Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА "ЗЕЛЕНЫХ" СЕРТИФИКАТОВ КАК ОТДЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В ПРАВЕ ГЕРМАНИИ И КИТАЯ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА "ЗЕЛЕНЫХ" СЕРТИФИКАТОВ КАК ОТДЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В ПРАВЕ ГЕРМАНИИ И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЗЕЛЕНЫЕ" СЕРТИФИКАТЫ / ПРАВОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ГАРАНТИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / ВИЭ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомичева Мария Дмитриевна, Скоробогатов Виктор Владимирович

В настоящей работе исследуется проблема определения правового режима «зеленых» сертификатов в праве Германии и Китая. В рамках исследования авторы проводят анализ подхода к установлению законодательного определения «зеленых» сертификатов и выработке правового регулирования данного института в праве ФРГ и Китая. В ходе данного анализа авторами было установлено, что при определении «зеленых» сертификатов в праве Германии и Китая законодатель в первую очередь исходит из их функций и цели использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF LEGAL REGIME OF "GREEN" CERTIFICATES AS A SEPARATE OBJECT OF CIVIL RIGHTS UNDER THE LAWS OF GERMAN AND CHINA

The author considers the problem of determination of legal regime of the «green» certificates under the law of Germany and China. In this work the author analyses approaches to determining legal definition of «green» certificates and development of relevant regulation of this legal institute in Germany and China. During its research the author notes that formulating the legal definition of the «green» certificates the legislators takes into consideration primarily their functions and purposes of use.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА "ЗЕЛЕНЫХ" СЕРТИФИКАТОВ КАК ОТДЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В ПРАВЕ ГЕРМАНИИ И КИТАЯ»

УДК 340

DOI 10.23672/b5830-7537-4329-f

Фомичева Мария Дмитриевна

магистрант,

Московский государственный институт международных отношений (У) МИД РФ victor_kerch@mail.ru

Скоробогатов Виктор Владимирович

магистрант,

Московский государственный институт международных отношений (У) МИД РФ victor_kerch@mail.ru

Maria D. Fomicheva

Master of Laws, Moscow State Institute of International Relations victor_kerch@mail.ru

Viktor V. Skorobogatov

Master of Laws, Moscow State Institute of International Relations victor_kerch@mail.ru

Определение правового

режима «зеленых» сертификатов

как отдельного объекта гражданских прав

в праве германии и китая

Determination of legal regime

of «green» certificates as a separate object of civil rights under the laws of german and china

Аннотация. В настоящей работе исследуется проблема определения правового режима «зеленых» сертификатов в праве Германии и Китая. В рамках исследования авторы проводят анализ подхода к установлению законодательного определения «зеленых» сертификатов и выработке правового регулирования данного института в праве ФРГ и Китая. В ходе данного анализа авторами было установлено, что при определении «зеленых» сертификатов в праве Германии и Китая законодатель в первую очередь исходит из их функций и цели использования.

Ключевые слова: «зеленые» сертификаты, правовое определение, гарантии происхождения, электроэнергия, ВИЭ, закон.

Annotation. Тhe author considers the problem of determination of legal regime of the «green» certificates under the law of Germany and China. In this work the author analyses approaches to determining legal definition of «green» certificates and development of relevant regulation of this legal institute in Germany and China. During its research the author notes that formulating the legal definition of the «green» certificates the legislators takes into consideration primarily their functions and purposes of use.

Keywords: «green» certificates, legal definition, guarantees of origin, electricity, renewable energy, law.

Германия. «Зеленые» сертификаты в Германии именуются гарантиями происхождения (der Herkuntfnachweis). Определение гарантии происхождения содержится в Законе о развитии возобновляемой энергии (Gesetz für den Ausbau erneuerbarer Energien) 2014. Так, гарантия происхождения определяется как электронный документ, который используется исключительно для целей подтверждения конечному потребителю, что определенная часть или объем электроэнергии был получен из возобновляемых источников энергии («ein elektronisches Dokument, das ausschließlich dazu dient, gegenüber einem Letztverbraucher im Rahmen der Stromkennzeichnung nach § 42 Absatz 1 Nummer 1 des Energiewirtschaftsgesetzes nachzuweisen, dass ein bestimmter Anteil oder eine bestimmte Menge des Stroms aus erneuerbaren Energien erzeugt wurde» [1, c. 7]). Очевидно сходство с определением гарантии происхождения, указанным в Директиве 2009/28/ЕС Европейского парламента и Совета от 23 апреля 2009 г. Так, как и в директиве, подчеркивается основная функция данного

инструмента - подтверждение производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии. Также прямо определена форма такого инструмента - электронный документ. В Германии также признаются и гарантии происхождения, выданные в других государствах в том случае, если они соответствуют требованиям, указанным в Директиве 2009/28/ЕС Европейского парламента и Совета от 23 апреля 2009 г. Одна гарантия происхождения выдается в отношении каждого произведенного МВт*ч электроэнергии. Интересно, что в законе прямо указывается на то, что гарантия происхождения не является финансовым инструментом в смысле Закона о банковской деятельности (Kreditwesensgesetz) и Закона о торговле ценными бумагами (Wertpapierhandelsgesetz), при этом какой-либо иной информации относительно правовой природы гарантии происхождения или их статуса как отдельного объекта гражданских прав содержащееся в законе определение не содержит [1, с. 9]. При этом в соответствии с Постановлением о внедрении гарантий происхождения и

гарантий регионального происхождения для электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии от 08 ноября 2018 г., лицо вправе передавать принадлежащие ему гарантии происхождения другим лицам, имеющим счета в реестре гарантий происхождений. Согласно параграфу 28 указанного постановления, гарантия происхождения может быть переведена ее владельцем не только другому лицу, у которого открыт счет в национальном реестре Германии, но также и на счета в иных государствах (государствах-членах ЕС, сторонах Соглашения о европейском экономическом пространстве 1992 г., стороне Договора о создании энергетического союза или в Швейцарии) [2, с. 16]. Данное положение представляет особый интерес, так как по сути придает немецким гарантиям происхождения особый признак, который эффективно отличает его от «зеленых» сертификатов США - трансграничный характер. Что касается реквизитов самого документа, то в соответствии с постановлением о реализации положений закона о возобновляемых источниках энергии и закона об источниках ветровой энергии на море гарантия происхождения должна, по меньшей мере, содержать следующую информацию:

• уникальный идентификационный номер;

• дата выдачи и государство выдачи гарантии происхождения;

• информация об источнике энергии, из которой была произведена электроэнергия, с указанием вида источника;

• дата начала и окончания производства электроэнергии, в отношении которой была выдана гарантия происхождения;

• место нахождения, тип, установленная мощность и дата ввода в эксплуатацию объекта генерации, на котором была произведена электроэнергия;

• информация относительно использования каких-либо программ инвестиционного субсидирования при строительстве станции и относительно того, распространяются ли на данную единицу энергии какие-либо национальные программы (или программа ЕС) поддержки возобновляемой энергии (и, если применимо, описание данной программы) [3, с. 13].

Таким образом, относительно подхода к определению гарантий происхождения («зеленых» сертификатов) в законодательстве Германии в общем можно прийти к следующему выводу:

- гарантии происхождения в целом схожи с одноименными инструментами, разработанными в праве ЕС;

- при этом одним из основных преимуществ регулирования и определения гарантий происхождения («зеленых» сертификатов) в Германии перед «зелеными» сертификатами в США является их трансграничность, т.е., возможность их использования для схожих целей в иных государствах (хотя круг данных государств, в данный момент, ограничен) [2, с. 15].

Китай. В Китае в настоящий момент действуют две системы стимулирования «зеленый» энергетики с использованием «зеленых» сертификатов: одна из систем предусматривает добровольное приобретение и раскрытие использования электроэнергии, произведенной на основе возобновляемых источников энергии, в то время как другая связана с обязательным стандартом потребления экологически чистой электроэнергии (аналог renewable portfolio standard) [4, c. 3]. В первом случае «зеленые» сертификаты используются для получения определенных государственных льгот, т.е., производители электроэнергии на основе ВИЭ предъявляют данные сертификаты уполномоченному органу для получения соответствующих субсидий. Обязательный стандарт потребления «зеленой» электроэнергии и связанные с ним «зеленые» сертификаты были введены в 2020 году. Данный механизм, в целом, аналогичен механизму, выработанному штатами США, в которых был установлен renewable portfolio standard. В соответствии с применимым законодательством Китая, «зеленые» сертификаты также обладают типичными характеристиками, присущими гарантиям происхождения в ЕС и Германии:

• представляет собой документ, содержащий установленные в законе данные, в том числе уникальный идентификационный код;

• электронная форма;

• основная цель использования - право подтвердить, что лицо использует определенный объем электроэнергии, произведенной на основе возобновляемых источников энергии;

• отделимость от объема энергии, в связи с которыми гарантия происхождения была выдана и ее использование в качестве отдельного объекта гражданских прав;

• выдача сертификата за каждый МВт*ч произведенной энергии.

Также, «зеленые» сертификаты, предусмотренные законодательством Китая, имеют и свои особенности. Так, например, производители электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии наделены правом выбора способа получения преимуществ, связанных с «зелеными» сертификатами: так, обладатель «зеленых» сертификатов может либо самостоятельно погасить принадлежащие ему сертификаты и получить от государства соответствующую установленную в законе субсидию в денежной форме, либо осуществить продажу сертификата лицам, на которых накладывается обязанность по потреблению «экологически» чистой энергии в соответствии с установленным стандартом. Данная особенность связана с еще одной отличительной чертой китайской системы: существует ограничение рыночной цены, по которой могут торговаться «зеленые» сертификаты - такая цена не должна превышать размер субсидии, которую получает обладатель «зеленого» сертификата при его погашении [4, с. 5]. Данное ограничение имеет существенное значение, так как, в связи с

определенными бюрократическими трудностями, связанными с получением субсидий, в настоящий момент получение законодательно предусмотренной субсидии после погашения «зеленого» сертификата может занять длительное время. В связи с чем, значительная часть производителей электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии продают принадлежащие им «зеленые» сертификаты другим участникам

Литература:

1. Gesetz für den Ausbau erneuerbarer Energien vom 21. Juli 2014 (BGBI. I S. 1066). URL : https:// www.gesetze-im-internet.de/eeg_2014

2. Herkunfts- und Regional nachweis - Durch führungsverordnung vom 8. November 2018 (BGBl. I S. 1853), die durch Artikel 13 des Gesetzes vom 21. Dezember 2020 (BGBl. I S. 3138) geändert worden ist. URL : https://www.gesetze-im-internet.de/ hkrn dv/BJNR185310018.html

3. Verordnung zur Durchführung des ErneuerbareEnergien-Gesetzes und des Windenergie-auf-SeeGesetzes vom 17. Februar 2015. URL : https://www. gesetze-im-internet.de/ausglmechv_2015/BJNR01 4610015.html

4. Akira Tsuruta. What is Green Certificate in China? Does it lead to new opportunity? 28 February 2020. URL : https://www.integralnewenergy.com/ ?p=27702

рынка, получая денежные средства без каких-либо задержек. Такое правомочие производителей электроэнергии придает данному инструменту значительную гибкость и позволяет в определенной степени осуществлять регулирование и контроль рыночной цены «зеленых» сертификатов через регулирование размера потенциальной субсидии.

Literature:

1. Gesetz für den Ausbau erneuerbarer Energien vom 21. Juli 2014 (BGBI. I S. 1066). URL : https:// www.gesetze-im-internet.de/eeg_2014

2. Herkunfts- und Regional nachweis - Durch führungsverordnung vom 8. November 2018 (BGBl. I S. 1853), die durch Artikel 13 des Gesetzes vom 21. Dezember 2020 (BGBl. I S. 3138) geändert worden ist. URL : https://www.gesetze-im-internet.de/ hkrn dv/BJNR185310018.html

3. Verordnung zur Durchführung des ErneuerbareEnergien-Gesetzes und des Windenergie-auf-SeeGesetzes vom 17. Februar 2015. URL : https://www. gesetze-im-internet.de/ausglmechv_2015/BJNR01 4610015.html

4. Akira Tsuruta. What is Green Certificate in China? Does it lead to new opportunity? 28 February 2020. URL : https://www.integralnewenergy.com/ ?p=27702

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.