, № 1 (27), 2016. С. 87-92.

6. Корчагин В.А., ГЬинченко A.B. Распределение автобусов по маршрутам движения с учетом вреда окружающей среде // Аграрный научный журнал, № 9, 2015. С. 40-43.

7. Корчагин В.А, Корчагина Т.В. Современная экология. В 2-х ч, 4.2, Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2012. 158 е.

T-Comm Vol.11. #2-2017

DEFINITION OF SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY IN THE USE OF PASSENGER TRANSPORT

Alexander V. Grinchenko, Lipetsk, Russia, grinchav@mail.ru Marina V. Marshkova, Lipetsk, Russia

Abstract

Despite a number of problems accompanying the development of passenger transport: accidents on the roads; the negative impact of transport on the environment; the complexity of the distribution of economic costs and benefits between all participants of transportation process: carrier, passenger and government; it is unlikely our hvo will refuse from its use. But what management decisions will be accepted today, depends on how passenger transport will be in the future. The purpose of the study is to determine the criteria for integrated assessment of socio-economic efficiency of passenger transport, and on this basis to propose actions for its improvement.

The result of the research, the proposed scientific substantiation nated steak subs condition for the feasibility of using passenger transport, includeing the following criteria for assessing the socio-economic efficiency of use of public transport, saving time for the passengers to move to feestabilnosti move, the cost of passenger trips in public transport and the value of the cost of acquisition and operation of personal vehicle to its owner, the cost of capital investment in the establishment and recurrent costs of operation and maintenance of motor transport, the magnitude of environmental and economic damage from the negative impacts of transport on the environment and socio-economic damage from road accidents. The article presents the scientific principles applicable to study the efficiency of various modes of transport: urban public transport, taximotor, intraand intercity bus transport, rail, water and air, and also allow to evaluate the efficiency of individual vehicles.

Developed the target function of the problem of increasing socio-economic efficiency of use of passenger transport will allow Federal and regional governments to make rational, scientifically sound and costeffective management solutions in the field of organization of passenger transport to improve the quality of public transport services.

Keywords: passenger transport, organization of transportation, transport service, efficiency, quality.

1. Korchagin V.A., Rizaeva Yu.N. Assessment of efficiency of engineering solutions (2008). Lipetsk: publishing house of LGTU. 159 p. (in Russian)

2. Grinchenko A.V., Kazarina, M.V. (20I6). Integrated assessment of the competitiveness of the carrier market passenger services. Journal of transport, no. 7, pp. 34-38. (in Russian)

3. Grinchenko A.V., Kazarina, M.V. (20I6). The improvement of transport service of the population of new neighborhoods in major cities. Scientific discussion: questions of technical science, no. I (3I), pp. 77-8I. (in Russian)

4. Korchagin V.A., Grinchenko A.V. (20I4). The choice of rational type of the bus: monograph. Lipetsk: publishing house of LGTU. 85 p.

(in Russian)

5. Korchagin V.A., Grinchenko A.V., Kazarina, M.V. (20I6). The ecological risk assess-ment of modes of transport for intraregional routes. Herald of the Lipetsk state technical university, no. I(27), pp. 87-92. (in Russian)

6. Korchagin V.A., Grinchenko A.V. The distribution of buses along the routes of movement taking into account harm to the environment (20I5). Journal of Agricul-tural science, no. 9, pp. 40-43. (in Russian)

7. Korchagin V.A., Korchagina T.V. (20I2). Modern ecology. Part 2. Lipetsk: publishing house of LGTU. I58 p. (in Russian) Information about authors

Alexander V. Grinchenko, candidate of technical sciences, docent, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia Marina V. Marshkova, 3rd year student of the faculty of transport engineers, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.