Научная статья на тему 'Определение ресурса кузова легкового автомобиля измерительным стендом naja'

Определение ресурса кузова легкового автомобиля измерительным стендом naja Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
422
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортное средство / кузов автомобиля / геометрия кузова / контрольные точки / ресурс кузова
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Бажинов Алексей Васильевич, Быков Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Naja.Considered is the possibility of determination of conditions of a car body facility according on to the results of measurement of checkpoints by a measuring stand Naja.

Текст научной работы на тему «Определение ресурса кузова легкового автомобиля измерительным стендом naja»

УДК 629.3.024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСА КУЗОВА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ СТЕНДОМ NAJA

А.В. Бажинов, профессор, д.т.н., А.М. Быков, ассистент, ХНАДУ

Аннотация. Рассмотрена возможность определения состояния кузова транспортного средства по результатам измерения контрольных точек измерительным стендом NAJA.

Ключевые слова: транспортное средство, кузов автомобиля, геометрия кузова, контрольные точки, ресурс кузова.

Введение

К кузову автомобиля предъявляется множество противоречивых требований. Во-первых, в нем и на нем закреплены все элементы самого автомобиля. Это означает, что он должен выдерживать все нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации. Во-вторых, энергия удара должна гаситься деформацией кузова, но так, чтобы пассажирская зона повреждалась в наименьшей степени. В-третьих, кузов - это «одежка» автомобиля, она должна производить хорошее впечатление.

В период эксплуатации кузов автомобиля подвергается серьезной деформации. Кузов автомобиля деформируется не только во время столкновений или после нескольких десятков лет эксплуатации. Более серьезные деформации происходят во время движения по неровным, ухабистым дорогам. Наблюдения показали, что год езды автомобиля по плохим дорогам примерно равен пяти годам езды по хорошим дорогам.

Деформация кузова заключается в том, что определенные точки конструкции автомобиля изменяют свое месторасположение. Это ухудшает ходовые характеристики автомобиля,

чувствительность к управлению, снижается ресурс работы деталей трансмиссии и ходовой части. Эти причины деформации снижают рыночную стоимость кузова автомобиля, так как ресурс кузова значительно исчерпан, такой автомобиль требует серьезного ремонта. Следы такой деформации эксперт-оценщик выявить не сможет. Так как явных повреждений кузов автомобиля не имеет и внешний вид идеален, такое изменение кузова можно увидеть только с

помощью специальных стендов, измеряющих геометрию кузова. Такие стенды входят в комплекс рихтовочных станций. Их измерения основаны на сопоставлении измеренных контрольных точек с данными производителей автомобилей. Такая оценка состояния кузова автомобиля будет наиболее полной и точной.

Анализ методики оценки кузова автомобиля

Единственная методика оценки кузова автомобиля - это методика товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств (ДТС). Эта методика разработана согласно Закону «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине», а также Национальным стандартам №1. Методика устанавливает порядок оценки (определение стоимости) дорожных транспортных средств, регламентирует общие принципы, методы оценки и товароведческих исследований, а также требования к оформлению результатов оценки, оценочные процедуры определения стоимости ДТС. Подходы, предусмотренные этой методикой, могут использоваться для оценки всех транспортных средств, если они не противоречат тем положениям, которые регламентируют оценку отдельных видов транспорта (самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных машин, тракторов и комбайнов).

Эта методика применяется для:

- определения рыночной стоимости ДТС, их составных в случае отчуждения;

- определения материального ущерба, причиненного собственнику в случае повреждения ДТС;

- определения стоимости возобновительного

ремонта ДТС.

Рыночная стоимость ДТС учитывает его комплектность, укомплектованность и фактическое техническое состояние, срок эксплуатации, величину пробега, условия, в которых он эксплуатировался (сохранялся), особенности конъюнктуры рынка региона. Согласно принципам изменения стоимости, спроса и предложения значение рыночной стоимости есть переменной за фактором времени величиной, которая зависит от колебаний рыночных цен на ДТС и его состав.

Основным подходом, который используется для оценки ДТС, есть сравнительный подход. Согласно ему определение стоимости ДТС на территории Украины производится на основании их цен продажи и текущих цен предложения к продаже, которые указаны в отечественных справочниках. Указанные цены представляют собой статистически средние ценовые данные ДТС, которые были отчуждены в Украине согласно условиям, которые отвечают содержанию и понятию «рыночная стоимость».

Использование зарубежной справочной литературы допускается в случае отсутствия нужной информации в отечественных справочниках.

Основным методом в пределах сравнительного подхода есть метод, основанный на анализе цен идентичных ДТС.

Из всего этого можно сделать вывод, что такой вид оценки наиболее актуален в тех случаях, если стоит вопрос непосредственно о цене автомобиля на вторичном рынке. В принципе цена и состояние автомобиля прямо пропорциональны. Исследования вторичного рынка показали, что вопрос цены стоит на втором месте. Так как цена автомобиля далеко не всегда соответствует его реальной цене. На наиболее интересующий вопрос, - о сроке службы и степени износа транспортного средства в целом, и непосредственно кузова, как основной «детали» автомобиля, данная методика объективного ответа дать не может. Потому, что она основана на операциях с годом выпуска, пробегом, внешним видом, комплектностью, ценой автомобиля. Хотя ссылка на условия эксплуатации есть, но это тоже для оценки стоимости.

Цель и постановка задачи

автомобиля, как сложную объемную конструкцию с очень жесткими допусками по всем размерам. Эти допуски в современном автомобиле действительно впечатляют. Например, при общей длине автомобиля около четырех метров допуск на расстояние между осями передней и задней подвески составляет всего 0,2 мм. Значит, при ремонте поврежденного автомобиля все базовые размеры необходимо выдержать с такой же точностью. Если они не соблюдены, то сложная объемная конструкция перестает быть надежной, что может привести к аварийным ситуациям. Поэтому, при приобретении автомобиля со вторичного рынка все чаще пользуются стендами по измерению геометрии кузова. Такие исследования позволяют давать заключения о состоянии геометрии кузова автомобиля. Но это тоже абстрактно. Поэтому цель данного исследования - создание методики определения фактического ресурса кузова, а задача исследования состоит в поиске перспективных направлений развития современной кузовной диагностики.

Принципы построения методики определения ресурса кузова автомобиля

Основной принцип определения ресурса кузова автомобиля состоит в комбинированном использовании современных измерительных стендов и визуальной оценке состояния кузовных деталей транспортного средства, то есть на наличие повреждения лакокрасочного покрытия и наличия очагов коррозии. Такая комбинация необходима для получения оптимального результата оценки, так как они дополняют друг друга.

Возможности компьютерных стендов по измерению геометрии кузова транспортных средств широки и со временем усовершенствуются. Если преобладающее большинство стендов измеряет только плоскость днища автомобиля, то разработка Celette стенд NAJA 3001, имеет возможность измерения кузова автомобиля в целом. Такой стенд находится в научно-исследовательской лаборатории ХНАДУ

Стенд NAJA значительно отличается от классических канонов рамных стендов, созданных самими же Celette, и в среде профессионалов некоторые решения,

реализованные в стенде, являются спорными (рис. 1).

Расчет кузова - неимоверно сложная задача. Использование современных ЭВМ и математической теории расчета конечных элементов позволяет создать кузов определенного

Рис. 1. Измерительный стенд NAJA

Универсальная компьютерная система объемного 3D-roMepeHM, построенная на фундаментальных принципах уникальной классической системы MZ, признана профессионалами и автопроизводителями во всем мире. Измерительная часть стенда выполнена единым компьютерным комплексом с высокой точностью и скоростью работы, превосходным техническим оснащением и надежностью. Система включает в себя два основных элемента: измерительный модуль объемного 3D-измeрeния и компьютерный блок.

Измерительный модуль и компьютерный блок работают в связи друг с другом посредством радиопередачи информации и предоставляют возможность пользователю выполнять любые технологические операции.

Высокотехнологический измерительный модуль мгновенно определяет пространственное расположение точки измерения с погрешностью -0,1 мм. В комплекте модуля имеются различные (по форме и длине) наконечники (рис. 2), дающие возможность измерения любой контрольной точки автомобиля. При перестановке наконечника компьютер автоматически определяет и распознает его. Измерительная система автоматически калибруется.

Рис. 2. Измерительный наконечник

Кроме того, система NAJA дает возможность создания высокотехнологического скоростного поста диагностики кузовов автомобилей на двухстоечном подъемнике. Особенно стью компьютерной системы NAJA является фирменная база данных автомобилей, основанная на оригинальных данных заводов-производителей .

Как уже отмечалось, точность измерений такого

стенда высокая и на основании измерения расположения контрольных точек на кузове автомобиля можно сделать вывод о его состоянии. Диагностика кузова состоит в следующем. Проводятся измерения контрольных точек автомобиля предлагаемых программой NAJA из базы данных марок и моделей автомобилей (рис. 3).

Рис. 3. Расположение контрольных точек, имеющихся в базе данных

Если такого автомобиля в базе данных нет, то проводятся измерения самостоятельно. Последовательность измерения следующая. В первую очередь, проводятся измерения точек несущих деталей кузова, так как на эти детали приходятся самые большие нагрузки в период эксплуатации (рис. 4). Затем проводятся измерения точек крепления узлов и агрегатов ходовой части и трансмиссии. Эти части кузова автомобиля деформируются в процессе эксплуатации при плохих дорожных условиях, во время эксплуатации в перегруженном состоянии и во время аварий. Если информации таких измерений недостаточно, проводится измерение геометрии боковых частей кузова. В частности дверных проемов, проемов

Рис. 5. Измерение контрольных точек по их симметрии

багажного отделения и проемов ветрового и заднего стекла. Эти измерения производятся для получения более полной информации о состоянии геометрии кузова автомобиля. На основании такой полной диагностики и визуальной оценки состояния кузова можно сделать объективный вывод о состоянии кузова транспортных средств.

Выводы

Литература

Проведя оценку геометрии кузова автомобиля с помощью измерительного стенда NAJA одной марки с разными пробегами и условиями эксплуатации, можно показать изменение месторасположения контрольных точек и сделать заключение о влиянии изменения геометрии кузова на его ресурс. В процессе анализа геометрии кузовов автомобилей планируется установить значение отклонения контрольной точки от нормативного значения и проследить влияние этого изменения на ресурс кузова автомобиля.

1. Методика товароведческой экспертизы и

оценки дорожных транспортных средств // Все о бухгалтерском учете / Бухгалтерская газета. - 24 февраля 2004. - №19. - С. 28-64.

2. Успенский М. Связанные одной цепью // АБС-

авто / Автом. журнал. - 1999. - № 9. -С. 28-35.

Рецензент: О.П. Алексеев, профессор, д.т.н., ХНАДУ

Статья поступила в редакцию 28 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.