Научная статья на тему 'Определение критерия выбора маршрута пассажирами городского транспорта'

Определение критерия выбора маршрута пассажирами городского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество обслуживания / критерии выбора маршрута / кластерный анализ / фактор
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Очеретенко Сергей Валентинович, Заболотная В. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of factors influencing the route choice by passengers is revealed.

Текст научной работы на тему «Определение критерия выбора маршрута пассажирами городского транспорта»

УДК 656.13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЯ ВЫБОРА МАРШРУТА ПАССАЖИРАМИ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА

С.В. Очеретенко, доцент, к. т.н., В.Э. Заболотная, студент,

ХНАДУ

Аннотация. Выявлена значимость факторов, влияющих на выбор маршрута пасажира.

Ключевые слова: качество обслуживания, критерии выбора маршрута, кластерный анализ, фактор.

Введение

Повышение уровня автомобилизации населения приводит к повышению требований к городскому пассажирскому транспорту (ГПТ). Это стимулирует развитие всех видов транспорта, в том числе и пассажирского. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо в полной мере удовлетворять потребности пассажиров в перевозке, а также повысить качество обслуживания.

Анализ публикаций

Повысить качество обслуживания пассажиров возможно за счет таких показателей, а именно: затраты времени на ожидание

транспорта, затраты времени на поездку, количество отказов пассажиру в посадке, интервал движения транспорта, тариф, количество пересадок и комфортабельность [1]. При осуществлении передвижений пассажиры стремятся уменьшить затраты времени, сил и денежных средств. Поэтому ГПТ необходимо повысить сервис обслуживания пассажиров, для того чтобы привлечь как можно больше людей воспользоваться услугами городского транспорта независимо от цели поездки. Существует зависимость между качеством обслуживания пассажиров и критерием выбора маршрута пассажиром.

Выделяют следующие показатели качества обслуживания пассажиров, которые могут влиять на выбор маршрута пассажира: затраты времени пассажира на поездку, ожидание транспорта, количество отказов пассажиру в

посадке, которые зависят от интервала движения транспорта; комфортабельность транспортного передвижения обеспечивает комфорт во время ожидания поездки, комфорт посадки в транспортное средство и комфорт поездки; надежность обслуживания, т.е. вероятность отказа в работе; стоимостной показатель (тариф); информационный уровень обслуживания и т.д. [2]. Приводя данные показатели, нельзя точно ответить, какой показатель является важным, а какой - менее важным при выборе маршрута пассажира, что обуславливает актуальность данной работы. Анализ исследований по данному вопросу проводили Гудков В. А., Спирин И. В., Миро-тин Л.Б., Давидич Ю.А. и др. [1 - 3].

Цель и постановка задачи

Для выявления факторов, по которым в настоящее время пассажиры оценивают сервис пассажирских перевозок, был проведен анкетный опрос. В качестве респондентов были выбраны жители г. Харькова в возрасте от 10 до 70 лет, разного социального статуса. Также в анкете была приведена экспертная оценка значимости критерия выбора маршрута пассажиров. В качестве экспертов выступали пассажиры, которым необходимо было оценить по пятибалльной шкале пять факторов выбора маршрута в зависимости от цели поездки. Наиболее важному фактору присваивался один балл, менее важному -пять баллов. С помощью кластерного анализа установлено, каким факторам отдает предпочтение пассажир при выборе маршрута.

Решение задачи

Для решения поставленной задачи использовался кластерный анализ. Под наблюдениями понимались отдельные личности (респонденты). Члены одной группы (одного кластера) должны обладать схожими проявлениями переменных.

Кластерами в данном анализе выступали пять факторов: количество мест для сидения, время поездки, интервал движения транспорта, тариф, количество пересадок. В результате проведенных расчетов в возрастной группе от 20 до 30 лет выявлено, какие факторы для пассажиров являются главными при выборе маршрута.

Анализ табл. 1 позволил установить, что время поездки и интервал движения транспорта имеет самое маленькое эвклидовое расстояние (наименьшее расстояние между

двумя точками, т.е. это прямая, соединяющая данные точки). Это значит, что для пассажира эти факторы наиболее важны при выборе маршрута. А самое большое эвклидовое расстояние имеет количество мест для сидения по сравнению с другими факторами, значит, на этот фактор пассажир обращает внимание в последнюю очередь.

На рис. 1 представлена древовидная диаграмма зависимости факторов от эвклидового расстояния, на основании которой можно оценить критерий выбора маршрута при трудовых поездках.

Результаты исследований культурно-бытовых поездок аналогичны трудовым поездкам. Это свидетельствует о том, что пассажир при выборе маршрута обращает внимание на время поездки и интервал движения транспорта, а количество мест для сидения для не него не существенно.

Таблица 1 Матрица эвклидового расстояния факторов

Фактор № 1 Фактор № 2 Фактор № 3 Фактор № 4 Фактор № 5

16,85230 Время поездки Интервал движения

16,97056 Время поездки Интервал движения Количество пересадок

17,08801 Время поездки Интервал движения Количество пересадок Количество пересадок

19,82423 Количество мест для сидения Время поездки Интервал движения Тариф Количество пересадок

Кол-во мест для сидения Время поездки Интервал движения

Тариф Кол-во пересадок

16,5 17,0 17,5 18,0 18,5 19,0 19,5 20,0

Расстояние

Рис. 1. Древовидная диаграмма зависимости факторов от расстояний

На рис. 2 представлено разделение распон-дентов на две группы: 1-ая группа - мужчины, 2-ая группа - женщины. Анализ данных позволил определить, какому из факторов пассажиры чаще всего уделяют внимание при выборе маршрута для осуществления трудовых поездок.

Из данного графика можно сделать вывод: мужчины при выборе маршрута учитывают количество мест для сидения и количество

5

4

15

о.

о

Ё

го

В 3

2

-о- Кластер 1 Кластер 2

Случай

Рис. 2. Кластерный анализ при осуществлении трудовых поездок

Случай

пересадок, а женщины обращают внимание на тариф и интервал движения транспорта.

На рис. 3 представлен анализ результатов исследования при культурно-бытовых поездках, на основании которого можно сделать вывод: мужчины предпочитают выбирать маршрут, исходя из тарифа и количества мест для сидения, а женщины - тарифа и интервала движения траспорта.

.0

а

о

Ё

го

В

-о- Кластер 1 Кластер 2

Случай

Рис. 3. Кластерный анализ при осуществлении культурно-бытовых поездок

Выводы

В результате исследований установлено, что при формировании и управлении маршрутной системой ГПТ необходимо уделять особое внимание времени поездки и соблюдению четкого графика интервала движения транспорта.

Литература

1. Спирин И.В. Организация и управление

пассажирскими автомобильными перевозками. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

2. Пассажирские автомобильные перевозки:

Учебник для вузов / В.А. Гудков, Л.Б. Ми-ротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев /

Под ред. В.А. Гудкова. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004. - 448 с.

3. Давидич Ю.А. и др. Определение факторов, влияющих на выбор пассажирами вида городского транспорта // Коммунальное хозяйство городов: науч.-техн. сб. Серия: Технические науки и архитектура. - К.: Техшка. - Вып. 86. -С.344 - 349.

Рецензент: В.В. Филиппов, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 6 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.