Научная статья на тему 'Определение параметров буксования фрикционных муфт для различных вариантов их установки в тракторных коробках передач при переключении передач без разрыва потока мощности'

Определение параметров буксования фрикционных муфт для различных вариантов их установки в тракторных коробках передач при переключении передач без разрыва потока мощности Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
361
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА / РАБОТА БУКСОВАНИЯ / ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ БЕЗ РАЗРЫВА ПОТОКА МОЩНОСТИ / FRICTION-CLUTCH COUPLING / WORK OF CLUTCH SLIPPING / GEAR SHIFTING WITHOUT TORQUE INTERRUPTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шарипов В. М., Дмитриев М. И., Зенин А. С., Круглов С. М., Маланин И. А.

В статье приведена методика расчета работы и времени буксования фрикционной муфты при переключении передач без разрыва потока мощности для любых вариантов относительного расположения фрикционных муфт в тракторной коробке передач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шарипов В. М., Дмитриев М. И., Зенин А. С., Круглов С. М., Маланин И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of parameters of clutch slipping for their various installation in tractor gearboxes when shifting without torque interruption

The article describes the method of calculation of the work and time of clutch slipping during gear shifting without torque interruption for any variations in the relative position of friction-clutch coupling in a tractor gearbox.

Текст научной работы на тему «Определение параметров буксования фрикционных муфт для различных вариантов их установки в тракторных коробках передач при переключении передач без разрыва потока мощности»

Литература

1. Геккер Ф.Р. Динамика машин, работающих без смазочных материалов в узлах трения. -М.: Машиностроение, 1983. - 168 с.

2. Вопросы долговечности муфт сцепления тракторов / С.Г. Борисов, С.А. Лапшин, В.Я. Юденко, В.Б. Захаров // Тракторы и сельхозмашины. - 1980, № 3. - С. 22-24.

3. Трение, изнашивание и смазка: Справочник. В 2-х книгах. Кн.2/ Под ред. И.В. Крагель-ского и В.В. Алисина. - М.: Машиностроение, 1979. - 358 с.

4. Теория и проектирование фрикционных сцеплений колесных и гусеничных машин / В.М. Шарипов, H.H. Шарипова, A.C. Шевелев, Ю.С. Щетинин; Под общ. ред. В.М. Шарипова. - М.: Машиностроение, 2010. - 170 с.

5. Шарипов В.М. Конструирование и расчет тракторов. - М.: Машиностроение, 2009. 752 с.

6. Щеренков Г.М. Пары трения автомобильных сцеплений (теория, испытания и расчет): Дисс... д-ра техн. наук. - Ярославль, 1976. - 370 с.

7. Вернигор В.А., Солонский A.C. Переходные режимы тракторных агрегатов. - М.: Машиностроение, 1983. - 183 с.

8. Барский И.Б., Анилович В.Я., Кутьков Г.М. Динамика трактора. - М.: Машиностроение, 1973. - 280 с.

9. Чунихин В.П. Исследование долговечности пар трения тракторных муфт сцепления и некоторых путей ее повышения: Дисс. канд. техн. наук. - М., 1977. 204 с.

Ю.Лялин В.П. Выбор оптимальных геометрических параметров пар трения с целью улучшения характеристик теплового режима и работоспособности муфты сцепления трактора: Дисс... канд. техн. наук. - М., 1984. - 167 с.

Определение параметров буксования фрикционных муфт для различных вариантов их установки в тракторных коробках передач при переключении

передач без разрыва потока мощности

д.т.н. проф. Шарипов В.М., к.т.н. Дмитриев М.И., Зенин A.C., Круглов С.М., Маланин П.А.

Университет машиностроения (495) 223-05-23, доб. 1111, [email protected]

Аннотация. В статье приведена методика расчета работы и времени буксования фрикционной муфты при переключении передач без разрыва потока мощности для любых вариантов относительного расположения фрикционных муфт в тракторной коробке передач

Ключевые слова: фрикционная муфта, работа буксования, переключение передач без разрыва потока мощности В конструкциях современных коробок передач (КП) с неподвижными осями валов переключение передач без разрыва потока мощности от двигателя выполняется с помощью фрикционных муфт (ФМ) [1]. В зависимости от выбранной кинематической схемы КП могут применяться различные варианты размещения ФМ на ее валах. При этом ФМ могут устанавливаться как одном, так и на разных валах в КП.

При переключении передач в КП с помощью ФМ совершается работа L буксования, которая является одним из важнейших показателей, определяющих теплонапряженность и ресурс ФМ.

До настоящего времени процесс переключения передач с помощью ФМ в КП изучен недостаточно полно. Поэтому при существующих теоретических наработках по переключению передач без разрыва потока мощности возникает необходимость схематизации самого процесса переключения для определения значений времени и работы буксования ФМ.

Безразрывное переключение, обеспечиваемое одновременной работой двух передач в течение короткого отрезка времени (перекрытия передач), имеет ряд особенностей. Протекание процесса безразрывного переключения передач зависит от параметров ФМ, обеспечивающих переключение, длительности перекрытия, параметров машинотракторного агрегата

(МТА) и условий его эксплуатации [2-6].

Процесс переключения передач с перекрытием с низшей передачи на высшую в КП с неподвижными осями валов рассмотрим на примере так называемого «элементарного узла» [2], который состоит из двух параллельных валов, соединенных между собой двумя зубчатыми передачами. Передачи включаются и выключаются с помощью ФМ Фк_1 и Фк. В таком узле ФМ могут работать поочерёдно и совместно. При рассмотрении работы КП с неподвижными осями валов без разрыва потока мощности можно выделить в КП четыре возможных варианта элементарных узлов (рисунок 1).

м Щ 3 <1 Л >л Щ

1 [и — (

б>

М, \ ^ ш щ

} — и,,, -Ф 1Л| и* - ТУ иК4 -ф Л] ы щ -> ф, л — (

[И "Ш ) ма [1

Рисунок 1. Варианты элементарного узла КП с двумя ФМ

В результате любую рассматриваемую сложную кинематическую схему КП можно разбить на несколько элементарных узлов, а затем анализировать работу каждого в интересующих режимах и условиях нагружения.

Когда обе ФМ установлены на ведущем валу (рисунок 2) их параметры буксования при переключении передач без разрыва потока мощности для элементарного узла КП определены в работах [3-6]. Здесь шестерни 3 и 4 установлены на ведущем валу 1 свободно и могут быть связаны с ним с помощью ФМ Фк_1 и Фк соответственно. Шестерни 5 и 6 жестко связаны с ведомым валом 2. Пара шестерен 3 и 5 и ФМ Фк _1 образуют К — 1 передачу, а пара шестерен 4 и 6 и ФМ Фк - К передачу.

В этом случае уравнения динамики для ведущих и ведомых частей включаемой ФМ Ф к имеют вид (см. рис. 2):

Мд - Мт - Мтч = Iд ^; (1)

М

и „

Т-1

- + Мт -М„ = I„

ёсо.

(2)

и к ё

где: Мт - момент трения включаемой ФМ Ф к; Мт_1 - момент, передаваемый выключаемой ФМ Ф к1.

Для исследования процесса разгона МТА и работы буксования ФМ в КП с различной степенью перекрытия передач использовалась диаграмма разгона МТА, приведенная на рисунке 3 [3-6]. На основе этой диаграммы были получены зависимости для определения угловой скорости ведомого вала включаемой ФМ в КП в конце буксования, времени и работы её буксования, когда обе ФМ расположены на ведущем валу КП, и времени разгона МТА на заданной передаче [3-6].

Рисунок 2. Двухмассовая динамическая модель МТА с элементарным узлом КП: 1, 2 - ведущий и ведомый валы КП соответственно; Ф к _1 и Ф к - ФМ соответственно К -1 и К передачи; Мд и со д - крутящий момент и угловая скорость вала двигателя, приведенные к валу включаемой ФМ; Iд - момент инерции двигателя и связанных с ним деталей, приведенный к валу включаемой ФМ; М* и 1П - момент сопротивления движению и момент инерции МТА, приведенные к ведомому валу КП; со П - угловая скорость ведомого вала КП; и К_1 и ик - передаточное число КП соответственно на К - 1

и К передаче

а) б)

Рисунок 3. Диаграмма разгона МТА при переключении передач без разрыва потока мощности от двигателя: а - с «полкой» (1;б > 1 м ); б - «треугольная» (1 б < 1 м )

Здесь Мдн и Мс - номинальный крутящий момент двигателя и момент сопротивления

движению МТА, приведенные к валу включаемой ФМ Фк; сод, соп, сор - угловые скорости

соответственно вала двигателя, ведомого вала КП и вала двигателя при эксплуатационной загрузке, приведенные к валу включаемой ФМ Фк; соб - угловая скорость вала включаемой

ФМ Ф к в конце её буксования; 10 - время буксования включаемой ФМ Ф к до начала движения МТА; 1 п - время перекрытия передач; 1 м и X б - время соответственно включения и буксования ФМ Фк; 1 - время разгона МТА на включаемой передаче; Р - коэффициент запаса включаемой ФМ Фк; к - коэффициент приспособляемости двигателя; к3 - коэффициент загрузки двигателя на включаемой передаче с помощью ФМ Фк; к'3 - коэффициент загрузки двигателя на предыдущей передаче.

Серия 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. Рассмотрим теперь элементарный узел КП, в котором ФМ Ф К_1 выключаемой передачи установлена на ведущем валу КП, а ФМ ФК включаемой передачи - на ведомом (рисунок 1,6).

Запишем уравнения динамики для ведущих и ведомых частей включаемой ФМ Ф К (рисунок 4):

Мд - Мт - М^ик = Iд %; (3)

Л

Мтчик_1 + Мт - Мс = Тп , (4)

ш

Рисунок 4. Двухмассовая динамическая модель МТА с элементарным узлом КП с ФМ

" Л /Г* * "

включаемой передачи на ведомом валу: Мд и сод - крутящии момент и угловая скорость вала двигателя, приведенные к ведущему валу КП; I* - момент инерции

двигателя, приведенный к ведущему валу КП; Мс и Тп - момент сопротивления движению и момент инерции тракторного агрегата, приведенные к валу включаемой

ФМ ФК

С учетом закона схематизации момента Мт = Мдн • кз 1Д0 на включаемой ФМ Ф К (рисунок 3) получим, что уравнение для момента двигателя Мд будет иметь вид: Мд = Мс ик/ик_х + Мт (1 - ик/ик_х). Из уравнений (3) и (4), с учетом, допущения, что угловые скорости сод вала двигателя и юп ведомого вала КП в период переключения в интервале времени (0..Лп) не изменяются, определим характер изменения момента МТ1 на валу выключаемой ФМ ФК_1: Мт_1 = к' Мдн - Мдн • кз 1Д0 • ик/ик_1. Следовательно, здесь выражения для Мд , Мт_х, так же как и все, вычисляемые на их основе: работа буксования Ь0, Ь1, Ь2 и Ь3 на интервалах времени от 0 до 1 б, время 1 б буксования, угловая скорость соб в конце буксования и время 1 р разгона МТА будут аналогичны выражениям для случая, когда

ФМ располагаются на ведущем валу [3-6].

Когда ФМ Ф К включаемой передачи находится на ведущем валу, а ФМ Ф К1 выключаемой передачи находится на ведомом валу (рисунок 1,в), уравнения моментов запишутся в виде:

Мд - ■Мт -Мт 1 -1- и к-1 т ^ д . 1 д & ; (5)

мт_ 1 — + Мт - Мс и к т а®п т п & . (6)

Уравнения моментов для случая, когда обе ФМ расположены на ведомом валу КП (рисунок 1,г):

Мд - Мт - Мт_1

и „

= I „ ^ д •

и

к—1

Мт_1 + Мт - Мс = I,

д ё1

ёсо „

ё1

(7)

(8)

При внимательном рассмотрении уравнений для всех четырех случаев (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8) расположения ФМ в элементарном узле КП видно, что они различаются только характером приведения момента Мт_1, передававемого выключаемой ФМ Фк_1. Это еще раз доказывает, что при принятых допущениях относительное расположение ФМ в элементарном узле КП не оказывает влияния на итоговый результат вычислений параметров буксования включаемой ФМ Фк, процесса переключения передач и разгона МТА.

Таким образом, работа Ь и время 1б буксования ФМ будут вычисляться по формулам

(вывод которых представлен в работах [3-6]), приведенным ниже, вне зависимости от места установки ФМ в КП (для любого вида элементарного узла).

Если разгон происходит по диаграмме «с полкой» (рисунок 3,а), то:

Ь = Ь0 + Ь1 + Ь2 + Ь3, где:

(9)

Ьо + Ь =

Мдн шр 1 п(1 п р2 - 21 м р кз) ^ _ ^

21 м Р

и

к-1 У

Ь2 =

М дн Р

со.

1 -

и „

V

и

к-1 У

12 -12 -

Ь3 =

М дн ®рР(1: -1 п): 1 _ и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1 м -1 п)3[30(1 м +1 п)-2кз 1 м]'

61 м (С -1 п )(в - Кз )

2 ( „Л

4 (1: -1 п) 1 „+1

и

К-1 У

1 к =

2

Если разгон происходит по «треугольной» диаграмме (рисунок 3,6), то:

Ь = Ь0 + Ь1 + Ь2, где:

(10) (11)

Ь„ + Ь, =

Мдн Шр 1 п(1ПР2 - 21МРкз)

(

21 м Р

и „

Л

Ь =

М дн N р

21,

1 -

и _

и

К-1 У

12 -12 -1 б 1 п

1 -

V и к-1 у

1

6(1 -1 )(1' -1 )

V м п / V м п/

(*б - К)3(3^ + *п)-

- *м )3 (3/в + *м) + (*м - *п )3 + *м)}|

1 к =

РК - * и * и {Р~ ^ )

V1 м (р-кз ХР 1: - к31 м)+к31

р

(12)

Для того чтобы определить, по какому из вариантов будет происходить разгон МТА (рисунок 3), необходимо вычислить время включения ФМ, при котором 1 м = 1 б:

2со _

1=

1 -

и„

V

и

К-1 у

^в - к в - к, ^

ДГ+1 у

+1.

(13)

м„

Если 1'м > 1 м, то 1 б > 1 м (рисунок 3,а). Тогда работа Ь и время 1 б буксования ФМ включаемой передачи определяются соответственно из выражений (9) и (10).

2

1

Серия 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. Если 1;'м < 1 м, то tб < tм (рисунок 3,6). Тогда работа Ь и время 1 б буксования ФМ определяются соответственно из выражений (11) и (12).

Одним из важнейших параметров процесса разгона МТА является минимальная угловая скорость соб вала двигателя в конце буксования ФМ, которая для обоих случаев, когда

1 б > 1 м и 1 б < 1 м, будет вычисляться по общей зависимости:

1 + 1 (в ~ к) и , Iп (в - к,)

^ , (в-к) '' ■ (14)

I«(в - к,)

С учетом выражения (14) формула (13) для расчета ^ примет вид:

21

' и к ^ шб - — шр

1

М Мдн (в - к3) ^ Для определения времени 1 р разгона МТА на включаемой передаче рассмотрим временной интервал (1 б -1 р), когда разгон обеспечивается запасом крутящего момента двигате-

Запишем уравнение моментов на основе двухмассовой динамической модели применительно к элементарному узлу КП (рисунок 2) с условием того, что фрикционный узел на данном интервале уже не буксует:

Мд - мс =(тд +1пУ-+. (15)

При прочих равных условиях время 1 разгона МТА будет зависеть от вида диаграммы

разгона (рисунок 3). Поэтому, решая уравнение (15), получим: • для случая разгона, когда \б > \м (рисунок 3,а),

, _, + 2(Щр - X1 д +1 п ).

1Р " 16 + Мдн (к - к3) .

для случая разгона, когда 1 б < 1 м (рисунок 3,6),

1 р = 1 б +

2(шр -шб)(1 д +1 п)

Мдн (к - к3) V*

Достоверность данной математической модели процесса буксования ФМ в КП трактора и методики расчета ее работы буксования при переключении передач с различной степенью перекрытия и при трогании машины с места подтверждена сопоставлением расчётных и экспериментальных значений работы Ь и времени 1 б буксования ФМ, угловой скорости соб вала

включаемой ФМ в конце её буксования. Экспериментальные данные для сравнения были взяты из работ А.Д. Ананьина [7], К.Я. Львовского [2], В.И. Чунихина [8], В. А. Петренко [9], В.Е. Захарова [10], Е.М. Шапиро [11] и собственных исследований [3-6]. В результате установлено, что расхождение результатов расчетов с результатами экспериментальных исследований по величине работы буксования ФМ в КП с различной степенью перекрытия передач не превышает 10,9%, а при трогании МТА с места - 17%.

Таким образом, полученные выражения для расчета работы и времени буксования ФМ при переключении передач в КП с различной степенью перекрытия являются универсальными, так как позволяют выполнять расчеты работы и времени буксования ФМ и разгона МТА как при переключении передач с различной степенью перекрытия, так и при трогании и разгоне МТА с места и являются справедливыми для любого типа элементарного узла КП. Для случая трогания и разгона МТА с места на заданной передаче принимаем время перекрытия

Серия 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. t п = 0 и отношение u к/u к1 = 0 .

Литература

1. Тракторы. Конструкция/ В.М. Шарипов, Л.Х. Арустамов, К.И. Городецкий и др.; Под общ. ред. В.М. Шарипова. - М.: Машиностроение, 2012. - 790 с.

2. Львовский К.Я. Исследование процессов переключения передач под нагрузкой в тракторных трансмиссиях: Дисс.. .канд. техн. наук. - М., 1970. - 276 с.

3. Работа сцепления в коробке передач при переключении передач без разрыва потока мощности от двигателя. / В.М. Шарипов, М.И. Дмитриев, A.C. Зенин, Я.В. Савкин // Справочник. Инженерный журнал, 2010, № 11. с. 8-15.

4. Шарипов В.М., Дмитриев М.И, Крючков В.А. Нагруженность фрикционных муфт и синхронизаторов в коробке передач. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 122 c.

5. Математическая модель процесса переключения передач с помощью фрикционных муфт/ В.М. Шарипов, К.И. Городецкий, М.И. Дмитриев и др. // Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», № 1 (13), 2012. - с. 112-121.

6. Переключение передач в КП трактора без разрыва потока мощности/ В.М. Шарипов, К.И. Городецкий, М.И. Дмитриев и др. // Тракторы и сельхозмашины, 2012, № 5. - с. 19-23.

7. Ананьин А. Д. Исследование энергонагруженности муфты сцепления колесного трактора при трогании скоростного машинно-тракторного агрегата: Дисс. канд. техн. наук. - М., 1972. - 156 с.

8. Чунихин В.И. Исследование долговечности пар трения тракторных муфт сцепления и некоторых путей её повышения: Дисс. канд. техн. наук. - М., 1977. - 204 с.

9. Петренко В.А. Исследование режимов работы муфт сцепления тракторов высокой энергонагруженности: Дисс... канд. техн. наук. - Харьков, 1973. - 181 с.

10.3ахаров В.Е. Исследование нагруженности, износа деталей и уточнение методов стендовых испытаний муфт сцепления тракторов: Дисс.канд. техн. наук. - М., 1981. - 210 с. 11. Оценка работы трения фрикционной муфты в гидромеханической и механической трансмиссиях пахотного колёсного трактора класса 3 при трогании. / Е.М. Шапиро, В.М. Иванов, Л.П. Соколов и др. // Тракторы и сельхозмашины, 1979, № 8. - с. 12, 13.

Электрогидравлические аппараты для управления фрикционными

механизмами трансмиссий

д.т.н. проф. Шипилевский Г.Б., Строков A.M.

Университет машиностроения gbship@mail. ru

Аннотация. Электрогидравлические аппараты широко применяются для управления фрикционными механизмами трансмиссий, содержащими многодисковые «мокрые» муфты или тормоза. В зависимости от назначения и условий включения механизмов применяются аппараты либо релейного, либо пропорционального действия. В последних применяются электромагниты пропорционального действия, в которых при определённом зазоре между якорем и сердечником усилие притяжения между ними зависит только от величины тока через обмотку. По устройству и принципу действия такие аппараты могут быть прямого действия или с серводействием.

Ключевые слова: фрикционные механизмы, многодисковые муфты, электрогидравлические аппараты, электромагниты, пропорциональное действие В трансмиссиях машин широко применяются фрикционные механизмы для включения и выключения различных приводов. Часто они представляют собой многодисковые муфты или тормоза, работающие в масле (мокрые) и сжимаемые при включении давлением рабочей жидкости гидросистемы трансмиссии, действующим на поршень цилиндра (бустера). Управ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.