Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОТВАЛА БУЛЬДОЗЕРА С УЧЕТОМ ГРУНТОВОГО ФОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОТВАЛА БУЛЬДОЗЕРА С УЧЕТОМ ГРУНТОВОГО ФОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЬДОЗЕР / РАБОЧИЙ ОРГАН / ОТВАЛ / КОЗЫРЕК / НОЖ / ПРИЗМА ВОЛОЧЕНИЯ / УГОЛ РЕЗАНИЯ / УШИРИТЕЛЬ / СВЯЗНЫЙ ГРУНТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сурашов Н. Т., Асматулаев Р. Б., Толымбек Д. Н.

Введение. Производительность и эффективность работы землеройно-транспортных машин отвального типа зависит от характера и физико-механических свойств грунтов - прочности, связности, влажности, уплотнённости, климатического условия и от региона Республики Казахстан. По данным профессора Р.А. Кабашева, регионы Казахстана в основном имеют глинистые, песчаные, суглинистые, песчано-гравийные, крупнообломочные, полускальные и скальные грунты. Для разработки данных категорий грунтов необходимы различные конструкции и формы режущих ножей, соответственно и отвалов, позволяющих минимизировать сопротивление резания и копания грунтов. Совершенствование конструкций ножей и отвалов приводит к повышению производительности и энергоемкости, эффективно используется тяговый фактор бульдозера. При изучении и анализе литературных источников ученые СНГ и зарубежных стран пришли к выводу, что обоснованно созданы теории взаимодействия рабочих органов землеройно-транспортных машин с грунтами, характерными для средней полосы России и Украины, которые отличаются некоторой связью между частицами II, III категорий прочности грунта. Механизмы взаимодействия таких грунтов с бульдозерным оборудованием отличаются процессами, протекающими при копании несвязанных и плотных суглинистых грунтов, характерных для Казахстана. Материал данной статьи представляет установление рациональных форм отвала и определение оптимальных его параметров в зависимости от категории разрабатываемого грунта, то есть создание адаптирующего рабочего органа бульдозера, соответствующего его профилю с естественной траекторией стружкообразования пласта грунта. Материалы и методы. В качестве материалов использовались разные категории грунтов, широко распространенных в регионе Казахстана, и новые конструкции отвала бульдозера, оснащенные разнообразными комплектами ножей, то есть обычные прямолинейные ножи - для планировочных работ и разработки I-III категорий грунтов; с выступающими средними ножами - для разработки плотных IV-V категорий или со ступенчатыми ножами - для разработки твердых, прочных грунтов. Был исследован процесс их взаимодействия при максимальном формировании призмы волочения грунта перед отвалом с использованием графоаналитического метода исследования. Результаты. При изучении процессов взаимодействия рабочего органа и ножей бульдозера с разными категориями грунтов установлены рациональные конструкции ножей, предназначенных для разработки различных категорий грунтов. Определены оптимальные параметры отвала при максимальном наборе призмы волочения перед отвалом. Также отвал оснащен боковыми уширителями ножей, верхними козырьками и боковыми скосами. Радиус кривизны отвала в поперечном сечении соответствует естественному углу стружкообразования пласта грунта, позволяющему уменьшить сопротивление копания грунта. Обсуждение и заключение. До настоящего времени ученые СНГ и зарубежных стран в области рабочего органа землеройно-транспортных машин отвального типа подробно изучали в теоретическом плане и экспериментальным путем установили перспективные конструкции рабочего органа и установленные на нем ножи бульдозера. Предложены многочисленные методики определения параметров рабочего органа бульдозера в зависимости от категории разрабатываемого грунта и с учетом тягового фактора движителя. Однако ими было упущено исследование при максимальном наборе призмы волочения грунта перед отвалом, его площадь касания с лобовой поверхностью отвала и одновременно адаптированного в поперечном сечении отвала с естественной траекторией стружкообразования пласта грунта. Учитывая эти положения, нами были разработаны несколько вариантов расположения ножей на отвале с учетом разрабатываемых категорий грунтов: - бульдозерный отвал с боковыми скосами лобовой поверхности для мягких или песчаных грунтов; - бульдозерный отвал с выступающим средним ножом, боковыми косынками и верхними боковыми скосами для разработки прочных и глинистых грунтов; - бульдозерный отвал с боковыми скосами и боковыми ножами-уширителями для разработки разрыхленных грунтов; - бульдозерный отвал с выступающим средним ножом, боковыми косынками, боковыми ножами-уширителями и верхними скосами для разработки плотно-прочных грунтов или суглинков средних. На все эти четыре вида конструкции отвала и расположение ножей рекомендованы определения оптимальных параметров отвала с учетом разработки различных категорий грунтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сурашов Н. Т., Асматулаев Р. Б., Толымбек Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF A RATIONAL SHAPE OF A BULLDOZER BLADE, CONSIDERING THE SOIL BACKGROUND OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Introduction. The productivity and efficiency of earth-cutting and transport machines (ETM) of the waste type depends on the nature and physical and mechanical properties of soils, i.e. on strength, connectivity, humidity, compactness, climatic conditions and on the region of the Republic of Kazakhstan. According to Professor R.A. Kabashev, the regions of Kazakhstan have mainly clay, sandy, loamy, sandy-gravel, coarse- and semi-rocky soils. Different designs and shapes of cutter blades, and therefore mouldboards, are required to develop these categories of soils to minimise cutting and digging resistance. Improved blade and blade designs result in higher productivity and energy efficiency, and the traction factor of the bulldozer is used effectively. When studying and analyzing literature sources, scientists of CIS and foreign countries came to the conclusion that the theory of interaction of working bodies of earth-moving machines with soils, typical for the middle belt of Russia and Ukraine, which are characterized by some connection between particles of II, III categories of soil strength, was reasonably created. Mechanisms of interaction of such soils with bulldozing equipment differ from the processes occurring when digging unbound and dense loamy soils typical for Kazakhstan. The material of this article represents the establishment of rational forms of the heap and the determination of optimum parameters of the heap depending on the category of the ground being mined, i.e., the creation of an adaptive working organ (WO) of the bulldozer, corresponding to its profile with natural trajectory of ground formation formation. Materials and methods. As materials, different categories of soils were used, widespread in the region of Kazakhstan and the new design of the bulldozer blade, equipped with a variety of sets of knives, i.e. ordinary straight knives - for planning work and the development of I-III categories of soils; with medium protruding knives (MPK) - for the development of dense IV-V categories or with stepped knives - for the development of hard, strong soils, etc. The process of their interaction with the maximum formation of the prism of drawing the soil before the blade, using the graphic-analytical method of research, was investigated. Outcomes. Studying the processes of interaction of WO and bulldozer knives with different categories of soils, rational designs of knives designed for the development of various categories of soils were established. The optimal parameters of the blade with the maximum set of the drawing prism before the blade are determined. Also, the blade is equipped with side knife extenders, upper visors and side bevels. The radius of curvature of the blade in the cross-section corresponds to the natural angle of chip formation of the soil layer, which allows to reduce the resistance of digging the soil. Discussion and conclusion. Until now, scientists of the CIS and foreign countries in the field of WO ETM of the waste type have studied in detail in theoretical terms and experimentally established promising designs of WO and bulldozer knives. Numerous methods for determining the parameters of the WO of the bulldozer depending on the category of the developed soil and taking into account the traction factor of the propulsion system, etc. However, they missed the study, with the maximum set of the prism of drawing the soil in front of the blade, its area of contact from the frontal surface of the blade and at the same time, adapted in the cross-section of the blade (radius of curvature of the blade) with the natural trajectory of chip formation of the soil layer. Taking into account these provisions, we have developed several options for the location of knives on the blade, taking into account the developed categories of soils: - a bulldozer blade with side bevels of the frontal surface for soft (sandy) soils; - bulldozer blade with MPK, side scarves and upper side bevels for strong, clay soils; - bulldozer blade with side bevels and side knives-extenders for loosened soils; - bulldozer blade with MPK, side scarves, side knives-extenders and upper bevels for densely strong soils (medium loam). For all these options (4 types of blade) blade design and knife location, it is recommended to determine the optimal parameters of the blade, taking into account the development of the soil category.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОТВАЛА БУЛЬДОЗЕРА С УЧЕТОМ ГРУНТОВОГО ФОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

Научная статья УДК 661.878.62

DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2021-18-6-662-677

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОТВАЛА БУЛЬДОЗЕРА С УЧЕТОМ ГРУНТОВОГО ФОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Н.Т. Сурашов1, Р.Б. Асматулаев2, Д.Н. Толымбек3

1Казахский университет путей сообщения, 2ТОО «НИиПК Каздоринновация», г. Алматы, Казахстан,

3Аруна-АИ, г. Нур-Султан [email protected] [email protected] [email protected]

АННОТАЦИЯ

Введение. Производительность и эффективность работы землеройно-транспортных машин отвального типа зависит от характера и физико-механических свойств грунтов - прочности, связности, влажности, уплотнённости, климатического условия и от региона Республики Казахстан. По данным профессора РА. Кабашева, регионы Казахстана в основном имеют глинистые, песчаные, суглинистые, песчано-гравийные, крупнообломочные, полускальные и скальные грунты. Для разработки данных категорий грунтов необходимы различные конструкции и формы режущих ножей, соответственно и отвалов, позволяющих минимизировать сопротивление резания и копания грунтов. Совершенствование конструкций ножей и отвалов приводит к повышению производительности и энергоемкости, эффективно используется тяговый фактор бульдозера.

При изучении и анализе литературных источников ученые СНГ и зарубежных стран пришли к выводу, что обоснованно созданы теории взаимодействия рабочих органов землеройно-транспортных машин с грунтами, характерными для средней полосы России и Украины, которые отличаются некоторой связью между частицами II, III категорий прочности грунта. Механизмы взаимодействия таких грунтов с бульдозерным оборудованием отличаются процессами, протекающими при копании несвязанных и плотных суглинистых грунтов, характерных для Казахстана.

Материал данной статьи представляет установление рациональных форм отвала и определение оптимальных его параметров в зависимости от категории разрабатываемого грунта, то есть создание адаптирующего рабочего органа бульдозера, соответствующего его профилю с естественной траекторией стружкообразования пласта грунта.

Материалы и методы. В качестве материалов использовались разные категории грунтов, широко распространенных в регионе Казахстана, и новые конструкции отвала бульдозера, оснащенные разнообразными комплектами ножей, то есть обычные прямолинейные ножи - для планировочных работ и разработки I-III категорий грунтов; с выступающими средними ножами - для разработки плотных IV-V категорий или со ступенчатыми ножами - для разработки твердых, прочных грунтов. Был исследован процесс их взаимодействия при максимальном формировании призмы волочения грунта перед отвалом с использованием графоаналитического метода исследования.

Результаты. При изучении процессов взаимодействия рабочего органа и ножей бульдозера с разными категориями грунтов установлены рациональные конструкции ножей, предназначенных для разработки различных категорий грунтов.

Определены оптимальные параметры отвала при максимальном наборе призмы волочения перед отвалом. Также отвал оснащен боковыми уширителями ножей, верхними козырьками и боковыми скосами. Радиус кривизны отвала в поперечном сечении соответствует естественному углу стружкообразования пласта грунта, позволяющему уменьшить сопротивление копания грунта.

Обсуждение и заключение. До настоящего времени ученые СНГ и зарубежных стран в области рабочего органа землеройно-транспортных машин отвального типа подробно изучали в теоретическом плане и экспериментальным путем установили перспективные конструкции рабочего органа и установленные на нем ножи бульдозера. Предложены многочисленные методики определения параметров рабочего органа бульдозера в зависимости от категории разрабатываемого грунта и с учетом тягового фактора

© Сурашов Н.Т., Асматулаев Р.Б., Толымбек Д.Н., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

движителя. Однако ими было упущено исследование при максимальном наборе призмы волочения грунта перед отвалом, его площадь касания с лобовой поверхностью отвала и одновременно адаптированного в поперечном сечении отвала с естественной траекторией стружкообразования пласта грунта. Учитывая эти положения, нами были разработаны несколько вариантов расположения ножей на отвале с учетом разрабатываемых категорий грунтов:

- бульдозерный отвал с боковыми скосами лобовой поверхности для мягких или песчаных грунтов;

- бульдозерный отвал с выступающим средним ножом, боковыми косынками и верхними боковыми скосами для разработки прочных и глинистых грунтов;

- бульдозерный отвал с боковыми скосами и боковыми ножами-уширителями для разработки разрыхленных грунтов;

- бульдозерный отвал с выступающим средним ножом, боковыми косынками, боковыми ножами-ушири-телями и верхними скосами для разработки плотно-прочных грунтов или суглинков средних.

На все эти четыре вида конструкции отвала и расположение ножей рекомендованы определения оптимальных параметров отвала с учетом разработки различных категорий грунтов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бульдозер, рабочий орган, отвал, козырек, нож, призма волочения, угол резания, уширитель, связный грунт

БЛАГОДАРНОСТИ. Авторы благодарят Л.А. Хмару и РА. Кабашева за оказание ценных консультаций.

Статья поступила в редакцию 15.10.2021; одобрена после рецензирования 03.12.2021; принята к публикации 14.12.2021.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Прозрачность финансовой деятельности: авторы не имеют финансовой заинтересованности в представленных материалах и методах. Конфликт интересов отсутствует.

Для цитирования: Сурашов Н.Т, Асматулаев РБ., Толымбек Д.Н. Определение рациональной формы отвала бульдозера с учетом грунтового фона Республики Казахстан // Вестник СибАДИ. 2021. Т.18, № 6(82). С. 662-677. https://doi.org/10.26518/2071-7296- 2021-18-6-662-677

DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2021-18-6-662-677

DETERMINATION OF A RATIONAL SHAPE OF A BULLDOZER BLADE, CONSIDERING THE SOIL BACKGROUND OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

ABSTRACT

Introduction. The productivity and efficiency of earth-cutting and transport machines (ETM) of the waste type depends on the nature and physical and mechanical properties of soils, i.e. on strength, connectivity, humidity, compactness, climatic conditions and on the region of the Republic of Kazakhstan. According to Professor R.A. Kabashev, the regions of Kazakhstan have mainly clay, sandy, loamy, sandy-gravel, coarse- and semi-rocky soils. Different designs and shapes of cutter blades, and therefore mouldboards, are required to develop these categories of soils to minimise cutting and digging resistance. Improved blade and blade designs result in higher productivity and energy efficiency, and the traction factor of the bulldozer is used effectively.

When studying and analyzing literature sources, scientists of CIS and foreign countries came to the conclusion that the theory of interaction of working bodies of earth-moving machines with soils, typical for the middle belt of Russia and Ukraine, which are characterized by some connection between particles of II, III categories of soil strength, was

© Surashov N.T., Asmatulaev R.B., Tolymbek D.N., 2021

Nurgali T. Surashov, Ruslan B. Asmatulaev, Damir N. Tolymbek

Kazakh University of Railway Transport NIIPK Kazdorinnovatsia limited liability company, Almaty, Kazakhstan

Aruna-AI, Nur-Sultan [email protected] [email protected] [email protected]

Content is available under the license Creative Commons Attribution 4.0 License.

reasonably created. Mechanisms of interaction of such soils with bulldozing equipment differ from the processes occurring when digging unbound and dense loamy soils typical for Kazakhstan.

The material of this article represents the establishment of rational forms of the heap and the determination of optimum parameters of the heap depending on the category of the ground being mined, i.e., the creation of an adaptive working organ (WO) of the bulldozer, corresponding to its profile with natural trajectory of ground formation formation.

Materials and methods. As materials, different categories of soils were used, widespread in the region of Kazakhstan and the new design of the bulldozer blade, equipped with a variety of sets of knives, i.e. ordinary straight knives - for planning work and the development of I-III categories of soils; with medium protruding knives (MPK) - for the development of dense IV-V categories or with stepped knives - for the development of hard, strong soils, etc. The process of their interaction with the maximum formation of the prism of drawing the soil before the blade, using the graphic-analytical method of research, was investigated.

Outcomes. Studying the processes of interaction of WO and bulldozer knives with different categories of soils, rational designs of knives designed for the development of various categories of soils were established. The optimal parameters of the blade with the maximum set of the drawing prism before the blade are determined. Also, the blade is equipped with side knife extenders, upper visors and side bevels. The radius of curvature of the blade in the cross-section corresponds to the natural angle of chip formation of the soil layer, which allows to reduce the resistance of digging the soil.

Discussion and conclusion. Until now, scientists of the CIS and foreign countries in the field of WO ETM of the waste type have studied in detail in theoretical terms and experimentally established promising designs of WO and bulldozer knives. Numerous methods for determining the parameters of the WO of the bulldozer depending on the category of the developed soil and taking into account the traction factor of the propulsion system, etc. However, they missed the study, with the maximum set of the prism of drawing the soil in front of the blade, its area of contact from the frontal surface of the blade and at the same time, adapted in the cross-section of the blade (radius of curvature of the blade) with the natural trajectory of chip formation of the soil layer.

Taking into account these provisions, we have developed several options for the location of knives on the blade, taking into account the developed categories of soils:

- a bulldozer blade with side bevels of the frontal surface for soft (sandy) soils;

- bulldozer blade with MPK, side scarves and upper side bevels for strong, clay soils;

- bulldozer blade with side bevels and side knives-extenders for loosened soils;

- bulldozer blade with MPK, side scarves, side knives-extenders and upper bevels for densely strong soils (medium loam). For all these options (4 types of blade) blade design and knife location, it is recommended to determine the optimal parameters of the blade, taking into account the development of the soil category.

KEYWORDS: bulldozer, working body, blade, visor, knife, drawing prism, cutting angle, expander, cohesive soil.

ACKNOWLEDGEMENTS: the authors thank Leonid A. Khmar and Rakhymzhan A. Kabashev for providing valuable advice.

The article was submitted 08.09.2021; approved after reviewing 03.12.2021; accepted for publication 31.10.2021.

The authors have read and approved the final manuscript.

Financial transparency: the authors have no financial interest in the presented materials or methods.

There is no conflict of interest.

For citation: Surashov N.T., Asmatulaev R.B., Tolymbek D.N. Determination of a rational shape of a bulldozer blade considering the soil background of the Republic of Kazakhstan. The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2021; 18 (6): 662-677. DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2021-18-6-662-677

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Казахстане стремительными темпами увеличивается объем земляных работ в области строительства промышленно-гражданских сооружений, в сельском хозяйстве, строительстве автомобильных и железных дорог. В этих объектах эксплуатируются тысячи землеройно-транспортных машин, в том числе бульдозеры разных видов, и с каждым годом обновляется парк землеройно-транспортных машин нового поколения. Их производительность, энергоемкость зависят

от степени совершенствования конструкции рабочего органа землеройно-транспортных машин отвального типа [1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

Большой вклад в развитие теории взаимодействия рабочего органа землеройно-транспортных машин с грунтом внесли ученые стран СНГ: В.П. Горячкин, Н.Г. Домбровский,

А.Н. Зеленин, К.А. Артемьев, Ю.А. Ветров, Д.И. Федоров, В.И. Баловнев, Д.П. Волков, Л.А. Хмара, В.Л. Баладинский, Т.В. Алексеева, В.С. Щербаков, И.А. Недорезов, В.К. Руднев, А.М. Холодов, В.В. Ничке, РА. Кабашев,

а также зарубежные ученые: Г. Тыро, Г. Фогель, Г. Кюн, Г. Дресс, Е. Динглингер, Ф. Кинаст, И. Ратье и другие. Совершенствованию конструкций рабочего органа землеройно-транспортных машин отвального типа посвятили свои работы: В.Д. Абезгауз, Н.Д. Аверин,

В.В. Лихачев, Л.А. Хмара, В.И. Козликин, Т.М. Гаджиев, П.И. Лавренко, В.Г. Попов,

A. В. Рубаилов, А.З. Щарц, Ю.А. Шевнин,

B. С. Березин, В.Я. Дворковой, Jarostaw Selech, Dariusz Ulbrich, Konrad Wtodarczyk, Zaneta Staszak, Jacek Marcinkiewicz, Dawid Romek, Bartosz Baran и другие.

Современные бульдозеры, оснащенные отвалами с комплектом режущих ножей и рыхлителей, широко используются для выполнения земляных и планировочных работ, в частности, в строительстве автомобильных и железных дорог, аэродромов, плотин [5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]. Однако применяемые в настоящее время бульдозеры работают недостаточно эффективно, так как при разработке разных типов грунтов и их перемещении не полностью используют мощность трактора с бульдозерным оборудованием [2, 3, 6, 16].

Целью исследования является повышение эффективности использования мощности бульдозера в зависимости от прочностных характеристик разрабатываемого грунта, то есть создание отвалов с изменяющейся формой и конструкцией, оснащенных соответствующими ножами в зависимости от категории разрабатываемого грунта, и разработка методики определения оптимальных параметров отвала с помощью графоаналитического метода.

Для разработки грунтов I-III категории на отвал бульдозера устанавливают секционные ножи с режущими кромками, образующими общую прямую линию. Под действием усилия отвала режущие кромки ножей легко внедряются в грунт; для разработки грунта IV категории применяют другой вариант отвала, то есть со средним выступающим ножом или со ступенчатыми ножами, которые позволяют разрушать выступающими кромками ножа поверхность прочного грунта, такие конструкции бульдозерного оборудования позволяют отвалу с ножами легко внедряться в грунт в начале прохода [2, 3, 13, 17]. Для разработки грунтов V-VI категорий устанавливаются на отвал бульдозера ножи, воздействующие на прочный грунт вибрационным, ударным способом. Часто бульдозерное оборудование содержит однозубовый или многозубовый рыхлитель, которым предварительно разрыхляют эти грунты.

При разработке разных категорий грунтов бульдозером используют две операции:

- разрушение поверхности твердого слоя грунта, внедрение ножа вглубь грунта, а затем формирование призмы волочения перед отвалом;

- перемещение (обычно до 100 м) максимально сформированной призмы волочения [5, 16, 18, 19].

Применение различных вариантов конструкции ножа и отвала позволяет разрабатывать различные категории грунтов и с большей эффективностью использовать мощность трактора с бульдозерным оборудованием [3, 7, 18].

Для максимального использования трактора с бульдозерным оборудованием при разработке и перемещении наибольшего объема призмы волочения нами проведены графоаналитические исследования с целью установления оптимальных параметров и геометрической формы отвала как в лобовой поверхности, так и в поперечном сечении [20, 21,22].

Форма отвалов бульдозеров, находящихся в настоящее время в эксплуатации, по своей конструктивной форме не соответствует современным требованиям повышения их эффективности.

При разработке грунтов отвалом бульдозера происходят следующие процессы: нож отвала разрушает поверхность грунта и внедряется под определенным углом в толщу h грунта, затем под действием силы тяги бульдозера ножи отвала срезают грунт определенной толщины h, который, поднимаясь вверх по лобовой поверхности отвала, образует стружкообразование по определенной траектории. Форма и траектория стружкообразования пласта грунта с радиусом R зависят от многих факторов: связности, влажности, гранулометрического состава, физико-химического состава и структуры грунта, температуры окружающей среды и климатических условий, режима работа бульдозера, геометрических параметров ножей и конструкции отвала. Однако для всех категорий грунтов существует один принцип работы. При глубоком радиусе закругления профиля поверхности отвала грунт не касается средней части отвала и в нем происходит прилипание грунта (рисунок 1, а), которое создает дополнительные сопротивления при формировании призмы волочения. При недостаточном же радиусе закругления поверхности отвала образованный пласт грунта ударяется о поверхность отвала и создает

дополнительные сопротивления, так как радиус поверхности отвала больше естественного радиуса формирования пласта грунта (рисунок 1, б).

Следовательно, радиус поверхности отвала должен соответствовать радиусу естественной траектории стружкообразования пласта грунта, то есть нужно адаптировать поверхность отвала соответственно профилю стружкообразования грунта. При таком исполнении конструкции отвала, оснащенные разными формами режущих ножей бульдозера, позволяют минимизировать расход энергии трактора и повышается производительность бульдозера при разработке разных категорий грунтов и их перемещений [6, 10].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В регионе Казахстана часто встречаются связные и несвязные, твердые, песчаные, полускальные грунты и грунты с каменистыми включениями. Для дальнейшего исследо-

вания при разработке грунтов бульдозерами принимались грунты I-V категории [6].

Конструктивными основными параметрами стандартного отвала являются (рисунок 1): B и H - соответственно ширина и высота отвала, м; Нк - высота козырька, м; R - радиус кривизны отвала, м; l - длина дуги отвала, м; φ - центральный угол кривизны отвала, град; в' - расстояние от основания отвала до точки контакта по высоте с грунтом, то есть высота бокового валика, м; Р - периметр контура взаимодействия перемещаемого грунта с лобовой поверхностью отвала, м; С - высота части призмы волочения, возвышающаяся над козырьком, м; a' - ширина бокового валика (просыпания грунта), м.

Для дальнейшего исследования нами выбраны четыре варианта исполнения конструкции отвала, оснащенных разными ножами в зависимости от категории разрабатываемого грунта, эти конструкции отвала с ножами запатентованы в РК авторами [патенты РК: №15852 от 04.04.2005; №13578 от 14.08.2003; №13576 от 14.08.2003].

Рисунок 1 - Рекомендуемая форма закругления поперечного сечения отвала в зависимости от траектории естественного формирования угла пласта грунта: а - если R - радиус отвала меньше естественной траектории стружкообразования пласта грунта Rep, то на поверхности отвала образуется «мертвая зона», создающая дополнительные нагрузки на движитель;

б - если R - радиус отвала больше естественной траектории стружкообразования грунта Rep, то на поверхности отвала создается дополнительное сопротивление

Figure 1 - The recommended shape of rounding the cross-section of the blade, depending on the trajectory of the natural

formation of the angle of the soil layer a) if R - the radius of the blade is less than the natural trajectory shavings of soil layer Ra, then on the surface the blade forms a “dead zone", creating; b) if R - the radius of the blade is greater than the natural trajectory shavings of soil Ra, then on the surface additional loads on the propulsion system blade creates additional resistance

РЕЗУЛЬТАТЫ

В начальной стадии разработки разрыхленных (I и II категорий) грунтов традиционным отвалом о лндевой понерхностью ectey (тлсунок а, а) о&ным орунта пнснепенеь р^нолини-иготся перед отвалом и черезнектторне Я|^^МЗЇ1СЄС^|Н-мрнесяся максимальнее пр^і^іїгне яоеіоченіся с пОПЄОЄЧНЬІЛ еичением ИМЗ. И^|Э1Н ДаСЬНеесиеМ перемещении гррнта с пбеит: поорон отвале часть призмы ыпр^т^ае^г^н^я уходнт еі рО(Овьлі валирт, ре алпмингы орс;тм)зі орьечения весК о тсс (на. іэйср^нпо Н, а), норо|Эые! ни аосена-ТИ^ЮТ и ЛОрОВОЙ ПРнеуХНОРТТН ΟΤΒΗΗΙΗ чтв уменагрьне нpнпзнрдиноионоопй бнльдoйΗял, Верхня) насне нрт)мы ныгыочыьпвр, яыннышо-ЮЩЯЯСЯ НЭ,0 ьизиьіьпкое (Знî(lЬИПнИίί С- - П|ГО-щнссе рі^іогзио^іккі^ніья фрноы ямиепшяятон ат ычет ОПеЛ1ПДИ1ВННЧЯфуНТа ЧЧСТИЧРО вчередч в обратную сторону, его величина зависит от радиуса кривизны отвала R, угла резания аР, углов наклона отвала ε0 и козырька /з,, скорости движителя бульдозера о.

С целью иыубрнот оньча^юь ня-рішенин пφφоκппортяро пяоноьзования технчнбякой

πpoизяк>τиτацниоcье: yниьпшонпа метвлло-

ЄМПСЯоН П ЭHep|ΌеlBHЙCИЫ ^я^о^і^дстныбн рана

сон^ос^ье: отвтлы оaзличным гк>тcτаояянниыа форм а; учноро побора ноинмы і^с^іиеояоин о оприделнны CDH ОПТСІО^ЕГИзНСІ^ ПС|НсІбІ6СГ|ИЬ,І,

Из бнaлйаыπpoτe ссіа вза имодоёст снЕз буль-десериоио ребесено иргана иь фатами рівлии

НОн КПСТС5СГН|ЭИН НОМ И рСОрИбОПеИ Ы ГСП)ИН ЦИПИа ОЛЧНО КГ<ЯЕН^ІЄ KO^OMf^K^l^r^k^TI пт в плене знасннои антнЕзьіт^и сносамн и чнжами-елEЫ-)ΓPляаи (пат^ні‘(эі РК От-ЬОЫO, 0)13578, № 1ОЯО6(, ТТо оОыолaвейгылт );oxpЕaı^^ı^ı^e)1ЬйЯ.винотин иЬрг ома мьκяимялнтоP приимы волононты нун он πыpймьщрнии я τк)ьеурырти|ПЯоа- фисуят^ьВ^Г-Рн тно-аленн ю Юоі^шт т онеоролы нио па рн-ыe^■(|tоoв нввала Янаоаяйнял яеьвоын пpтйумярн т внятам тяУяяPгн птичесса l(яπяпет опере-мьщяпет яяйймы пoлoтьпия. Рассмотрим ери-етсс нтнемящапня )ıнрзмынялрныτи я ииттаям бяя)>ыпаоно о πоpaлртьaлп В, Н, Нк га р (см. (о сун ни 2,В- і ЫО -де Ы к Н- ооотΈЯτcτон нно -ЗJйн ))иня и нысотн ответа; Нк - высота козырька; р -уголвнутреннеготрения грунтавпокое.

Рисунок 2 - Схема взаимодействия отвала с грунтом при максимальной призме волочения: а - схема взаимодействия лобовой поверхности отвала с призмой волочения грунта;

б - поперечное сечение отвала и призмы волочения

Figure 2 - Scheme of interaction of the blade with the soil at the maximum prism of drawing а - scheme of interaction of the frontal surface of the blade with the prism of drawing;

б - blade cross-section and drawing prisms

Рисунок 3 - Рациональная форма отвала бульдозера Figure 3 - Rational shape of the bulldozer blade

Из рассмотренной расчетной схемы имеем где С - высота части призмы волочения, воз-

выша ющаяся над коззірьком. После преобра-С + Н + Hk = tqp ■- +a'tqp, (i) зовоеиавыражения (5) значение b примет вид

откуда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C+H3HK-\tqp

a ас------—) , (2)

tqp

то гд а

с- а= к6п · a а о,6 ■ в , -Κ2

(де к6п - коэффи )(1Т ест ши и рс асi (и о жа ( ф) ширителя, принимавмый констц-ползною

кбв = 0,6 - для связных грунтов; кбв= 0,4 - для несвязных грунтов [2, 3]; a' - ширина бокового валика (просыпания грунта); a - дополнитель-н ая шири на ножа-ашир-телв; р ругоа иняорои-неготрениягрунта.

Тогда общая ширина отвара и ножами-рсш іэьталвмй

В

оНщ

t 2(C3H3He~Ktqp)

D О----------------

tqp

(i)

Высота дополнителавого нажо-уширимслл скредтряетсы вырншенеам из а-сомов/е/тя подобиятреугольников нмп н нмМ:

ь а 2[(С+Н+Неаідр)(Н+Не+С)]

2^С PHPHx-^atqp^PBtqp ' '

Аналіи зируя саему зта-мод ействия отврса бульдозера с грунтом, можно констатировать, что верхние боковые части отвала не взаимо-,-^еі^ст^Г)к:^(' м гдрдвзм. Эво оСРмсл^^ніпрідет· -ои-рсждвнть выполнить отвал с боковыми скосами, форма кото рого будет соответствовать схеме взаимтдрномеия его с грунвом. Ориентировочно боковые скосы Неї рисунке 2 показаны штриховыми линиями бг и тф, эта часть рдвух ермрои ояунзтатса, срочим лоследнее ароасдады οθρθππθτεκο нк и -тз, чоо умекьшят ети ос втоолл буов-о-ора яа /%-

Рационллкнля форме ствало Дрлздрзсва м ні-жизіни воковыми енжам и-сша/неслями, исмлюьающря просыпание грунта с учетом рЕШны всломноио ь угма внук/оенего р^аас, еи/іпіко вид.еоксваеньш Не) с-с^ов Т|

Тогда высота и ширина бокового скоса будут мавиы

У = Н-в' · кбе, X = ytgp, (7)

, где k^ - коэффициент запаса просыпания

b а и (иьне~са (Нк грунта по верхним боковым скосам: kбc = 1,2 -

“ 2 для связных грунтов; k6c = 1,3 - для несвязных

грунтов[2].

Рисунок 4 - Схема бульдозерного отвала с боковыми скосами Figure 4 - Scheme of a bulldozer blade with side bevels

Рисунок 5 - Схема бульдозерного отвала с выступающим средним ножом,

боковыми косынками и скосами

Figure 5 - Scheme of a bulldozer blade with MPK, side scarves and bevels

Рассмотрим пример определения размеров дополнительных ножей-уширителей отвала бульдозера с учетом грунтов I и II категории. Например, исходный отвал бульдозера с параметрами H = 1,0 м; Нк = 0,1 м; B = 2,5 м; С = 0,05 м; ρ = 38о. Используя зависимости (2) и (6), получим значения α и b: α = 0,17 м; b = 0,1 м.

Установление на бульдозерном отвале боковых ножей-уширителей размерами α и

b обеспечит предотвращение ухода призмы волочения в боковые валики на 60-70% при перемещении призмы по поверхности грунта.

Особенностью определяемых параметров верхних боковых скосов следует считать то, что необходимо принимать небольшой запас в сторону увеличения его размеров на случай транспортирования грунтов по физико-механическим характеристикам в отличие от рассмотренных.

0Z9

'И Н» а есюеойяиЛд шкі виио квняивниїлюн - и± іхвиЛілісюф а кинэьвнеодо віяіьнисіи*

τχ = Ч nuexHidaa ou

dbl _ ττ ІЛІ Ч HUBiHoendoj ou Zl

dbl^-^H + H ΙΛΙ V : воохо nd±9wedeu

α

08 "0L s °з tiedj о ВІІВЗІО BHOLTCIBH LfOJA и

3

SS'"Sfrs 0ώ tiedj d BHHBead LroJA 01

D

08 " 08 s °flf tiedj °d вива±о nxeAdjeed ltoja '6

ΟΟΧ " 06 s »d tiedj "d В>ІЯСІІЯЄО>І '8

BHOLDIBH LfOJA

ÇV"Ç£ = 4 tiedj ’λ exadneox z

HHBdj иоаоход ltoja

Ы ΙΛΙ У bljbbio ■9

іянєиаис1>і oAntfBd

a(ç'oεΌ) = *а ΙΛΙ и exadneox BHHdnrn s

а

Η(Ζ'1"Ί'ΐ) =>ιη + η ΙΛΙ н+н 1ЛІО>ІЯ0ІЯЄО>І P

о вііваїо вюэіяд

h(z‘ο"ίΌ) ΙΛΙ X exadneox в±ооіяд є

н

HIS-^00S = Η N н вііваїо вюоіяд τ

BhBJb± виииэЛ ojoaojBi euea±o

0J9hi(xÂa±3±9a±003 auti edaBotiauAg ΙΛΙ а ojoHHontiHtiedi ч

exHj.ond9j.xedex вехоэиинхэ! BHHdnrn

(t7 xoHAondwo) nuAwdoct) 9nH±9hoed aj.ooHd9weed винэиенгодо aodiBiAiBdBU U/U

эйнваонэілійвн öN

s|9A9q 9p;s щ;м 9pe|q jazopnnq e jo sj9)9iuejed leuigdo u;e|/\|

V этві

йіліеэохэ иілияаоход з eııeaıo ojoHdacotiqijAg ndianedeu аіяняіхеїліиіио эіянаонэо І вРиидві

3HH30dl00HHmVlAI 30H4LElH0dl0 И 30Hd0J 'dOHldOUOHVdl

I Li3tfCVd

ьин90итовсІ ojoaoxog ltojA - А !ижон θΜΗϋθάο эйФіснвйАюіяа - ноа !и»н1яоо>1 эіяаожэд - >|д !вжон 0J9fr^9d oJOHHoixhiitfBdi віооіяа - L4 •И б'О'" Z/O s н°9>1 İBiHAdJ KMHadMmoBd ojoaoxog хнэиИиффео» - ΗΟ0>Ι !иэжон хиіїїснвиАіоіяа оаюэьиио» -Hau

:xвLrAıлıdoφ а кинэьвнеодо aiaiKHMdu ,

τχ = Ч nuBXHidaa ou

dbl _ ττ ΙΛΙ ‘A HUB±Hoendoj ou s t

dbl^-^H + H ΙΛΙ >x :взохз nd±9wedeij

ci

08 "0L s °з tiedj 0 БІІВЗЮ 6H0LDI6H LTOJA PI

3

SS - s dx) t7"edj d BHHeead uoJA ει

D

08 "Οε s °flf tiedj °£) euea±o nxeAdjeed ltoja τι

001 ■" 06 s »d tiedj "d ejndneOX BHOLfXBH LTOJA ιι

*S^'"S£ = ^ tiedj "л exadneox οι

HHedj noaoxog ltoja

.JV£ = нвЧ ΙΛΙ Haq ,HOg еіозіяд '6

„Авуову/Нви = »Зд ΙΛΙ Я9д „>ig BHndnrn '8

- НВд ΙΛΙ Hag HOg eHHdnm ζ

S

Н^Ы ΙΛΙ id euea±o nHenandx oAntied '9

ffCs'oεΌ) = *a ΙΛΙ X exadneox BHndnrn S

g

h(z‘i ■" Т‘Т) = *н + Η ΙΛΙ "h+h ІЛІО)ІЯСІІЯЄО)І Ρ

о виваю вюоіяд

Н(Ґ0"'ΧΌ) ΙΛΙ X exadneox віозіяд ε

H

his-^oos = Η nj H виваю вюэіяд τ

BhBJb± вииизЛ

ojoaojBi oj9hıoıÂa±3±9a±oo3 ΙΛΙ g виваю ι

auti edaeotiauAg ojoHHonhntfBdi BHndnrn

exH±ond9±xedex вехоэиинхэ!

(g xoHAond) 9±30Hd9Weed винэьвнводо aodiBiAiBdBU U/U

ΠίΐΑΐΛίάοφ 9RH19hOBd эйнваонэілшвн 5Ν

s|9A9q 9p;s pue s9ajb3s 9p;s ‘Xdl/M ЧИМ ape|q j9zop||nq e jo sj9)9uıejed leıugdo u;euı aqı Z этві

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иіліезохз иілпяаоход и иіліехніяз

-ох иілпяаоход ‘ілюжон HHHtfado іліиіїїоіеиАїзіяа з виваю ojoHdacot/auAg ladıanedeu аіяняиеїліиіио эіянаонэо Z etiMugeı

Рисунок 6 - Схема бульдозерного отвала с боковыми скосами и ножами-уширителями Figure 6 - Scheme of a bulldozer blade with side bevels and extension knives

Рисунок 7 - Схема бульдозерного отвала с выступающим средним ножом, боковыми косынками, ножами-уширителями и скосами

Figure 7 - Scheme of a bulldozer blade with MPK, side scarves, extension knives and bevels

ТабпицаЗ

Основные оптимальные рациональные параметры бульдозерного отлала с верхними боковымл скосами и боковыми ножами-уширитилала

ТЛЬ1е В

The main optimal rational parameters of a bulldozer blade with upper side bevels and side extension knives

№ Наименование Обозначения Размерность Расчетные формулы (рисунок 6)

п/п параметров

1. Ширинатрадиционного В м Технииеския хорактаррстиоа Ттлудозе ра для

отаала сиотиетстврющегеттготогр усилия тагича

2. Высота отвала Н м Н = 500^07-5ГН

3. Ваюотакои ырька H м Нк = (0,1...0,2)Я

к

4. Выыотаытнала с н+H м Н + Нк в(КД...0,С)Я

ыозырьзо м

5. Шо|ыиок ьпкырьоа В м Вк в (0(3 ...0,5)6

к

6. Нтдижо ырікньзкыі от вала R м С 7 Н

7. в^2001 60KCn(tlii ---0 ни Υκ град γκ о 35 ...40

коз^ірк-к^

8. Уіьоыы наолтик кыгоірька βκ град βκ = 90 ... 000

9. Угон ракгуызкы ониала βο град /?„ s 40 ... 50

10. 0202 2650П0И2 α град 0+ su 45... 55

ρ

11. Угол оокснынк кытвила ε град ε0 (u 751 ...80

ο

ОСщыт ширина отЕнала с с

12. ножыыу-уштсньтся ми м 2(C + η и Ηк --- с"

ВоБЩ = Б = ---Η 2

ЫІлрыметрс нжса- (С + Η С Нс- Б tqp)

2^иригслн. α =---

13. мирина tqp

высота a м ü(/u -|- Нк + с)

b м α + 2

Q

2отаметыы скоса: Н + Нк --- -

14. но ооризонтали Xi ри -с-

повертикали Х1 м tqp

Уі м Уі =;Чі

Ρλ9

τχ = Ч nuBxnidaa ou

dbl _ ττ ΙΛΙ ‘A HLfBIHOBHdOJ ou '91.

dbl^-^H + H ΙΛΙ ‘x :взохз nd±9WBdBU

ci

08 "0L s °з tiedj 0 BLfBaiO BHOLDIBH LfOJA Sİ-

3

SS'"Sfrs dx) t^edj d BHHBBad LTOJA PI

D

08 0ε s °flf t^edj °d вива±о HXBAdjBBd ltoja Єї.

001 ■" 06 s »d tiedj X BXadlHBOX BHOLfXBH UOJA τι

8

ζ^-ζξ = 4 tiedj Ά exadnBox и

HHBdj noaoxog ltoja

1Ч£ = НВЧ ΙΛΙ *9h яоніяоо» хиіє вюэіяд οι

ЛЬіХОЭуіНвц = ХЗд ΙΛΙ "e хоніязох ход BHndnrn '6

- НВд ΙΛΙ ™8 Н09 BHHdnm '8

S

Η ΙΛΙ У вива±о nHBnandx oAntiBd ζ

ffCs'o'" εΌ) = *а ΙΛΙ *8 BxadnBox BHndnrn '9

Η(Ζ'1"Ί'ΐ) =>ιη + η ΙΛΙ "h+h ІЛЮЗІЯ 00» s

о вііваїо вюоіяд

Η(Ζ'0"ΊΌ)^>ιΗ ΙΛΙ X BxadnBox в±ооіяд Ρ

H

ΗΙζ -^OOS = Η N H виваїо вюоіяд є

dbi +g - ЇЇ90д иивизіигіитА-иивжон

+ Η + 0)z ΙΛΙ to90S о вива±о BHndnrn ввіїїдо τ

и

BhBJBi вииизЛ ojoaojBi (иэЬкхЛа±з±эа±ооз ΙΛΙ a виваїо ι

Butj1 BdaBotfauAg exmondaixedex вехоэиинхэ! ojoHHonhntfBdi бнисіигп

(l хонЛзисІ) іяьгЛілісІоф эіяніэьэв^ я±зон -dawBEd винэьвнводо aodiBiAiBdBü U/U

эйнваонэілійвн °Ν

s|9A9q J9ddn pue s9a;u>| uo;su9)X9 9p;s ‘s9ajbds 9p;s

‘Xdl/M ЧИМ apeiq j9zop||nq e jo sj9)9iuejed leuogej leuigdo и;еш aqi

p этві

иіліезохз HHHHxdaa и иілшігаї^итА-иїліежон иілпяаоход ‘иіліехніязох иілпяаоход

‘ілюжон HHHtfado іліикпоіеиАїзіяа з еаеаіо ojoHdacotfaijAg ladiamedeu эіяняшэнопРеО зіяняиеїліиіио эіянаонэо t7 etınageı

3HH30dl00HHmVlAI 30H4LElH0dl0 И 30Hd0J 'dOHldOUOHVdl

i uatfevd

Учитывая предложенные формулы и полученную базовую форму отвала бульдозера (см. рисунок 3), нами предложены конструктивные различные формы отвалов с оптимальными параметрами. Они созданы по изложенному выше принципу: адаптация лобовой поверхности отвала к призматической форме перемещаемого грунта.

ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Из анализа процесса взаимодействия бульдозерного рабочего органа с грунтами разных категорий получены принципиально новые конструкции отвала с боковыми скосами и ножами-уширителями, что обуславливает сохранение объема призмы волочения при ее перемещении, например, при разработке грунтов сыпучих и рыхлых, достигнув тем самым адаптацию лобовой формы отвала к форме траекторией перемещаемой призмы волочения.

2. Для сформированных бульдозерных отвалов, имеющих комбинаторное сочетание формы отвала, режущих ножей и ножей-уши-рителей, представлены расчетные формулы для выбора и определения их оптимальных параметров.

3. Графоаналитические исследования образования призмы волочения перед отвалом позволили разработать различные конструкции отвалов, оснащенных выступающим средним ножом, боковыми косынками и боковыми уширителями, что позволяет увеличивать производительность бульдозера на 7-10% [2].

4. По представленным в таблицах 1, 2, 3, 4 зависимостям можно произвести выбор и определение оптимальных параметров для сформированных рабочих органов, имеющих различные комбинированные сочетания режущих ножей, боковых косынок, ножей-уширите-лей, форму и параметры скосов в зависимости от грунтовых условий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хмара Л.А., Басий В.В., Деревянчук М.И., Максюк Ю.А. Исследование накопительной способности отвала бульдозера с боковыми ограничивающими элементами // Вестник Харьковского национального автомобильного дорожного университета. 2005. № 2. С.80-84.

2. Хмара Л.А. Анализ главных направлений совершенствования рабочего оборудования бульдозеров // Строительные и дорожные машины. 2005. № 2. С.8-14.

3. Баловнев В.И., Бакатин Ю.П., Кустарев Г В. [и др.] Машины для строительства и работ в жи-

лищно-коммунальном хозяйстве города и поселка // Строительные и дорожные машины. 1992. № 1.

4. Тургумбаев С. Дж., Кабашев РА. Результаты экспериментальных исследований процесса копания грунтов модернизированным рабочим органом под гидростатическим давлением // Вестник СибАДИ. № 2 (54). 2017. С.36-42.

5. Щербаков B.C., Колякин В.И., Беляев В.В. Влияние геометрических параметров ЗТМ на процесс заглубления рабочего органа // Гидропривод и системы управления строительных и дорожных машин. 1989. С. 58- 61.

6. Кабашев РА., Сурашов Н.Т., Гудович М.И. Анализ и оценка перспективных конструкций рабочих органов землеройно-транспортных машин // Механизация и автоматизация земляных 1991.

С. 24- 27.

7. Жаворонков А.В. Развитие землеройно-транспортной и дорожной техники // Строительные и дорожные машины. 2001. № 8. С. 13- 15.

8. Гутин И.М. Предложения по определению дальности транспортировки горной массы бульдозерами // Колыма. 1969. № 7. С.14-17.

9. Jaroslaw Selech, Dariusz Ulbrich. A working design of a bulldozer blade as additional equipment of a compaction drum roller // Poznan University of Technology / Institute of Machines and Motor Vehicles, 60-965 Marii Sklodowskiej.-Curie sq. 5. Poland. -Poznan,2019.

10. YFranco, D.Rubinstein, I.Shmulevich. Prediction of soil-bulldozer blade interaction using discrete element method // American society of agricultural and biological engineers. / World Sciencific.-Michigan.www.asabe.org,2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Sang-Ho Kim, Yong-Seok Lee. Development of bulldozer sensor system for estimating the position of blade cutting edge // Automation in construction. -Seul, volume 106, October 2019.

12. Choosing The Right Dozer Blade February 11, 2015 / © 2021 Highlands Publications, Inc. All Rights Reserved // https://mcsmag.com/choosing-right-dozer-blade/

13. Бакулин А.В., Харкун Б.И., Уткин В.И. Особенности процесса копания грунта скреперным ковшом с криволинейным днищем // Строительные и дорожные машины. 1991. № 11. С. 6-9.

14. Лесковец И.В. История и перспективы развития землеройного оборудования отвального типа // Вестник Белорусско-Российского университета. 2011. № 3 (32). С.64-70.

15. Красноносов А.Ю. Математическое моделирование взаимосвязи параметров рабочего оборудования и энергоемкости копания грунта // Журнал Сибирского федерального университета. 2014. № 6. С.685-688.

16. Хмара Л.А. Научное сопровождение строительных и дорожных машин: исследование, расчет, создание, выбор, использование // Вестник Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. 2010. № 7. С.17- 33.

17. Демиденко А.И., Гатыч К.Ю. Расчет усилий копания рабочим оборудованием бульдозера // Вестник СибАДИ. 2017. № 2 (54). С.17-22.

18. Розенфельд Н.В., Доля Ю.А. Нагрузки, действующие на бульдозер при транспортировке грунта // Вестник ХНАДУ 2014. № 65-66. С. 231234.

19. Завьялов А.М., Черняк С.С. Проектирование оптимальных режимов заглубления режущего инструмента бульдозера в грунт // Вестник СибАДИ. 2009. № 1 (11). С. 53-60.

20. Берестов Е.И., Лесковец И.В. Методика расчета геометрических параметров призмы волочения на отвале бульдозера // Вестник Белорусско-Российского университета. № 2(23). 2009.

С.6-13.

21. Лесковец И.В., Берестов Е.И., Смоляр А.П. Влияние параметров профиля отвала бульдозера на величины сил сопротивлению копанию // Вестник Белорусско-Российского университета. 2015. № 2 (47). С.12-22.

22. Щербаков В.С., Галдин В.Н. Основные показатели гидравлических импульсных систем строительных машин // Вестник СибАДИ. 2013. № 1 (29). С. 47-51.

REFERENCES

1. Khmara L.A., Basi V.V., Kovelchuk M.I., Maksyuk Yu.A. Issledovanie nakopitel'noj sposobnosti otvala bul'dozera s bokovymi ogranichivajushhimi jelementa-mi [Study of the accumulative ability of a bulldozer dust with side limiting elements] // Bulletin of the Kharkiv National Road Road University, 2005. 2: 80-84.

2. Khmar L.A. Analiz glavnyh napravlenij sover-shenstvovanija rabochego oborudovanija bul'doze-rov [Analysis of the main directions of improving work equipment of bulldozers] // Construction and road vehicles, 2005. 2: 8-14.

3. Balovnev V.I., Bakatin Yu.P, Kustarev G.V., and others. Mashiny dlja stroitel'stva i rabot v zhilishh-no-kommunal'nom hozjajstve goroda i poselka [Machines for construction and work in housing and communal services of the city and village] // Construction and road vehicles, 1992. 1.

4. Turgumbayev S. J., Kabashev R.A. Rezul'taty jeksperimental'nyh issledovanij processa kopanija gruntov modernizirovannym rabochim organom pod gidrostaticheskim davleniem [The results of experimental studies of the process of digging the soils by an upgraded working body under hydrostatic pressure] // The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2017. 2 (54): 36-42.

5. Shcherbakov B.C., Kolyakin V.I., Belyaev V.V. Vlijanie geometricheskih parametrov ZTM na process zaglublenija rabochego organa [The influence of the geometric parameters of the ZTM on the dryness process of the working body] // Hydraulic engineering and system of management of building and road vehicles / cross-country. Sat Scientific Tr. Omsk.: MPE, 1989, p. 58-61.

6. Kabashev R.A., Suurashov N.T., Gudovich M.I. Analiz i ocenka perspektivnyh konstrukcij rabochih or-ganov zemlerojno-transportnyh mashin [Analysis and assessment of the promising structures of the working bodies of earthmoving machinery] // Mechanization

and automation of earthworks Collection of reports. KISI, 1991.-p.24-27.

7. Zhavoronkov A.V. Razvitie zemlerojno-transport-noj i dorozhnoj tehniki [Development of earthmoving and road equipment] // Construction and road vehicles. 2001. 8: 13-15.

8. Gutin I.M. Predlozhenija po opredeleniju dal'nosti transportirovki gornoj massy bul'dozerami [Proposals for determining the range of transportation of mountain mass by bulldozers] // Kolyma 1969: 7: 14-17.

9. Jarostaw Selech, Dariusz Ulbrich. A Working Design of a Bulldozer Blade As Additional Equipment Of A Compaction Drum Roller // Poznan University Of Technology / Institute of Machines and Motor Vehicles, 60-965 Marii Sklodowskiej.-Curie SQ. 5. Poland. 2019.

10. YFranco, D.Rubinstein, I.Shmuelvich. PREDICTION OF SOIL-BULLDOZER BLADE INTERACTION USING DISCREETE ELEMENT METHOD // American Society of Agricultural and BioLogical Engineers. / World Sciencific.-michigan.www.asabe.org, 2012.

11. Sang-Ho Kim, Yong-Seok Lee. Development of Bulldozer Sensor System for Estimating The Position of Blade Cutting Edge // Automation In Construction. 2019.106.

12. Choosising The Right Dozer Blade February 11, 2015 /2021 Highlands Publications, Inc. All Rights Reserved // https://mcsmag.com/choosing-right-dozer-blade/

13. Bakulin A.V., Kharkun B.I., Utkin V.I. Osoben-nosti processa kopanija grunta skrepernym kovshom s krivolinejnym dnishhem [Features of the process of digging the soil with a crop bucket with a curvilinear bottom] // Construction and road vehicles, 1991. 11 : 6-9.

14. Leskovets I.V Istorija i perspektivy razvitija zemlerojnogo oborudovanija otval'nogo tipa [History and prospects for the development of dish-type earth-moving equipment] // Bulletin of the Belarusian University, 2011, 3 (32): 64-70.

15. Krasnonosov A.Yu. Matematicheskoe modeliro-vanie vzaimosvjazi parametrov rabochego oborudovanija i jenergoemkosti kopanija grunta [Mathematical modeling of the relationship of the parameters of work equipment and energy intensity of the soil digging] // Magazine Siberian Federal University Engineering & Technologies, 2014. 6: 685-688.

16. Khmara L.A. Nauchnoe soprovozhdenie stroi-tel'nyh i dorozhnyh mashin: issledovanie, raschet, sozdanie, vybor, ispol'zovanie [Scientific support of construction and road machines: research, calculation, creation, choice, use] // Sat. Scientific Tr. Prid-neprovskaya State Academy of Construction and Architecture, 2010.7:17-33.

17. Demidenko A.I., Gatich K.Yu. Raschet usilij kopanija rabochim oborudovaniem bul'dozera [Calculation of the efforts of digging by work equipment of the bulldozer] // The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2017. 2 (54):17-22.

18. Rosenfeld N.V., Share Yu.A. Nagruzki, dejst-vujushhie na bul'dozer pri transportirovke grunta [The loads acting on the bulldozer during the transportation of the soi]l // Herald Hernad, 2014. 65-66: 231-234.

19. Zavyalov A.M., Chernyak S.S. Proektirovanie optimal'nyh rezhimov zaglublenija rezhushhego instrumenta bul'dozera v grunt [Designing optimal modes of the cutting of the cutting tool of the bulldozer into the ground] // The Russian Automobile and Highway Industry Journal.2009. 1 (11): 53-60.

20. Berestov E.I., Leskovets I.V Metodika rascheta geometricheskih parametrov prizmy volochenija na ot-vale bul'dozera [Methods for calculating the geometric parameters of the prism of drawing on the dump of the bulldozer] // Bulletin of the Belarusian-Russian University 2009. №2 (23): 6-13.

21. Leskovets I.V., Beresov E.I., Smolyar A.P Vli-janie parametrov profilja otvala bul'dozera na velichiny sil soprotivleniju kopaniju [The impact of the parameters of the dust of the bulldozer dust over the amount of power to the resistance of digging] // Bulletin of the Belarusian University, 2015 2 (47):12-22.

22. Shcherbakov V.S., Goldin V.N. Osnovnye po-kazateli gidravlicheskih impul'snyh sistem stroitel'nyh mashin [Main indicators of hydraulic pulse systems of building machines] // The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2013. 1 (29): 47-51.

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Сурашов Н.Т Формулировка направления, темы исследования, научной гипотезы. Формулирование проблемы исследования. Разработка теоретических исследований, выбор методологии и методов исследований (40%).

Асматулаев Р.Б. Обзор результатов предшествующих исследований. Постановка задач исследования. Обозначение аналитических исследований (30%).

Толымбек Д.Н. Проверка теоретических предположений, анализ результатов исследования, редактирования, формирование выводов. Рецензирование результатов, корреспонденция данных с иностранными авторами (30%).

COAUTHORS’ CONTRIBUTION

Nurgali T. Surashov. Formulation of direction, research topic, scientific hypothesis. Formulation of research problem. Development of theoretical studies, selection of methodology and methods of research (40%).

Ruslan B. Asmatulaev. A review of previous research findings. Statement of research objectives. Designation of the analyses (30%).

Damir N. Tolymbek. Verification of theoretical assumptions, analysis of research results, editing, formation of conclusions. Review of results, correspondence of data with foreign authors (30%).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сурашов Нургали Толымбекович - д-р техн. наук, проф. кафедры «Организация перевозок и движений», акад.

Асматулаев Руслан Борисович - канд. техн. наук, акад. MTA, директор ТОО «НИиПК Каздорин-новация».

Толымбек Дамир Нургаливич - канд. техн. наук, доц., директор «Аруна-АИ».

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Nurgali T Surashov, Dr. of Sci., Professor, Transport and Traffic Management Department.

Ruslan B. Asmatulaev, Cand. of Sci., Head of NIIPK Kazdorinnovatsia limited liability company.

Damir N. Tolymbek, Cand. of Sci., Associate Professor, the Head of Aruna-AI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.