Научная статья на тему 'Определение миссии и поиск идеи социально ориентированного предпринимательского проекта'

Определение миссии и поиск идеи социально ориентированного предпринимательского проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
723
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО МИССИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / SOCIAL ENTERPRISE / NONPROFIT ORGANIZATIONS / SOCIAL PARTNERSHIP MISSION / SOCIAL PROJECT / MODEL / INNOVATIVE SOCIAL MODEL / SOCIAL ENTREPRENEUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаева Елена Вячеславовна, Сергеева Надежда Владимировна

В статье показано, что международный и отечественный опыт реализации проектов социального предпринимательства ставит перед бизнес-структурами новые задачи, требующие переоценки проблем и перспектив развития данного явления в условиях современной России. Социальное предпринимательство для современного состояния экономики можно назвать видом деятельности, гармонично совмещающим в себе социальное предназначение, заложенное в самой миссии организации с предпринимательским новаторством, сопровождающимся инновационными социальными технологиями. В статье рассматриваются вопросы разработки миссии социально-предпринимательских проектов. Авторами анализируется процесс поиска новых идей и формулирования миссии социально ориентированного предпринимательского проекта, а также приводятся конкретные примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаева Елена Вячеславовна, Сергеева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSION DEFINITION AND IDEA SEARCH FOR SOCIALLY ORIENTED ENTREPRENEURSHIP PROJECTS

The article argues that international and domestic experience in the implementation of projects of social entrepreneurship poses new challenges for business structures that require a reassessment of the problems and prospects for the development of this phenomenon in the conditions of modern Russia. Social entrepreneurship for the current state of the economy can be called a kind of activity that harmoniously combines the social mission inherent in the mission of the organization with entrepreneurial innovation, accompanied by innovative social technologies. The article deals with the development of the mission of social and entrepreneurial projects. The authors analyze the process of searching for new ideas and formulating the mission of a socially oriented entrepreneurial project, and also give specific examples.

Текст научной работы на тему «Определение миссии и поиск идеи социально ориентированного предпринимательского проекта»

УДК 334.7

DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-104-110

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ И ПОИСК ИДЕИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

В статье показано, что международный и отечественный опыт реализации проектов социального предпринимательства ставит перед бизнес-структурами новые задачи, требующие переоценки проблем и перспектив развития данного явления в условиях современной России. Социальное предпринимательство для современного состояния экономики можно назвать видом деятельности, гармонично совмещающим в себе социальное предназначение, заложенное в самой миссии организации с предпринимательским новаторством, сопровождающимся инновационными социальными технологиями. В статье рассматриваются вопросы разработки миссии социально-предпринимательских проектов. Авторами анализируется процесс поиска новых идей и формулирования миссии социально ориентированного предпринимательского проекта, а также приводятся конкретные примеры.

Ключевые слова: социальное предприятие, некоммерческие организации, социальное партнерство миссия, социальный проект, модель, инновационная социальная модель, социальный предприниматель.

Сущность любой деятельности раскрывается прежде всего через понимание ее содержания и особенностей, которые, по мере развития каждого вида деятельности, впоследствии закрепляются в понятийной сфере, прочно входя в нашу жизнь. Поскольку социальное предпринимательство уже достаточно известно как особый вид интегративной деятельности (т.н. «предпринимательство гибридного вида» с тенденцией преображения в сектор экономики), в настоящий момент уже существует несколько вариантов определений, фиксирующих попытки эту деятельность описать.

Сам термин «социально ориентированное предпринимательство» является сложным, поскольку состоит из сочетания двух понятий: «социальное» и «предпринимательство». По мнению некоторых исследователей, понятие «социальное» в этой формулировке «просто определяет вид предпринимательства. Если у слова «предпринимательство» не будет четко определенного значения, то определение его при помощи слова «социальное» не будет иметь большого смысла» [1].

В России наиболее приемлемым вариантом понятия социального предпринимательства является формулировка, предложенная экспертами Фонда «Наше Будущее»: Социальное предпринимательство - это «предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками:

- предпринимательский подход - способность предпринимателей производить новые виды товаров, расширять сферы рынка, разрабатывать эффективные механизмы ценообразования, предвидеть перспективы развития, находить возможности избегать и снижать риски, аккумулировать капитал и ресурсы, способствующие экономическому росту и повышению рентабельности деятельности [1].

- социальное воздействие, должно пониматься как целевая направленность на решение сложных социальных проблем, создание позитивных количественных результатов, повышение жизни населения;

- рост масштабов производства это цель увеличения социального воздействия за счет расширения тиражирования новых машин, оборудования и механизмов, создания новых видов национальных товаров, увеличения;

Сергеева

Надежда

Владимировна

Минаева Елена

Вячеславовна

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Российский государственный университет правосудия (117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69). E-mail: 5880972@mail.ru

аспирант, старший преподаватель кафедры экономики, Российский государственный университет правосудия (117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69). E-mail: 5880972@mail.ru

Аннотация

- инновации оказывают социальное воздействие на создание применения новых способов и механизмов, позволяющих увеличивать масштаб производства, парк новых машин, оборудования, информационных технологий, робототехников, высокопроизводительных систем, снижающих долю ручного и тяжелого труда, осуществлять рост объемов производства при активном социальном участии всех членов общества.

- финансовая устойчивость - означает способность предприятия решать социально-экономические проблемы за счет наращивания капитала, финансовых потоков, получаемых от собственной деятельности и путем участия в других организациях по решению социальных проблем.

Российским законодательством утверждено, что субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица и юридические лица. Статус социального предпринимателя закреплен пока только в официальных документах Минэкономразвития РФ, в которых к субъектам социально-предпринимательской деятельности относятся те, которые по роду своей деятельности соответствуют требованиям, заложенным в Приказе министерства, определяющим условия конкурсного отбора субъектов МСП на получение субсидий. В частности, пунктом 7.4.1. Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 167, устанавливается, что субсидии федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации для последующего предоставления субъектам социального предпринимательства при выполнении следующих условий [2]:

«субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов, гражданам пожилого возраста и других аналогичных при условии, что среднесписочная их численность составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов всех работников;

социальные предприниматели осуществляют исключительно деятельность по выполнению работ в следующих сферах деятельности: оказание помощи в профессиональном трудоустройстве, содействие занятости лиц социально незащищенных групп населения; обслуживание лиц социально незащищенных групп населения, в том числе семей с детьми, занятых в сфере физической культуры, здравоохранения, организация занятий в детских и молодежных секциях, студиях, кружках; помощь в проведении социального туризма, организация экскурсионно-познавательных туров для населения, относящегося к незащищенным группам граждан; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомото-транспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские); предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан; содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом» [2].

Учитывая, что социальное предпринимательство стало играть важную роль в решении социальных проблем, изменилось и законодательство, регулирующее сферу социальных услуг. В частности, с 2015 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 28.12.2013 ^ 442-ФЗ) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который косвенно направлен и на развитие социального предпринимательства. Данный Федеральный закон регулирует не только права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг, но и включает предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание населения в качестве поставщиков социальных услуг юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы [2].

Современная система социального обслуживания населения значительно отличается от некоторых более ранних ее положений, так как может включать помимо государственных организаций и учреждений, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, негосударственных организации социального обслуживания,

в том числе некоммерческих, предоставляющих социальные услуги. Таким образом, к субъектам социального предпринимательства можно отнести все вышеперечисленные категории субъектов МСП, СО НКО и ИП, которые оказывают определенный перечень услуг.

В основе социально ориентированного предпринимательства лежит функционирование так называемых социальных предприятий, которые создаются с целью решения определенной социальной проблемы, внося коррективы в изменение базовой стратегии организации.

Выбор базовой стратегии - это искусство управления, результат зависит от полноты и достоверности собранной информации и компетентности руководства, то есть способности проанализировать данную информацию и на её основе принять оптимальное решение [8].

В развитых странах, как правило, понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» рассматриваются как равновесные, где социальное предпринимательство означает процесс, определенную деятельность, а социальное предприятие - его объект. При этом организационная структура, в масштабах которой воспроизводится соответствующая деятельность, достигает социального и экономического результата [7].

Социальные предприятия вправе участвовать в предоставлении государственных услуг, решении социальных, культурных, экологических и иных задач в соответствии с перечнем видов деятельности, указанных в учредительных документах организации. Однако не любая социально-ориентированная деятельность может быть отнесена к социально-предпринимательской. Например, предприятие, занимающееся предоставлением социальных услуг инвалидам или пожилым, можно только в том случае отнести к социальному предпринимательству, если деятельность организации осуществляется на коммерческой основе, направлена на достижение социально значимых целей и, что важно, если при этом вокруг образуется сообщество выгодоприобретателей, а также, что такая модель будет масштабироваться и распространяться и на другие регионы.

Таким образом, сущность социального предпринимательства наилучшим образом раскрывается через описание его особенностей и понимание его роли в процессах социально-экономического развития как нового эффективного инструмента социальной модернизации, формирующего условия для решения социальных проблем, успешных социальных преобразований и развития конкурентного рынка социальных услуг [3].

Как правило, организации, занимающиеся социальным предпринимательством, работают в так называемых небольших «конкурентных нишах», с невысоким уровнем доходности. Чаще всего они занимаются тем, что крупному бизнесу не интересно, используя при этом крайне дешевые или вовсе даровые, а также не вовлеченные в экономический оборот ресурсы, создавая общественные блага способами, которые пренебрегли другие. Отметим тот факт, что в настоящее время активно идет процесс кластеризации социального предпринимательства [13].

Анализ деятельности социальных предприятий указывает на то, что основными особенностями производства продукции и услуг социального предпринимательства во всем мире и в России является, во-первых, их сфокусированность на определенной целевой аудитории, к которым можно отнести: разнообразные социально уязвимые слои населения, и во-вторых, ориентация предпринимателя на ценности потребителя при продвижении товаров или услуг на рынке. В этом и проявляются конкурентные преимущества социальных предпринимателей.

По мнению многих классиков экономических наук миссия, - это первый шаг в снижении неопределенности представлений об организации, как с одной стороны у сотрудников данной организации, так, с другой и у всех тех, кто будет пользоваться ее товарами или услугами. Поэтому миссию можно назвать одним из важнейших инструментов стратегического управления так как она является идеологическим и нравственным ориентиром для принятия бизнес-решений и долгосрочного планирования. Одновременно она служит отличным способом выделить свою фирму среди конкурентов.

Анализ миссий различных организации показал, что миссия чаще всего формулируется в двух вариантах: короткий, и развернутый подробный, предназначенный для подробного полного раскрытия всех значимых направлений деятельности компании, ее политики. Развернутая формулировка обычно отражает: цель функционирования компании; область деятельности компании; философию компании; методы достижения поставленных целей; социальную политику организации.

Известно, что различные организации по-разному выражают свою миссию, а её формулировка варьируется от одной короткой емкой фразы, выражающей девиз, до целой страницы текста, где подробно описываются предлагаемые продукты и услуги. В любом случае, по мнению исследователей, формулировка миссии организации должна включать, по крайней мере, три раздела: цель организации; система ценностей и принципы работы; то, чем данная организация стремится быть [12].

В целом, сформулированная социальная миссия служит важным свидетельством ответственности организации перед широкими слоями населения, так как она закреплена в ряде официальных документов. Таким способом организация заявляет общественности: «Вот то, что мы обещаем сделать для вас и за что мы ответственно отвечаем перед вами за свои действия».

В бизнес-структурах формулировка социальной миссии описывает причину создания организации, раскрывает предназначение и смысл существования компании, где отправной точкой может быть служить предоставление каких-либо услуг, создание социально значимых объектов, борьба с заболеваниями, решение природоохранных задач, осуществление социальной программы.

Для эффективной реализации социально ориентированного предпринимательства, прежде всего, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство. В частности, необходимо внесение изменений в закон о предприятии, предусматривающих обеспечение работников всех видов хозяйствующих субъектов заработной платой, условиями труда, превышающими ежегодные их показатели на 20-25% или соответствующие уровню передовых предприятий данного федерального округа [11]. В данном виде предпринимательства социальная миссия всегда ценностно-ориентирована и отражает наивысший уровень достижений. Следует отметить, что такой вид предпринимательства в целом кардинально отличается получением наибольшего результата, обусловленного главной социальной стратегией, взаимосвязанной с позитивными изменениями [4-5].

Комплекс механизмов взаимодействия социального предпринимательства основан на совокупности общих ценностей, материально-технических благ, потребностей и эффективности всех сегментов рынка и его участников. Социальное предпринимательство является движущей силой развития экономики всех отраслей производства, основой повышения качества жизни малообеспеченных слоев населения, создания инновационных процессов, технологий. Социальный предприниматель априори не ждет и не стремится достигнуть существенной финансовой прибыли для себя или для своих инвесторов. Социальный предприниматель стремится к получению ценностей, которые проявляются в будущем в виде положительных изменений, которые могут распространяться как на все общество, так и определенный его сегмент.

Поэтому поиск идеи для социального предпринимателя является основой будущего успеха реализации социально-предпринимательского проекта (далее - СП-проекта). Анализ разработок СП-проектов убедительно доказывает что, для того чтобы процесс поиска идеи СП-проекта был продуктивным и результативным и найденная, сформулированная идея позволила бы социальному предпринимателю занять в будущем уникальную конкурентную нишу, необходимо применять особые методы и придерживаться определенного алгоритма действий. Среди наиболее распространенных и доказавших на практике свою эффективность используют методы формального и неформального синтеза.

Неформальный синтез - исходный, предпроектный этап исследования объекта, в котором, как правило, содержатся: опрос респондентов - получение полных сведений о состоянии объекта и выявление основной проблемы; интеграция идей, которые взаимодействуют с вариантами будущих решений, систематизация и выбор нескольких вариантов на основе отобранной информации, разработка эффективных их векторов; экспертиза новых идей, соответствующих принятию рациональных решений, выбор нескольких наиболее перспективных вариантов, обоснованных расчетами, наличием капитала и ресурсов; заключительная процедура анализа, систематизации, окончательное оформление для разработки модели проекта известными методами [5].

Формальный синтез - это проектная процедура, целью которой является соединение различных элементов, свойств, сторон и т.п. объекта в единое целое, систему, в результате которого создаются проектные решения, обладающие новым качеством относительно своих элементов [6]. При проведении формального синтеза знания экспертов формализуются в виде концептуальной модели предметной области, затем организовываются в виде баз

знаний древовидной структуры. Катализатором процесса СП-идеи может стать технология генерации идей. Такая технология необходима для обеспечения гарантированного результата процесса выявления идей или идеи, которые будут положены в основу будущей базовой цели СП-проекта. Анализ различных источников показывает, что на сегодняшний день широко используются такие виды технологии генерации идеи как: мозговой штурм; технология АРИЗ, формализация. Технология основывается на применении определенного языка для описания проблемы и автоматическое оперирование описанием для нахождения решений.

Необходимо отметить тот факт, что формализация - это весьма важная часть деятельности, от которой зависит, насколько то, что придумали участники генерации идеи, что собираются реализовывать и чем собираются управлять в будущем, будет понятно не только им, но и другим заинтересованным лицам.

При поиске идеи СП-проекта можно использовать простейший метод формализации, который поможет определить целевую группу, выделить проблему данного контингента и ее отражение для общества и государства, определить насущные потребности клиентов и предлагаемые ценности, и, таким образом, в конечном итоге определить свою уникальную нишу в социальном предпринимательстве и выбрать ту или иную форму для реализации проекта. Заметим, что на практике, как правило, чаще всего используют несколько технологий одновременно. Примеры организации процесса поиска идеи приведены в табл. 1. Необходимо подчеркнуть, что все идеи социального предпринимательства всегда лежат в плоскости социальных инноваций. Все это и позволяет социальным предпринимателям создавать новые ценности, обладающие высокой мотивационной составляющей для населения и социальной значимостью для государства.

Литература

1. Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». URL: http://www.nb-forum.ru/glossary/lead/%D0%A1/page/10/

2. Документы официального сайта Минэкономразвития. Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/201412171

3. Игнатова Т.В., Гончарова, О.Ю., Лозовова Л.А. Публичное управление инновациями в предпринимательстве и образовании // European journal of Social Science. 2014. № 8 (1].

4. Игнатова Т.В., Марадудина В.Ф. Управление трудовым потенциалом проектов государственно-частного партнерства // Науковедение. - 2015. - Том 7. № 2 (март-апрель].

5. Игнатович А.С. Формальный синтез системно-динамических моделей на основе реляционной структуры базы данных корпоративной информационной системы. Электронный архив ЮУрГУ. http://dspace.susu.ac.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/2518/10.pdf?sequence=1

6. Конотопов П.Ю., Куликова Н.В. Информационно-аналитическое и модельное обеспечение процессов управления и принятия решений. М, 2004.

7. Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. Spring, 2007.

8. Минаева Е.В. Современные стратегии управления организацией в соответствии с требованиями рыночной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. Ч. 3. С. 427-430.

9. Морозов В.А. Механизмы взаимодействия в третьем секторе экономики // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 3. С. 313-328.

10. Мухин О.И. Моделирование систем /Неформальный синтез. Курс лекций. [электронный ресурс] URL: http://stratum.ac.ru/education/textbooks/modelir/lection35.html

11. Рябова Т.Ф. Инновационное развитие предприятий на основе использования инвестиций // Вестник университета (Государственный университет управления]. 2013. № 14. С. 217-223.

12. Селин М.А. Социальное предпринимательство: тенденции, проблемы и перспективы распространения в современной России. Материалы V Международной электронной научной конференции 2013 г. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/248/3045

13. Сергеева Н.В. Организационная модель социально-предпринимательского кластера. Сб. статей Международной научно-практической конференции «Экономика и менеджмент: теоретические, практические и поисковые исследования». М., 2017. С 133-136.

14. Социальная миссия и ответственность менеджеров и организаций в современном мире. Статья. Официальный сайт Агентства по инновациям и развитию Воронежской обл. [интернет-ресурс]. Режим доступа: http://www.innoros.ru/innovaciivkadrah/sotsialnaya-missiya-i-otvetstvennost-menedzherov-i-organizatsii-v-sovremennom-mire.

Таблица 1

Пример организации процесса поиска идеи

Целевая Ключевые проблемы Потребности Предлагаемые Виды и формы Идеи СП-проектов

группа Субъекта Государства субъекта ценности услуг

Нарко- Неспособность Возрастание Получение удо- Умение полу- Комплексное меди- Создать:

маны самостоятельно нагрузки на соци- вольствия чать удоволь- ко-психолого- Центр реабилитации

преодолеть тягу альный бюджет Защита от про- ствие от жизни социальное сопро- наркоманов в сочета-

к наркотикам Отсутствие специ- блем Умение защи- вождение процес- нии с арт- и трудотера-

Низкий уровень ализированных Свобода поступков щаться от сов развития и со- пией и социальное

социализации учреждений стрессов циализации лично- партнерство для их

Асоциальное по- Рост преступности Возможность сти: дальнейшей социали-

ведение этой группы риска самореализации Возможность начать новую жизнь без наркотиков В закрытом стационаре В сообществе зации Создать общественное молодежное движение «Жизнь без наркотиков» и регулярно проводить комплекс просветительских и культурно-развивающих мероприятий

Семьи с Нехватка финан- Возрастание Раннее развитие Эффективные Комплексный уход Открыть:

детьми совых средств на нагрузки на соци- ребенка с приме- методы ранне- в дневное время за 1. Частный детский

(от 1года дополнительное альный бюджет нением эффек- го развития ре- детьми от 1 до 3-х сад/ясли

до 3-х) развитие ребен- Отсутствие обра- тивных методов бенка (как на лет с предоставле- 2. Группы раннего раз-

ка зовательных Свободное время дому, так и в нием услуг по ран- вития детей дошколь-

Невозможность учреждений для для творческой и ДОУ) нему развитию ре- ного возраста на дому

устроить ребен- детей до 3-х лет профессиональ- Свободное вре- бенка 3. Группы дневного

ка Снижение трудо- ной самореализа- мя для родите- времяпрепровождения

вой квалификации ции родителей лей Предоставление детей от 1 до 3-х лет

родителей, вы- Гарантии устрой- Место в част- услуг по раннему 4. Школу грамотного

нужденных сидеть ства ребенка в ном ДОУ развитию в форме родительства

с ребенком ДОУ консультаций 5. Консультации для молодых мам и пап

Minaeva Elena Vyacheslavovna, Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418). E-mail: 5880972@mail.ru

Sergeeva Nadezhda Vladimirovna, graduate student, senior lecturer, Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418). E-mail: 5880972@mail.ru

MISSION DEFINITION AND IDEA SEARCH FOR SOCIALLY ORIENTED ENTREPRENEURSHIP PROJECTS

Abstract

The article argues that international and domestic experience in the implementation of projects of social entrepreneurship poses new challenges for business structures that require a reassessment of the problems and prospects for the development of this phenomenon in the conditions of modern Russia. Social entrepreneurship for the current state of the economy can be called a kind of activity that harmoniously combines the social mission inherent in the mission of the organization with entrepreneurial innovation, accompanied by innovative social technologies. The article deals with the development of the mission of social and entrepreneurial projects. The authors analyze the process of searching for new ideas and formulating the mission of a socially oriented entrepreneurial project, and also give specific examples.

Keywords: social enterprise, non-profit organizations, social partnership mission, social project, model, innovative social model, social entrepreneur.

УДК 338.45 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-110-114

ПРИОРИТЕТЫ И МЕТОДЫ ^¡Ш ИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Мнацаканова начальник отдела экономического анализа и прогнозирования,

Эмма Министерство промышленности и энергетики Ростовской области

Робертовна (344050, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112).

E-mail: mer3009@rambler.ru

Аннотация

В статье проведен анализ динамики развития промышленного сектора Ростовской области в последние годы, рассмотрены перспективы формирования кластеров в машиностроительной, легкой, атомной отраслях. Автором определены основные тенденции и формы реализации региональной промышленной политики в Ростовской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: промышленная политика, Ростовская область, кластер, импорто-замещение, индекс промышленного производства.

Новые вызовы функционирования региональных экономик в условиях международных санкций и ответных российских антисанкций 2014-2018 гг. вносят коррективы в динамику и направления разработки программ, концепций и планов реализации промышленной политики в регионах России. Торможение экономического развития приводит как к острым бюджетным проблемам, так и социальному недовольству населения. Нарастание проблем на фоне падения объемов производства обусловило то, что непоследовательность реализации ранее принятых программ в относительно благополучные для экономики периоды отражается в современной потребности органов власти субъектов Федерации в концепциях индустриального развития, учитывающих потенциальные риски и включающих меры по использованию управленческих и организационных инноваций в целях полноценного импортозамещения, эффективной реструктуризации экономики, приданию ее развитию кризисоустойчивого характера.

Одним из регионов Российской Федерации с крупнейшим промышленным потенциалом является Ростовская область. В 2018 г. на территории области продолжена реализация мероприятий по сохранению высоких темпов роста промышленного производства. Индекс промышленного производства Ростовской области в 2017 г. составил 108,3 % к аналогичному периоду предыдущего года. Среднероссийский показатель - 102,0 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.