Определение пластичности металлов методом комбинированного поперечного выдавливания и высадки
к.т.н. доц. Крутина Е.В., д.т.н. проф. Калпин Ю.Г.
Университет машиностроения 890322 73525, ИкгнПпаа/атЫег.гн
Аннотация. В статье предложена новая методика построения диаграммы пластичности с помощью способа комбинированного поперечного выдавливания и высадки. Обеспечивается однородная деформация на боковой поверхности бурта, исключается наличие сдвиговой компоненты и тензора деформации.
Ключевые слова: пластичность металлов, диаграмма пластичности, напряжение, деформация.
Пластичностью называют предельную деформацию, осуществляемую без разрушения в условиях процесса формоизменения. При холодной объемной штамповке определение пластичности является одной из важнейших задач теории обработки металлов давлением. Оценку пластичности осуществляют на основе критериев пластичности, например: энергетических, силовых, деформационных и комбинированных. Все критерии базируются на использовании диаграммы пластичности, которая отражает зависимость деформации к моменту разрушения 8Р от показателя напряженного состояния к, который в свою очередь показывает
а
отношение среднего нормального напряжения о к интенсивности напряжении о;, т.е. к = — •
^
Для построения диаграммы пластичности исходные образцы подвергают деформации до разрушения. При этом показатель напряженного состояния к на протяжении всего процесса деформации остается постоянным. Чаще всего используют такие способы деформации металла, для которых требуется стандартное оборудование и минимум затрат, а именно: сжатие, растяжение и кручение. При этих испытаниях на диаграмме пластичности в диапазоне 1 1
— — < К < — удается получить три достоверные точки [1, 5-8].
Но диапазон показателя напряженного состояния можно значительно расширить, если использовать метод испытания пластичности осадкой в фигурных бойках или поперечным выдавливанием в сужающийся канал, профиль которого выполнен по специальным зависимостям. При этом пластичность будет устанавливаться по увеличению диаметра бурта при появлении первой трещины на боковой поверхности [ 1, 2]. При осуществлении этого метода
1 1
можно получить любое число точек на диаграмме пластичности — — < К < —. Но на боковой
поверхности бурта будет прослеживаться неоднородность деформации и для каждого вида испытаний требуется изготовление сложной гравюры.
Рисунок 1 - Схема деформации
Эти недостатки метода могут быть устранены при комбинировании процесса поперечного выдавливания бурта в виде диска с плоскими торцами и осадки [1-4]. Обеспечить такой процесс можно, задавая различную скорость движения пуансона i)i, производящего поперечное выдавливание, и подвижной полуматрицы иг, осаживающей фланец образца (рисунок 1).
Необходимо установить соотношения между скоростями Ui и г)г. Допустим, требуется провести испытания на пластичность при показателе напряженного состояния ко на наружной поверхности бурта. При этом ко = const на протяжении всего процесса испытания,
v.-n-R^ + v2-ii-(r2 -R2) = 2-Up-h-n-R, (1)
где: UP - радиальная компонента скорости точек наружной поверхности бурта. Принято, что величина Up является функцией только координаты р. Отсюда:
и (2)
р 2-Л-Д 2-И '
Компоненты тензора скоростей деформации при р = Я определяются соотношениями Коши, в соответствии с которыми имеем:
(3)
3__Ро
2-h 2-h ' р2
2 _0
2
(4)
9 2-h 2-h-p2
»2
(5)
к
Из последнего уравнения с учетом граничного условия £/_ = 0 при 2 = 0 найдем осе-
ТТ
вую составляющую скорости и _ =--.
к
При этом сдвиговая компонента равна:
с!И
(6)
U2 -Z
у =--—tL= о
I р: 1 2
ЛЬ
так как при плоской контактной поверхности верхней полуматрицы-= I).
<Л р
Интенсивность скоростей деформации на боковой поверхности бурта равна:
Используем соотношение Леви-Мизеса С7р = о Н----■ 8р.
, , и,-и 2 Rf, ,, 3D,
где: М = —-N =----.
2-h R2 2 h
2 a
3 s
2-е
1П
получаем:
При p = R, Gp = 0, k0 = — ——. Подставив в последнее уравнение значения 8р и 8г,
^^ (8) 3 л/3 • М 2 - 2 ■ N2
Отсюда можно найти значение скорости и2 как функцию и1 и Ко:
Ь к(л/бк2 +14-кь)-2(Ь + 1)
1 к2(Ь2+б)+2Ь(Ь + 1) + 2
,где:6 = |> Ро
В частности, если ко=0, то 8 = 0 . Тогда:
и2 ц-и2 ^ „ _ цЛ
-----Т" и и9 — —;-Т" .
2-И 2-И Е2 2 "2 ■ "2
(9)
Ц + К
Как видно из последней формулы, для поддержания показателя напряженного состояния постоянным в процессе деформирования, скорость и-, должна уменьшаться с возрастанием радиуса наружной поверхности фланца К Однако регулирование скорости и2 удобнее осуществлять не по Я, а по ходу пуансона Л".
Для установления зависимости и-, от Л" используем условие постоянства расхода за время £#:
к ■ Я2 •• Л + к ■ (я2 - ^о2) • и2 • Л = 2 ■ к ■ А ■ Я ■ йЯ. (Ю)
С учетом соотношения (10) получаем дифференциальное уравнение:
щ ■ я и и
Второе дифференциальное уравнение получаем из соотношения:
(П)
I
И = И0- |*и2 • Л.
ю
15
20
25
Б,мм
Рисунок 2 - График зависимости Я, Ь, У2/У1, от хода пуансона
Отсюда:
¿//7 = -и9 • Л = -
2 Я2 + Я2
¿Б.
(12)
Из системы уравнений (11)и(12), с учетом начальных условий Я = Ко, И = /?о при £ = О, определяем величины К, /?, и2 как функции хода Л" (рисунок 1).
Заключение
Получена зависимость, которая позволяет регулировать скорости движения пуансона и
матрицы и таким образом влиять на получение заданного напряженного состояния.
Литература
1. Крутина Е.В. Разработка технологических процессов холодной объемной штамповки осе-симметричных деталей комбинированием поперечного выдавливания и высадки. // Дисс.канд.техн.наук. М., 2003.
2. Калпин Ю.Г., Крутина Е.В. Построение диаграммы пластичности методом комбинированного поперечного выдавливания и высадки. Сборник научных трудов «Механика деформируемого твердого тела и обработка металлов давлением». Тула: ТГУ, 2000, с. 150-154.
3. Игнатенко В.Н., Молодов A.B., Крутина Е.В. Кинематика течения металла при комбинированном радиальном и обратном выдавливании в конической матрице. Сборник трудов международной научно-технической конференции. Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) «Автомобиле и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященная 145-летию МГТУ «МАМИ», 2010.
4. Петров М.А., Петров П.А., Калпин Ю.Г. Исследование кинематики процесса радиального выдавливания с «бегущим» очагом деформации. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. М., МГТУ «МАМИ», 2007, с. 164-168.
5. Воронцов А.Л. Анализ напряженного и кинематического состояния сплошной и трубной заготовок при радиальном выдавливании. Вестник машиностроения, 1998, № 3, с. 33-35.
6. Типалин С.А., Шпунькин Н.Ф., Никитин М.Ю., Типалина A.B. Экспериментальное исследование механических свойств демпфирующего материала. / Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. М., МГТУ «МАМИ», 2010, № 1, с. 166-170.
7. Шпунькин Н.Ф., Типалин С.А., Гладков В.А., Никитин М.Ю. Исследование обтяжки с растяжением листового материала. // Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал.-М., МГТУ «МАМИ», 2008, № 1, с. 206-212.
8. Ларин С.Н., Соболев Я.А. Двухосное растяжение анизотропной листовой заготовки в режиме кратковременной ползучести. // Известия ТулГУ. Сер. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ. 2011. Вып. 5. с. 151-160.
Особенности расчета и оптимизации сварной станины для уникальных
станков
д.т.н. проф. Максимов Ю.В., к.т.н. Порхунов С.Г., Кузьминский ДЛ.
Университет машиностроения rkhamami.ru
Анотация. В настоящее время, когда выпуск металлорежущих станков осуществляется единичными или мелкосерийными партиями, актуальной является проблема перевода базовых деталей станков с литого на сварное исполнение. Однако отсутствие экспериментально проверенной методики, позволяющей производить расчеты и оптимизацию сварных базовых деталей станков в зависимости от условий, поставленных в каждом конкретном случае, сдерживает процесс их повсеместного внедрения в станкостроении.
Ключевые слова: базовые детали станков, сварное исполнение, методы расчета и оптимизации
Научные исследования выполнялись при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Государственного контракта № 16.740.11.0439 от 26 ноября 2010г.
Наиболее ярким примером уникального станка со сварной станиной является станок ОКШ-1436, разработанный конструкторским бюро ООО «РКБ-МАМИ» (рисунок 1). Данный станок позволяет обрабатывать детали диаметром до 1436 мм. и массой 7586 кг и состоит из сварных корпусных деталей.
К корпусным деталям относятся все так называемые базовые детали машин: станины,