Научная статья на тему 'Определение расчетного диапазона значений ледового сопротивления ледоколов, эксплуатируемых в Волго-Каспийском морском судоходном канале и на Северном Каспии'

Определение расчетного диапазона значений ледового сопротивления ледоколов, эксплуатируемых в Волго-Каспийском морском судоходном канале и на Северном Каспии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
571
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕДОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / БАЛЛЬНОСТЬ СПЛОЧЕННОСТИ ЛЬДА / ICE RESISTANCE / PROPULSION COMPLEX / ICEBREAKER / DESIGNING / ICE CONCENTRATI / ЛЕДОКОЛ / ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Темникова Алёна Александровна

Способ расчета ледового сопротивления чрезвычайно важен при проектировании пропульсивных комплексов ледоколов и судов ледового плавания, поскольку именно от него зависит точность расчетных значений мощности судна и оптимальность выбора главного двигателя. Разработана методика определения расчетного ледового сопротивления, применимая как при проектировании судна в целом, так и пропульсивного комплекса ледокола в отдельности. Представлена структура методики, рассмотрен пример ее использования при проектировании пропульсивного комплекса для ледоколов, эксплуатируемых в Волго-Каспийском морском судоходном канале и на Северном Каспии. Значения ледового сопротивления определяются для диапазона статистических значений, представленного рабочей областью для проектирования пропульcивного комплекса ледокола. Такой подход позволяет рассматривать более широкий диапазон возможных проектных решений, из которых впоследствии могут быть выбраны оптимальные значения. С учетом особенностей района эксплуатации рассчитаны значения сопротивления ледоколов в сплошном льду, в мелкобитом льду и на мелководье для исходного диапазона значений главных размерений и обводов корпуса судна. При определении сопротивления в мелкобитом льду учтена различная балльность сплоченности льда. С целью определения мощности судна выбраны расчетные величины ледового сопротивления при сравнении всех видов сопротивления судна во льду. Обоснован выбор расчетного случая с практической и эксплуатационной точек зрения, расчетные значения сопоставлены со значениями ледового сопротивления ледоколов, эксплуатируемых в заданном районе плавания. Расчетным значениям сопротивления судна соответствует ледовое сопротивление в мелкобитых льдах, достигаемое при сплоченности льда 8 баллов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Темникова Алёна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE CALCULATED RANGE OF THE VALUES OF ICE RESISTANCE OF THE ICEBREAKERS OPERATED IN THE VOLGA-CASPIAN SEAWAY CANAL AND IN THE NORTHERN CASPIAN

The method to calculate the ice resistance is extremely important while designing the propulsion systems of icebreakers and ice ships, as it affects the accuracy of the calculated values of the power of the vessel and the optimal choice of the main engine. The method to determine the calculated ice resistance, used when designing the vessel itself and the propulsion system for an icebreaker, in particular, is developed. The structure of the method is presented; an example of its use while designing the propulsive complex for icebreakers operating in the Volga-Caspian seaway canal and in the Northern Caspian is considered. Ice resistance values are determined for a range of statistical values presented as an operational zone for designing the propulsion system of the icebreaker. That allows you to work with a wider range of possible design solutions, in which you can select the optimal values. Taking into account the specific features of the operational area, there were calculated the values of icebreaker resistance in unbroken ice, slightly broken ice and shallow waters for the initial range of the values of the main dimensions and hull lines of the vessel. While determining the resistance in slightly broken ice, the different intensity of ice concentration is taken into account. In order to determine the power of the vessel, there were chosen the calculated values of ice resistance as a result of the comparison of all kinds of the vessel resistance in ice. The choice is explained from the practical and operational points of view, the calculated values are compared with the values of ice resistance of icebreakers operating in the predetermined area of navigation. The calculated values correspond to the ice resistance in slightly broken ice due to 8 points of ice concentration.

Текст научной работы на тему «Определение расчетного диапазона значений ледового сопротивления ледоколов, эксплуатируемых в Волго-Каспийском морском судоходном канале и на Северном Каспии»

УДК [629.561.5.03-8.001.63:624.042.43]:656.61.052.5(262.81)

А. А. Темникова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОГО ДИАПАЗОНА ЗНАЧЕНИЙ ЛЕДОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛЕДОКОЛОВ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ВОЛГО-КАСПИЙСКОМ МОРСКОМ СУДОХОДНОМ КАНАЛЕ И НА СЕВЕРНОМ КАСПИИ

Способ расчета ледового сопротивления чрезвычайно важен при проектировании пропуль-сивных комплексов ледоколов и судов ледового плавания, поскольку именно от него зависит точность расчетных значений мощности судна и оптимальность выбора главного двигателя. Разработана методика определения расчетного ледового сопротивления, применимая как при проектировании судна в целом, так и пропульсивного комплекса ледокола в отдельности. Представлена структура методики, рассмотрен пример ее использования при проектировании пропульсивного комплекса для ледоколов, эксплуатируемых в Волго-Каспийском морском судоходном канале и на Северном Каспии. Значения ледового сопротивления определяются для диапазона статистических значений, представленного рабочей областью для проектирования пропульсивного комплекса ледокола. Такой подход позволяет рассматривать более широкий диапазон возможных проектных решений, из которых впоследствии могут быть выбраны оптимальные значения. С учетом особенностей района эксплуатации рассчитаны значения сопротивления ледоколов в сплошном льду, в мелкобитом льду и на мелководье для исходного диапазона значений главных размерений и обводов корпуса судна. При определении сопротивления в мелкобитом льду учтена различная балльность сплоченности льда. С целью определения мощности судна выбраны расчетные величины ледового сопротивления при сравнении всех видов сопротивления судна во льду. Обоснован выбор расчетного случая с практической и эксплуатационной точек зрения, расчетные значения сопоставлены со значениями ледового сопротивления ледоколов, эксплуатируемых в заданном районе плавания. Расчетным значениям сопротивления судна соответствует ледовое сопротивление в мелкобитых льдах, достигаемое при сплоченности льда 8 баллов.

Ключевые слова: ледовое сопротивление, пропульсивный комплекс, ледокол, проектирование; балльность сплоченности льда.

Введение

Главные двигатели на ледоколах при работе в тяжелых ледовых условиях приходится загружать значительно выше их нормальной мощности. Так, мощность, развиваемая ледоколом при работе во льдах, может превышать его мощность на чистой воде в 1,3-1,8 раза [1]. При движении судна во льду его скорость может быть невысока, из-за чего главные двигатели работают с пониженным числом оборотов по сравнению с ходом судна на чистой воде. По этой причине в большинстве случаев основным расчетным режимом главного двигателя является режим работы в тяжелых условиях, когда скорость движения судна составляет 15-20 % от скорости хода на чистой воде. Таким образом, при проектировании пропульсивных комплексов ледоколов и судов ледового плавания исключительно большое значение имеет методика определения расчетного ледового сопротивления, от выбора которой зависит точность расчетных значений мощности судна и оптимальность выбора главного двигателя.

Определение диапазона исходных данных

На начальных стадиях проектирования, когда главные размерения судна не выбраны окончательно, их можно задать путем определения области значений. Преимуществом такого подхода является возможность задания значений не для одного судна с конкретными размере-ниями, а для рабочей области статистических значений, используемой с целью проектирования ледокола, эксплуатируемого на Северном Каспии и в Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК). Таким образом, рассматривается более широкий диапазон возможных проектных решений, из которого в итоге выбираются оптимальные значения. Рабочая область представлена в виде тела на рис. 1 [2, с. 35], где отображается зависимость главных размерений ^пп - длина судна между перпендикулярами; В - ширина судна; Т- осадка судна).

Рис. 1. Рабочее тело [Lnn, В, Т]

Значительную роль в разрушении ледяного покрова корпусом ледокола играют обводы носовой оконечности судна. На основании результатов исследований [3] выбор усовершенствованной традиционной формы носовой оконечности представляется наиболее целесообразным для использования в рассматриваемом районе плавания (река-море). Приведем характеристики обводов проектируемого корпуса ледокола с усовершенствованной традиционной формой носовой оконечности [3]: угол наклона форштевня ф = 20°; угол заострения конструктивной ватерлинии (КВЛ) а0 = 45°; угол наклона шпангоута на уровне носового перпендикуляра Р0 = 65°; угол наклона 2 шпангоута Р2 = 50°; угол наклона мидель-шпангоута Р10 = 15°.

Отношение длины судна между перпендикулярами к его ширине можно определить, опираясь на статистические данные. Проанализирована зависимость изменения ¿пп/Б от длины, типа энергетической установки (ЭУ) и типа судна. Диапазон Ьпп/Б для дизельных ледоколов равен 4,12-5,09 при изменении длины судна между перпендикулярами от 20 до 200 м. Зависимость Ьпп/Б от длины судна в условиях рассматриваемого района плавания приведена на рис. 2.

Ьпт м

Рис. 2. Зависимость отношения длины между перпендикулярами к ширине судна от длины судна между перпендикулярами Ьпп/Б(ЬШ[)

Коэффициенты полноты обводов судна задаются как усредненные значения статистических данных, т. к.:

— с увеличением размерений судна коэффициенты изменяются несущественно;

— усредненные значения для различных типов судов отличаются друг от друга незначительно.

Таким образом, примем коэффициент общей полноты 5 = 0,544; коэффициент полноты

ватерлинии а = 0,726; коэффициент полноты мидель-шпангоута в = 0,850.

Расчет сопротивления в сплошном льду

Главной особенностью взаимодействия корпуса со льдом при движении ледокола в сплошном льду является разрушение ледяного покрова носовой оконечностью. Рассмотрим силы, затрачиваемые на разрушение (ломку) ледяного покрова, а также на раздвигание и прита-пливание льдин, их уплотнение, трение о корпус и т. п.

Сумма составляющих ледового сопротивления, равная полному сопротивлению ледокола, может быть выражена формулой, предложенной В. И. Каштеляном для расчета сопротивления ледокола «Ермак» при движении в сплошном льду [4, с. 99]:

Кл = К1 + К2 + К3 + КВ =

= 0,004 • В • ор • Н • ц0 + 3,6 • • В • Н2 • ц0 + 0,25 • В1'65 • Н •V • — + , (1)

П2

где - полное сопротивление ледокола в сплошных льдах, тс; - сопротивление, обусловленное разрушением ледяного покрова, тс; Я2 - сопротивление, обусловленное силами весового характера (притапливание, поворачивание льдин, изменение посадки судна, а также сопротивление сухого трения), тс; Я3 - сопротивление, обусловленное раздвиганием разрушенного льда, тс; ЯВ - сопротивление воды движению ледокола, тс; Н - толщина льда, м; о - предел прочности льда на изгиб, тс/м2; wл - удельный вес льда, тс/м3; В - ширина ледокола, м; V - скорость движения ледокола, м/с; ц0, п2 - коэффициенты, характеризующие форму носовой оконечности корпуса ледокола.

Данная формула может быть использована для приближенной оценки проходимости других ледоколов, размерения и форма которых отличаются от размерений и формы ледокола «Ермак». Коэффициенты, характеризующие форму носовой оконечности корпуса ледокола, учитывают влияние формы обводов и соотношений главных размерений на сопротивление ледокола при движении в сплошном льду.

Максимальной толщины лед достигает в Северном Каспии, поэтому рассмотрим соответствующие характеристики морского льда с плотностью 1,013 т/м3. Среднее расчетное значение предела прочности льда на изгиб составляет о = 125 тс/м2 = 1250 кН/м2 для пресноводного

льда и о = 80 тс/м2 = 800 кН/м2 для морского льда (плотность 1,025 т/м3). Таким образом, путем линейной интерполяции можно найти требуемое расчетное значение, которое составляет о = 101,6 тс/м2 = 1016 кН/м2. Удельный вес морского льда изменяется в сравнительно узких

пределах (от 0,84 до 0,93 тс/м3), в качестве расчетного принимается 0,84 тс/м3. Как правило, расчетный диапазон скорости ледокола во льду принимается в пределах от 1 до 4-5 узлов, средняя расчетная скорость составляет 2 узла, что соответствует скорости ледоколов, эксплуатируемых в заданном районе плавания («Капитан Чечкин», «Капитан Букаев» и «Капитан Мецайк»).

Коэффициенты ц0 и п2 определяются по диаграммам из [5] в зависимости от отношения длины к ширине судна Ьпп/В и коэффициента полноты носовой ветви КВЛ ан , которая определяется из следующей формулы [5, с. 127]:

п = (10 —15 • ан )/2 , где п рассчитывается по формуле [3, с. 127]:

= -(Lnn/В • tg (aE) + 2)/2,

где аЕ = 180°- а0 = 135° - угол входа КВЛ.

С учетом вышеизложенного коэффициент полноты носовой ветви КВЛ равен:

(10 -15 • ан)/2 = -(Цп/В • ГЕ (а£) + 2)/2 ;

ан = (12 + Ьпп/В • Е (а£)) /15. Графики расчетных коэффициентов в зависимости от длины судна приведены на рис. 3.

4,90

Цо

1,520 1,510 1,500 1,490 1,480 1,470 1,460 1,450

60

П2

70

80

90

100 110 L„m м

120

130

4,SO 4,70

4,60 П2

4,50 4,40 4,30

140

Рис. 3. Зависимость расчетных коэффициентов от длины судна между перпендикулярами д0 (Ьпп) и п2 (¿пп)

В соответствии с теорией гидродинамического подобия и моделирования, сопротивление воды движению судна вычисляется по формуле [6, с. 8]:

R = С • Р^ • Д ,

2

(2)

где С - безразмерный коэффициент буксировочного сопротивления; р = 1,013 - плотность воды, т/м3; V - скорость движения судна, м/с; Д - площадь смоченной поверхности судна, м2.

Коэффициент буксировочного сопротивления С является функцией формы корпуса судна, чисел Рейнольдса и Фруда [6, с. 8]:

С = С + С + С + С + С

С СF о + СЕ + С AP + С A + С AA >

(3)

где СР0 - коэффициент сопротивления трения эквивалентной гладкой пластины; Ск - коэффициент остаточного сопротивления; САР - коэффициент сопротивления шероховатости; СА -коэффициент выступающих частей; САА - коэффициент воздушного сопротивления.

Величина смоченной поверхности рассчитывается по формуле, предложенной С. П. Му-рагиным [6, с. 8]:

Д = L(1,36 • T +1,13 • В • 5).

Относительная скорость рассчитывается по формуле Fr = V/\jg • L и определена для скорости движения 2 узла.

Коэффициент сопротивления трения эквивалентной гладкой пластины равен

CF0 = 0,455//gRe2'85,

где Re = v • L/v - число Рейнольдса; v =1,57 • 10-6 м2/с - кинематический коэффициент вязкости.

Коэффициент сопротивления шероховатости, согласно [6], изменяется в диапазоне (0,3-0,4) • 10-3 при длине судна 50-150 м; коэффициент выступающих частей равен 0,45 • 10-3. Коэффициент воздушного сопротивления составляет 2 % от общего коэффициента сопротивления судна.

Коэффициент остаточного сопротивления определяется путем пересчета с прототипа для судов внутреннего и смешанного плавания. Согласно [6], этот метод основан на результатах

систематизации и обработки данных модельных и натурных судов [6, с. 27]:

= „ V 2/3

CR = CR ' q • a1 • b1 • C1 • d1,

где V - водоизмещение, м3; a1, b1, c1, d1 - коэффициенты, учитывающие различие в соотношениях L/B, T/B, L4/L, 5 проектируемого судна и судна-прототипа; L4 - длина цилиндрической вставки. Коэффициенты a1, b1, c1 и d1 рассчитываются по формулам:

a1 — ; b1 — "" ; C1 — ; d1 — ~ , an Ьп Cn dn

где ap, bp, cp, dp - коэффициенты для расчетного судна; am Ьп, сп, dH - коэффициенты для судна-прототипа, определяемые по следующим формулам:

a = -6,17•Ю-4+ 0,0276(Lj ~0,422• B + 2,831;

b = 2 •T + 0,634; B

с = 1;

d = 7,133• 52 - 2,328• 5-0,164.

Для расчета сопротивления на чистой воде как составляющей сопротивления во льду используются данные одного из судов-прототипов, приведенные в [6]. Проектируемое судно имеет следующие характеристики:

L/B = 4,39-4,74; T/B = 0,146-0,263; 5 = 0,544.

В качестве прототипа принимается буксирное судно со следующими характеристиками:

L/B = 4,99; T/B = 0,243; 5 = 0,545.

Таким образом, aH = 1,34; Ьп = 1,12; dH = 0,69.

Значения ледового сопротивления в сплошном льду для выбранных диапазонов главных размерений представлены в виде поверхности на рис. 4, указаны также проекции поверхности на плоскости системы координат.

Ял, кН

Рис. 4. Сопротивление в сплошном льду Ял (Ьпп, В)

Расчет сопротивления в мелкобитых льдах

Для плавания ледокола в мелкобитых льдах характерно раздвигание льдин носовой оконечностью. Ломка льдин практически не имеет места, что исключает необходимость учитывать предел прочности и модуль упругости льда. Сопротивление движению ледокола в таких льдах определяется потерями кинетической энергии при ударах ледокола о льдину, а также работой, затрачиваемой ледоколом на раздвигание и притапливание льдин, преодоление сил трения и т. п. Влияние на сопротивление оказывают размеры льдин, их сплоченность, сжатие и ширина канала мелкобитого льда [7, с. 68].

Формула для расчета сопротивления в мелкобитых льдах приведена в [4]:

Ял = Ул • | f

k1 + 2 • fr ■ aH ■ + k4 • fr • a • f

+ k2 • ул • r • h • B •

(4)

•( 1г + а н • о )•рг + V Ул •г • й • Ь •( tga0) • Бг2 + Яв,

где ул - удельный вес льда, кг/м3; г - протяженность мелкобитого льда, м; й - толщина мелкобитого льда, м; 5сж - сжатие льда; а = 0,726 - коэффициент полноты ватерлинии; ^ - коэффициент трения

борта о лед, равный 0,1; к1, к2, к3, к4- безразмерные коэффициенты; численные значения определяются на основании данных модельных испытаний, приведенных в [4].

Коэффициент к4 характеризует сопротивление, обусловленное притапливанием и поворачиванием льдин бортом судна, возникающим при этом волнообразованием и изменением посадки судна. Данная величина имеет постоянное значение 120 • 10-2.

Коэффициент к3 является постоянным и равен 4,3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для «природных» морских мелкобитых льдов расчетное значение параметра г • й является более или менее постоянным и составляет 4,0 м2. Относительная ширина канала пк = Вк/В (Вк -

s

^сж

ширина канала, м) при плавании в «природных» мелкобитых льдах, как правило, не ограничена, однако при условии плавания в канале данная величина в рассматриваемом случае в среднем будет равна 5,0.

Значения ледового сопротивления в мелкобитом льду для выбранных диапазонов главных размерений представлены в виде поверхностей на рис. 5, указаны также проекции поверхностей на плоскости системы координат.

Рис. 5. Сопротивление в мелкобитом льду Лл (Ьпп, В) Расчет ледового сопротивления судна на мелководье

Район эксплуатации судна охватывает как море (Северный Каспий), так и реку (ВКМСК), причем в последнем случае появляется вероятность работы судна на мелководье. В связи с этим

необходимо выяснить, как скажется мелководье на величине ледового сопротивления. В работах В. А. Зуева, И. Н. Шканова и т. д. [8] определено, что в условиях мелководья ледовое сопротивление возрастает. Это связано с попаданием льдин в зазор между днищем судна и дном фарватера. Кроме того, при формировании подводных нагромождений у бортов ледокола возникает дополнительное трение, что также влияет на процессы разрушения и притапливания обломков льда корпусом ледокола.

Полное ледовое сопротивления ледокола на мелководье рассчитывается по формуле, предложенной И. Н. Шкановым в [9]:

К - Rp + Кбл + Rb + ^доп мелк ,

(5)

где Rр - составляющая сопротивления разрушения; Roбл - сопротивление обломков битого льда; Rв - сопротивление воды; Rдoп мелк - дополнительная составляющая сопротивления под влиянием мелководья.

Сопротивление разрушения рассчитывается по формулам:

Я = ^ +

R -

D • а

(1 + f • тФт) + кфф • уФ

tgФ2

D • а2

1 + tg >Ф h

+ 0,66 •

(1 + f • Флт)• в• а + £СФ • Фс

D • а3 • B

h

R2 - Frh • tgф1Ф • Ri,

где FrÄ -

- число Фруда по толщине льда; D -

E • h3

12 •(l - Ц2)

- цилиндрическая жесткость ле-

дяной пластины; E - 5 • 106 кПа ; ц - 0,36; а -

Р • g D

- параметр изгиба пластины на упругом ос-

новании; / = 0,15 - коэффициент трения льда о корпус; ф1 = 20° - угол наклона батокса к горизонтальной плоскости; ф2 = 45° - угол между касательной к ватерлинии и ДП; у® = 3,26 - функция, характеризующая форму корпуса в точке контакта со льдом; у® = 0,8 - функция, характеризующая форму корпуса относительно кромки льда; кСФ = 1,5 10-3кПа-1 - коэффициент, характеризующий форму и механические свойства ледяного покрова по [10]; Флт = 5,84 ; Фс = 1,25 - средние геометрические характеристики ватерлинии, причем уфт, у® и Фс принимаются по [10] для ледоколов проекта 1105 («Капитан Чечкин», «Капитан Букаев»), т. к. форма носовой оконечности ледоколов данного проекта близка к проектируемым.

Сопротивление обломков битого льда равно:

^бл - Rn + RW + Rr ,

где = 4,59 • (р - рл) • g • к • ал • (ФП + / • ФПТ) - сопротивление обломков льда, обусловленное

0,92 , 2 г ^ ч

• р • к • В • V • (ФИ + / • ФИТ) - импульсивная

их плавучестью, и сопутствующее трение; = 091

ргк '

о 0,047 2 г ^ ч

составляющая; = _ 08 • р£2л • V • (ФГ + / • ФГТ) - гидродинамическая составляющая сопро-

Fr

тивления обломков; рл = 0,9 т/м - плотность речного льда; ал =(ЬНЗ • аНЗ • !ЦВ)• В = 482

: м2 -

4

h

V

4

площадь подводной части корпуса, облегаемая льдом, (принимается по [11, 12] для ледоколов проекта 1105 («Капитан Чечкин», «Капитан Букаев»)); ЬНЗ - длина носового заострения; аНЗ -коэффициент полноты носовой ветви КВЛ; ЬцВ - длина цилиндрической вставки; ФП = 0,06;

ФПТ = 0,761; ФИ = 0,067 ; ФИТ = 0,238 ; ФГ = 0,005 ; ФГТ = 0,018 - функции геометрии корпуса (принимаются по [10] для ледоколов проекта 1105 («Капитан Чечкин», «Капитан Букаев»)).

Сопротивление воды принимается из расчета ледового сопротивления в сплошном льду. Составляющая сопротивления, обусловленная влиянием мелководья на динамику взаимодействия и движения льдин, определяется по формуле

56,5 , 0 2 , ^ ч 1,94

^ мелк = ^1,23.^6,19 ' Р ' * В * '( ФИ + f ФИТ )+ .,8.^6,41

й-,1'23 •( Н/ТГ й,0'8 •( Н/ТУ

• р • V2 • (Фг + f • Ф ГТ

где Н - высота борта, рассчитываемая как сумма осадки судна и высоты надводного борта, определенной в [13].

Значения ледового сопротивления на мелководье для выбранных диапазонов главных размерений представлены в виде поверхности на рис. 6, указаны также проекции поверхности на плоскости системы координат.

Рис. 6. Сопротивление на мелководье Ял (Ьпп, В)

Определение расчетного диапазона значений ледового сопротивления

При сравнении всех видов сопротивления судна во льду можно выбрать расчетный случай ледового сопротивления для определения мощности ЭУ. Сравнение значений ледового сопротивления представлено на рис. 6. Значения сопротивления ледоколов, эксплуатируемых в заданном районе плавания, изменяются в пределах 2800-3400 кН. В связи с тем, что суда проектов 1105 и 1191, эксплуатируемые на Северном Каспии и в ВКМСК, рассчитаны на преодоление льда тол-

щиной 0,7 м, к значениям ледового сопротивления прототипов может быть введена условная поправка, равная йл/йлп = 1,0/0,7 = 1,43 (где Нл - расчетная толщина льда; Нлп - расчетная толщина льда для судов-прототипов). В таком случае искусственно завышенное эксплуатационное ледовое сопротивление прототипов будет изменяться в пределах (2800-3400) • 1,43 = (4004-4862) кН.

Ориентируясь на откорректированные эксплуатационные значения ледового сопротивления ледоколов, в качестве расчетного диапазона ледового сопротивления принимаем сопротивление в мелкобитых льдах при сплоченности льда 8 баллов.

Рис. 7. Сравнение ледовых сопротивлений Ял (Ьпп, В)

Заключение

Таким образом, на примере ледоколов, эксплуатируемых на Северном Каспии и в ВКМСК, была разработана методика для определения расчетного ледового сопротивления, необходимого для расчета мощности пропульсивного комплекса. Методика имеет следующую структуру: 1) определение области расчетных значений:

- выбор диапазона главных размерений;

- определение соотношений главных размерений;

- определение характеристик обводов корпуса судна;

2) расчет сопротивления в сплошном льду;

3) расчет сопротивления в мелкобитых льдах (с учетом особенностей района эксплуатации);

4) расчет сопротивления на мелководье (при условии работы в реках);

5) сравнение расчетных данных;

6) выбор расчетных значений и обоснование выбора с практической и эксплуатационной точек зрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов И. В. Суда ледового плавания / И. В. Виноградов. М.: ОБОРОНГИЗ НКАП, 1946. 239 с.

2. Темникова А. А. Определение рабочей области статистических данных для проектирования ледокола, эксплуатирующегося в Северном Каспии и ВКМСК / А. А. Темникова // Сб. науч. тр. «Проблемы современной науки» № 14. Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2014. С. 29-36.

3. Цой Л. Г. Выбор формы корпуса арктических ледоколов универсального назначения / Л. Г. Цой // Судостроение. 1996. № 5-6. С. 10-14

4. Каштелян В. И. Сопротивление льда движению судна / В. И. Каштелян, И. И. Позняк, А. Я. Рыв-лин. Л.: Судостроение, 1968. 238 с.

5. Каштелян В. И. Ледоколы / В. И. Каштелян, А. Я. Рывлин, О. В. Фадеев, В. Я. Ягодкин. Л.: Судостроение, 1972. 287 с.

6. Слижевский Н. Б. Расчет ходкости надводных водоизмещающих судов: учеб. пособие / Н. Б. Сли-жевский, Ю. М. Король, М. Г. Соколин, В. Ф. Тимошенко; под общ. ред. проф. Н. Б. Слижевского. Николаев: НУК, 2004. 192 с.

7. Тюкова А. Оптимизация ледокольного флота на начальной стадии проектирования: для Северного Каспия / А. Тюкова. LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 157 с.

8. Тестова О. С. Исследование влияния мелководья на движение ледокола / О. С. Тестова // Сб. материалов XIII Междунар. молод. науч.-техн. конф. «Будущее технической науки». Н. Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2012. 570 с.

9. Шканов И. Н. Прогнозирование влияния мелководья на сопротивление льда при проектировании формы корпуса речного ледокола: дисс. ... канд. техн. наук . Н. Новгород, 2003.

10. Грамузов Е. М. Полуэмпирическая модель ледового сопротивления речного ледокола / Е. М. Гра-музов, П. А. Курнев // Межвузовский сб. науч. тр. «Вопросы проектирования судов, плавающих во льдах». Горький, 1988. С. 36-42.

11. Грамузов Е. М. Сопротивление снега при движении ледокола / Е. М. Грамузов // Межвузовский сб. науч. тр. «Проектирование средств продления навигации». Горьков. политехн. ин-т. Горький, 1986. С. 59-71.

12. Грамузов Е. М. Метод учета влияния снега на сопротивление ледокола за счет приведенной толщины сплошного ледяного покрова / Е. М. Грамузов, Н. Е. Тихонова // Тр. Нижегород. гос. техн. ун-та им. Р. Е. Алексеева. Н. Новгород. 2011. № 4 (91). С. 178-183.

13. Темникова А. А. Выбор диапазона значений надводного борта ледоколов, эксплуатирующихся в Северном Каспии и ВКМСК, на начальных этапах проектирования // Международный союз ученых «Наука. Технологии. Производство». 2015. № 3 (7). Ч. 1. С. 32-36.

Статья поступила в редакцию 30.10.2015, в окончательном варианте - 15.11.2015

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Темникова Алёна Александровна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; старший преподаватель кафедры «Судостроение и энергетические комплексы морской техники»; [email protected].

A. A. Temnikova

DETERMINATION OF THE CALCULATED RANGE OF THE VALUES OF ICE RESISTANCE OF THE ICEBREAKERS OPERATED IN THE VOLGA-CASPIAN SEAWAY CANAL AND IN THE NORTHERN CASPIAN

Abstract. The method to calculate the ice resistance is extremely important while designing the propulsion systems of icebreakers and ice ships, as it affects the accuracy of the calculated values of the power of the vessel and the optimal choice of the main engine. The method to determine the calculated ice resistance, used when designing the vessel itself and the propulsion system for an icebreaker, in particular, is developed. The structure of the method is presented; an example of its use while designing the propulsive complex for icebreakers operating in the Volga-Caspian seaway canal and in the Northern Caspian is considered. Ice resistance values are determined for a range of statistical values presented as an operational zone for designing the propulsion system of the icebreaker. That allows you to work with a wider range of possible design solutions, in which you can select the optimal values. Taking into account the specific features of the operational area, there were calculated the values of icebreaker resistance in unbroken ice, slightly broken ice and shallow waters for the initial range of the values of the main dimensions and hull lines of the vessel. While determining the resistance in slightly broken ice, the different intensity of ice concentration is taken into account. In order to determine the power of the vessel, there were chosen the calculated values of ice resistance as a result of the comparison of all kinds of the vessel resistance in ice. The choice is explained from the practical and operational points of view, the calculated values are compared with the values of ice resistance of icebreakers operating in the predetermined area of navigation. The calculated values correspond to the ice resistance in slightly broken ice due to 8 points of ice concentration.

Key words: ice resistance, propulsion complex, icebreaker, designing, ice concentration.

REFERENCES

1. Vinogradov I. V. Suda ledovogoplavaniia [Icebreakers]. Moscow, OBORONGIZ NKAP, 1946. 239 p.

2. Temnikova A. A. Opredelenie rabochei oblasti statisticheskikh dannykh dlia proektirovaniia ledokola, ek-spluatiruiushchegosia v Severnom Kaspii i VKMSK [Determination of the operating area of statistical data for designing an icebreaker operating in the Northern Caspian and the Volga-Caspian seaway canal]. Sbornik nauchnykh trudov «Problemy sovremennoi nauki» № 14. Stavropol', Tsentr nauchnogo znaniia «Logos», 2014, pp. 29-36.

3. Tsoi L. G. Vybor formy korpusa arkticheskikh ledokolov universal'nogo naznacheniia [Choice of hull form of the Arctic universal icebreakers]. Sudostroenie, 1996, no. 5-6, pp. 10-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kashtelian V. I. Soprotivlenie l'da dvizheniiu sudna [Ice resistance to the movement of the vessel]. Leningrad, Sudostroenie Publ., 1968. 238 p.

5. Kashtelian V. I., Ryvlin A. Ia., Fadeev O. V., Iagodkin V. Ia. Ledokoly [Icebreakers]. Leningrad, Sudostroenie Publ., 1972. 287 p.

6. Slizhevskii N. B., Korol' Iu. M., Sokolin M. G., Timoshenko V. F. Raschet khodkosti nadvodnykh vodo-izmeshchaiushchikh sudov: uchebnoe posobie [Calculation of the course of surface displacement vessels: manual]. Nikolaev, NUK Publ., 2004, 192 p.

7. Tiukova A. Optimizatsiia ledokol'nogo flota na nachal'noi stadii proektirovaniia: dlia Severnogo Kaspiia [Optimization of icebreaking fleet at the initial stage of designing: for the Northern Caspian]. LAP Lambert Academic Publishing, 2013, 157 p.

8. Testova O. S. Issledovanie vliianiia melkovod'ia na dvizhenie ledokola [Study of the influence of shallow waters in the course of an icebreaker]. Sbornik materialov XIIIMezhdunarodnoi molodezhnoi nauchno-tekhnicheskoi kon-ferentsii «Budushchee tekhnicheskoi nauki». Nizhnii Novgorod, NGTU im. R. E. Alekseeva, 2012, 570 p.

9. Shkanov I. N. Prognozirovanie vliianiia melkovod'ia na soprotivlenie l'da pri proektirovanii formy korpusa rechnogo ledokola: dis. kand. tekhn. nauk [Forecasting of the influence of shallow waters on the ice resistance when designing the hull form of the river icebreaker: dis. cand. tech. sci.]. Nizhnii Novgorod, 2003.

10. Gramuzov E. M., Kurnev P. A. Poluempiricheskaia model' ledovogo soprotivleniia rechnogo ledokola [Semi-empirical model of ice resistance of the river icebreaker]. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov «Vo-prosy proektirovaniia sudov, plavaiushchikh vo l'dakh». Gor'kii, 1988, pp. 36-42.

11. Gramuzov E. M. Soprotivlenie snega pri dvizhenii ledokola [Snow resistance during the course of icebreaker]. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov «Proektirovanie sredstv prodleniia navigatsii». Gor'kovskii politekhnicheskii institut, Gor'kii, 1986, pp. 59-71.

12. Gramuzov E. M., Tikhonova N. E. Metod ucheta vliianiia snega na soprotivlenie ledokola za schet privedennoi tolshchiny sploshnogo ledianogo pokrova [The method of metering the influence of snow on icebreaker resistance due to the given thickness of ice coverage]. Trudy Nizhegorodskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. R. E. Alekseeva. Nizhnii Novgorod, 2011, no. 4 (91), pp. 178-183.

13. Temnikova A. A. Vybor diapazona znachenii nadvodnogo borta ledokolov, ekspluatiruiushchikhsia v Severnom Kaspii i VKMSK, na nachal'nykh etapakh proektirov [Choice of the range of the values of surface board of the icebreakers operating in the Northern Caspian and the Volga-Caspian seaway canal at the initial stages of designing]. Mezhdunarodnyi soiuz uchenykh «Nauka. Tekhnologii. Proizvodstvo». Ezhemesiachnyi nauchnyi zhurnal, 2015, no. 3 (7), part 1, pp. 32-36.

The article submitted to the editors 30.10.2015, in the final version - 15.11.2015

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Temnikova Alyona Aleksandrovna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Senior Lecturer of the Department "Shipbuilding and Power Complexes of Marine Equipment"; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.