Научная статья на тему 'Определение перспектив развития рынка проката автомобилей в Приморском крае'

Определение перспектив развития рынка проката автомобилей в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / ПОРТО-ФРАНКО / АВТОМОБИЛЬНЫЙ БИЗНЕС / CAR BUSINESS / РЫНОК ПРОКАТА АВТОМОБИЛЕЙ / CAR RENTAL MARKET / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА УСЛУГ / SERVICES MARKET INFRASTRUCTURE / PORTO-FRANCO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

Работа посвящена исследованию влияния изменения макроэкономических параметров и институциональных условий на развитие рынка проката автомобилей в регионах России. В работе определены закономерности и проблемы, связанные с организацией и развитием рынка проката автомобилей в различных регионах России. Произведено обобщение опыта развития бизнеса проката автомобилей в странах Европы и США, приведена систематизация форм организации и спектра услуг прокатного бизнеса автомобилей в России, социальных и экономических проблем, препятствующих развитию автопроката в различных регионах России. Произведен анализ и систематизация причин самых высоких темпов роста рынка автопроката в Приморском крае среди регионов России. Определены мотивы потребителей услуг автопроката и факторы, сдерживающие развитие рынка в регионе. Выявлены лидеры рынка автопроката в Приморском крае. Произведен анализ спектра услуг предприятий автопроката и цен на услуги в крае. Представлены результаты сравнительного анализа стоимости почасовой оплаты арендного и собственного автомобиля в различных классах. Определены перспективы развития рынка проката автомобилей в связи с новыми возможностями, возникающими при переходе города Владивостока к новому статусу порто-франко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Prospects of the Car Rental Market in Primorsky Krai

The article is devoted to investigation of influence of changing macroeconomic parameters and institutional conditions on the development of the car rental market in the regions of Russia. Mechanism and problems of organization and development of car rental market in different regions of Russia are also identified. In the article the experience of car rental business in Europe and the United States is summarized; the systematization of the forms and range of car rental services in Russia is given; social and economic problems impeding the development of car rental in different Russian regions are analyzed. The reasons for the highest growth of car rental market in Primorsky Krai among Russian regions are analyzed and systemized. The motives of the car services consumers and factors limiting market development in the region are identified. Market leaders in car rental in Primorsky Krai are identified. The range of car rental services and prices in the region are analyzed. The results of a comparative analysis of the per hour rent cost and the private car in various classes are presented. The prospects of development of car rental market in connection with the new opportunities arising from the transition of the city Vladivostok to the new status of Porto-Franco are identified.

Текст научной работы на тему «Определение перспектив развития рынка проката автомобилей в Приморском крае»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПРОКАТА АВТОМОБИЛЕЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Мартышенко Наталья Степановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга, коммерции и логистики, Дальневосточный Федеральный Университет; 690922, г. Владивосток, остров Русский, бухта Аякс-10, корпус G(22) natalya.martyshenko@vvsu.ru

Работа посвящена исследованию влияния изменения макроэкономических параметров и институциональных условий на развитие рынка проката автомобилей в регионах России. В работе определены закономерности и проблемы, связанные с организацией и развитием рынка проката автомобилей в различных регионах России. Произведено обобщение опыта развития бизнеса проката автомобилей в странах Европы и США, приведена систематизация форм организации и спектра услуг прокатного бизнеса автомобилей в России, социальных и экономических проблем, препятствующих развитию автопроката в различных регионах России. Произведен анализ и систематизация причин самых высоких темпов роста рынка автопроката в Приморском крае среди регионов России. Определены мотивы потребителей услуг автопроката и факторы, сдерживающие развитие рынка в регионе. Выявлены лидеры рынка автопроката в Приморском крае. Произведен анализ спектра услуг предприятий автопроката и цен на услуги в крае. Представлены результаты сравнительного анализа стоимости почасовой оплаты арендного и собственного автомобиля в различных классах. Определены перспективы развития рынка проката автомобилей в связи с новыми возможностями, возникающими при переходе города Владивостока к новому статусу порто-франко.

Ключевые слова: региональная экономика; порто-франко; автомобильный бизнес; рынок проката автомобилей; инфраструктура рынка услуг.

ВВЕДЕНИЕ

История бизнеса проката автомобилей насчитывает почти 100 лет. Принято считать, что родоначальником бизнеса является Джо Саун-дерс (Небраска, США), который организовал первый пункт проката автомобилей в 1916 году.

Чтобы понять значимость этого рынка в современном мире и его потенциальные возможности в России, целесообразно в начале проанализировать его масштабы в развитых странах. В США доход компаний по прокату автомобилей в 2015 году достиг $27,11 миллиардов. Парк прокатных машин в США составляет 2,18 млн единиц. В Лондоне, по оценкам экспертов, на каждые 100 тыс. человек есть четыре офиса проката автомобилей. Во всем мире прокат машин пользуется спросом у туристов, бизнесменов, коммивояжеров и лиц, которым часто приходится переезжать с места на место. Об уровне развития сервиса

автопроката в развитых странах свидетельствует, например, такой факт, что в США процедура аренды занимает всего 2—3 минуты.

По мнению экспертов, мировой рынок к 2019 году достигнет $81,2 миллиардов. Главными причинами высоких темпов ростаэто-го рынка являются глобализация экономических процессов, требующая расширения международных контактов деловых кругов, рост международного рынка туристических услуг, расширение услуг международных авиалиний. Наибольшие темпы роста проката автомобилей ожидаются в странах с высокими темпами роста экономики, таких как Китай, Южная Корея, Бразилия, Индонезия, Индия.

Росту рынка автопроката способствуют и социально-экономические изменения в мире. Так, расходы на содержание личного автомобиля растут гораздо быстрее, чем доходы домохозяйств. Для

многих семей содержание автомобиля дорого обходится для семейного бюджета. По оценкам Американской автомобильной ассоциации, средняя стоимость владения личным автомобилем в США сейчас доходит до $8,5 тыс. в год. При этом надо учесть, что более 95% времени автомобиль простаивает.

Удовлетворяют спрос на прокат автомобилей за рубежом, в первую очередь, крупные компании. По всему миру осуществляет свою деятельность ряд крупнейших компаний проката автомобилей. Масштаб их деятельности можно представить по данным таблицы 1 [1].

Глобальные бренды (Hertz, Avis, Europcar, Dollar Thrifty, Budget, Sixt, National, Alamo) не только активно развивают собственную сеть, но и продвигают франшизу. На развивающихся рынках (Египта, Турции и Таиланда), в основном, работают мелкие компании,

обладающие парком, часто не превышающим десяти автомобилей.

Для продвижения своих услуг большинство зарубежных компаний по автопрокату используют интернет-сервисы по бронированию автомобилей. Крупнейшей компанией по бронированию прокатных автомобилей по всему миру является компания Rentalcars.

Рынок проката автомобилей в России находится в настоящее время на этапе своего становления. По-настоящему этот рынок начал развиваться каких-нибудь 5 — 7 лет назад. Оценки прироста рынка проката автомобилей, представленные различными экспертами, находятся в широком диапазоне от 15 до 30%. В настоящее время крайне мало научных публикаций по исследованию этого рынка.

В основном,публикации по прокату автомобилей в России связаны с развитием туризма [2]. Зарубежные исследователи гораздо шире смотрят на эту проблему и уделяют ей гораздо больше внимания [3, 4]. Поэтому исследование рынка проката автомобилей в России представляется весьма актуальным, особенно для Приморского края, который является лидером в стране по количеству автомобилей на душу населения.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ

РЫНКА УСЛУГ ПО ПРОКАТУ

АВТОМОБИЛЕЙ

Новый вид сервиса, такой как прокат автомобилей, пришел в Россию вместе с крупными западными компаниями. Для того чтобы обеспечить мобильность своих сотрудников, этим компаниям было выгодно арендовать, а не покупать и содержать автомобили. Вслед за зарубежными компа-

ниями российские компании по прокату автомобилей стали предлагать этот вид услуг и гражданам, которые начали понимать преимущества нового сервиса. Со временем и представители бизнеса пришли к выводу, что содержать парк автомобилей, пригодных для всех случаев жизни, могут только крупные предприятия. У среднего и даже мелкого бизнеса могут быть встречи с зарубежными или российскими партнерами, приезжающими на переговоры, деловые встречи или презентации. В таких случаях может быть весьма полезен прокат престижных марок автомобилей. Хороший дорогой автомобиль послужит поддержанию высокого имиджа компании и создаст впечатление заботы о комфорте и безопасности гостей, что, в свою очередь, может стать хорошим фундаментом успешности переговоров. Забота и внимание принимающей стороны, скорее всего, будут замечены и оценены деловыми партнерами. С другой стороны, плата за аренду всегда будет ниже, чем оплата услуг таксомоторного парка [5].

В настоящее время парк прокатных автомобилей в России составляет не менее 20 000, а количество компаний, работающих в этой сфере, — более 2 500. По оценкам экспертов, в 2016 году объем рынка автопроката в стране может составить 6 млрд рублей. При этом до 85% рынка проката

и аренды автотранспорта приходится на Москву и Санкт-Петербург. До сих пор значительная часть этого рынка нацелена на обслуживание иностранцев (например, в Санкт-Петербурге иностранцы составляют 50% клиентов). Владивосток стал третьим городом России, где начал быстро расширяться бизнес по прокату автомобилей. На очереди такие города, как Сочи, Краснодар, Казань.

Особенности российского рынка проката автомобилей обсуждаются представителями этого бизнеса на страницах Интернета [6, 7, 8]. Хотя каждому региону присущи специфические условия ведения бизнеса, есть и общие, характерные для всей страны.

В настоящее время рынок проката автомобилей в России слабо структурирован, не имеет четкой сегментации, а его развитие носит стихийный характер. Для развивающегося бизнеса характерна неустойчивая терминология.

Представители бизнеса не всегда проводят четкую грань между двумя терминами: аренда и прокат автомобиля. В настоящее время и правовые акты воспринимают аренду и прокат автомобиля как идентичные услуги. Некоторые фирмы по автопрокату термин «прокат автомобилей» используют при работе с частными лицами, а «аренда автомобиля» — при работе с юридическими лицами. Такая

Таблица 1

Крупнейшие компании проката автомобилей мира

№ Компания Количество автомобилей Оборот, $ млрд Количество представительств

1 Enterprise Rent-A-Car 1 500 000 17 8 100

2 Hertz Global Holdings 500000 8,7 5 100

3 Avis Budget Group 425 000 8,3 5 750

4 Europcar 215 000 2,2 2 825

5 SIXT 220 000 1,8 4 500

5 Dollar Thrifty Automotive Group 140 000 1,76 1 000

услуга, как «прокат автомобиля с водителем за рулем» ближе по своему смыслу к услугам такси с почасовой оплатой.

Благодаря длительной истории своего развития рынок проката автомобилей за рубежом хорошо отрегулирован законодательной базой, которая обеспечивает его работу. У нас законодательная база отстает от потребностей рынка.

Сдерживает развитие автопроката в России достаточно высокая стоимость проката автомобилей. Пока стоимость проката остается выше, чем за рубежом. Частично это можно объяснить более высокой себестоимостью. У нас в среднем выше стоимость страхования на 4—6%, выше косвенные издержки: сложные бюрократические процедуры оформления ДТП, длинные сроки ремонта и простоя автомобилей из-за отсутствия запчастей, высокий уровень мошенничества.

Есть ряд объективных факторов, которые обусловливают более высокую себестоимость услуги проката автомобилей. К таким факторам можно отнести: климатические и географические условия, состояние российских дорог, плохое качество бензина, высокий уровень преступности, более высокую вероятность мошенничества, чем в развитых странах. Эти факторы приводят к более высоким затратам на содержание автомобилей. Автомобили гораздо быстрее изнашиваются и нуждаются в ремонте. Повышенному износу подвержены колеса, детали подвески, фары, бамперы и капоты. Вследствие высоких издержек, рентабельность бизнеса в разы ниже, чем в странах Европы и США.

Среди факторов, обусловливающих недостаточный уровень

развития бизнеса проката автомобилей в России, эксперты выделяют:

1. Неэффективность работы саморегулирующих механизмов рынка.

2. Дефицит квалифицированных менеджеров.

3. Низкий уровень информации о существующих услугах проката, предоставляемых населению.

4. Отсутствие в РФ устоявшейся культуры потребления услуг проката.

5. Отсутствие опыта потребления услуг проката, большое количество недобросовестных участников рынка (попросту мошенников) и низкая правовая защищенность граждан от недобросовестного бизнеса, которая порождает повышенные сложности с оформлением документов для получения машины, высокую ответственность в случае аварии.

Некоторые эксперты считают, что тормозит развитие прокатного бизнеса автомобилей низкий уровень жизни населения станы. По мнению одних экспертов, услуги автопроката становятся популярными среди населения, когда доход на человека превышает $1 000 в месяц [9]. Другие эксперты считают, что автопрокат имеет перспективы развития уже при доходах в $500 [10]. В большой степени это объясняет распространение этого бизнеса в Москве, где средние доходы населения намного выше, чем по стране в целом.

Перспективы развития рынка проката автомобилей в России связаны с расширением спектра услуг. Например, в России пока очень слабо развит корпоративный сектор. В Европе около 60% услуг автопроката приходится на корпоративный сектор — это предприятия,

арендующие автомобили для использования в производственном процессе, В России ситуация прямо противоположная — доля этого сегмента колеблется в столицах на уровне 20—30%, а в регионах редко превышает 10%.

Современный мир стремительно урбанизируется. Все больше населения проживает в крупных городах. В крупных городах мира в настоящее время существуют большие проблемы с автомобильными пробками и парковкой автомобилей. Это вызвало появление нового вида услуг проката автомобилей — каршеринг. Мэры крупных городов активно продвигают этот вид услуг.

Каршеринг (еагзМап'пд) — сервис краткосрочной аренды автомобиля. С помощью новой услуги машину можно взять в аренду на одной стоянке и оставить на другой, не заезжая в офис обслуживающей компании. Для арендованных машин оборудуются отдельные стоянки, и у водителей нет необходимости искать место для парковки.

В отличие от обычной аренды, каршеринг предназначен для тех, кому нужна машина на непродолжительное время, при этом оплачивается только время пользования автомобилем, то есть сумма счета будет зависеть от того, как долго машина находилась у вас, и сколько вы проехали. В отличие от привычного классического проката автомобиля клиент физически не контактирует с работниками прокатного предприятия. Он может получить доступ к автомобилю в любое время суток, а не только в рабочее время. А поскольку машины находятся на стоянках, разбросанных по всему городу, высока вероятность, что одна из них окажется в пешей доступности от вас.

На сегодняшний день, крупнейшим проектом в сфере оказания услуг каршеринга является американская корпорация ZipCar, которая насчитывает более 800 тысяч активных членов и предоставляет им автомобили в более чем 50 крупных городах США, Канады и Великобритании, а также в более чем 250 колледжах и университетах в США. Автопарк компании насчитывает более 10 тысяч автомобилей различных классов. Общее количество пользователей услугами каршеринга в Европе составляет уже около миллиона человек. Крупнейшими компаниями, предлагающими услуги кар-шеринга в Европе являются компании Car2Go, Drive Now. По прогнозам компании Frost & Sullivan, специализирующейся на рыночных исследованиях, к 2020 году количество пользователей сервисов краткосрочной аренды автомобилей по всему миру может достигнуть 20 млн человек.

Последние исследования, проведенные в США, показывают, что в 30% случаев, когда домохозяйства начинают использовать услугу Carsharing, они продают свои автомобили, в остальных случаях — откладывают покупку новых. В больших городах услуга карше-ринга имеет большую перспективу и ее популярность со временем будет только возрастать, что должно улучшить транспортную обстановку городов. По статистике ведущих операторов каршеринга, один прокатный автомобиль может заменить более 10 частных автомобилей горожан.

В крупных городах в услугах каршеринга заинтересованы многие компании, служащие которых во время работы вынуждены перемещаться по городу. Расчеты показывают, что, пользуясь услугами каршеринга, предприятие мо-

жет сэкономить до 80% своих расходов на транспорт по сравнению с созданием собственного автопарка. При этом существенно облегчен контроль использования сотрудниками служебного транспорта и бухгалтерский учет транспортного обеспечения.

Большие перспективы развития автопроката связаны с распространением интернет-сервиса через приложение на смартфоне. Интернет-сервис позволит пользоваться услугами проката автомобилей во всем мире.

С 2015 года заработали первые прокатные компании, специализирующиеся на услугах каршеринга, в Москве. Первой в России компанией поминутной аренды автомобилей стала компания «Делимо-биль». Проект принадлежит швейцарской компании General Invest, которая на его запуск инвестировала 1 млрд рублей. На первом этапе задействовано 500 машин. По мнению авторов проекта, он должен окупиться уже через два года. Ожидается, что общий парк автомобилей компаний-операторов каршеринга в Москве до конца 2016 года может расшириться до 2,8 тыс. машин.

Из-за небольших масштабов стоимость услуги пока достаточно высокая. Однако, организаторы компании утверждают, что использование машины каршеринга в среднем обходится на 30% дешевле поездки на такси по стандартному тарифу. Но здесь есть большое преимущество по сравнению с такси. Нет необходимости общения с таксистами, которые в Москве далеко не всегда придерживаются тарифов и претендуют на высокие чаевые. Таксисты с большим нежеланием обслуживают клиентов на небольшие расстояния. Нельзя сбрасывать со счетов криминальные

происшествия, связанные с таксомотором в крупных российских городах.

В недалеком будущем компании каршеринга будут все больше использовать электромобили. Такие компании уже открылись в Сеуле. Ужесточение требований к снижению вредных выбросов в атмосферу будет отрицательно влиять на желание жителей больших городов иметь собственный автомобиль.

Россия все больше интегрируется в мировую экономическую систему, поэтому современные тенденции расширения рынка проката автомобилей неминуемо будут распространяться и на Россию.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПРОКАТА АВТОМОБИЛЕЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ Несмотря на то, что средние доходы населения во Владивостоке ниже, чем в столичных городах, здесь в последние годы наблюдаются очень высокие темпы роста автопроката (самые высокие по стране) [11]. Этому есть ряд причин. Назовем некоторые из них. Во-первых, из-за близости стран — крупнейших производителей автомобилей (Япония, Южная Корея) в городе очень развит рынок продажи импортных автомобилей. В город едут за покупкой автомобиля со всех соседних регионов [12, 13]. Соответственно, цены на иномарки здесь в среднем ниже, чем в других регионах. Немаловажно, что и большой поток запчастей на иномарки идет через Владивосток. Запчасти здесь более доступны не только по цене, но и по срокам поставки.

В связи с экономическим кризисом рынок иномарок начал сильно падать и предложение начало

превышать спрос [14, 15]. В настоящее время перенасыщен вторичный рынок автомобилей. Население уже привыкло через несколько лет менять свой автомобиль и не хочет от этого отказываться даже при повышении цен на «свежие» автомобили. Не имея возможности реализовать свои «про-бежные» автомобили и не желая продавать их за бесценок, люди стремятся использовать их в бизнесе.

Кроме того, во Владивостоке самый развитый сервис по ремонту автомобилей в стране. Огромное количество мастерских по ремонту автомобилей появилось в эпоху массового ввоза, так называемых «распилов», когда автомобили собирали буквально по частям. В ремонтных мастерских по доступным ценам и в кратчайшие сроки могут сделать ремонт любой сложности.

В период расцвета бизнеса по продаже подержанных иномарок возникло большое количество менеджеров, занятых в этом бизнесе. Были налажены устойчивые связи с зарубежными партнерами, созданы филиалы в Японии и Южной Корее. С падением рынка продаж, ужесточением мер по ограничению ввоза подержанных иномарок и обвалом курса рубля большое количество людей лишились своего бизнеса. Представители автомобильного бизнеса начали искать новые ниши для заработка. Как раз таким новым бизнесом оказался автопрокат. Нельзя сказать, что этот бизнес полностью смог компенсировать потери, связанные с падением продаж автомобилей, но он позволил частично компенсировать их. Этот бизнес стал для многих предпринимателей не основным, а побочным дополнительным заработком. Чтобы заниматься прокатным

бизнесом автомобилей, нужно иметь определенный опыт и знания по эксплуатации автомобилей, а такой опыт представители автомобильного бизнеса Владивостока имеют большой.

Высокими темпами развиваются сразу два основных сегмента рынка проката автомобилей: частные лица и корпоративные клиенты.

Подавляющая часть населения г. Владивостока не мыслит свою жизнь без автомобиля. Выросло целое поколение за время, когда автомобиль перестал быть роскошью во Владивостоке. Большое количество жителей садится за руль, как только достигает возраста, необходимого для получения прав. Многие молодые люди к этому времени уже имеют первичные навыки вождения автомобилей. Хотя причины, по которым частные лица берут автомобиль на прокат, схожи с причинами по всей стране, жители Владивостока более готовы к восприятию новой услуги проката. Основные мотивы частных лиц, побуждающие к аренде автомобиля, следующие:

♦ временное отсутствие собственного автомобиля(при замене автомобиля на новый, ремонт);

♦ возросшие трудности по реализации старого автомобиля (переизбыток предложений на вторичном рынке);

♦ временные финансовыетрудно-сти по приобретению желаемой марки автомобиля;

♦ потребность в автомобиле для служебных целей;

♦ обслуживание семейных праздничных мероприятий (свадьбы, юбилеи и прочие);

♦ сезонные потребности в автомобиле (особенно у людей, которые часто и надолго выезжают по работе в другие регионы страны или за рубеж), потребности в определенные дни и для

отдыха (например автомобиль повышенной проходимости для поездки на охоту и рыбалку);

♦ для создания необходимого имиджа при деловых встречах. Владивосток — город моряков

и рыбаков. Большинство из них имеют возможность приобрести собственный автомобиль. Однако в последнее время многие из них начинают понимать, что, отсутствуя большое время в городе, невыгодно содержать собственный автомобиль. Современный автомобиль очень быстро теряет в цене и уже не является выгодным вложением денег на перспективу, а содержание автомобиля постоянно дорожает.

Кроме самих жителей, услугами сети проката могут воспользоваться люди, которые приехали в город Владивосток в командировку или в отпуск.

Самое интересное, что, воспользовавшись услугами проката автомобиля, многие клиенты входят во вкус, обнаруживая, от какого количества хлопот по содержанию автомобиля они избавляются, и находят в прокате экономическую выгоду.

Среди корпоративных клиентов наиболее востребованными видами услуг являются:

♦ аутсорсинг (полное транспортное обслуживание компаний);

♦ услуги аренды автомобилей с водителем для оперативных поездок.

Отдельные компании начинают избавляться от непрофильных функций, чтобы сосредоточиться на основной деятельности. Содержание автомобильного парка, транспортного отдела, гаражей и ремонтных служб — одна из проблем, которую большинство крупных и средних компаний до недавних пор предпочитали решать самостоятельно.

Развитие транспортного аутсорсинга тормозится тем, что многие руководители предприятий не оценивают свои затраты на транспорт, а зачастую, даже не задумываются об этом [16]. Однако использование аутсорсинга для транспортного обслуживания может существенно снизить издержки предприятия [17]. На многих предприятиях, владеющих собственным парком, машины значительную часть времени простаивают. Предприятие несет амортизационные, административно-управленческие (зарплата водителя, бухгалтера, налоги) издержки, автомобиль теряет в стоимости, а деньги, потраченные на его приобретение, становятся отвлеченным на непроизводственные цели оборотным капиталом, который мог бы принести большую доходность на профильном направлении [18]. Выгоду от использования аутсорсинга можно оценить в результате сравнительного анализа стоимости почасовой оплаты арендного и собственного автомобиля (рис. 1—3).

При наличии собственного парка автомобилей необходимо учитывать не только разницу в стоимости автомобилей разных классов, но и разницу в стоимости их содержания. Структура расходов на содержание различных автомобилей тоже различна. Если амортизационные расходы в структуре содержания автомобиля экономического класса составляют 19,2%, то для автомобилей бизнес-класса и представительского класса эта доля составляет 26,5 и 33,4% соответственно.

В настоящее время во Владивостоке насчитываются уже десятки фирм автопроката. Самые крупные из них: «Влад Рент», «Самокат»,

«Рента-Восток», «Avtoprokat 25» «Скороход Авто», «Альфакар», «Драйв Авто», Eurorentcar, «Влад Лайн», «Меридиан ДВ», VladAvto, City Cars. Все эти фирмы имеют собственные сайты и регулярно размещают рекламу в средствах массовой информации.

Крупные компании предоставляют широкий спектр услуг, гиб-

3500 3000 2500 2000

500

кие цены в зависимости от условий аренды. Такие фирмы имеют не менее 50 автомобилей. В более мелких фирмах цены могут быть гораздо ниже. Примеры цен на суточную аренду автомобилей различных классов средней фирмы автопроката «Альфакар» приведены в таблице 2[19]. Цены в таблице приведены в российской

3 4 5 6

Время занятости (ч/день)

Арендованный с водителем

-Собственный с водителем

Рис. 1. Анализ стоимости эксплуатации автомобиля экономического и среднего класса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500

3 4 5 6

Время занятости (ч/день)

Арендованный с водителем

-Собственный с водителем

Рис. 2. Анализ стоимости эксплуатации автомобиля бизнес-класса

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

3 4 5 6

Время занятости (ч/день)

Арендованный с водителем

-Собственный с водителем

Рис. 3. Анализ стоимости эксплуатации автомобиля представительского класса

1500

1000

0

5000

1000

500

0

валюте — рублях. Несмотря на то, что в последний год рубль переживал значительные колебания по сравнению с долларом США, цены на автопрокат в Приморском крае остаются неизменными. Поэтому для иностранных туристов услуги автопроката стали намного дешевле.

Большие перспективы рынок автопроката Приморского края имеет в связи с развитием такого вида туризма, как караванинг. Ка-раванинг — автомобильный туризм, путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах. Содержать собственный автодом в большом городе совершенно не выгодно. Его использование ограничено сроком путешествия в дни отпусков. Поэтому для любителей путешествовать на автомобиле лучше всего воспользоваться арендой автодома.

Владивосток является конечным пунктом автомобильной трассы, которая проходит через всю страну. Протяженность трассы более 10 тысяч километров. Столь длительное путешествие на автомобиле имеет смысл только при поездке в одну сторону. Только несколько лет назад было завершено строительство последнего участка трассы с современным покрытием. В настоящее время высокими темпами стала развиваться инфраструктура по обслуживанию этой транспортной магистрали. Поэтому в ближайшие годы ожидается значительный рост туристов, желающих посмотреть своими глазами просторы России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень развития бизнеса по прокату автомобилей является одним из индикаторов уровня социально-экономического развития региона. В настоящее время

потребность в развитии этого бизнеса в Приморском крае очень высока.

Рынок автопроката во Владивостоке имеет очень большие перспективы в связи с объявлением г. Владивостока свободным портом [20]. В ближайшее время ожидается оживление деловой активности и приток большого количества бизнесменов и туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Уже сейчас при проведении крупных международных встреч и выставок ощущается дефицит автомобилей представительского класса с водителем.

В ближайшее время может существенно вырасти поток туристов, привлекаемых недавно открывшейся игорной зоной в пригороде Владивостока. Презентация первой очереди игорной зоны состоялась в октябре 2015 года.

С развитием автопрокатного бизнеса в Приморском крае не только жители и бизнес, но и туристы приобретут возможность использования нового востребованного вида услуг, а также значительный контингент жителей

получит полную занятость и устойчивый заработок. Большое количество предпринимателей, занятых в полулегальном автомобильном бизнесе, могут выйти из тени.

Устойчивость прокатному бизнесу могут принести долговременные отношения в рамках аутсорсинга, который может быть полезен не только малому бизнесу, но и крупным компаниям. Внедрение в практику крупного предприятия аутсорсинговых отношений позволит снизить постоянные расходы, увеличить конкурентоспособность предприятия.

Для развития бизнеса по прокату автомобилей в регионе назрела необходимость в совершенствовании институциональной среды функционирования этого бизнеса. Рынок автопроката требует законодательного регулирования и упорядочения. Власти региона должны более внимательно отнестись к проблемам рынка проката автомобилей, поскольку он обладает мощным мультипликативным эффектом.

Рост конкуренции в прокатном бизнесе, который наметился уже

Таблица 2

Примеры цен суточной аренды автомобилей в фирме проката «Альфакар»

Марка автомобиля Суточная оплата, руб.

Эконом-класс

NISSAN AD van 2010 V-1500 1 100

MMC LANCER van 2009 V-1500 1 100

MMC MIRAGE 2009 V-1000 1 200

TOYOTA PASSO 4WD 2011 V-1000 1 200

SUZUKI SWIFT 4WD 2009 V-1300 1 200

Бизнес-класс

FORD FOCUS SE 2014 V-1500 2 000

FORD FOCUS HB 2013 V-1600 2 000

VOLKSWAGEN JETTA 2014 V-1600 2 300

NISSAN SERENA 2010 V-2000 2 500

Внедорожники

TOYOTA LAND CRUISER PRADO 4WD 2013 V-2700 5 000

TOYOTA LAND CRUISER PRADO 4WD 2014 V-2700 5 000

LEXUS GX470 4WD 2006 V-4700 5 000

NISSAN PATROL V-5700 8 000

сейчас, приведет к значительному расширению спектра предлагаемых услуг и повышению качества обслуживания, делая услугу более доступной. В ближайшее время ряд прокатных фирм предполагает организовать во Владивостоке

и каршеринг. Признаком стабильности рынка автопроката в крае является наметившаяся тенденция к укрупнению рынка, то есть появлению крупных компаний, которые ответственно относятся к будущему. С развитием рынка про-

ката авто растет культура потребителей данной услуги.

Использование современных /Т-технологий в работе и рекламные кампании фирм автопроката будут двигать отрасль вперед и в дальнейшем.

ИСТОЧНИКИ

1. Крупнейшие прокатные компании мира http://www.rb.ru/inform/1 17607.html (дата обращения 25.10.2016).

2. Горгоц О.В., КрасильниковА.В. Развитие проката автомобилей как часть регионального туристского кластера // Научный институт глобальной и региональной экономики. 2014. № 4. С. 149—152.

3. Haensel A., Mederer M., SchmidtH. Revenue management in the car rental industry: A stochastic programming approach // Journal of Revenue & Pricing Management. 2012. Т. 11. №. 1. С. 99—108.

4. Rantanen A. et al. Revenue Management approach to car rental business: Revenue Management guide for Helkama Rent Ltd. 2013.

5. Матвеев Д Е., Матвеев Е. Р. Оценка инвестиционного проекта такси // Казанская наука. 2012. № 11. С. 129—133.

6. Обзор российского рынка проката автомобилей / http://splash-rentacar.com/obzor-rossiiskogo-rinka-prokata-avtomobilei.html (дата обращения 25.10.2016).

7. Общая характеристика рынка аренды автомобилей в России / http://auto4europe.ru/arenda-avto/obshhaja-kharakteristika-rynka-arendy-avtomobilejj-v-rossii.html (дата обращения 25.10.2016).

8. Российский рынок аренды автомобилей начал прирастать регионами / http://www.financial-lawyer.ru/newsbox/ economic_news/167-530161.html (дата обращения 25.10.2016).

9. Рынок без рынка / https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2008/10/20/rynok-bez-rynka (дата обращения 25.10.2016).

10. Российский рынок аренды автомобилей начал прирастать регионами. Указ. соч.

11. Мартышенко С.Н. Исследование процессов, влияющих на качество жизни на территории Приморского края // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-3. С. 555—559.

12. Мартышенко Н.С., Старков В.С. Новые возможности развития автомобильного бизнеса в Приморском крае // Практический маркетинг. 2013. № 3. С. 14—18.

13. Курилова А.А. Курилов К.Ю. Рынок подержанных автомобилей. Перспективы и пути развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета 2014. №. 4 (30) С. 157—160.

14. Хегай Ю.А., БерняковичВ.В., Тарасова Н.О. Влияние санкций на импорт автомобилей в Россию // Теория и практика общественного развития. 2015. № 2. С. 33—35.

15. Омельченко С.В. Перспективы развития национального автомобильного рынка // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 7. С. 116—119.

16. ТрифоновН.Ю., Скрыган С.В. Характеристика накопленного износа автомобилей методами финансовой математики // Белорусский экономический журнал. 2014. №. 3. С. 133—143.

17. Вострецов А. В., Иванов Р. В. Аутсорсинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса // Академический вестник. № 1 (27). 2014. С. 273—278.

18. Обзор рынка автоаренды Екатеринбурга / http://www.acexpert.ru/analytics/ratings/obzor-rinka-avtoarendi-ekaterinburga.html (дата обращения 25.10.2016).

19.Компания Alfa-Car — аренда автомобилей / http://www.avtoprokatdv.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=8 (дата обращения 25.10.2016).

20. Фисенко А.И., Хамаза Е.А. Создание порто-франко во Владивостоке: содержание, условия, возможные формы реализации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 786.

Development Prospects of the Car Rental Market in Primorsky Krai Martyshenko Natalya Stepanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of the Department of Marketing, Commerce and Logistics. Far Eastern Federal University; bukhta Ayaks 10, build G(22), Russian Island, Vladivostok, 690022, Russian Federation (natalya.martyshenko@vvsu.ru)

The article is devoted to investigation of influence of changing macroeconomic parameters and institutional conditions on the development of the car rental market in the regions of Russia. Mechanism and problems of organization and development of car rental market in different regions of Russia are also identified. In the article the experience of car rental business in Europe and the United States is summarized; the systematization of the forms and range of car rental services in Russia is given; social and economic problems impeding the development of car rental in different Russian regions are analyzed. The reasons for the highest

growth of car rental market in Primorsky Krai among Russian regions are analyzed and systemized. The motives of the car services consumers and factors limiting market development in the region are identified. Market leaders in car rental in Primorsky Krai are identified. The range of car rental services and prices in the region are analyzed. The results of a comparative analysis of the per hour rent cost and the private car in various classes are presented. The prospects of development of car rental market in connection with the new opportunities arising from the transition of the city Vladivostok to the new status of Porto-Franco are identified.

Keywords: regional economy; Porto-Franco; car business; car rental market; services market infrastructure.

REFERENCES

1. Krupneyshie prokatnie kompanii mira [The largest rental companies in the world]. Available at: http://www.rb.ru/inform/ 1 17607.html (accessed 2016.10.25).

2. Gorgots, O.V.; Krasilnikov, A.V. (2014) Razvitie prokata avtomobiley kak chast" regionalnogo turistskogo klastera [Development of car rental as part of a regional tourism cluster]. Nauchniy institut globalnoy i regionalnoy ekonomiki [Scientific Institute of Global and Regional Economy], 2014, no. 4, pp. 149—152.

3. Haensel, A.; Mederer, M.; Schmidt, H. (2012) Revenue management in the car rental industry: A stochastic programming approach. Journal of Revenue & Pricing Management, 2012, vol. 11, no. 1, pp. 99—108.

4. Rantanen, A. et al. (2013) Revenue Management approach to car rental business: Revenue Management guide for Helkama Rent Ltd. 2013.

5. Matveev, D.E.; Matveev, E.R. (2012) Otsenka investitsionnogo proekta taksi [The investment project on taxis]. Kazanskaya nauka [Kazan Science], 2012, no. 11, pp. 129—133.

6. Obzor rossiyskogo rinka prokata avtomobiley [Review of the Russian car rental market]. Available at: http://splash-rentacar.com/obzor-rossiiskogo-rinka-prokata-avtomobilei.html (accessed 2016.10.25).

7. Obshchaya kharakteristika rinka arendi avtomobiley v Rossii [General characteristics of the car rental market in Russia]. Available at: http://auto4europe.ru/arenda-avto/obshhaja-kharakteristika-rynka-arendy-avtomobilejj-v-rossii.html (accessed 2016.10.25).

8. Rossiyskiy rinok arendi avtomobiley nachal prirastat" regionami [Russian car rental market began to grow by regions]. Available at: http://www.financial-lawyer.ru/newsbox/economic_news/167-530161.html (accessed 2016.10.25).

9. Rinok bez rinka [Market without market]. Available at: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2008/10/20/ rynok-bez-rynka (accessed 2016.10.25).

10. Rossiyskiy rinok arendi avtomobiley nachal prirastat" regionami [Russian car rental market began to grow by regions]. Op. cit.

11. Martyishenko, S.N. (2014) Issledovanie protsessov, vliyayushchikh na kachestvo zhizni na territorii Primorskogo kraya [Research of the processes influencing on quality of a life in territory of Primorski territory]. Fundamentalnie issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 3-3, pp. 555—559.

12. Martyshenko, N.S.; Starkov, V.S. (2013) Novie vozmozhnosti razvitiya avtomobilnogo biznesa v Primorskom krae [New Possibilities of Automobile Business Development in Primorski Territory]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2013, no. 3, pp. 14—18.

13. Kurilova, A.A.; Kurilov, K.Yu. (2014) Rinok poderzhannikh avtomobiley. Perspektivi i puti razvitiya [Used car market. Perspectives and development trends]. Vektor nauki Toliyatinskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Vector of Togliatti State University], 2014, no. 4 (30), pp. 157 — 160.

14. Khegay, Yu.A.; Bernyakovich, V.V.; Tarasova, N.O. (2015) Vliyanie sanktsiy na import avtomobiley v Rossiyu [The influence of the sanctions on Russia's import of vehicles]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 2, pp. 33—35.

15. Omelchenko, S.V. (2015) Perspektivi razvitiya natsionalnogo avtomobilnogo rinka [Prospects of development of the national automotive market]. Vestnik Universiteta {Gosudarstvenniy universitetupravleniya) [Scientific journal of University (State University of Management)], 2015, no. 7, pp. 116—119.

16. Trifonov, N.Yu.; Skrygan, S.V. (2014) Kharakteristika nakoplennogo iznosa avtomobiley metodami finansovoy matematiki [Description of vehicles' accumulated depreciation by financial mathematics techniques]. Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal [Belarusian Economic Journal], 2014, no. 3, pp. 133—143.

17. Vostretsov, A.V.; Ivanov, R.V. (2014) Autsorsing kak forma vzaimodeystviya malogo i krupnogo biznesa [Autsorsing as form of interaction of small and large business]. Akademicheskiy vestnik [Academic Vestnik], no. 1 (27), 2014, pp. 273—278.

18. Obzor rinka avtoarendi Ekaterinburga [Review of car rental market in Ekaterinburg]. Available at: http://www.acexpert.ru/ analytics/ratings/obzor-rinka-avtoarendi-ekaterinburga.html (accessed 2016.10.25).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Kompaniya Alfa-Car — arenda avtomobiley [The company «Alfa-Car» — car rental]. Available at: http:// www.avtoprokatdv.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=8 (accessed 2016.10.25).

20. Fisenko, A.I.; Khamaza, E.A. (2015) Sozdanie porto-franko vo Vladivostoke: soderzhanie, usloviya, vozmozhnie formi realizatsii [Main directions of implementation conceptual project free port Vladivostok]. Sovremennie problemi nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 1, p. 786.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.