Научная статья на тему 'Определение шума внутри групп жилых домов и измерение шума автотранспортных средств'

Определение шума внутри групп жилых домов и измерение шума автотранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
343
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЗВУКА / SOUND LEVEL / ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ ЗВУКА / THE PERMISSIBLE SOUND LEVEL / ШУМОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / NOISE CHARACTERISTICS / НОРМИРОВАНИЕ / REGULATION / ЗВУКООТРАЖАЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ / SOUND-REFLECTING DESIGN / СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА / REDUCED NOISE LEVEL / ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ ШУМА / THE MAXIMUM PERMISSIBLE NOISE LEVEL / РАСЧЕТНАЯ ТОЧКА / THE ESTIMATED POINT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кирсанов В. В.

Даны расчетные формулы по определению уровня шума на территории внутри групп жилых домов, в помещениях и таблицы снижения шума в зависимости от конструкции окон и зеленых насаждений. Представлены основные требования по замеру шума от автотранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение шума внутри групп жилых домов и измерение шума автотранспортных средств»

УДК 66

В. В. Кирсанов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШУМА ВНУТРИ ГРУПП ЖИЛЫХ ДОМОВ

И ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Ключевые слова: уровень звука, допустимый уровень звука, шумовые характеристики, нормирование, звукоотражающие конструкции, снижение уровня шума, предельно допустимый уровень шума, расчетная точка.

Даны расчетные формулы по определению уровня шума на территории внутри групп жилых домов, в помещениях и таблицы снижения шума в зависимости от конструкции окон и зеленых насаждений. Представлены основные требования по замеру шума от автотранспорта.

Key words: sound level, the permissible sound level, noise characteristics, regulation, sound-reflecting design, reduced noise level, the

maximum permissible noise level, the estimated point.

Given formulas to determine the level of noise in the territory within groups of houses, rooms and tables of noise reduction depending on the design of Windows and greenery. Presents the basic requirements for the measurement of noise from vehicles.

Шумовыми характеристиками источников шума внутри групп жилых домов являются эквивалентные уровни звука ЬАэкв, дБА, на расстоянии 7,5 м от границ источников шума, определяемые по соответствующей табл. СНиП П-12-77 «Строительные нормы и правила. Защита от шума».

Уровень звука ЬАтер, дБА, в расчетной точке на территории защищаемого от шума объекта можно определять по формуле:

ЬАтер ЬАэкв-ЬАрас- АЬАэкр- ALАзел, (1)

где ЬАэкв- шумовая характеристика источника шума, дБА; ЬАрас- снижение уровня звука, дБА, в зависимости от расстояния между источником шума и расчетной точкой; АЬАэкр- снижение уровня звука экранами на пути распространения звука, дБА; АЬАзел -снижение уровня звука полосами зеленых насаждений, дБА.

Уровень звука ЬАпом,дБА, в расчетной точке в помещениях защищаемого от шума объекта можно определить по формуле:

ЬАпом = ЬАтер2 — АЬАою (2)

где ЬАтер2 - уровень звука в 2 м от ограждающих конструкций защищаемого от шума объекта, дБА, определяемый по формуле (1) без учета снижения уровня звука полосами зеленых насаждений; ЬАок - снижение уровня звука конструкцией окна защищаемого от шума объекта, дБА, определяемое по табл. 1.

Требуемое снижение уровней звука в расчетной точке АЬЛтр. тэрили А1Атр..пом,дБ>А, на территории или в помещениях защищаемого от шума объекта следует определять по формулам:

Ьа .экв. доп.г> (3)

ЬА.пом -ЬА.экв. доп., (4)

где ЬА.экв. доп. - допустимый уровень звука, дБА, на территории или в помещениях защищаемого от шума объекта. Величины ЬАтэр и ЬА пом те же, что в формулах (1) и (2).

Снижение уровня звука АЬа зел, дБА, полосами зеленых насаждений следует принимать по табл. 2.

Современные передовые предприятия по производству автомобилей на борьбу с шумом расходуют более 12% от стоимости автомобиля. По-

А.тр. тэр LА.тэр -LA А.тр. пом LA

этому шум в «Мерседесе» не превышает 35 дБ, в то время как в «Запорожце» шум составлял 85 дБ, т. е. больше, чем допустимый шум в производственных помещениях.

Таблица 1 - Снижения уровня звука в зависимости от конструкции окна

Конструк- Толщи- Размервоз- Значение

ция окна на стек- душного АЬдок, дБ

ла, мм промежут- а б

камежду-

стеклами,

мм

Одинарное 3 - 18 20

окно 6 - 21 24

Спаренное 3 и 3 57 22 24

окно 6 и 3 57 26 28

(по ГОСТ 6 и 4 57 27 29

11214-86)

Раздельно- 3 и 3 90 24 26

сближенное 6 и 4 90 28 30

окно

Раздельное 6 и 3 120 30 32

окно

(по ГОСТ

11214-86)

Примечание к табл.1:

«а» - окно без уплотняющих прокладок; «б» - окно с уплотняющими прокладками из пенополиуретана

Международный стандарт ИСО 5130 регламентирует метод измерений шума на неподвижном автомобиле.

Измерения проводят у выхлопной трубы автомобиля и вблизи двигателя. Микрофон располагают на высоте 0,5 м от земли со стороны, более удаленной от места водителя. Измерительную точку выбирают на расстоянии 0,5 м от контура автомобиля в вертикальной плоскости, проходящей через переднюю ось, через заднюю ось или через среднюю точку между базами колес, в зависимости от расположения двигателя. Главную ось микрофона направляют в сторону двигателя.

Таблица 2 - Снижение уровня шума зелеными насаждениями

Полоса зеленых Ширина Снижение

насаждений полосы, уровня

м шума, А^Лзел,, дБА

Однорядная при шахматной 10 -15 4 - 5

посадке деревьев внутри 16 - 20 5 - 8

полосы

Двухрядная при расстоянии 21 - 25 8 - 10

между рядами 3-5 м

Двух- или трехрядная при рас- 26 - 30 10 - 12

стоянии между рядами 3 м

Примечание к табл. 2:

1) высоту деревьев необходимо принимать не менее 5 - 8 м;

2) при посадке полос зеленых насаждений должно быть обеспечено плотное примыкание крон деревьев между собой и заполнение пространства под кронами до поверхности земли кустарником;

3)полосы зеленых насаждений должны предусматриваться из пород быстрорастущих деревьев и кустарников, устойчивых к условиям воздушной среды в городах и других поселениях и произрастающих в соответствующей климатической зоне.

Международный стандарт ИСО 7188 позволяет на основе двух специальных испытаний рассчитать уровень звука А автомобиля, превышаемый в течение 5 % времени, соответствующий эквивалентному уровню звука А, создаваемого этим автомобилем в условиях реального городского движения. Стандарт позволяет также оценить однопроцентные уровни звука, которые соответствуют максимальному уровню звукаА автомобиля.

Измерения шума проводят в режиме ускорения и в режиме постоянной скорости. Микрофон располагают на высоте (1,2 ± 0,05) м над уровнем площадки и на расстоянии (7,5 ± 0,1) м от оси движения автомобиля. Главную ось микрофона направляют в сторону автомобиля. Фиксируют наибольший уровень звука при проезде автомобилем измерительного участка длиной 20 м.

Основную оценивающую величину - характеристический уровень звука А - вычисляют исходя из максимального уровня звука А при испытании с ускорением автомобиля, при испытании с постоянной скоростью, с учетом коэффициента, зависящего от отношения мощности двигателя к массе и от системы передачи.

ГОСТ Р 41.51-99 содержат описание методов и приборов, используемых для измерения шума, производимого автотранспортными средствами,

имеющими не менее четырех колес, при движении и в неподвижном состоянии. Испытательная площадка при испытании в движении должна состоять из центральной части для разгона, зона испытания вокруг которой должна быть практически горизонтальной. Покрытие испытательного трека должно быть сухим.

На расстоянии 50 м от центральной части участка разгона не должно быть крупных звукоот-ражающих объектов, таких как заборы, камни, мосты или здания. Поверхность площадки не должна быть покрыта рыхлым снегом, высокой травой, рыхлой землей, золой. Вблизи микрофона и источника звука не должно быть никаких преград, которые могут оказать влияние на звуковое поле. Порывы ветра не должны сказываться на результатах измерений. Уровень помех должен быть, по меньшей мере, на 10 дБ ниже уровня шума от транспортного средства.

Микрофон на треке устанавливают на расстоянии (7,5 ± 0,2) м от оси движения на высоте (1,2 ± 0,1) м над поверхностью. Главную ось микрофона устанавливают перпендикулярно оси движения. Максимальный уровень звука А измеряют в тот момент, когда транспортное средство проходит между линиями, ограничивающими измерительный участок и находящимися на расстоянии ± 10 м от его середины.

В стандарте регламентированы условия работы двигателя и скорости движения в процессе измерений. При этом двигатель развивает свою расчетную максимальную мощность.

Литература

1. Гигиенические нормативы. Физические факторы окружающей и производственной среды/ И.М.Ахметзянов, С.В.Гребеньков, О.П.Ломов, Л.П.Терентьев, И.В. Петров; Под ред. О.П.Ломова.-СПб.: НПО «Профессионал», 2011.-796с.

2. Кирсанов В.В. Основы промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов: Монография. Казань: Изд-во Казан. гос.техн. ун-та, 2011. 480 с.

3. Кирсанов В.В. К вопросу о систематизации и конкретизации профилактической работы по повышению уровня промышленной безопасности предприятий нефтехимического комплекса// Вестник Казанского технологического университета: Т.16, №24, 2013.- С.138-142.

4. В.В. Кирсанов, И.Г. Григорьева. Минимизация шума на пути его распространения способом акустической обработки помещений звукопоглощающими материалами // Вестник Казанского технологического университета: Т. 17, №19, 2014- С.123-126.

© В. В. Кирсанов - д-р техн. наук проф. каф.общей химии и экологии КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, VVKirsanov@gmaiI.com

© V. Kirsanov - doctor of technical Sciences, Professor of the Department of General chemistry and ecology, Kazan state technical University named after A. N. Tupolev, VVKirsanov@gmaiI.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.