Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА БИОТОПЛИВА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА БИОТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫЙ / ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ / МАСЛО РАПСОВОЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тагиров Р. И., Мыльникова Е. В., Байгильдина А. Д., Хинкиладзе Д. Р.

Рассмотрен вопрос по возможности замены дизельного топлива рапсовым маслом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Тагиров Р. И., Мыльникова Е. В., Байгильдина А. Д., Хинкиладзе Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА БИОТОПЛИВА»

УДК 621.43.03

Тагиров Р.И.

магистр кафедры автомобилей и машинно-тракторных комплексов Башкирский государственный аграрный университет

(Россия, г. УФА)

Мыльникова Е.В.

студент кафедры автомобилей и машинно-тракторных комплексов Башкирский государственный аграрный университет

(Россия, г. УФА)

Байгильдина А.Д.

студент кафедры автомобилей и машинно-тракторных комплексов Башкирский государственный аграрный университет

(Россия, г. УФА)

Хинкиладзе Д.Р.

студент кафедры теплоэнергетики и физики Башкирский государственный аграрный университет

(Россия, г. УФА)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА БИОТОПЛИВА

Аннотация: рассмотрен вопрос по возможности замены дизельного топлива рапсовым

маслом.

Ключевые слова: двигатель дизельный, топливо дизельное, масло рапсовое.

Введение. При конструировании двигателей в качестве топлива рассматривались продукты нефтеперегонки. В настоящее время в качестве сырья для топлива все больше

рассматривают ресурсы растительного происхождения, связанное с возрастанием стоимости топлива нефтяного происхождения и ухудшения экологической ситуации [1].

Растительные масла широко применяются в промышленности (некоторые предприятия в мире используют его в своей деятельности), в сельском хозяйстве (к примеру, для поддержания температуры в теплицах), в коммунальном хозяйстве (в котлах и печах для обогрева помещений).

Все растительные масла совместимы между собой. Важнейшим их свойством является возможность смешивания в любых пропорциях с нефтепродуктами, в том числе с дизельным топливом. Однако использование растительных масел в качестве топлива в двигателях усложняется из-за их повышенной вязкости и плотности. Заметно снизить это можно путем использования растительного масла в смеси с дизельным топливом.

Цель исследования. Определение оптимального процентного соотношения рапсового масла (РМ) и дизельного топлива (ДТ).

Методика и материалы исследования. При испытаниях использовался дизельный двигатель 4Ч11/13 на базе электротормозного обкаточного стенда КИ-1363. Двигатель 4Ч11/13 имеет номинальные частоту вращения коленчатого вала ин=1750 мин'1 и мощность N=45,6 кВт. В качестве топлива использовались РМ и ДТ, в следующих соотношениях: 80% РМ и 20% ДТ (80/20); 90% РМ и 10% ДТ (90/10).

Результаты исследований. Испытания дизельного двигателя проводились согласно требованиям ГОСТу Р 52914-2008 «Двигатели тракторные и комбайновые. Виброакустические показатели и методы испытаний», в котором регламентируются условия и объем испытаний, требования к испытательным стендам и измерительной аппаратуре.

В процессе испытаний определялись следующие показатели работы двигателя: часовой От и удельный расходы топлива и эффективная мощность Ые.

Подача смеси РМ с ДТ осуществлялась штатной системой топливоподачи

двигателя без конструктивных изменений. Известно, что на качество работы двигателя

влияет техническое состояние его топливной аппаратуры [2,3]. Она предварительно

96

была отрегулирована с использованием устройств разработанных Башкирским ГАУ [4,5]. Пуск и прогрев двигателя производился на «чистом» ДТ. Рабочая температура двигателя была в пределах 89... 92 °С.

Испытания проводились при атмосферном давлении 748 мм рт. ст. и температуре окружающей среды /=20 °С. После прогрева двигатель работал на выбранных для испытаний соотношениях РМ и ДТ.

Измерение расхода топлива производился весовым методом с использованием электронных весов. В процессе испытаний замерялось время расхода контрольной порции топлива, составляющей 500 гр.

ge, г/кВт ч

525-

450

375

300

225

кг/ч 14

12

10

\ \ \

\ \ \ \ \ \ \ , о \

\ \ \ \ а: \\ % Л 9- . —- о 0 е

~------

/ / / / / / V г

ч \ \ / /у / / / ' / , / / / / / / / / е

\ \ а. о \ О., р/ / У У > / / У /

20

25

30 35

40

45 Ые, кВт

Рисунок 1 Нагрузочная характеристика дизеля 4Ч11/13: «-» «чистое» ДТ; «-

» смесь 80/20; «-----» смесь 90/10; «-------» 100% РМ

Часовой расход топлива определялся по выражению

е. = ^, (1)

где G0 - расход топлива за опыт, гр.;

t - время замера, с; а удельный эффективный расход топлива

- ^. (2)

Испытания двигателя 4Ч11/13 на режимах нагрузочной характеристики показали заметные изменения часового От и удельного расходов топлива.

Результаты испытаний представлены в виде графических зависимостей на рисунке

1.

По рисунку 1 видно, что с увеличением содержания в топливе рапсового масла экономические показатели двигателя ухудшаются. Так, при номинальной мощности Ые = 45,1 кВт часовой расход Ст при работе 100% РМ составил 16,8 кг/ч, что на 21,4 % больше, чем при работе на ДТ (От= 13,2 кг/ч), а удельный эффективный расход топлива при этом увеличился на 21,5 % (с 255 г/кВтч до 325 г/кВтч).

Вывод. По результатам испытаний можно рекомендовать смесь РМ с ДТ в соотношении 80/20. При этом достигается наиболее высокие технико-экономические показатели работы двигателя. При работе двигателя на ДТ часовой расход топлива равен Gm=13,2 кг/ч, при этом затраты при часе работы дизеля составят 731,5 руб. Часовой расход топлива при работе на смеси в соотношении 80/20 хоть и возрастает до 14,7 кг/ч, но затраты снизятся до 443,9 руб. за счет более низкой цены РМ. Экономия в денежном выражении составляет почти 40%.

Список литературы:

Баширов, Р.М. Диагностирование технического состояния тракторных дизелей: рекомендации [Текст] / Р.М. Баширов, К.В. Костарев, А.В. Неговора, С.З. Инсафуддинов, Э.М. Гайсин, Ф.Р. Сафин, Д.Д. Харисов, Р.Ж. Магафуров, Р.Р. Юльбердин // Уфа: Башкирский ГАУ, 2017.- 27 с. Баширов, Р.М. Анализ систем и оборудования спутникового мониторинга качества работы мобильной сельскохозяйственной техники [Текст] / Р.М. Баширов, Ф.Р. Сафин, Р.Ж. Магафуров, Р.Р. Юльбердин // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2018. - Вып.№1(69). - С. 9799.

Баширов, Р.М. Методика диагностирования и регулирования топливной аппаратуры тракторных дизелей в полевых условиях / Р.М. Баширов, Ф.Р. Сафин, Р.Р. Юльбердин // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2018. - Вып.№4 (48). - С. 118-123.

Баширов, Р.М. Способ диагностирования и регулирования дизельной топливной аппаратуры на двигателе // Р.М. Баширов, Ф.Р. Сафин, Р.Ж. Магафуров, Р.Р. Юльбердин, М.Ф. Туктаров, патент на изобретение №2668589 от 30.01.2018г.

Баширов, Р.М. Определение механического КПД дизеля методом пропуска впрысков топлива // Р.М. Баширов, Ф.Р. Сафин, Р.Р. Юльбердин, И.Д. Ахметьянов, свидетельство о регистрации программы для ЭВМ №2018616015 от 05.04.2018г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.