Научная статья на тему 'Определение показателей характеристик образовательного процесса'

Определение показателей характеристик образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холоша О. А., Строд О. П.

Сформирован общий системный подход по определению показа-телей характеристик образовательного процесса для дальнейшей оценки его результативности. Новизна состоит в том, что при оп-ределении показателей характеристик образовательного процесса используется интегральная оценка качества образовательного про-цесса и его результативности на основе сформированной системы (модели) оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение показателей характеристик образовательного процесса»

УДК 658.5(075)

О.А. Холоша, О.П. Строд, Дальрыбвтуз, Владивосток

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Сформирован общий системный подход по определению показателей характеристик образовательного процесса для дальнейшей оценки его результативности. Новизна состоит в том, что при определении показателей характеристик образовательного процесса используется интегральная оценка качества образовательного процесса и его результативности на основе сформированной системы (модели) оценки.

В основе научного анализа образования лежит системный подход к образовательному процессу, который представляет собой сложную, динамично развивающуюся систему деятельности.

В содержательной трактовке понятия «образование» выделяют четыре основных аспекта: образование как ценность

(государственная, общественная, личностная); образование как система; образование как процесс; образование как результат (грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет) (Азарьева В.В. и др., 2005).

Необходимо различать качество результата и процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности студента, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс.

На уровне государственного регулирования в Российской Федерации (РФ) существуют определенные требования к качеству, как результата, так и процесса подготовки специалистов на этапе высшего образования. Эти требования оформлены в виде государственных образовательных стандартов (ГОС) и других нормативных документов (НД), а также в виде показателей государственной аккредитации [3]. Указанные нормативы стоит рассматривать как базовые требования к системе качества образовательного учреждения. Практика показывает, что основное влияние на уровень качества подготовки специалистов оказывают не столько государственные нормативы, сколько условия реализации этих требований в конкретной образовательной системе.

Система управления качеством профессионального образования РФ имеет двухуровневую структуру. Верхний уровень - национальная система управления качеством, в её состав входят лицензирующие и аккредитующие органы. Второй уровень включает в себя системы качества, внедряемые в образовательных учреждениях, например, соответствующие требованиям процессной модели системы менеджмента качества (СМК), принятой в стандарте 180 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

В системе управления качеством образования разрабатывают и проектируют первоочередные процессы образовательной деятельности при реализации основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования (ВПО). Далее эти процессы можно декомпозировать с учетом трехуровневой системы управления в вузе: общеуниверситетские, на уровне института, на уровне кафедры. В зависимости от ситуации оценивания результативности, можно выбрать перечень процессов либо всего Университета, либо подразделения -института, либо основной структурной единицы - кафедры.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет» (ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз») (далее Университет) является государственным образовательным учреждением среднего, среднеспециального, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования специалистов, действующим согласно Уставу, утвержденному Федеральным агентством по рыболовству РФ.

К основным направлениям деятельности Университета относятся:

1) образовательная деятельность. Ядром Университета является

образовательная система, содержащая все четыре уровня профессионального образования. С учетом потребностей и

возможностей личности, образовательные программы разных уровней, осваиваются в различных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната.

2) научно-исследовательская и инновационная деятельность.

Университет планирует свою научную деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке научными и научнотехническими программами или договорами, а инициативные

исследования - в соответствии с тематическими планами;

3) воспитательный процесс является, наряду с обучением и научной деятельностью, одним из основных в жизни Университета. Осуществляется во всех подразделениях (институты, кафедры, группы) и заключается в преобразовании сознания и поведения сотрудников, студентов, преподавателей, администрации, в соответствии с заданными требованиями и нормами общества, государства, образовательного учреждения;

4) финансово-экономическая деятельность. Финансовая политика Университета - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических целей (например, усиление позиции на рынке образовательных услуг, достижение максимально возможного объема привлеченных внебюджетных средств);

5) хозяйственная деятельность. За Университетом в целях обеспечения его деятельности, предусмотренной Уставом, собственник имущества закрепляет на праве оперативного управления объекты права собственности (здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также другое необходимое имущество

потребительского, социального, культурного и иного назначения), находящиеся на балансе Университета и являющиеся федеральной государственной собственностью.

Таким образом, в Университете были выделены: основной процесс -образовательный, и несколько вспомогательных: научно-исследовательский, воспитательный, финансово-экономический и хозяйственный.

Руководствуясь интересами государства и общества, Университет считает основной своей деятельностью - подготовку высококвалифицированных кадров для рыбной промышленности РФ. Для реализации этой цели в Университете разработана, документально оформлена и поддерживается в рабочем состоянии СМК как средство, обеспечивающее выполнение требований, установленных МС ИСО 9001:2000.

Одна из основных целей новой системы (модели) управления -трансформировать задачи, стоящие перед всем Университетом, в задачи подразделений. Для этого необходимо оценивать деятельность подразделений и управлять ими на основе тех же подходов, что и Университетом в целом. Должны быть разработаны массивы показателей, адекватно отражающие результативность деятельности подразделений каждого уровня: институтов, кафедр и т.п.

К основным принципам отбора показателей для объективной оценки качества образования можно отнести следующие: ориентация на требования внешних пользователей; учет потребностей системы образования; минимизация системы показателей; инструментальность и технологичность используемых показателей; оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования; иерархичность системы показателей и сопоставимость с международными аналогами; соблюдение морально-этических норм в отборе показателей [2].

Для проведения оценки образовательного процесса из всего спектра разработанной системы показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ деятельности подразделений внутри Университета. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния образовательного процесса, дает общую оценку его результативности.

С учетом принципов, которых стоит придерживаться при определении показателей процесса, а также с соблюдением определенных требований при обосновании выбора перечня показателей, нами было сформировано «дерево» свойств и показателей образовательного процесса кафедры Университета, представленное в табличной форме. Данная форма представления, на наш взгляд, наиболее удобна и компактна для декомпозиции процесса до групповых и единичных составляющих (показателей), таблица.

Оценочные показатели образовательного процесса кафедры

Оценочный критерий (наименование группового показателя) Оценочный подкритерий (наименование единичного показателя)

1 2

1. Ресурсное обеспечение деятельности (кадровое, материальнотехническое, информационное) 1.1. Укомплектованность ППС

1.2. Квалификация ППС

1.3. Профессиональная компетентность ППС

1.4. Укомплектованность специализированными лабораториями и/или кабинетами (в том числе: кабинет зав. кафедрой, преподавательская, кабинет проектирования)

1.5. Материальная оснащенность специализированных лабораторий и/или кабинетов (в том числе: офисная и лабораторная мебель, приборы, оборудование)

1.6. Оснащенность рабочих мест ПК и другой оргтехникой

1.7. Обеспеченность дисциплин специальной литературой

1.8. Информативность о деятельности

Окончание таблицы

1 2

2. Нормативно-правовое и организационнораспорядительное обеспечение деятельности 2.1. Обеспеченность документацией (приказы Минобразования, ГОС, ВПО, Устав вуза, учебные планы, положения, договора и др.)

2.2. Выполнение нормативов нагрузки, согласно индивидуальным планам ППС

3. Учебно-методическое обеспечение деятельности 3.1. Выполнение ежегодного плана издания учебнометодической литературы

3.2. Издание учебников, учебных пособий с грифами органов управления различного уровня

3.3. Методическая обеспеченность дисциплин (в том числе: лабораторных работ, практических занятий и самостоятельной работы)

3.4. Обеспеченность дисциплин УМКД

4. Научноисследовательское обеспечение деятельности 4.1. Финансирование научных исследований (включая ГБТ)

4.2. Финансирование научных исследований из внешних источников

4.3. Издание монографий

4.4. Публикация научных статей в реферируемых научных журналах

4.5. Публикации в различных изданиях

4.6. Работа аспирантуры

4.7. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)

5. Инновационное обеспечение деятельности Разработка и внедрение новых методик, методов, форм организации, при наличии подтверждающих документов

6. Контроль качества знаний и 6.1. Знания, умения и навыки студентов по результатам промежуточной аттестации

административный 6.2. Качество выпускников

контроль деятельности 6.3. Обоснованные претензии к деятельности кафедры со стороны руководства, сотрудников, студентов, внешних потребителей

6.4. Поощрения за профессиональные достижения

Таким образом, сформирован общий системный подход по

определению показателей характеристик образовательного процесса для дальнейшей оценки его результативности.

В зависимости от специфики процесса и имеющихся (документально подтвержденных) данных разработан перечень показателей, которые наиболее полно на данный момент могут охарактеризовать состояние процесса. Как было определено ранее, источниками информации (данными) могут служить отчеты подразделений, акты, протоколы, нормативная документация (НД), результаты комплексной проверки кафедр и т.п.

Перечень включает оценочные критерии (групповые показатели -их 6) и оценочные подкритерии (единичные показатели - их 26). Далее для каждого единичного показателя необходимо определить его критериальную характеристику.

Традиционный подход к формированию системы оценки качества процесса характеризуется рядом отдельных показателей, определяемых в каждом вузе, таких как уровень квалификации ППС, уровень материально-технического обеспечения процесса, результаты промежуточных аттестаций и т.п.

Новизна предложенного нами подхода состоит в том, что при определении показателей характеристик образовательного процесса используется интегральная оценка качества образовательного процесса и его результативности на основе сформированной системы (модели) оценки.

Библиографический список

1. Азарьева В.В., Круглов В.И., Степанов С.А. и др. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. СПб.: Изд-во СПб ГЭТУ, 2005. 63 с.

2. Концепция (проект) Общероссийской системы оценки качества образования. Версия 02.02.2008. Вторая редакция. М., 2007.

3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации вузов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.