Научная статья на тему 'Определение приоритетов управления инвестиционной привлекательностью региона и их учет в рамках реализации крупных спортивных мероприятий'

Определение приоритетов управления инвестиционной привлекательностью региона и их учет в рамках реализации крупных спортивных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УНИВЕРСИАДА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / REGIONAL INVESTMENT POLICY / UNIVERSIADE / INVESTMENT POTENTIAL / INVESTMENT RISKS / TECHNIQUE OF INVESTMENT ATTRACTION EVALUATION / REGIONAL INVESTMENT ATTRACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крамин Т. В., Леонов В. А.

В статье инвестиционная привлекательность региона рассматривается не только как его объективная совокупная характеристика, но также принимаются во внимание интересы и позиции существующих и потенциальных инвесторов, с учетом которых формируются приоритеты развития инвестиционного климата Республики Татарстан. Развивается методика оценки влияния управленческих решений и мероприятий регионального уровня на инвестиционную привлекательность региона и соответствие указанных изменений выбранным приоритетам региональной инвестиционной политики (на примере Универсиады 2013 г. в городе Казани).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крамин Т. В., Леонов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE PRIORITIES OF THE MANAGEMENT OF THE REGION INVESTMENT ATTRACTION AND THEIR ROLE IN REALIZATION OF LARGE SPORTS EVENTS

The article views the region investment attraction as not only its objective cumulate characteristics, but also takes into account the interests and positions of existing and potential investors which form the priorities of the investment atmosphere development of Tatarstan Republic. The authors develop the technique of estimation of the regional level managerial decisions and activities influence on the region investment attraction, as well as the correlation between these changes and the stated priorities of the regional investment policy (on the example of Universiade-2013 in Kazan).

Текст научной работы на тему «Определение приоритетов управления инвестиционной привлекательностью региона и их учет в рамках реализации крупных спортивных мероприятий»

УДК 338.24:796

Т.В. КРАМИН, доктор экономических наук, профессор

Институт экономики, управления и права (г. Казань),

В.А. ЛЕОНОВ, генеральный директор

АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА И ИХ УЧЕТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ1

В статье инвестиционная привлекательность региона рассматривается не только как его объективная совокупная характеристика, но также принимаются во внимание интересы и позиции существующих и потенциальных инвесторов, с учетом которых формируются приоритеты развития инвестиционного климата Республики Татарстан. Развивается методика оценки влияния управленческих решений и мероприятий регионального уровня на инвестиционную привлекательность региона и соответствие указанных изменений выбранным приоритетам региональной инвестиционной политики (на примере Универсиады 2013 г. в городе Казани).

Инвестиционная привлекательность региона является определяющим условием его активной инвестиционной деятельности и эффективного социально-экономического развития экономики.

Управление инвестиционной привлекательностью региона - комплексная задача, оценить которую непросто. Задача в некотором смысле упрощается, если рассматривать влияние отдельных мероприятий и управленческих решений на инвестиционную привлекательность региона, а именно - на ряд конкретных определяющих факторов. Цель настоящей работы - развитие методики количественной оценки влияния масштабных региональных управленческих решений и мероприятий на уровень инвестиционной привлекательности региона на примере подготовки и проведения Всемирной Универсиады 2013 г в г Казани.

При оценке инвестиционной привлекательности можно проанализировать множество макроэкономических показателей, характеризующих эффективность функционирования региональной экономики: внешнеторговый оборот, внутренний региональный продукт, объем промышленного

производства на душу населения, уровень капитальных вложений, уровень жизни населения, уровень потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячную заработную плату населения, среднюю обеспеченность жильем населения региона.

Оценка инвестиционной привлекательности региона должна включать оценку инвестиционной привлекательности самого региона, в которой учитывается региональная институциональная среда, политическая ситуация, уровень развития институтов корпоративного управления, режимы налогообложения и т.д. Кроме того, в оценке инвестиционной привлекательности региона необходимо учитывать финансово-экономическое положение отдельных объектов инвестирования: предприятий, отраслей и других субъектов хозяйственной деятельности.

При изучении инвестиционной привлекательности объекта инвестирования анализ сводится, в основном, к базовым показателям эффективности инвестиционных проектов и сделок (срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности, чистый дисконтированный доход, индекс доходности).

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 10-02-00079а.

Традиционно считается, что инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется его инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционных рисков, сочетание которых определяет инвестиционную привлекательность региона. Более детально структура показателей инвестиционной привлекательности региона рассматривается в [1]. Однако поведение каждого инвестора индивидуально. Одни и те же факторы инвестиционной привлекательности доставляют разным инвесторам различную полезность, представляющую собой субъективную характеристику.

Таким образом, повышение конкурентоспособности региона посредством создания максимально благоприятных условий для инвестирования и начала и развития бизнеса - одна из важнейших целей региональной экономической политики.

Для определения стратегических ориентиров в формировании инвестиционной привлекательности региона изучим мнения потенциальных и действующих инвесторов Республики Татарстан на основе независимого опроса компании «PricewaterhouseCoopers Россия» в апреле 2011 г.

Согласно опросу, факторами конкурентоспособности Республики Татарстан являются [2] (рис. 1):

1) большой потенциал роста потребления, наличие развитых рынков сбыта, равноудаленность от нескольких городов-миллионников (эта группа факторов отмечена более 80% опрошенных инвесторов);

2) низкая заработная плата в регионе (отмечено около 80% инвесторов);

3) наличие поддержки крупных проектов со стороны региональных властей, относительно низкие административные барьеры (около 60% инвесторов);

4) наличие технологически оснащенных и удобных бизнес-площадок: ОЭЗ «Алабуга», технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы (отметили более 40% инвесторов);

5) реальная готовность региональных властей оперативно решать проблемы инвесторов, выполнять обещания, реагировать на обратную связь; открытость властей в вопросах привлечения инвестиций (указало около 40% инвесторов).

Весьма важным является факт того, что около 70% инвесторов отметили устойчивую тенден-

цию повышения внимания руководства республики к вопросам инвестиционной политики, а также существенное улучшение инвестиционного климата в течение последних 3-5 лет.

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Развитые Поддержка Низкая Удобные Открытость

рынки правительства заработная площадки властей

Рис. 1. Основные конкурентные преимущества инвестирования в Республике Татарстан, по мнению инвесторов [3]

Среди основных преимуществ ведения бизнеса в Республике Татарстан опрошенные инвесторы назвали (в скобках указана доля инвесторов, принявших участие в опросе и отметивших данное преимущество - прим. авт.):

1) относительно низкий уровень бюрократических барьеров, отсутствие серьезных проблем при регистрации бизнеса, получении лицензий, разрешений и согласований, получаемых на региональном уровне (90% инвесторов);

2) налоговые льготы для компаний, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с Законом РТ «Об инвестиционной деятельности» (около 60% инвесторов);

3) относительно развитую инфраструктуру (50% инвесторов);

4) имидж региона; высокий уровень развития нефтехимической промышленности, машиностроения и строительной отрасли; растущие рынки сбыта в сфере автомобилестроения и строительства (50% инвесторов);

5) налоговые, таможенные и коммерческие льготы для резидентов особых экономических зон (45% инвесторов);

6) эффективность взаимодействия с правительством, в том числе благодаря программе «Электронное Правительство» (20% инвесторов);

7) заинтересованность руководства РТ в инновационном развитии республики: создание инфраструктуры для развития инноваций - тех-

30%

30%

60%

40%

40%

нопарков и бизнес-инкубаторов, проведение венчурных ярмарок, конкурсов инноваций; создание научно-исследовательских центров федерального уровня, а также поддержка ряда инновационных производств в республике.

Первое преимущество относится к сфере инвестиционных рисков, остальные характеризуют инвестиционный потенциал региона.

Обобщая мнения опрошенных инвесторов, можно заключить, что трудности ведения бизнеса в Татарстане не являются существенными. В основном сложности связаны с проблемами федеральной юрисдикции, с развитием инфраструктуры, со спецификой образования и подготовки кадров. Решение этих вопросов, по мнению инвесторов, - дело времени. Среди основных трудностей ведения бизнеса в Татарстане наиболее часто отмечали следующие:

1) нехватка квалифицированных специалистов ряда специальностей, невысокий уровень знаний иностранных языков (прежде всего, английского языка), низкая производительность труда (более 60% инвесторов);

2) высокие цены на энергоносители и коммунальные услуги, высокая степень неопределенности их динамики, ограничения по газоснабжению (около 60% инвесторов);

3) отсутствие информации о положении в регионе, полноценной рекламы региона в Европе, его низкая узнаваемость за рубежом (около 30% инвесторов);

4) опережающее развитие г. Казани по сравнению с другими регионами Татарстана в сфере социальной и транспортной инфраструктуры (около 30% инвесторов).

В процессе опроса инвесторы дали свои рекомендации по определению приоритетов развития бизнеса и региональной инвестиционной политики (рис. 2) [2]:

1) дальнейшее снижение административных барьеров, переход к системе «одного окна» (80% инвесторов);

2) модернизация транспортной системы (80% инвесторов);

3) повышение эффективности государственных инвестиций и поддержки инвестиционных проектов, использование альтернативных форм государственного участия в поддержке бизнеса (75% инвесторов);

4) дальнейшее развитие социальной инфраструктуры (60% инвесторов).

5) модернизация образования и повышение производительности труда (40% инвесторов);

6) расширение мер поддержки в области инноваций, стимулирования инноваций.

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Снижение Модернизация Государственные Социальная Модернизация административных транспортной инвестиции инфраструктура образования

барьеров

системы

Рис. 2. Ожидаемые инвесторами приоритеты развития Республики Татарстан

Эффективное развитие Республики Татарстан в направлениях, соответствующих представленным выше приоритетам, возможно в рамках подготовки и проведения летней Универсиады 2013 г. в Казани.

Оценка влияния Универсиады на инвестиционную привлекательность Республики Татарстан проводилась нами по ряду направлений. В [1] уже предложена методика оценки повышения потребительского потенциала Республики Татарстан в результате проведения Универсиады 2013 г. на основе эконометрического моделирования. Приоритет в этой работе был сделан на получение количественных характеристик такого влияния. В настоящей работе предлагается развитие указанной методики для оценки других факторов и составляющих инвестиционной привлекательности региона на примере Республики Татарстан.

В процессе подготовки и проведения Универсиады 2013 г. будет построен ряд спортивных объектов, значительно улучшится дорожно-транспортная инфраструктура г. Казани (строительная отрасль получит множество заказов), улучшится международный имидж республики, что даст новый импульс развитию туристической отрасли в регионе, росту потребления на рынке образовательных услуг в сфере туризма, торговли, индустрии гостеприимства и др. Планируется существенное развитие инфо-коммуникационных систем, а также преобразование институциональ-

80%

80%

75%

60%

40%

ной среды в республике. Проведение Универсиады 2013 г. будет способствовать росту финансового, потребительского, инфраструктурного и институционального потенциала республики.

В [1] проведена оценка повышения потребительского потенциала Республики Татарстан. Влияние на потребительский потенциал проанализировано путем оценки прироста потенциального внутреннего спроса населения республики в результате оживления в отраслях, задействованных в подготовке Универсиады 2013 г. Рассмотрим инфраструктурный потенциал с точки зрения его влияния на производительность труда в республике.

В результате подготовки к Универсиаде 2013 г. планируется построить и реконструировать 64 спортивных объекта, что увеличит материально-ресурсный потенциал региона.

Далее будет показано, как увеличение спортивных объектов может повлиять на инвестиционную привлекательность Республики Татарстан. Уже в настоящее время спортивная активность населения Республики Татарстан заметно увеличилась благодаря введению новых спортивных объектов (табл. 1). Известно, что занятия спортом и физкультурой снижают уровень заболеваемости населения, что способствует повышению производительности труда работоспособного населе-

ния и трудового потенциала Республики Татарстан. В работе Г. А. Обыденникова указано, что при достижении доли постоянно занимающихся спортом сотрудников профессорско-преподавательского состава (1111С) одного из удмуртских вузов значения 31% и доли не систематически занимающихся спортом представителей 1111С - 68% имело место снижение заболеваемости первой группы работников на 17% [3].

Определим зависимость уровня заболеваемости населения Республики Татарстан от уровня его спортивной активности. В качестве анализируемых показателей рассмотрим численность занимающихся физкультурой и спортом на 1000 человек населения в Республике Татарстан (обозначим его SPORT) и число дней временной нетрудоспособности работоспособного населения Республики Татарстан по болезни (в расчете на 100 работающих) в период 2004-2010 гг. (обозначим его ILLNESS), данные по которым представлены в отчетах Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (табл. 1, 2).

В результате построения ряда эконометриче-ских моделей получен окончательный вариант регрессионной модели, включающей вышеуказанные показатели (табл. 3).

Таблица 1

Численность занимающихся физкультурой и спортом на 1000 человек населения в Республике Татарстан в 2004-2010 гг.*

Показатель Годы

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Численность занимающихся физкультурой и спортом на 1000 человек населения 149,0 150,4 155,4 173,5 190,4 205,5 231,3

*Источник: составлено по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - URL: www.tatstat.ru

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика показателей временной нетрудоспособности работоспособного населения Республики Татарстан (в расчете на 100 работающих)*

Всего Случаев Дней

2006 2007 2008 2009 2010 2006 2007 2008 2009 2010

57,8 63,1 60,8 62,7 60,9 753 789 794 800 793

из них по заболеваемости 49,6 53,7 51,9 52,9 51,1 685 715 720 717 713

*Источник: составлено по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - URL: www.tatstat.ru

Таблица 3

Регрессионная модель оценки влияния спортивной активности населения на уровень заболеваемости трудоспособного населения в Республике Татарстан

Включено наблюдений: 5 Выборка 2006-2010 гг. Зависимая переменная ILLNESS

Переменная Коэффициент Стандартная ошибка ¿-статистика Вероятность Н0 - гипотезы

C 563,2563 6,960153 80,92586 0,0002

SPORT(-2) -0,250041 0,040523 -6,170417 0,0253

ILLNESS(-l) 0,274635 0,012139 22,62411 0,0019

R2 0,996618 F-статистика 294.6422

Дарбин-Уотсон статистика 2,696936 Вероятность нулевой гипотезы по F-статистике 0,003382

* Источник: составлено по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - URL: www.tatstat.ru

В целях формирования более детальной характеристики построенной модели резюмируем результаты регрессионного моделирования. В результате формирования модели доказано, что рост спортивной активности населения, включая занятия физкультурой, снижает общее время временной нетрудоспособности экономически активного населения по заболеваемости. Указанное влияние происходит с двухгодичным лагом (временной задержкой), то есть повышение спортивной активности населения в текущем 2012 г окажет понижающее влияние на уровень заболеваемости через два года, в 2014 г Степень этого влияния количественно определяется по параметрам построенной модели.

Регрессионная модель хорошо специфицирована: коэффициенты при независимых переменных статистически значимы; значение статистики Дарбина-Уотсона модели близко к двум (что актуально для регрессионных моделей построенным по временным рядам); показатель Я2 превышает 95%, что подчеркивает факт объяснения более 95% колебаний зависимой переменной в результате построения модели; значение ^-статистики достаточно велико, а вероятность подтверждения ее нулевой гипотезы составляет менее одного

процента, что характеризует общую высокую спецификацию регрессионной модели.

Кроме того, результат модели соответствует здравому смыслу и результатам других исследований: модель доказывает, что повышение спортивной активности снижает число дней нетрудоспособности населения. Подтверждение этого факта следует из-за отрицательного знака коэффициента перед независимой переменной SPORT(-2). В модели, представленной в табл. 3, имеют место переменные с лагом. Значение лага указано в скобках после имени переменной.

Временной ряд переменной ILLNESS содержит серийную корреляцию. Для исключения ее из модели в качестве объясняющей переменной вводится авторегрессионная переменная ILLNESS(-l). Кроме того, регрессионный анализ позволил определить временную задержку (лаг) влияния роста спортивной активности на уровень заболеваемости населения длительностью в два временных периода (два года); в результате независимая переменная SPORT взята в модели с лагом (-2).

Для определения вклада переменной SPORT в объяснение динамики показателя ILLNESS исключим ее из модели (табл. 4).

Таблица 4

Вспомогательная авторегрессионная модель определения вклада переменной SPORT в объяснение динамики показателя ILLNESS*

Включено наблюдений: 6 Выборка 2005-2010 гг. Зависимая переменная ILLNESS - объем инвестиций Республики Татарстан (в год)

Переменная Коэффициент Стандартная ошибка ¿-статистика Вероятность Н0 - гипотезы

C 270,5817 167,9993 1,610613 0,1826

ILLNESS(-1) 0,627098 0,251103 2,497377 0,0670

R2 0,609256 F-статистика 6,236893

Дарбин-Уотсон статистика 2,155607 Вероятность нулевой гипотезы по F-статистике 0,066954

*Источник: составлено по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - URL: www.tatstat.ru

Искомый вклад переменной SPORT в объяснение динамики показателя ILLNESS рассчитывается как разница значений показателя R2 для моделей в табл. 3 и 4. Она равна 38,7% (99,6% - 60,9%). Таким образом, переменная SPORT объясняет 37,8% колебаний показателя ILLNESS.

Итак, посредством регрессионного моделирования определена количественная взаимосвязь спортивной активности и производительности труда трудоспособного населения:

ILLNESS = 563,2563 - 0,2500 х SPORT (-2) + + 0,2746 х ILLNESS (-1) + е,

где е - ошибка регрессионного уравнения.

Согласно данному уравнению для прогнозирования уровня нетрудоспособности работоспособного населения по заболеваемости в будущем году необходимо знать уровень заболеваемости в текущем году и спортивной активности в прошлом году.

Кроме того, следует отметить, что увеличение численности занимающихся физкультурой и спортом на 1% снижает при прочих равных условиях временную нетрудоспособность работоспособного населения Республики Татарстан на два с половиной дня в год, в расчете на каждые 100 работающих.

Согласно данным ГКУ «Центр занятости населения города Казани», экономически активное занятое население Республики Татарстан на начало 2012 г. составляет 571 тыс. человек. Поэтому вышеуказанное (однопроцентное) увеличение спортивной активности населения в г. Казани приведет к снижению нетрудоспособности по болезни на 14 275 человеко-дней в год. Таким образом, трудовой потенциал Республики Татарстан увеличится без привлечения дополнительной рабочей силы; возрастет производительность труда занятого населения.

Оценим рост инфраструктурного потенциала как фактора инвестиционной привлекательности региона. При подготовке к Универсиаде 2013 г. в г. Казани будет развита дорожно-транспортная инфраструктура. Для обеспечения доступности объектов Универсиады планируется построить 12 транспортных развязок, 23 городские автомобильные дороги, 42 пешеходных перехода; произвести капитальный ремонт 73 городских

улиц общей протяженностью 123 км, завершить строительство первой линии казанского метро протяженностью 17,3 км из 10 станций; реконструировать аэровокзальный комплекс международного аэропорта «Казань».

По самым скромным расчетам развитие дорожно-транспортной инфраструктуры позволит работающим казанцам экономить сорок минут во время поездок на работу и с работы. Условная экономия рабочего времени на одного работающего составит 165 часов в год (из расчета 248 рабочих дней в 2012 г.). В целом по г. Казани экономически активное население может сэкономить как минимум 94,4 млн человеко-часов или 11,8 млн человеко-дней из расчета восьмичасового рабочего дня. Используя указанное высвобожденное время для выполнения своих служебных обязанностей, экономические активные казанцы смогут произвести работ на сумму 1644 млн руб. в год из расчета 160-часового рабочего месяца и средней заработной платы по г. Казани 22,3 тыс. руб. в месяц в 2011 г. (по данным Комитета экономического развития города Казани).

Туристический потенциал Республики Татарстан в результате проведения Универсиады 2013 г. должен значительно возрасти, подтверждением чего являются итоги проведения Олимпийских Игр в Барселоне - яркий пример позитивного влияния Игр на развитие инфраструктуры и улучшение туристического потенциала принимающей стороны (число туристических посещений Барселоны возросло в два раза в 2000 г. по сравнению с 1991 г.). Безусловно, произведенные властями Барселоны огромные капиталовложения в инфраструктуру значительно увеличили нагрузку на бюджет города (который в конце 90-х гг. был дефицитным), но при этом все эти расходы обеспечили экономический рост и развитие города в долгосрочной перспективе в результате сокращения потребности города в инвестиционных вложениях. Кроме того, развитие туристической отрасли положительно отразилось на росте доходов города.

По сравнению с другими субъектами Приволжского федерального округа Республика Татарстан обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, что позволяет ей быть идеальным регионом для развития различных видов туризма и индустрии гостеприимства. Туризм в Татар-

стане - одна из наиболее перспективных сфер социально-экономического развития. За последние пять лет туристический поток в Татарстан увеличился в 2,5 раза: по итогам 2010 г. среднегодовой темп прироста составил 12-18% (около 1 млн человек). Объем оказанных в республике туристических услуг в 2010 г. составил 5,2 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2005 г. в 2,4 раза.

Однако туристический потенциал республики может остаться только потенциалом, если подготовка к Универсиаде 2013 г. не будет проведена на должном уровне. Успех этого международного проекта зависит от работы множества людей, эффективности взаимодействия многих заинтересованных лиц. При оптимистическом сценарии развития событий совокупный объем поступлений в туристической сфере Республики Татарстан составит десятки миллиардов рублей в интервале планирования до 2020 г.

Таким образом, проведение и подготовка летней Универсиады 2013 г. в г. Казани способны значительно повысить инвестиционную привлекательность Республики Татарстан. Прогресс будет достигнут во всех приоритетных

направлениях развития Республики Татарстан, названных инвесторами в опросе компании «Pricewaterhouse Coopers-Россия» относительно инвестиционной привлекательности Республики Татарстан в 2011 г.: будут снижаться административные барьеры; произойдет модернизация дорожно-транспортной системы; повысится эффективность государственных инвестиций, расширится спектр форм государственной поддержки бизнеса и инноваций; получит развитие социальная инфраструктура; на новый уровень выйдет образовательная система, повысится производительность труда экономически активного населения.

Список литературы

1. Леонов В.А. Характеристика влияния крупного спортивного мероприятия международного уровня на социально-экономическое развитие принимающего региона // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. -№ 1(21). - С. 38-42.

2. Путеводитель инвестора Республика Татарстан. -URL: www.pwc.ru

3. Обыденников Г. А. Формирование положительного отношения педагогов вуза к здоровому образу жизни // Актуальные вопросы педагогики и психологии: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2011. - 1 августа.

В редакцию материал поступил 11.01.12

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона; региональная инвестиционная политика; универсиада; инвестиционный потенциал; инвестиционные риски; методика оценки инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.