Научная статья на тему 'Определение параметров процесса формирования фигурных буф'

Определение параметров процесса формирования фигурных буф Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
296
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БУФ / ФИГУРНЫЕ БУФЫ / ДЕКОРИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / ОТДЕЛКА / ДЕКОРИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ / THE FORMATION OF CREASES / FIGURED CREASES / DECORATION OF TEXTILES / FINISHING / CLOTHING DECORATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Терская Людмила Александровна

Статья посвящена вопросу определения параметров процесса формирования фигурных буф для декорирования текстильных материалов. К параметрам этого процесса отнесены: схема разметки, сторона скрепления буф, способ укладывания сборок буф на лицевую или изнаночную сторону текстильного материала. Изменяя параметры, можно получать разнообразные варианты известных видов фигурных буф и создавать новые виды, что позволит существенно расширить их ассортиментный ряд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Detection the parameters of the formation of figured creases

The article is devoted to a question of detection the parameters of the formation of figured creases for decoration of textile materials. The parameters of this process include: the partitioning scheme, side stitching creases, method of laying creases the front or underside of the textile materials. By changing the parameters, can get a variety of options known species of figured creases and create new types that will significantly expand their product range.

Текст научной работы на тему «Определение параметров процесса формирования фигурных буф»

УДК 677.077

Л. А. Терская1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Определение параметров процесса формирования фигурных буф

Статья посвящена вопросу определения параметров процесса формирования фигурных буф для декорирования текстильных материалов. К параметрам этого процесса отнесены: схема разметки, сторона скрепления буф, способ укладывания сборок буф - на лицевую или изнаночную сторону текстильного материала. Изменяя параметры, можно получать разнообразные варианты известных видов фигурных буф и создавать новые виды, что позволит существенно расширить их ассортиментный ряд.

Ключевые слова и словосочетания: процесс формирования буф; фигурные буфы; декорирование текстильных материалов; отделка; декорирование одежды.

L. A. Terskaya

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Detection the parameters of the formation of figured creases

The article is devoted to a question of detection the parameters of the formation of figured creases for decoration of textile materials. The parameters of this process include: the partitioning scheme, side stitching creases, method of laying creases - the front or underside of the textile materials. By changing the parameters, can get a variety of options known species of figured creases and create new types that will significantly expand their product range.

Keywords: the formation of creases; figured creases; decoration of textiles; finishing; clothing decoration

Цель работы - определение параметров процесса изготовления фигурных буф для декорирования текстильных материалов.

Буфы - это один из старинных приемов декорирования материалов - тончайших блузочных, строгих костюмных, плотных пальтовых и других. Понятие «буфы» пришло к нам из французского языка и применительно к тканям означает «топорщиться» или «надуваться». Согласно словарю Ожегова, «буфы - это собранные в пышные сборки части одежды» [6]. В отличие от обыкновенных сборок их образуют не по краю деталей, а на самой детали и выполняют вручную или на швейной машине. Для изготовления ручных буф их размечают точками или линиями в зависимости от создаваемого рисунка, после чего выполняют сборку, скрепляя материал ручными стежками согласно рисунку буф [3, 4].

Буфы придают любой вещи женственный и романтичный образ, роскошь и нарядность, что по достоинству оценили сегодня дизайнеры всего мира [1, 2, 5]. В каждой модели можно наблюдать свое очарование и гармоничное сочетание фактуры, цвета и декора.

1 Терская Людмила Александровна - канд. техн. наук, доцент кафедры сервисных технологий; e-mail: terskayal@mail.ru.

Технология буф активно используется в декорировании одежды и различных аксессуаров для создания причудливых узоров отделки (рис. 1). Набирающая популярность технология буф находит применение не только в текстильном дизайне, но и в меховом - при декорировании шкурок [7]. Успешно технологию буф применяют для меховых пальто, полупальто, курток, разнообразных предметов гардероба, включая головные уборы. Ее использование позволяет получать великолепные результаты на этом роскошном природном материале, тем самым повышая престижность и уникальность изделия и подтверждая бесконечную многогранность пушнины.

Рис. 1. Современные изделия, декорированные буфами

Независимо от декорируемого материала, применение данной технологии позволяет создавать изделия своеобразные, оригинального вида с интересным рисунчатым

81

эффектом, тем самым расширяя ассортимент изделий и удовлетворяя индивидуализированный спрос.

Наибольший интерес у дизайнеров вызывают фигурные буфы, выполненные ручным способом с помощью закрепок [8]. Они отличаются большим разнообразием фактур, которые дают различные способы их сборки. Однако до сегодняшнего дня не определены параметры процесса формирования фигурных буф, что сдерживает расширение ассортиментного ряда существующих буф и появление новых видов декорирования текстильных материалов с целью удовлетворения индивидуализированного спроса.

Процесс формирования фигурных буф начинается с разметки, представляющей собой сетку с ячейками в виде квадратов. На базе выполненной разметки наносится схема (рис. 2), характерная для каждого определенного вида буф, которая впоследствии будет определять последовательность скрепления вершин квадратов согласно стрелкам ячеек.

/ \ /

\ / \

/ \ /

\ / \

/ \ /

\ / \

«Треугольники»

«Соты (вафли)»

/ / /

\ \ \

/ / /

\ \ \

/ / /

\ \ \

/ \

\ /

/ \

\ /

/ \

\ /

«Плетенка»

«Листья (колоски)»

Рис. 2. Варианты схем разметок и внешний вид фигурных буф из текстильных материалов

Проведены исследования процесса (приемов) формирования свыше 20 видов фигурных буф и их разновидностей. В результате к параметрам этого процесса следует отнести:

- схему разметки;

- сторону скрепления буф;

- способ укладывания сборок буф.

Схема разметки. Схема разметки представляет собой сетку, состоящую из определенного количества рядов и столбиков. Минимальной единицей схемы является ячейка, размер которой варьируется в зависимости от вида материала, из которого изготавливаются буфы, а также замысла дизайнера. Например, размер ячейки (длина х ширина) для текстильного материала может быть 1*1 см, а для натурального или искусственного меха составлять 2*2 или 3*3 см и больше. Ориентиром для стежков и складок являются ряды равноудаленных точек.

Нанесение схемы разметки производится с изнаночной стороны материала различными способами: с помощью мела, водного маркера, трафарета, карандаша и т.д., выбор зависит от материала и сложности схемы разметки. Для упрощения процесса нанесения схемы разметки могут быть использованы шаблоны для разметки - переводной рисунок с нанесенными на него точками, используемыми в качестве ориентира для выполнения сборок. Шаблоны могут быть изготовлены из картона, пленки и других материалов.

Для каждого вида буф характерна вполне определенная схема разметки со своим неповторимым раппортом. Под раппортом понимается повторяющаяся часть узора буф. Тем не менее, встречаются варианты, когда для одного и того же вида буф схема

разметки может выглядеть по-разному, что наглядно проиллюстрировано на рис. 3 для

буф с названиями «Цветы» и «Палочки».

«Цветы»

/ -V

/ / А

>< / -><

«Палочки»

Рис. 3. Существующие варианты подачи схем разметки буф

С целью расширения ассортиментного ряда фигурных буф для дальнейших исследований предпочтительны схемы варианта I как наиболее удобные для преобразования известных видов буф.

Сторона скрепления буф. Скрепление буф осуществляется согласно нанесенной схеме разметки. Данный процесс подразумевает скрепление материала по точкам и линиям, указанным в схеме. Скрепление выполняется с изнаночной или лицевой стороны материала. Это важно, поскольку определяет внешний вид фигурных буф и, кроме этого, их трудоемкость изготовления. Очевидно, скрепления, выполняемые с лицевой стороны материала, требуют большей аккуратности, так как нитки и проколы игл будут видны с лицевой стороны изделия. Рисунок 4 иллюстрирует влияние выбора стороны скрепления буф на их вид при использовании одной и той же схемы разметки. В случае скрепления буф с лицевой стороны материала образуются буфы «цветы», с изнаночной стороны - буфы «квадраты + ромбы».

Способ укладывания сборок буф. Под сборками подразумевается фрагмент ткани, образованный при скреплении материала. Сборки, которые образуются в результате скрепления материала по одной и той же схеме разметки, могут быть выправлены различными способами (на лицевую или изнаночную сторону текстильного материала) и соответственно имеют различный внешний вид с лицевой стороны (рис. 5).

б

Рис. 4. Влияние стороны скрепления буф на их внешний вид: а - схема разметки; б - скрепление с лицевой стороны (буфы «цветы»); в - скрепление с изнаночной стороны (буфы «квадраты + ромбы»)

83

I

I

а

в

ВАЙИ

б

Рис. 5. Влияние способа укладывания сборок буф на их внешний вид: а - схема разметки; б - укладывание сборок на лицевую сторону (буфы «оригами»); в - укладывание сборок на изнаночную сторону (буфы «квадраты + ромбы»)

Буфы, представленные на рис. 5, изготовлены по одной схеме разметки (рис. 5а) и одинаково скреплены с изнаночной стороны. Однако укладывая (выправляя) сборки на лицевую сторону, можно получить буфы «оригами», при укладывании сборки на изнаночную сторону образуется характерный рисунок буф «квадраты + ромбы».

Таким образом, проведенный анализ существующих способов формирования буф для текстильных материалов позволил установить параметры процесса их формирования и показал, что вид фигурных буф определяется схемой разметки, стороной скрепления буф и способом укладывания сборок, образованных в результате скрепления - на лицевую или на изнаночную сторону текстильного материала. Результаты проведенного исследования позволят разработать структуру процесса формирования фигурных буф и расширить их ассортиментный ряд для создания неповторимых эффектов при работе с текстильным материалом.

1. Буфы в текстильном дизайне [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.msartic1es.com/dizajn-i-interer-statya/bufy-v-teksti1nom-dizajne-5990337.-Мт1 (дата обращения 14.03.13).

2. Буфы на подиуме - дизайны Хелены Хёрстедт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.darievna.ru/page/bufy-na-podiume-dizajny-he1eny-hjorstedt (дата обращения 27.03.13).

3. Буфы - Рукодельный Рунет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.darievna.ru/tag/буфы (дата обращения 14.03.13).

4. Буфы. Терминология швейных работ - Рукоделие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.need1ework.biz/bib1ioteka/termino1ogiya-shveinyx-rabot/bufy.-Мт1 (дата обращения 30.01.15).

5. Дзевановская, Д. Д. Буфы - как технология декорирования материалов / Д. Д. Дзевановская, Л.А. Терская // Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Владивосток, 24-25 апр. 2013 г.). - Владивосток, 2013. - С. 185-188.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М.: ИТИ Технологии, 2006.

7. Терская, Л.А. Технологии меховой отделки: учеб. пособие / Л.А. Терская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 187 с.

8. Труханова, А.Т. Технология женской и детской легкой одежды: учебник / А.Т. Труханова. - М.: Высш. шк., 2005. - 416 с.

а

в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.