Научная статья на тему 'Определение критериев экологической образовательной среды технического вуза для нормативно-правового обеспечения и сопровождения'

Определение критериев экологической образовательной среды технического вуза для нормативно-правового обеспечения и сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / CRITERIA / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ECOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / STANDARD LEGAL DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниленкова Валентина Анатольевна, Титова Ирина Викторовна

Практика создания нормативно-правовой базы состоит в разработке концепции экологической образовательной среды вуза, которая предусматривает цели, задачи, принципы, функции, структуру, содержание. Нормативно-правое регулирование экологической образовательной среды морского технического вуза представляет собственно модель норм, рекомендаций, правил, характеристик, критериев, необходимых для организационно-методического сопровождения. Определение критериев оценки эффективности и результативности позволяют разработать концепцию экологической образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даниленкова Валентина Анатольевна, Титова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF CRITERIA FOR ECOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE TECHNICAL UNIVERSITY TO ENSURE A LEGAL AND REGULATORY FRAME AND MAINTENANCE

Practice of creation of a legal and regulatory framework consists in development of the concept of the ecological educational environment of higher education institution which provides the purposes, tasks, the principles, functions, structure, content. The legal and regulatory framework of the ecological educational environment of nautical technical university represents actually a model of the regulations, recommendations, rules, characteristics, criteria necessary for organizational and methodical maintenance. Determination of criteria for evaluation of efficiency and effectiveness allow to develop the concept of the ecological educational environment.

Текст научной работы на тему «Определение критериев экологической образовательной среды технического вуза для нормативно-правового обеспечения и сопровождения»

современные технологии обучения

Даниленкова Б.А., Титова И.В.

определение критериев экологической образовательной среды технического вуза для нормативно-правового обеспечения и сопровождения

Для разработки и реализации проекта «Экологическая образовательная среда морского технического вуза» необходимо разработать нормативно-правовые документы, обеспечивающие выполнение критериев экологической образовательной среды (формы организации учебно - воспитательного процесса, организацию образовательного процесса, содержание экологического образования, условия и возможности вуза, эффективность и результативность намеченных мер и мероприятий и др.) [6].

Практика создания нормативно-правовой базы предполагает два основных этапа: научная разработка и обоснование необходимости создания и проектирования экологической образовательной среды. Второй этап - внедрение, апробация и придание статуса норматива.

Первый этап состоит в разработке концепции экологической образовательной среды вуза, которая предусматривает цели, задачи, принципы, функции, структуру, содержание. По сути, в концепции мы осуществляем педагогическое проектирование экологической образовательной среды морского технического университета с точки зрения нормативно-правого регулирования.

Первый этап нормативно-правого регулирования экологической образовательной среды морского технического вуза представляет собственно модель норм, рекомендаций, правил, характеристик, определения критериев, учета рисков и конфликтов в целях обеспечения экологической безопасности, комфортности, здоровья всех участников образовательного процесса, выработку концепции экологической образовательной среды. [5] Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности базируется на принципах, установленных в федеральном законе от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». [14] Нормы, правила, характеристики разрабатываются вузом с учетом нормативно-правовых документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральных государствен-

ных образовательных стандартов, которые устанавливают определенные обязательные требования, качества, критерии образовательной среды.

Нормативно-правовая документация по экологической образовательной среде включает организационно-методическое сопровождение, термины, определения, структуру, содержание; методы определения критериев оценки эффективности и результативности среды, правила, инструкции, положения обязательные для исполнения, концепцию в целом.

Рассмотрим более подробно, какие же критерии экологической образовательной среды необходимы для разработки первого этапа нормативных документов?

Как известно одним из критериев экологической образовательной среды являются формы организации учебного и воспитательного процесса. Е.Н. Шия-нов рассматривал в контексте гуманизации образования - обучения-воспитания формы организации учебно-воспитательного процесса через группы - потоки в обычных условиях. [13] И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, рассматривает формы организации учебно-воспитательного процесса через взаимодействие разных типов сред. [3] Мы в своем исследовании рассматриваем формы организации учебного и воспитательного процесса в комплексе «экологическое образование - обучение - воспитание - самообразование; группы - потоки - индивидуальное обучение в экологической образовательной среде». [3]

Организация образовательного процесса по В.Н.Слободчикову, Ясвину В.А. - это систематизированный процесс овладения знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями ФГОС, проектирование образовательной среды. [13,16] В нашем исследовании организация экологического образования заключается в разработке нормативно - правовых документов, направленных на разработку концепции экологической образовательной среды и ее юридического сопровождения с учетом возникающих рисков.

содержание образования в современном понятии - это результат усвоения систематических знаний, умений, навыков, необходимых условий развития студента, личностно-ориентированное обучение в контексте среды (В.В. Сериков). [11] Мы же предлагаем рассматривать содержание экологического образования как результат усвоения экологических, правовых знаний, умений, навыков, компетенций, норм поведения, необходимых для создания условий экологического развития студента, его адаптации к экологическим знаниям, обучению, профессиональной деятельности и повышению стрессоустойчивости. [5]

Использование в исследовании методологии средового подхода позволяет подойти комплексно к определению нормативного обеспечения и юридического сопровождения создания условий экологической образовательной среды, направленных на выявление правовых рисков, разработке здоровье сберегающих технологий, повышение адаптации студента к экологическим знаниям, обучению, профессиональной деятельности. Методология средового подхода использовалась в исследованиях (Ю.С. Мануйлова, В.В. Серикова); [10,11] образовательная среда как открытая система (Б.С. Гершунский); [4] целостная

образовательная среда как система (Б.Ф. Ломов). [9] Однако, с точки зрения правового обеспечения экологической образовательной среды и ее нормативного обеспечения педагогами - исследователями не рассматривалась.

При создании комфортной, адаптивной, диагностической среды С.В. Белова рассматривала в своем исследовании условия и возможности реализации содержательной функции (организационно-выборной). [2] Однако, С.В. Белова в своем исследовании, ограничила условия реализации содержательной функции, не учитывала взаимодействие и сотрудничество администрации - педагогов-об-учающихся и их влияние на развитие личности студента.

В нашем исследовании полные условия реализации организационно-выборной (содержательной) функции экологической образовательной среды морского технического вуза заключаются в выборе правовых норм, организации нормативно-правового сопровождения, принятии эффективных технологических и управленческих решений, проведения мониторингов с целью корректировки отношений «администрация-педагог-студент-экологическая среда». Проектируется модель организационной структуры экологической образовательной среды морского технического вуза с учетом разработки нормативно-правовых актов, положений и др. документов.

При организации взаимоотношений и сотрудничества в системе «администрация - педагог - студент - экологическая среда» очень важны условия и возможности реализации управленческой функции (управленческо-полезной) экологической образовательной среды, которые зависят от полных условий ее реализации: нормативно-правовых, материально-технических, организационных, содержательных, финансовых, кадровых. Взаимодействие и сотрудничество «администрация - преподаватель - студент - экологическая образовательная среда» направлены на изменение динамической структуры, содержания, повышения качества экологического образования - обучения-воспитания. Очень важна при сотрудничестве по формированию экологической образовательной среды правовая грамотность администрации, преподавателей, студентов, которая позволит обеспечить качество и эффективность принимаемых управленческих решений.

При разработке концепции экологической образовательной среды важно учитывать условия и возможности реализации информационной функции (программно-организационной). Для полной реализации программно-организационной функции экологической образовательной среды необходима полная информатизация вуза с электронным документооборотом, с пакетом нормативно-законодательных актов (программным обеспечением: Консультант плюс, Гарант и др.), созданием электронно-образовательной среды в сети Интернет.

Разработка нормативно-правового сопровождения экологической образовательной среды вуза направлена на образовательные результаты. Образовательный результат заключается в оценке правовых, экологических знаний, умений, навыков, компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов на основе разработанных оце-

ночных материалов по дисциплинам образовательной программы, включая государственную итоговую аттестацию. Результат эффективности экологической образовательной среды вуза заключается в принятых управленческих и технологических решениях, в удовлетворенности взаимодействия и сотрудничества «администрация - преподаватель - студент - экологическая образовательная среда», направленных на повышение стрессоустойчивости и адаптации студентов.

Разработка нормативно-правовых документов и правовое сопровождение экологической образовательной среды включает информационно-познавательный аспект, который заключается в оценке знаний, умений, навыков, компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в реализации здоровье сберегающих, информационных, интеллектуальных технологий, в разработанных фондах оценочных средств, интерактивных методов обучения, основанных на принципах междисциплинарно-сти, информационности, значимости, научности. [8]

Взаимодействие и сотрудничество «администрация - преподаватель -студент - экологическая образовательная среда» характеризует коммуникативно-поведенческий аспект. Роль администрации заключается в осуществлении управленческой и организационной функции, в контроле за выполнением приказов, распоряжений, проведении оценки качества нормативно-правовых документов, их корректировки, проведении мониторинга, разработке критериев оценки эффективности экологической образовательной среды, анализе ее результативности.

Роль методистов, преподавателей заключается в разработке учебных планов, образовательных программ, рабочих программ дисциплин, практик, итоговой аттестации педагога заключается в организации обучения студента в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей подготовки студентов в условиях экологической образовательной среды. Преподаватель при разработке образовательных программ тесно сотрудничает с администрацией и с другими преподавателями. Содержание рабочих программ дисциплин строится на принципах междисци-плинарности, информационности, научности, значимости. Частичные возможности взаимодействия и коммуникации преподавателей, участвующих в реализации образовательных программ в экологической образовательной среде - это разработка экологических проектов, деловых игр, тренингов, семинаров, конференций и др. Важно привлекать студентов к разработке экологических проектов, деловых игр, участию в семинарах, конференциях с целью правовой оценки и значимости, что способствует их правовой грамотности. В экологической образовательной среде важно сотрудничество и взаимодействие, общение, полные взаимопонимания и взаимное влияние в отношениях «администрация-преподаватель - студент» в течение всего учебного и внеучебного времени.

Повышение правой грамотности студентов, разработка и сопровождение нормативно-правого обеспечения в условиях экологической образовательной среды вуза носит ценностно-нравственный аспект. Правовые экологические

знания, умения, навыки, компетенции являются ценностью и направлены на воспитание, формирование нравственных личностных качеств студента: ответственность, правовая, экологическая грамотность, мотивированность, адаптация, стрессоустойчивость, активность, индивидуальность, информированность, организованность и др.

Сущность правовой грамотности администрации - преподавателей - студентов заключается в «системе влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» (О.О. Андронникова). [1] В нашем исследовании очевидными являются организационные и содержательные нормативно - правовые ограничения экологической образовательной средой, а именно: ограниченность в возможностях систематического нормативно-правового регулирования нормами поведения участников образовательного процесса с учетом экологических рисков; создания необходимых условий формирования правовой грамотности студентов, их адаптации к экологической среде; несоответствие нормативно-правовых документов с возможностями вуза: информационными, материально-техническими.

Исходя из того, что первый этап нормативно-правого регулирования экологической образовательной среды морского технического вуза представляет собственно модель характеристик, определения критериев, необходимо определить понятие «правовая грамотность» в комплексе «экологическое образование - обучение-воспитание». Как известно, «экологическая образовательная среда морского технического вуза с одной стороны: комплекс мер и научно-педагогических условий, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса с точки зрения экологии среды, выработки стратегии создания (формирования) экологически здорового образа жизни всех участникам образовательного процесса, с другой стороны: целостная система экологических знаний, умений, навыков, компетенций, ориентирующая личность студента на минимизацию экологических рисков, избежания конфликтов, способствующая адаптации студентов к экологическим знаниям, обучению, профессиональной деятельности, повышению их стрессоустойчивости в нестандартных экологоориентирован-ных ситуациях». [5] Опираясь на определение критериев экологической образовательной среды морского технического вуза мы делаем вывод, что правовая грамотность в комплексе «экологическое образование - обучение-воспитание» заключается в формировании правовых, экологических знаний, умений, компетенций, осознания важности экологической образовательной среды для здорового образа жизни, умения принимать ответственные экологоориентированные решения с учетом рисков в коммуникативно-поведенческом аспекте. Правовая грамотность субъектов экологической образовательной среды является содержательно - динамической характеристикой, отражающей изменения на каждом этапе обучения в вузе. Степень правовой грамотности зависит от уровня экологического обучения, воспитания, образования и повышается за счет комплекса мер и научно-педагогических условий, направленных на адаптацию и повыше-

ние стрессоустойчивости студентов.

Экологическая образовательная среда морского технического вуза направлена на формирование правовой грамотности на базе нормативно-правовых норм, правил, правильного понимания сущности, целей, задач, норм поведения, на освоение каждым обучающимся ключевых принципов взаимодействия со средой обитания и формирование системного мышления, навыков экологически безопасной деятельности в повседневной жизни. [5]

Таким образом, определение критериев экологической образовательной среды морского технического вуза позволяет приступить к разработке концепции как первоначального нормативного документа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронникова, О.О. Организация безопасности образовательной среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu54.ru/upload/files/2015/ org-261115.pdf (дата обращения: 12.01.2017).

2. Белова, С.В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель // Педагогика. 2007. № 6.

3. Бережная, И.Ф., Вьюнова, Н.И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2008. № 1. С. 90-97.

4. Гершунский, Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.

5. Даниленкова, В.А. Факторы снижения рисков в экологической образовательной среде технического вуза // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Серия «Научно-методическая библиотека», 2016. С.66-90.

6. Даниленкова, В.А. Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза // Молодой ученый (ежемесячный научный рецензируемый журнал №2(82)/2015) /под ред. д-ра философ. наук Г.Д. Ахметова. Казань: «Издательство Молодой учёный», 2015. С. 510 - 513.

7. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984. 444 с.

8. Мануйлов, В. Современные технологии в инженерном образовании // ВОР. 2003. №3. 117 с.

9. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы (монография). Волгоград, 1998. 182 с.

10. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

576 с.

11. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

13. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

Гретинская Е. О., Зимовина O.A.

формирование высокого уровня социокультурной коммуникации учащихся ссуза как одного из основных компонентов языковой компетенции

Методика преподавания английского языка в среднеспециальном учебном заведении в первую очередь ставит задачу формирования высокой социокультурной компетенции.

Педагогическая наука выделяет два основных направления знакомства и погружения учащихся в иностранную культуру:

1. Без опоры на культуру родного языка;

2. С опорой на культуру родного языка.

Чтобы социально-культурное образование было корректным и всеобъемлющим необходимо соблюдение следующих условий:

• Взаимопроникновение культуроведческих сведений между дисциплинами из разных областей знаний;

• Нацеленность на повсеместное бикультурное и билингвистическое образование;

• Совместная работа обучающих и учащихся в аспекте изучения иностранных языков, взаимодействия различных культур, отдельных цивилизаций и этносов, а также обобщение и изучение культурных достижений других народов;

• Применение достижений науки и современных технологий для возможности развития коммуникативных связей в массовых масштабах, чтобы повысить общий уровень социально-культурного образования;

• Финансовое, кадровое и методическое обеспечение.

Вышеперечисленные условия необходимы к выполнению, поскольку определяют главную стратегию современного подхода к изучению иностранного языка. Иными словами такой подход можно назвать социокультурным.

Социокультурный подход к изучению иностранных языков имеет ряд характерных особенностей. Одна из них - это ориентированность педагогических методов на преподнесение учебных материалов согласно культурным ценностям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.