Научная статья на тему 'Определение причины дорожно- транспортного происшествия'

Определение причины дорожно- транспортного происшествия Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
996
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение причины дорожно- транспортного происшествия»

УДК 6561 08 Б.И.Борисов

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» г.Саратов ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Аннотация

Установление причинно-следственных факторов возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) осуществляется путем качественного (детерминированного) анализа отдельных происшествий. При этом одним из ключевых понятий в безопасности движения является понятие «причина ДТП», которое в специальной литературе трактуется неоднозначно. Это объясняется тем, что возникновение ДТП является сложным процессом, который связан с различными причинно-следственными факторами. Признается факт, что причина ДТП есть несоответствие между возможностями человека и функциональным состоянием подсистемы «автомобиль-дорога». Кроме этого, затрагивается проблема классификации причин ДТП на системном и локальном уровнях. На локальном уровне, т. е. при расследовании одиночного ДТП, автором предлагается «привязывать» поиск причины происшествия к конкретному нарушению Правил дорожного движения и других нормативных документов. Это возможно в связи с тем, что значительное число ДТП можно связать со свойствами автомобиля, и в первую очередь со свойствами активной безопасности. При этом для анализа предлагается использовать физические зависимости, которые помогают получить ответ на основные вопросы расследования ДТП. Приводятся примеры использования этих зависимостей при расследовании причин происшествий.

Ключевые слова

дорожно-транспортное происшествие, причина, классификация, анализ, автомобиль, безопасность,

свойства, расчеты, выводы

Установление причинно-следственных факторов возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) осуществляется путем качественного (детерминированного) анализа отдельных ДТП. Среди особенностей качественного анализа можно выделить имеющиеся различия в понятии «причина ДТП». При анализе аварийности причинами чаще всего называют нарушения Правил дорожного движения (ПДД) водителями и пешеходами, технические неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние улиц и дорог и др. Такой вывод дается, в частности, в большой работе, посвященной анализу ДТП [1]. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии единого толкования понятия «причина ДТП». Можно предположить, что одними из первых, кто попытался дать толкование понятию «причина ДТП» были сотрудник Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТа) А. Корнеев и сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР А. Рыбин [2]. Эти авторы отмечают, что одним из ключевых понятий в безопасности движения является понятие «причина ДТП», которое в специальной литературе трактуется неоднозначно. Это объясняется тем, что возникновение ДТП является сложным процессом, который связан с различными причинно-следственными связями, характеризующими состояние системы «водитель-автомобиль-дорога». Общее, что объединяет эти толкования, это признание того факта, что причина ДТП есть несоответствие между возможностями человека и функциональным состоянием подсистемы « автомобиль - дорога». Это дает возможность говорить о причине ДТП, как о некотором событии, устранение которого предупредило бы аварию или сделало бы ее менее вероятной.

Автор работы [3] приводит перечень условий, которые считаются причинами ДТП. К субъективным причинам автор традиционно относит нарушение ПДД водителями, пешеходами, пассажирами и иными участниками движения, а также нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. К объективным причинам автор относит в основном недостатки в планировании улиц и дорог, в освещении их в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средства регулирования дорожного движения и свойства транспортных средств. Этот узкий перечень не дает достаточно полного представления о широком спектре условий возникновения ДТП.

Более детально проблема классификации причин ДТП рассматривается в работе [4]. Предлагается всё многообразие причин в системе «человек -автомобиль -дорога - окружающая среда» (Ч-А-Д-ОС) на системном уровне также подразделять на субъективные и объективные, приводятся перечень отдельных характерных групп причин на системном уровне и соответствующих причин в каждой группе. На локальном уровне, т.е. при детерминированном методе анализа конкретного ДТП, предлагается «привязывать» поиск причины ДТП к конкретному нарушению отдельных пунктов Правил дорожного движения и других

12

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

нормативных документов (ГОСТов, Методических рекомендаций, СНиПов, ОДН, ОДМ и т. п.). Это возможно в связи с тем, что значительное число ДТП можно связать со свойствами автомобилей, состоянием автомобильных дорог, которые описываются математическими зависимостями. В первую очередь, это относится к свойствам активной безопасности автомобиля, проявление которых во многом зависит от действий водителя.

Анализ единичных происшествий часто строится на использовании физических зависимостей (формул), связывающих параметры, характеризующие элементы системы Ч-А-Д-ОС. Эти зависимости помогают получить ответ на основные вопросы расследования: соответствовали ли действия водителя и других участников движения требованиям ПДД, была ли у водителя техническая возможность избежать ДТП, т. е. в пределах возможного установить причину ДТП.

Самым наглядным примером документа, в котором приводятся соответствующие зависимости, является ГОСТ Р 51709-2001, определяющий требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств. Можно начать с того, что в указанном стандарте допускается вычисление тормозного пути автомобиля Sx по формуле:

ST = (т + 0.5тн) * Vo/3.6 + Vo2 /26 * jуст , где Vo - начальная скорость торможения, км/ч; т - время запаздывания тормозной системы, с; тн - время нарастания замедления, с; jуст- установившееся замедление,м/с2.

Статистика свидетельствует, что многие ДТП происходят в результате превышения установленного скоростного режима (установленной скорости движения). При этом скорость движения до начала торможения Va, как одного из свойств активной безопасности, можно определить по формуле:

где 1з - время нарастания замедления, с; jз - замедление при торможении, м/с2 ; Sт - величина следа торможения, м.

В темное время суток с увеличением скорости движения условия видимости по ряду причин ухудшаются. При этом расстояние видимости Sвид определяется соотношением:

&»д ^св - Ц- * Va ,

где S.^ - расстояние освещенности дороги светом фар перед автомобилем, м; ц - эмпирический коэффициент.

Величина этого коэффициента находится в пределах 0,2-0,5. Это значит, что увеличение скорости на каждые 10 км/ч расстояние видимости сокращается на 2-5 м, о чем многие водители, к сожалению, не знают.

Соответствующим образом описываются практически все свойства активной безопасности автомобиля [6]. Используя соответствующие зависимости при анализе ДТП, путем сопоставления полученных данных с фактическими условиями происшествия, можно решить главные задачи расследования: соответствовали ли действия водителя и других участников требованиям Правил дорожного движения, была ли у водителя техническая возможность избежать ДТП, правильно ли действовали водитель и другие участники в сложившейся аварийной ситуации, т. е. выяснить причину ДТП и оценить действия водителя и других участников в конкретном происшествии.

Список использованной литературы 1.Волошин Г.Я. Анализ дорожно-транспортных происшествий / Г.Я.Волошин, В.П.Мартынов, А.Г.Романов. - М.: Транспорт, 1987.- 240 с. 2. Корнеев А. От установления причины - к конкретным мерам / А. Корнеев, А.Рыбин // Автомобильный транспорт. - 1987.- №3. - С. 16-17.

3.Домке Э Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учеб. для вузов / Э.Р.Домке. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 288 с.

4. Борисов Б.И. К вопросу классификации причин дорожно-транспортных происшествий / Б.И.Борисов // Вестник СГТУ. - 2013. -Выпуск 2 (71). - С. 366-369.

5. ГОСТ Р 51709 - 2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. - Москва, 2002.- 14 с.

6. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. для вузов /В.И.Коноплянко [и др.].- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 236 с.

© Б.И. Борисов, 2015

УДК 537.525

Г.Р. Ганиева, аспирант, КНИТУ-КАИ им. АН. Туполева Б.А. Тимеркаев, д.ф.-м.н., профессор, КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева

Р.Г. Яхин, д.т.н., профессор, КГАСУ Э.М. Ягунд, к.х.н., доцент, КГАСУ Л.И. Потапова, к.х.н., доцент, КГАСУ г. Казань, Российская Федерация

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ТЯЖЕЛЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ ДУГОВЫМ РАЗРЯДОМ.

Аннотация

Предложен оригинальный способ разложения тяжелых углеводородов на легкие фракции в плазме дугового разряда с вращающимися утопленными электродами. Показана эффективность данного способа для разложения жидких углеводородов и отходов нефтепереработки. В выделившихся газах содержатся около 40 процентов этилена и 25 процентов водорода. Проведен хроматографический анализ образовавшихся газов и твердых углеродистых отложений.

Ключевые слова

Плазма, плазмохимия, электрическая дуга, разложение мазута, тяжелое углеводородное сырье, вращающиеся электроды, утопленные электроды.

В данной работе предлагается разложение углеводородного сырья электродуговым разрядом. На сегодняшний день в литературе имеются публикации, посвященные разложению углеводородного сырья электрической дугой. В работе [1, с. 137] описывается взаимодействие плазменной струи инертного газа с распыленным жидким углеводородным сырьем. Данный способ разложения характеризуется ускоренной химической реакцией и глубиной переработки. Недостаток данного способа разложения углеводородного сырья заключается в сложности конструкции плазмотронов, подготовка сырья для разложения. Степень образования легких фракций и его качественный состав зависят от состава и состояния исходного сырья, от исходного состава и температуры плазмы, количественных соотношений между расходами сырья и плазмообразующего газа

В работах [2, с.1156; 3, с.184; 4, с.677] исследовалось воздействие электродуговой плазмы на углеводородное сырье с утопленными электродами. Разряд для этих случаев зажигался непосредственно в толще сырья. Мазут разлагали двумя способами. Первый способ, разложение дуговым разрядом. Второй способ, разложение микродуговым разрядом. В процессе горения разряда за счет высокой температуры высококипящие фракции тяжелых углеводородов оказываются в области плазмы и под действием быстрых электронов и высокоэнергетичных ионов разбиваются на мелкие фракции. Высокая температура электрической дуги создает давление, которое поддерживает внутри мазута плазменную область. Края этой области соприкасаются непосредственно с мазутом. Образовавшиеся газы и пары углеводородов под давлением вырываются из-под мазута на поверхность, и частично поглощаются обратно мазутом, насыщая рабочую жидкость. В области горения разряда мазут контактирует с дугой, и за счет высоких температур будет находиться в состоянии кипения, поставляя в область разряда разнообразные нефтяные фракции. Молекулы углеводородов, оказавшись в области электрического разряда, будут атакованы быстрыми электронами и ионами разряда, а также возбужденными атомами и молекулами углеводородных газов, что характеризует разложение молекул на более мелкие фракции. Под воздействием Архимедовой силы и высокой температуры образовавшиеся газы и пары углеводородов в виде газопарового пузырька быстро покидают область разряда, уступая место потоку новых углеводородов. Однако в ходе процесса разложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.