INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Шкодун Павел Константинович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-18-27.
E-mail: [email protected]
Шестаков Игнат Валентинович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-18-27.
E-mail: [email protected]
Стретенцев Андрей Игоревич
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-18-27.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Shkodun Pavel Konstantinovich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation. Cand. Tech. Sci., Associate Professor of the department «Electrical machines and general electrical engineering », OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-18-27. E-mail: [email protected]
Shestakov Ignat Valentinovich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation. Post graduate student of the department «Electrical machines and general electrical engineering», OSTU. Phone: +7 (3812) 31-18-27. E-mail: [email protected]
Stretentsev Andrei Igorevich Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation. Post graduate student of the department «Electrical machines and general electrical engineering», OSTU. Phone: +7 (3812) 31-18-27. E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Шкодун, П. К. Применение метода волнового отклика для выявления повреждений межвитковой изоляции якорных обмоток вспомогательных машин тягового подвижного состава железных дорог [Текст] / П. К. Шкодун, И. В. Шестаков, А. И. Стретенцев // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2016. - № 3 (27). - С. 76 - 83.
Shkodun P.K., Shestakov I. V., Stretentsev A. I. Application of wave response method for fault finding in insulation system of auxiliary machines armature coils. Journal of Transsib Railway Studies, 2016, vol. 27, no. 3, pp. 76 - 83. (In Russian).
УДК 621.3.053.21
В. А. Кандаев, К. В. Авдеева, А. А. Медведева, А. В. Уткина
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ДОБАВОЧНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ДРЕНАЖНОЙ УСТАНОВКИ ТЯГОВОЙ ПОДСТАНЦИИ
ПОСТОЯННОГО ТОКА
Аннотация. Представлен метод расчета добавочного сопротивления дренажной установки тяговой подстанции постоянного тока. Существующий метод настройки дренажной защиты предполагает проведение ряда измерений с подбором добавочного сопротивления и последующей корректировкой его значения с учетом среднегодового тока тяговой подстанции. Целью данной работы является разработка алгоритма определения оптимального значения добавочного сопротивления с учетом обеспечения нормативных значений
защитного потенциала на заземляющем устройстве и минимизации потерь в обратной тяговой сети. Представленный метод основан на применении теоремы взаимности, позволяющей изменить направление тока от источника к нагрузке на обратное при условии, если система является линейной. Составлен алгоритм расчета добавочного сопротивления дренажной установки тяговой подстанции. Проведен расчет значения добавочного сопротивления и потерь мощности в тяговой рельсовой сети для среднего значения тока тяговой подстанции. Приведены графики зависимости добавочного сопротивления и потерь мощности на нем от величины тока тяговой подстанции при минимальном и максимальном значениях защитного потенциала. Данный метод может быть рекомендован при проектировании защиты от коррозии заземляющих устройств тяговых подстанций постоянного тока.
Ключевые слова: заземляющее устройство, тяговая подстанция, добавочное сопротивление, дренажная установка, защитный потенциал.
Vasilii A. Kandaev, Ksenia V. Avdeeva, Anna A. Medvedeva, Anastasia V. Utkina
Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation
DETERMINATION OF THE ADDITIONAL RESISTANCE OPTIMAL VALUES OF DC TRACTION SUBSTATION DRAINAGE UNIT
Abstract. The article presents a method of the additional resistance calculating of ground grid drainage unit. This work has two main objectives: development of algorithm for determining the optimal values of additional resistance and to study the possibility of reducing losses in reverse traction network through drainage unit of traction substation. The calculation is carried out with a view to ensuring the normative values of the protective potential on the grounding grid and minimize losses in the reverse traction network. The method is based on the application of the reciprocity theorem, which allows to change the direction of the currents from the source to the load on the reverse one if the system is linear. The calculation of the values of additional resistance and power loss in the reverse traction network for average current on the considered traction substation of the Western-Siberian railway. In results the selection method of optimal values for the additional resistance is offered. This method can be used for designing of traction substation grounding grid protection.
Keywords: grounding grid, traction substation, additional resistance, drainage unit, protective potential.
Проблема защиты от коррозии блуждающими токами металлических сооружений является одной из актуальных проблем железнодорожной отрасли. Не менее важным вопросом является возможность управления и минимизации потерь мощности в тяговой рельсовой сети, особенно при постоянном увеличении цен на электроэнергию. Эти две задачи тесно связаны при рассмотрении дренажной защиты заземляющего устройства (ЗУ) тяговой подстанции (ТП).
Часть тягового тока, стекая с рельсов в грунт, возвращается на минус тяговой подстанции через ЗУ ТП, создавая на нем потенциал. Отвод натекающих токов с ЗУ осуществляется его подключением к отсасывающей линии с использованием короткозамыкателя или дренажной установки (ДУ) [1]. Добавочное сопротивление ДУ позволяет установить значение тока, натекающего на заземляющее устройство, при котором потенциал «ЗУ ТП - ближняя земля» находится в пределах защитного диапазона, указанного в ГОСТе [2]. Значения защитного потенциала для стальных неизолированных сооружений, к которым относится ЗУ, нормируются от минус 0,85 В (фзащ max) до минус 3,5 В (фзащ min) относительно медно-сульфатного электрода сравнения (МСЭ) [2].
В настоящее время настройка дренажной защиты предполагает проведение ряда измерений с различными добавочными сопротивлениями для снятия токовой и потенциальной характеристик. Затем эти характеристики путем умножения на коэффициент приводятся к среднегодовым значениям тока ТП [3]. По полученной потенциальной характеристике определяется необходимая величина сопротивления дренажной установки для максимального защитного потенциала, а по токовой - среднее значение рабочего тока ДУ.
С одной стороны, данный способ является довольно трудоемким. С другой стороны, величина тягового тока зависит от множества факторов и изменяется в широких пределах. Таким образом, однократно выбранное значение добавочного сопротивления не всегда является оптимальным и ЗУ может оказаться недозащищенным или избыточно защищенным.
Выбор оптимального значения добавочного сопротивления можно осуществить расчетным способом при известном значении тока тяговой подстанции, первичных и волновых параметрах рельсовой сети и ЗУ.
Поставленная задача решается в два этапа:
а) определение необходимости включения дренажной установки;
б) подбор значений добавочного сопротивления для получения значений потенциала на ЗУ ТП, находящихся в пределах защитного диапазона.
Рассмотрим систему «тяговая рельсовая сеть - заземляющее устройство ТП», представленную на рисунке 1. Тяговый ток 1т возвращается на минус подстанции как по рельсам (/1), так и через ЗУ ТП (/2).
Л
Рельсовая сеть
Отсасывающая
Питающая линия \
т
Рисунок 1 - Распределение тягового тока в системе «тяговая рельсовая сеть - заземляющее устройство ТП»
К рассматриваемой системе можно применить теорему взаимности, которая позволяет изменить направление токов от источника к нагрузке на обратное при условии, если система является линейной [4].
На первом этапе определим необходимость включения дренажной установки.
Значения электрических величин при непосредственном подключении заземляющего устройства к отсасывающей линии без дренажной установки определяются следующим образом.
Потенциал ф в точке А вычисляется по формуле:
((с + Явхр )•(( + ЯзУ )
ф = 1Т
Ятс + Явхр + Яш + Я
(1)
где /т - тяговый ток, А;
Яотс - сопротивление отсасывающей линии, Ом;
Явх.р - входное сопротивление тяговой рельсовой сети, Ом;
Яш - сопротивление заземляющей шины, Ом;
ЯЗУ - сопротивление заземляющего устройства, Ом.
Для точки А можно записать также:
Ф = I (( + Rotc ); (2)
ф = h (( + Ry )■ (3)
где I1 - ток в отсасывающей линии, А;
I2 - ток, натекающий на заземляющее устройство, А. Из формул (2) и (3) выразим токи Ii и I2:
i- = тФт-; (4)
вх.р отс
12 . (5)
Rm + К3У
ЗУ ТП обычно содержит множество элементов и имеет сложную конфигурацию [5]. Для упрощения вычислений заменим ЗУ ТП эквивалентным полусферическим заземлителем, потенциал которого [6]
Ф - 12 ' Р о (6)
Фзу -т-, (6)
2п • r0
где р0 - удельное сопротивление земли, Ом м;
r0 - эквивалентный радиус полусферического заземлителя, м.
Эквивалентный радиус r0 выбирается из условия равенства потенциалов ЗУ и полусферического заземлителя.
Потенциал «ЗУ ТП - медно-сульфатный электрод сравнения» ф3У-МСЭ
Фзу-мсэ -IllpL--^ •Р0 ч - 0,7, (7)
2п • r0 2 п • (r0 + 0,1)
где 0,1 - расстояние от ЗУ до места установки медно-сульфатного электрода, м; 0,7 - электрохимический потенциал стали в грунте относительно МСЭ, В. По значению потенциала, рассчитанного по формуле (7), можно судить о необходимости защиты ЗУ ТП. Если фзащ ^ < ф3У-МСЭ < фзащ max, дополнительные средства защиты не предусматриваются.
На втором этапе определим падение напряжения на дренажной установке:
UДУ - ф - Фзу . (8)
Тогда значение добавочного сопротивления
U ДУ
Кдоб --(Ктунт + К ), (9)
12
где ^шунт - сопротивление шунта, Ом;
Яд - прямое сопротивление диода дренажной установки, Ом.
Подставим значения сопротивлений элементов дренажной установки с полученным значением добавочного сопротивления (9) и перепишем формулы (1) и (5) следующим образом:
, ((отс + (х.р )(( + (ЗУ + ) (10)
ф = --; (1°)
Т (отс + (вхр + (ш + (ЗУ +
ф
12 =---, (11)
2 Яш + (ЗУ +
где
('= (Д0б + (д + (шунт. (12)
В качестве примера определим значения добавочного сопротивления на одной из тяговых подстанций Западно-Сибирской железной дороги. Исходными данными являются диаграмма распределения тока тяговой подстанции во временном промежутке (рисунок 2); сопротивление стальной шины заземляющего устройства размером 40*4 мм и длиной 20 м Яш = 0,00216 Ом; сопротивление диода Яд = 0,0005 Ом; сопротивление шунта Яшунт = = 0,001 Ом; эквивалентный радиус ЗУ г0 = 32 м; сопротивление заземляющего устройства ЯЗУ = 0,1 Ом. Продольное сопротивление железнодорожного пути для однопутной железной дороги Я1 составляет 0,0155 Ом/км [7]. Удельное сопротивление земли 22 Омм, удельное сопротивление балласта 5 • 103 Ом м, шпал - 104 Ом м, высота земляного полотна 2 м.
Рисунок 2 - Осциллограмма тока тяговой подстанции за 60 минут
Рассчитаем значение добавочного сопротивления для среднего тока ТП. Средний ток тяговой подстанции за время наблюдения (см. рисунок 2) равен 1125 А.
Для определения волнового сопротивления рельса рассчитаем переходное сопротивление по формуле [8]:
Яп = Яиз + Яз, (13)
где Яиз - сопротивление изоляции (балластной призмы), Ом км;
Яз - составляющая переходного сопротивления, зависящая от сопротивления земли, Ом-км.
Сопротивление изоляции, Ом-км, рассчитывается по формуле:
ЯИз =
0,142 -10-3 • рш + 0,128 -10-3 • рб +
-3
10-3 • Рп б 58^
1,5 + 58
V Н п у
(14)
где рш - удельное сопротивление шпал, Омм; рб - удельное сопротивление балласта, Омм; Н - высота земляного полотна, м;
рп - удельное сопротивление земляного полотна, принимается на 20 % выше удельного сопротивления земли, Омм [8].
Я3 =(2,2 -10-3 )• Рз, (15)
где рз - удельное сопротивление земли, Омм.
Решение приводится с применением теоремы взаимности.
Определим необходимость включения ДУ по формулам (1) - (7). Потенциал в точке соединения шины ЗУ и отсасывающей линией ф = 54 В, токи 11 и 12 - 596 и 529 А соответственно.
Значение потенциала «ЗУ ТП - медно-сульфатный электрод сравнения» в соответсвтии с формулой (7) фЗУ-МСЭ = 16,5 В. Таким образом, без дренажной установки ЗУ ТП защищено избыточно.
По формуле (8) падение напряжения Ц/ду = 42 В. Первое приближенное значение добавочного сопротивления, определяемое по уравнению (9), Ядоб = 0,08 Ом.
При значении добавочного сопротивления 0,6 Ом защитный потенциал удовлетворяет нижней границе допустимых значений минус 3,5 В. Токи 11 и 12 равны соответственно 996 и 129 А, потенциал ф = 90 В.
При значении добавочного сопротивления 2 Ом защитный потенциал равен 0,85 В, 11 = = 1077 А, 12 = 48 А. Потенциал в точке подключения ЗУ ТП к отсасывающей линии ф = 97,5 В.
Для тока тяговой подстанции 1т = 1125 А при значениях добавочного сопротивления от 0,6 до 2 Ом потенциал ЗУ ТП относительно МСЭ находится в защитном диапазоне. Однако при изменении тока ТП значения добавочного сопротивления, при которых потенциал ЗУ ТП находится в защитном диапазоне, будут меняться.
На рисунке 3 приведен график зависимости значений Ядоб от величины тока ТП.
0 о,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 1,8 кА 2,2
h-►
Рисунок 3 - Зависимость Ядоб от тока тяговой подстанции: 1 - при значении защитного потенциала минус 0,85 В; 2 - при значении защитного потенциала минус 3,5 В
По данному алгоритму можно определить добавочное сопротивление дренажной установки, необходимое для обеспечения защитного потенциала заземляющего устройства при различных значениях тока тяговой подстанции, что позволит сократить время и трудоемкость полевых испытаний.
Определим потери мощности на добавочном сопротивлении дренажной установки:
А^доб = 12 • Ядоб. (16)
Для значения защитного потенциала фзащ min при среднем токе ТП 1т = 1125 А АРдоб = 10 кВт, при фзащ max - 4,4 кВт.
Изменение АРдоб в зависимости от тока ТП показано на рисунке 4
25
10
1
2
0,2 0,4
0,6
1,0 Л, -
1,2
1,4
1,6 1,8
кЛ
2,2
Рисунок 4 - Зависимость потерь мощности на добавочном сопротивлении от величины тока ТП: 1 - АРдоб при значении защитного потенциала минус 3,5 В; 2 - ЛРдоб при значении защитного потенциала минус 0,85 В.
Общие потери мощности в обратной тяговой сети рассчитываются по формуле:
аР
общ
1Т -ф + АРдоб •
(17)
общие потери в обратной тяговой сети АРобщ = 111 кВт, при фзащ
При фзащ
114 кВт.
Разность между потерями мощностей в обратной тяговой сети при двух рассматриваемых значениях защитного потенциала составляет 3 кВт.
При увеличении добавочного сопротивления большая часть тока возвращается по рельсам на тяговую подстанцию, что уменьшает риск развития коррозии, но это приводит к увеличению потерь в тяговой рельсовой сети. Из результатов расчетов видно, что при токах ТП более 300 А, потери мощности на добавочном сопротивлении возрастают, но при этом общие потери мощности в обратной тяговой сети уменьшаются.
Так как среднее значение тока ТП определено за промежуток времени в один час, можно говорить о потерях энергии в тяговой рельсовой сети Q:
Q = АР0бщ •At, (18)
где At - промежуток времени, час.
Для рассматриваемого случая при выборе Ядоб = 0,6 Ом для фзащ min экономия электрической энергии составит 26280 кВт-ч в год.
Соответственно при выборе значения добавочного сопротивления стоит руководствоваться двумя критериями: защитным потенциалом ЗУ ТП и потерями мощности в обратной тяговой сети. Выбор оптимального значения добавочного сопротивления по предложенной методике обеспечит защиту ЗУ ТП от коррозии и снижение потерь в обратной тяговой сети.
Список литературы
1. Инструкция по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах: ЦЭ-191 [Текст]: Утверждена приказом МПС РФ 10.06.1993 № ЦЭ-191 в редакции Указания МПС от 04.07.2000 № М-1954у. - Екатеринбург, 2013.- 64 с.
2. ГОСТ 9.602-2005. Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии. Актуализированная редакция [Текст]. -М.: Стандартинформ, 2013. - 60 с.
3. Демин, Ю. В. Обеспечение долговечности электросетевых материалов и конструкций в агрессивных средах [Текст] / Ю. В. Демин, Р. Ю. Демина, В. П. Горелов / Новосибирская гос. акад. водного транспорта. - Новосибирск, 1998. - Кн. 2. - 190 с.
4. Бессонов, Л. А. Теоретические основы электротехники [Текст] / Л. А. Бессонов. - М.: Высшая школа, 1996. - 638 с.
5. Котельников, А. В. Блуждающие токи и эксплуатационный контроль коррозионного состояния подземных сооружений системы электроснабжения железнодорожного транспорта [Текст] / А. В. Котельников, В. А. Кандаев / УМЦ ЖДТ. - М., 2013. - 552 с.
6. Бургсдорф, В. В. Заземляющие устройства электроустановок [Текст] / В. В. Бургс-дорф, А. И. Якобс. - М.: Энергоатомиздат, 1987. - 400 с.
7. Марквардт, К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог: Учебник [Текст] / К. Г. Марквардт. - М.: Транспорт, 1982. - 528 с.
8. Карякин, Р. Н. Тяговые сети переменного тока [Текст] / Р. Н. Карякин. - М.: Транспорт, 1987. - 279 с.
References
1. Instruktsiia po zazemleniiu ustroistv elektrosnabzheniia na elektrifitsirovannykh zheleznykh dorogakh: TsE-191 (Instructions ground power units on electrified railways: CE-191). Yekaterinburg, 2013, 64 p.
2. Edinaya Sistema zachity ot korrozii i stareniya. Sooryjeniya podzemnye. Obchie trebovaniya k zachite ot korrozii. Aktyalizirovannaya redakcia GOST 9.602-2005 (Unified system of protection from corrosion and ageing. The construction of underground. General requirements for corrosion protection. Revised edition). Мoskov, 2013, 60 p.
3. Demin Yu. V., Demina, R. Yu., Gorelov V. P. Obespechenie dolgovechnosty electrosetevych materialov i konstrykciy v agressivnich sredach (Sustainability of the power grid materials and structures in aggressive environments). Novosibirsk, 1998, B. 2, 190 p.
4. Bessonov L. A. Teoreticheskie osnovy elektrotechniki (Theoretical foundations of electrical engineering). Moscow: Higher School, 1996, 638 p.
5. Kotelnikov V. A., Kandev V. A. Blyjdauchie toki I eksplyatacionniy kontrol korrozionnogo sostoiania podzemnich sooryjeniy sistemy elektrosnabgenia jeleznodorojnogo transporta (Stray currents and operational control of corrosion condition of underground structures of supply system of railway transport). Moscow, 2013, 552 p.
6. Burgsdorf V. V., Jacobs A. I. Zazemlyauchie ystroistva electroystanovok (Earthing of electrical installations). Moscow: Energoatomizdat, 1987, 400 p.
7. Marquardt C. G. Elektrosnabgenie elektrificirovannych jeleznych dorog (Electricity electrified Railways). Moscow: Transport, 1982, 528 p.
8. Karyakin R. N. Tiagovie seti peremennogo toka (Traction AC). Moscow: Transport, 1987, 279 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кандаев Василий Андреевич
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Доктор технических наук, профессор кафедры «Телекоммуникационные, радиотехнические системы и сети», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-06-94.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Kandaev Vasilii Andreevich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russion Federation. Doctor of Technical Sciences, Professor of the department «Telecommunications, radio systems and networks», OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-06-94.
Авдеева Ксения Васильевна
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Телекоммуникационные, радиотехнические системы и сети», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-06-94.
Медведева Анна Александровна
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Телекоммуникационные, радиотехнические системы и сети», ОмГУПС.
E-mail: [email protected]
Уткина Анастасия Владимировна
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Телекоммуникационные, радиотехнические системы и сети», ОмГУПС.
E-mail: [email protected]
Avdeeva Ksenia Vasilyevna
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx st., Omsk, 644046, the Russion Federation.
Cand. Tech. Sci., senior lecturer of the department «Telecommunications, radio systems and networks», OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-06-94.
Medvedeva Anna Alexandrovna
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx st., Omsk, 644046, the Russion Federation.
Post-graduate student of the department «Telecommunications, radio systems and networks», OSTU.
E-mail: [email protected]
Utkina Anastasia Vladimirovna
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx st., Omsk, 644046, the Russion Federation.
Post-graduate student of the department «Telecommunications, radio systems and networks», OSTU.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Кандаев, В. А. Определение оптимального значения добавочного сопротивления дренажной установки тяговой подстанции постоянного тока [Текст] /
B. А. Кандаев, К. В. Авдеева, А. А. Медведева, А. В. Уткина // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2016. - № 3 (27). -
C. 83 - 91.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kandaev V. A., Avdeeva K. V., Medvedeva A. A., Utkina A. V. Determination of the additional resistance optimal values of dc traction substation drainage unit. Journal of Transsib Railway Studies, 2016, vol. 27, no. 3, pp. 83 - 91. (In Russian).
УДК 621.315:621.317
А. А. Кузнецов, А. Ю. Кузьменко, А. Г. Зверев
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ НА ГИРЛЯНДАХ ПОДВЕСНЫХ ФАРФОРОВЫХ ИЗОЛЯТОРОВ
Аннотация. В статье рассмотрено распределение напряженности электростатического поля вокруг гирлянды фарфоровых подвесных изоляторов, содержащих дефекты. Приведены результаты выполненного имитационного моделирования распределения напряженности электростатического поля вокруг изоляторов в программном комплексе Е1сШ и картины распределения поля вокруг изоляторов для сред с различными диэлектрическими проницаемостями. Проведен сравнительный анализ результатов имитационного моделирования и экспериментальных исследований, на основании которого выявлена возможность диагностирования изоляторов по параметрам напряженности электростатического поля.
Ключевые слова: гирлянда фарфоровых изоляторов, дефект, напряженность электростатического поля, измерения, метод конечных элементов, имитационное моделирование.