Научная статья на тему 'Определение состава продовольственных товаров в минимальной потребительской корзине при маркетинговых исследованиях'

Определение состава продовольственных товаров в минимальной потребительской корзине при маркетинговых исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
263
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение состава продовольственных товаров в минимальной потребительской корзине при маркетинговых исследованиях»

тата (причиной могут быть потеря активности одного из компонентов реакционной смеси для АМПЦР и гибридизация на биологическом микрочипе).

Несмотря на то, что эти рекомендации позволяют повысить надежность и безопасность идентификации ГМИ по сравнению с ГОСТ Р 52173, целесообразно идентифицировать в продукции не ДНК, а белковые молекулы - продукты трансляции модифицированных генов, так как регламентируемые методы определения ГМИ являются качественными и высокая чувствитель-

ность ПЦР-диагностики не исключает вероятности появления ложноположительных результатов, обусловленных контаминацией.

Таким образом, присутствие на рынке пищевой продукции, содержащей ГМИ, требует первоочередного решения проблемы контроля безопасности и качества пищевых продуктов.

Кафедра физико-химической биологии

Поступила 13.12.05 г.

664.002.612:339.133.017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В МИНИМАЛЬНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ ПРИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

О.В. ЕВДОКИМОВА

Орловский государственный технический университет

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» любой потребитель имеет право на гарантийный минимальный уровень потребления, надлежащее качество продукции, ее безопасность, полную достоверную информацию о продукции, а также возмещение в полном объеме ущерба, причиненного продукцией ненадлежащего качества.

Гарантированный минимальный уровень потребления продовольственных товаров включает набор товаров, соответствующий физиологическому минимуму. Стоимостная величина его (минимальный потребительский бюджет), порядок утверждения и пересмотра, а также меры по его обеспечению определяются законодательными актами.

Правительства республик, местные администрации обеспечивают возможность приобретения всеми гражданами товаров в объеме гарантированного минималь -ного уровня потребления на доходы, соответствующие минимальному потребительскому бюджету; регулярно информируют население о гарантированном минимальном уровне потребления, его структуре и сложившихся ценах на товары. При невозможности свободного потребления временно может вводиться нормированное распределение.

В коммерческой деятельности при заключении договоров поставок, согласовании с поставщиками объемов, ассортимента, цели закупаемой продукции для обеспечения емкости конкретного рынка необходимо учитывать состав минимальной потребительской корзины (МПК) и минимального потребительского бюджета (МПБ) населения. Не учитывание этих факторов влияет на сбалансированность рынка и результаты коммерческой деятельности. Потребительская корзи-

на представляет собой согласованный набор товаров, необходимых и традиционно используемых для удовлетворения потребностей населения.

Потребительская корзина для пенсионеров и иждивенцев определяет набор продуктов питания, необходимых для поддержания жизненного уровня, сложившихся традиций и образа жизни.

Для работающих потребительская корзина включает набор продуктов, необходимых для воспроизводства рабочей силы (работоспособности) исходя из уровня требований производства и образа жизни профессиональных групп.

Потребительская корзина для семьи должна учитывать особенности совместного проживания и удовлетворения необходимых потребностей как работающими членами семьи, так и иждивенцами. Состав семьи и структура семейных доходов оказывают существенное влияние на состав и пределы потребления пищевых продуктов.

Натуральный состав потребительской корзины может быть определен разными способами:

по социальным, научно обоснованным нормати -вам;

по фактически сложившейся структуре питания, определяемой по материалам бюджетных обследований семей;

по реально возможному перечню товаров, ограни -ченному доходами, доступностью товаров на данном рынке.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный норматив, утверждаемый законом или решением местных администраций и определяющий нижнюю границу месячного (годового) денежного дохода, достаточного для покупки товаров

Таблица 1

Потребность в год, кг

Продукты Дети в возрасте, лет Мужчины в возрасте, лет Женщины в возрасте, лет

0-6 7-8 9-15 16-59 60 и более 16-59 60 и более

Хлебные продукты* 48,37 69,2 91,6 124,5 97,16 106,56 89,00

Картофель 58,13 73,0 89,7 11,0 85,01 93,84 77,88

Овощи и бахчевые 70,73 100,4 111,88 134,7 104,34 115,39 95,58

Фрукты и ягоды* 58,54 104,58 130,99 56,9 40,65 49,5 37,24

Мясо и мясопродукты* 29,06 51,1 64,68 84,8 49,46 55,68 45,31

Яйца, шт. 157,26 365,0 365,0 255,51 22,2 220,05 177,0

Рыба и рыбопродукты* 11,78 14,0 20,27 93,21 17,01 18,86 15,58

Сахар 17,8 27,22 30,77 20,5 20,1 22,66 18,1

Масло растительное 2,37 3,7 5,22 13,7 10,83 11,58 9,92

Молоко и молочные продукты* 397,85 484,32 502,79 323,7 242,44 278,57 221,18

* В пересчете на основной продукт.

минимальной потребительской корзины в сложившейся ценовой ситуации на рынке.

В табл. 1 представлен минимальный продуктовый набор для различных половозрастных групп населения.

Для составления данных о потреблении продуктов питания необходимо все мясные продукты перевести в мясо, молочные продукты - в молоко, хлебные - в муку и т. д. Для перевода используются следующие коэффициенты:

Хлеб в переводе на муку:

пшеничный 0,72

ржаной 0,64

макароны 1,23

Кондитерские изделия в переводе на сахар 0,5

Все мясопродукты и сало » на мясо: 1,3

субпродукты I кат. 1,1

субпродукты II кат. 3,0

Молочные продукты в переводе на молоко:

сметана 6,3

сыр, брынза 8,3

творог 6,8

масло животное 21,75

Консервы овощные в переводе на свежие овощи 1,5

Консервы фруктовые » на свежие фрукты 1,5

Консервы рыбные » на свежую рыбу 2,0

Фрукты сушеные » на свежие 5,0

Грибы сушеные » на свежие 8,0

При проведении маркетинговых исследований необходимо ознакомиться с минимальным продуктовым набором потребительской корзины для различных половозрастных групп населения в соответствии с научно-обоснованными нормами потребления. Провести социологический опрос населения (потребителей) одной половозрастной группы, предварительно установив объем выборки, который определяется на основе расчета доверительного интервала. Исходной информацией, необходимой для реализации данного подхода является:

величина вариации, которой, как считается, обладает совокупность; желаемая точность;

уровень достоверности, которому должны удовле -творять результаты проводимого исследования.

Объем выборки рассчитывается по формуле

п =

2 РЯ

Є2 ’

где п - объем выборки; г - нормализуемое отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности; р - найденная вариация для выборки; д — (100 - р); е - допустимая ошибка.

Затем составляется карта опроса, в которой выделя -ется половозрастной статус и среднее потребление продуктов питания в месяц.

Для исследования МПК необходимо ознакомиться с ценами на продовольственные товары, реализуемыми в конкретном магазине. На втором этапе обрабатываются полученные данные и формируется заключение о натуральном составе МПК в денежном выражении. Следующий этап предусматривает определение натурального состава потребительской корзины по фактически сложившейся структуре питания по материалам бюджетных обследований семей на основе социологического опроса. Респонденты заполняют анкеты опроса по установленной заранее форме. Пример записи для обработки приведен в табл. 2.

Таблица 2

Потреби -тели

Состав семьи, чел.

Общий бюджет, р.

Примерные расходы на питание в месяц

Хлеб Картофель и т. д.

кг р. кг р. кг р.

Примечание: При потреблении собственно произведенной продукции указывать только количество (кг/мес), в графе «р.» делать прочерк.

Далее определяют натуральный состав потреби -тельской корзины, исходя из возможного перечня товаров на конкретном рынке. Для этого выявляют стои-

Таблица 3

Наименование товаров

Единица измерения

Количество в год

Натур.

Перес. на основ. продукт

Цена, р.

Стоимость, р

Удельный вес, %

Хлебные продукты кг

Картофель кг

И т. д.

Итого

мость потребительской корзины, удельный вес отдельных групп продуктов с учетом рекомендуемого минимального продуктового набора для определенной половозрастной группы населения. Пример записи приведен в табл. 3.

По результатам социологического анализа определяют фактическое потребление отдельных групп продовольственных товаров и выявляют соответствие физиологическим нормам потребления. Пример записи приведен в табл. 4.

Таблица 4

Наименование товаров Потребление, кг/год Уровень удов -

Физиологиче-ские нормы Фактическое летворения по -требностей, %

Хлебопродукты

Картофель

В итоге необходимо сделать заключение о составе МПК и дать рекомендации по ее улучшению. Следует

100

также указать роль предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также коммерческих структур в удовлетворении потребностей населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенный метод определения состава продовольственных товаров в МПК позволяет:

определить натуральный состав МПК для определенной половозрастной группы с учетом минимального потребительского бюджета;

определить состав потребительской корзины по фактически сложившейся структуре питания методом социологического опроса;

выявить соответствие фактического потребления отдельных продовольственных товаров физиологическим нормам потребления;

дать рекомендации по обеспечению гарантирован -ного минимального уровня потребления.

Кафедра технологии и товароведения продовольственных товаров

Поступила 13.02.06 г.

664.004.12.002.237

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

В.Г. ПОПОВ

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Современные концепции изучения человеческих ресурсов признают экономическую целесообразность капиталовложений в повышение квалификации персонала, поддержание его трудоспособности, создание условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности. Цель данного исследования - изучение изменений в кадровой политике, происходящих в системе предприятий общественного питания в Уральском федеральном округе (УрФО).

Развитие демократии в обществе и на производстве происходит под воздействием культуры управленческого аппарата, элементами которой являются чувство собственного достоинства и уважение прав личности, что отмечено в [1]: «Уважайте достоинство подчиненных, будьте с ними внимательны, смотрите на них, а не на капиталовложения и не на автоматику, как главный источник производительности».

Анализ результатов анкетного опроса, проведенно -го среди персонала предприятий общественного питания Тюменской, Свердловской, Челябинской областей, позволил сделать вывод о непосредственном или косвенном влиянии мотивационных факторов на многочисленные составляющие производственного процесса.

Полученный после каждого исследования материал обрабатывали по двум направлениям: составление рядов распределения по признакам (одномерное) и составление таблиц, показывающих взаимное или парное распределение признаков (двухмерное).

Объем выборки за последние три исследования со -ставил опрос 1214 человек. В качестве единиц отбора при формировании выборки были учтены следующие параметры демографической структуры населения: пол, образование, социально-профессиональная принадлежность.

Основной принцип расчета выборной совокупности - пропорциональность численности населения ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.