Научная статья на тему 'Определение приоритетных направлений развития церковно-государственных отношений в пенитенциарной сфере современной России'

Определение приоритетных направлений развития церковно-государственных отношений в пенитенциарной сфере современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православное тюремное служение / тюремная миссия / межрелигиозное сотрудничество / пенитенциарная система / светское государство / церковно-государственные отношения / благотворительность / ресоциализация / тюремные капелланы. / Orthodox prison ministry / prison mission / interreligious cooperation / penitentiary system / secular state / church-state relations / charity / resocialization / prison chaplains.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белов Пётр Юрьевич

Целью исследования является определение и формулирование общих для государства и Церкви видов деятельности в местах лишения свободы как приоритетных направлений развития церковно-государственных отношений в пенитенциарной сфере современной России. Научная новизна исследования заключается в выявлении и формулировке автором приоритетных направлений церковно-государственного взаимодействия в пространстве российской пенитенциарной системы. Автор установил, что общими приоритетными направлениями взаимодействия на сегодня являются: обеспечение соблюдения религиозных прав и свобод православных заключенных; противодействие криминализации общественного сознания; поддержка социальной деятельности православной церкви как общественной структуры, сыгравшей особую роль в становлении российской государственности; использование положительного исторического опыта организации православного тюремного служения в России; церковная деятельность по профилактике преступности, социально-педагогическая и благотворительная деятельности в местах лишения свободы. Таким образом, в результате исследования определены взаимоприемлемые для государства и Церкви виды деятельности в местах лишения свободы как приоритетные направления развития церковно-государственных отношений в пенитенциарной сфере современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of priority directions for the development of church and state relations in the penitentiary system of modern Russia

The purpose of the study is to identify and formulate the activities common to the state and the Church in places of detention as priority areas for the development of church-state relations in the penitentiary sphere of modern Russia. The scientific novelty of the research lies in the identification and formulation by the author of the priorities for church-state interaction in the field of the Russian penitentiary system. The author establishes the following general priorities for interaction today: ensuring the observance of the religious rights and freedoms of Orthodox prisoners; countering the criminalization of public consciousness; supporting the social activities of the Orthodox Church as a social structure that played a special role in the formation of Russian statehood; using the positive historical experience of organizing Orthodox prison ministry in Russia; church activity for the prevention of crime, socio-pedagogical and charitable activities in places of detention. Thus, the study identifies mutually acceptable activities in places of detention for the state and the Church as priorities for the development of church-state relations in the penitentiary system of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Определение приоритетных направлений развития церковно-государственных отношений в пенитенциарной сфере современной России»

Исторические исследования

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №3. С. 59-69

УДК 261.7

Чтец Пётр Белов (Белов Пётр Юрьевич) Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Определение приоритетных направлений развития

церковно-государственных отношений в пенитенциарной

Аннотация: Целью исследования является определение и формулирование общих для государства и Церкви видов деятельности в местах лишения свободы как приоритетных направлений развития церковно-государственных отношений в пенитенциарной сфере современной России. Научная новизна исследования заключается в выявлении и формулировке автором приоритетных направлений церковно-государственного взаимодействия в пространстве российской пенитенциарной системы. Автор установил, что общими приоритетными направлениями взаимодействия на сегодня являются: обеспечение соблюдения религиозных прав и свобод православных заключенных; противодействие криминализации общественного сознания; поддержка социальной деятельности православной церкви как общественной структуры, сыгравшей особую роль в становлении российской государственности; использование положительного исторического опыта организации православного тюремного служения в России; церковная деятельность по профилактике преступности, социально-педагогическая и благотворительная деятельности в местах лишения свободы. Таким образом, в результате исследования определены взаимоприемлемые для государства и Церкви виды деятельности в местах лишения свободы как приоритетные направления развития церковно-государственных отношений в пенитенциарной сфере современной России.

Ключевые слова: православное тюремное служение; тюремная миссия; межрелигиозное сотрудничество; пенитенциарная система; светское государство; церковно-государственные отношения; благотворительность; ресоциализация; тюремные капелланы.

Проблематика исследования, посвященного выявлению

взаимоприемлемых приоритетных направлений развития церковно-государственных отношений в пенитенциарной сфере современной России, представляет научный и практический интерес. Необходимо понимать, какая именно деятельность Церкви в местах лишения свободы совпадает с интересами светского государства. Эта деятельность может послужить основой

сфере современной России

для церковно-государственного пенитенциарного сотрудничества. Следовательно, Церковь сможет рассчитывать на законодательную, административную и материальную поддержку указанной деятельности со стороны государства. Рассмотрение элементов, составляющих религиозное тюремное служение, поможет научно осмыслить процесс становления церковно-государственного взаимодействия в местах лишения свободы в постсоветский период.

Практическая значимость подобного исследования заключается в использовании полученных данных для повышения качества православного тюремного служения и дальнейшего развития церковно-государственного сотрудничества в пенитенциарной сфере.

Миссия Русской Православной Церкви в пенитенциарной системе Российской Федерации по сравнению с другими видами современной христианской миссии в светском обществе отличается особой сложностью. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и Всея Руси, называет современное «миссионерское поле» жестоким и нередко враждебным пространством современного мира. Социальную среду, в которой православные миссионеры ведут свою работу, Его Святейшество характеризует как малокомфортную. В этой враждебной христианству среде миссионер, свидетельствующий Слово Божие, может столкнуться с непониманием, раздражением, сомнением, насмешками, разочарованием1. Особенно актуальна такая характеристика для православной миссии в пенитенциарных учреждениях, где, в связи с концентрацией преступных элементов на ограниченной территории, греховные проявления, свойственные современному обществу, нередко обострены. Основную часть паствы православного тюремного духовенства составляют криминальные личности.

Осужденные, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, как правило, оказываются там вследствие правонарушений, представляющих особую опасность для общества. А. А. Гогин отмечает, что правонарушение как реальность объективной действительности, представляет собой вызов обществу и государству, пренебрежение к тому, что представляет для них ценность и значимость2.

Такие явления, как преступление и наказание за его совершение, существуют в человеческом обществе с глубокой древности. В исследовании А. И. Коробеева отмечается, что люди во все времена и у всех народов пытались обуздать, искоренить, уничтожить социальное зло под названием

1 Кирилл (Гундяев), митр. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь? М., 2002. С. 88.

2 Гогин А.А. Правонарушения: понятие, сущность, виды. М., 2007. С. 38.

«преступление», прибегая для этого к помощи наказания . В разные исторические периоды, в разных обществах одни и те же деяния признавались государственной властью как правомерными, так и преступными. Церковный же взгляд на деяния людей базируется на неизменном евангельском законе. В связи с этим церковная характеристика того или иного деяния как преступного не всегда совпадала с государственной.

Признание того или иного деяния преступным или правомерным во многом зависит от нравственного состояния общества. В последние годы идет процесс криминализации сознания граждан России. Так, М. Ю. Попов отмечает, что борьбу с криминализацией общественного сознания можно выиграть только с помощью возрождения духовных устоев, воспитания, распространения в обществе понятий о вере и долге, о стыде и грехе4.

Сегодня Россия - светское правовое государство. Важно не смешивать понятия «атеистическое» и «светское». Как отмечает К. М. Андреев: «Светскость государства не должна пониматься как его антиклерикальность, а скорее, как равноудаленность от всех религиозных конфессий»5.

В пенитенциарной системе Российской Федерации, как светского государства, тюремное служение совершают представители православной церкви, а также инославных и иноверных религиозных направлений. Важной задачей для пенитенциарной системы правового российского государства является обеспечение условий эффективного тюремного служения представителей традиционных для России религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма. В силу исторических причин, особо значимым является православное тюремное служение. Это связано с уникальным вкладом Русской Православной Церкви в формирование российской государственности. Так, профессор А. А. Царевский отмечает, что православие сплотило политический организм России и упрочило ее могущество. Оно всесторонне охватило собою жизнь русского народа, и наложило неизгладимую печать на все проявления этой жизни. Православие создало великое тело России и одухотворило его, стало поистине душою России6.

В настоящее время православные тюремные служители и миссионеры в своей деятельности руководствуются нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также церковными канонами, базирующимися на Священном Писании и Священном Предании. Как отмечал А. С. Павлов, церковное право иначе называется каноническим. Православный канонист

3 Коробеев А.И. Учение о наказании в уголовном праве России. Владивосток, 2011.

4 Попов М.Ю. Криминальные процессы в современном российском обществе: причины, динамика, перспективы. Краснодар, 2010. С. 142.

5 Андреев К.М. Право верить в современной России: вопросы реализации конституционной свободы вероисповедания. М., 2020. С. 16.

6 Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. Л., 1991. С. 3.

может давать своему предмету и то и другое название7. Таким образом, в основе православной тюремной миссии лежат нормы церковного (канонического) и светского права.

Особенно важным для пенитенциарной системы во все времена было понятие «справедливость». Как отмечает И. А. Иванников, в России традиционно понятие «справедливость» применялось как при характеристике отдельных личностей, так и государственных органов, государственных законов. Примерами служат словосочетания «справедливый суд», «праведный

о

суд» .

В настоящее время в России церковь отделена от государства. Естественно, что в исторический период, когда Православная Церковь имела статус государственной, понятия «справедливость», «праведность» понимались государственной властью с точки зрения православного вероучения. Следовательно, и содержание государственных законов не могло противоречить православному вероучению. П. Е. Казанский отмечал, что «между Царем и православным русским народом должно быть, по праву, единение в области религиозно-нравственных начал, в пределах которых вращается государственная деятельность»9. Упомянутое в цитате общее понятие «государственная деятельность», в частности включало в себя и государственную деятельность, направленную на обеспечение процесса православного тюремного служения.

Г. Л. Долженкова также отмечала, что в императорской России действовал институт тюремных капелланов. Под покровительством государственной власти, с 1819 г. существовало «Попечительное о тюрьмах общество». В религиозной, социальной, и благотворительной работе этого общества активно принимали участие видные религиозные деятели православной церкви10.

В качестве примера заботы православного государства о православном тюремном служении и христианского отношения императорской власти к узникам можно привести известную петербургскую тюрьму «Кресты», в которой действовал пятикупольный вместительный благолепный православный храм. Интересно, что по оценке зарубежных экспертов, на момент постройки тюрьма «Кресты» была лучшей в Европе благодаря системе вентиляции, автономному водоснабжению, водяному отоплению и электрическому освещению11.

7 ПавловА.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 11-12.

8 Иванников И.А. Теория и философия права. М., 2018. С. 99.

9 Казанский П.Е. Власть Всероссийского императора. М., 1999. С. 365.

10 Долженкова Г.Л. Социальное обеспечение как один из факторов, влияющих на социальную адаптацию осужденных к лишению свободы. М., 2004. С. 11, 78.

11 Порохов С.Ю. Кресты. М., 2008 г. С. 46-47.

Вся система православного тюремного служения в пенитенциарных учреждениях была уничтожена вследствие трагических событий 1917 г., в связи с утратой Православной Церковью статуса государственной, и началом эпохи гонений на верующих в России. Этим трагическим событиям предшествовало распространение в обществе идеи «свободной церкви в свободном государстве».

На рубеже Х1Х-ХХ веков К. П. Победоносцев предупреждал современников о том, что «система свободной Церкви в свободном государстве основана покуда на отвлеченных началах, теоретически; в основание ее положено не начало веры, а начало религиозного индеферентизма, или равнодушия к вере, и она поставлена в необходимую связь с учениями проповедующими нередко не терпимость и уважение к вере, но явное или подразумеваемое пренебрежение к вере как к пройденному моменту психического развития в жизни личной и национальной»12.

В советское время легально совершать православное тюремное служение было невозможно. Такая деятельность не предусматривалась действовавшим законодательством. В. И. Баннова, говоря о плодах советской религиозной политики, отмечает: «Следует признать тот факт, что политика государственного атеизма повлияла на сознание советских людей. Часть из них стала атеистами, а некоторые - воинствующими атеистами (тем самым они реализовали свое конституционное право). Верующие как верили в Бога, так и продолжали в него верить. У некоторых людей указанная политика породила

13

индифферентное отношение к религии» . В постсоветский период представителям православной церкви, совершающим тюремное служение, приходится контактировать не только с православными верующими из числа заключенных и сотрудников пенитенциарной системы, но и с инославными, иноверцами, а также атеистами, и людьми, индифферентно относящимися к религии.

В условиях режима пенитенциарных учреждений особо эффективным и доступным «орудием в руках» православных тюремных служителей является убеждение через диалог. В исследовании Л. Г. Павловой, Е. Ю. Кашаевой, посвященной убеждению, отмечается, что действенными средствами обеспечения эффективности убеждения являются: «Апелляция к авторитетному источнику, цитирование, ссылка на традиции, обращение к вере»14. Метод убеждения в своей работе широко используют и сотрудники пенитенциарной системы. А. А. Косых отмечает, что «убеждение в учреждениях уголовно-исполнительной системы - это прежде всего метод воздействия со стороны

12 Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 2004. С. 411.

13 Баннова В.И. Государственный атеизм в СССР во второй половине XX века: теория и практика. С. 90.

14 Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Убеждающее воздействие в сфере делового общения. М., 2018. С. 130.

всех отделов и служб, направленный на исправление осужденных и предотвращение совершения ими новых преступлений»15.

Православный взгляд на профилактику преступности отличается от светского. Особенность православного подхода к профилактике преступности, к предотвращению совершения новых преступлений - это отношение к каждому человеку, а не только к заключенному, как к грешнику - преступнику перед Богом. Для согрешившего православного христианина важно как можно быстрее раскаяться в совершенном грехе, и не допускать его повторения в будущем. Г. И. Шиманский отмечает, что при совершении какого-либо греха впервые «полагается основание привычке, ибо сделавший однажды какое-либо дело легче, скорее и охотнее совершит его в другой раз», и далее: «Грех, однажды совершенный, если не будет изглажен покаянием, но будет повторяться, мало-помалу обратится в греховную привычку»16. Важной особенностью православного вероучения является призыв к человеку не допускать грехов (в том числе и порождающих уголовные преступления) не только из страха получить наказание. Д. В. Рождественский отмечает, что человек должен исполнять нравственный закон из любви и благоговения к Высочайшему Существу, верховному Законодателю-Богу17.

Активное участие Православной Церкви и других традиционных для России религий в процессе профилактики преступности сегодня особенно актуально для светского государства. В исследовании В. А. Егорова, А. С. Климова, посвященном ресоциализации заключенных, отмечается, что «около 1/3 осужденных к лишению свободы, вновь возвращаются туда», и далее «на сегодняшний день Уголовно-исполнительная система России не в полной мере

справляется со своими прямыми обязанностями перевоспитания и

18

недопустимости повторного совершения преступлений» .

Русская Православная Церковь как наиболее многочисленная религиозная организация в России способна оказать существенную социально-педагогическую поддержку осужденным. Так Н. С. Фомин, перечисляя субъектов такой поддержки, среди прочего называет религиозные сообщества. Цель социально-педагогической поддержки осужденных, по мнению Н. С. Фомина, это ресоциализация «посредством формирования у них перспективных жизненных целей, интересов, установок и мотивации поведения по социально-ролевому самоопределению в таких сферах жизнедеятельности как семья, общее и профессиональное образование, межличностное общение,

15 КосыхА.А. Убеждение в правовом регулировании общественных отношений. Воронеж, 2017. С. 141.

16 Шиманский Г.И. Нравственное богословие. СПб., 2017. С. 154.

17 Рождественский Д.В. Нравственное богословие: Общ. учение о нравств. Законе Божием и нравств. жизни и деятельности. М., 2001. С. 28-29.

18 Егоров В.А., Климов А.С. Ресоциализация лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в пенитенциарный и постпенитенциарный период. Елец, 2019. С. 3.

трудовая деятельность, свободное времяпрепровождение; восстановление социально-трудового статуса и утраченных социальных связей после

19

исполнения наказания» .

Религиозная благотворительная деятельность также является важным ресурсом общества и государства в процессе решения социальных проблем. Так, М. И. Надеева отмечает, что во всех мировых религиях существует

принцип благотворительности. Для мировых религий благотворительность

20

является традиционной этической и социальной нормой . Следовательно, Русская Православная Церковь может эффективно содействовать государству в решении социальных проблем заключенных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, посредством религиозно-мотивированной

благотворительности.

Известно, что даже в первые века христианства, в условиях гонений, церковь занималась благотворительной деятельностью, содействовала обществу в решении социальных вопросов. И. С. Свенцицкая, говоря о причинах преследований первых христиан, отмечает, что власть Римской Империи «волновало не собственно содержание верований христиан, а их нежелание вписаться в общепринятые нормы почитания официальных божеств, что воспринималось как нелояльность по отношению к империи: христиане как-бы ставили себя вне общественной структуры того времени; они казались властям непонятными и потому опасными чужаками»21. Центральную роль в благотворительной деятельности христианской церкви первых веков играли епископы. М. М. Казаков отмечает, что в первые века существования христианской церкви влияние епископов в городах Римской Империи значительно возросло, среди прочего, благодаря тому, что епископ «не только был ответственен за поддержание морального духа, мужества и стойкости своих прихожан и симпатизирующих христианству людей в это трудное время, но и осуществлял широкую благотворительную деятельность по отношению к

сиротам, вдовам, нищим, убогим; давал приют странникам, организовывал

22

похороны бедняков и выкуп пленных у варваров» . Общеизвестно, что христиане во все века проявляли особую заботу о своих единоверцах, оказавшихся в местах лишения свободы.

Таким образом, развитие православной благотворительности в местах лишения свободы будет не только исполнением христианского долга помощи страждущим, но и принесет существенную пользу в процессе миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

19 Фомин Н.С. Теоретические основы социально-педагогической поддержки осужденных в процессе их ресоциализации. М., 2004. С. 8.

20 Надеева М.И., Надеева Д.Б. Милосердие и благотворительность в зеркале мировых религий. Казань, 2017. 213 с.

21 Свенцицкая И.С. Первые христиане и Римская империя. М., 2000. С. 285.

22 Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV в. Смоленск, 2002. С. 112.

Обобщая отметим, что в современной России существуют общие, взаимоприемлемые для государства и церкви виды деятельности в местах лишения свободы. Приоритетными направлениями развития церковно-государственных отношений в пенитенциарной сфере современной России можно считать следующие:

— обеспечение соблюдения религиозных прав и свобод православных заключенных;

— противодействие криминализации общественного сознания;

— поддержку социальной деятельности православной церкви, как общественной структуры, сыгравшей особую роль в становлении российской государственности;

— использование положительного исторического опыта организации православного тюремного служения в России;

— церковную деятельность по профилактике преступности, социально-педагогическая и благотворительная деятельности в местах лишения свободы.

На наш взгляд приоритетное развитие перечисленных видов деятельности принесет наибольшую пользу российскому обществу и государству, а также будет способствовать развитию православной тюремной миссии в светской пенитенциарной системе. Перспективы дальнейших исследований в области религиозного тюремного служения автор статьи видит в научном анализе феномена православного тюремного служения в светском государстве и содержания православной миссии в местах лишения свободы.

Список литературы

1. Андреев К.М. Право верить в современной России: вопросы реализации конституционной свободы вероисповедания. М.: Первая Образцовая типография, 2020.

2. Баннова В.И. Государственный атеизм в СССР во второй половине XX века: теория и практика. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012.

3. Гогин А.А. Правонарушения: понятие, сущность, виды. М.: NOTA BENE, 2007.

4. Долженкова Г.Л. Социальное обеспечение как один из факторов, влияющих на социальную адаптацию осужденных к лишению свободы. М.: НИИ УИС Минюста Российской Федерации, 2004.

5. Егоров В.А., Климов А.С. Ресоциализация лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в пенитенциарный и постпенитенциарный период. Елец: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2019.

6. Иванников И.А. Теория и философия права. М.: Юрлитинформ, 2018.

7. Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV в. Смоленск, Универсум, 2002.

8. Казанский П.Е. Власть Всероссийского императора. М.: Журн. «Москва», 1999.

9. Кирилл (Гундяев), митр. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь? М.: Даниловский благовестник, 2002.

10. Коробеев А.И. Учение о наказании в уголовном праве России. Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2011.

11. Косых А.А. Убеждение в правовом регулировании общественных отношений. Воронеж: Научная книга, 2017.

12. Надеева М.И., Надеева Д.Б. Милосердие и благотворительность в зеркале мировых религий. Казань: Изд-во КНИТУ, 2017.

13. Павлов А.С. Курс церковного права. СПб.: Издательство «Лань», 2002.

14. Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Убеждающее воздействие в сфере делового общения. М.: ИНФРА-М, 2018.

15. Попов М.Ю. Криминальные процессы в современном российском обществе: причины, динамика, перспективы. Краснодар: ХОРС, 2010.

16. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Сибирская Благозвонница, 2004.

17. Порохов С.Ю. Кресты. М.: ЭКСМО, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Рождественский Д.В. Нравственное богословие: Общ. учение о нравств. Законе Божием и нравств. жизни и деятельности. М.: Лествица, 2001.

19. СвенцицкаяИ.С. Первые христиане и Римская империя. М.: Вече, 2000.

20. Фомин Н.С. Теоретические основы социально-педагогической поддержки осужденных в процессе их ресоциализации. М.: Изд-во Института социально-педагогических проблем сельской школы, 2004.

21. Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России, Л.: Альфа, 1991.

22. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2017.

Reader Petr Belov (Belov Petr Yurievich) St. Tichon's Orthodox University

Identification of priority directions for the development of church and state relations in the penitentiary system of modern Russia

Abstract: The purpose of the study is to identify and formulate the activities common to the state and the Church in places of detention as priority areas for the development of church-state relations in the penitentiary sphere of modern Russia. The scientific novelty of the research lies in the identification and formulation by the author of the priorities for church-state interaction in the field of the Russian penitentiary system. The author establishes the following general priorities for interaction today: ensuring the observance of the religious rights and freedoms of Orthodox prisoners; countering the criminalization of public consciousness; supporting the social activities of the Orthodox Church as a social structure that played a special role in the formation of Russian statehood; using the positive historical experience of organizing Orthodox prison ministry in Russia; church activity for the prevention of crime, socio-pedagogical and charitable activities in places of detention. Thus, the study identifies mutually acceptable activities in places of detention for the state and the Church as priorities for the development of church-state relations in the penitentiary system of modern Russia.

Keywords: Orthodox prison ministry; prison mission; interreligious cooperation; penitentiary system; secular state; church-state relations; charity; resocialization; prison chaplains.

References

Andreev K.M. The Right to Believe in Modern Russia: Issues of Implementing Constitutional Freedom of Religion [Pravo verit' v sovremennoj Rossii: voprosy realizacii konstitucionnoj svobody veroispovedaniya]. Moscow, 2020.

Bannova V.I. Gosudarstvennyj ateizm v SSSR vo vtoroj polovine XX veka: teoriya i praktika [State atheism in the USSR in the second half of the 20th century: theory and practice]. Novosibirsk, 2012.

Gogin A.A. Pravonarusheniya: ponyatie, sushchnost', vidy [Offenses: concept, essence, types.]. Moscow, 2007.

Dolzhenkova G.L. Social'noe obespechenie kak odin iz faktorov, vliyayushchih na social'nuyu adaptaciyu osuzhdennyh k lisheniyu svobody [Social security as one of the factors influencing the social adaptation of prisoners to imprisonment]. Moscow, 2004.

Egorov V.A., Klimov A.S. Resocializaciya lic, otbyvayushchih nakazanie v vide lisheniya svobody v penitenciarnyj i postpenitenciarnyj [Resocialization of persons serving a sentence of imprisonment in penitentiary and post-penitentiary]. Yelets, 2019.

Ivannikov I.A. Teoriya i filosofiyaprava [Theory and philosophy of law]. Moscow, 2018.

Kazakov M.M. Hristianizaciya Rimskoj imperii v IV v. [Christianization of the Roman Empire in IV century]. Smolensk, 2002.

Kazanskij P.E. Vlast' Vserossijskogo imperatora [Power of the All-Russian Emperor]. Moscow, 1999.

Kirill (Gundyaev), mitr. Vyzovy sovremennoj civilizacii. Kak otvechaet na nih Pravoslavnaya Cerkov' [Challenges of modern civilization. How does the Orthodox Church respond to them?]? Moscow, 2002.

Korobeev A.I. Uchenie o nakazanii v ugolovnom prave Rossii [The doctrine of punishment in the criminal law of Russia]. Vladivostok, 2011.

Kosyh A.A. Ubezhdenie vpravovom regulirovanii obshchestvennyh otnoshenij [Conviction in the legal regulation of public relations]. Voronezh, 2017.

Nadeeva M.I., Nadeeva D.B. Miloserdie i blagotvoritel'nost' v zerkale mirovyh religij [Mercy and charity in the mirror of world religions]. Kazan, 2017.

Pavlov A.S. Kurs cerkovnogoprava [Church Law Course]. Saint Petersburg, 2002.

Pavlova L.G., Kashaeva E.YU. Ubezhdayushchee vozdejstvie v sfere delovogo obshcheniya [Persuasive Impact in Business Communication]. Moscow, 2018.

Popov M.YU. Kriminal'nye processy v sovremennom rossijskom obshchestve: prichiny, dinamika, perspektivy [Criminal Processes in Modern Russian Society: Causes, Dynamics, Prospects]. Krasnodar, 2010.

Pobedonoscev K.P. Velikaya lozh' nashego vremeni [The great lies of our time]. Moscow,

2004.

Porohov S.YU. Kresty [Crosses]. Moscow, 2008.

Rozhdestvenskij D.V. Nravstvennoe bogoslovie: Obshch. uchenie o nravstv. Zakone Bozhiem i nravstv. zhizni i deyatel'nosti [Moral theology: Common. doctrine of morals. The law of God and morals. life and work]. Moscow, 2001.

Svencickaya I.S. Pervye hristiane i Rimskaya imperiya [Early Christians and the Roman Empire]. Moscow, 2000.

Fomin N.S. Teoreticheskie osnovy social'no-pedagogicheskoj podderzhki osuzhdennyh v processe ih resocializacii [Theoretical foundations of social and pedagogical support of convicts in the process of their resocialization]. Moscow, 2004.

Carevskij A.A. Znachenie pravoslaviya v zhizni i istoricheskoj sud'be Rossii [The value of Orthodoxy in the life and historical fate of Russia]. Leningrad, 1991.

Shimanskij G.I. Nravstvennoe bogoslovie [Moral theology]. Saint Petersburg, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.