ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА ВО ВРЕМЯ ПРОСМОТРА ДВИЖЕНИЙ ЕГО ЛИЦА Серов Е.Л., Королькова О.А., Маринова М.М.(Москва, МГППУ)1 bossspyhunter@hotmail.com
Аннотация.В статье представлены результаты экспериментального исследования, указывающие на наличие различий в определении личностных качеств в зависимости от того, какие лицевые движения совершает человек.
Ключевые слова:Лицевые движения, эмоции, привлекательность, естественность.
DETERMINATION OF PERSONAL QUALITIES OF A PERSON WHILE WATCHING THE MOVEMENTS OF HIS FACE Serov E.L., Korolkova O.A., Marinova M.M. (Moscow, MSUPE) bossspyhunter@hotmail.com
Abstract.The article presents the results of an experimental study indicating the presence of differences in the perception of personal qualities, depending on what kind of facial actions a person performs.
Keywords: Facial movements, emotions, attractiveness, naturalness.
Введение
В общении люди совершают немалое количество лицевых движений. Они необходимы для демонстрации эмоционального состояния, которое испытывают собеседники во время участия в данном процессе (Барабанщиков, Королькова 2020). Тем не менее, остается открытым вопрос о том, как эти движения меняют суждения о лице у того, кто за ним наблюдает. Сложность в его решении вызвана наличием различных факторов, которые ответственны за положительное или отрицательное влияние движений лица на его восприятие. Одним из таких факторов является их естественность, и ему на сегодняшний день посвящено не так много исследований. В настоящем исследовании мы попытаемся обнаружить различия в суждениях о личности человека при просмотре движений его лица.
Методика исследования
Испытуемые. В исследовании приняли участие 57 человек (21 мужчина, 36 женщин) - представители разных профессий. Средний возраст - 29 лет. Проблем со здоровьем, которые могли бы препятствовать просмотру изображений, они не имеют.
Стимульный материал.Из набора лицевых экспрессий RAFD(Langneretal., 2010)были отобраны по пять фотографий мужских и женских лиц в нейтральном состоянии. С помощью программы AVATARIFY они были обработаны таким образом, чтобы получить короткие семисекундные видеоизображения, в которых демонстрируются три вида движений: 1) движения в области рта; 2) моргание; 3) наклоны головы. Всего было получено 30 таких изображений.
Процедура. Эксперимент проводился в дистанционном формате (онлайн) в два этапа. Сначала испытуемым на мониторах их ПК демонстрируется короткое видеоизображение лица неизвестного им человека. После просмотра видео они при помощи своей компьютерной мыши выставляют оценки от 1 до 7 по следующим шкалам: непривлекательный - обаятельный; вялый - энергичный; неискренний - честный; замкнутый - открытый; слабый - сильный;неестественный - естественный. Данная процедура повторяется 30 раз: в серии 1 демонстрируются движения рта, в серии 2 - моргания, в серии 3 - наклоны головы.
Фабота выполнена при поддержке Российского научного фонда (РНФ) проект № 18-18-00350-П.
376
На втором этапе испытуемым предъявляются фотографии каждого натурщика в нейтральном состоянии. Задача испытуемых - после их просмотраввести в соответствующей строке номер фотографии понравившегося натурщика. Затем испытуемым предъявляется вопрос о том, на какую часть лица они больше всего обращали внимание: прическа, глаза, рот, подбородок. Выбор делается при помощи компьютерной мыши. В заключение каждому испытуемому задается вопрос о том, как он понимает выражение «привлекательное лицо». Для того чтобы на него ответить, испытуемым необходимо вписать свой ответ в форме короткого словосочетания в соответствующую строку.
Стимульный материал демонстрировался через платформу«Гугл-Формы» для проведения исследования в сети интернет. Условием участия в исследовании было наличие у испытуемых следующего оборудования: монитор от 17 дюймов с разрешением не ниже 1280^720 на расстоянии 60 см, микрофон и звуковыводяшиеустройства(наушники или динамики), хорошее интернет-соединение. Настройка отображения стимульного материала выполнялась через В1веогёпод руководством экспериментатора. Некорректно заполненные формы стимульного материала не учитывались. Экспериментатор постоянно находился на связи в В1веогёдля наблюдения за ходом выполнения заданий испытуемыми.
Анализ данных. Данные анализировались в статистической среде Я (версия 3.6.3). Для проверки гипотезы о том, что оценки по шкалам различаются в зависимости от типа движения, использовался тест Фридмана с апостериорными сравнениями между тремя сериями. Оценки каждого из 10 натурщиков при этом усреднялись. Для проверки гипотезы
0 том, что оценки натурщиков своего и противоположного пола могут различаться, использовался тест Вилкоксона. Также нас интересовало, будут ли зависеть предпочтения при выборе наиболее понравившегося натурщика от пола натурщика и пола наблюдателя. Для проверки этого использовался точный тест Фишера.
Результаты
Результаты сравнения между тремя сериями исследования показали следующее (Таблица 1). Средние оценки по шкале «непривлекательный - обаятельный» в сериях 1 и 2 (4,1 и 4 балла, соответственно) значимо не различались, тогда как оценки в серии 3 (4,4 балла) были значимо выше, чем в двух других сериях. По шкале «вялый - энергичный» различия были выявлены между всеми тремя сериями (3,7 балла в серии 1; 4,2 балла в серии 2; 4,7 баллов в серии 3). По шкале «неискренний - честный» в сериях 1 и 2 не было выявлено различий (средние оценки: 4,1 и 3,9 балла, соответственно), однако оценки в серии 3 значимо отличались (4,4 балла). По шкале «замкнутый - открытый» оценки в сериях
1 и 2 также не имели значимых различий (3,9 и 4,2 балла), а оценки в серии 3 были выше (4,5 баллов). По шкале «слабый - сильный» серии 1 и 2 не различались (3,9 и 4,1 балла, соответственно), а оценки в серии 3 были значимо выше (4,4 балла). Наконец, по шкале «неестественный - естественный» минимальные оценки были получены в серии 2 (3,8 балла), и они значимо отличались от оценок в сериях 1 и 3 (4,2 и 4,3 балла, соответственно), которые, в свою очередь, не имели различий между собой.
Таблица 1
Различия оценок в зависимости от типа движения
Шкала Сравниваемые Уровень
серии значимости
1. Непривлекательный 1 и 2 0,902
- обаятельный 1 и 3 <0,001***
2 и 3 <0,001***
2. Вялый - энергич- 1 и 2 <0,001*** ный 1 и 3 <0,001***
2 и 3 0,014*
3. Неискренний -1 и 2 0,181 честный 1 и 3 0,049*
2 и 3 <0,001***
4. Замкнутый - откры- 1 и 2 0,159 тый 1 и 3 <0,001***
2 и 3 <0,001***
5. Слабый - сильный 1 и 2 0,897
1 и 3 <0,001***
2 и 3 0,002**
6. Неестественный - 1 и 2 0,027* естественный 1 и 3 0,114
2 и 3 <0,001***
Мы также сравнили оценки по каждой из шкал в зависимости от того, совпадал ли пол натурщика с полом наблюдателя. Ни по одной из шкал значимых различий не было выявлено (p> 0,071). При оценке влияния пола наблюдателя на выбор наиболее понравившегося натурщика не было выявлено значимой взаимосвязи (p = 0,8041). Тем не менее, распределение предпочтений натурщиков для всей выборки наблюдателей отличается от равномерного (х2(8) = 20,526, p= 0,009). Наиболее часто как мужчинами, так и женщинами выбирались натурщики №3, 8 и 9. Натурщик №7 не был выбран ни одним из наблюдателей.
Обсуждение результатов
Различия в ответах испытуемых по шкале «непривлекательный-обаятельный»обусловлены несколькими факторами. Первый заключается в анатомо-физических качествах лица натурщика, таких как его симметричность, гармоничность и состояние кожи. Все вместе они создают общее впечатление о его привлекательности (Little, Jones, DeBruine, 2011). Второй фактор связан с тем, как эти качества подвергаются изменениям, когда лицо совершает движения. Неестественные движения, которые не очень удачно были сгенерированы программой, вызывали негативною реакцию со стороны респондентов, так как они искажали анатомо-физические качества лица. Особенно отчетливо данный факт наблюдается во второй серии. Именно там демонстрируемые лица показались испытуемым неестественными, а значит менее привлекательными. Можно предположить, что оценки по шкалам «непривлекательный-обаятельный» и «неестественный -естественный» связаны друг с другом.Отсутствие значимых различий между первой и второй серией говорит о том, что испытуемые практически одинаково оценили видеоизображения, но по разным причинам. Если во второй серии респонденты посчитали натурщиков отталкивающими личностями из-за неестественности их лицевых движений, то в первой из-за эмоционального фона, которые они ими создают.
Об этом сообщают различия по шкале «вялый - энергичный» между всеми сериями. «Вялыми» испытуемые посчитали натурщиков во время первой серии их демонстрации, в которой лицевые движения плавные и неторопливые. Поэтому создается впечатление, что они выглядят уставшими или расслабленными. В третьей сериидемонстрирова-лись более резкие движения лиц, и респонденты в таких условиях посчитали натурщиков энергичными личностями. Примерно аналогичные оценки по этой шкале они дали во второй серии.
Неоднозначная ситуация сложилась с оценками по шкале «замкнутый - откры-тый».Ответы испытуемых в первой и во второй серии практически идентичны, несмотря на то, что информация на видеостимулахразличалась.В остальных случаях оценки по данной шкале существенно отличались друг от друга. Причин, послуживших возникновению этой ситуации несколько. Во-первых, на оценки испытуемых могли повлиять эмоции, которые выражали натурщики.То есть, «открытыми» они воспринимались тогда, когдавы-ражали«радость» или «гордость» (Серия 2 и 3). Во-вторых, воздействиеэтих эмоций на респондентов могли усилить лицевые движения натурщика, которые вызывают у наблюдателей эффект мимикрии (Барабанщиков, Королькова, 2020). Соответственно, общий тон, которые задают эти два феномена (эмоции и движения лица), формируют суждение о
замкнутости либо открытости личности. Возможно, поэтому различий в ответах респондентов между первой и второй серией не было обнаружено, так как в обоих случаях одинаково негативно сработали два этих фактора.
Ответы по шкале «слабый - сильный» также совпалив сериях 1 и 2. Вероятно, ана-томо-физические качества натурщиков не всегда являлись единственными факторами, которые оказывали воздействие на ответы испытуемых по данной шкале. Эмоции и движения лица тоже могли в этом принять участие.
Различия по шкале «неестественный - естественный» не были обнаружены между первой и третьей серией. Объяснением этому служит то, что лицевые движения на видеостимулах не отличались от тех, которые совершают люди в процессе общения.
Стоит отметить, что участники исследования во время просмотра видеостимулов больше всего уделяли внимание глазам и рту натурщиков. Это подтверждает достаточно известный факт, что данные области лица являются наиболее значимыми для представителей европейской выборки^йк, Jones, DeBruine, 2011).
На заключительном этапе эксперимента испытуемые прокомментировали, что для них означает выражение«привлекательное лицо». Их ответы можно подразделить на две группы. В первойсущественный акцент делался на анатомо-физические качества лица: симметричность, гармоничность, особенности его конфигурации, во второй - на доверительные отношения. Таким образом, структуру восприятия привлекательности лица составляют как объективные, так и субъективные факторы, связанные с коммуникативным процессом. Возможно, по этим критериям осуществлялся отбор самых привлекательных натурщиков.
Заключение
Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о существова-нииразличий в суждениях о личностных качествах человека во время просмотра его лицевых движений. Возможно, в процессе общения мнения его участников друг о друге тоже будут меняться в зависимости от характера движения их лиц. Тем не менее, для точного ответа на данный вопрос необходимы дальнейшие исследования.
Литература
1. Барабанщиков В.А., Королькова О.А. Восприятие экспрессий «живого» лица // Экспериментальная психология. Т. 13. 2020. № 3. C. 55—73. DOI: 10.17759/exppsy.2020130305.
2. LangnerO.,DotschR., BijlstraG., WigboldusD.H.J., HawkS.T., KnippenbergA. van. Presentation and validation of the Radboud Faces Database // Cognition & Emotion. Vol. 24. 2010.No. 8. P. 1377-1388. DOI: 10.1080/02699930903485076.
3. Little A.C., Jones B.C., DeBruine L.M. Facial attractiveness: evolutionary based research // Phil. Trans. R. Soc. B. 2011. Vol. 366. P. 1638-1659. DOI:10.1098/rstb.2010.0404.