Научная статья на тему 'Определение повреждаемости сварных соединений паропроводов из теплоустойчивых перлитных сталей'

Определение повреждаемости сварных соединений паропроводов из теплоустойчивых перлитных сталей Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
158
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВРЕЖДАЕМОСТЬ / ТРЕЩИНА / ПОРЫ / УСТАЛОСТЬ / ПОШКОДЖУВАНіСТЬ / ТРіЩИНА / ПОРИ / ВТОМА / DAMAGE / CRACK / ITCH / FATIGUE

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Барташ С.Н., Есипов Е.А.

Процесс повреждаемости сварных соединений из теплоустойчивых перлитных сталей обеспечивается действием механизмов ползучести и усталости, а также зависит от исходной структурной неоднородности сварных соединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF DAMAGEABILITY OF WELDED JOINTS OF STEAM PIPELINES MADE OF HEAT-RESISTANT PEARLITIC STEEL

The process of destruction of welded joints made of heat-resistant pearlitic steel is affected by the mechanisms of creep and fatigue. The process also depends on the initial structural heterogeneity of welded joints.

Текст научной работы на тему «Определение повреждаемости сварных соединений паропроводов из теплоустойчивых перлитных сталей»

УДК 621.791.052 : [620.18+539.4] : 669.14.018.295.44

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПАРОПРОВОДОВ ИЗ ТЕПЛОУСТОЙЧИВЫХ ПЕРЛИТНЫХ СТАЛЕЙ

С.Н. Барташ, доц., к.т.н., Е.А. Есипов, студ., Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Аннотация. Процесс повреждаемости сварных соединений из теплоустойчивых перлитных сталей обеспечивается действием механизмов ползучести и усталости, а также зависит от исходной структурной неоднородности сварных соединений.

Ключевые слова: повреждаемость, трещина, поры, усталость.

ВИЗНАЧЕННЯ ПОШКОДЖУВАНОСТ1 ЗВАРНИХ З'СДНАНЬ ПАРОПРОВОД1В 3 ТЕПЛОСТ1ЙКИХ ПЕРЛ1ТНИХ СТАЛЕЙ

С.Н. Барташ, доц., к.т.н., Е.А. Ссипов, студ., Харк1вський нацюнальный автомобшьно-дорожнш ушверситет

Анотац1я. На процес руйнування зварних з 'еднанъ з теплостойких перлтних сталей впливае din Mexani3Mie повзучост1 та втоми. Процес також залежитъ eid euxidnoi структурног неод-Hopidnocmi зварних з 'еднанъ.

Ключов1 слова: пошкоджуватстъ, трщина, пори, втома.

DEFINITION OF DAMAGEABILITY OF WELDED JOINTS OF STEAM PIPELINES MADE OF HEAT-RESISTANT PEARLITIC STEEL

S. Bartash, Assoc. Prof., Ph. D. (Eng.), Ye. Yesypov, St., Kharkov National Automobile and Highway University

Abstract. The process of destruction of welded joints made of heat-resistant pearlitic steel is affected by the mechanisms of creep and fatigue. The process also depends on the initial structural heterogeneity of welded joints.

Key words: damage, crack, itch, fatigue.

Введение

Изучение особенностей повреждаемости стареющих сварных соединений паропроводов ТЭС из теплоустойчивых Cr-Mo-V перлитных сталей позволяет уточнить их остаточный ресурс, что важно для экономики Украины. В условиях наработки энергоблоков свыше 200 тыс. ч увеличивается их маневренный режим работы, включающий меняющееся напряжение и температуру. Физические условия длительной эксплуатации обуславливают повреждаемость металла паропроводов, которая проявляется в ползучести и малоцикловой усталости. Повреждае-

мость сварных соединений паропроводов лимитирует их ресурс эксплуатации, составляющий 0,6-0,8 ресурса эксплуатации самих паропроводов. При эксплуатации модернизированного оборудования ТЭС отмечается тенденция увеличения маневренности, а также повышения рабочей мощности и температуры.

Анализ публикаций

Под повреждаемостью подразумевается процесс зарождения микропор и микротрещин, а также их развития в процессе эксплуатации сварных соединений из теплоустойчивых перлитных сталей. Микропоры образуются

при преимущественном обеспечении повреждаемости механизмом ползучести, а микротрещины - механизмом усталости. Под раз-рушаемостью подразумевается процесс распространения сформировавшихся на макроуровне трещин.

Изучению особенностей процесса разрушае-мости металла паропроводов, обеспечиваемого совместным проявлением механизмов ползучести и усталости, посвящено ряд работ [1-6]. В известных исследованиях раз-рушаемость изучалась на стадии развития макротрещин, тогда как их повреждаемость, включающая зарождение микропор и микротрещин, практически не рассматривалась. Значительное количество работ посвящено изучению повреждаемости раздельно по механизмам - либо ползучести либо усталости [6-10].

Сварные соединения из теплоустойчивых перлитных сталей характеризуются определенной исходной структурной неоднородностью, устранение которой в полной мере не представляется возможным. Наличие неоднородности способствует в условиях ползучести увеличению интенсивности повреждаемости металла сварных соединений. Частичное уменьшение структурной неоднородности позволяет снизить уровень их повреждаемости и способствовать увеличению ресурса [9,10].

Работ, посвященных изучению повреждаемости сварных соединений на основе данных структурного фактора, применительно к их наработке свыше 200 тыс. ч мало. Изучение повреждаемости по критериям предельного состояния важно для определения остаточного ресурса сварных соединений.

Цель и постановка задачи

Цель работы - изучить зависимость процесса повреждаемости сварных соединений паропроводов, состоящих из теплоустойчивых перлитных сталей, от совместного действия механизмов ползучести и малоцикловой усталости.

Результаты исследований и их обсуждение

При оценке повреждаемости использовали критерии, предусматривающие наличие трещин, имеющих критическую длину и харак-

теризующихся катастрофическим развитием, что вызывает разрушение сварных соединений [3-6]. Для предупреждения разрушений определяли критическую длину трещин, соответствующую максимальному малоцикловому напряжению, а также интенсивность их роста в физических условиях эксплуатации сварных соединений.

В работах не учитывалась структурная неоднородность, а также структурные изменения, происходящие при эксплуатации сварных соединений, роль которых при их повреждаемости является определяющей. Для прогнозирования повреждаемости следует уточнить критерии критического развития трещин, а также критерии деформации в вершине трещины и степень деформации на пути ее развития. Такие критерии могут быть полезными для разработки закономерностей процесса повреждаемости и определения роли механизмов ползучести и усталости. При зарождении и развитии микроповреждаемости оценивалась роль стационарных и циклических напряжений и температур. Ползучесть и усталость являются взаимодополняющими факторами, обеспечивающими повреждаемость. Для описания поведения металла сварных соединений принимали принцип линейного суммирования ресурса сварных соединений [12]

N + ^ _ 1

N+V ~ '

(1)

где N - число циклов до разрушения при непрерывном циклировании; N — число циклов в исследуемых условиях нагружения; гЩ — время до разрушения при ползучести под действием стационарной нагрузки; г — время нахождения при стационарной нагрузке в исследуемых условиях нагружения.

Общее суммирование повреждаемости считали линейным

Пп+Пу=1,

(2)

где Пп - повреждаемость, обусловленная ползучестью металла; Пу - повреждаемость, обусловленная усталостью металла.

Заметим, что Пп и Пу существенно зависят от физических условий эксплуатации и могут в определенных пределах меняться.

Повреждаемость порами изучали на массиве 10 сварных соединений паропроводов свежего пара из стали 15Х1М1Ф, проработавших свыше 200 тыс. ч, и 9 - проработавших свыше 250 тыс. ч. Наиболее интенсивно в сварных соединениях после их наработки свыше 200 тыс. ч зарождение и развитие пор происходит на участке неполной перекристаллизации зоны термического влияния (ЗТВ), металл которого подвергается сварочному нагреву в области температур АС1-АС3. Менее интенсивно на других участках ЗТВ, а также в структуре металла шва и основного металла (рис. 1).

Рис. 1. Распределение плотности пор размером 0,5-1,5 мкм в сварных соединениях: 1 - область металла шва; 2 - участок сплавления; 3 - участок перегрева; 4 -участок неполной перекристаллизации; 5 - основной металл. Ресурс 250270 тыс. ч

Наличие удлиненных зерен в структуре металла шва (рис. 2) способствует повышению плотности пор, образующихся на границах, что ускоряет их развитие и перерождение в трещины.

Рис. 2. Структура металла шва сварных соединений из стали 15Х1М1Ф, изготовленных по штатной технологии

Микропоры преимущественно зарождаются (до их перерождения в трещины) по границам зерен перпендикулярно растягивающим

напряжениям в наиболее деформированных участках сварных соединений.

Формально микропоры можно считать микротрещинами. Отличительной особенностью микропор от микротрещин является их округлая форма, близкая к шаровидной или эллипсовидной (рис. 3).

Рис. 3. Повреждаемость порами металла шва применительно к ресурсу эксплуатации 190 тыс. ч. Образцы предлагаемой технологии [9], х2500

Образование усталостных трещин обеспечивается действием циклических напряжений, а также температур.

Микротрещины усталости образуются как по границам зерен, так и по их телу, на участках наибольшей концентрации напряжений: в зоне перехода от одной толщины паропровода к другой; в зоне угловых швов штуцерных и тройниковых сварных соединений; от исходных концентраторов напряжений, непро-варов, шлаковых включений, кристаллизационных трещин и др. Процесс развития усталостных трещин обеспечивается механизмами термомеханической, коррозионной циклической усталости. Повреждаемость происходит на внутреннем поверхностном участке сварных соединений паропроводов в виде сетчатого растрескивания, а также радиальных и продольных ветвящихся трещин (рис. 4).

Рис. 4. Усталостные трещины, образующиеся в сварных соединениях паропроводов: 1 - на участке сплавления; 2 - на участке перегрева; 3 - на участке перекристаллизации; 4 - на сопряжении разно-толщинных элементов

Совместное проявление повреждаемости сварных соединений характеризуется преобладанием механизма ползучести или усталости, что зависит от конкретных физических условий эксплуатации. При увеличенном количестве циклов (пусков-остановов), превышении напряжений и температур их нормативных значений преобладает усталостный механизм повреждаемости. При стационарных нагрузках (близких к предусмотренным нормативной документацией) в процессе повреждаемости преобладает механизм ползучести.

Повреждаемость сварных соединений при совместном действии механизмов ползучести и усталости существенно зависит от их структурного фактора. Например, повреждаемость порами металла участка неполной перекристаллизации после 25 тыс. ч эксплуатации при наличии новых продуктов распада аустенита в виде перлита примерно на 40 % больше, чем в виде бейнита. При наличии на участке сплавления мягких ферритных прослоек интенсивность зарождения и развития здесь микротрещин будет более интенсивной, чем в структуре, где такие прослойки отсутствуют. Заметим, что сварные соединения с увеличенной структурной неоднородностью подвергаются большему действию коррозионного фактора, стимулирующего повреждаемость по механизму усталости.

Выводы

Установлено, что сварные соединения паропроводов из теплоустойчивой перлитной стали 15Х1М1Ф с пониженной исходной структурной неоднородностью характеризуются низкой повреждаемостью микропорами и микротрещинами при их наработке свыше 200 тыс. ч.

Литература

1. Балашов Ю.В. К оценке долговечности

деталей энергооборудования в переменных режимах эксплуатации / Ю.В. Балашов, Г.М. Новицкая // Проблемы прочности. - 1982. — №7. - С. 17-22.

2. Туляков Г.А. Долговечность металла при

ползучести и низкотемпературной мало-

цикловой усталости / Г.А. Туляков // Теплоэнергетика. - 1980. - №9. - С. 5-8.

3. Гудков A.A. Трещиностойкость стали /

A.A. Гудков. -М.: Металлургия, 1989. -374 с.

4. Ковпак В.И. Прогнозирование энергопрочности металлических материалов /

B.И. Ковпак. - К.: Наукова думка, 1981. - 228 с.

5. Кудрявцев И.В. Усталость сварных соеди-

нений / И.В. Кудрявцев, Н.Е. Наумчен-ков. - М.: Машиностроение, 1976. -256 с.

6. Куманин В.И. Долговечность металла в

условиях ползучести / В.И. Куманин, Л.А. Ковалёва, C.B. Алексеев. - М.: Металлургия, 1988. - 222 с.

7. Хромченко Ф.А. Ресурс сварных соедине-

ний паропроводов / Ф.А. Хромченков. -М.: Машиностроение, 2002. - 352 с.

8. К. Миллер. Ползучесть и разрушение /

К. Миллер. - М.: Металлургия. 1986. -118 с.

9. Дмитрик В. В. Моделирование структуры

сварных соединений теплоустойчивых перлитных сталей / В.В. Дмитрик // Автоматическая сварка. - 2000. - №4. -

C.27-30.

10. Дмитрик В. В. К концепции зарождения пор в сварных соединениях при низкотемпературной ползучести / В. В. Дмитрик, А.И. Конык // Автоматическая сварка. - 2005. - №7. - С. 28-31.

11. Циклическая прочность, закономерности неупругого деформирования и зарождения микротрещин в стали 15Х1М1Ф / В.Т. Трощенко, В.В. Покровский, П.В. Токарев, П.В. Ясный // Проблемы прочности. - 1993. - №7. - С. 17-23.

12. Смотрицкая Е.Г. Разрушение теплоустойчивых сталей в условиях совместного действия ползучести и малоцикловой усталости / Е.Г. Смотрицкая, В.И. Куманин // Теплоэнергетика. -1986. - №5. - С. 63-65.

Рецензент: В.П. Тарабанова, доцент, к.т.н., ХНАДУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.