Научная статья на тему 'Определение направлений финансовой поддержки сельскохозяйственного производства в Иркутской области'

Определение направлений финансовой поддержки сельскохозяйственного производства в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / Government regulation / budgetary financing / investments / Rural economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Оксана Анатольевна

Представлен авторский подход к выявлению приоритетных направлений финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий Иркутской области. Показана необходимость выплаты товаропроизводителям субсидий на производственные условия в целях компенсации им объективно обусловленных повышенных затрат, вызванных специфическими условиями производства, и субсидий, связанных со стоимостью выпускаемой продукции. Уточнена методика распределения субсидий на продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author"s approach how to identify the priority directions of financial support of agricultural enterprises in the Irkutsk region. The author shows the necessity to subsidize commodity producers for working environment in order to compensate them the objectively stipulated increased costs that are caused by specific conditions of production and to pay subsidies on production value. The methods of subsidy distribution on production are defined more accurately.

Текст научной работы на тему «Определение направлений финансовой поддержки сельскохозяйственного производства в Иркутской области»

УДК 631.162:658.168.3(571.53) O.A. ЩЕРБАКОВА

ББК 65.32-93 старший преподаватель

Иркутской государственной сельскохозяйственной академии

e-mail: [email protected]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Представлен авторский подход к выявлению приоритетных направлений финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий Иркутской области. Показана необходимость выплаты товаропроизводителям субсидий на производственные условия в целях компенсации им объективно обусловленных повышенных затрат, вызванных специфическими условиями производства, и субсидий, связанных со стоимостью выпускаемой продукции. Уточнена методика распределения субсидий на продукцию.

Ключевые слова: государственное регулирование, бюджетное финансирование, инвестиции, сельское хозяйство.

O.A. SCHERBAKOVA

Senior Instructor, Irkutsk State Academy of Agriculture

e-mail: [email protected]

CHOOSING SPHERES FOR FINANCIAL SUPPORT OF FARMING INDUSTRY IN IRKUTSK REGION

The article presents the author's approach how to identify the priority directions of financial support of agricultural enterprises in the Irkutsk region. The author shows the necessity to subsidize commodity producers for working environment in order to compensate them the objectively stipulated increased costs that are caused by specific conditions of production and to pay subsidies on production value. The methods of subsidy distribution on production are defined more accurately.

Keywords: government regulation, economy.

Экономическая политика государства в отношении поддержки сельхозтоваропроизводителей носит нестабильный, бессистемный характер. При изучении практики бюджетного субсидирования нами не обнаружено какой-либо логической связи между размером выделяемых средств, последовательностью их выплаты, обеспеченностью и эффективностью использования производственно-ресурсного потенциала и устойчивостью финансового состояния предприятий. Хотелось бы отметить, что в настоящее время на практике преобладает компенсационно-затратный подход к распределению финансовых ресурсов, выделяемых аграрной отрасли, вследствие чего существующая система субсидирования

budgetary financing, investments, rural

не создает стимулов для эффективной деятельности предприятий. Порой хозяйства, менее эффективно использующие ресурсы, но более оперативно предоставляющие документы, необходимые для получения финансирования, получают дотации в больших размерах, и наоборот, что не способствует экономической заинтересованности товаропроизводителей в наращивании объемов производства и снижении затрат.

Механизм распределения средств бюджетной поддержки с целью их эффективного использования, на наш взгляд, должен в первую очередь опираться на планирование производственных возможностей и мощностей на перспективу. Для принятия решения о распределении средств целесообразно

© ОА. Щербакова, 2011

применять статистические зависимости, в том числе метод производственных функций.

Исчисление величины резервов увеличения производственного потенциала в каждом районе в расчете на единицу площади сельскохозяйственных угодий дает возможность построить корреляционно-регрессионную модель развития производства. Эта модель будет точно характеризовать специфику сельского хозяйства области, адекватно отражать тенденции его развития, позволяющие определить главные направления совершенствования аграрного производства в каждом районе области, а также выявить наиболее перспективные пути вложения средств в производственные ресурсы, обеспечивающие наибольший экономический рост.

В качестве результативного показателя у корреляционно-регрессионной модели была принята стоимость валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий, полученной сельскохозяйственными предприятиями районов Иркутской области в 2009 г.

В качестве факторов выступали следующие показатели:

- х1 — энергообеспеченность на 100 га сельскохозяйственных угодий, л.с.;

- х2 — фондообеспеченность на 100 га сельскохозяйственных угодий, р.;

- х3 — среднегодовое количество работников, чел.;

- х4 — средний уровень обеспеченности предприятия механизаторами, %;

- х5 — затраты труда на 100 га сельскохозяйственных угодий, человеко-часов;

- х6 — материальные затраты на 100 га сельскохозяйственных угодий, р.;

- х7 — стоимость удобрений на 100 га сельскохозяйственных угодий, р.;

- х8 — фонд потребления на одного среднегодового работника, р.;

- х9 — затраты на семена и посадочный материал в расчете на 100 га пашни, р.;

- х10 — затраты на запчасти, р.;

- х11 — бонитет почвы, баллов;

- х12 — кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий, р./га;

- х13 — землевооруженность, га;

- х14 — удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий, %.

В ходе определения степени влияния производственных ресурсов на выход валовой продукции в расчете на единицу площади

были подобраны факторы, определяющие изменение результативного показателя. В их перечне оказались основные и оборотные фонды. Наиболее существенное влияние на производство сельскохозяйственными предприятиями валовой продукции оказывают энергетические ресурсы (как в натуральном, так и в стоимостном выражении), затраты труда, материальные затраты в целом, в том числе затраты на семена и посадочный материал, минеральные удобрения. Исходя из полученных данных, можно сказать, что повысить эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий можно за счет соответствующих мер государственной поддержки, направленных на координацию роста выделенных производственных факторов. Для адекватной оценки совокупного влияния факторов на производство валовой продукции была составлена двухфакторная корреляционно-регрессионная модель развития сельскохозяйственного производства в районах Иркутской области с условием возможного исключения мультиколлинеарной связи:

у = -931,22 + 9,73х1 + 16,38х7;

R = 0,896 2; D = 80,31%,

где R — коэффициент корреляции; D — коэффициент детерминации.

Анализ полученной модели показывает, что выбранные факторы-ресурсы на 80% определяют тенденции изменения производства валовой продукции, и это говорит о существенности определенной зависимости.

Наиболее высокую степень влияния на результаты производства имеет концентрация энергетических ресурсов на единицу сельскохозяйственных угодий, что подтверждает расчет бета-коэффициента, значение которого при соответствующем факторе составляет 0,868 9. Из-за разного количества и качества энергоресурсов и различной интенсивности использования отдельными предприятиями производственных возможностей различаются их результативные показатели. Сумма прогнозируемого увеличения производства валовой продукции при среднем уровне интенсивности использования предприятиями каждого района производственных ресурсов составит 8 057 тыс. р.

Распределение бюджетного финансирования требует разделения всех видов субсидий, используемых в сельском хозяйстве, на

те, которые связаны со стоимостью выпускаемой продукции (субсидии на продукцию), и на те, которые непосредственно не связаны со стоимостью продукции и выплачиваются в целях компенсации товаропроизводителям объективно обусловленных повышенных затрат, вызванных специфическими условиями производства (субсидии на производственные условия).

С позиции государственных интересов рациональнее большую часть бюджетных средств направлять на выплаты, которые должны стимулировать достижение конечных результатов и эффективное ведение сельскими товаропроизводителями хозяйственной деятельности. Средства образуемых фондов субсидирования будут направляться на реали-

зацию конкретных мер экономической поддержки. Так, к направлениям госпрограммы, обеспечивающим поддержание эффективного уровня производства продукции отраслей сельского хозяйства, можно отнести выплату субсидий на поддержку элитного семеноводства, выпуск продукции растениеводства без переработки, компенсацию части затрат по страхованию урожая, содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, племенных быков-произ-водителей, приобретение семени племенных быков-производителей, которые улучшают качество потомства, приобретение племенного молодняка, племенных животных, комбикорма, других субсидий на поддержку растениеводства и животноводства.

Методика распределения субсидий на продукцию в сельском хозяйстве по интегральному коэффициенту

Район Интегральный показатель товарности продукции Коэф- фициент распре- деления выручки Коэф- фициент окупа- емости затрат Интег- ральный коэффи- циент Коэф- фициент распре- деления субсидий Субсидии на поддержку выпуска продукции растениеводства и животноводства, тыс. р. Субсидии на поддержку выпуска продукции растениеводства и животноводства по предлагаемой методике, тыс. р.

Ольхонский 0,93 0,000 1,243 0,000 10 0,00 78 44,8

Баяндаевский 0,71 0,005 0,999 0,003 84 0,01 17 1 796,5

Усть-Кутский 0,24 0,000 0,357 0,000 00 0,00 749 0,2

Куйтунский 0,43 0,071 1,001 0,030 43 0,06 8 044 14 243,1

Киренский 0,24 0,002 1,012 0,000 39 0,00 132 180,6

Нижнеудинский 0,39 0,044 1,001 0,016 87 0,04 2 899 7 896,4

Жигаловский 0,43 0,002 1,001 0,000 91 0,00 137 425,6

Эхирит-Булагатский 0,46 0,045 0,998 0,020 61 0,04 3 400 9 649,0

Чунский 0,09 0,005 1,002 0,000 41 0,00 822 193,6

Усть-Удинский 1,10 0,003 1,001 0,003 73 0,01 2 153 1 744,2

Боханский 0,52 0,043 1,000 0,022 19 0,05 2 728 10 386,2

Аларский 0,56 0,116 1,000 0,065 47 0,14 7 363 30 644,3

Осинский 0,32 0,028 0,998 0,008 84 0,02 2 170 4 138,4

Балаганский 1,31 0,016 0,995 0,021 32 0,04 1 260 9 980,0

Качугский 0,24 0,014 1,011 0,003 45 0,01 1 707 1 615,2

Заларинский 0,47 0,035 0,999 0,016 60 0,03 4 991 7 771,0

Шелеховский 0,23 0,000 1,015 0,000 10 0,00 107 46,5

Нукутский 0,74 0,162 1,000 0,120 38 0,25 1 425 56 348,8

Черемховский 0,55 0,029 0,999 0,015 66 0,03 5 750 7 332,4

Тулунский 0,44 0,048 1,000 0,021 03 0,04 9 800 9 842,9

Нижнеилимский 0,70 0,002 1,003 0,001 42 0,00 94 662,5

Зиминский 0,11 0,013 1,011 0,001 39 0,00 21 942 651,9

Иркутский 0,40 0,081 0,996 0,032 09 0,07 7 897 15 022,1

Братский 0,29 0,030 1,000 0,008 47 0,02 10 671 3 964,7

Тайшетский 0,48 0,070 1,000 0,033 30 0,07 11 193 15 586,9

Усть-Илимский 0,87 0,013 1,001 0,010 96 0,02 2 227 5 132,4

Усольский 0,11 0,119 1,003 0,013 73 0,03 88 126 6 426,7

Ангарский 0,18 0,004 1,004 0,000 66 0,00 24 155 309,9

Всего по области 0,32 1,000 1,000 0,474 34 1,00 222 037 222 037,0

Перейти от качественно разнородных, преимущественно технологических, непосредственно не связанных со стимулированием эффективности производства подходов к экономической системе распределения дотаций и компенсаций позволяет предлагаемая методика мотивации сельских товаропроизводителей к улучшению результатов производственной деятельности.

Данная методика базируется на использовании модели распределения финансовых средств по интегральному коэффициенту, определяемому на основании совокупности показателей, учитывающих объем, качество, цену, товарность и доходность реализуемой продукции, отражающих влияние на конечный результат сельхозпредприятий одновременно ценовой и затратной сфер их деятельности, ориентирующих на оптимальное распределение бюджетного финансирования в зависимости от производственных условий и возможностей хозяйств (табл.).

На первом этапе распределение субсидий осуществляется с использованием коэффициентов распределения фактической выручки Кв, которые показывают, какова доля каждого хозяйства в общей выручке от реализации продукции. Это базовый критерий распределения субсидий, стимулирующий предпринимательскую деятельность сельских товаропроизводителей с целью увеличения доходности производства. В последующем суммы дотаций изменяются на коэффициент товарности Кт, показывающий, во сколько раз объем реализованной продукции больше объема произведенной. Данный показатель вводится для регулиро-

вания производства и сбыта продукции, организации ритмичности работы предприятий. Он может быть ограничен установленным нормативом в зависимости от рациональных норм оборота продукции и удовлетворения внутрихозяйственных потребностей сельхозтоваропроизводителей. Интегральный коэффициент товарности отражает совокупность реализуемой продукции (производство которой требует поддержки) с учетом доли отдельных ее видов в структуре реализации. Коэффициент окупаемости затрат Ко3 — это комплексный показатель доходности производства, выражаемый отношением цены реализации единицы продукции к полным затратам на ее производство. Применение данного коэффициента способствует рационализации взаимосвязей внутренних и внешних факторов производства с учетом интересов и возможностей экономических субъектов, самостоятельному регулированию предприятиями своего финансового состояния посредством уравновешивания производственной и сбытовой сфер хозяйственной деятельности.

Применение данной методики распределения дотаций и компенсаций позволяет унифицировать ряд выплат за счет их объединения и распределения по единым критериям. Тем самым упрощается схема распределения дотаций и компенсаций, сокращается время на принятие решения о выделении соответствующих средств. Вместе с тем предполагается улучшение экономических показателей сельхозпредприятий и использование конкурентного подхода к распределению бюджетного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.