Научная статья на тему 'Определение содержания направлений развития региона'

Определение содержания направлений развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегия / регион / департаменты администрации / развитие / направления / синергия / strategy / region / administration departments / development / directions / synergy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. В. Тулинова, Ю. Н. Лапыгин

Несмотря на то, что стратегия развития региона должна содержать целевое начало, отражающее описание образа идеального состояния региона в перспективе, в ее составе необходимо предусмотреть конкретизацию целей развития, как руководство к действию. Таким руководством выступает описание приоритетных направлений развития региона на уровне проектов и программ. Направления развития региона определены методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, однако указанный документ не содержит рекомендаций в части факторов, которые следует учесть при определении содержания направлений развития. Отраслевой подход прост и традиционен в разработке направлений развития с точки зрения отдельных департаментов администрации региона, однако такой подход не позволяет в комплексе обеспечить достижение выработанных стратегических целей, необходимо вовлечь в разработку каждого направления развития все департаменты администрации региона для получения синергического эффекта от системной работы над направлениями реализации стратегии. Настоящая работа посвящена рассмотрению основных блоков факторов, которые оказывают влияние на содержание направлений развития региона. Показано, что наряду с рекомендациями правительства страны и содержанием Указа Президента РФ, следует учитывать практику определения содержания направлений, отраженную как в научных публикациях, так и в содержании авангардных стратегий регионов страны, а также цели развития самого региона и прогнозы социально-экономического развития страны. Разработана алгоритмическая схема подготовки предложений департаментов и сам алгоритм наполнения содержанием направлений развития региона в группе всех департаментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE CONTENT OF AREAS OF DEVELOPMENT OF THE REGION

Despite the fact that the region’s development strategy should contain a target beginning reflecting the description of the image of the region’s ideal state in the future, it should include concretization of development goals as a guide to action. Such a guide is a description of the priority directions of the region's development at the level of projects and programs. The directions for the development of the region are determined by the methodological recommendations of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, however, this document does not contain recommendations regarding the factors that should be taken into account when determining the content of the development directions. The industry-wide approach is simple and traditional in the development of development areas from the point of view of individual departments of the region’s administration, however, this approach does not allow for the comprehensive achievement of the developed strategic goals; it is necessary to involve all departments of the region’s administration in the development of each development area in order to obtain a synergistic effect from systematic work on the areas implementation of the strategy. This work is devoted to the consideration of the main blocks of factors that influence the content of the development directions of the region. It is shown that along with the recommendations of the government of the country and the content of the Decree of the President of the Russian Federation, one should take into account the practice of determining the content of directions, reflected both in scientific publications and in the content of the avant-garde strategies of the country's regions, as well as the development goals of the region itself and forecasts of the country's socio-economic development. An algorithmic scheme has been developed for the preparation of proposals of departments and the algorithm itself for filling in the content of the development directions of the region in the group of all departments.

Текст научной работы на тему «Определение содержания направлений развития региона»

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00044

Д.В. Тулинова - аспирант ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Владимирский филиал, daria-tulinova@mail.ru,

D.V. Tulinova - Postgraduate Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir Branch;

Ю.Н. Лапыгин - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Владимирский филиал, lapygin.y@gmail.com,

Yu.N. Lapygin - Doctor of Economics, Professor, Department of Management, FSBEI HE "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration" Vladimir Branch.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА DETERMINING THE CONTENT OF AREAS OF DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация. Несмотря на то, что стратегия развития региона должна содержать целевое начало, отражающее описание образа идеального состояния региона в перспективе, в ее составе необходимо предусмотреть конкретизацию целей развития, как руководство к действию. Таким руководством выступает описание приоритетных направлений развития региона на уровне проектов и программ. Направления развития региона определены методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, однако указанный документ не содержит рекомендаций в части факторов, которые следует учесть при определении содержания направлений развития. Отраслевой подход прост и традиционен в разработке направлений развития с точки зрения отдельных департаментов администрации региона, однако такой подход не позволяет в комплексе обеспечить достижение выработанных стратегических целей, необходимо вовлечь в разработку каждого направления развития все департаменты администрации региона для получения синергического эффекта от системной работы над направлениями реализации стратегии. Настоящая работа посвящена рассмотрению основных блоков факторов, которые оказывают влияние на содержание направлений развития региона. Показано, что наряду с рекомендациями правительства страны и содержанием Указа Президента РФ, следует учитывать практику определения содержания направлений, отраженную как в научных публикациях, так и в содержании авангардных стратегий регионов страны, а также цели развития самого региона и прогнозы социально-экономического развития страны. Разработана алгоритмическая схема подготовки предложений департаментов и сам алгоритм наполнения содержанием направлений развития региона в группе всех департаментов.

Annotation. Despite the fact that the region's development strategy should contain a target beginning reflecting the description of the image of the region's ideal state in the future, it should include concretization of development goals as a guide to action. Such a guide is a description of the priority directions of the region's development at the level of projects and programs. The directions for the development of the region are determined by the methodological recommendations of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, however, this document does not contain recommendations regarding the factors that should be taken into account when determining the content of the development directions. The industry-wide approach is simple and traditional in the development of development areas from the point of view of individual departments of the region's administration, however, this approach does not allow for the comprehensive achievement of the developed strategic goals; it is necessary to involve all departments of the region's administration in the development of each development area in order to obtain a s ynergistic effect from systematic work on the areas implementation of the strategy. This work is devoted to the consideration of the main blocks of factors that influence the content of the development directions of the region. It is shown that along with the recommendations of the government of the country and the content of the Decree of the President of the Russian Federation, one should take into account the practice of determining the content of directions, reflected both in scientific publications and in the content of the avant-garde strategies of the country's regions, as well as the development goals of the region itself and forecasts of the country's socio-economic development. An algorithmic scheme has been developed for the preparation of proposals of departments and the algorithm itself for filling in the content of the development directions of the region in the group of all departments.

Ключевые слова: стратегия, регион, департаменты администрации, развитие, направления, синергия.

Keywords: strategy, region, administration departments, development, directions, synergy.

Основные направления развития регионов России, рекомендованные Минэкономразвития РФ [6], отражают социально-экономическую направленность предстоящих изменений в регионах, которая соответствует тем стратегически значимым целям, которые разработаны для каждого региона в отдельности и по результатам анализа факторов внешней и внутренней среды региона, и в части ориентации на Миссию, и в соответствии с Видением перспектив развития региона'

Поэтому вариантом наполнения содержанием направлений развития региона может служить таблица, определяющая специфику реализации стратегии региона в девяти заданных направлениях. В головке такой таблицы размещены формулировки целей, а в боковике - формулировки направлений развития.

Заполнение таблицы осуществляется методом парных сопоставлений (сочетаний строк и столбцов) как это традиционно выполняется при реализации метода морфологических матриц [4] и здесь необходимо заметить, что заполненная таблица может не содержать в полном объеме (или частично) тех проектов и программ, которые приняты и уже реализуются в регионе [9]. Поэтому после заполнения таблицы описание содержания направлений следует дополнить проектами, относящимися к национальным проектам страны, а программы -теми программами, которые разработаны ранее и реализуются в рамках федеральных целевых программ. В тоже время следует скорректировать некоторые проекты и программы, если их содержание противоречит целям, сформулированным в порядке разработки стратегии развития региона.

Условием корректности выступает, конечно же, непротиворечивость целей развития региона целям развития страны, отраженным в Указе [5] Президента В.В. Путина, а также непротиворечивость региональных проектов национальным проектам, направления которых приведены в том же документе Президента.

В то же время необходимо учесть практику наполнения содержанием направлений развития, которые отражены в авангардных стратегиях регионов и внесены в федеральный реестр [1] стратегий развития регионов либо опубликованы в сети Интернет в виде проектов стратегий.

Развитие содержания заполненной таблицы может обеспечить ассоциативный ряд, который возникает при чтении научных статей, посвященных содержанию направлений развития регионов, публикуемых в открытой печати, а также содержание прогнозов, которые правительство страны формирует на период своих полномочий [7] и до 2036 года [8].

Таким образом, можно заключить, что при формировании основного содержания каждого направления развития региона, в котором принимают участие, как правило, несколько департаментов администрации региона одновременно, необходимо организовать групповую работу, включающую как первичную разработку проектов и программ направления, так и последующее обсуждение ее содержания с учетом влияния всех факторов, выделенных в настоящем исследовании.

Перспектива развития региона в разрезе проектов и программ задана направлениями, которые рекомендованы Минэкономразвития РФ [3]. Такая рекомендация вписывается в системный подход к детализации стратегии в отличие от функционального подхода, в основе которого лежит стремление регионов описывать перспективы развития отдельных функций или подразделений (департаментов) исполнительной власти, а не Субъекта Федерации в целом.

На практике содержание стратегии развития регионов чаще всего содержат описание направлений развития в виде перспективных проектов и программ в рамках отдельных департаментов исполнительных органов власти, что не обеспечивает реализации синергического эффекта в части ожидаемых результатов от достижения целей при исполнении отдельных проектов и программ.

Сложность исполнения рекомендаций Минэкономразвития РФ кроется в том, что для наполнения содержанием отдельных (но комплексных) направлений развития региона требуется совместная работа нескольких (а, в идеале, - всех) департаментов администрации региона одновременно, что в условиях линейно-функциональных структур реализовать довольно сложно.

Выход из ситуации видится в организации проектного управления и работы проектных команд в процессе совместной работы департаментов в период разработки стратегии на этапе разработки указанных комплексных направлений развития региона в целом, а не только в рамках отдельных отраслей.

Сочетание направлений развития региона и департаментов администрации региона можно представить таблицей, в головке которой (по столбцам) отражены направления развития, а в боковике (по строкам) - наименования самих департаментов. Заполнение таблицы осуществляется вначале руководством департаментов, а затем согласовывается с консультантами, организующими процесс разработки стратегии.

Очевидно, что и структура администрации в разрезе департаментов может быть различной, и результаты анализа ситуации внутри региона и за его пределами могут определяться различными аспектами развития региона, поэтому каждый департамент для себя должен выбрать ту меру участия в каждом направлении, которую сочтет необходимым для разработки каждого из направлений развития региона.

Модераторы разработки направлений (консультанты) организуют процесс формирования проектных команд по направлениям и обеспечивают процесс разработки основного содержания каждого направления развития региона в рамках выработанных стратегически значимых целей и ориентации на ожидаемые результаты.

Каждый департамент из числа участников разработки направления предварительно готовит свои предложения по реализации конкретного направления развития региона, содержание которых отражает не только новые проекты, программы и отдельные мероприятия, но и включает текущие стратегически значимые, но еще незавершенные проекты и программы. Особое внимание следует уделить предложениям, ориентированным на реализацию национальных проектов и целей, поставленных Президентом России в его майском Указе [5], а также содержанию целей развития региона. сформулированных на предыдущем этапе разработки стратегии.

Алгоритм подготовки предложений департаментов отражен на рисунке 1, из которого следует, что вслед за выполнением анализа ситуации, полученные перечни сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз ранжируются. Анализ факторов внешней и внутренней среды необходимо выполнить под руководством консультантов с точки зрения функционала департамента.

Полученные результаты позволят выстроить морфологическую матрицу решений, которые определят проекты и программы стратегического развития региона в сфере полномочий департамента. Структурирование полученных проектов и программ дает возможность сформулировать предложения департамента для последующего обсуждения и включения указанных проектов в заданные направления развития региона.

Совместная работа представителей департаментов при организации процесса по каждому направлению со стороны консультантов заключается не только в обмене мнениями по реализации рассматриваемого направления, но и в объединении проектов разных департаментов, а также в формулировании новых проектов, идеи реализации которых могут возникнуть в процессе совместного обсуждения проектов друг друга. Алгоритм выполнения совместных обсуждений материалов департаментов приведен на рисунке 2.

Структурирование полученных программ и проектов методом парных сравнений (или методом Кро-уфорда) позволит составить структурную схему стратегически значимых действий в структуре конкретного рассматриваемого направления развития региона.

В рамках построенной структуры целесообразно организовать совместную работу департаментов по расстановке приоритетов [2] на каждом уровне иерархии для того, чтобы в процессе реализации проектов рассматриваемого направления в первую очередь направлять ресурсы в наиболее значимые проекты и программы.

Стратегические цели SWOT-анализ в рам- Факторы внешней и

развития региона ках полномочий департамента внутренней среды

1

Агрегирование и Перечни сильных и Метод номинальных

ранжирование слабых сторон, возможностей и угроз групп

1 г

Метод морфологиче- Матрица решений Метод парных срав-

ских матриц нений

г

Метод Кроуфорда Структурная схема Метод парных срав-

решений нений

г

Государственные Предложения депар- Проекты региона, в

программы региона тамента •4- т.ч. в рамках нац.

проектов

Представление предложений департаментов по каждому направлению для обсуждения в группе всех департаментов

Рисунок 1 - Алгоритмическая схема подготовки предложений департаментов

Составив таблицу, в боковике которой размещены наименования проектов, программ и отдельных стратегически значимых мероприятий, а головке таблицы - колонка целей (или задач), затем - колонка адекватных целям ожидаемых результатов, затем - колонка показателей, с помощью которых следует оценивать степень успешности достижения целей (ожидаемых результатов).

Помимо отмеченного, необходимо определить этапы, в рамках которых предполагается реализовать проекты и программы, а также согласовать даты их начала и завершения. Кроме того, следует согласовать закрепление ответственности конкретного департамента в части контроля над реализацией каждого конкретного проекта (программы).

Рисунок 2 - Алгоритм наполнения содержанием направлений развития региона

Подводя итог, следует отметить, что совместная работа департаментов администрации региона по наполнению содержанием стратегически значимых направлений развития, которые заданы методическими рекомендациями Минэкономразвития, позволяет реализовать синергический эффект и получить комплексное содержание стратегии развития региона.

В завершении работы департаментов целесообразно оценить источники финансирования разработанных проектов, программ и мероприятий, среди которых могут быть не только средства областного бюджета (и бюджета соседних регионов) или средства национальных проектов и федеральных целевых программ, но и привлеченные средства хозяйствующих субъектов, связывающих свою деятельность со стратегией развития региона.

Источники:

1. Документы стратегического планирования [Электронный ресурс]. - URL: http://gasu.gov.ru/stratdocuments (дата обращения: 10.12.2018).

2. Лапыгин Ю.Н. Приоритеты и цели развития региона // Ученые записки. - Владимирский филиал РАН-ХиГС. - 2019. - Спецвыпуск 2 (июль). - С. 84-94.

3. Лапыгин Ю.Н. Факторы развития региона // Ученые записки. - Владимирский филиал РАНХиГС. - 2019. -Спецвыпуск 1 (апрель). - С. 34-40.

4. Микалко М. Взламывая стереотипы. 9 стратегий креативного гения. — СПб.: Питер, 2009. — 352 с.

5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения 6.11.2018).

6. Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации. Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132 [Электронный ресурс]. - URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-23.03.2017-N-132/ (дата обращения: 19.11.2018).

7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. - URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/60223a2f-38c5-4685-96f4-

6c6476ea3593/prognoz24svod.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=60223a2f-38c5-4685-96f4-6c6476ea3593 (дата обращения: 15.05.2019).

8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/201828113 (дата обращения: 15.05.2019).

9. Сивякова М.В., Лапыгин Ю.Н. Стратегические направления региональных проектов // Ученые записки. -Владимирский филиал РАНХиГС. - 2019. - Спецвыпуск 2 (июль). - С. 72-76.

Sources:

1. Documents of strategic planning [Electronic resource]. - URL: http://gasu.gov.ru/stratdocuments (accessed: 12/10/2018).

2. Lapygin Yu.N. Priorities and development goals of the region // Uchenye zapiski. - Vladimir branch of RANEPA. -2019. - Special issue 2 (July). - S. 84-94.

3. Lapygin Yu.N. Regional development factors // Scientific notes. - Vladimir branch of RANEPA. - 2019. - Special issue 1 (April). - S. 34-40.

4. Mikalko M. Hacking stereotypes. 9 strategies for creative genius. - St. Petersburg: Peter, 2009. - 352 p.

5. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 N 204 [Electronic resource]. - URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (accessed November 6, 2018).

6. On approval of guidelines for the development and adjustment of the strategy for socio-economic development of the subject of the Russian Federation and the plan of measures for its implementation. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated March 23, 2017 No. 132 [Electronic resource]. - URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot 03/23/2017-N-132/ (accessed: 11/19/2018).

7. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2024. - URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/60223a2f-38c5-4685-96f4-

6c6476ea3593/prognoz24svod.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=60223a2f-38c5-4685-96f4-6c6476ea3593 (date of access: 05/15/2019).

8. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2036. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/201828113 (accessed: 05/15/2019).

9. Sivyakova M.V., Lapygin Yu.N. Strategic directions of regional projects // Scientific notes. - Vladimir branch of RANEPA. - 2019. - Special issue 2 (July). - S. 72-76.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00045

О.Б. Угурчиев - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет, mbc_@mail.ru,

O.B. Ugurchiev - Doctor of Economics, Professor, Head. Department of Management, FSBEI HE "Ingush State University;

Б.М. Мусаева - преподаватель кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

B.M. Musaeva - Lecturer, Department of Enterprise Economics, Chechen State University.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ FEATURES OF THE FORMATION OF SPATIAL COMPETITION

Аннотация. Очередной мировой экономический кризис и экономические санкции против Российской Федерации особо актуализировали проблемы повышения конкурентоспособности экономики национального хозяйства.

Развитие рыночных отношений невозможно без формирования конкурентной среды. Особенностью российского экономического пространства является то, что оно не выступает как единое и однородное целое, ибо имеются крайне сложные интеграционные сочетания интеграционных интересов.

Все это, бесспорно, говорит о значимости и первостепенности управленческой инициативы на уровне региона и необходимости формирования надлежащего импульса развития, соответствующего возможностям территории. Переход региональной экономики на ожидаемый уровень конкурентоспособности требует радикальных институциональных, структурных и иных необходимых преобразований с учетом сложного взаимодействия социально-экономических, экологических и политических факторов.

Реализация концепции устойчивого развития в условиях развивающихся в национальной и мировой экономике интеграционных процессов вызывает острую потребность в дальнейшем совершенствовании методов анализа, диагностирования и регулирования и регулирования конкурентоспособности региональной экономической системы, аккумулирующей в себе совокупность разнопрофильных предприятий и отраслей, производящих продукцию для национальных и мировых товарных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.