Научная статья на тему 'Определение критического уровня просроченной задолженности в розничном кредитовании'

Определение критического уровня просроченной задолженности в розничном кредитовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2839
985
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голец С. Н.

Рассмотрена ситуация с просроченной задолженностью на рынке розничного кредитования физических лиц на основе данных о просроченной задолженности крупнейших российских банков. Анализируемые данные соотнесены с данными по просрочке в США и Южной Корее в момент финансовых кризисов, вызванных неплатежами по кредитам. В результате сравнения определено, что уровень просроченной задолженности в российских банках не является критическим. Даны рекомендации, реализация которых позволила бы замедлить темпы роста просроченной задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overdue Debts in the Retail Crediting: Critical Level Definition

The author examines the overdue debt in the market of retail crediting for individuals based on the bad debts data in major Russian banks. The article compares the data with corresponding figures in the U.S. and South Korea at the time of financial crisis, caused by the non-payment of credit. The assessment argues the overdue debts are not critical in the Russian banks. The research offers policy to reduce the rate of overdue debts.

Текст научной работы на тему «Определение критического уровня просроченной задолженности в розничном кредитовании»

УДК 336.717.111.8

определение критического уровня просроченной задолженности в розничном кредитовании

С.Н. Голец, аспирант, ss_slayer@mail.ru

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

The author examines the overdue debt in the market of retail crediting for individuals based on the bad debts data in major Russian banks. The article compares the data with correspondingfigures in the U.S. and South Korea at the time of financial crisis, caused by the non-payment of credit. The assessment argues the overdue debts are not critical in the Russian banks. The research offers policy to reduce the rate of overdue debts.

Рассмотрена ситуация с просроченной задолженностью на рынке розничного кредитования физических лиц на основе данных о просроченной задолженности крупнейших российских банков. Анализируемые данные соотнесены с данными по просрочке в США и Южной Кореи в момент финансовых кризисов, вызванных неплатежами по кредитам. В результате сравнения определено, что уровень просроченной задолженности в российских банках не является критическим. Даны рекомендации, реализация которых позволила бы замедлить темпы роста просроченной задолженности.

Ключевые слова: банк, просроченная задолженность, кредитование.

Стремительный рост объемов кредитования населения коммерческими банками в России, начавшийся в 2002—2003 годах, был обусловлен экономическими факторами, с одной стороны (рост реальных доходов населения, укрепление национальной валюты и др.) и психологическими факторами, с другой стороны (потребительский бум, агрессивная реклама в сфере кредитования, пропаганда идеологии «жизни в кредит»).

Рост объемов кредитования населения имел положительное влияние на экономику страны, способствовал росту покупательской способности населения, увеличению объемов производства, снижению уровня безработицы, укреплению национальной валюты и росту ВВП. В то же время, как и в любой другой стране мира, увеличение объемов кредитования, неизменно сопровождается ростом объема просроченной задолженности. В частности, финансовые кризисы в Южной Корее в 2003 году и в США в середине 2007 года, привели к массовым дефолтам организаций, действующих на рынке кредитования, в момент достижения максимальных уровней просроченной задолженности. Поэтому определение предельно допустимого уровня

просроченной задолженности — актуальная научно-практическая задача, решение которой, прежде всего, предполагает конкретизацию термина «просрочка», определение ее составляющих и анализ показателей, характеризующих уровень просроченной задолженности.

Под просрочкой (применительно к услугам кредитования) понимается пропуск заемщиком срока уплаты обязательства. Поскольку в рознице кредитными договорами чаще всего устанавливается аннуитетная схема возврата кредита, предусматривающая необходимость выполнения заемщиком ежемесячных платежей в определенной сумме и в определенный срок, то началом просрочки принято считать не окончание срока действия кредитного договора, а ненадлежащее исполнение одного из аннуитетных платежей. Совокупность кредитов, имеющих просрочку, составляет просроченную задолженность. Таким образом, просроченная задолженность может характеризоваться размером просроченных обязательств и количеством дней просрочки.

В Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) предусмотрены два способа определения длительности просрочки:

абсолютная просрочка (метод LIFO) и относительная просрочка (метод FIFO). При этом не существует норм, которые обязывали бы кредитные организации придерживаться одного из методов определения длительности просрочки. В этих условиях в качестве основного показателя, характеризующего просрочку, принято считать размер просроченных обязательств, выраженный в денежном эквиваленте и соотнесенный к общему размеру кредитного портфеля организации [2].

Среди причин возникновения просрочки можно выделить причины, относящиеся к заемщикам и причины, обусловленные деятельностью самих кредитных организаций.

1. Причины возникновения просроченной задолженности, относящиеся к заемщикам:

•отсутствие финансовой образованности населения, неспособность соотносить свои финансовые возможности с затратами на обслуживание кредитов, проблемы с планированием потока платежей;

•психологические причины, возникающие как реакция на рост потребительской активности у людей, воспитанных в системе сдерживания потребительских потребностей.

2. Причины возникновения просроченной задолженности, относящиеся к кредитным организациям:

•агрессивная политика привлечения новых клиентов.

•необдуманная политика в области риск-менеджмента, снижение требований к заемщикам для предоставления кредита и др.

•отсутствие единых стандартов на условия предоставления потребительских кредитов, вследствие чего в условиях низкой финансовой грамотности большинства заемщиков скрывается информации о дополнительных расходах на обслуживание кредита в виде комиссий, штрафов и т.д.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА», исследовавшее уровень просроченной задолженности по данным финансовой отчетности, предоставляемой в ЦБ (форма № 101), выделило 30 банков-лидеров по этому показателю потребительского кредитования (табл., с. 80).

По оценкам агентства «Эксперт РА», в целом агрегированные показатели, характеризующие уровень кредитных рисков в отечественной банковской системе (2,01% от суммы выданных кредитов), находятся на допустимом уровне. Важнейший индикатор

кредитных рисков — уровень просроченной задолженности — по кредитному портфелю в целом за последние полтора года вырос с 1,3 до 2,01% от общего объема выданных кредитов. При этом со стороны ЦБ РФ на сегодняшний день отсутствуют какие-либо рекомендации или методики расчета предельно допустимого уровня просроченной или проблемной задолженности.

Финансовая устойчивость банков напрямую зависит от уровня просроченной задолженности. Однако нельзя однозначно утверждать, что чем выше уровень просроченной задолженности, тем хуже финансовое состояние кредитной организации и, таким образом, выше вероятность дефолта. В целях определения максимально допустимого уровня просроченной задолженности рассмотрим составляющие финансового результата деятельности по розничному кредитованию.

Как в любой деятельности, прибыль является разницей между выручкой и затратами. В состав выручки входит доход от уплаченных процентов за пользованием кредитом и различные комиссии, предусмотренные кредитными договорами. В состав расходов включаются: расходы на оформление и сопровождение кредита, расходы, связанные с уплатой процентов по привлеченным денежным средствам (предполагается, что данные расходы являются прогнозируемыми и полностью зависят от деятельности менеджмента) и убытки, связанные с просрочкой. Для определения размера этих убытков необходимо классифицировать просрочку в соответствии с критерием продолжительности:

1. Ранняя просрочка. По классификации кредитных организаций кредит не является дефолтным и основная задача обязать клиента вернуться к предусмотренному графику платежей, погасив просрочку. На данном этапе кредитная организация продолжает получать прибыль с подобных кредитов.

2. Средняя просрочка. Кредиты с подобной просрочкой также не являются дефолтными, кредитные организации продолжают стремиться к тому, чтобы вернуть клиента в график платежей, однако, расходы по администрированию кредита на данном этапе существенно возрастают.

3. Поздняя просрочка или проблемные кредиты. Данную категорию составляют дефолтные кредиты, т.е. кредиты с признака-

Таблица

Уровень просроченной задолженности по состоянию на 1 июля 2007 года [3]

Наименование банка Просроченная задолженность Кредитный портфель, млрд руб. Активы, млрд руб. Место по активам на 01.07.2007

% млн руб.

ХКФ-БАНК 27,58% 81,9 296,813 438,5 43

«РУССКИЙ СТАНДАРТ" 16,26% 232,4 1429,2 1961,2 14

"ДЖИИ МАНИ БАНК" 13,08% 9,5 72,4 85,2 150

ИНВЕСТСБЕРБАНК 9,16% 22,9 250,4 502,5 38

НРБАНК 6,61% 9,3 141,2 327,9 59

"КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК" 5,85% 17,4 296,7 358,2 52

НБ "ТРАСТ" 5,40% 15,6 288,1 525,6 37

ПРОБИЗНЕС-БАНК 4,70% 7,4 157,2 346,4 55

ИМПЭКСБАНК 3,55% 15,6 439,9 624,7 32

РУСФИНАНС БАНК 3,17% 7,7 242,6 326,1 60

РОСБАНК 3,05% 46,9 1539,4 2366,4 11

УРСА БАНК 3,05% 25,1 822,4 1425,2 17

ВТБ 3,00% 117,4 3916,4 10473,9 3

СОБИНБАНК 2,94% 10,2 346,7 573,5 35

ЮНИАСТРУМ БАНК 2,78% 7,7 278,6 415,3 45

УРАЛСИБ 2,75% 46,5 1686,8 3163,2 7

СОЮЗ 1,81% 7,2 399,4 676,1 31

ВОЗРОЖДЕНИЕ 1,81% 12,7 705 928,4 23

МБРР 1,76% 6,5 368,7 690,8 30

СИТИБАНК 1,54% 7,6 492,7 1567,2 16

"ПЕТРОКОММЕРЦ" 1,38% 12 869,5 1366,7 18

МДМ-БАНК 1,32% 20,5 1556,7 2497,9 10

СБЕРБАНК 1,19% 333,9 28100,3 42872,5 1

АЛЬФА-БАНК 1,19% 33,6 2814,3 4003,6 5

"АК БАРС" 1,09% 9,7 891,9 1279,1 20

«ЗЕНИТ» 1,02% 6,7 658,2 1150,6 21

«ВТБ 24» 0,87% 10,8 1247,2 22821,9 12

РОССЕЛЬХОЗБАНК 0,73% 15,8 2169,6 3562,7 6

"БАНК МОСКВЫ" 0,71% 18,6 2637,4 4312,7 4

ГАЗПРОМБАНК 0,43% 17,1 3996,5 11821,1 2

Итого 2,01% 1186,2 59112,213

ми обесценения. По классификации ЦБ РФ в данную категорию попадают ссуды с длительностью просрочки более 90 дней. При наличии просрочки более 90 дней, кредитные организации обязаны формировать резерв на возможные потери в размере 75% от ссуды [1]. При попадании в данную категорию кредит списывается как нереальный к взысканию за счет сформированного резерва или переуступается специализированным коллекторским организациям.

Таким образом, убытки, связанные с просрочкой, складываются из размера списанных ссуд или дисконта по переуступленным правам требованиям, а также из расходов на взыскание по первым двум категориям. Следовательно, максимально допустимым уровнем просроченной задолженности является такой уровень просрочки, при котором финансовый результат от деятельности по розничному кредитованию будет равен нулю. Для определения максимального уровня просроченной задолженности необходимо знать норму прибыли конкретного коммерческого банка, а также процент проблемных кредитов, подлежащих списанию или уступке.

Исходя из того, что разные банки в силу специфики своей деятельности имеют различную норму прибыли можно утверждать, что и предельно допустимый уровень просроченной задолженности для каждого банка различен и может отличаться до нескольких раз. В этих условиях достаточно сложно и непоказательно формулироватьуниверсальноепредельноезна-чение уровня просроченной задолженности.

По данным ЦБ на 01.07.2007 года размер средней процентной ставки кредитных организаций по краткосрочным кредитам (до 3х лет) в долларах США составляет 12,5% годовых [4]. Сравнивая этот показатель со средним размером просроченной задолженности, равный 2,01%, можно сделать вывод, что сложившийся в России уровень просроченной задолженности не достиг критического значения.

За рубежом наиболее яркими примерами финансовых кризисов, произошедших в результате превышения объемом просроченной задолженности критического уровня, служат банковский кризис в Южной Корее в 2003 году и ситуация на рынке ипотечных кредитов в США в середине 2007 года. Причины, вызвавшие банковский кризис в этих странах различны, однако с достоверностью можно

утверждать, что на обоих рынках потребительского кредитования, сложились ситуации, сопровождавшиеся значительным уровнем просроченной и проблемной задолженности.

В США в начале 2000 года темп развития жилищного сектора был предельно высок. Это во многом было вызвано тем, что банки определяли процентные ставки по ипотечным кредитам в зависимости от размера учетной ставки, устанавливаемой ФРС [5]. В середине 2003 года, данная ставка составляла 1%. В стремлении получить максимальную прибыль произошло значительное снижение требований к потенциальным заемщикам. В результате ипотечные кредиты получили широкие слои населения, которые при определении суммы кредита руководствовались сложившейся на тот момент благоприятной ситуацией на рынке ипотечного кредитования в связи с низким размером учетной ставки. В результате последующих макроэкономических изменений учетная ставка многократно корректировалась и превысила 5%. В этих условиях стоимость обслуживания ипотечных кредитов увеличилась, что повлекло за собой рост неплатежей и дефолтов. Заемщики перестали платить по кредитам, а уровень проблемных кредитов (просрочка больше 90 дней) вырос до рекордных 11% [6]. Следствием массовых дефолтов стала продажа банками заложенной недвижимости, что не могло не сказаться на уровне цен на жилье. Медианная цена на жилье упала в 2006 г. впервые со времен Великой депрессии. Сложившаяся ситуация спровоцировала финансовый кризис, в результате которого огромные убытки понесли инвесторы. По данным калифорнийской консалтинговой компании Institutional Risk Analytics убытки на рынке ипотечных облигаций, исторически считавшихся наименее рисковыми, в денежном выражении составили 250 млрд долл. [7].

Таким образом, в период финансового кризиса в США на рынке ипотечных займов объем проблемной задолженности составил 11% от общего объема ссудной задолженности, при этом средняя процентная ставка по ипотечным кредитам сроком до 15 лет по состоянию на 14 июня 2007 года составляла 6,43 % годовых [7].

Ситуация в Южной Корее носила несколько иной характер, однако также была вызвана чрезмерным доверием заемщикам и неумени-

ем самих клиентов рассчитывать свои финансовые возможности.

После азиатского финансового кризиса 1997—1998 годов, когда обанкротилось 18 из 32 корейских банков, правительство решило поддержать экономический рост за счет искусственной стимуляции потребительского спроса. Людей призывали «жить в кредит», получателям кредитных карт предоставлялись налоговые льготы. В результате за четыре года агрегатный розничный кредитный портфель составил 60 млрд долл., объем выданных населению страны ссуд превысил 50% от ВВП. Корейская система кредитования была весьма демократичной. Она, например, предусматривала возможность «перекрестных поручительств», когда человек мог выступать поручителем у тех лиц, которые, в свою очередь, были поручителями у него. В результате объем проблемных кредитов достиг 13% от объемов кредитования [8].

Учитывая зарубежный опыт, можно констатировать, что во время массового дефолта уровень проблемной задолженности превосходит (в случае США) или сравним с размером процентной ставки по кредиту. В России, как отмечалось ранее, средний размер процентной ставки кредитных организаций (12,5%) в середине 2007 г. был значительно выше среднего размера просроченной задолженности (2,01%). Таким образом, можно предположить, что российский банковский сектор и в частности рынок потребительского кредитования имеет достаточный запас прочности на ближайшие годы при условии отсутствия дополнительных факторов, которые могли бы повлиять на устойчивость рынка. Однако если не управлять портфелем просроченной кредиторской задолженности, этот запас прочности может нуллифицироваться.

В целях недопущения возможности финансового кризиса может быть предложен перечень процедур и мероприятий, направленных на снижение уровня просроченной задолженности.

1. Развитие риск-менеджмента в области совершенствования скоринг-систем, отказ от снижения минимальных требований к заемщикам и др.

2. Переход от «агрессивного способа» привлечения клиентов к «просветительскому», что подразумевает создание рекламы, объясняющей преимущества того или иного банковского продукта, а также рекламы, способствующей повышению финансовой грамотности населения и предостережению от чрезмерного увлечения «кредитоманией».

3. Уделение большего внимания процессу управления просроченной задолженностью, построение процедур и регламентов, обеспечивающих темпы взыскания, соответствующие темпам выдачи новых кредитов. Введение в контракты топ-менеджеров, помимо планов на выдачу кредитов, пунктов о максимально допустимых уровнях просроченной и проблемной задолженности.

4. Создание государственной компании, действующей на вторичном рынке долговых обязательств, которая бы рефинансировала портфели кредитов, выданных по единым стандартам данной компании. Указанная компания могла бы вполнять следующие функции: содействие развитию рынка розничного кредитования, разработка и внедрение единых стандартов в области кредитования населения, включая регламенты на условия предоставления, процедуру проверки заемщиков и порядок обслуживания кредитов. Создание такой компании позволило бы потенциальным заемщикам сравнивать продукты различных банков в режиме прямой конкуренции, сопоставлять процентные ставки, сроки предоставления кредита или иные условия кредитования.

5. Универсализация части банковских кредитных продуктов. Переход от потребительского кредитования на приобретение товаров и услуг к менее рисковому кредитованию через предоставление карточных продуктов.

Литература

1. Положение Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»

2. Stephen M Frost. The Bank Analyst's Handbook. John Willey&Sons Ltd, 2004.

3. www.raexpert.ru/researches/banks/bank10/

4. www.cbr.m/statistics/credit_statistics/print.asp?ffle=average_rates.htm

5. www.cbonds.info/index/search.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.