Энергетические системы и комплексы
Тел.: +7 (3833) 46-15-51. Phone: +7 (3833) 46-15-51.
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Секретарев Юрий Анатольевич
Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).
Карла Маркса пр., д. 20, корпус 2, г. Новосибирск, 630073, Российская Федерация.
Д.т.н., профессор кафедры «Системы электроснабжения предприятий», НГТУ.
Тел.:+7 (3833) 46-15-51.
E-mail: [email protected]
Мошки и Борис Николаевич
Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).
Карла Маркса пр., д. 20, корпус 2, г. Новосибирск, 630073, Российская Федерация.
Кт.н., доцент кафедры «Производственного менеджмента и экономики энергетики»
Тел.:+7 (3833) 46-15-51.
E-mail: [email protected]
Sekretarev Yuri Anatolievich
Novosibirsk State Technical University (NSTU).
20, building 2, Karl Marx av.,Novosibirsk, 630073, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering,associate professor of the department «Power Supply Systems for Enterprises», NSTU.
Phone: +7(3833)46-15-51.
E-mail: [email protected]
Moshkin Boris Nikolaevich
Novosibirsk State Technical University (NSTU).
20, building 2, Karl Marx av., Novosibirsk, 630073, the Russian Federation.
Master of the department «Power Supply Systems for Enterprises», NSTU.
Phone: +7(3833)46-15-51.
E-mail: [email protected]
Донченко Семен Сергеевич
Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).
Карла Маркса пр., д. 20, корпус 2, г. Новосибирск, 630073, Российская Федерация.
Бакалавр кафедры «Системы электроснабжения предприятий», НГТУ.
Тел.:+7 (3833) 46-15-51.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Donchenko Semen Sergeevich
Novosibirsk State Technical University (NSTU).
20, building 2, Karl Marx av., Novosibirsk, 630073, the Russian Federation.
Bachelor of the department «Power Supply Systems for Enterprises», NSTU.
Phone: +7(3833)46-15-51. E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Синергетическая модель учета экологического ущерба при оптимизации режимов работы гидроэлектростанций в составе водохозяйственного комплекса на основе критерия максимизации прибыли / Т. В. Мятеж, Ю. А. Секретарев, Б. Н. Мошкин, С. С. Донченко. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2024. -№2(58).-С. 119-136.
УДК 621.331: 621.311
Myatezh T.V., Sekretarev Yu.A., Moshkin B.N., Donchenko S. S. A synergetic model for accounting for environmental damage in optimizing the operating modes of hydroelectric power plants as part of a water management complex based on the profit maximization criterion. Journal of Transsib Railway Studies, 2024, no. 2 (58), pp. 119-136 (In Russian).
А. В. Есаулов, С. Г. Тигунцев, Е. О. Анненков
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ), г. Иркутск, Российская Федерация
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ В ТЯГОВОЙ СЕТИ СИСТЕМЫ 2x25 кВ ПРИ НЕСИНХРОНИЗИРОВАННЫХ ЗАМЕРАХ ПО КОНЦАМ ПЕРЕГОНА
Аннотация Статья посвящена исследованию возможности применения методики численного интегрирования телеграфных уравнений для определения места повреждения (короткого замыкания на землю иш на рельс) в контактной сети 2* 25 кБ двухпутной железной дороги при несинхронизированных во времени замерах векторов токов и напряжений т концам перегона В работе применены ключевые требования по формы-
рованию схем замещения и математических моделей электрических сетей. Сформированы е фазных координатах схема замещения и математическая модель контактной сети 2x25 кВ между двумя тяговыми подстанциями для моделирования режима короткого замыкания. В схеме замещения учтены собственные сопротивления проводов, сопротивления взаимоиндукции и емкостные сопротивления каждого провода с каждым проводом, емкостные сопротивления между проводами и землей, тяговые трансформаторы, автотрансформаторные пункты, а также электроподвижной состав. Расчет режима короткого замыкания выполняется в программе расчета е фазных координатах, разработанной на кафедре Электрических станций, сетей и систем ИРНИТУ. Поскольку полученные результаты являются синхронизированными во времени, то для имитации не синхронизированного замера системы векторов напряжений и токов, полученных по концам перегона, были развернуты таким образом, чтобы собственные и взаимные углы опорных векторов (векторов напряжений в контактном проводе первого пути) были равны 0 Определение места короткого замыкания выполняется по вычислительной программе, разработанной на кафедре Электрических станций сетей и систем ИРНИТУ, реализующей метод численного интегрирования телеграфных уравнений, описываюгцш режим контактной сети. Исходными даннььш для формирования графиков изменения напряжений и углов напряжений являются параметры схемы замегцения и векторные величины токов и напряжений по концам контактной сети в момент короткого замыкания Результаты исследования показали, что методика численного интегрирования телеграфных уравнений для определения места повреждения в контактной сети 2x25 кВ может применяться и без синхронизации замеров по концам перегона. Выводы: разработанная методика определения места повреждения в контактной сети 2x25 кВ железной дороги не требует обязательной синхронизации замеров по концам перегона с помощью систем точного времени, отсутствие синхронизации не сказывается на точности определения места повреждения, также данная методика позволяет провести расчетную синхронизацию измерений.
Ключевые слова: систематягового электроснабжения, несинхронизированные замеры, определение места повреждения, телеграфные уравнения
Aleksei V. Esaulov, Stepan G. Tiguntsev, Evgeniy O. Annenkov
Irkutsk National Research Technical University (INRTU), Irkutsk, the Russian Federation
DETERMINATION OF THE FAULT LOCATION IN 2x25 kV RAILWAY POWER SUPPLY SYSTEM WITH UNS YNСIIRONIZED MEASUREMENTS AT THE ENDS OF A RAILWAY TRACK SECTION
Abstract The article is devoted to the study of the possibility of using the technique of numerical integration of telegraphic equations to determine the location of damage (short circuit to earth or to a rail) in a 2x25 kV contact network of a double-track railway with time-unsynchronized measurements of current, and voltage vectors at the ends of a railway track section. The paper qppli.es the key requirements for the formation of substitution schemes and mathematical models of electrical networks. A replacement, circuit and a mathematical model of a 2x25 kV contact network between two traction substations have been formed in phase coordinates to simulate a short circuit mode. The replacement, circuit takes into account the intrinsic resistances of the wires, the mutual induction resistances and the capacittve resistances of each wire with each wire, the capacitive resistances between the wires and the ground. The calculation of the short circuit mode is performed in the calculation program in phase coordinates, developed at the Department of Electric Power Plants, Networks and Systems of INRTU. Since the results obtained are synchronized in time, in order to simulate an unsynchronized measurement of the .system of voltage and current vectors obtained at the ends of the stage, they were deployed in such a way that the proper and mutual angles of the reference vectors (voltage vectors in the contact wire of the first path) were equal to 0°. The determination of the short circuit location is performed using a computational program developed on the Department of Electrical Stations, Networks and Systems of INRTU, which implements the method of numerical integration of telegraphic equations describing the mode of the contact network The initial data for the formation of graphs of voltage changes and voltage angles are the parameters of the substitution circuit and the vector values of currents and voltages at the ends of the contact network at the time of a.short circuit The results of the study showed that the technique of numerical integration of telegraphic equations to determine the location of damage in a 2x25 kV contact network can be used without .synchronizing measurements at the ends of a railway track section. Conclusions: the developed method for determining the location of damage in the 2 x25kV contact network ofthe railway does not require mandatory .synchronization of measurements at the ends of a railway track section using accurate time .systems, the lack of .synchronization does not affect the accuracy of determining the location of damage, and this technique also allows for calculated .synchronization of measurements.
Keywords: traction power supply .system, unsynchronized measurements, fault location determination, telegraph equations.
Ранее авторами данной статьи был представлен метод численного интегрирования телеграфных уравнений [1] и проверена его применимость для определения места повреждения (ОМП) в тяговой сети системы 2x25 кВ [2]. Особенностью данного метода является то, что для ОМП с его помощью достаточно фазных величин токов и напряжений в аварийном режиме по обоим концам перегона, зафиксированных, например, цифровым регистратором аварийных процессов (ДРАПом) [3]. Данный метод ОМП показал высокую точность, погрешность во всех расчетных экспериментах составила 0 % на 40 км пути.
Однако следует отметить, что все расчетные эксперименты проводились с учетом того, что векторы токов и напряжений по обоим концам перегона синхронизированы между собой по времени. На практике синхронизация по времени замеров векторов токов и напряжений производится с помошью систем точного времени, реализуемых на основе глобальных систем навигации и позиционирования (ГЛОНАСС, GPS) (рисунок 1).
ГЛОНАСС
ПСА
ПС Б
ЦРАП
Канал передачи данных
Ч
ЦРАП
Рисунок 1 - Схема синхронизации по времени замеров векторов токов и напряжений по концам линии
Синхронизация векторов токов и напряжений для ОМП хоть и обеспечивает высокую точность, однако влечет за собой дополнительные затраты на техническую реализацию, что в конечном итоге приведет к увеличению стоимости модернизации тяговых подстанций.
В данной статье будет проверена возможность ОМП в тяговой сети переменного тока системы 2x25 кВ методом численного интегрирования телеграфных уравнений при несинхронизированных во времени замерах векторов токов и напряжений по концам перегона.
Аварийный режим короткого замыкания в контактной сети формировался на математической модели контактной сети системы 2x25 кВ с помощью программно-вычислительного комплекса «Расчет в фазных координатах». Подробный алгоритм формирования моделей тяговых сетей 1x25 кВ и 2x25 кВ в данном программно-вычислительном комплексе (ПВК) приведен в статьях [2 и 4]. Схема замещения контактной сети 2x25 кВ (рисунок 2) сформирована на основе параметров реального оборудования, а она учитывает сопротивления взаимоиндукции и емкостные сопротивления всех элементов тяговой сети. Нагрузка, моделирующая мощность элекгроподвижного состава (ЭПС) имеет активно-индуктивных характер. Совокупность данных факторов позволяет с большой точностью моделировать режимы, происходящие в реальной тяговой сети. Математическая модель необходима для того, чтобы в расчетном эксперименте получить параметры аварийного режима (ПАР), которые в свою очередь являются исходными данными для ОМП методом численного интегрирования телеграфных уравнений.
ПСА
111 ш ПО L^JTaaaJ
120
113
115
114
123
ПС Б 122 -r-Y-гцтгт
125
121
.1000
га
Вапсьсы 1 пупс
. 1005
1010
1015
1025
,1030
1035 1040
(Земля)
.1200
К1
.1800
5
1410 Г
эпс
1205
ATL1
14201 АШ
11210
т.1
1215
I
14301
ЭПС
1225
АПЗ
[1230
.1235 1240_
,1805
.1810
.1815
.1820
.1825
ДПР1
.1830
.1835 1840_
Путь 2
.1100
m
Рельсы 2лухн
.1105
.1110
.1115
.1120
1125
.1130 .1135 1140.
1610 Г
(Земля)
.1300
АТ21
1620Г
К2
.1900
. 1305
11310
I ЭПС
11315
АТ22
11320
.1325
_1630Г ^АТСЗ Jl330 Jl
ЭПС
1335 1340.
.1905
.1910
.1915
.1920
.1925
ДПР2
.1930
.1935 1940.
124
I
4"
5 км 5км 5км 5км 5км 5км 5км 5 км
Рисунок 2 - Схема замещения двухпутного перегона контактной сети системы 2x25 кВ
Короткое замыкание контактного провода К1 первого пути на землю задано в программе расчета как нулевое сопротивление между точками 1215 и 1415. Сопротивление дуги может бв1тв учтено ненулевым сопротивлением. Точка короткого замыкания (т. 1) находится на расстоянии 15 км от подстанции (ПС) «А».
При коротком замыкании были зафиксированы комплексные значения токов и напряжений по концам перегона (таблицы 1 и 2).
Таблица 1 - Результаты синхронизированного замера в тяговой сети системы 2x25 кВ в начале перегона при коротком замыкан™ в т. 1 (1215)
Номер узла/элемент сети и, в <Ри,° I, А
1200 (К1) 265 74,17 354,02 1140,94 340,31
1000 (П1) 28677,03 185,55 774,57 170,97
1800 (ДПР 1) 26584,72 354,015 152,92 49,02
1300 (К2) 26573,82 354,02 107,24 65,18
1100 (П2) 28671,45 185,55 558,14 186,75
1900 (ДПР2) 26584,72 354,01 152,84 49,05
Таблица 2 - Результаты синхронизированного замера в тяговой сети системы 2x25 кВ в конце перегона при коротком замыкании в т. 1 (1215)
Номер узла/элемент сети и, В <ри,° I, А
1240(К1) 27103,58 347,91 371,18 135,20
1040 (П1) 27932,26 172,04 328.33 271,45
1840 (ДПР1) 27106,1 347,91 150,60 48,43
1340 (К2) 27105,67 347,92 219,53 5,87
1140 (П2) 27933,63 172,05 243,70 227.96
1940 (ДПР2) 27106,84 347,92 150.52 48,46
ГЗВЕСТИЯ Транссиба 139
В результатах, полученных в расчетном эксперименте, все комплексные значения напряжений и токов по концам перегона синхронизированы между собой. Графически на примере векторов напряжений в контактном проводе первого пути (К1) это имеет вид, представленный на рисунке 3.
•29272 •22767 -16161- -9757 -525]
•251 5757 М362 22767 79272
«М 1ТЙ1Й 70)19
Рисунок 3 - Угол сдвига между векторами напряжений по концам перегона в контактном проводе первого пути при синхронизированных замерах
В реальном аварийном режиме без синхронизации измерений между подстанциями при измерении ПАР ЦРАПами подстанций угол между опорными напряжениями на ПС «А» и ПС «Б» будет равен нулю. Для того чтобы смоделировать результат не синхронизированных по времени замеров напряжений и токов, необходимо в результатах расчетного эксперимента для каждого конца перегона выделить опорный вектор, который будет служить началом отсчета всей системы векторов подстанции, и принять его угол за 0 В данном исследовании опорными векторами были приняты векторы напряжений по концам перегона в контактном проводе первого пути (рисунок 4).
■268» -2916« .1744« -6720
и®)
Ц(А)
734«___19989 16899 и» зио
6729 17440 29169 ¡6899
Рисунок 4 - Угол сдвига между векторами напряжений по концам перегона в контактном проводе первого пути при несинхронизированных замерах
Соответственно при несинхронизированных замерах как собственные углы векторов напряжений в контактном проводе К1, так и угол между этими векторами равны 0 Для системы векторов токов и напряжений, замеренных в начале перегона, угол опорного вектора составляет 354,02 ° (см. таблицу 1), соответственно для имитации несинхронизированного замера всю систему векторов необходимо развернуть на 5,98 Полученная информация о комплексных величинах фазных токов и напряжений на подстанциях в начале и конце перегона (таблицы 3 и 4) используется в качестве исходных данных для ОМП в ПВК «ОМП» [6].
Таблица 3 - Результаты несинхронизированного замера в тяговой сети системы 2x25 кВ в начале перегона при коротком замыкании (КЗ) в т. 1 (1215)
Номер узла/элемент сети и, в (ри, ° I, А
1200 (К1) 26574,17 0 1140,94 346,29
1000 (П1) 28677,03 191,53 774.57 176,94
1800 (ДПР 1) 26584,72 359,99 152.92 55,00
1300 (К2) 26573,82 360,00 107.24 71,16
1100 012) 28671,45 191,53 558.14 192,73
1900 (ДНР2) 26584,72 359,99 152.84 55,03
Для системы векторов, замеренных в конце перегона, угол поворота составляет 12,03°.
Таблица 4 - Результаты несинхронизированного замера в тяговой сети системы 2x25 кВ в конце перегона при КЗ в т. 1 (1215)
Номер узла/элемент сети и, В <?и,° I, А <Р1,°
1240 0С1) 27103,58 0 -371,18 147,29
1040 (П1) 27932,26 184,13 -328,33 283,54
1840 (ДПР1) 27106,1 359,99 -150,60 60,52
1340 (К2) 27105,67 360,00 -219,53 17,96
1140(П2) 27933,63 184,13 -243,70 240,04
1940 (ДПР2) 27106,84 360,00 -150,52 60,55
Данный ПВК, разработанный на кафедре Электрических станций, сетей и систем ИРНИТУ, позволяет реализовать метод численного интегрирования телеграфных уравнений на практике. Подробная информация о принципах работы в ПВК «ОМП» представлена в статьях [2 и 4]. Вкратце отметим, что метод ОМП с помощью численного интегрирования заключается в построении графиков пошагового вычисления модулей и углов напряжений с одного конца перегона до другого. Поиск места повреждения осуществляется по двум критериям. Первый критерий - это точка пересечения графиков модулей напряжений от каждого из концов рассматриваемого перегона. Если точек пересечения несколько, то для определения места повреждения необходимо руководствоваться вторым критерием. Второй критерий - это точка пересечения графиков углов напряжений от каждого из концов перегона. В точке КЗ должны совпадать модуль и угол напряжения, т. е. точки пересечения графиков должны соответствовать одинаковым значениям по оси абсцисс (расстояние от ПС до места повреждения).
В результате расчета ОМП после внесения исходных данных о ПАР были получены результаты, представляющие графики пошагового изменения модулей и углов напряжений в зависимости от расстояния от тяговых подстанций (рисунки 5 и 6).
График № 1 на рисунках 5 и 6 соответствует пошаговому изменению модулей (см. рисунок 5) и углов (см. рисунок 6) напряжений от ПС «А» до ПС «Б» с шагом в 1 км. График № 2 соответственно отображает пошаговое изменение модулей и углов напряжений от ПС «Б» до ПС «А».
Анализируя полученные точки пересечения графиков модулей напряжений на рисунке 5, видим две точки пересечения. Точка пересечения графиков углов напряжений на рисунке 6 по оси абсцисс не совпадает с точками пересечения модулей напряжений на рисунке 5, т. е. не
мм ——щ ЗВЕСТИЯ Транссиба 141
—
выполняются требования второго критерия, следовательно, невозможно установить «истинную» точку КЗ. Рассмотрим, как определить, какая из точек КЗ на графике рисунка 5 соответствует реальному месту повреждения.
во ооо--;---:
55 ООО
50 000 -!•-
95 000
90 000 85 000
75 000 70 000 65 000 60 000
45 000 40 000 35 000 30 000 25 000 20 000
КМ
О 1 2
Рисунок 5 - Графики модулей напряжений в контактном проводе первого пути (К1), полученные в ПВК «ОМП» доя т.1 (1215)
<Р,° о
-10
-20
-30
Г'Н"
M"i" 4'i" "Н"
J.J..
км
■ 1
« -5
I -so
* 7П
о -70
-90 -100 -110 -120
Рисунок 6 - Графики углов напряжений в контактном проводе первого пути (ЕС1), полученные в ПВК «ОМП» для т. 1 (1215)
Из расчетного эксперимента расчета режима сети известно, что т. 1 (1215) соответствует точке КЗ в контактном проводе первого пути на удалении 15 км от ПС «А». На рисунке 5 видно, что одна из точек пересечения графиков изменения модулей напряжения соответствует этому расстоянию (рисунок 7).
Рисунок 7 - Точка пересечения графиков изменения модулей напряжения в контактном проводе К1 при КЗ в т. 1 (1215)
Расхождение между расстояниями от нуля до точек пересечения графиков изменений модулей (см. рисунок 7) и утлов (рисунок 8) напряжения объясняется тем, что исходным данными для ОМП служили несинхронизированные по времени замеры напряжений и токов.
Рисунок 8 - Точка пересечения графиков изменения углов напряжения в контактном проводе К1
при КЗ в т. 1 (1215)
Из таблиц 1, 2 и рисунка 3 видно, что угол вежду векторами напряжений в контактном проводе К1 по концам перегона составляет 6,11 Однако при несинхронизированных по времени замерах данный угол нам неизвестен, и поэтому он принимается равным 0 ° (см. таблицы 3, 4 и рисунок 4). Если на графики пошагового изменения модулей напряжения данное допущение не оказывает никакого влияния, то при анализе графиков изменения углов напряжения следует учитывать, что точка пересечения будет иметь сдвиг по оси абсцисс относительно точки КЗ.
Также примечателен факт того, что в истинной точке КЗ разность между углами по оси ординат составляет 6,11 что соответствует углу между векторами напряжений в исследуемом контактном проводе К1 по концам перегона при синхронизированных во времени замерах. Данная информация позволит провести синхронизацию несинхронизированных замеров векторных напряжений и токов, а следовательно, избежать погрешности ОМП по изменению углов напряжений. Для этого на ПС «А» оставляем измерения, приведенные в таблице 3, а углы напряжений и токов в таблице 4 (ПС «Б») изменяем на 6,11 ° (таблица 5).
Таблица 5 - Результаты синхронизированного с помощью метода численного интегрирования телеграфных уравнений замера в тяговой сети системы 2x25 кВ в конце перегона (ПС «Б») при коротком замыкании в т. 1 (1215)
Номер узла/элемент сети и, В <ри,° 1, А
1240 (К1) 27103,58 353,89 371.18 141,18
1040 (П1) 27932,2б 178,02 328.33 277,43
1840 (ДПР1) 27106,10 353,89 150.60 54,41
1340 (К2) 27105,67 353,89 219.53 11,85
1140 (П2) 27933,63 178,03 243.70 233,94
1940 (ДПР2) 27106,84 353,90 150.52 54,44
В ПВК «ОМП» получены результаты, приведенные на рисунках 9 и 10. Из результатов ОМП, представленных на рисунках 9 и 10, видно, что после синхронизации векторных измерений напряжений и токов по концам перегона точки пересечения графиков изменения модулей и утлов напряжения совпадают и соответствуют заданной точке 1 (1215). Следовательно, место повреждения в контактном проводе определено верно. Погрешность составляет 0 %.
95 ООО 90 000 85 000 80 000 75 000 70 ООО 65 000 60 000
> 55 000 50 ООО 45 ООО 40 ООО 35 ООО 30 ООО 25 000 20 ООО
О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 2« 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 3S 36 37 38 39 40
__Km_
Рисунок 9 - Графики модулей напряжений в контактном проводе первого пути (Kl), полученные в ПВК
«ОМП» для т. 1 (1215) после синхронизации
Рисунок 10 - Графики углов напряжений в контактном проводе первого пути (К1), полученные в ПВК «ОМП»
для т.1 (1215) после синхронизации
При определении места КЗ в реальных электрических сетях рекомендуется провести расчетную синхронизацию измерений по реализованной выше методике. Для этого производится расчет ОМП по изначально измеренным ПАР. Затем на графиках углов напряжений находится разница между графиками 1 и 2 в точке, соответствующей пересечению графиков модулей напряжений (здесь 6,11°). На величину этой разницы изменяются углы напряжений и токов в измерениях ПАР на ПС «Б» и выполняется расчет ОМП.
На основании изложенного можно сделать выводы.
1. Способ определения места повреждения в тяговой сети 2x25 кВ, основанный на методе численного интегрирования телеграфных уравнений, не требует обязательной синхронизации замеров токов и напряжений по концам перегона с помощью систем точного времени.
2. Метод численного интегрирования показывает высокую точность даже при не синхронизированных замерах. Расхождение определенной с помощью данного метода точки КЗ с заранее установленной в расчетном эксперименте точкой КЗ в математической модели составило 0 %, т. е. в реальных условиях погрешность ОМП будет зависеть лишь от погрешностей измерительных трансформаторов токов и напряжений, а также от погрешности в определении параметров схемы замещения перегона.
3. При определении места КЗ в реальных электрических сетях рекомендуется провести расчетную синхронизацию измерений по предложенной методике.
Список литературы
1. Тигунцев, С. Г. Определение мест коротких замыканий на длинных линиях электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения / С. Г. Тигунцев. - Текст : непосредственный // Энергетика России в XXI веке. Инновационное развитие и управление : материалы всерос. конф. / Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева Сибирского отделения Российской академии наук. - Иркутск, 2015. - С. 357-360.
2. Есаулов, В. А. Определение места повреждения в тяговой сети системы 2x25 кВ / А. В. Есаулов, С. Г. Тигунцев, Е. О. Анненков. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2023.-№ 4(56).-С. 101-112.
3. Пуляев, В. И. Цифровые регистраторы аварийных событий энергосистем / В. И. Пуляев, Ю. В. Усачев. - Москва : НТФ «Энергопрогресс», 1999. - 80 с. - Текст : непосредственный.
4. Есаулов, А. В. Определение места повреждения в тяговой сети системы 25 кВ /
A. В. Есаулов, С. Г. Тигунцев. - Текст : непосредственный// Известия Транссиба. - 2023. -№ 2 (54).-С. 120-127.
5. Закарюкин, В. П. Моделирование систем тягового электроснабжения : учебное пособие /
B. П. Закарюкин, А. В. Крюков. - Москва : Директ-Медиа, 2021. - 216 с. - Текст : непосредственный.
6. Анненков Е. О., Тигунцев С. Г. Определение места повреждения на воздушных линиях электропередачи. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, № 2024615358, приоритет 21.02.2024.
References
1. Tiguntsev S.G. [Determination of short-circuit locations on long power transmission lines of high and ultrahigh voltage], Energetika Rossii v XXI veke. Innovatsionnoe razvitie i upravlenie : materialy vserossiiskoi konferentsii [Energy of Russia in the XXI century. Innovative development and Management: materials of the All-Russian Conference], Irkutsk, 2015, pp. 357-360 (In Russian).
2. Esaulov A. V., Tiguntsev S.G., Annenkov E.O. Determination of the fault location in 2x25 kV railway power supply system. Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 4 (56), pp. 101 -112 (In Russian).
3. Pulyaev V.I., Usachev Y.V. Tsifrovye registratory avariinykh sobytii energosistem [Digital recorders of emergency events of power systems], Moscow, Energoprogress Publ., 1999, 80 p. (In Russian).
4. Esaulov A.V., Tiguntsev S.G. Determination of the fault location in 25 kV railway power supply system. Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 2 (54), pp. 120-127 (In Russian).
5. Zakaryukm V.P., Kryukov A.V. Modelirovanie sistem tiagovogo elektrosnabzheniia : uchebnoe posobie [Modeling of traction power supply systems : textbook], Moscow : Direct Media Publ., 2021, 216 p. (In Russian).
6. Annenkov E.O., Tiguntsev S.G. Certificate of state registration of a computer program, no. 2024615358, priority 21.02.2024.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Есаулов Алексей Владимирович
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ).
Лермонтова ул., д. 83, г. Иркутск, 644074, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Электрические станции, сета и системы», ИРНИТУ.
Тел.: +7 (950) 093-36-73.
E-mail: [email protected]
Тигунцев Степан Георгиевич
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ).
Лермонтова ул., д. 83, г. Иркутск, 644074, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические станции, сета и системы», ИРНИТУ.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Esaulov Alexey Vladimirovich
Irkutsk National Research Technical University (INRTU).
83, Lermontov st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Postgraduate student of the department «Electric power stations, networks and systems», INRTU.
Phone: +7 (950) 093-36-73.
E-mail: [email protected]
Tiguntsev Stepan Georgievich
Irkutsk National Research Technical University (INRTU).
83, Lermontov st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Electric power stations, networks and systems», INRTU.
1ВЕСТИЯ Транссиба 145
автоматизация и управление
гехирвтртическими процессами и производствами
Тел.: +7 (914) 927-81-77. Phone: +7 (914) 927-81-77.
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Анненков Евгений Олегович
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ).
Лермонтова ул., д. 83, г. Иркутск, 644074, Российская Федерация.
Учебный мастер-программист кафедры «Электрические, станции сета и системы», ИРНИТУ. Тел.: +7 (914) 887-90-30. E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Annenkov Evgeniy Olegovich Irkutsk National Research Technical University (TNRTU).
83, Lermontov st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Educational master programmer of the department «Electric power stations, networks and systems», INRTU. Phone: +7 (914) 887-90-30. E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Есаулов, А. В. Определение места повреждения в тяговой сета системы 2x25 кВ при несинхрони-зированных замерах по концам перегона / А. В. Есаулов, С. Г. Тигунцев, Е. О. Анненков. -Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2024. - № 2 (58). - С. 136 - 146.
УДК 656.259.41
Esaulov A.V., Tiguntsev S.G., Annenkov E.O. Determination of the fault location in 2x25 kV railway power supply system with unsynchron ¡zed measurements at the ends of a railway track section. Journal of Transsib Railway Studies, 2024, no. 2 (58), pp. 136-146 (In Russian).
А. В. Пультяков, М. Э. Скоробогатов, В. А. Алексеенко, М. В. Кузин
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС), г. Иркутск, Российская Федерация
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ИНТЕРФЕЙСА КЛАССИФИКАТОРА ВЕСА ДЛЯ ГОРОЧНОЙ АВТОМАТИКИ
Аниотахщя. В статье рассматривается задача разработки устройства сопряжения классификатора веса горочного КВГ-15, предназначенного для определения весовой нагрузки от подвижного состава на рельс в тоннах, с блоком ввода информации измерительного участка комплекса горочного микропроцессорного ИУКГМ системы автоматизации технологических процессов расформирования составов на сортировочных горках КГМ-ПК, принимаюгцего информацию в виде шести дискретных сигналов, соответствующих весовым категориям отцепов. Приведено обоснование необходимости данной разработки в связи с модернизацией напольных устройств и установкой весомера типа КВГ-15, показана структурная схема размещения оборудования КВГ-15, в том числе балки с магнитнььч датчиком перемещения, блока передачи данных и постовой аппаратуры, дано описание напольного оборудования и его связи с постовыми устройствами. Для разработки устройства сопряжения был выполнен анализ структуры разрабатываемой системы и разработана функциональная схема информационного канала, являющегося стирающим каналом связи с допустимой трансформацией символов. Представлена принципиальная электрическая схема, блока преобразователя интерфейса на базе микроконтроллера с описанием назначения элементов схемы. Описана логика работы преобразователя интерфейса Для приведения в соответствие логике работы весомера была проведена корректировка исходного текста программы, позволяюгцего защитить передаваемое сообщение от опасного искажения - стирания или трансформации единичного разряда Отмечены изменения программного кода микроконтроллера и показаны исходный и откорректированный выходные сигналы весовой категории. Откорректированный порядок сигналов позволяет не только легче выявлять отсутствие одного или нескольких сигналов, но и обеспечить избыточность сигнала. Разработанный преобразователь интерфейса позволяет увязать существующее напольное оборудование с постовым, используя современные интерфейсы связи
Ключевые слова: сортировочная горка, тормозная позиция, весомер, измерительный участок, преобразователь интерфейса, микроконтроллер.
Andrey V. Pultyakov, Maxim Е. Skorobogatov, Vladimir A. Alekseenko, Maxim V. Kuzin
Irkutsk State Transport University (ISTU), Irkutsk, the Russian Federation
WEIGHT CLASSIFIER INTERFACE CONVERTER FOR HUMP AUTOMATION
Abstract The article discusses the problem ofdeveloping a device for coupling the hump weight classifier KVG-15, designed to determine the weight load of rolling stock on the rail in tons, with the information input unit of the measuring