_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
5. Кабашов, В.Ю. Определение формы и размеров гололедных отложений на проводах воздушных линий электропередачи / В.Ю. Кабашов // Научное обеспечение устойчивого функционирования и развития АПК: материалы всероссийской научно-практической конференции (3-5 марта 2009 г.). Часть 1. - Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2009. - С. 261-262.
6. Кабашов, В.Ю. Применение плавки гололеда на сельских ВЛ 6-10 кВ для борьбы с пляской проводов / В.Ю. Кабашов // Электротехнологии, электропривод и электрооборудование предприятий: сборник научных трудов Всероссийской научно-технической конференции (15-16 ноября 2007 г.): в 2-х томах. Т. 1. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007. - С. 21-28.
© Кабашов В.Ю., 2017
УДК 629.762.2
Коровин В.В.
к.т.н., доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ РАКЕТЫ
Аннотация
В статье рассматривается массовый расчет двухступенчатой ракеты-носителя или баллистической ракеты тандемной схемы. Записаны весовые уравнения. Выполнен анализ зависимости стартовой массы от соотношения стартовых масс ступеней, коэффициента весового качества конструкции, удельного импульса пустотной тяги и характеристической скорости. Приводятся результаты расчетов.
Ключевые слова
Двухступенчатая ракета, определение стартовой массы, рациональное соотношение масс ступеней.
Характеристическая скорость двухступенчатой ракеты определяется формулой Циолковского [1, с.
11]:
К: = -1удП1^пИк1 — 1удП2^п^к2 ; (1)
где /удш - удельный импульс тяги i - ступени; И-м - относительная конечная масса i - ступени.
Введем безразмерные параметры: безразмерную стартовую массу М0 и безразмерную скорость Ух .
- V
м =мо/ = 1/ . Vx =(2)
М° = /Миг = /Ииг ; х Jgп . (2)
Здесь М0, Мпг -стартовая масса и масса полезного груза. Уравнение Циолковского (1) с учетом (2) принимает вид:
Ух = -1п1лк1 - 1п1лк2 . (3)
Для оценки совершенства ракетной конструкции вводится коэффициент весового качества ак [2,
с.27]:
а = Мконстр = МК -мпг = Мк -Мпг . (4)
к м + м м„ - Мпг 1 - ипг
констр Т 0 ПГ г~ПГ
где Мк, Мт, МконсТр - соответственно конечная масса, масса топлива, масса конструкции; = /м - относительная масса полезного груза.
Стартовая и конечная массы ракеты связаны соотношением:
м0 = мк + мт .
Мпг
"10
Рост весового качества конструкции соответствует уменьшению значения ак. Коэффициент ак является универсальной характеристикой, применимой к ракетам на любом виде топлива. Из (4) устанавливается связь между и ак :
Я =ак +Миг (1 ~ак ) (5)
Выражение (5) называется уравнением существования или весовым уравнением одноступенчатой ракеты ([3, с. 175]).
тт *-» *-» 1 ^02 в я
Для двухступенчатой ракеты введем соотношение масс ступеней А = — ; М02 - стартовая масса
Moi
второй ступени, М01 - стартовая масса первой ступени, равная стартовой массе всей ракеты М0 . Аналогом весового уравнения (5) в случае двух ступеней будет система уравнений:
Рк1 = aki + - ак1)
м„
Vк2 = ак2 - ак2) '
(6)
Отметим, что относительная конечная масса первой ступени не зависит от стартовой массы ракеты. М01 входит только в уравнение для .
Из второго уравнения системы (6) выразим стартовую массу ракеты:
Мм =
Мш(1-ак2)
01 Л&к2-Як2] '
Перейдем к безразмерной переменной М0 :
Мп =
1-ак2
10 Я.\Мк2-«к2\ . (7)
Используя формулу Циолковского (3) определим относительную конечную массу второй ступени следующим образом:
рк2 = .
С учетом первого уравнения (6):
= е-[Ух+1п(ак1+Л(1-ак1))] .
Подставляя последний результат в (7), получим окончательную формулу для безразмерной стартовой массы двухступенчатой ракеты:
Мп =
1-ак2
0 x[e-[vx+ln(aki+*-(1-aki))}-ak2]
(8)
Для двухступенчатой ракеты тандемной схемы, имеющей конструктивно подобные ракетные блоки 1-й и 2-й ступеней, на ранних стадиях проектирования принимаем коэффициенты весового качества ступеней и удельные пустотные импульсы тяги одинаковыми: (а^ = ак , ]удп{ = ]удп ; [4, с. 112]). Результаты расчетов с учетом такого допущения представлены на рисунках 1 - 5.
Рисунок 1 - Зависимость Мо от X и ак при Vx = 1
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
На рисунках 1, 2 и 4 приведены результаты расчетов Мо для случаев Vx = 1,2 и 3 при изменении ак в диапазоне 0,05 -0,3 варьировании соотношения масс ступеней А . Важным результатом является характер зависимости Мо(А). При малых значениях Vx и высоком весовом качестве конструкции (малые ак) эта зависимость проявляется слабо. Соотношение масс ступеней может варьироваться в широких пределах. Наоборот, с ростом Vx и ак экстремум (минимум) Мо становится очень острым. Это показано на рисунке 3 для случая Vx = 2 .
Рисунок 2 - Зависимость Мо от X и ак при Vx =2
Рисунок 3 - Диапазон рациональных значений X (Лт(п — Атах) при Vx =2
МО* tixto1
1 ы<?
I*
ло»
— Мо(ак=0.05) •••• Мо(ак=0.1)
— MO(ojc=0.15) -• Мо(ак=0.2)
i^io'
1*
101
>00
01
0J 04
X
0.5
0«
1 1 I 1
1 1 г 1 \
1 ! 1
1 1 1 Ii
1 1
\ 1- 1
1
} \ / —/■ / У
•V
0S о»
Рисунок 4 - Зависимость М0 от Я и ак при V =3
Рисунок 5 - Зависимость оптимального соотношения масс ступеней Аорг от коэффициента совершенства ак и безразмерной скорости V
Опыт выполненных расчетов показывает: для случаев, когда в диапазон рациональных значений А попадают величины А > 0,5 , двухступенчатая ракета является избыточной и можно ограничиться одной ступенью без заметного проигрыша в стартовой массе. Результаты расчетов Аор1- , соответствующие минимальной стартовой массе, представлены на рисунке 5.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
В статье выполнен анализ зависимости стартовой массы двухступенчатой ракеты от соотношения стартовых масс ступеней, коэффициента весового качества конструкции, удельного импульса пустотной тяги и характеристической скорости.
Представленный алгоритм позволяет получить быстрые оценки параметров ракеты на ранних стадиях проектирования при минимуме исходных данных.
В отличие от имеющихся в литературе графоаналитических методов (например: [5, с. 342]), здесь изначально предполагается использование для расчетов систем компьютерных вычислений типа MathCad и подобных. В тоже время, разработанный алгоритм проще специализированных продвинутых подходов, уместных при выполнении детального анализа ([6, с. 26]). Список использованной литературы:
1. Разумеев В.Ф., Ковалев Б.К. Основы проектирования баллистических ракет на твердом топливе. М., Машиностроение, 1976, 356 с.
2. Феодосьев В.И. Основы техники ракетного полета. М.: Наука. 1981. - 496 с.
3. Сердюк В.К. Проектирование средств выведения космических аппаратов: учеб. пособие для вузов / под ред. А.А. Медведева. М: Машиностроение: Полет, 2009 (М.). - 503 с.
4. Проектирование и испытание баллистических ракет / Под ред. В.И. Варфоломеева, М.И. Копытова. - М., Воениздат, 1970. - 391 с.
5. Развитие ракетно-космических систем выведения: учебное пособие / Б.К. Ковалев. - Москва : Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. - 398 с.
6. Проектирование, динамика и устойчивость движения ракет-носителей: Методы, модели, алгоритмы и программы в среде MathCad / А.Н. Кирилин, Р.Н. Ахметов, А.В. Соллогуб. - М.: Машиностроение -Машиностроение-Полет, 2013. - 296 с.
© Коровин В.В., 2017
УДК 629.78
Коровин В.В.
к.т.н., доцент кафедры «Космические аппараты и ракеты-носители» МГТУ им. Н.Э. Баумана Цао Ендун аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана
СТАТИКА ЛУННОГО КОСМИЧЕСКОГО ЛИФТА ПОСТОЯННОГО СЕЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается статика лунного космического лифта постоянного сечения. Показаны формы записи уравнений равновесия, зависящие от выбора инерциальной и подвижной систем координат. Изменение начала подвижной системы отсчета влияет на вид выражения для переносной силы инерции. Приводятся результаты расчетов. Лунный лифт, в отличие от земного, может быть создан из существующих в настоящее время материалов.
Ключевые слова
Лунный космический лифт, уравнения равновесия, разрывная длина.
Космический лифт - протяженная и гибкая космическая конструкция, связанная с одним из естественных космических тел (Землей, Луной и т.д.). В типичном случае предполагается, что лифт связан