Научная статья на тему 'Определение самодостаточности социального потенциала субъектов Российской Федерации'

Определение самодостаточности социального потенциала субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
432
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / РЕЙТИНГОВЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ / ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УСТОЙЧИВОСТИ / САМОДОСТАТОЧНОСТЬ РЕГИОНА / КАРТА РЕГИОНОВ / REGION / REGIONAL POLICY / SOCIAL CAPACITY OF THE REGION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL INDICATORS / ASSESSMENT OF SOCIAL POTENTIAL / RATING METHOD OF AN ASSESSMENT / INDEX OF SOCIAL POTENTIAL OF STABILITY / SELF-SUFFICIENCY OF THE REGION / MAP OF REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иваницкая Ираида Петровна, Васильева Инесса Анатольевна

Самодостаточность социального регионального потенциала во все времена являлась актуальной проблемой любого государства. Именно степень самодостаточности потенциала определяет стратегию долгосрочного планирования социально-экономического развития регионов. Тем самым определяя задачи для последовательного развития потенциалов регионов, стимулирования их инновационной и инвестиционной активности. Наиболее полное и широкое использование социального потенциала очень важно для развития региона и страны. Это обусловлено наличием огромного количества дотационных регионов в Российской Федерации в 2013 году 79 из 83 субъектов являлись дотационными, то есть 85% регионов. Налицо большое количество дотационных регионов на фоне очень узкого круга регионов доноров. Существующая диспропорция способствует появлению большого количества внутренних социально-экономических проблем, которые со временем усугубляются. Существующие на сегодняшний день меры по стимулированию развития регионов являются неэффективными. Для разработки действительно эффективной стратегии развития необходимо четко определить состояние региона, имеющийся потенциал и возможности. Для достижений поставленной цели в статье на основе рейтингового метода оценки проведен анализ и ранжирование регионов Российской Федерации по уровню развития социального потенциала, составлена карта регионов по социальному потенциалу и темпу его роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иваницкая Ираида Петровна, Васильева Инесса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of self-sufficiency of social potential of subjects of the Russian Federation

Self-sufficiency of social regional potential was an actual problem of any state at all times. Degree of self-sufficiency of potential defines strategy of long-term planning of social and economic development of regions. Thereby defining tasks for consecutive development of capacities of regions, stimulation of their innovative and investment activity. The fullest and wide use of social potential very important for development of the region and the country. It is caused by existence of a huge number of subsidized regions in the Russian Federation in 2013 79 of 83 subjects were subsidized, that is 85% of regions. A large number of subsidized regions against very narrow circle of regions of donors is available. The existing disproportion promotes emergence of a large number of internal social and economic problems which are aggravated over time. The measures for stimulation of development of regions existing today are inefficient. For development of really effective strategy of development it is necessary to define accurately a condition of the region, the available potential and opportunities. For achievements of a goal in article on the basis of a rating method of an assessment the analysis and ranging of regions of the Russian Federation on a level of development of social potential is carried out, the map of regions on the social potential and rate of its growth is made.

Текст научной работы на тему «Определение самодостаточности социального потенциала субъектов Российской Федерации»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/37EVN515.pdf DOI: 10.15862/37EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/37EVN515)

УДК 332.133.42

Иваницкая Ираида Петровна

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Россия, Чебоксары1

Доцент кафедры «Региональной экономики и предпринимательства»

Кандидат экономических наук E-mail: ivanis.ira@mail.ru

Васильева Инесса Анатольевна

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Россия, Чебоксары

Ассистент кафедры «Региональной экономики и предпринимательства»

E-mail: inka107@mail.ru

Определение самодостаточности социального потенциала субъектов Российской Федерации

1 428000, Россия, Чувашская Республика, Московский проспект 29, к. 310

Аннотация. Самодостаточность социального регионального потенциала во все времена являлась актуальной проблемой любого государства. Именно степень самодостаточности потенциала определяет стратегию долгосрочного планирования социально-экономического развития регионов. Тем самым определяя задачи для последовательного развития потенциалов регионов, стимулирования их инновационной и инвестиционной активности. Наиболее полное и широкое использование социального потенциала очень важно для развития региона и страны. Это обусловлено наличием огромного количества дотационных регионов в Российской Федерации - в 2013 году 79 из 83 субъектов являлись дотационными, то есть 85% регионов. Налицо большое количество дотационных регионов на фоне очень узкого круга регионов доноров. Существующая диспропорция способствует появлению большого количества внутренних социально-экономических проблем, которые со временем усугубляются. Существующие на сегодняшний день меры по стимулированию развития регионов являются неэффективными. Для разработки действительно эффективной стратегии развития необходимо четко определить состояние региона, имеющийся потенциал и возможности. Для достижений поставленной цели в статье на основе рейтингового метода оценки проведен анализ и ранжирование регионов Российской Федерации по уровню развития социального потенциала, составлена карта регионов по социальному потенциалу и темпу его роста.

Ключевые слова: регион; региональная политика; социальный потенциал региона; устойчивое развитие; социальные показатели; оценка социального потенциала; рейтинговый метод оценки; индекс социального потенциала устойчивости; самодостаточность региона; карта регионов.

Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-02-00332).

Ссылка для цитирования этой статьи:

Иваницкая И.П., Васильева И.А. Определение самодостаточности социального потенциала субъектов Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/37EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/37EVN515

В настоящее время, в условиях интеллектуализации общества основным источником развития является человеческий капитал. Он является движущей силой развития экономики и общества в целом, основой научно-технического прогресса. Способность к генерированию новых идей и инноваций способствует формированию качественно новой общественной производительной силы.

Отсюда возникает необходимость определения социального потенциала страны и регионов в частности, выявления и мобилизации имеющихся возможностей, их реальной оценки. Несмотря на многочисленность работ по исследованию потенциала регионов, многие аспекты этого вопроса остаются недостаточно исследованными.

Проблемам формирования и развития социального потенциала посвящены труды ученых: С. Шаталина, Н. Алексеева, В. Гимпельсона, Ф. Газизуллина, Н. Наумовой, Й. Шумпетера, Л. Косалса, Н. Воронковой, Р. Насибуллина, Ж. Тощенко, И. Сухинина, А. Докторовича и др.

Для проведения оценки социального потенциала устойчивого развития регионов Российской Федерации, прежде всего, необходимо конкретизировать понятие социальный потенциал рассчитать социальный потенциал регионов; затем классифицировать регионы по социальному потенциалу и темпу его роста.

В научном труде Нугаева М.А. и Нугаева P.M. «Социальный потенциал региона» дается определение понятию социальный потенциал. Он понимается как система элементов, определяющая социальную активность в различных сферах бытия2.

М.А. Нугаев и P.M. Нугаев выделяли наличный и перспективный социальный потенциал. По их мнению, наличный потенциал характеризуется индивидуальными и коллективными силами, которые связанны с деятельностью. Перспективный потенциал определяется имеющимися знаниями, ценностями, профессиональными навыками, интеллектуальным и физическим потенциалом, образованием.

Для определения степени устойчивого развития региона необходимо рассчитать потенциал устойчивости. Под потенциалом устойчивости понимается взаимосвязанная совокупность экономического, экологического, социального потенциалов, которые отражают имеющееся состояние экономических, экологических, социальных ресурсов общества, их способность обеспечивать и восстанавливать стабильное, сбалансированное, равновесное и целостное социально-экономическое развитие в современных условиях и на перспективу. Определив, размер потенциала, можно будет сказать и о степени влияния того или иного региона на социально-экономическую ситуацию страны. Очевидно, что чем выше становится потенциал устойчивости региона, тем больше у него появляется разнообразных возможностей.

За основу оценки был взят метод, рассмотренный в труде Т.В. Зайцевой «Рейтинговый метод оценки социального потенциала устойчивого развития регионов».3 Оценка социального потенциала регионов Приволжского Федерального округа проводится поэтапно.

2 Нугаев М.А., Нугаев P.M. Социальный потенциал региона. Концептуальные основы исследования // Научные труды. - ИСЭПН АН РТ. - Т.1. - Казань, 1995.

3 Зайцева Т.В. Рейтинговый метод оценки социального потенциала устойчивого развития регионов // Инновационное развитие: Материалы I Молодежного экономического форума, 13-14 ноября 2008 года, г. Петрозаводск. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. C. 96-103.

На первом этапе необходимо оценить текущее состояние регионов и сгруппировать полученные данные соответствующим образом.

На втором этапе провести диагностику состояния и спрогнозировать перспективную ситуацию в регионах и в округе в целом.

В таблице 1 представлены показатели, взятые за основу при анализе социального потенциала регионов Российской Федерации.

Таблица 1

Показатели оценки состояния социальной сферы

№ п/п Анализируемые показатели Ед. измерения

1. ВРП на душу населения руб.

2. Доля в общем населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума %

3. Продолжительность жизни населения (в т.ч. мужчин, женщин) лет

4. Отношение доходов 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения (коэффициент Джинни) раз

5. Уровень инфляции (индекс потребительских цен) %

6. Уровень безработицы %

Для проведения оценки социального потенциала каждого региона используется индексный метод объединения разномерных показателей. Он предполагает выведение бальных оценок по значениям каждого из показателей, которые характеризует различные аспекты состояния социальной сферы региона. Сумма бальных оценок по всем показателям, выведенная в соответствии с 10-балльной шкалой, и составляет индекс социального потенциала устойчивости региона.

К

Ыгп = X П (к) СП к=\ '

где - индекс социального потенциала устойчивости;

К - число показателей социального блока;

к - показатели социального блока;

П - балльная оценка, которая соответствует значениям к-го показателя.

В зависимости от размера социального потенциала регион может занимать либо сильную, либо слабую позицию, то есть может выступать в качестве лидера или аутсайдера. Для того, чтобы определить границы регионов аутсайдеров и регионов-лидеров устанавливаются минимальное и максимальное значение потенциала, необходимо рассчитать среднеарифметический потенциал для всех регионов, которые входят в анализируемый округ.

Оценка регионов проводилась во временном промежутке 2010-2013 гг. Каждому региону по каждому из 6 показателей была присвоена оценка по 10-балльной шкале. После чего составлялся рейтинг регионов в зависимости от количества набранных баллов (табл. 2).

Таблица 2

Первая и последняя десятки субъектов Российский Федерации в рейтинге социального

потенциала (рассчитано автором)

№ п/п 2010 2011 2012 2013

Регион Балл Вес. коэф-т Регион Балл Вес. коэф-т Регион Балл Вес. коэф-т Регион Балл Вес. коэф-т

Чукотский АО Ямало- Ханты- Тюменская

1 46 0,015520 Ненецкий 51 0,015366 Мансийски 50 0,015115 область без 48 0,014039

АО й АО АО

Ханты- Ямало- Ханты-

2 г. Москва 44 0,014845 Мансийский АО 49 0,014763 Ненецкий АО 50 0,015115 Мансийский АО 48 0,014039

3 Тюменская об- 43 0,014507 Тюменская об- 48 0,014462 Ненецкий АО 45 0,013603 г. Москва 47 0,013747

ласть ласть

4 Республика Север- 42 0,014170 Ненецкий АО 47 0,014161 Сахалинская об- 45 0,013603 Белгородская об- 46 0,013454

ная Осетия ласть ласть

5 Белгородская об- 41 0,013833 г. Москва 45 0,013558 Тюменская область 45 0,013603 Ленинградская 46 0,013454

ласть область

6 г. Санкт-Петербург 41 0,013833 Липецкая область 45 0,013558 Архангельская область 44 0,013301 Республика Дагестан 46 0,013454

Республи- Белгород- Белгород- Сахалин-

7 ка Татарстан 41 0,013833 ская область 44 0,013257 ская область 44 0,013301 ская область 46 0,013454

8 Липецкая область 40 0,013495 Волгоградская область 44 0,013257 Курская область 43 0,012999 Тюменская область 46 0,013454

9 Московская область 40 0,013495 Республи-каСеверная Осетия 44 0,013257 Мурманская область 43 0,012999 Волгоградская область 45 0,013162

10 Республика Дагестан 40 0,013495 Республика Татарстан 44 0,013257 Республика Татарстан 43 0,012999 г. Санкт-Петербург 45 0,013162

1 Пермский край 32 0,010796 Амурская область 33 0,009943 Пермский край 35 0,010580 Республика Алтай 36 0,010529

2 Забайкальский край 31 0,010459 Иркутская область 33 0,009943 Еврейская автономная область 34 0,010278 Кировская область 35 0,010237

3 Иркутская область 31 0,010459 Республика Бурятия 32 0,009641 Магаданская область 34 0,010278 Амурская область 33 0,009652

4 Курганская область 31 0,010459 Еврейская автономная область 31 0,009340 Республика Алтай 34 0,010278 Архангельская область без Ненецкого 32 0,009359

АО

5 Ненецкий АО 31 0,010459 Забайкальский край 31 0,009340 Республика Бурятия 34 0,010278 Еврейская автономная область 32 0,009359

6 Республика Бурятия 30 0,010121 Республика Калмыкия 31 0,009340 Республика Калмыкия 31 0,009371 Забайкальский край 31 0,009067

Тюмен- Тюменская

ская об- область

ласть(без Ханты- (без Ханты-

7 Республика Марий Эл 29 0,009784 Мансийского авт. округа-Югра и Ямало-Ненецкого авт. округа) 31 0,009340 Мансийского авт. округа-Югра и Ямало-Ненецкого авт. округа) 30 0,009069 Чеченская Республика 30 0,008774

№ п/п Регион 2010 Регион 2011 Регион 2012 Регион 2013

Балл Вес. коэф-т Балл Вес. коэф-т Балл Вес. коэф-т Балл Вес. коэф-т

8 Республика Тыва 29 0,009784 Архангельская область без Ненецкого АО 26 0,007834 Архангельская область без Ненецкого АО 27 0,008162 Республика Калмыкия 29 0,008482

9 Республика Калмыкия 27 0,009109 Республика Тыва 25 0,007532 Чеченская Республика 27 0,008162 Республика Тыва 27 0,007897

10 Чеченская Республика 11 0,003711 Чеченская Республика 13 0,003917 Республика Тыва 26 0,007860 Республика Бурятия 24 0,00702

Из проведенного анализа можно сказать, что по совокупности вычисленных показателей, наибольшее количество баллов во всех 4 выбранных периодах занимает Тюменская область. Это связано, в первую очередь с высоким, ВРП на душу населения и относительно низкой долей безработицы, низким уровнем инфляции.

Также сильные позиции занимали в разные годы такие регионы, как Ханты-Мансийский автономный округ, Белгородская область, г. Москва, Республика Татарстан. Их лидирующие позиции, в свою очередь, связаны с относительно низким (в сравнении с другими регионами) уровнем безработицы, уровнем инфляции, а также с небольшим значением индекса Джинни. Аутсайдерами в разные года становились: Чеченская Республика, Республика Тыва, Архангельская область, Республика Калмыкия. Хуже всего обстоят дела у Республик Тыва и Калмыкия (Чеченскую Республику невозможно оценить объективно, т.к. нет всех учитываемых показателей), что связано в свою очередь с низкой долей ВРП на душу населения, высоким уровнем безработицы, а также высокой долей людей, доходы которых ниже прожиточного минимума. В таблице 3 приведена классификация регионов по показателям социального потенциала.

Таблица 3

Классификация регионов по социальному потенциалу (составлено автором)

Год Позиция регионов по социальному потенциалу

Лидер Сильная позиция Слабая позиция Аутсайдер

2010 Чукотский АО; Липецкая область; Владимирская Забайкальский

г. Москва; Московская область; край;

Тюменская область; Воронежская Иркутская область;

область; Республика область; Курганская

Республика Дагестан; Кировская область; область;

Северная Осетия; Сахалинская Костромская Ненецкий АО;

Белгородская область; область; Республика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

область; Волгоградская Омская область; Бурятия;

г. Санкт- область; Республика Республика Марий

Петербург; Калининградская Башкортостан; Эл;

Республика область; Республика Коми; Республика Тыва;

Татарстан. Краснодарский Республика Республика

край; Мордовия; Калмыкия;

Архангельская Республика Хакасия; Чеченская

область; Рязанская область; Республика.

Кабардино- Ставропольский

Балкарская край;

Республика; Тульская область;

Калужская область; Ханты-мансийский

Год Позиция регионов по социальному потенциалу

Лидер Сильная позиция Слабая позиция Аутсайдер

Карачаево- АО;

Черкесская Чувашская

Республика; Республика;

Курская область; Алтайский край;

Мурманская Брянская область;

область; Вологодская

Новосибирская область;

область; Красноярский край;

Саратовская Магаданская

область; область;

Астраханская Нижегородская

область; область;

Ленинградская Орловская область;

область; Республика

Оренбургская Ингушетия;

область; Республика Карелия;

Пензенская область; Свердловская

Приморский край; область;

Республика Адыгея; Тверская область;

Республика Саха Кемеровская

(Якутия); область;

Ростовская область; Псковская область;

Тамбовская область; Смоленская область;

Томская область; Хабаровский край;

Удмуртская Камчатский край;

Республика; Республика Алтай;

Челябинская Самарская область;

область; Ульяновская

Ямало-ненецкий область;

АО; Амурская область;

Ярославская Еврейская

область. автономная область; Ивановская область; Новгородская область; Пермский край.

2011 Ямало-Ненецкий Архангельская Ивановская область; Еврейская

АО; область; Пермский край; автономная

Ханты- г. Санкт-Петербург; Псковская область; область;

Мансийский АО; Калининградская Челябинская Забайкальский

Тюменская область; область; край;

область; Карачаево- Республика Хакасия; Республика

Ненецкий АО; Черкесская Хабаровский край; Калмыкия;

г. Москва; Республика; Курганская область; Тюменская область

Липецкая область; Чукотский АО; Магаданская (без АО);

Белгородская Воронежская область; Архангельская

область; область; Республика Алтай; область без

Волгоградская Курская область; Республика Марий Ненецкого АО;

Год Позиция регионов по социальному потенциалу

Лидер Сильная позиция Слабая позиция Аутсайдер

область; Ленинградская Эл; Республика Тыва;

Республика область; Амурская область; Чеченская

Северная Осетия; Московская Иркутская область; Республика.

Республика область; Республика Бурятия.

Татарстан; Республика

Сахалинская Дагестан;

область. Республика

Карелия;

Ставропольский

край;

Кабардино-

Балкарская

Республика;

Мурманская

область;

Омская область;

Оренбургская

область;

Рязанская область;

Саратовская

область;

Тамбовская область;

Тверская область;

Тульская область;

Ярославская

область;

Астраханская

область;

Владимирская

область;

Вологодская

область;

Калужская область;

Кировская область;

Костромская

область;

Пензенская область;

Республика Адыгея;

Республика

Мордовия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ростовская область;

Томская область;

Удмуртская

Республика;

Алтайский край;

Брянская область;

Камчатский край;

Нижегородская

Год Позиция регионов по социальному потенциалу

Лидер Сильная позиция Слабая позиция Аутсайдер

область;

Новгородская

область;

Орловская область;

Приморский край;

Свердловская

область;

Чувашская

Республика;

Кемеровская

область;

Краснодарский

край;

Красноярский край;

Новосибирская

область;

Республика

Башкортостан;

Республика

Ингушетия;

Республика Коми;

Республика Саха

(Якутия);

Самарская область;

Смоленская

область;

Ульяновская

область.

2012 Ханты- Курская область; Воронежская Республика

Мансийский АО; Мурманская область; Калмыкия;

Ямало-Ненецкий область; Ивановская область; Тюменская область

АО; Республика Костромская (без АО);

Ненецкий АО; Татарстан; область; Архангельская

Сахалинская Вологодская Орловская область; область без

область; область; Республика Хакасия Ненецкого АО;

Тюменская г. Москва; Самарская область; Чеченская

область; г. Санкт-Петербург; Свердловская Республика;

Архангельская Калининградская область; Республика Тыва.

область; область; Смоленская область;

Белгородская Карачаево- Тамбовская область;

область. Черкесская Республика; Ленинградская область; Липецкая область; Московская область; Пензенская область; Ярославская область; Красноярский край; Новгородская область; Республика Ингушетия; Республика Марий

Год Позиция регионов по социальному потенциалу

Лидер Сильная позиция Слабая позиция Аутсайдер

Республика Эл;

Карелия; Брянская область;

Республика Саха Забайкальский край;

(Якутия); Кабардино-

Чувашская Балкарская

Республика; Республика;

Волгоградская Курганская область;

область; Омская область;

Республика Псковская область;

Дагестан; Алтайский край;

Республика Коми; Амурская область;

Республика Иркутская область;

Северная Осетия; Кемеровская

Ставропольский область;

край; Пермский край;

Хабаровский край; Еврейская

Чукотский АО; автономная область;

Калужская область; Магаданская

Камчатский край; область;

Кировская область; Республика Алтай;

Новосибирская Республика Бурятия.

область;

Оренбургская

область;

Приморский край;

Республика

Мордовия;

Ростовская область;

Саратовская

область;

Тверская область;

Челябинская

область;

Астраханская

область;

Владимирская

область;

Краснодарский

край;

Нижегородская

область;

Республика Адыгея;

Республика

Башкортостан;

Рязанская область;

Томская область;

Тульская область;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удмуртская

Год Позиция регионов по социальному потенциалу

Лидер Сильная позиция Слабая позиция Аутсайдер

Республика;

Ульяновская

область.

2013 Тюменская область Астраханская Кировская область; Чеченская

(без АО); область; Амурская область; Республика

Ханты- Вологодская Архангельская Республика

Мансийский АО; область; область без Калмыкия;

г. Москва; Калужская область; Ненецкого АО; Республика Тыва;

Белгородская Московская Еврейская Республика

область; область; автономная область; Бурятия.

Ленинградская Новосибирская Забайкальский край.

область; область;

Республика Омская область;

Дагестан; Пензенская область;

Сахалинская Республика

область; Карелия;

Тюменская Республика

область; Хакасия;

Волгоградская Саратовская

область; область;

г. Санкт- Хабаровский край;

Петербург; Воронежская

Ненецкий АО; область;

Республика Саха Краснодарский

(Якутия); край;

Чукотский АО; Магаданская

Ямало-Ненецкий область;

АО; Нижегородская

Архангельская область;

область; Новгородская

Красноярский область;

край; Пермский край;

Мурманская Республика Адыгея;

область; Республика

Оренбургская Башкортостан;

область; Республика

Республика Мордовия;

Татарстан; Самарская область;

Курская область; Свердловская

Республика Коми; область;

Республика Тверская область;

Северная Осетия; Тульская область;

Челябинская Ульяновская

область; область;

Калининградская Чувашская

Год Позиция регионов по социальному потенциалу

Лидер Сильная позиция Слабая позиция Аутсайдер

область; Камчатский край; Липецкая область; Смоленская область; Ставропольский край; Томская область; Удмуртская Республика; Ярославская область. Республика; Брянская область; Иркутская область; Кемеровская область; Костромская область; Приморский край; Ростовская область; Рязанская область; Тамбовская область; Владимирская область; Ивановская область; Карачаево-Черкесская Республика; Курганская область; Орловская область; Псковская область; Республика Ингушетия; Алтайский край; Республика Марий Эл; Кабардино-Балкарская Республика; Республика Алтай.

Динамику развития региона можно рассчитать, основываясь на сравнении социальных потенциалов на начало и конец изучаемого периода.

Анализ данных показал, что регионы развиваются волнообразно, то повышая свой потенциал устойчивости, то снижая его. Положительная динамика наблюдается у Ленинградской, Курганской, Самарской областей, Камчатского края. Однако в целом, ситуация совсем не критичная и во многих регионах по конкретным анализируемым показателям наблюдалась положительная динамика.

Наиболее быстрый рост социального потенциала в отчетных периодах занимали: Магаданская область, Красноярский край, Омская область, Пермский край.

Полученные показатели являются базой для построения карты состояния регионов. Они определяют положение региона в округе, а также позволяют выработать стратегию устойчивого развития каждого из регионов и Приволжского Федерального округа в целом.

Далее, группируя предыдущие таблицы для обобщения информации, была создана Типовая карта регионов, по сложившейся ситуации на 2013 г.

Разработанная карта позволяет определить соотношение социальных потенциалов субъектов в округе и рекомендовать направления развития социального потенциала для обеспечения устойчивого развития конкретного региона и страны в целом.

Таблица 4

Типовые положения (карта) регионов в 2013 г. по социальному потенциалу и темпу его роста (составлено автором)

Классификация Позиция регионов по социальному потенциалу

регионов по темпу

роста социального Лидер Сильная позиция Слабая позиция Аутсайдер

потенциала

Быстрый рост Красноярский Магаданская - -

потенциала край. область; Пермский край; Омская область.

Рост потенциала Республика Иркутская - Чеченская

Дагестан; область; Республика;

г. Москва; Кемеровская Республика

Смоленская область; Тыва.

область; Брянская

Ярославская область;

область; Новгородская

Оренбургская область;

область; Республика

Волгоградская Хакасия;

область; Республика

Чукотский АО; Алтай;

Ленинградская Алтайский край;

область; Курганская

Томская область; область;

Удмуртская Псковская

Республика; область;

Челябинская Воронежская

область; область;

г. Санкт- Самарская

Петербург; область;

Республика Саха Свердловская

(Якутия); область;

Камчатский край; Астраханская

Республика Коми; область.

Республика

Северная Осетия;

Белгородская

область.

Снижение Ставропольский Республика Амурская Республика

потенциала край; Ингушетия; область; Калмыкия.

Мурманская Костромская Еврейская

область; область; автономная

Республика Тамбовская область.

Татарстан; область;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация Позиция регионов по социальному потенциалу

регионов по темпу

роста социального Лидер Сильная позиция Слабая позиция Аутсайдер

потенциала

Сахалинская Краснодарский

область; край;

Тюменская Нижегородская

область; область;

Архангельская Республика

область; Адыгея;

Калининградская Республика

область; Башкортостан;

Курская область; Тульская

Липецкая область; область;

Ненецкий АО; Ульяновская

Ханты- область;

Мансийский АО. Калужская

область;

Новосибирская

область;

Саратовская

область;

Ивановская

область;

Орловская

область;

Республика

Марий Эл;

Республика

Мордовия;

Тверская

область;

Хабаровский

край;

Рязанская

область;

Кабардино-

Балкарская

Республика;

Вологодская

область;

Московская

область;

Пензенская

область;

Республика

Карелия;

Приморский

край;

Ростовская

Классификация регионов по темпу роста социального потенциала Позиция регионов по социальному потенциалу

Лидер Сильная позиция Слабая позиция Аутсайдер

область; Владимирская область; Чувашская Республика

Быстрое снижение потенциала Ямало-Ненецкий АО. Карачаево-Черкесская Республика. Кировская область; Забайкальский край. Республика Бурятия.

Таким образом, социальный потенциал региона можно определить как систему элементов, которые непосредственно определяют возможности получения населением данного региона социально значимых результатов в различных сферах общественного бытия, следовательно, социальную активность населения данного региона; а также как непосредственный потенциал человека, в том числе его профессионализм, духовно-нравственные качества, здоровье, образование, которые направляются на создание и развитие потенциала, технологий социальной сферы, материальной базы, кадров и т.п.

Социальный потенциал - одна из важнейших составляющих будущего развития регионов, степени удовлетворенности населения, их уровня и качества жизни.

Оценка социального потенциала позволит выработать верную стратегию развития национальных экономик, укажет, на какие именно вопросы, проблемы следует обратить внимание, а также позволит определить нужные мероприятия, ведущие к их устранению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева И.А., Индюков А.И. Основы формирования организационной структуры управления экономикой региона // Управление экономическими системами. - №4. - 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs52-522013/item/2076-2013 -04-04-08-16-48, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

2. Зайцева Т.В. Рейтинговый метод оценки социального потенциала устойчивого развития регионов // Инновационное развитие: Материалы I Молодежного экономического форума, 13-14 ноября 2008 года, г. Петрозаводск. Петрозаводск: КарНЦРАН, 2009. - C. 96-103.

3. Захарова Ю.Е., Васильева И.А., Морозова Н.В. Исследование социального потенциала регионов Приволжского федерального округа // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. - №4 (12). - 2013. - С. 63-72.

4. Иваницкая И.П. Обеспечение устойчивого развития региона в современных условиях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Иваницкая Ираида Петровна; ЧувГУ им. И.Н. Ульянова. - Чебоксары, 2004. - 22 с.

5. Карпова О.В., Ковалева Т.А. Роль информационных технологий в совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством Чувашской Республики // Управление экономическими системами. - №5. - 2015 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/item/3509-2015-05-16-11-01-12?pop=1&tmpl=component&print=1, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

6. Морозова Н.В., Бондаренко Н.В. Подходы к оценке эффективности реализации региональных стратегий социально-экономического развития // Вестник Чувашского университета. - №3. - 2014. - С. 178-182.

7. Нугаев М.А., Нугаев P.M. Социальный потенциал региона. Концептуальные основы исследования // Научные труды.- ИСЭПН АН РТ. - Т.1. - Казань, 1995.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. М., 2014.

9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

10. Яковлев А.Е., Морозова Н.В., Соколова Г.Н. Комплексная оценка социально-экономического развития моногородов в Чувашской Республике // Актуальные проблемы экономики и права. - №3. - 2014. - С. 100-105.

Рецензент: Данилов Иван Петрович, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Чебоксарского филиала АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт».

Ivanitskaya Iraida Petrovna

Chuvash State University Russia, Cheboksary E-mail: ivanis.ira@mail.ru

Vasileva Inessa Anatolevna

Chuvash State University Russia, Cheboksary E-mail: inka107@mail.ru

Determination of self-sufficiency of social potential of subjects

of the Russian Federation

Abstract. Self-sufficiency of social regional potential was an actual problem of any state at all times. Degree of self-sufficiency of potential defines strategy of long-term planning of social and economic development of regions. Thereby defining tasks for consecutive development of capacities of regions, stimulation of their innovative and investment activity. The fullest and wide use of social potential very important for development of the region and the country. It is caused by existence of a huge number of subsidized regions in the Russian Federation - in 2013 79 of 83 subjects were subsidized, that is 85% of regions. A large number of subsidized regions against very narrow circle of regions of donors is available. The existing disproportion promotes emergence of a large number of internal social and economic problems which are aggravated over time. The measures for stimulation of development of regions existing today are inefficient. For development of really effective strategy of development it is necessary to define accurately a condition of the region, the available potential and opportunities. For achievements of a goal in article on the basis of a rating method of an assessment the analysis and ranging of regions of the Russian Federation on a level of development of social potential is carried out, the map of regions on the social potential and rate of its growth is made.

Keywords: region; regional policy; social capacity of the region; sustainable development; social indicators; assessment of social potential; rating method of an assessment; index of social potential of stability; self-sufficiency of the region; map of regions.

REFERENCES

1. Vasil'eva I.A., Indyukov A.I. Osnovy formirovaniya organizatsionnoy struktury upravleniya ekonomikoy regiona // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. - №4. -2013 [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.uecs.ru/uecs52-522013/item/2076-2013-04-04-08-16-48, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.

2. Zaytseva T.V. Reytingovyy metod otsenki sotsial'nogo potentsiala ustoychivogo razvitiya regionov // Innovatsionnoe razvitie: Materialy I Molodezhnogo ekonomicheskogo foruma, 13-14 noyabrya 2008 goda, g. Petrozavodsk. Petrozavodsk: KarNTs RAN, 2009. - C. 96-103.

3. Zakharova Yu.E., Vasil'eva I.A., Morozova N.V. Issledovanie sotsial'nogo potentsiala regionov Privolzhskogo federal'nogo okruga // Aktual'nye problemy ekonomicheskoy teorii i regional'noy ekonomiki. - №4 (12). - 2013. - S. 63-72.

4. Ivanitskaya I.P. Obespechenie ustoychivogo razvitiya regiona v sovremennykh usloviyakh: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ekon. nauk (08.00.05) / Ivanitskaya Iraida Petrovna; ChuvGU im. I.N. Ul'yanova. - Cheboksary, 2004. - 22 s.

5. Karpova O.V., Kovaleva T.A. Rol' informatsionnykh tekhnologiy v sovershenstvovanii upravleniya zhilishchno-kommunal'nym khozyaystvom Chuvashskoy Respubliki // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. - №5. - 2015 [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.uecs.ru/logistika/item/3509-2015-05-16-11-01-12?pop=1&tmpl=component&print=1, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. -Yaz. rus., angl.

6. Morozova N.V., Bondarenko N.V. Podkhody k otsenke effektivnosti realizatsii regional'nykh strategiy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - №3. - 2014. - S. 178-182.

7. Nugaev M.A., Nugaev P.M. Sotsial'nyy potentsial regiona. Kontseptual'nye osnovy issledovaniya // Nauchnye trudy.- ISEPN AN RT. - T.1. - Kazan', 1995.

8. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2014: stat. sb. M., 2014.

9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.gks.ru, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.

10. Yakovlev A.E., Morozova N.V., Sokolova G.N. Kompleksnaya otsenka sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya monogorodov v Chuvashskoy Respublike // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. - №3. - 2014. - S. 100-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.