ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 343.6
С.Е. Шкляева, В.Е. Зварыгин
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ «ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТИ» И «ИНЫХ ТЯЖКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ» ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА ПОЛОВУЮ СВОБОДУ И ПОЛОВУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И СУДЕБНОМЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТЫ
Рассматривается проблема определения критериев «особой жестокости» и «иных тяжких последствий» в преступлениях, связанных с половой свободой и половой неприкосновенностью.
Ключевые слова: особая жестокость, иные тяжкие последствия, самоубийство.
Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы являются наиболее тяжкими преступлениями против личности. С точки зрения уголовного права преступления данного вида посягают на половую свободу женщин или половую неприкосновенность несовершеннолетних или малолетних. Кроме того, в случае применения насилия или угрозы его применения объектом посягательства является здоровье потерпевшего.
Если ряд квалифицирующих признаков в ст. 131 и 132 УК РФ законодатель описывает довольно четко и понятно, то такие признаки, как «особая жестокость» и «иные тяжкие последствия» вызывают определенную дискуссию, как с точки зрения уголовного права, так и с точки зрения судебных медиков.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ» (далее -Постановление) в п. 12 дается определение «особой жестокости»: «Изнасилование или насильственные действия сексуального характера следует признавать совершенными с особой жестокостью, если в процессе этих действий потерпевшему лицу или другим лицам умышленно причинены физические или нравственные мучения и страдания. Особая жестокость может выражаться в издевательстве и глумлении над потерпевшим лицом, истязании в процессе изнасилования, в причинении телесных повреждений, в совершении изнасилования или насильственных действий сексуального характера в присутствии родных или близких потерпевшего лица, а также в способе подавления сопротивления, вызывающем тяжелые физические либо нравственные мучения и страдания самого потерпевшего лица или других лиц. При этом суду следует иметь в виду, что при квалификации таких действий по признаку особой жестокости необходимо устанавливать умысел виновного лица на причинение потерпевшим лицам особых мучений и страданий» [1].
Данный признак носит оценочный характер и основывается на умысле виновного лица на причинение потерпевшим лицам особых мучений и страданий.
Однако в этом же пункте указанного постановления при определении «особой жестокости» указывается на необходимость учитывать способ подавления сопротивления, вызывающий тяжелые физические либо нравственные мучения и страдания самого потерпевшего лица или других лиц.
В этом случае законодатель исходит из внутреннего ощущения потерпевшего лица (жертвы) при совершении по отношению к нему насилия. Это будет наиболее правильным, поскольку лишь потерпевшее лицо может определить, действует ли субъект преступления по отношению к нему с особой жестокостью или нет. Поскольку особая жестокость - это оценочный признак, то и вменять его виновному лицу следует с учетом восприятия жестокости самими потерпевшими или другими лицами.
Это подтверждается и тем, что потерпевшему лицу или другим лицам умышленно причиняется физические или нравственные мучения и страдания, то есть такие страдания, которые оцениваются потерпевшим лицом исключительно по внутреннему убеждению.
Также дискуссионным является вопрос, что понимать под «иными тяжкими последствиями» при посягательстве на половую свободу и неприкосновенность личности.
В соответствии с п. 17 Постановления «К “иным тяжким последствиям” изнасилования или насильственных действий сексуального характера, предусмотренным пунктом “б” части 3 статьи 131 и пунктом “б” части 3 статьи 132 УК РФ, следует относить последствия, которые не связаны с причи-
Определение критериев «особой жестокости» и «иных тяжких последствий»... 113
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 3
нением по неосторожности тяжкого вреда здоровью потерпевшего лица либо заражением его ВИЧ-инфекцией. Таковым может быть признано, например, самоубийство потерпевшей» [1].
Действительно, самоубийство и покушение на самоубийство можно отнести к тяжким последствиям [2].
На наш взгляд, данный перечень «иных тяжких последствий» нельзя считать закрытым. Так, по мнению А.Н. Игнатова, возникновение внематочной беременности в результате изнасилования необходимо считать тяжкими последствиями [3. С. 131]. Также к «иным тяжким последствиям» необходимо отнести и беременность, возникшую в результате изнасилования. Однако судебная практика не признает беременность, возникшую при изнасиловании, как тяжкие последствия [4]. В результате действий, связанных с нарушением половой неприкосновенности лиц женского пола, у потерпевшей могут возникать различные тяжкие последствия органического или функционального характера, приводящие к стойкому расстройству здоровья, психическим заболеваниям, утрате способности к совокуплению, зачатию и др.
Примерно таких же критериев в определении «особой жестокости» и «иных тяжких последствий» придерживаются судебные медики при проведении экспертного исследования, назначенного в результате совершения преступлений, связанных с половой неприкосновенностью и половой свободой личности.
В отделе экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГУЗ БСМЭ УР экспертиз и освидетельствований по половым преступлениям проведено за 2005 - 2009 гг. всего - 1 197, из них в 2005 г. всего - 248, у женщин - 207; в 2006 г. всего - 229, у женщин - 197; в 2007 г. всего - 273, у женщин - 208; в 2008 г. всего - 256, у женщин - 177; в 2009 г. всего - 191, у женщин - 155.
При проведении экспертного исследования лиц женского пола по этому поводу необходимо установить характер возникших последствий и дать им соответствующую оценку.
Если потерпевшая в связи с событием, по поводу которого назначено экспертное исследование, обращалась за врачебной помощью или находилась на излечении в учреждении здравоохранения, запрашивают соответствующую медицинскую документацию и учитывают полученные данные при составлении заключения.
Экспертное исследование лиц женского пола по установлению заражения венерическими заболеваниями и ВИЧ- инфекцией проводят, как правило, при расследовании дел, связанных с привлечением к уголовной ответственности лиц, виновных в заражении венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией, также при рассмотрении гражданских дел.
При необходимости судебно-медицинское экспертное исследование по поводу установления последствий, связанных с нарушением половой неприкосновенности, проводят комиссионно с привлечением врачей других специальностей в установленном порядке. (Приказ МЗ РФ 161 от 24 апреля 2003 г. «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы») [5]. Последствия противозаконных совокуплений и изнасилования весьма различны: расстройство здоровья, заражение венерической болезнью, беременность, психическое расстройство, самоубийство.
Физическое расстройство здоровья тесно связано со степенью повреждений, нанесенных пострадавшей, и с ее возрастом. У детей после полных половых сношений наблюдаются разрывы промежности, а иногда и влагалища, требующие оперативного вмешательства, затруднение походки, а также другие осложнения, не исключая септических заболеваний, которые развиваются после повреждений. Иногда повреждения на теле при истязании потерпевшей бывают многочисленными.
Заражение венерической болезнью: в каждом отдельном случае эксперт обязан направить пострадавшую в венерологический диспансер для обследования. Заражение может наступить не только при половом акте, но даже от однократного прикосновения полового члена при развратных действиях без эякуляции.
Наступление беременности возможно не только у достигших половой зрелости или женщин, живущих половой жизнью и вполне сформированных, но и у подростков, при наличии менструации.
Известны случаи наступления беременности до прихода первой менструации, так как овуляция не всегда совпадает во времени с менструацией, а также наступления беременности в период аменореи военного и голодного времени. В каждом случае необходимо предложить обследуемой после имевшего место полового совокупления при изнасиловании явиться через 2-3 недели для установления возможной беременности или показаться в женскую консультацию, где имеется возможность провести биологическую реакцию.
С.Е. Шкляева, В.Е. Зварыгин
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Психическая травма в связи с изнасилованием наблюдается в форме неврозов, с преобладанием чувства страха, психогенных реакций и пр., что является компетенцией судебно-психиатрической экспертизы.
Самоубийство - это самое тяжелое последствие изнасилования, которое является результатом тяжелой психической травмы. Последовательная и причинная связь устанавливаются следствием и судебно-психиатрической экспертизой.
При экспертизах половой неприкосновенности, дефлорации и изнасилования иногда приходится встречаться с выпадением слизистой оболочки мочеиспускательного канала [6].
Кроме того, к «иным тяжким последствиям», по мнению ряда авторов, относятся следующие случаи:
Последствия Доля, %
Депрессия 42,55
Боязнь мужчин 29,79
Боязнь полового акта 10,64
Развод 10,64
Изменение черт характера 4,25
Попытка самоубийства 2,13
ИТОГО 100
Существование не только ближайших, но и отдаленных последствий изнасилования (длительные депрессии, страх перед мужчинами и перед половым актом) диктует необходимость создания специализированных центров для лиц, подвергшихся сексуальному насилию. Такая помощь может оказаться необходимой и родителям, чьи дети стали жертвами сексуального насилия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. №11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ» // СПС «ГарантПлюс».
2. Приказ МЗ РФ №161 от 24 апреля 2003года «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы. // СПС «ГарантПлюс».
3. Определение СК ВС РФ 31-098-35 по делу Истратова. // Бюл. Верховного Суда РФ. 1999. №3.
4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / отв. ред. В.М. Лебедев. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010. Ст. 131-135.
5. Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам верховного Суда РФ за 1997 г. / Приговор Верховного Суда Республики Татарстан (по делу Ш.) // Бюл. Верховного Суда РФ. 1998. №11.
6. Сердюков М.Г. Судебная гинекология и судебное акушерство. М., 1964. 230 с.
7. Пиголкин Ю.И., Дмитриева О. А., Щитов Н.Г., Дерягин Г.Б. Сексуальное насилие. М., 2008.
Поступила в редакцию 13.05.10
S.E. Shkljajeva, head of the forensic medicine expertise department V.E. Zvarigin, candidate of law, associate professor
Penal and forensic medicine aspects of determining criteria of «special cruelty» or «otherwise serious conse-quences» in the case of interference with sexual freedom and sexual immunity
The article deals with penal and forensic medicine aspects of determining criteria of «special cruelty» or «otherwise serious consequences» in the case of interference with sexual freedom and sexual immunity.
Keywords: sexual freedom, sexual immunity, penal, forensic medicine.
Шкляева Светлана Евгеньевна, заведующая отделом экспертиз потерпевших, обвиняемых и других лиц ГУЗ БСМЭ УР, заслуженный работник здравоохранения УР, эксперт высшей категории
Зварыгин Валерий Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская 1 (корп. 4)