Научная статья на тему 'Определение магнитных проводимостей воздушных промежутков ш-образного электромагнита с поперечно движущимся якорем'

Определение магнитных проводимостей воздушных промежутков ш-образного электромагнита с поперечно движущимся якорем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение магнитных проводимостей воздушных промежутков ш-образного электромагнита с поперечно движущимся якорем»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО1

ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА_

Том 139 4 1965

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГНИТНЫХ ПРОВОДИМОСТЕЙ ВОЗДУШНЫХ ПРОМЕЖУТКОВ Ш-ОБРАЗНОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТА С ПОПЕРЕЧНО ДВИЖУЩИМСЯ ЯКОРЕМ

В. Н. ГУРНИЦКИЙ (Представлена научным семинаром электромеханического факультета)

Существующие способы вычисления магнитных проводимостей воздушных промежутков электромагнитов вследствие трехмерности (в общем случае) магнитного поля и громоздкости самих методом расчета не дают полной уверенности в достаточной сходимости полученных, в результате расчета данных с их истинными значениями. Если в случае простых геометрических форм воздушных промежутков расчет их проводимостей относительно несложен [1—4], то при необходимости вычислить проводимости зазора рассеяния и выпучивания для электромагнита такие вычисления часто оказываются практически невыполнимыми. В ряде случаев однако можно воспользоваться некоторыми опытными кривыми магнитных проводимостей воздушных промежутков для расчета магнитной цепи электромагнита.

Рассмотрим здесь случай Ш-образного электромагнита с поперечно движущимся якорем, являющимся элементом 4-обмоточного линейного двигателя [5].

Бегуны двухобмоточных и трехобмоточных линейных двигателей при перегрузках обладают свойством самореверса. Самореверс бегуна значительно устраняется при возрастании числа обмоток статора двигателя, но при этом возрастают также веса активных материалов на единицу мощности двигателя; четырехобмоточная конструкция в этом отношении является оптимальной. Геометрические размеры ярма и якоря электромагнита целесообразно отнести к величине перемещения якоря т из начального положения (рис. 1, а) в конечное (рис. 1, б). Тогда относительная высота пакета железа электромагнита

относительная длина зубца якоря

относительная длина сердечника ярма

относительная величина перемещения якоря

_ х

Хх :== — >

относительная величина воздушного зазора электромагнита

■ч

о,- = — ♦

Введение относительных единиц для выражения геометрических раз меров данного электромагнита позволяет:

а)

+ 2Т__2Т-

начальное положение якоря

2Т-

21-

С

С

<45

гт.

6) конечное положение якоря

Г Э Г

С D

гт гт гт

Рис. 1. Ш-образный электромагнит с поперечно движущимся якорем.

а) связать между собой значения проводимостей воздушных промежутков для различных /-, Хг, 8-, построив семейство кривых эквивалентных магнитных проводимостей воздушных промежутков Gz~f{bz, х-*, Зт) при каком-то определенном значении

б) вычислить по построенным кривым простым пересчетом величины проводимостей воздушных промежутков для любого

в) проследить влияния геометрии магнитопровода, от и х- на величины G?. Построение семейства кривых Gt=/(Z>t, /т, х-, от) проводилось следующим образом. По катушке электромагнита пропускали переменный ток I заданного напряжения U (все замеры проводились при ненасыщенном магнитопроводе). При (конечное положение якоря и 8Т=0 (6Т—const, /~=const) ток был минимальным; при увеличении х- и от ток возрастал. Представим ток I при любых ¿^—const, /т=const, xr=const, ST=const в виде двух составляющих (рис. 2): /ж—ток, пропорциональный магнитному сопротивлению магнитопровода; Iв—ток, пропорциональный эквивалентному магнитному сопротивлению всех путей потока индукции по воздуху.

14. Заказ 3076.

209

Ток /ж измерялся при xz=Q, о.=0, d,=const, /-== const и считался постоянным при всех остальных значениях и 8-, Это допущение оказывалось справедливым, так как, когда /ж и /в соизмеримы, то есть jc- и 3- близки к нулю, ошибка А/ж также близка к нулю; когда Л/ж начинает сколько-нибудь из-

меняться /в > Iж. Таким образом, согласно первому закону Кирхгофа,

Ы ~ I - Лк. (1)

Эквивалентная индуктивность Iв (рис. 2), пропорциональная эквивалентной магнитной проводимости воздушных промежутков для различных и, х-9 8_ равна (активным сопротивлением обмотки пренебрегаем)

г

L

rv

и

ж

л

в

I_J

/

6

Рис. 2. Схема замещения магнитной цепч электромагнита.

¿r = -

и

2 */•/;

(2)

где

/—частота питающего напряжения ¿Л

Величины ¿в для различных Л'-, 8. были пересчитаны на

значения эквивалентных магнитных проводимостей воздушных промежутков О- по формуле

и — ,

т2

G- =

(3)

где число витков обмотки электромагнита.

Кривые = / /т, X:, 8Т) построены для 6т=2-н5, /-=1 :-3, дГт=0-;-2, о-=0 : 0,1, йт=6 (рис. 3 а, б, в, г). При изменении А-=--5^-7 значения От отклонялись от среднего — 6) незначительно.

Расчетные значения эквивалентных магнитных проводимостей С для электромагнита с любым (в метрах) получим, умножив значения взятые из кривых, на т0

(4)

; 0,01 — значение ^ (в метрах) электромагнита, на котором

где v^ -

0,01

снимались кривые

G-=/(£-, /г, xz, 8-).

Действительно, формула (4) справедлива, так как проводимость подобного электромагнита с ^ ф х изменяется в — раз. Проводимость например, при больших значениях Ь, I малом о и х=0 может быть вычислена

— - (5)

Если

то

О.

b

4--Ю-7

8=0,025"=, 5х

т. е. С- линейно зависит от т. 210

0,025т

= 8тг.Ю

т

Ъх*ю\н.

г и

— Л*/

Рис. 3 а, б, в, г. Кривые эквивалентных магнитных проводимостей воздушных промежутков ш-образного электромагнита с поперечно движущимся якорем.

14*.

211

Формула (4) является точной для однородных полей и приближенной для неоднородных, причем приближение тем грубее, чем больше отличается ^ от т. При снятии кривых = /т, х^ от) магнито-провод выполнялся шихтованным и поверхности, граничащие с путями магнитного потока по воздуху, были обработаны с чистотой не менее и отклонением от плоскостности не более 0,025 мм (0,0025^).

При пользовании кривыми значения величин и Ь-хх> о, можно интерполировать в пределах их изменений. Проверка кривых для вычисления (3 подобного электромагнита с т:/:=0,015 (^0=1,5) показала, что отклонение расчетных значений проводимостей от истинных во всех случаях не превышало 5% для и 7%— для

Выводы

1. Описанный способ нахождения эквивалентных магнитных проводимостей воздушных промежутков Ш-образного электромагнита с поперечно движущимся якорем при своей простоте позволяет получить достаточно точные результаты.

2. Построенные кривые дают наглядную картину изменения значений проводимостей О? в зависимости от геометрических размеров магнитопровода (Ь-, воздушного зазора и тангенциального перемещения якоря (хт).

3. Изложенная методика определения проводимостей потока индукции по воздуху может быть применена для серии подобных электромагнитов любого типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Р о т е р с. Электромагнитные механизмы, ¡ГЭИ, 1949.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. А. В. Гордон, А. Г. С л и в и н с к а я. Электромагниты постоянного тока, ГЭИ, 1960.

3. Ю. С. Руси н. Расчет магнитной проводимости Изв. вузов «Электромеханика», № 12, 1963.

4. Б. К. Буль. Основы теории и расчета магнитных цепей, Изд. «Энергия», 1964.

5. А. И. Зайцев, В. Н. Г у р н и ц к и й. Разработка тихоходного линейного привода. Тезисы докладов третьей научно-технической конференции по вопросам автоматизации производства, Томск, 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.