© В.Г. Крец, H.A. Антропова, 2012
В.Г. Крец, Н.А. Антропова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ УБОРКИ ГОРНОЙ МАССЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ГОРНОРАЗВЕДОЧНЫХ ВЫРАБОТОК
Предлагается уточненная формула расчёта производительности погрузочных ковшовых машин, учитывающая подготовительно-заключительные операции, а также объём и расположение породы после взрыва. Ключевые слова: уборка горной массы, погрузочная машина, объём породы, производительность.
В опросами определения производительности уборки занимался ряд авторов и было предложено значительное число формул [1—6 и др]. В большинстве случаев формулы справедливы для определённых условий, большое внимание уделяется выбору (преимущественно) ковшовых машин. Вопросы эффективности работы погрузочных средств в призабойной части исследованы недостаточно.
При проведении выработок небольших сечений эксплуатационная производительность погрузочных машин периодического действия с ковшовым рабочим органом с учётом обмена и откатки вагонеток может быть определена с большой точностью по формуле [1].
Рэ =--, м3/ч, (1)
^ як • Кн • Кт • Кф Iх + 100 Г + 'СР + пв
где Рэ — эксплуатационная производительность погрузочной машины, м3/ч; дв — емкость вагонетки, м3; цК — емкость ковша, м3; 1:ц — продолжительность цикла черпания, с; Кн — коэффициент наполнения ковша; Кт — коэффициент трудоёмкости погрузки; Кф — коэффициент формы ковша; т — время на техническое обслуживание машины, наращивание пути и прочие простои (т =5—10 %); 1 — расстояние между пунктами погрузки и обмена вагонеток, м; Уср.0 — средняя скорость откатки вагонов при их обмене, м/с; 1ср — время на сцепку и
расцепку вагонов при их обмене, с; лв — число вагонеток в составе поезда; 1зс — продолжительность замены состава, с.
При определенных условиях коэффициенты Кт и Кф могут быть равны единице или отражены в коэффициенте наполнения ковша. На основании значительного количества наблюдений за процессом уборки и изучения литературы [3,4], считаем целесообразным в формуле 1 выделить время 1:м на маневры вагонеток в пункте обмена, не учитывая его в Уср.о, ввести время подготовительно-заключительных операций 1ПЗР и коэффициент, учитывающий объём и расположение породы после взрыва КП. В результате несложных преобразований формулу можно представить в виде
рэ =-;-7-ч---:-:-:-Г"' м3/ч (2)
гц ¡1 + 21 + + 1сР + тпю +_ тзс
ЯкКнКтКп у 100) ^ср.оЯв Я в Яв Яв лвЯв
где як • кИ"Кт • Кп +100) = а •К™ - удельные затраты времени собственно на погрузку с учетом времени
КТех = 1 + на техническое обслуживание машины, наращи-
100
вание пути и др., мин/м3; 21-= Р1 — удельные затраты
*ср.о • Яв
времени откатки вагонеток при замене, мин/м3; = Р2 -
Яв
удельные затраты времени на маневры на пункте разминовки,
^ср Яв
мин/м3; = Рз - удельные затраты времени на сцепку и рас-
цепку вагонов при их замене, мин/м3; ^пэо = р 4 - удельные за-
Яв
траты на подготовительно-заключительные операции, связанные с обменом вагонеток и их откаткой, мин/м3; ——— = у -
лв • Я в
удельные затраты времени на замену составов, мин/м3.
Рэ - 0 60 0 0 , м3/ч. (3)
Т = У 1хТЕХ т г; у (4)
После преобразования уравнение примет вид: 60
а-КтЕХ +в 1 +в 2 + Рз +в 4 +1
Тогда фактическое время уборки породы Ту при объёме отбитой горной массы V, м3 можно определить из выражения:
V (а-КтЕХ +Р1_+Р2 + Рз +в 4 +7) 60
По формуле 3 производительность уборки может быть рассчитана практически для большинства вариантов погрузки машинами периодического действия при проходке выработок небольших сечений. Анализ литературных источников и наблюдений авторов за скоростными и рядовыми проходками в геологоразведочных партиях и экспедициях, а также наблюдений проходок на рудниках Красноярского края показывает, что удельные затраты времени на отдельные операции уборки колеблются в широких пределах даже при одинаковом наборе оборудования [7,8,9].
Откатка груженных вагонеток на отвал может быть организована по-разному. Рациональным является совмещение откатки груженной породы на отвал или к стволу шахты с процессами погрузки и обмена вагонеток. В других случаях при большой длине откатки составы с нагруженной породой сосредотачиваются на ближайших (аккумулирующих) разминовках, затем откатываются во время проведения других операций (подготовительные работы к бурению, бурение и т.д.).
Удельные затраты времени на замену составов у по величине приближенно равны удельным затратам времени на погрузку и определяются по формуле
2Ь .
/ V + тм
у = -^ = -Vй-, мин/м3, (5)
пв • яв 60 • пв • яв
где Ь — расстояние от пункта обмена вагонов до ствола шахты или устья штольни, м; Vэл — средняя скорость движения электровоза с груженным и порожним составом, м/с; Vэл =(0,6 - 0,8)- VMAКC ;
VMAКC — максимальная скорость электровоза, м/с; /м — продолжительность маневров при замене груженого состава на порожний (/м = 80 -120 с) или разгрузке состава.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тихонов Н.в. Погрузочные машины на металлических рудниках. — М.: Металлургиздат, 1955. — 248 с.
2. Покровский П.М. Сооружение и реконструкция горных выработок. Ч 1 — М.: Госгортехиздат, 1962. — 380 с.
3. Скоба Н.Д., Положенко в.Г. Скоростное проведение горизонтальных выработок в крепких породах. — М.: Госгортехиздат, 1962. — 144 с.
4. Лыхин П. А. Механизация и организация проведения горизонтальных горных выработок. — М.: «Недра», 1963. — 192 с.
5. Абрамсон Х.И. Кальницкий Я.Б. Подземная механизированная погрузка. — М.: «Недра», 1964. — 135 с.
6. Оника Д.Г. Проведение горных выработок. — М.: «Недра», 1969. — 480 с.
7. Проведение горизонтальных горноразведочных выработок скоростным методом: Справочное пособие / В.Г. Лукьянов. Л.Г. Грабчак, В.ф. Рогов и др. — М.: «Недра», 1989. — 324 с. : ил.
8. Лукьянов в.Г. Крец в.Г. Горные машины и проведение горных выработок: учебник. Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во ТПУ, 2010.
9. Крец в.Г. Исследование технологии и оптимизация параметров уборки горной массы при проведении горизонтальных горноразведочных выработок: дис.... канд. техн. наук. Томск, 1979. — 205 с. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Крец В.Г. — кандидат технических наук, доцент, e-mail: krets@tpu.ru, Антропова H.A. — кандидат геолого-минералогических наук, e-mail: antropova@tpu.ru,
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Институт природнык ресурсов, кафедра транспорта и хранения нефти и газа.