УДК 677.077
Л. А. Терская1
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Определение параметров процесса формирования фигурных буф
Статья посвящена вопросу определения параметров процесса формирования фигурных буф для декорирования текстильных материалов. К параметрам этого процесса отнесены: схема разметки, сторона скрепления буф, способ укладывания сборок буф - на лицевую или изнаночную сторону текстильного материала. Изменяя параметры, можно получать разнообразные варианты известных видов фигурных буф и создавать новые виды, что позволит существенно расширить их ассортиментный ряд.
Ключевые слова и словосочетания: процесс формирования буф; фигурные буфы; декорирование текстильных материалов; отделка; декорирование одежды.
L. A. Terskaya
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Detection the parameters of the formation of figured creases
The article is devoted to a question of detection the parameters of the formation of figured creases for decoration of textile materials. The parameters of this process include: the partitioning scheme, side stitching creases, method of laying creases - the front or underside of the textile materials. By changing the parameters, can get a variety of options known species of figured creases and create new types that will significantly expand their product range.
Keywords: the formation of creases; figured creases; decoration of textiles; finishing; clothing decoration
Цель работы - определение параметров процесса изготовления фигурных буф для декорирования текстильных материалов.
Буфы - это один из старинных приемов декорирования материалов - тончайших блузочных, строгих костюмных, плотных пальтовых и других. Понятие «буфы» пришло к нам из французского языка и применительно к тканям означает «топорщиться» или «надуваться». Согласно словарю Ожегова, «буфы - это собранные в пышные сборки части одежды» [6]. В отличие от обыкновенных сборок их образуют не по краю деталей, а на самой детали и выполняют вручную или на швейной машине. Для изготовления ручных буф их размечают точками или линиями в зависимости от создаваемого рисунка, после чего выполняют сборку, скрепляя материал ручными стежками согласно рисунку буф [3, 4].
Буфы придают любой вещи женственный и романтичный образ, роскошь и нарядность, что по достоинству оценили сегодня дизайнеры всего мира [1, 2, 5]. В каждой модели можно наблюдать свое очарование и гармоничное сочетание фактуры, цвета и декора.
1 Терская Людмила Александровна - канд. техн. наук, доцент кафедры сервисных технологий; e-mail: terskayal@mail.ru.
Технология буф активно используется в декорировании одежды и различных аксессуаров для создания причудливых узоров отделки (рис. 1). Набирающая популярность технология буф находит применение не только в текстильном дизайне, но и в меховом - при декорировании шкурок [7]. Успешно технологию буф применяют для меховых пальто, полупальто, курток, разнообразных предметов гардероба, включая головные уборы. Ее использование позволяет получать великолепные результаты на этом роскошном природном материале, тем самым повышая престижность и уникальность изделия и подтверждая бесконечную многогранность пушнины.
Рис. 1. Современные изделия, декорированные буфами
Независимо от декорируемого материала, применение данной технологии позволяет создавать изделия своеобразные, оригинального вида с интересным рисунчатым
81
эффектом, тем самым расширяя ассортимент изделий и удовлетворяя индивидуализированный спрос.
Наибольший интерес у дизайнеров вызывают фигурные буфы, выполненные ручным способом с помощью закрепок [8]. Они отличаются большим разнообразием фактур, которые дают различные способы их сборки. Однако до сегодняшнего дня не определены параметры процесса формирования фигурных буф, что сдерживает расширение ассортиментного ряда существующих буф и появление новых видов декорирования текстильных материалов с целью удовлетворения индивидуализированного спроса.
Процесс формирования фигурных буф начинается с разметки, представляющей собой сетку с ячейками в виде квадратов. На базе выполненной разметки наносится схема (рис. 2), характерная для каждого определенного вида буф, которая впоследствии будет определять последовательность скрепления вершин квадратов согласно стрелкам ячеек.
/ \ /
\ / \
/ \ /
\ / \
/ \ /
\ / \
«Треугольники»
«Соты (вафли)»
/ / /
\ \ \
/ / /
\ \ \
/ / /
\ \ \
/ \
\ /
/ \
\ /
/ \
\ /
«Плетенка»
«Листья (колоски)»
Рис. 2. Варианты схем разметок и внешний вид фигурных буф из текстильных материалов
Проведены исследования процесса (приемов) формирования свыше 20 видов фигурных буф и их разновидностей. В результате к параметрам этого процесса следует отнести:
- схему разметки;
- сторону скрепления буф;
- способ укладывания сборок буф.
Схема разметки. Схема разметки представляет собой сетку, состоящую из определенного количества рядов и столбиков. Минимальной единицей схемы является ячейка, размер которой варьируется в зависимости от вида материала, из которого изготавливаются буфы, а также замысла дизайнера. Например, размер ячейки (длина х ширина) для текстильного материала может быть 1*1 см, а для натурального или искусственного меха составлять 2*2 или 3*3 см и больше. Ориентиром для стежков и складок являются ряды равноудаленных точек.
Нанесение схемы разметки производится с изнаночной стороны материала различными способами: с помощью мела, водного маркера, трафарета, карандаша и т.д., выбор зависит от материала и сложности схемы разметки. Для упрощения процесса нанесения схемы разметки могут быть использованы шаблоны для разметки - переводной рисунок с нанесенными на него точками, используемыми в качестве ориентира для выполнения сборок. Шаблоны могут быть изготовлены из картона, пленки и других материалов.
Для каждого вида буф характерна вполне определенная схема разметки со своим неповторимым раппортом. Под раппортом понимается повторяющаяся часть узора буф. Тем не менее, встречаются варианты, когда для одного и того же вида буф схема
разметки может выглядеть по-разному, что наглядно проиллюстрировано на рис. 3 для
буф с названиями «Цветы» и «Палочки».
«Цветы»
/ -V
/ / А
>< / -><
«Палочки»
Рис. 3. Существующие варианты подачи схем разметки буф
С целью расширения ассортиментного ряда фигурных буф для дальнейших исследований предпочтительны схемы варианта I как наиболее удобные для преобразования известных видов буф.
Сторона скрепления буф. Скрепление буф осуществляется согласно нанесенной схеме разметки. Данный процесс подразумевает скрепление материала по точкам и линиям, указанным в схеме. Скрепление выполняется с изнаночной или лицевой стороны материала. Это важно, поскольку определяет внешний вид фигурных буф и, кроме этого, их трудоемкость изготовления. Очевидно, скрепления, выполняемые с лицевой стороны материала, требуют большей аккуратности, так как нитки и проколы игл будут видны с лицевой стороны изделия. Рисунок 4 иллюстрирует влияние выбора стороны скрепления буф на их вид при использовании одной и той же схемы разметки. В случае скрепления буф с лицевой стороны материала образуются буфы «цветы», с изнаночной стороны - буфы «квадраты + ромбы».
Способ укладывания сборок буф. Под сборками подразумевается фрагмент ткани, образованный при скреплении материала. Сборки, которые образуются в результате скрепления материала по одной и той же схеме разметки, могут быть выправлены различными способами (на лицевую или изнаночную сторону текстильного материала) и соответственно имеют различный внешний вид с лицевой стороны (рис. 5).
б
Рис. 4. Влияние стороны скрепления буф на их внешний вид: а - схема разметки; б - скрепление с лицевой стороны (буфы «цветы»); в - скрепление с изнаночной стороны (буфы «квадраты + ромбы»)
83
I
I
а
в
ВАЙИ
б
Рис. 5. Влияние способа укладывания сборок буф на их внешний вид: а - схема разметки; б - укладывание сборок на лицевую сторону (буфы «оригами»); в - укладывание сборок на изнаночную сторону (буфы «квадраты + ромбы»)
Буфы, представленные на рис. 5, изготовлены по одной схеме разметки (рис. 5а) и одинаково скреплены с изнаночной стороны. Однако укладывая (выправляя) сборки на лицевую сторону, можно получить буфы «оригами», при укладывании сборки на изнаночную сторону образуется характерный рисунок буф «квадраты + ромбы».
Таким образом, проведенный анализ существующих способов формирования буф для текстильных материалов позволил установить параметры процесса их формирования и показал, что вид фигурных буф определяется схемой разметки, стороной скрепления буф и способом укладывания сборок, образованных в результате скрепления - на лицевую или на изнаночную сторону текстильного материала. Результаты проведенного исследования позволят разработать структуру процесса формирования фигурных буф и расширить их ассортиментный ряд для создания неповторимых эффектов при работе с текстильным материалом.
1. Буфы в текстильном дизайне [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.msartic1es.com/dizajn-i-interer-statya/bufy-v-teksti1nom-dizajne-5990337.-Мт1 (дата обращения 14.03.13).
2. Буфы на подиуме - дизайны Хелены Хёрстедт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.darievna.ru/page/bufy-na-podiume-dizajny-he1eny-hjorstedt (дата обращения 27.03.13).
3. Буфы - Рукодельный Рунет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.darievna.ru/tag/буфы (дата обращения 14.03.13).
4. Буфы. Терминология швейных работ - Рукоделие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.need1ework.biz/bib1ioteka/termino1ogiya-shveinyx-rabot/bufy.-Мт1 (дата обращения 30.01.15).
5. Дзевановская, Д. Д. Буфы - как технология декорирования материалов / Д. Д. Дзевановская, Л.А. Терская // Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Владивосток, 24-25 апр. 2013 г.). - Владивосток, 2013. - С. 185-188.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М.: ИТИ Технологии, 2006.
7. Терская, Л.А. Технологии меховой отделки: учеб. пособие / Л.А. Терская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 187 с.
8. Труханова, А.Т. Технология женской и детской легкой одежды: учебник / А.Т. Труханова. - М.: Высш. шк., 2005. - 416 с.
а
в