Научная статья на тему 'Определение наиболее перспективного расположения пунктов общественного питания на основе ГИС-технологий (на примере участка территории города Саратова)'

Определение наиболее перспективного расположения пунктов общественного питания на основе ГИС-технологий (на примере участка территории города Саратова) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
282
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМАРКЕТИНГ / GEOMARKETING / ГИС-ТЕХНОЛОГИИ / GIS-TECHNOLOGIES / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / MARKETING ANALISYS / ОПТИМАЛЬНОЕ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ / OPTIMAL LOCATION / ТОЧКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / FOODSERVICE OUTLET

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бондарь Андрей Владиславович, Хворостухин Дмитрий Павлович

В статье рассматривается методика геомаркетинговго анализа оптимального расположения новой точки общественного питания в пределах центральной части города Саратова. Для анализа используются сведения из открытых источников, анализируется уровень конкуренции, количество целевой аудитории и другие факторы. Приводится авторская балльная оценка перспективности расположения торговой точки, а также формула расчета интегрального показателя перспективности. Дается рекомендация по оптимальному расположению новых точек с выделением конкретных мест. Представлена тематическая карта с результатом проведенного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бондарь Андрей Владиславович, Хворостухин Дмитрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение наиболее перспективного расположения пунктов общественного питания на основе ГИС-технологий (на примере участка территории города Саратова)»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ УЧАСТКА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА САРАТОВА) Бондарь А.В.1, Хворостухин Д.П.2 Email: [email protected]

'Бондарь Андрей Владиславович — магистрант;

2Хворостухин Дмитрий Павлович — старший преподаватель, кафедра геоморфологии и геоэкологии, географический факультет, Саратовский национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского,

г. Саратов

Аннотация: в статье рассматривается методика геомаркетинговго анализа оптимального расположения новой точки общественного питания в пределах центральной части города Саратова. Для анализа используются сведения из открытых источников, анализируется уровень конкуренции, количество целевой аудитории и другие факторы. Приводится авторская балльная оценка перспективности расположения торговой точки, а также формула расчета интегрального показателя перспективности. Дается рекомендация по оптимальному расположению новых точек с выделением конкретных мест. Представлена тематическая карта с результатом проведенного анализа.

Ключевые слова: геомаркетинг, ГИС-технологии, маркетинговый анализ, оптимальное месторасположение, точка общественного питания.

FINDING THE MOST PERSPECTIVE FOODSERVICE OUTLET LOCATION BASED ON GIS-TECHNOLOGIES (WITH PART OF TERRITORY OF SARATOV CITY AS EXAMPLE) Bondar A.V.1, Khvorostukhin D.P.2

'Bondar Andrei Vladislavovich - Undergraduate;

2Khvorostukhin Dmitrii Pavlovich - Senior Lecturer, GEOMORFOLOGY AND GEOECOLOGYDEPARTMENT, GEOGRAPHICAL FACULTY, SARATOV STATE UNIVERSITY, SARATOV

Abstract: in this article methodics of most perspective foodservice outlet location geomarketing analisys within the core Saratov city are considered. Open source data are used for analisys, level of competition, number of target audience and other factors are analised. Authors point rating system of foodservice outlet location perspectiveness and formula of integral perspectiveness index calculating are presented. Recommendation for new foodservice outlet optimal location are given. The thematic map with analysis results are present.

Keywords: geomarketing, GIS-technologies, marketing analisys, optimal location, foodservice outlet.

УДК [004.9:339.138]:642.59

В настоящее время ГИС-технологии являются одними из наиболее активно и динамично развивающихся видов информационных технологий. Они проникают практически во все сферы человеческой деятельности: образование, здравоохранение, предпринимательство, транспорт и многие другие [1].

В данной статье рассмотрено применение ГИС-технологий в маркетинговом исследовании. Основным способом применения специальных возможностей геоинформационных систем (ГИС) в маркетинге является такая технология как геомаркетинг.

Термин «геомаркетинг» имеет ряд различных определений. Для упрощения понимания можно сказать, что геомаркетинг - это направление маркетингового анализа, нацеленное на поиск идеального места для открытия торговых объектов [2]. Конечная цель геомаркетинга -наилучшее удовлетворение потребностей и запросов покупателей и клиентов, причем как в настоящем, так и в будущем и, как следствие, процветание фирмы и ее стабильно высокая конкурентоспособность [3].

Геомаркетинговые технологии с помощью ГИС-систем позволяют в автоматизированном режиме обрабатывать большие объемы пространственной информации для анализа существующего положения на рынке. Они позволяют снизить уровень неопределенности в процессе принятия решения об открытии новых торговых точек и развитии существующей сети.

Интересным с точки зрения проведения геомаркетингового анализа является сфера общественного питания. С одной стороны, эта сфера с достаточно большим оборотом и возможностью извлечения существенной прибыли, с другой - важная социально-значимая сфера деятельности. В качестве объекта исследования выступала центральная часть города Саратова. Она уже достаточно насыщенна различного рода столовыми, кафе, ресторанами быстрого питания и т.д., в связи с этим достаточно интересно оценить перспективность той или иной территории для открытия новой точки общественного питания.

Все они делятся на несколько категорий в зависимости от типа учреждения и среднего чека на одного человека. В рамках данного исследования стояла задача по оценки перспективности открытия точки со средним чеком от 200 до 500 рублей, то есть такого учреждения, которое наибольшей популярностью будет пользоваться в обеденное время в будние дни.

Основными критериями привлекательности территории для открытия такой точки общественного питания являются:

- Численность населения;

- Количество работающего населения на данной территории;

- Конкуренция;

- Людские и транспортные потоки;

- Близость к центрам притяжения людей;

- Сдаваемые в аренду помещения и их минимальная стоимость.

Важным этапом любого аналза является сбор достоверных исходных данных. В нашем случае это данные, отражающие выше перечисленные критерии привлекательности.

Целевая аудитория

Проводилась оценка плотности населения по средней этажности жилой застройки в кварталах. Этажность в каждом квартале исследуемой территории определялась с помощью интернет-ресурса 201Б [4]. На основе анализа была составлена оптимальная бальная оценка этажности.

Рабочий контингент выявлялся путем подсчета суммы количества организаций в зданиях, расположенных в кварталах. Информация о количестве организаций была взята из интернет-ресурса 2GIS [4]. На основе собранных данных была определена бальная оценка рабочего контингента, которая в свою очередь зависит от количества организаций на квартал.

Конкуренция и центры притяжения

С помощью интернет-ресурса 2GIS осуществлялся сбор данных о уже существующих объектах общественного питания и среднем чеке в этих заведениях, в пределах рассматриваемого района [4].

За центры притяжения людей были приняты остановки наземного, общественного транспорта. Наиболее эффективное влияние оказывают остановки, через которые проходит большее количество маршрутов общественного транспорта. Расположение остановок и количество маршрутов, проходящих через них, определялось с помощью интернет-ресурса 2GIS [4].

Людские и транспортные потоки

Для анализа активности людских потоков улицы были разбиты на 3 категории, которым были присвоены соответствующие баллы, приведенные ниже в таблице 1. Активность же транспортных потоков определялась с помощью поисково-информационной картографической службы — Яндекс. Карты [5]. Выделение особо активных улиц производилось с использованием функции «прогноз пробок» (для прогноза выбирались временные промежутки, протекающие в час пик). На основании этого прогноза было выделено 4 типа интенсивности потоков.

Помещения

Этап получения информации о подходящих помещениях заключался в сборе данных о продаже и сдаче в аренду помещений на первых этажах, их цене, метраже и местонахождении. Основными источниками информации были интернет-сайты:

- сайта для размещения объявлений о товарах и услугах—Ауйо [6];

- сайт недвижимости в Саратове - Куа<!га164 [7];

- сайт о недвижимости - Ме1;геага1;оуа [8].

Оценка плотности населения Оценка плотности рабочего населения

Этажность Баллы Кол-во организаций на квартал Баллы

1-2 1 0-10 1

2-5 2 10-30 2

5-9 3 30-50 3

9-16 4 50-100 4

16 и более 5 100 и более 5

Оценка пешеходных потоков Оценка транспортных потоков

Интенсивность потоков Баллы Интенсивность потоков Баллы

Слабые 0 Слабые 0

Умеренные 1 Умеренные 1

Интенсивные 2 Интенсивные 2

Наиболее интенсивные 3

Оценка центров притяжения (остановок общественного транспорта)

Количество маршрутов Баллы

1-3 1

3-5 2

5-8 3

8-11 4

11 и более 5

Подсчет перспективности территории производился по следующей формуле (1):

^ ^ 1 ^ (1), ([9] с дополнениями автора), где

А - показатель перспективности территории; Н - бальная оценка плотности населения; Р - бальная оценка работающего населения; ПП - бальная оценка пешеходных потоков; ТП - бальная оценка транспортных потоков; К - коэффициент конкурентного влияния;

О - коэффициент влияния остановок общественного транспорта.

Далее, с помощью специальных возможностей ГИС данные показатели суммировались и для каждого участка территории определялся коэффициент перспективности. Вся территория была разделена на пять категорий в зависимости от итогового значения показателя перспективности:

1. Не перспективные (с итоговой оценкой от 0 до 15 баллов)

2. Слабо перспективные (с итоговой оценкой от 15 до 30 баллов)

3. Средне перспективные (с итоговой оценкой от 30 до 50 баллов)

4. Перспективные (с итоговой оценкой от 50 до 70 баллов)

5. Наиболее перспективные (с итоговой оценкой от 70 и более)

Исходя из этого деления, была построена карта перспективности территорий для организаций общественного питания со средним чеком 200-500 рублей (рисунок 1).

Рис. 1. Карта перспективности для организаций со средним чеком 200-500 рублей

Как видно из карты, наиболее перспективными зонами являются 3 района: 1 - район СХИ; 2 - район Городского парка; 3 - район Политеха.

Результаты данного анализа отражают общую картину перспективных территорий для размещения новых точек общественного питания. Для выявления конкретных точек по размещению пунктов общепита необходимо проводить детальное изучение по каждому из перспективных районов. На этом этапе ключевую роль уже играет оценка стоимости сдаваемой в аренду и продаваемой недвижимости и ее площадь.

В целом можно сказать, что использование геомаркетинговых технологий с использованием функциональных возможностей ГИС-систем позволяет анализировать большие объемы пространственных данных, существенно снижая уровень неопределенности в процессе принятия решения о месте для открытия нового пункта общественного питания.

Список литературы / References

1. Молочко А.В. Географические информационные системы в территориальном планировании и управлении / А.В. Молочко, В.А. Гусев, Д.П. Хворостухин. Саратов: ИЦ «Наука», 2016. 96 с.

2. Методы и модели геомаркетинговых исследований [Электронный ресурс]: SmartLoc. Режим доступа: http://smartloc.ru/list/blog/articles/geomarketin/ (дата обращения 14.04.2018).

3. Цветков В.Я. Геомаркетинг: прикладные задачи и методы / В.Я. Цветков. М.: Издательство «Финансы и статистика», 2002. 240 c.

4. Онлайн-сервис 2ГИС. [Электронный ресурс]: 2GIS. Режим доступа: https://2gis.ru/saratov (дата обращения 14.04.2018).

5. Онлайн-сервис Яндекс.Карты [Электронный ресурс]: Яндекс. Режим доступа: https://yandex.ru/maps/194/saratov/?ncrnd=9929&l=trf%2Ctrfe&ll=46.016635%2C51.550485&z =12 (дата обращения 14.04.2018).

6. Интернет ресурс для размещения объявлений о товарах и услугах — Avito [Электронный ресурс]: Avito. Режим доступа: https://www.avito.ru/saratov/ (дата обращения 13.04.2018).

7. Недвижимость в Саратове — Kvadrat64 [Электронный ресурс]: Kvadrat64. Режим доступа: https://kvadrat64.ru/ (дата обращения 14.04.2018).

8. Портал недвижимости — Metrsaratova [Электронный ресурс]: Metrsaratova. Режим доступа: https://metrsaratova.ru/ (дата обращения 14.04.2018).

9. Хворостухин Д.П. Геоинформационное моделирование в маркетинговых исследованиях (на примере анализа аптечных сетей г. Саратова) / Д.П. Хворостухин // Молодые ученые Саратовской области 2010-2011: Тезисы и статьи научных работ студ. высших учебных заведений Сарат. обл. участников обл. конкурсов «Студенческая наука 2010-2011». Саратов: Изд-во ООО «Макси-принт», 2011. С. 131-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.