Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ПАТРИОТИЗМ" В ФИЛОСОФСКОМ, ИСТОРИЧЕСКОМ, КУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ПАТРИОТИЗМ" В ФИЛОСОФСКОМ, ИСТОРИЧЕСКОМ, КУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
264
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Джукаев Мурат Халитович, Гогоберидзе Фатима Юсуфовна

Статья посвящена проблеме определения понятия «патриотизм» в философском, историческом, культурном и образовательном пространстве. Проблема патриотизма является одной из самых актуальных в сфере духовно-нравственной жизни современного общества. Описание патриотизма исходит из оценочного мировоззрения, обеспечиваемого обладанием другими добродетелями характера. Оно опирается на субстанциональные концепции справедливости, мужества, умеренности. Патриотизм подразумевает чувство общности и личной ответственности индивидов перед своей страной и своими соотечественниками. Таким образом, те люди, которые высоко идентифицируют себя со своей страной, могут испытывать более высокое чувство личной ответственности за действия. Это в свою очередь, может повлиять на отношение и поведенческие реакции. Следовательно, не только чувство индивидуальной ответственности, но и ответственность за страну может объяснить связь между национальной идентификацией, установками и поведением. Сегодня патриотизм становится идеей, которая может превратиться из неосязаемой силы в материальную, если ею овладеет народ. Для многих это - внутреннее убеждение и установка. Сегодня патриотизм стал одной из самых противоречивых тем в России. Диапазон мнений довольно велик. Он растпространяется от дискредитации патриотизма как аналога разрушения и конфликта, до призывов первых лиц государства к единству российского народа на основе интеграции патриотизма с интернационализмом. Главными задачами в программах патриотического воспитания являются защита национальных интересов, осуществление социальной справедливости, реализация прав человека. Критериями патриотизма являются: любовь и служение Отечеству; целостность и суверенитет России, ее национальная безопасность; долг и ответственность; приоритет общественных и государственных интересов над собственными индивидуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE CONCEPT OF "PATRIOTISM" IN THE PHILOSOPHICAL, HISTORICAL, CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE

The article deals ith the problem of defining the concept of "patriotism" in the philosophical, historical, cultural and educational space. The problem of patriotism is one of the most urgent in the sphere of spiritual and moral life of modern society. The description of patriotism comes from an evaluative worldview provided by the possession of other virtues of character. It is based on the substantial concepts of justice, courage, moderation. Patriotism implies a sense of community and personal responsibility of individuals to their country and their compatriots. Thus, those people who identify highly with their country may experience a higher sense of personal responsibility for actions. This, in turn, can affect attitudes and behavioral responses. Consequently, not only a sense of individual responsibility, but also responsibility for the country can explain the connection between national identification, attitudes and behavior. Today, patriotism is becoming an idea that can turn from an intangible force into a material one if it is mastered by the people. For many, this is an internal belief and attitude. Today, patriotism has become one of the most controversial topics in Russia. The range of opinions is quite large. It stretches from the discrediting of patriotism as an analogue of destruction and conflict, to the calls of the top officials of the state for the unity of the Russian people on the basis of the integration of patriotism with internationalism. The main tasks in the programs of patriotic education are the protection of national interests, the implementation of social justice, the realization of human rights. The criteria of patriotism are: love and service to the Fatherland; the integrity and sovereignty of Russia, its national security; duty and responsibility; priority of public and state interests over their own individual ones.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ПАТРИОТИЗМ" В ФИЛОСОФСКОМ, ИСТОРИЧЕСКОМ, КУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

13. Giovannoli, J. The Impact of Bilingualism on Executive Functions in Children and Adolescents: A Systematic Review Based on the PRISMA Method / J. Giovannoli, D. Martella, F. Federico, S. Pirchio, M. Casagrande // Frontiers in Psychology. -2020. - № 11. - P. 2398.

14. Haft, S.L. Attentional Fluctuations, Cognitive Flexibility, and Bilingualism in Kindergarteners / S.L. Haft, O. Kepinska, J.N. Caballero, M. Carreiras // Behavioral Sciences. - 2019. - Vol. 9. - № 5. - P. 58.

15. Lund, E.M. Comparative Language Development in Bilingual and Monolingual Children with Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review / E.M. Lund, T.L. Kohlmeier, L.K. Duran // Journal of Early Intervention. - 2017. - Vol. 39. - № 2. -P. 106-124

16. Oshchepkova, E. The Relation Between Cognitive Flexibility and Language Production in Preschool Children / E. Oshchepkova, D. Bukhalenkova, A. Veraksa // Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics. Velichkovsky B.M., Balaban P.M., Ushakov V.L. (eds.). - Geneve: Springer International Publishing: Cham, 2021. - P. 44-55

17. Pike, M. Effect of Preschool Working Memory, Language, and Narrative Abilities on Inferential Comprehension at School-Age in Children with Spina Bifida Myelomeningocele and Typically Developing Children / Pike M., Swank P., Taylor H., Landry S., Barnes M.A. // Journal of the International Neuropsychological Society. - 2013. - Vol. 19. - № 4. - P. 390-399

18. Serratrice, L. The bilingual child/ L. Serratrice / The handbook of bilingualism and multilingualism. - 2012. - № 2. -P. 87-108

19. Veraksa, A. The Relationship between Executive Functions and Language Production in 5-6-Year-Old Children: Insights from Working Memory and Storytelling / A. Veraksa, D. Bukhalenkova, N. Kartushina, E. Oshchepkova // Behavioral Sciences. -2020. - Vol. 10. - № 2. - P. 52-64

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Джукаев Мурат Халитович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат философских наук, доцент Гогоберидзе Фатима Юсуфовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» В ФИЛОСОФСКОМ, ИСТОРИЧЕСКОМ, КУЛЬТУРНОМ И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме определения понятия «патриотизм» в философском, историческом, культурном и образовательном пространстве. Проблема патриотизма является одной из самых актуальных в сфере духовно-нравственной жизни современного общества. Описание патриотизма исходит из оценочного мировоззрения, обеспечиваемого обладанием другими добродетелями характера. Оно опирается на субстанциональные концепции справедливости, мужества, умеренности. Патриотизм подразумевает чувство общности и личной ответственности индивидов перед своей страной и своими соотечественниками. Таким образом, те люди, которые высоко идентифицируют себя со своей страной, могут испытывать более высокое чувство личной ответственности за действия. Это в свою очередь, может повлиять на отношение и поведенческие реакции. Следовательно, не только чувство индивидуальной ответственности, но и ответственность за страну может объяснить связь между национальной идентификацией, установками и поведением. Сегодня патриотизм становится идеей, которая может превратиться из неосязаемой силы в материальную, если ею овладеет народ. Для многих это - внутреннее убеждение и установка. Сегодня патриотизм стал одной из самых противоречивых тем в России. Диапазон мнений довольно велик. Он растпространяется от дискредитации патриотизма как аналога разрушения и конфликта, до призывов первых лиц государства к единству российского народа на основе интеграции патриотизма с интернационализмом. Главными задачами в программах патриотического воспитания являются защита национальных интересов, осуществление социальной справедливости, реализация прав человека. Критериями патриотизма являются: любовь и служение Отечеству; целостность и суверенитет России, ее национальная безопасность; долг и ответственность; приоритет общественных и государственных интересов над собственными индивидуальными.

Ключевые слова: патриотизм, национальная идентичность, глобализация, социальная справедливость, образовательный потенциал.

Annotation. The article deals ith the problem of defining the concept of "patriotism" in the philosophical, historical, cultural and educational space. The problem of patriotism is one of the most urgent in the sphere of spiritual and moral life of modern society. The description of patriotism comes from an evaluative worldview provided by the possession of other virtues of character. It is based on the substantial concepts of justice, courage, moderation. Patriotism implies a sense of community and personal responsibility of individuals to their country and their compatriots. Thus, those people who identify highly with their country may experience a higher sense of personal responsibility for actions. This, in turn, can affect attitudes and behavioral responses. Consequently, not only a sense of individual responsibility, but also responsibility for the country can explain the connection between national identification, attitudes and behavior. Today, patriotism is becoming an idea that can turn from an intangible force into a material one if it is mastered by the people. For many, this is an internal belief and attitude. Today, patriotism has become one of the most controversial topics in Russia. The range of opinions is quite large. It stretches from the discrediting of patriotism as an analogue of destruction and conflict, to the calls of the top officials of the state for the unity of the Russian people on the basis of the integration of patriotism with internationalism. The main tasks in the programs of patriotic education are the protection of national interests, the implementation of social justice, the realization of human rights. The criteria of patriotism are: love and service to the Fatherland; the integrity and sovereignty of Russia, its national security; duty and responsibility; priority of public and state interests over their own individual ones.

Key words: patriotism, national identity, globalization, social justice, educational potential.

Введение. Патриотизм помогает объединить общество, раскрывает многим людям смысл собственной жизни, повышает ответственность и понимание за рамки социально-классовых различий и корпоративизма. Патриотизм все чаще признается населением, защитой национальных интересов, осуществлением социальной справедливости, позитивной и конструктивной реализацией прав человека. Это главные задачи в программах патриотического воспитания молодежи. Она

выступает как элемент мировоззрения и отношения к своей стране и другим народам, так и как образовательный компонент педагогической системы, особенно в историческом, культурном и образовательном пространстве.

Патриотизм помогает раскрыть ценность таких концепций, как самоопределение, страна, государство, Родина, социальная справедливость, традиции и современность, единство прошлого, настоящего и будущего. Содержание этих концепций помогает осознать сущность идентичности народа.

Изложение основного материала статьи. Исторический и философский аспекты патриотизма дают возможность его изучения как социально-исторического феномена, который обусловлен не только социальными, политическими, но также религиозными, экономическими, культурными особенностями общества и страны. Начиная с анализа древнерусских источников, мы можем сказать, что литературная мысль 9-12 веков неразрывно связана с философским, научным, историческим и религиозным аспектами. Одной из наиболее привлекательных и заметных черт древнерусской литературы является не только терпимость, уважение к верованиям и обычаям других народов, но также и сочувствие к врагам.

В русском национальном сознании понятие патриотизма часто ассоциировалось с традициями православной культуры и заключалось в готовности пожертвовать всем ради страны. Многие общественные деятели, такие как Н. Карамзин, М. Глинка, И. Тургенев были и стенными патриотами своего Отечества.

Наши предки не связывали понятие патриотизма только с военной службой на благо родины. Гражданский патриотизм - очень распространенное явление, и в то же самое время он обладал чертами «сознательного патриотизма».

В 1918-1922 годах многие тысячи русских людей (в том числе известные композиторы, писатели, певцы и другие) были вынуждены эмигрировать из России. Однако в новых условиях им не хватало родной страны, родного языка. Многие из них в глубокой скорби преждевременно умерли или совершили грех самоубийства.

В годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе Родины, народ и армия проявили небывалый патриотизм, основу духовно-нравственного превосходства над нацистами.

Особое внимание следует обратить на то, что советские школы делали акцент на воспитание в подрастающем поколении моральных качеств характера, коллективизма, любви к Родине, уважения к истории. В то же время, художественная литература и средства массовой информации сыграли важную роль в культивировании патриотизма, который остается актуальной задачей современной системы [1].

Анализ определений патриотизма и его содержания в философском, историческом, культурном и образовательном аспектах показал, что все определения основываются на социально-политических факторах. С философской точки зрения патриотизм имеет следующие аспекты: онтология (патриотические чувства, взгляды, идеи); эпистемология (отражение соответствующей социальной реальности в сознании человека); ценности и прагматизм (отношение человека к миру через значение духовных вех и ценностей); материальные, духовные установки, трансформированные в реальность); структурные и функциональные (элементы, уровни, функции патриотизма).

На основе изученных источников считаем правомерным вложить в понятие "патриотизм" следующее содержание. Патриотизм - это синтез нравственных, гражданских и идеологических качества личности. Эти качества проявляются в любви к Родине, ответственности за судьбу Отечества, в стремлении сохранить и приумножить лучшие традиции, культивируя духовные и культурные ценности людей.

Результатом нашего исследования стал вывод о том, что патриотизм - это социально-духовное качество человека, определяемое его нравственной сущностью. Патриотическое воспитание организовано при поддержке правовой сферы и является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования. Общая цель образования, определенная государством, дифференцируется в системе конкретных задач образования:

- любовь к родине и земле, к людям, которые ее населяют;

- преданность родине, готовность к ее защите;

- участие в развитии экономики страны, ее культуры, науки, искусства;

- гордость за свою славу и достижения, выдающихся личностей;

- желание служить интересам государства посредством своих действий.

Следует подчеркнуть, что патриотизм - это глубокое и древнее чувство, которое зависит от исторических условий жизни общества, в определенной степени, от социальных обстоятельств, и поэтому в своем содержании оно имеет определенные акценты, позволяющие говорить о возможности использования определений национального патриотизма, национальной идентичности.

Задача патриотического воспитания видится в привитии любви к Родине, родному языку, национальной культуре, духовно-нравственным ценностям, народным традициям и обычаям. Мы рассматриваем родной язык как главное средство воспитания, развития гражданских чувств, формирования национального самосознания, развития духовно-нравственных качеств народа.

Основными чертами патриотизма являются: любовь к отечеству; гордость за его прошлое и настоящее; стремление и готовность практическими делами укреплять свою мощь и независимость; принимать близко к сердцу радость и боль всего народа, а также народов других стран. Российский патриотизм характеризуется пониманием значимости политических символов, знание истории, культуры, языка, обычаев, традиций своего народа и других, совместно проживающих, народов.

Патриотическое воспитание в нашей стране включает в себя формирование бережного отношения к природным богатствам; социальную ответственность человека не только перед нацией, к которой он себя относит, но, прежде всего, перед российским народом, как сообществом равноправных граждан разных национальностей. Важнейшими факторами формирования патриотизма в нашей стране в современных условиях являются воспитательное воздействие культуры и искусства, стремление к диалогу с другими людьми, бережное, уважительное отношение к государственному языку, искреннее стремление к дружбе и сотрудничеству.

Патриотизм выполняет свое социальное предназначение через реализацию ряда функций:

1. Информационно-ориентированная функция. Она заключается в том, что патриотизм несет в себе определенный набор знаний о своем Отечестве и те обязанности, которые должны быть усвоены человеком и экстраполированы на действия.

2. Мобилизационно-стимулирующая функция. Она выражается в готовности к преодолению трудностей и достижении определенных результатов, которые приносят пользу стране. Следует отметить, что вышеуказанная функция реализуется также в готовности к самообразованию, в стремлении отстаивать интересы своего народа.

3. Регулятивно-оценочная функция патриотизма выражается в способности индивида определять соответствие своих действий интересам Отечества. Это мера личной ответственности за осуществление совершенного или добровольно предпринятого действия, своего рода моральная самооценка.

4. Интеграционная функция проявляется в единстве соотечественников независимо от их возраста, социальной и национальной принадлежности.

В ходе демократических реформ в нашей многонациональной стране идет процесс формирования нового гражданина суверенного независимого государства, особенностью которого является осознание содержания и значимости патриотизма и высокая степень толерантности, отраженная в стремлении к полилингвистическому образованию.

Воспитание молодежи в духе патриотизма - это сложный и уникальный процесс, который может быть понят и реализован только в том случае, если будут разработаны дидактические концептуальные положения.

Насущная необходимость содержательного и методического обеспечения работы профессорско-преподавательского состава университета по решению проблем воспитания патриотизма определила круг задач, наиболее актуальных на сегодняшний день:

- определение и углубленное изучение основных приоритетов государственной социальной политики в сфере патриотического воспитания;

- разъяснение понятия патриотизма в его соотношении с понятиями гражданства и идентификации;

- выявление основных особенностей уникальности российского патриотизма;

- разработка содержательного обеспечения патриотического воспитания будущих специалистов средствами общеобразовательных, базовых и профильных дисциплин;

- определение аспектов и направлений организации патриотического воспитания в современном высшем учебном заведении с учетом перспектив развития академической мобильности;

- разработка учебного и методического обеспечения субъект-субъектных подходов к организации и развитию патриотического воспитания.

Выводы. На современном этапе роль и развитие патриотического воспитания в педагогической науке является одной из наиболее актуальных в системе всестороннего развития личности. Известно, что личностные качества человека проявляются через совокупность взглядов, убеждений и поступков. Идеи, возникающие в индивидуальном сознании, отражаются в массовом сознании, приобретая материальную и духовную силу. Направленность сознания на реализацию личных и общественных интересов, ценностные ориентации становятся движущей силой социального прогресса.

Сегодня патриотизм стал одной из самых противоречивых тем в России, широко обсуждаемой в различных сферах российского государства. Диапазон мнений очень широк: от дискредитирующих публикаций о патриотизме как аналогии разрушения и конфликта с расистскими, фашистскими предрассудками до призыва государства к единству русского народа, основанному на объединяющем потенциале и основе патриотизма. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, является чуждым национализму. Критериями для формирования чувства патриотизма являются служение, любовь Родине, целостность и суверенитет родной страны, национальная безопасность государства, приоритет и защита общественных и национальных интересов перед личными.

Литература:

1. Ефимов, В.Ф. Отражение историко-философских идей патриотизма в современном образовании / В.Ф. Ефимов // Вестник ЧГАКИ. - 2015. - №1 (45). - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/otrazhenie-istoriko-filosofskih-idey-patriotizma-v-sovremennom-obrazovanii

2. Маслодудова, Н.В. Роль исторической памяти в патриотическом воспитании молодого поколения / Н.В. Маслодудова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2015. - № 4(21). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-istoricheskom-pamyati-v-patrioticheskom-vospitanii-molodogo-pokoleniya

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Джукаев Мурат Халитович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ОБРАЗОВАНИЕ И ТУРИЗМ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме актуализации рефлексии и практического использования образовательного потенциала туризма в современных условиях общественного кризиса. Основной тезис статьи заключается в том, что уникальные характеристики туризма в контексте системных преобразований имеют решающее значение для формирования агентности/субъектности, а также ответственного стихийного характера человеческого капитала. В статье подчеркивается роль туристического сектора в решении современных исторических проблем пересмотра и оптимизации, а также гуманизации и возвышения ресурсного богатства человеческой личности. Функции туристических практик, которые используют специфику местоположения (природа, персонал, история) для решения глобальных проблем сотрудничества. Это особенно ярко выражено в контексте технологических, биологических и экологических вызовов антропосоциогенеза, исследуются и согласовываются для устойчивого развития общества в условиях глобальных рисков и неопределенности. Особое внимание уделяется тому факту, что культурные характеристики социального пространства конституируются и в то же время формируют его символический характер посредством коммуникации. Доказано, что коммуникативная деятельность сама по себе становится ведущей формой человеческой деятельности. Она является способом существования туризма как совокупности социальных практик включения, интеграции и конструктивной трансформации. Образование и туризм, которые открывают мир для людей, сами должны заново открывать свои возможности и перспективы для отдельных людей как субъекта/агента истории. Туризм - это народная дипломатия в действии. Туризм учит доверию, разрывая порочный круг: невежество - страх - недоверие - бедность - страх - невежество. Он фактически действует как превентивная конфликты спираль разрушения отдельных людей и сообществ. Среди особенностей современного взаимодействия образовательной и туристической сфер можно выделить активность их влияния и участия в реализации. Сюда можно отнести рост как реальных, так и символических капиталов на разных уровнях жизни социальных систем. Туризм, как и образование, может объединить страну. Туризм транслирует гуманитарные универсальные ценности стабильного развития через раскрытие символики предметно-природной среды, поведенческой стилистики во взаимодействиях современного мультикультурного социального пространства.

Ключевые слова: туризм, образование, социальное пространство, образовательный потенциал.

Annotation. The article deals with the problem of actualization of reflection and practical use of the educational potential of tourism in modern conditions of social crisis. The main thesis of the article is that the unique characteristics of tourism in the context of systemic transformations are crucial for the formation of agency/subjectivity, as well as the responsible spontaneous nature of human capital. The article emphasizes the role of the tourism sector in solving modern historical problems of revision and optimization, as well as humanization and elevation of the resource wealth of the human personality. Functions of tourism practices

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.