Научная статья на тему 'Определение показателей сформированности научно-методических компетенций магистра педагогики'

Определение показателей сформированности научно-методических компетенций магистра педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-методическая компетентность / компетенция / научно-методические компетенции / методическая подготовка / показатель / methodological competence / competency / methodological competences / methodical training / indicator

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Альфира Галеевна

Конкретизирована сущность понятия «научно-методическая компетентность», обоснована необходимость разработки показателей ее сформированности. Представлены результаты эмпирического исследования, отражающие разработку показателей сформированности научно-методических компетенций магистра педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines methodological competence, the author shows the necessity of the indicator of development for forming this competence. The author demonstrates results of empirical research and development of indicators of forming methodological competences Master of Pedagogy.

Текст научной работы на тему «Определение показателей сформированности научно-методических компетенций магистра педагогики»

УДК 378.22

А. Г. Яковлева

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРА ПЕДАГОГИКИ

Конкретизирована сущность понятия «научно-методическая компетентность», обоснована необходимость разработки показателей ее сформированности. Представлены результаты эмпирического исследования, отражающие разработку показателей сформированности научно-методических компетенций магистра педагогики.

Ключевые слова: научно-методическая компетентность, компетенция, научно-методические компетенции, методическая подготовка, показатель.

Модернизация высшей школы, связанная с переходом к многоуровневой системе образования; стандарты третьего поколения ставят перед преподавателями педагогического вуза новые цели и задачи, ориентирующие на преобразование ценностей обучения. Таковыми сегодня являются не только профессиональные педагогические знания и умения, но в первую очередь способность к приобретению и развитию необходимых компетенций для формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Между тем анализ работ, посвященных теории и практике компетен-тностно-ориентированного образования, подтверждает наличие основных противоречий между:

- активным процессом внедрения в систему высшего профессионального образования компе-тентностно-ориентированных федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной проработанностью содержательноструктурных характеристик профессиональных компетенций выпускников;

- необходимостью обеспечения эффективности формирования профессиональных компетенций будущих магистров в системе ВПО и недостаточной обоснованностью соответствующих организационно-педагогических условий в вузе.

Эти противоречия актуализируют проблему формирования профессиональной компетентности магистров педагогики.

Исследуя специфику профессиональной педагогической компетентности, В. А. Адольф, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е. Л. Пупышева, Г С. Саво-лайнен, Л. В. Шкерина и др. выделяют различные ее виды: методологическую, предметную, психо-лого-педагогическую, социокультурную, методическую, где особое место занимает научно-методическая компетентность современного педагога, поскольку она, по мнению авторов (и мы с этим вполне согласны), интегрирует в себе ряд других компетентностей, и именно ее уровень во многом определяет уровень профессионализма специалиста в области образования [1].

Попытка конкретизации сущности понятия «научно-методическая компетентность», на основе

различных трактовок [2-5] позволила сформулировать авторское представление о научно-методической компетентности как интегративной профессионально значимой характеристике личности и деятельности педагогического работника, предполагающей наличие компетенций:

- владение научно-методическими знаниями, умениями и способами деятельности;

- признание ценности научно-методической грамотности для профессиональной деятельности и для взаимодействия в социуме;

- наличие опыта решения научно-методических проблем;

- готовность и способность к научно-методическому самообразованию и самосовершенствованию.

Согласно ФГОС ВПО третьего поколения, квалификация «магистр педагогики» предполагает готовность к осуществлению функциональной деятельности педагога-методиста. Это означает, что выпускник магистратуры должен обладать достаточно высоким уровнем подготовки, позволяющей успешно осуществлять научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников. Отсюда, перед преподавателями вуза встает новая дидактическая задача -обеспечить научно-методическую подготовку магистров, по уровню и содержанию отличающуюся от методической подготовки специалистов в рамках специалитета и бакалавриата.

Решение этой задачи связано с проблемой проектирования содержания соответствующей подготовки магистра педагогики, разработкой компетен-тностно-ориентированных учебных программ. Рассматривая специфические компетенции в области научно-методической деятельности как запланированный результат научно-методической подготовки магистра педагогики, следует подробнее остановиться на одном из важнейших элементов методического инструментария - показателях оценки достижения этого результата.

В широком смысле показатель - это качественная или количественная характеристика отдельных свойств объектов и процессов, на основании кото-

рой можно контролировать процесс или изменения состояния наблюдаемого объекта [б, У]. Показатель сформированности компетенции - свойство (характеристика) субъекта учебной деятельности, объективно выражающее наличие в его поведении определенных компонентов компетенции: когнитивных, деятельностных, личностных. Это достаточно конкретные, легко идентифицируемые свойства, не отличающиеся интегральностью [8]. Разработанность показателей сформированности научно-методических компетенций магистра педагогики является необходимым условием определения соответствующего дидактического потенциала учебных дисциплин и разработки компетентност-но-ориентированных учебных программ, методического обеспечения в виде учебных заданий и контрольно-измерительных материалов.

С целью выявления и структурирования содержания компетенций проведено пилотное исследование с применением метода парных сравнений и структурного анализа. На основе изучения отечественной и зарубежной литературы, практического опыта был составлен перечень показателей сфор-мированности научно-методических компетенций магистра психолого-педагогического образования и предложен экспертам для его уточнения. В качестве независимых экспертов выступали заместители директоров по учебной и научно-методической работе общеобразовательных учреждений, специалисты методических служб, преподаватели вузов, студенты магистратуры.

Таким образом, были определены показатели сформированности научно-методических компетенций магистра, отражающие его подготовленность к решению задач функциональной деятельности педагога-методиста. Например, показателями сформированности способности обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе [9] являются следующие:

- понимание значимости трансляции передового и инновационного профессионального опыта для развития профессионализма членов коллектива;

- умение актуализировать проблемы профессиональной практики;

- умение создать у коллег мотивацию к изучению передового опыта;

- умение организовать систематическое взаимо-посещение коллегами учебных занятий, воспитательных мероприятий с последующим их анализом;

- владение современными технологиями поиска и хранения информации;

- умение обучать приемам поиска и обобщения передового профессионального опыта;

- умение организовать устные и электронные презентации обобщенного опыта;

- владение технологиями организации дискуссии, круглого стола, деловой игры и др.;

- доброжелательность, ответственность, тактичность.

Показателями готовности осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения [9] выступают:

- знание принципов и методов продуктивного взаимодействия в команде;

- готовность к кооперации со специалистами из других областей и соответствующие умения;

- знание этических норм взаимодействия в команде и готовность следовать им;

- умение выделять и формулировать проблему;

- владение широкими базовыми психолого-педа-гогическими, социально-педагогическими знаниями;

- умение целеполагания и постановки задач, генерирование идей;

- умение определять средства достижения поставленных задач;

- умение определять и актуализировать ресурсы для достижения поставленных задач относительно решения проблемы;

- умение ориентироваться на результат;

- толерантность, тактичность, доброжелательность, эмпатийность.

Обобщая сказанное, хочется заметить, что разработанность показателей сформированности научно-методических компетенций определяет вектор дальнейшего исследования, связанного с проблемой выбора образовательных технологий, целесообразных для формирования обозначенной группы компетенций, а также разработкой диагностических средств для оценки изменения состояния компетенций по выделенным показателям.

Список литературы

Соловова Е. Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 432 с.

Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: моногр. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т им. В. П. Астафьева, 1998. 310 с.

Ващенко Д. Г., Андриенко А. В. Изучение уровня сформированности профессиональных компетенций молодого специалиста I Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 9 (87). С.8.

Гребенев И. В., Лебедева О. В. Теоретические основания развития методической компетентности учителя. Инновации в образовании II Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 4. С. 21-25.

5. Гущина Т. Н. Развитие методической культуры педагога // Повышение квалификации педагогических кадров: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Ярославль, 2000. С. 61-64.

6. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993. С. 29-40.

8. Смышляева Л. Г., Яковлева А. Г. Реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 23-27.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр». URL: http://www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/050400m. doc

Яковлева А. Г, кандидат педагогических наук, доцент, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.07.2011.

A. G. Yakovleva

INDICATOR FOR DEFINITION OF FORMING METHODOLOGICAL COMPETENCES OF MASTER OF PEDAGOGY

The article defines “methodological competence”, the author shows the necessity of the indicator of development for forming this competence. The author demonstrates results of empirical research and development of indicators of forming methodological competences Master of Pedagogy.

Key words: methodological competence, competency, methodological competences, methodical training, indicator.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.