ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Использование данных ГИС при проектировании технологических карт позволит усовершенствовать работу специалистов, осуществляющих эту процедуру. Достоинством автоматизации является возможность расширения пользовательских функций ГИС, а также снижение временных затрат на создание проекта технологической карты разработки лесосеки.
Библиографический список
1. Анго, А. Математика для электро- и радиоижене-ров / А. Анго. - М.: Наука, 1965. - 780 с.
2. Ширины, Ю.А. Технология и оборудование малообъемных лесозаготовок и лесовосстановление: учебн. пособие / Ю.А. Ширнин, Ф.В. Пошарни-ков. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2001. - 398 с.
3. Ширнин, Ю.А. Процессы комплексного освоения участков лесного фонда при малообъемных лесозаготовках/ Ю.А. Ширнин, К.П. Рукомойников, Е.М. Онучин; под ред. Ю.А. Ширнина. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. - 196 с.
4. Ширнин, Ю.А. Технологические параметры лесосек с границами, полученными на основе ГИС / Ю.А. Ширнин, Н.И. Роженцова // Вестник Марийского государственного технического университета: Лес, экология, природопользование. - 2008 -№ 1(2). - С. 40-48.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛЕСОСЕЧНЫХ
машин в обслуживании
В.А. МАКУЕВ, Доц. каф колесных и гусеничных машин МГУЛ, канд. техн. наук
Как показали исследования, в настоящее время владельцы лесосечных машин техническое обслуживание и ремонт проводят в основном собственными силами. Ремонт машин на их базе, как правило, сводится к замене запасных частей. Их доля в структуре общих годовых затрат на поддержание работоспособности основных базовых тракторов для лесосечных работ ТТ-4М и ТДТ-55А составляет около 20 %. Обеспеченность запасными частями значительно влияет на готовность и простои лесосечных машин.
Одной из важнейших причин низкой готовности и высокого показателя простоев парка машин является отсутствие на предприятиях запасных частей и финансовых средств на их приобретение. Нами проанализированы причины простоев лесосечных машин в некоторых лесных регионах. Свыше 60 % техники простаивает из-за отсутствия у лесозаготовителей запасных частей. Анализ структуры себестоимости ремонтных работ показал, в общих затратах на запасные части приходится от 61 до 86,6 %.
Таблица 1
Группировка по готовности парка тракторов ТТ-4М, ТдТ-55А
Показатель Значение
Готовность парка тракторов, % 76,3 83,1 88,7
Затраты на ремонтно-обслуживающие работы и запасные части, в расчете на один трактор, тыс. руб. в т.ч. на запасные части, тыс. руб. 33,0 39,0 44,8
24,0 32,5 37,4
Т а б л и ц а 2
Простои на один трактор
Показатель Значение
Простои на 1 трактор, ч До 150 150-225 225-300
Затраты на ремонтно-обслуживающие работы и запасные части, в расчете на один трактор, тыс. руб. 48,7 34,0 27,4
в т.ч. на запасные части, тыс. руб. 37,0 28,9 21,4
80
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2010
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Таблица 3
Простои машин на базе трактора ТТ-4М во время лесосечных работ
Показатель Предприятия без резервного фонда запасных частей Предприятия с резервным фондом запасных частей
Затраты на ремонтно-обслуживающие работы, тыс. руб на 1 машину, включая затраты на запасные части, тыс. руб 39,0 48,9
20,7 37,8
Простои машин во время лесосечных работ, ч 81,2 45,6
Нами проведены исследования влияния обеспеченности запасными частями на готовность парка тракторов для лесосечных работ. Группировка их по технической готовности представлена в табл. 1, из которой можно сделать следующие выводы: в группе тракторов с наибольшей готовностью затраты, направляемые на технический сервис, в том числе на закупку запасных частей, самые высокие.
Группировка тракторов по простоям представлена в табл. 2. По данным табл. 2 можно сделать следующие выводы: в группе тракторов с простоями свыше 300 часов затраты, направляемые на технический сервис, в том числе на закупку запасных частей, самые низкие.
На основании обработки и анализа информации нами получены зависимости влияния затрат владельцев лесосечных машин, направляемых на запасные части, в расчете на одну машину, которые влияют на их простои.
Как правило, лесозаготовительные предприятия приобретают необходимые запасные части к лесосечным машинам в различных магазинах запасных частей, ремонтно-технических предприятиях. Зачастую в период лесосечных работ в этих магазинах не оказывается нужных запасных частей, особенно остродефицитных (по данным опроса специалистов такие детали составляют около 30 % всего объема запчастей, которые расходуются в этот период), поэтому так велики простои машин во время лесосечных работ по техническим причинам. Нами обосновано создание резервного фонда запасных частей и агрегатов. В этом случае объем затрат на запасные части возрастет, но за счет оперативности устранения последствий отказов снизятся простои машин во время работ в лесу.
Прибыль
14,0%
Накладные
расходы
18,0%
Транспортные расходы 18,3%
Запасные части и материалы 27,3%
Трудозатраты 22,4%
Рис. 1. Структура затрат на техническое обслуживание тракторов ТТ-4М при минимуме простоев
Прибыль
12,0%
Накладные расходы 16,4%
Транспортные
расходы
5,0%
Запасные части и материалы 33,1%
Трудозатраты 31,3%
Рис. 2. Структура затрат на текущий ремонт тракторов ТТ-4М при минимуме простоев
Прибыль
12,0%
Накладные
расходы
14,4%
Транспортные
расходы
2,0%
Запасные части и материалы 49,0%
Трудозатраты
18,6%
Рис. 3. Структура затрат на капитальный ремонт тракторов ТТ-4М при минимуме простоев
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2010
81