Научная статья на тему 'Определение отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности'

Определение отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоуско Дмитрий Викторович

В статье обосновывается и описывается методика исследования отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности на основании выделения таких групп факторов, как осознание занимающимся важности физической культуры, спорта для осуществления важнейших сторон жизни человека, степень понимания значимости физической культуры как вида культуры, отдельной области знания, важной сферы социального бытия человека, характер отношения к предмету «физическая культура», величина накопленного потенциала факторов готовности к эффективной практической деятельности в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности»

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

УДК: 37.02:796

Белоуско Дмитрий Викторович, к.п.н., доцент кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия.

E-mail: beloyskod@rambler.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обосновывается и описывается методика исследования отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности на основании выделения таких групп факторов, как осознание занимающимся важности физической культуры, спорта для осуществления важнейших сторон жизни человека, степень понимания значимости физической культуры как вида культуры, отдельной области знания, важной сферы социального бытия человека, характер отношения к предмету «физическая культура», величина накопленного потенциала факторов готовности к эффективной практической деятельности в данной области.

Ключевые слова: отношение к физкультурно-спортивной деятельности, физкультурное воспитание, студенты, мотивационно-ценностное отношение.

В настоящее время большое значение уделяется вопросам сохранения здоровья населения нашей страны, а также вопросам повышения жизнестойкости человека в непростых условиях современности. Значительная часть выполнения указанных функций возложена на сферу физической культуры и, в частности на ее деятельностную сторону - физкультурное воспитание.

Физкультурное воспитание представляет последовательный, целенаправленный, целостный педагогический процесс формирования физической культуры личности, под которой понимается сложное, динамическое, многоаспектное образование, результат освоения человеком ценностей физической культуры, охватывающее и гармонизирующее биологическое и социальное, физическое и духовное в человеке, характеризующееся наличием у обучающегося стойкой мотивации, высокого уровня знаний, твердых убеждений, разностороннего опыта применения физических упражнений, оптимального физического развития и физической подготовленности, готовности к творческой самореализации как в двигательной области, так и в других областях культурного пространства, развивающееся и проявляющееся в рационально организованной физкультурно-спортивной деятельности [1, с. 100-101].

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

В основе физкультурного воспитания лежит формирование у обучающегося мотивационно-ценностного отношения. Это обусловлено, с одной стороны, особенностями феномена физкультурного воспитания, исключающими упрощенное его понимание как формирования лишь двигательной, физической стороны, требующими достижения определенной глубины педагогического взаимодействия, необходимости вовлечения в этот процесс всего человека как личности, интегральной индивидуальности, с другой - детерминировано логикой гуманистической, личностно-ориентированной педагогической деятельности [2, с. 22-25.]. В этой связи особое значение приобретает исследование отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Затрагивая эту тему, можно опираться на данные социологических исследований по изучению мнения студентов о здоровом образе жизни [3, с.142-145].

В доступной литературе мы не нашли методик, позволяющих измерить данный параметр, что стимулировало научный поиск в этом направлении.

В целостной системе факторов, обуславливающих отношение обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности, были выделены отдельные их группы, которые нашли свое отражение в блоках соответствующих вопросов.

Смысловым наполнением данных групп явилось: 1. Осознание занимающимся важности физической культуры, спорта для осуществления важнейших сторон жизни человека.

2 . Степень понимания значимости физической культуры как вида культуры, отдельной области знания, важной сферы социального бытия человека.

3. Характер отношения к предмету «физическая культура», являющегося основой физкультурного воспитания.

4. Величина накопленного потенциала факторов готовности к эффективной практической деятельности в данной области.

Разработанная структура была реализована в опроснике (таблица 1). Здесь студентам предлагается отметь ту оценку, которая, по их мнению, соответствует истине.

Таблица 1.

Опросник «Отношение к физкультурно-спортивной деятельности»

№ семантический дифференциал оценка семантический дифференциал

1 моя привлекательность прямо зависит от занятий физической культурой или спортом 9 8 7 6 5 4 3 2 1 моя привлекательность совершенно не зависит от занятий физической культурой или спортом

2 занятия физкультурой и спортом в значительной степени способствуют моему личностному 9 8 7 6 5 4 3 2 1 занятия физкультурой и спортом совершенно не способствуют моему личностному росту

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

росту

3 в моей жизни ЗОЖ и физическая культура крепко связаны 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не могу сказать, что в моей жизни ЗОЖ и физическая культура крепко связаны

4 я рассматриваю мою физическую форму, уровень здоровья в качестве основы преуспевания в жизни 9 8 7 6 5 4 3 2 1 я не рассматриваю мою физическую форму, уровень здоровья в качестве основы преуспевания в жизни

5 я четко вижу связь между физической культурой и моей будущей профессиональной деятельностью 9 8 7 6 5 4 3 2 1 я не вижу связи между физической культурой и моей будущей профессиональной деятельностью

6 в моем понимании физическая культура так же важна, как и другие виды культуры 9 8 7 6 5 4 3 2 1 в моем понимании физическая культура не так важна, как другие виды культуры

7 считаю, что физическая культура имеет возможность объединять и гармонизировать физическое и духовное в человеке 9 8 7 6 5 4 3 2 1 считаю, что физическая культура направлена на преобразование физического состояния человека

8 для меня физическая культура нечто большее, чем полезные физические упражнения 9 8 7 6 5 4 3 2 1 для меня физическая культура - это только полезные физические упражнения

9 «физическая культура» как учебный предмет дает студентам гораздо больше, чем принято считать 9 8 7 6 5 4 3 2 1 «физическая культура» как учебный предмет дает студентам гораздо меньше, чем принято считать

10 занятия по физической культуре дают ценный опыт правильного отношения к жизни 9 8 7 6 5 4 3 2 1 нельзя сказать, что занятия по физической культуре дают ценный опыт правильного отношения к жизни

11 я люблю предмет «физическая культура» 9 8 7 6 5 4 3 2 1 я не люблю предмет «физическая культура»

12 для меня физическая культура -самый легкий и простой предмет 9 8 7 6 5 4 3 2 1 для меня физическая культура никак не входит в число легких и простых предметов

13 занятия по физической культуре богаты на положительные эмоции 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не могу сказать, что занятия по физической культуре богаты на положительные эмоции

14 считаю, что часов выделенных на предмет «физическая культура» в вузе слишком мало 9 8 7 6 5 4 3 2 1 считаю, что часов выделенных на предмет «физическая культура» в вузе слишком много

15 я посещаю занятия по физической культуре, потому что это нужно мне, а не из-за необходимости 9 8 7 6 5 4 3 2 1 я посещаю занятия по физической культуре, главным образом, ради получения зачета

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

получения зачета

16 моя физкультурно-спортивная деятельность, как правило, успешна 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не могу утверждать, что моя физкультурно-спортивная деятельность успешна

17 для меня важно быть в хорошей спортивной форме 9 8 7 6 5 4 3 2 1 для меня совершенно неважно быть в хорошей спортивной форме

18 я принципиально не пропускаю занятий по предмету «физическая культура» 9 8 7 6 5 4 3 2 1 я могу позволить себе пропускать занятия по предмету «физическая культура»

19 я стремлюсь открывать для себя новые виды спорта или виды физкультурно-спортивной деятельности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 я не стремлюсь открывать для себя новые виды спорта или виды физкультурно-спортивной деятельности

20 в моей физкультурно-спортивной деятельности я всегда ставлю цели и всегда их добиваюсь 9 8 7 6 5 4 3 2 1 в моей физкультурно-спортивной деятельности пока нет конкретных, четко обозначенных целей

Для получения результата необходимо сложить все полученные баллы. Среднее значение равно 110. Степень выраженности продуктивного отношения к физкультурно-спортивной деятельности можно узнать по таблице 2.

Таблица 2.

уровни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

полученные от 20 от 53 от 67 от 81 от 96 от 110 от 124 от 138 от 153 от 167

баллы до 53 до 67 до 81 до 96 до110 до124 до138 до153 до167 до180

Данная методика была апробирована на студентах первого, второго и третьего курсов очного отделения Алтайского государственного университета. В исследовании приняли участие 258 человек.

Таким образом, предпринятая попытка определить отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности дала свои результаты. Дальнейшими шагами в указанном направлении мы видим совершенствование теста: повышение его валидности и надежности, расширение выборочной совокупности.

Библиографический список

1. Белоуско Д.В. Ключевые особенности физкультурного воспитания [Текст] / Д.В. Белоуско // Наука и образование в 21 веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть III. - М.: Ар-Консалт, 2015.

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

2. Белоуско Д.В. К вопросу о сущности физкультурного воспитания [Текст] / Д.В. Белоуско // Здоровье человека, теория и методика физической культуры: материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. П.Я Дугниста, П.Г. Воронцова, Е.А. Романовой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015.

3. Романова Е. В., Дугнист П. Я. Изучение мнения студентов о здоровом образе жизни// Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта [Текст] : материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. П.Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, Е.В. Романовой. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.