Научная статья на тему 'Определение параметров распределительного барабана устройства для образования каменистых шероховатостей на ледяном покрытии дороги'

Определение параметров распределительного барабана устройства для образования каменистых шероховатостей на ледяном покрытии дороги Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БАРАБАН / КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ / ЛЕДЯНОЕ ПОКРЫТИЕ / ШЕРОХОВАТОСТЬ / КАМЕНИСТАЯ ЧАСТИЦА / DISTRIBUTION DRUM / GRIPPING ANGLE / COEFFICIENT OF FRICTION OF THE ICE COVER / ROUGHNESS / ROCKY PARTICLES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гапарова Ж.Т., Тургумбаев Ж.Ж.

Статья посвящена определению параметров устройства для образования шероховатостей на ледяном покрытии дороги. В работе описаны особенности конструкции устройства, образующего шероховатости на ледяном покрытии дороги за счет рассыпки на ледяном покрытии горячих каменистых частиц, которые утапливаются в ледяное покрытие из-за положительной температуры и сил тяжести. Разработана расчетная схема взаимодействия распределительного барабана с резиновой втулкой и каменистой частицей. Указаны условия вовлечения каменистых частиц распределительным барабаном. Найдены зависимости, позволяющие определить углы захвата каменистых частиц и наружный диаметр распределительного барабана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Гапарова Ж.Т., Тургумбаев Ж.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE PARAMETERS OF ROCKY ROUGHNESS FORMATION DEVICE''S ON AN ICE-COVERED ROAD

The article is devoted to the definition of the parameters of the device to form roughness on the icy road surface. This paper describes the design features of the device to form roughness on the icy road surface, which allows the formation of irregularities on the icy surface of a mountain road due to wastage on an icy road surface the hot rocky particles. The rocky particles are recessed in the ice cover due to the positive temperature and their own gravity. A design scheme of interaction of the distribution of the drum with a rubber sleeve with rocky particle was work out. The conditions involving rocky particle distribution drum are pointed. The dependences, for determining angles of stony particles and capture the outer diameter of the distributor drum are found.

Текст научной работы на тему «Определение параметров распределительного барабана устройства для образования каменистых шероховатостей на ледяном покрытии дороги»

tors], Moscow, TSNIITEstroymash, 1982, 44 p.

4. Perlov A.S., Rannev A.V., Agaronik M.Ja., Kirillov G.V. Smennye rabochie organy gidravli-cheskih jekskavatorov [Replaceable working bodies of hydraulic excavators], Moscow, CNIITJestrojmash, 1978, 65 p.

5. Belenkov Ju. A., Lepeshkin A. V., Mihajlin A. A. Gidravlika i gidropnevmoprivod [A. Hydraulics and hydropneumatic drive]. Moscow, Bastet, 2013. - 406 p.

6. Dmitriev V.M., Arajs L.A., Shutrenkov A.V. Avtomatizacija modelirovanija promyshlennyh robotov [Automation of simulation of industrial robots]. Moscow, Mechanical Engineering, 1995. 304 p.

7. Alimov O.D., Basov S.A. Gidravlicheskie vi-broudarnye sistemy [Hydraulic vibro-impact systems]. Moscow, Science, 1990. 352 p.

8. Faronov V.V. Delphi 6, Moscow, Publisher Molgacheva SV, 2001, 672 p.

9. Anufriev I.E., Smirnov A.B., Smirnova E.N. MATLAB 7, St. Petersburg. : BHV-Petersburg, 2005, 104 p.

10. Fedotov A.V. Systems of computer algebra. Work with the Maple system: methodical instructions to laboratory work [Systems of com-

puter algebra. Working with the Maple system: guidelines for laboratory work]. Omsk, OmSTU, 2011, 54 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гэлдин Николай Семенович (Россия, г. Омск) - профессор кафедры Подъемно-транспортные, тяговые машины и гидропривод ФГБОУ ВО СибАДИ (644080 Россия, г. Омск, пр. Мира 5).

Galdin Nikolay Semenovich (Russia, Omsk)

- Professor of the Department Hoisting-and-transport, traction machines and hydraulic drive, FSBEI HE «SibADI» (644080 Russia, Omsk, Mira ave. 5).

Семенова Ирина Анатольевна (Россия, г. Омск) - доцент кафедры Подъемно-транспортные, тяговые машины и гидропривод, ФГБОУ ВО СибАДИ (644080 Россия, г. Омск, пр. Мира 5).

Semenova Irina Anatolyevna (Russia, Omsk)

- associate professor of the Department Hoisting-and-transport, traction machines and hydraulic drive, FSBEI HE «SibADI» (644080 Russia, Omsk, Mira ave. 5).

и и mi mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi

УДК 625.89

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО БАРАБАНА УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАМЕНИСТЫХ ШЕРОХОВАТОСТЕЙ НА ЛЕДЯНОМ ПОКРЫТИИ ДОРОГИ

Ж.Т.Гапарова, Ж.Ж.Тургумбаев

Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова, г. Бишкек, Кыргызстан

Аннотация. Статья посвящена определению параметров устройства для образования шероховатостей на ледяном покрытии дороги. В работе описаны особенности конструкции устройства, образующего шероховатости на ледяном покрытии дороги за счет рассыпки на ледяном покрытии горячих каменистых частиц, которые утапливаются в ледяное покрытие из-за положительной температуры и сил тяжести. Разработана расчетная схема взаимодействия распределительного барабана с резиновой втулкой и каменистой частицей. Указаны условия вовлечения каменистых частиц распределительным барабаном. Найдены зависимости, позволяющие определить углы захвата каменистых частиц и наружный диаметр распределительного барабана.

Ключевые слова: распределительный барабан, коэффициент трения, ледяное покрытие, шероховатость, каменистая частица.

ВВЕДЕНИЕ

Борьба со скользкостью - важнейшая проблема содержания дорожных покрытий в зимнее время [1, 2]. Особую опасность для транспортных средств составляет езда по горным дорогам, имеющим крутые подъемы и спуски [3, 4]. Применяемые в настоящее время химические концентраты (смесь соли с песком) для борьбы с гололедицей являются экологически вредными и могут нанести урон растительности [5, 6]. Одним из распространенных способов борьбы со скользкостью является посыпка ледяных покрытий песком. Однако на горных дорогах эффективность посыпки песка на ледяное покрытие имеет низкую эффективность в связи с трудностью обеспечения зацепления (удерживания) холодных песков на наклонных участках дороги, и на этих опасных участках остается малое количество разбросанных песков [7].

В Кыргызском Государственном техническом университете им. И.Раззакова разработано устройство для образования шероховатостей на ледяном покрытии дороги [8]. Устройство способствует образованию шероховатостей на ледяной поверхности горной дороги путем рассыпки горячих каменистых частиц на ледяное покрытие дороги. Каменистые частицы утапливаются в ледяном покрытии за счет наличия положительной температуры и силы тяжести. Идея заключается в использовании холодной температуры ледяного покрытия и в замораживании каменистых частиц на ледяном покрытии горной дороги. В работе изложена методика определения угла захвата каменистой частицы и наружного диаметра распределительного барабана в зависимости от размера каменистых частиц.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШЕРОХОВАТОСТИ НА ЛЕДЯНОМ ПОКРЫТИИ ДОРОГИ

Устройство (рисунок 1) содержит передвижную тележку 1, которая передвигается по направляющим рельсам 2, установленный на тележке бункер 3, ленточный транспортер 4, вмонтированный в нижней части бункера 2, наклонный лоток 5, прикрепленный к задней части бункера 2, распределительный барабан 6 с втулкой. Ленточный транспортер приводится в движение с помощью электродвигателя 7. Основным преимуществом данной установки является обеспечение минимального времени пребывания на холодном воздухе нагретых каменных частиц путем сокращения траектории

их движения от бункера до укладки на ледяном покрытии дороги.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ЗАХВАТА И НАРУЖНОГО ДИАМЕТРА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО БАРАБАНА

Необходимым условием эффективной работы устройства для образования шероховатостей на ледяном покрытии горной дороги является вовлечение каменистых частиц распределительным барабаном. Для улучшения захвата каменистых частиц наружная поверхность распределительного барабана выполнена из резинового материала в виде втулки. Резиновая втулка обеспечивает надлежащее трение между каменистыми частицами и резиновой втулкой распределительного барабана.

Рис. 1. Общий вид установки для образования шероховатости на ледяном покрытии дороги: 1 - передвижная тележка; 2 - направляющие рельсы; 3 - бункер; 4 - ленточный транспортер; 5 - наклонный лоток; 6 - распределительный вал с упругой втулкой; 7 - привод ленточного

транспортера

На рисунке 2 представлена расчетная схема взаимодействия каменистой частицы с распределительным барабаном. Распределительный барабан 1 с резиновой втулкой 2 вращается с угловой скоростью ш и одновременно передвигается по поверхности ледяной дороги со скоростью V. Для удобства расчета принимаем форму каменистой частицы 4 в виде сферы. Падая вниз по наклонному лотку 3, каменистая частица соприкасается с резиновой втулкой 2 распределительного барабана 1. Вследствие одновременного поступательного движения устройства для распределения каменистых частиц и вращательного движения распределительного барабана вокруг собственной оси происходит втягивание каменистой частицы в резиновую втулку распределительного барабана.

Основным фактором п роцесса вовлеченря каменистой частицы в распределительный барабан являются силы трения, возника ющие при их взаимодействии.

Fm¿¡ina

Рис. 2. Расчетная схема взаимодействия каменистой частицы с распределительным

барабаном

Сила трения Fmp между распределительным барабаном и каменистой частицей направлена по касательной к наружной окружности распределительного барабана в точке касания с каменистой частицей(точка 1С). Сила трения Fmp возникаете резул ьтате появления нормальной силы Р,действующей понорма-ли в точке К. Сила F является силой давления распределительногобарабана (черезупругую втулку) на каменистую частицу.

Наледяном п окрытии в точке ко нтакта с каменрстойчастрцей вознркает реакцря FK4 на каменрстую частрцу от силыдавления F. В с[зою очересь, эта срла реакции Fm вызывает появление силы трения F . Срлой

~ кчтр

каменистой частицы пренеорегаемввиду ее незначстельн ой величины.

Для спределения усилия втягивания камес нрстой частрцы распределительны!«! барабаном рассм ^^с^лс^Е^к^я их равновесия. По горизонтальной оси х-х дей стЕ!ует проекцря срл давле ния F и трения Fmp. (доставим уравнение условия втягивания каменистой частицы распределительным барабаном.

F • sin ■ < Fmp-cos А + FK4mp . (1)

Распишем:

F • sin а < F • f • cos а о FK4 • f у _

(2)

где f - коэффициент трения меаду резрновой втулкой распределительного барабана с ка-

менрстойчасхрцей; f1 - ккэтфикиенттрения между ледяным то крыт тем дор оги счхренр-c^Tofi частрцех; a - егоо зэхвата каменистой частицы.

Повертикалоср у соэтавлкэх у|эав н е н нре равновесия проекцрр указанных сил (рр-сунок 2)

рлр

FK4 - }7 • cos a - Fmp • sin с = О

F - F • cos f -F • А ■ s^ с = О,

кч J

отсюда

FK4 = F(cos a о f • sin a).

(3)

(4)

(5)

П одставляя значения реакции Скч в уравне-нре (2)получкем н ера-енство

F^sina CF ■ = • cos^x о F • /j(cos а-о f sin а). (g) Обе части нрравенотва раздела на

i7-cos с

, тогдэ

tga<f + fx оf+ •f-tga ■

Производрм орообразоваоря:

tga-fi — ■Aa<f\ + /;

рлр

tga =

fi + f !-/!• f

(7)

(8)

(9)

(10)

Выражая коэффрцренты тренря Пи П1 через углы тренря (дф и (дф1 , получрм зэврсрмость определенряугла захвата

tga =

tgPi + tgy 1 - tgPi • tgp

(11)

где ф1 - угол тренря между каменрстор частр-цей р ледяным покрытрем дорогр; ф - угол тренря между каменрстой частрцей р резрно-войвтулкой распределртельногобарабана.

Как врдно рз последней зэврсрмостр (11), угол захвата зэврсрт от углов тренря между каменрстой частрцей с резрновой втулкой распределртельного барабана р ледяным по-крытремгорнойдорогр.

Для определения соотношения диаметров распределительного барабана и каменистой ча стицы испс^льз^^^^ея^ рюсчссную схему согласно рису 2.

Дк^ак^е^тр» резиноной всулки распределительного барлбина обознсоим буквой О, диа-^^етрэ каменистой чистицыс с/. Центр окружности расп ределитель ного барабан а обозначим буквой О, центр камен истой частицы - Ог Расстояние можду [цент рами 01 и О составляет 2 + 1 ■ Проекцси этого расстояния на вер-

тикальну ю ось уд ают 2^2. Эти два отрезка определя ют соотношением

откуда

D d \ D d --1— I -cosa =---.

2 2 I 2 2

D

Решая относительно d

D D Н d

— cosa--=---cosa--

2 2 2 2

Умножаем это уравнение на - 1:

D D d d

----cosa _—I---cosa ,

2 2 2 2

далееумножаемна 2:

D-(1-co sa) = d -(1 + cosa) ,

и разделив на d +кончательно получаем:

D _ 1 + cosa d 1-cosa

(122)

(13)

(14)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(15)

(16)

Подставляя значения угла захвата а по зависимости (ЧЧ), получаем соотношения размеров каоенистых частиц и распределительного барабана.

Определим численные значения. Принимая угол трения междчкаменистой частицей и резинойф = 18° (П = 0,30), угол трения между ка менистойчасти°ей и ледяны м покрытием горной дороги = 3° (/1 = 0,05), наиодим: угол захвата

tga а

tgp1 + tgp 0,052 + 0,325

1 -tgp= - tgp 1 - 0,052 - 0,325

_ 0,384 ,

(17)

a _ 210 .

D

Определяемсоотношение d

D 1 + co sax d 1-cosa

1±0,934 _29 2 . 1 - 0,934 (18)

ВЫВОД

Получены зависимости, позволяющие определить угол захвата каменистых частиц и соотношение наружного диаметра втулки распределительного барабана от диаметра каменистой частицы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александров А.С., Александрова Н.П. Некоторые особенности расчета втапливания шероховатостей в упруговязкопластический материал дорожного покрытия. -//Автомобильные дороги и мосты. 2003 № 1. — С. 12-19.

2. A Practical Guide for Snow and Ice Control: The Snowfighter's Handbook. - Alexandria. Virginia, USA: TheSalt Institute, 2013. - 24 p.

3. Барпиев, А.Ж. Влияние увеличения интенсивности движения автомобилей по горным дорогам на количество ДТП / А.Ж.Бар-пиев, Г.Дж.Джолдошева // Наука и новые технологии. - Бишкек, 2014. - № 2. - С. 25-27.

4. Шаршембиев, Ж.С. Анализ природно-климатических факторов, влияющих на показатели эксплуатационных свойств колесных машин в горных условиях / Ж.С.Шаршембиев // Известия ВУЗов. - Бишкек, 2011. - № 7. - С. 17-21.

5. Walus K.J. Analysis of Tire-road Contact Under Winter Conditions / K.J.Walus, Z.Oslewski // Proceedings of the World Congress on Engineering. Vol. III, July 6 - 8, 2011, London, UK. - pp 2381-2384.

6. Joseph Stromberg. What Happens to All the Salt We Dump On the Roads? Smithsonian. com. January 6, 2014. Read more: http:// www.smithsonianmag.com/science-nature/ what-happens-to-all-the-salt-we-dump-on-the-roads-180948079/ № 4Ckkj7jb4xBd9971.99.

7. Гапарова, Ж.Т. Технология и оборудование для улучшения сцепных свойств снежной поверхности горной дороги / Ж.Ж.Тургумбаев, Ж.Т.Гапарова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Выпуск 2.- Омск, 2005. - С. 81-85.

8. Пат. Ч377 КР: МПК Е 0Ч Н Ч0/00: Устройство для образования шероховатости на ледяной поверхности дороги / Ж.Ж.Тургум-

баев, Ж.Т.Гапарова, С.Дж.Тургумбаев; КГТУ. - № 20100062.1; заявл. 18.05.2010; опубл. 30.08.2011, Бюл. № 8. - С. 9.

DETERMINATION OF THE PARAMETERS OF ROCKY ROUGHNESS FORMATION DEVICE'S ON AN ICE-COVERED ROAD

Zh.T.Gaparova, J.J.Turgumbaev

Abstract. The article is devoted to the definition of the parameters of the device to form roughness on the icy road surface. This paper describes the design features of the device to form roughness on the icy road surface, which allows the formation of irregularities on the icy surface of a mountain road due to wastage on an icy road surface the hot rocky particles. The rocky particles are recessed in the ice cover due to the positive temperature and their own gravity. A design scheme of interaction of the distribution of the drum with a rubber sleeve with rocky particle was work out. The conditions involving rocky particle distribution drum are pointed. The dependences, for determining angles of stony particles and capture the outer diameter of the distributor drum are found.

Keywords: distribution drum, gripping angle, coefficient of friction of the ice cover, the roughness, rocky particles.

REFERENCES

1. Alexandrov A.S., Alexandrova N.P. Nekoto-rye osobennosti rascheta vtaplivania sherohova-tostei v uprugoviazkoplasticheskii material doro-jnogo pokrytia [Some peculiarities of calculation embed roughness in elastoviscoplastic material of the road surface]. Roads and bridges - 2003, no 1, pp. 12-19.

2. A Practical Guide for Snow and Ice Control: The Snowfighter's Handbook. - Alexandria. Virginia, USA: The Salt Institute, 2013, pp. 24.

3. Barpiev A.Zh., Zholdosheva G.Zh. Vlianie uvelichenia intensivnosti dvijenia avtomobilei po gornym dorogam na kolichestvo DTP [The Influence of increasing intensity of car traffic on mountain roads the number of traffic accidents]. Science and New Technologies. - Bishkek, 2014, no 2, pp. 25-27.

4. Sharshembiev Zh.S. Analiz prirodno-klima-ticheskih faktorov, vliauishih na pokazateli ek-spluatationnyh svoistv kolesnyh mashin v gornyh usloviah [Analysis of climatic factors influencing the performance properties of wheeled vehicles in the mountains]. Izvestiya vuzov. - Bishkek, 2011, no 7, pp. 17-21.

5. Walus K.J. Analysis of Tire-road Contact Under Winter Conditions. Proceedings of the World Congress on Engineering. Vol. III, July 6 -8, 2011, London, UK. - pp. 2381-2384.

6. Joseph Stromberg. What Happens to All the

Salt We Dump On the Roads? Smithsonian.com. January 6, 2014. Read more: http://www.smithso-nianmag.com/science-nature/what-happens-to-all-the-salt-we-dump-on-the-roads-180948079/ № 4Ckkj7jb4xBd9971.99.

7. Turgumbaev J.J., Gaparova Zh.T. Tekhnologia I oborudovanie dlia uluchshenia stsepnyh svoistv snejnoi poverhnosti gornoi dorogi [Technology and equipment to improve grip properties of the snow surface mining road]. Vestnik SibADI - Omsk, 2005, no 2 - pp. 81-85.

8. Turgumbaev J.J., Gaparova Zh.T., Turgumbaev S.Zh. Ustroistvo dlia obrazovania sheroho-vatosti na ledianoi poverhnosti dorogi [The device for the formation of roughness on the ice surface road]. Patent KR, no 20100062.1, 2011.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гэпарова Жанаркан Тахтахуновна (Бишкек, Кыргызстан) - старший научный сотрудник НИИ физико-технических проблем при КГТУ им. И.Раззакова (720044, г. Бишкек, пр. Ч.Айтматова, 66, e-mail: janar_2018@ mail.ru).

Gaparova Zhanarkan Tahtahunovna (Bishkek, Kyrgyzstan) - Senior Researcher, Research Institute of Physical and Technical Problems under the KSTU named after I.Razzakov (720044, Bishkek, Ch.Aitmatov ave., 66, e-mail: janar_2018@ mail.ru).

Тургумбаев Женишбек Жумадылович (Бишкек, Кыргызстан) - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры "Механика и промышленная инженерия" Кыргызского государственного технического университета (КГТУ) им. И.Раззакова (720044, г. Бишкек, пр. Ч.Айтматова, 66, e-mail: t_ jenish@mail.ru).

Turgumbaev Jenishbek Jumadilovich (Bishkek, Kyrgyzstan) - Doctor of Technical Sciences, Professor, Professor of Department of Mechanics and industrial engineering of the Kyrgyz State Technical University (KSTU) named after I.Raz-zakov (720044, Bishkek, Ch.Aitmatov ave, 66, e-mail: t_jenish@mail.ru).

Ill III II III III II III III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III MM

УДК 621.23.05

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ПРОХОДКИ СКВАЖИН В ГРУНТЕ

В.П. Гилета12, И.В. Тищенко1, Ю.В. Ванаг2 1 Институт горного дела им. Н. А. Чинакала, г. Новосибирск, Россия 2Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Россия

Аннотация. В работе приведены технологические приемы циклической проходки скважин диаметром свыше 300 мм методами виброударного продавливания и комбинированного с частичным уплотнением и экскавацией грунта на основе использования пневмоударных машин (пневматических генераторов импульсной нагрузки). Результаты исследований, полученные с использованием физических моделей грунтозаборных устройств позволили установить характерные особенности изменения силы сопротивления обратному транспортированию оборудования с извлекаемым грунтовым керном по мере его удаления от забоя. Получены аналитические выражения для инженерного расчета требуемого усилия лебедки. Приведены технические характеристики созданного ряда лебедок скреперного типа, работающих на едином энергоносителе с ударными машинами - сжатом воздухе.

Предложена принципиальная схема лебедки с гибридным пневматическим приводом, имеющая переменную тягово-скоростную характеристику при ограниченном расходе энергоносителя, реализация конструкции которой при виброударном продавливании и комбинированном способе позволяет сократить время технологического цикла образования скважин и повысить производительность проходческих работ.

Ключевые слова: виброударное продавливание, комбинированная проходка, грунтозаборное устройство, грунтопроходчик, лебедка, пневматический привод.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из этапов сооружения и реконструкции объектов промышленного и гражданского назначения, логистических кластеров и транспортных магистралей является прокладка подземных коммуникаций. Насыщенная инфраструктура современных мегаполисов, ужесточение строительных и экологических нормативов, направленных на минимизацию ущерба, наносимого существующим сооружениям и природным экосистемам с последующим сокращением объемов и затрат при проведении восстановительных мероприятий, выдвигают на первый план развитие закрытых

(бестраншейных) методов, основанных на образовании каналов в приповерхностных слоях грунтового массива [1].

Анализ потребностей строительного производства и данные международного Союза предпринимателей подземного строительства показывают, что при устройстве таких переходов значительное количество работ приходится на проходку скважин диаметром до 600 мм и длиной до 40 м. По принятой классификации сооружения таких размеров относятся к классу непроходных. В этом случае реализация бестраншейных методов является особо сложной задачей, так как управление техническими средствами может осуществляется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.