Научная статья на тему 'Определение потребности лесосечных машин в обслуживании'

Определение потребности лесосечных машин в обслуживании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ / ЛЕСОСЕЧНЫЕ МАШИНЫ / COSTS OF TECHNICAL SERVICE / FOREST-CUTTING MACHINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макуев В. А.

Макуев В.А. ОПРЕДЕ ЛЕНИЕ ПОТРЕ БНО СТИ ЛЕСОСЕЧНЫХ МАШИН В ОБСЛУЖИ ВАНИ. В статье приводится структура затрат сервисных предприятий на техническое обслуживание и ремонт лесосечных машин при минимализма простоев. Установлена связь между готовностью и простоями парка лесосечных машин и объемом используемых запасных частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Makuev V.A. DETERMINATION OF NEED IN SERVICE OF FOREST CUTTING MACHINES. The article presents the structure of costs of technical service interprises for maintenance and repairment of forest cutting machines with minimum stops. There was also determined the connection between readiness to work and stops of park of forest cutting machines and volume of spare parts.

Текст научной работы на тему «Определение потребности лесосечных машин в обслуживании»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Использование данных ГИС при проектировании технологических карт позволит усовершенствовать работу специалистов, осуществляющих эту процедуру. Достоинством автоматизации является возможность расширения пользовательских функций ГИС, а также снижение временных затрат на создание проекта технологической карты разработки лесосеки.

Библиографический список

1. Анго, А. Математика для электро- и радиоижене-ров / А. Анго. - М.: Наука, 1965. - 780 с.

2. Ширины, Ю.А. Технология и оборудование малообъемных лесозаготовок и лесовосстановление: учебн. пособие / Ю.А. Ширнин, Ф.В. Пошарни-ков. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2001. - 398 с.

3. Ширнин, Ю.А. Процессы комплексного освоения участков лесного фонда при малообъемных лесозаготовках/ Ю.А. Ширнин, К.П. Рукомойников, Е.М. Онучин; под ред. Ю.А. Ширнина. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. - 196 с.

4. Ширнин, Ю.А. Технологические параметры лесосек с границами, полученными на основе ГИС / Ю.А. Ширнин, Н.И. Роженцова // Вестник Марийского государственного технического университета: Лес, экология, природопользование. - 2008 -№ 1(2). - С. 40-48.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛЕСОСЕЧНЫХ

машин в обслуживании

В.А. МАКУЕВ, Доц. каф колесных и гусеничных машин МГУЛ, канд. техн. наук

Как показали исследования, в настоящее время владельцы лесосечных машин техническое обслуживание и ремонт проводят в основном собственными силами. Ремонт машин на их базе, как правило, сводится к замене запасных частей. Их доля в структуре общих годовых затрат на поддержание работоспособности основных базовых тракторов для лесосечных работ ТТ-4М и ТДТ-55А составляет около 20 %. Обеспеченность запасными частями значительно влияет на готовность и простои лесосечных машин.

[email protected]

Одной из важнейших причин низкой готовности и высокого показателя простоев парка машин является отсутствие на предприятиях запасных частей и финансовых средств на их приобретение. Нами проанализированы причины простоев лесосечных машин в некоторых лесных регионах. Свыше 60 % техники простаивает из-за отсутствия у лесозаготовителей запасных частей. Анализ структуры себестоимости ремонтных работ показал, в общих затратах на запасные части приходится от 61 до 86,6 %.

Таблица 1

Группировка по готовности парка тракторов ТТ-4М, ТдТ-55А

Показатель Значение

Готовность парка тракторов, % 76,3 83,1 88,7

Затраты на ремонтно-обслуживающие работы и запасные части, в расчете на один трактор, тыс. руб. в т.ч. на запасные части, тыс. руб. 33,0 39,0 44,8

24,0 32,5 37,4

Т а б л и ц а 2

Простои на один трактор

Показатель Значение

Простои на 1 трактор, ч До 150 150-225 225-300

Затраты на ремонтно-обслуживающие работы и запасные части, в расчете на один трактор, тыс. руб. 48,7 34,0 27,4

в т.ч. на запасные части, тыс. руб. 37,0 28,9 21,4

80

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2010

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 3

Простои машин на базе трактора ТТ-4М во время лесосечных работ

Показатель Предприятия без резервного фонда запасных частей Предприятия с резервным фондом запасных частей

Затраты на ремонтно-обслуживающие работы, тыс. руб на 1 машину, включая затраты на запасные части, тыс. руб 39,0 48,9

20,7 37,8

Простои машин во время лесосечных работ, ч 81,2 45,6

Нами проведены исследования влияния обеспеченности запасными частями на готовность парка тракторов для лесосечных работ. Группировка их по технической готовности представлена в табл. 1, из которой можно сделать следующие выводы: в группе тракторов с наибольшей готовностью затраты, направляемые на технический сервис, в том числе на закупку запасных частей, самые высокие.

Группировка тракторов по простоям представлена в табл. 2. По данным табл. 2 можно сделать следующие выводы: в группе тракторов с простоями свыше 300 часов затраты, направляемые на технический сервис, в том числе на закупку запасных частей, самые низкие.

На основании обработки и анализа информации нами получены зависимости влияния затрат владельцев лесосечных машин, направляемых на запасные части, в расчете на одну машину, которые влияют на их простои.

Как правило, лесозаготовительные предприятия приобретают необходимые запасные части к лесосечным машинам в различных магазинах запасных частей, ремонтно-технических предприятиях. Зачастую в период лесосечных работ в этих магазинах не оказывается нужных запасных частей, особенно остродефицитных (по данным опроса специалистов такие детали составляют около 30 % всего объема запчастей, которые расходуются в этот период), поэтому так велики простои машин во время лесосечных работ по техническим причинам. Нами обосновано создание резервного фонда запасных частей и агрегатов. В этом случае объем затрат на запасные части возрастет, но за счет оперативности устранения последствий отказов снизятся простои машин во время работ в лесу.

Прибыль

14,0%

Накладные

расходы

18,0%

Транспортные расходы 18,3%

Запасные части и материалы 27,3%

Трудозатраты 22,4%

Рис. 1. Структура затрат на техническое обслуживание тракторов ТТ-4М при минимуме простоев

Прибыль

12,0%

Накладные расходы 16,4%

Транспортные

расходы

5,0%

Запасные части и материалы 33,1%

Трудозатраты 31,3%

Рис. 2. Структура затрат на текущий ремонт тракторов ТТ-4М при минимуме простоев

Прибыль

12,0%

Накладные

расходы

14,4%

Транспортные

расходы

2,0%

Запасные части и материалы 49,0%

Трудозатраты

18,6%

Рис. 3. Структура затрат на капитальный ремонт тракторов ТТ-4М при минимуме простоев

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2010

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.