Научная статья на тему 'Определение производительности доставочных и транспортных машин'

Определение производительности доставочных и транспортных машин Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
287
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение производительности доставочных и транспортных машин»

---------------------------------------- © М.Ю. Хрикулов, 2004

УДК 622.62 М.Ю. Хрикулов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ДОСТАВОЧНЫХИ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Семинар № 13

ш ш роизводительность на доставке и транспорте руды, используемых на подземных рудниках машин на пневмоколес-ном ходу зависит от многих факторов, из которых в качестве ключевых в первую очередь необходимо отметить следующие влияющие для разного типа машин факторы. В целом для всех типов пневмоколесных машин общим параметром, влияющим на производительность, является скорость передвижения машин по подземным выработкам, которая зависит от конструктивных свойств данных машин, состояние и тип покрытия трассы проезжей части, сложности трассы (количества и радиусов поворотов, преодолеваемых углов подъема). Для разных типов доставочно-транспортного оборудования (ПДМ, ПТМ, автосамосвалы), также одним из влияющих параметров на производительность доставки-транспорта является время загрузки и разгрузки. Время загрузки (погрузки) и разгрузки зависит как от конструктивного исполнения выработок загрузочно-разгрузочных пунктов в части их конфигурации, так и в части состояния почвы загрузочного пункта (для ПДМ и ПТМ), т.е. наличия специальных искусственных покрытий (асфальтобетонного, бетонного покрытия, армированного рельсами или швеллером, или же загрузка производится по просто спланированной почве). Следующий весьма важный фактор, влияющий на время загрузки ПДМ и ПТМ, это кусковатость загружаемой руды [1; 2].

Для ковшовых погрузочных машин, ПДМ и ПТМ кусковатость отбитой рудной массы (размерный гранулометрический состав) по практическим данным является одним из самых важных факторов, а также является качественным показателем буровзрывных работ.

Этот фактор влияет на время загрузки с одной стороны, а с другой на износ самих машин (агрегатов, узлов и особенно дорогостоящих шин). ПТМ обычно имеют ковш небольшой емкости и могут самозагружаться только мел-кокусковатой по грансоставу отбитой рудой. ПДМ со средней или больше средней емкостью ковша (см. таб.) могут загружаться без больших потерь времени при выпуске более крупнокусковой отбитой руды и конечно при соответствующем обустройстве погрузочных пунктов.

Уровень современного горного машиностроительного производства довольно высок, что определяет большой типоряд производимых разнообразных по конструкции самоходных машин на пневмоколесном ходу.

Вследствие этого стало возможным применять самоходное пневмоколесное оборудование практически во многих условиях подземной разработки рудных месторождений. В случае применения ковшовых ПДМ и ПТМ, как указано выше, важным фактором, определяющим эффективное и целесообразное их применение является кусковатость загружаемой отбитой рудной массы. Поэтому в соответствии с условиями разработки не только в целом, но и по отдельным участкам блока и забоя, необходимо находить возможно оптимальное и наилучшее решение по затратам на буровзрывные работы (качество дробления руды) и последующим затратам на доставку и транспортировку отбитой руды, которые могут в значительной степени зависеть именно от размерного грансостава загружаемой рудной массы. Иначе говоря, возможность выпуска и доставки крупнокусковой руды соответствующим типоразмером ковшовой машины с точки зрения общих конечных затрат не всегда может быть оправдан. Для обеспечения наилучшего сочетания отбойки-доставки-транспорта необходимы для каждых конкретных

1

Вместимость ковша, м3 1-1,5 2-3 4-5 6-8

Максимальный размер кондиционного куска, мм 250-300 400- 500 600- 800 900-1000

условий технико-экономические расчеты, производимые на основании исследований и производственных экспериментов [4].

Выбранный типоразмер машины должен соответствовать конкретным условиям ее эксплуатации. Вместимость ковша самоходной пневмоколесной ковшовой машины должна определяться строго по размеру кондиционного куска отбитой руды. Соответствующие соотношения, которые необходимо соблюдать при выборе ковшовых машин приводятся в таблице 1 [3]:

Вместимость ковша ПДМ обязана соответствовать расчетной массе для данной насыпной плотности руды и размеру кондиционного куска. Увеличение вместимости ковша на 5-10% и превышение нагрузки до 3% находятся в пределах допустимого. Выбранный типоразмер ПДМ должен соответствовать условиям эксплуатации, обеспечивать эффективную и безопасную работу в режимах погрузки и транспорта, а также при движении машины на подъем и торможении на спусках [3].

В других условиях, при четко определенной структуре рудного массива, качественные результаты отбойки руды зависят исключительно от решений, применяемым по схемам взрывания, диаметру шпуров или скважин. В некоторых условиях разработки, когда необхо-

1. Баранов А.О. «Расчет параметров технологических процессов подземной добычи руд», Москва «Недра» 1985 г.

2. Барилок А.И., Ананин А.И., Орт В.Г., Мусур-манкулов С.А. «Опыт использования самоходных погру-зочно-доставочных машин на Орловском руднике», Горный журнал, № 1 2003 г., стр. 56 - 58.

димо использовать определенной конфигурации врубовые шпуры или скважины, часть которых не заряжается, эффективность отбойки во многом может зависеть от установленного интервала взрывания самих врубовых зарядов. При неверно определенном интервале замедления взрываемых врубовых зарядов при отбойке руды качественные результаты дробления руды могут существенно отличатся от расчетных. Основной причиной в таком случае является запресовывание вруба из-за неверно выбранных интервалов взрывания или же изначально неправильной расчетной схемы взрывания [5].

При разработке месторождений полезных ископаемых при необходимости применения разрушения горных пород взрывным способом для обеспечения необходимого качества отбойки руды необходим расчетноэкспериментальный анализ не только по отдельным месторождениям, но и по разным участкам разрабатываемого месторождения, а иногда даже по отдельным блокам. Для достижения качественных показателей при отбойке всегда необходимо для каждых конкретных условий разработки проведение экспериментальной серии взрывов. Только на основании этого можно найти правильное решение по всему комплексу БВР [3; 4].

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Скорняков Ю.Г. «Системы разработки и комплексы самоходных машин при подземной добыче руд», Москва «Недра» 1978 г.

4. Славиковский О.В, «Погрузочно-транс-портный комплекс рудника», Москва «Недра» 1990 г.

5. Хакурате А.М. «Доставка руды и средства механизации на подземных рудниках», Москва «Недра» 2004 г.

— Коротко об авторах ---------------------------------------------------------------

Хрикулов М.Ю. - аспирант кафедры «Технология, механизация и организация подземной разработки руд», Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.