Научная статья на тему 'Определение рационального передаточного отношения межосевого дифференциала при модернизации трансмиссии автомобиля многоцелевого назначения'

Определение рационального передаточного отношения межосевого дифференциала при модернизации трансмиссии автомобиля многоцелевого назначения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
176
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОПРИВОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ / ALL-WHEEL DRIVE VEHICLE / МЕЖОСЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / INTER-WHEEL DIFFERENTIAL / ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ / GEAR RATIO

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Мурог И.А.

В статье предложена методика выбора рационального передаточного отношения межосевого дифференциала полноприводных автомобилей и оценки эффективности ее использования для улучшения эксплуатационных характеристик автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Мурог И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of rational gear ratio of inter-wheel differential while upgrading the transmission of multi-purpose vehicle

The paper proposes a method of determination of rational gear ratio of inter-wheel differential of all-wheel drive vehicles and evaluation of the effectiveness of its use to improve the performance of vehicles.

Текст научной работы на тему «Определение рационального передаточного отношения межосевого дифференциала при модернизации трансмиссии автомобиля многоцелевого назначения»

хронизаторов в коробке передач. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 122 c.

5. Шарипов B.M. Конструирование и расчет тракторов. - М.: Машиностроение, 2004. 592 с.

6. Шарипов В.М. Конструирование и расчет тракторов. - М.: Машиностроение, 2009. 752 с.

7. Шарипов В.М. Проектирование механических, гидромеханических и гидрообъемных передач тракторов. - М.: МГТУ «МАМИ», 2002. 300 с.

8. Шарипов В.М., Коломиец С.Н. Работа буксования фрикционной муфты сцепления. // Вестник машиностроения. 1987, № 7, с. 31-33.

9. Переключение передач в КП трактора без разрыва потока мощности. / В.М. Шарипов, К.И. Городецкий, М.И. Дмитриев и др. // Тракторы и сельхозмашины, 2012, № 5, с. 19-23.

10. Математическая модель процесса переключения передач в коробке передач трактора с помощью фрикционных муфт. / В.М. Шарипов, К.И. Городецкий, М.И. Дмитриев и др. // Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», № 1 (13), 2012, с. 112-121.

11.Тейлор Д. Введение в теорию ошибок. - М.: Мир. - 1985. 272 с.

Определение рационального передаточного отношения межосевого дифференциала при модернизации трансмиссии автомобиля многоцелевого

назначения

к.т.н. проф. Мурог И.А. ФГБОУВПО ЮУрГУ (НИУ) 8 (351) 267-91-10, ип11@$ти.ас.ги

Аннотация. В статье предложена методика выбора рационального передаточного отношения межосевого дифференциала полноприводных автомобилей и оценки эффективности ее использования для улучшения эксплуатационных характеристик автомобилей.

Ключевые слова: полноприводный автомобиль, межосевой дифференциал, передаточное отношение

Передаточное отношение межосевого дифференциала существенно влияет на распределение мощности и крутящего момента по ведущим мостам полноприводного автомобиля, а следовательно, на проходимость, среднюю скорость движения и топливную экономичность. Поэтому представляет научный и практический интерес совершенствования методики выбора передаточного отношения.

Преобладает практика равномерного распределения крутящего момента по ведущим мостам. Это верно для одинаковой вертикальной нагрузки на ведущие мосты, одинаковых характеристик сцепления колес с опорной поверхностью и сопротивления качению колес [1].

В большинстве реальных случаев эксплуатации эти условия не выполняются, принятое таким образом передаточное отношение межосевого дифференциала не оптимально и снижает эффективность использования мощности двигателя.

Вследствие неравномерного распределения сил тяги по ведущим колесам, возникающего при движении автомобиля с межосевым дифференциалом, возникают дополнительные затраты мощности, которые определяются следующими зависимостями (1): • для автомобиля с колесной формулой 4*4:

2

(Аа-ва - иМ-А)/ 2 \ - и-^ШГ 2-Ра•--:-Ч1 - и2-1^ + ---7

N

доп4Х4 '

У -

1

(и + 1)

3

2

• для автомобиля с колесной формулой 6*6:

2 Pa-(faGa - -f 2 _ u2.1)

N

ДОП6Х6 "

У

2

(u + 1)

3

(u + 1)

(fa-Ga - u-Rz!-f1)'

2

(u + 1)2

(1)

• для автомобиля с колесной формулой 8*8:

(Га-Оа - иМ-А) ^

N

доп8Х8 = У

4

2 Ра •

,3

2 - и2-2)

Л

2

(и + 1) (и + 1)

где: у - коэффициент тангенциальной эластичности колеса; ю - угловая скорость вращения колеса; Га - обобщенный коэффициент сопротивления качению колеса; Оа - сила тяжести, действующая на автомобиль; и - передаточное отношение межосевого дифференциала; Я/1 - вертикальная нагрузка на колесо; А - коэффициент сопротивления качению колеса 1-ого моста; Ра - сила тяги ведущих колес. При движении по твердым опорным поверхностям эти потери мощности могут достигать 3.. .8 % от общей мощности, необходимой для движения автомобиля. Имеется зона минимума потерь мощности, которая обеспечивается оптимизацией передаточного отношения межосевого дифференциала в соответствие с условиями движения.

Следовательно, необходимо создать механический дифференциальный механизм с автоматическим изменением передаточного отношения. Поскольку в настоящее время это сделать не удалось, то снизить потери мощности и повысить тягово-скоростные свойства автомобиля можно, применив в межосевом приводе дифференциальный механизм с рациональным передаточным отношением, приближающимся к оптимальному при наиболее вероятных режимах движения [2].

Методика определения рационального передаточного отношения включает в себя:

• сбор статистической информации об условиях движения и нагружения автомобиля;

• определение передаточного отношения межосевого дифференциала в конкретных дорожных условиях с конкретной нагрузкой.

Для этого используются зависимости для определения передаточного отношения межосевого дифференциала, обеспечивающего минимум потерь мощности в заданных условиях движения (2):

о для автомобиля с колесной формулой 4*4:

(Ра М-А + 3 -Ра Га-Оа + 2-Я/Ш^а-Оа + 2-Га2-Оа2)

и,

мод4Х4

(

22

о

РаГа-Оа + 3 -Ра М-П + 2 -А + 2-Я/ШГа-Оа,

для автомобиля с колесной формулой 6*6: 1 г

а)

и

мод 6X6

2

Ра Га-Оа + 3 -Ра ...

2 2

+ 3-Я/12-А2 + 3 -^ЬА-Га-Оа

22

-4-Ра -Ях1-П + 3 -Га2-Оа2 + 2-РаГа-Оа

22

3 -Яг!2 -А2 + В

/

В =

2

22

22

1

\2

о

ИМОд8Х8 _

40-Ра -А + 96-РаМ-АГа -Оа

2 3 3

+ 64-Ра2-Я/ШГа-Оа + 48М3-А3-Ра .

4 4 3 3

+ 9-Га4-Оа4 + 24-Га3-Оа3-Ра ...

2 2 2 2 2 2 2 + 54М2-А2-Га2-Оа2 + 28-Ра2-Га2-Оа2 .

2 2 4 4

+ 120-РаМ2-А2-Га-Оа + 9М4-А4 ...

3 3 3 3

36М3-А3Га-Оа + 36-Га3-Оа3 М-П

для автомобиля с колесной формулой 8*8:

( Ра+ 3 -РаГа-Оа + 2-Я/ШГа-Оа + 2-Га2-Оа2)

(РаГа-Оа + 3 -Ра М-П + 2Я/12-А2 + 2^Ш-Га-Оа,

2)

определение рационального передаточного отношения для всех вероятных дорожных условий и величин нагрузки, обеспечивающего максимальный уровень производительности и проходимости автомобиля;

определение рационального передаточного отношения межосевого дифференциала, соответствующего математическому ожиданию для всей совокупности вероятных условий эксплуатации. Для этого предложена зависимость (3):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С \

1

и

мод

Хл-

7=1

* 1

т„

1=1

имод Ч

(3)

V 1=1

где рг - вероятность движения автомобиля в 1-х дорожных условиях; р- - вероятность ]-той нагрузки; Шимод- - математического ожидание рационального передаточного отношения межосевого дифференциала в 1-х дорожных условиях с ]-ой нагрузкой; п -число разновидностей дорожных условий; б - число разновидностей нагрузок на автомобиль.

На основании разработанной методики найдены следующие передаточные отношения межосевых дифференциалов автомобилей УАЗ-3151 (4x4) - 1,2, ГАЗ-3308 (4x4) -1,3, ЗИЛ-131 (6x6) - 2,4, КАМАЗ: типа 4x4 - 1,3; типа 6x6 - 2,8; типа 8x8 - 1,2.

Для оценки эффективности применения предлагаемых решений проводилось имитационное моделирование движения автомобиля по типовому маршруту с серийной трансмиссией, автомобиля с рекомендованным передаточным отношением межосевого дифференциала (рисунки 1...4). Моделирование показывает, что оснащение автомобиля межосевым дифференциалом с рекомендованным передаточным отношением позволяет повысить на 5.9 % среднюю скорость движения по твердым опорным поверхностям (участок типового маршрута 1-3) и снизить на 6... 8 % расход топлива по сравнению с серийным автомобилем.

Ш1 I

70,0

60,0

¡50,0

8 X 1

§40,0

й.

о

I 30,0

I

20,0 ■-

10,0 --

0.0

дорога су««. грунт, дорога раз&тя грунт пскр. удовл. состояния дороге

дорога и распутицу

смешан цеша

Средняя по мариеуту

□УАЭ-3151 аУАЗ-3151 мод ■ УАЗ-2966 в УАЗ-296Й мод иГАЗ-66 и ГАЗ-66 мод ■ ГАЗ-ЗЗОЙ □ ГАЗ-ЗЗОЙ мод

Рисунок 1. Оценка скоростных свойств автомобилей: УАЗ-Э151, ГАЗ-66, ГАЗ-3308 с различными передаточными отношениями межосевого дифференциала

Рисунок 2. Оценка скоростных свойств автомобилей: ЗИЛ-1Э1, ЗИЛ-433420, Урал-43206, КАМАЗ-4Э50 с различными передаточными отношениями межосевого

дифференциала

Рисунок 3. Оценка скоростных свойств автомобилей: Урал-375Д, КАМАЗ-4Э101, Урал-4320-10, Урал-4320-31, КАМАЗ-43114, КАМАЗ-43118 с различными передаточными отношениями межосевого дифференциала

50,0

ftopons с усов грунт, дорог? рмбитачфунт, песок доругав ch#*hsh целина Средняя па

пок|> удлл. с«т5янни дерете р«е путцу маршруту

□ KpAS-ÏSQ DUpAS-SU »о д 1КЛМДЗ-е360 ИКАМАЗ-вЗбОмад 1Урал-&Э23-01 ВУрал-5323-01 нсд

Рисунок 4. Оценка скоростных свойств автомобилей: КрАЗ-260, KAMA3-6350,

Урал-5323-01 с различными передаточными отношениями межосевого дифференциала

Выводы

1. На основе имитационного моделирования исследованы и обоснованы технические решения по совершенствованию распределения мощности между ведущими колесами автомобиля посредством механической трансмиссии, реализующие рациональное распределение мощности между ведущими мостами.

2. Имитационное моделирование показало, что оснащение автомобилей межосевым дифференциалом с рекомендованными передаточными отношениями позволяет повысить на 5...9 % среднюю скорость движения по твердым опорным поверхностям и снизить на 6.. .8 % расход топлива по сравнению с серийным автомобилем.

Литература

1. Плиев И. А. Особенности теории и конструирования полноприводных автотранспортных средств с «интеллектуальными» трансмиссиями [Текст] / И. А. Плиев, A.M. Сайкин, A.A. Ахмедов, A.B. Архипов - М.: Изд-во ФГУП «НАМИ», 2012 - 158 с.

2. Мурог И.А. Принципы и методы распределения мощности между ведущими колесами полноприводных армейских автомобилей [Текст] / A.B. Келлер, И.А. Мурог - Челябинск, 2009 - 218 с.

Сегментация рынка сельскохозяйственных тракторов для его анализа и

прогнозирования

к.т.н. Мининзон В.И., к.т.н. проф. Парфёнов А.П.

Университет машиностроения (499)157-14-49, 8(495) 223-05-23, a.parfen@ mail.ru

Аннотация. Предложен способ тягово-мощностной сегментации рынка сельскохозяйственных тракторов, позволяющий более эффективно анализировать и прогнозировать рынок по сравнению с обычно используемыми способами сегментации по мощности двигателя трактора.

Ключевые слова: рынок тракторов в натуральном исчислении; сегментация рынка тракторов по мощности двигателя, сегментация рынка тракторов по тяговому усилию, тягово-мощностная сегментация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.