Научная статья на тему 'Определение оптимальных параметров негорочных сортировочных устройств при моделировании расформирования составов одиночными изолированными толчками'

Определение оптимальных параметров негорочных сортировочных устройств при моделировании расформирования составов одиночными изолированными толчками Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
128
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОРОЧНОЕ СОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО / NON-HUMP SORTING ARRANGEMENT / ИЗОЛИРОВАННЫЕ ОДИНОЧНЫЕ ТОЛЧКИ / ISOLATED SINGLE PUSHES / МАНЕВРОВЫЙ СОСТАВ / SHUNTING TRAIN / ВЫТЯЖНОЙ ПУТЬ / DRAW-OUT TRACK

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Климов Александр Александрович, Бурдяк Павел Станиславович

В данной статье представлена методика определения оптимальных параметров негорочного сортировочного устройства при моделировании процесса расформирования составов одиночными изолированными толчками на основе экономических и временных критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Климов Александр Александрович, Бурдяк Павел Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF OPTIMUM PARAMETERS OF NON-HUMP SORTING DEVICES WHEN MODELING DISBANDMENT OF STOCKS BY THE SINGLE ISOLATED PUSHES

The article presents a method for determining the optimal parameters of the non-hump sorting device while modeling the breaking-up of stocks by single isolated pushes on the economic and time criteria basis.

Текст научной работы на тему «Определение оптимальных параметров негорочных сортировочных устройств при моделировании расформирования составов одиночными изолированными толчками»

значительного размера компании и невысокой самостоятельности отдельных ее предприятий), их эффективность значительно снижается ввиду отсутствия выбора у работника заслуженного им инструмента стимулирования.

Существенным недостатком системы мотивации ОАО «РЖД», по нашему мнению, является отсутствие системности применения инструментов стимулирования. Они разобщены и подчас находятся в компетенции нескольких сотрудников. Поскольку системный подход в этом вопросе очень важен, на сегодняшний день актуальным для многих российских предприятий становится введение новой штатной единицы - специалиста по мотивации. Это оправдано тем, что мотивацией

персонала необходимо заниматься постоянно, а не «от случая к случаю».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Положение о корпоративной системе премирования работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от « 20» июля 2010 г. № 1573р

2. Положение о рационализаторской деятельности ОАО «РЖД», утверждено распоряжением ОАО «РЖД» №165р от 28.01.2010 года

3. Приказ о видах поощрений в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» №57 от 30.05.2006 в ред. №204 от 02.11.2009.

УДК 656.22 Климов Александр Александрович,

к. т. н., доцент, заведующий кафедрой «Железнодорожные станции и узлы» ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС), г. Новосибирск,

тел. (383)-328-0446, факс: (383)-328-0211, e-mail:[email protected]

Бурдяк Павел Станиславович, аспирант, ФГБОУ ВПО СГУПС, г. Новосибирск тел. (383)-328-0446, факс: (383)-328-0211, e-mail: [email protected]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ НЕГОРОЧНЫХ СОРТИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ РАСФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВОВ ОДИНОЧНЫМИ ИЗОЛИРОВАННЫМИ ТОЛЧКАМИ

A.A. Klimov, P.S. Burdyak

DETERMINATION OF OPTIMUM PARAMETERS OF NON-HUMP SORTING DEVICES WHEN MODELING DISBANDMENT OF STOCKS BY THE SINGLE ISOLATED PUSHES

Аннотация. В данной статье представлена методика определения оптимальных параметров негорочного сортировочного устройства при моделировании процесса расформирования составов одиночными изолированными толчками на основе экономических и временных критериев.

Ключевые слова: негорочное сортировочное устройство, изолированные одиночные толчки, маневровый состав, вытяжной путь.

Abstract. The article presents a method for determining the optimal parameters of the non-hump sorting device while modeling the breaking-up of stocks by single isolated pushes on the economic and time criteria basis.

Keywords: non-hump sorting arrangement, isolated single pushes, shunting train, draw-out track.

Действующие правила и нормы проектирования негорочных сортировочных устройств (НГСУ) не содержат методики определения того или иного параметра устройства, а лишь имеют рекомендуемый диапазон значений [1]. В работе [2] предложен метод определения допустимых конструктивных и технологических параметров НГСУ при расформировании одиночными изолированными толчками (ОИТ). Для поиска оптимальных значений параметров НГСУ могут использоваться экономические и временные критерии, которые в зависимости от поставленных задач будут удовлетворять соответственно минимуму приведенных расходов или продолжительности выполнения операций.

При сравнении вариантов параметров НГСУ необходимо учитывать:

1) капитальные затраты на строительство

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

ш

вытяжного пути, стрелочной зоны и путей парка -К, различающиеся по вариантам с учетом разной длины и уклонов элементов продольного профиля НГСУ;

2) годовые эксплуатационные расходы по содержанию вытяжного пути, стрелочной зоны и парка - Эсод, зависящие от суммарной протяженности путей НГСУ;

3) годовые эксплуатационные расходы по расформированию состава — Эрф, определяемые с момента готовности состава, находящегося на пути парка, к расформированию, до момента проследования приемных стыков первой разделительной стрелки последним отцепом состава при расформировании.

Расчет приведенных расходов на расформирование составов одиночными изолированными толчками — Епр для каждого /-го варианта конструкции НГСУ и веса (длины) маневрового состава выполняется по формуле:

Епр,1 = Эрф,1 + Эсод,1 + Е ' К1, (1)

Епр — коэффициент эффективности капитальных вложений;

Кг — капитальные затраты по /-му варианту.

Для каждого /-го варианта конструкции НГСУ и веса (длины) маневрового состава годовые эксплуатационные расходы на расформирование состава Эрф/ определяются по формуле:

Эрф = (Эрф,1 + Эман,1 + Эпути,1)' 365 ' ^сост ' (2)

Эф — эксплуатационные расходы, связанные с выполнением толчков на вытяжном пути;

Э

Эм

эксплуатационные расходы, связан-

ные с выполнением маневровых передвижений от момента1 готовности маневрового состава, находящегося на пути парка, к расформированию до окончания расформирования всего состава, без учета маневровых передвижений при выполнении толчков на вытяжном пути;

Эпути,/ — расходы, связанные с нахождением вагонов на пути парка перед расформированием (в том числе при переработке состава частями) с учетом выполнения подготовительно-заключительных операций при маневровой работе;

Нсост — число составов, расформировываемых за сутки.

Эксплуатационные расходы, связанные с выполнением толчков на вытяжном пути, определяются по формуле:

Э

рф,1

^ Эразг,1 ^ ^ Эторм,1 ^

(3)

где XЭразг /, ТЭторм /, ТЭоттяг / — суммарные эксплуатационные расходы на разгон, торможение и оттягивание маневрового состава соответственно.

Эксплуатационные расходы, связанные с выполнением маневровой работы при расформировании состава — Эман, учитывают:

— расходы на выполнение полурейсов при движении одиночного локомотива или маневрового состава (его части) с учетом энергетических затрат на каждый полурейс (разгон, выбег и торможение), зависящих от конструкции путей парка, стрелочной зоны и вытяжного пути;

— расходы на выполнение подготовительно-заключительных операций при производстве маневровой работы.

Следует отметить, что при делении состава на части будут возникать дополнительные эксплуатационные расходы, связанные с занятием пути парка при расформировании состава, определяемые с момента готовности состава к расформированию до полного освобождения пути парка. Эффект от более быстрого освобождения пути парка может быть определен только с учетом работы всего объекта (станции), что в данной методике не является обязательным.

Эксплуатационные расходы на расформирование состава Эрф определяются методом имитационного моделирования маневровых полурейсов на ЭВМ с применением тяговых расчетов и системы единичных норм расходов (ЕНР). В системе единичных норм расчеты определяются в зависимости от значительного числа характерных измерителей, что позволяет с наибольшей точностью учитывать детальные конкретные особенности вариантов. Для выполнения расчетов при различных вариантах конструкции НГСУ предложена программа расчета эксплуатационных расходов на маневровую работу «Маневры-2Т» [3].

Определение затрат в имитационной модели производится с использованием системы единичных норм расходов. В используемой модели расчет происходит по измерителям системы ЕНР, представленным в табл. 1.

Эксплуатационные расходы на маневровый

полурейс (ХЭразг г, ТЭторм г, ТЭоттяг /) определяются

как сумма произведений значений измерителей (полученных в результате моделирования передвижения) на заданные расходные ставки соответствующих измерителей.

Для определения временных показателей на переработку состава ОИТ при сравнении вариантов конструкции НГСУ достаточно рассмотреть процесс в следующих границах:

1 Время ожидания расформирования состава в данной методике не учитывается._

Т а б л и ц а 1

Измерители системы ЕНР_

Измеритель Обозначение измерителя Единица измерения Обозначение расходной ставки

Механическая работа локомотива К тыс. т-км еRл

Механическая работа сил сопротивления и торможения Кт тыс. т-км еКст

Расход дизельного топлива о т е G

Бригадо-часы локомотивных бригад 'мн ч ет

Локомотиво-часы 'мн ч

Вагоно-часы 'пН ваг-ч

Часы работы составительской бригады 'ын ч etNh

Локомотиво-километры М лок-км еМ1

Вагоно-километры и1 ваг-км еш

Тонно-километры брутто (Р+Я)1 т-км ер1

- от момента2 готовности маневрового состава, находящегося на пути парка, к расформированию;

- до момента, когда последний отцеп оторвался от маневрового состава.

При этом дальнейшее движение отцепов в парк можно отнести к фазе накопления.

В указанных выше границах временные показатели при разных вариантах конструкции НГСУ следующие:

- суммарные затраты вагоно-часов на переработку состава;

- суммарные локомотиво-часы на переработку состава;

- суммарные часы работы локомотивной

бригады;

- суммарные часы работы составительской бригады.

Суммарные вагоно-часы на переработку состава определяются по формуле:

В = Ввыт + Вман , (4)

где Ввыт - вагоно-часы, связанные с выполнением разгона, торможения и обратного движения маневрового состава на вытяжном пути;

Вман - вагоно-часы, связанные с нахождением вагонов на пути парка перед расформированием (в том числе при делении состава на части), а также с выполнением маневровой работы, кроме операций, входящих в расчет величины Ввыт.

Расчет времени нахождения вагонов на вытяжном пути осуществляется для всех вагонов состава, с учетом уменьшения массы (длины) состава в процессе расформирования. Таким образом,

вагоно-часы нахождения вагонов на вытяжном пути определяются как сумма произведений времени нахождения i-го отцепа на вытяжном пути ^ и количества вагонов в отцепе m:

Ввыт = Ч • т1 + Ч • ™2 + + К • тп , (5)

где ^,- время от начала расформирования состава на вытяжном пути до прохождения 1, 2, ... и-м отцепом приемных стыков первой разделительной стрелки соответственно;

- т,т2,..тп - число вагонов в 1, 2, ... и-м отцепе соответственно.

Время от начала расформирования состава на вытяжном пути до прохождения последним отцепом приемных стыков первой разделительной стрелки определяется следующим образом:

(6)

(7)

(8) (9)

' = ' р

'1 = г1 ,

г =' +'т +'оттяг + гр

'2 = '1 + п—1 + п—1 + '2 :

'з = '2 + 'п—2

' = t + 'р 'п = 'п-1 + 'п ■

где , 'р , '3р,... - время на разгон состава на вытяжном пути для производства первого, второго, третьего, и-го толчка соответственно;

'1-1, 'Л-г - время, необходимое для прохождения маневровым составом расстояния торможения после толчка (без учета массы предыдущего отцепа);

' о

время, затрачиваемое на оттягивание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время ожидания расформирования состава в данной методике не учитывается._

маневрового состава после остановки для подготовки к следующему толчку.

Время расформирования состава Трасф (или одной из его частей) на вытяжном пути в данном случае можно определить по формуле:

Системный анализ. Моделирование.

Экономика

Транспорт. Энергетика. Строительство и управление_

ш

Т = г + гр

х расф 'п-К 'в-

(10)

Расчет величины Вман производится следующим образом:

Вман = Впути + ВМП ' (11)

где Впути — вагоно-часы, связанные с нахождением вагонов на пути парка перед расформированием (в том числе при переработке состава частями) с учетом выполнения подготовительно-заключительных операций при маневровой работе;

ВМП — вагоно-часы, связанные с нахождением вагонов в движении при выполнении маневров (кроме разгона, торможения и обратного движения маневрового состава на вытяжном пути, входящих в расчет величины Ввыт).

Расчет величины Впути производится по формуле:

В = Т ' (п — п ) + Т ' (п —

пути расф! \ сост 1 ' расф2 V сост

—в — В) +... + Т , '(п — п, — П... — п ),

1 2' расфт V сост 1 2 т''

где Трасф!, Трасф2,..., Трасфт — время на расформирование состава или его части (при делении состава на части) с учетом времени на перестановку состава (части) с пути парка приема на вытяжной путь, а также времени заезда локомотива на путь парка за следующей частью состава, включающее время на подготовительно-заключительные операции;

птст — количество вагонов в составе;

В , п,••• пт — количество вагонов в первой, второй и соответственно в т-й части состава;

т — число частей, на которые делится состав при расформировании.

Расчет времени Трасф для состава (или его части) производится по формуле:

Трасф = 1п + 1заезд + ¿МП , (13)

(12)

где ¿заезд — время на заезд локомотива резервом за составом или очередной частью расформировываемого состава;

¿мя — время на перестановку состава с пути парка на вытяжной путь.

Суммарное время расформирования состава при делении на части Трасф определяется по формуле:

Т

расф

= Е ¿п ^ "заезд +£

МП

(14)

1 1 1

Суммарные локомотиво-часы на переработку состава ОИТ определяются по формуле:

Тш = М' Трасф , (15)

где М — количество локомотивов, используемых для расформирования состава.

Суммарные часы работы локомотивной бригады на переработку состава ОИТ определяются по формуле:

Тж = М ' Трасф . (16)

Суммарные часы работы составительских бригад на переработку состава ОИТ соответствуют времени на расформирование состава:

ТСБ = Трасф . (17)

В качестве примера использования методики выполнен расчет К, Эсод, Эрф (формула 1), а также временных показателей процесса расформирования состава ОИТ для различных вариантов конструкции НГСУ. Исходными данными были выбраны следующие конструктивные и технологические параметры:

— параметры участков стрелочной зоны и путей парка выбранного НГСУ представлены на рис. 1;

— уклон вытяжного пути принят в диапазоне

Рис. 1. Параметры участков стрелочной зоны и путей парка рассматриваемого сортировочного устройства

т

т

т

от —2,5 до +2,5 %о;

— длина вытяжного пути принята равной длине маневрового состава, переставляемого на вытяжку для расформирования с учетом длины локомотива и неточности остановки;

— масса маневрового состава 6000 т, при делении на 2, 3, 6 частей и без деления на части;

— количество расформировываемых составов в сутки 4;

— скорости выполнения толчка 5 и 10 км/ч;

— длина отцепа 3 условных вагона, все вагоны груженные.

На основе проведенных расчетов для заданных условий получены данные, представленные на рис. 2, 3, 4 и 5.

На рис. 2 и 3 изображены кривые времени на расформирование составов в зависимости от укло-

нов вытяжного пути для скоростей выполнения толчка 5 и 10 км/ч соответственно.

На рис. 4 и 5 изображены зависимости приведенных расходов от уклона вытяжного пути при расформировании составов ОИТ со скоростью выполнения толчка 5 и 10 км/ч соответственно.

Таким образом, для критерия минимума эксплуатационных расходов оптимальным является расположение вытяжного пути на подъеме в сторону сортировки с уклоном до 2,5 %о, при расформировании составов со скоростью выполнения толчка 5 км/ч и делении состава массой 6000 т на 6 частей.

Разработанная методика определения расходов на маневровую работу при расформировании составов ОИТ может быть использована для определения оптимальных конструктивных параметров

0,90

-0;8в——

2,5 -2 -1,5 -1 -0,5 О 0,5 1 1,5 2 2,5

Уклон, %о

Рис. 2. Зависимости времени на расформирование состава массой 6000 т от уклона вытяжного пути, при делении состава на части и скорости выполнения толчка 5 км/ч

УкЛОН,%а

Рис. 3. Зависимости времени на расформирование состава массой 6000 т от уклона вытяжного пути, при делении состава на части и скорости выполнения толчка 10 км/ч

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

ш

Рис. 4. Графики зависимостей приведенных расходов при расформировании составов ОИТ от уклона вытяжного пути при скорости толчка 5 км/ч

Рис. 5. Графики зависимостей приведенных расходов при расформировании составов ОИТ от уклона вытяжного пути при скорости толчка 10 км/ч

вновь проектируемых НГСУ, а также для определения технологических параметров процесса расформирования составов на уже действующих устройствах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах колеи 1520 мм. МПС РФ. М.:«Техинформ», 2003. - 168 с.

2. Бурдяк П.С. Определение допустимых конструктивных параметров вытяжного пути при

расформировании составов одиночными изолированными толчками. Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока №2 2010. Новосибирск 2011. Издательство ФГОУ ВПО «НГАВТ» С. 128 - 133 3. Бурдяк П. С. Программа для расчета показателей маневровых полурейсов методом имитационного моделирования с элементами виртуального управления «Маневры-2Т». Свидетельство о регистрации электронного ресурса 16407 от 22.11.2010 г. Инв. номер ВНТИЦ № 50201050175 от 22.11.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.