Научная статья на тему 'Определение количества денег в обращении по российским и международным стандартам'

Определение количества денег в обращении по российским и международным стандартам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрикова Е. М., Петрикова С. М.

Выявление в имеющейся экономико-статистической информации совокупности данных, публикуемых в соответствии c предъявляемыми денежно-кредитной статистикой требованиями, позволяет определить количество денег в обращении по российским и международным стандартам. В России денежная масса определяется Банком России как совокупность денежных средств в валюте РФ, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми организациями и физическими лицами-резидентами РФ. Для характеристики величины денежной массы в статистике России используются две системы показателей, одна из них базируется на системе денежных агрегатов (денежная масса в национальном определении). Именно эта система (в отличие от системы денежных агрегатов, рассчитываемых по методологии МВФ схема денежного обзора) дает основание рассматривать систему счета денежной массы по методике Банка России...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение количества денег в обращении по российским и международным стандартам»

определение количества денег в обращении по российским и международным стандартам

ЕМ ПЕТРШовА, кандидат экономических наук кафедра «Финансов и цен»

см петрикова,

кафедра «Банковское дело» Российская экономическая академия им. Г. в. Плеханова

Денежная масса в России определяется Банком России как совокупность денежных средств в валюте РФ, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми организациями и физическими лицами-резидентами РФ1.

Для характеристики величины денежной массы в статистике России используются две системы показателей, одна из которых базируется на системе денежных агрегатов (денежная масса в национальном определении). Именно эта система (в отличие от системы денежных агрегатов, рассчитываемых по методологии МВФ, — схема денежного обзора) дает основание рассматривать систему счета денежной массы по методике Банка России. В показатель денежной массы в национальном определении в отличие от аналогичного показателя, исчисленного по схеме денежного обзора, не включаются депозиты в иностранной валюте.

Расчет количества денег в обращении (денежной массы) связан с выбором источника статистических данных. Для получения сопоставимых данных важно, чтобы соблюдался принцип единства источника информации для всех элементов денежной массы и всех субъектов экономики. Классификация субъектов экономики авторами представлена на рис. 12.

Принципиальное значение для расчета денежной массы, кроме того, имеет источник информации: он должен быть достоверным, доступным и репрезентативным, отвечающим цели расчета.

Нами было выявлено, что в методике Банка России при расчете денежных агрегатов в качестве источника информации используется баланс (сводный баланс банков). Все балансовые данные для

1 Бюллетень банковской статистики № 12 (139).

2 Monetary and Financial Statistics Manual. Wash. (D. C. ), 2001.

расчета денежной массы формируются на основе плана счетов кредитных организаций.

Анализ уже существующих разработок в сфере счета количества денег в обращении позволил авторам выявить наиболее актуальные направления работы в области методологии счета денежной массы, которые заключаются в следующем:

• расчет денежной массы в соответствии с российскими принципами бухгалтерского учета кредитных организаций;

• пересчет количества денег в обращении в соответствии со стандартами международного финансового учета и отчетности в отношении кредитных организаций.

Далее каждое из них рассматривается более подробно.

В основе методики расчета денежной массы в соответствии с национальными принципами бухгалтерского учета кредитных организаций положен расчет «запаса» денежной массы, т. е. суммирование остатков средств коммерческих банков на активных балансовых счетах за минусом их пассивных остатков и остатков средств на пассивных балансовых счетах Центрального банка РФ за минусом соответствующих активных счетов. В состав денежной массы при этом включаются наличные деньги в обращении (активные банковские счета), а также безналичный компонент. В состав безналичного компонента денежной массы включаются средства, которые депонированы на счетах в банках (организациях, имеющих банковские лицензии), т. е. являются обязательствами банков (активные банковские счета). Находящиеся на данных счетах средства предназначены для конечного использования в оплату товаров и услуг, в связи с чем в расчет денежной массы не могут включаться транзитные и перераспределительные счета.

Структура безналичного компонента денежной массы должна совпадать со структурой счетов, подлежащих обязательному резервированию и представляющих собой обязательства банков по отношению к нефинансовым субъектам экономики, отличным от правительства, монетарных властей и коммерческих банков. Идентичность структуры счетов денежной массы и соответствующей части базы расчета обязательных резервных требований имеет принципиальное значение. Поскольку денежная масса возникает в результате мультиплицирования банковских резервов, то обязательные резервы ограничивают расширение денежной массы. Степень совпадения структуры счетов, таким образом, прямо связана с возможностью использования обязательных резервов для регулирования денежной массы.

Учитывая, что денежная масса формируется из средств субъектов экономики (за исключением правительства, монетарных властей и коммерческих банков), то при расчете денежной массы счета

правительства, монетарных властей и межбанковских расчетов не учитываются. В связи с этим возникает необходимость разграничения средств правительства и субъектов экономики, образующих государственный сектор. Средства, аккумулируемые на бюджетных счетах и предназначенные для перераспределения и перечисления на счета конечных пользователей средств, рассматриваются как депозиты правительства и в состав денежной массы не включаются.

Напротив, перечисления из государственного бюджета в порядке расходования образуют один из источников средств на счетах государственных бюджетных и внебюджетных фондов. За счет этих средств данные организации осуществляют платежи по товарам и услугам в соответствии с целевым назначением счетов, иными словами, участвуют в формировании денежной массы. Следовательно, текущие счета бюджетных организаций включаются в состав денежной массы. При расчете денежной

массы также учитываются обязательства банков, которые представляют собой счета, аналогичные по назначению текущим и расчетным счетам, и принадлежат тем внебюджетным фондам, которые являются юридическими лицами.

При исключении из расчета денежной массы текущих счетов бюджетных и внебюджетных организаций, во-первых, происходит смешение средств, которые находятся в распоряжении органов управления и формируют доходную часть бюджета, и средств государственного сектора, возникающих вследствие расходования бюджетных средств и перечисления их государственным учреждениям и организациям. Во-вторых, это искажает реальную величину денежной массы в результате устранения бюджетного источника ее образования. Денежная масса предстает только как результат функционирования субъектов экономики, а также кредитов центрального и коммерческих банков.

Средства, предоставленные в форме ссуд или кредитов, в зависимости от метода их учета включаются в денежную массу или в объем средств, находящихся на накопительных счетах, или в виде разницы между кредитовыми (пассивными) и дебетовыми (активными) остатками по соответствующим счетам, т. е. в объеме неизрасходованных средств. Средства, уже использованные в порядке финансирования, со счета дебитора переходят на счета его контрагентов и учитываются в денежной массе как средства, принадлежащие контрагентам. В расчет денежной массы не включаются счета, отражающие объем просроченной задолженности или любых сумм, направленных на погашение (уменьшение) задолженности.

Таким образом, при включении счета в состав денежной массы (безотносительно внутренней классификации на денежные агрегаты) применяются следующие критерии: характер счета — обязательство банка; принадлежность счета — счет субъекта экономики (отличного от правительства, монетарных властей и коммерческих банков); назначение счета — накопление средств для непосредственного осуществления текущих расходов или капиталовложений, а также сбережений.

Компоненты

Счета, включенные в денежную массу, различаются по своим характеристикам (тип владельца счета, назначение счета, наличие срока депонирования средств) и, следовательно, по степени ликвидности (обратимости в товары и услуги). Внутренняя классификация по денежным агрегатам, которая позволяет сгруппировать счета по сходным операционным характеристикам, назначению и степени ликвидности, содержит агрегатные показатели М0, М1, М2, М3. Расширение денежных агрегатов происходит по мере снижения степени ликвидности.

Агрегат М0, как наиболее «узкий», включает только налично-денежный компонент. Компоненты агрегата М0 в разбивке по счету 202 представлены в табл. 1.

Агрегат М1 помимо налично-денежного компонента составляют счета, предназначенные для финансирования текущих расходов (транзакци-онные счета). Счета, включенные в данную группу, принадлежат преимущественно юридическим лицам. Из числа счетов физических лиц не включаются только счета, принадлежащие индивидуальным предпринимателям (физическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность без образования юридического лица) и лицам, имеющим пластиковые карты. Компоненты агрегата М1 в разбивке по счетам представлены в табл. 2.

Агрегат М2 дополняют счета юридических и физических лиц, предназначенные для капитальных вложений и сбережения средств. Основная масса данных счетов является срочными, по средствам, находящимся на данных счетах, как правило, начисляются проценты. В группу включены также счета, которые по степени ликвидности или назначению аналогичны срочным депозитам, но по средствам которых не начисляются проценты. Компоненты агрегата М2 в разбивке по счетам представлены в табл. 3.

Отметим, что вклады граждан как на счета до востребования, так и срочные счета полностью включаются в агрегат М2. Разумеется, более точным было бы разделение вкладов граждан на счета до востребования, относящиеся к М1, и срочные депозиты, относящиеся к М2. Однако действующий План счетов не дает возможности для такой класси-

Таблица 1

агрегата МО

Счет Компоненты

202 Наличная валюта и платежные документы

20202 Касса кредитных организаций

20206 Касса обменных пунктов

20207 Денежные средства в операционных кассах, находящихся вне помещений кредитных организаций

20208 Денежные средства в банкоматах

20209 Денежные средства в пути

Таблица 2

Компоненты агрегата м1

Счет Компоненты

202 Наличная валюта и платежные документы (кроме 20203 и 20210)

301 Корреспондентские счета (кроме 30111-30119, 30122-30123)

302 Счета кредитных организаций по другим операциям (кроме 30204)

303 Расчеты с филиалами (кроме 30303-30304)

401 Средства федерального бюджета

402 Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403 Прочие средства бюджетов (40306-40308, 40310-40311)

404 Средства государственных внебюджетных фондов

405 Средства организаций, находящихся в федеральной собственности

406 Счета организаций, находящихся в гос. собственности

407 Счета негосударственных организаций

408 Прочие счета (кроме 40803-40809, 40812-40815)

409 Средства в расчетах (кроме 40909-40910)

Таблица 3 Компоненты агрегата м2

Счет Компоненты

202 Наличная валюта и платежные документы (кроме 20203 и 20210)

301 Корреспондентские счета (кроме 30111-30119, 30122-30123)

302 Счета кредитных организаций по другим операциям (кроме 30204)

303 Расчеты с филиалами (кроме 30303-30304)

401 Средства федерального бюджета

402 Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403 Прочие средства бюджетов (40306-40308, 40310-40311)

404 Средства государственных внебюджетных фондов

405 Средства организаций, находящихся в федеральной собственности

406 Счета организаций, находящихся в государственной собственности

407 Счета негосударственных организаций

408 Прочие счета (кроме 40803-40809, 40812-40815)

409 Средства в расчетах (кроме 40909-40910)

410 Депозиты Минфина РФ

411 Депозиты финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления

412 Депозиты государственных внебюджетных фондов РФ

413 Депозиты внебюджетных фондов субъектов РФ и органов местного самоуправления

414 Депозиты финансовых организаций, находящихся в федеральной собственности

415 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

416 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

417 Депозиты финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

418 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

419 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

420 Депозиты негосударственных финансовых организаций

421 Депозиты негосударственных коммерческих организаций

422 Депозиты негосударственных некоммерческих организаций

423 Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц

319 Депозиты и иные размещенные средства в Банке России

322 Депозиты и иные размещенные средства в кредитных организациях

фикации: все виды вкладов объединены в балансе на одном счете. В сводном балансе коммерческих банков по данному счету соответственно показываются только совокупные суммы, находящиеся на счетах в коммерческих банках. Сопоставить величину вкладов возможно только при использовании

соответствующих данных аналитического учета3. Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению,

3 Более подробно см. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 18 июня 1997 г. (утв. приказом Банка России от 18 июня 1997 г. № 02-263).

Таблица 4

Компоненты агрегата М3

Счет Компоненты

202 Наличная валюта и платежные документы (кроме 20203 и 20210)

301 Корреспондентские счета (кроме 30111-30119, 30122-30123)

302 Счета кредитных организаций по другим операциям (кроме 30204)

303 Расчеты с филиалами (кроме 30303-30304)

401 Средства федерального бюджета

402 Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403 Прочие средства бюджетов (40306-40308, 40310-40311)

404 Средства государственных внебюджетных фондов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

405 Средства организаций, находящихся в федеральной собственности

406 Счета организаций, находящихся в государственной собственности

407 Счета негосударственных организаций

408 Прочие счета (кроме 40803-40809, 40812-40815)

409 Средства в расчетах (кроме 40909-40910)

410 Депозиты Минфина РФ

411 Депозиты финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления

412 Депозиты государственных внебюджетных фондов РФ

413 Депозиты внебюджетных фондов субъектов РФ и органов местного самоуправления

414 Депозиты финансовых организаций, находящихся в федеральной собственности

415 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

416 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

417 Депозиты финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

418 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

419 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

420 Депозиты негосударственных финансовых организаций

421 Депозиты негосударственных коммерческих организаций

422 Депозиты негосударственных некоммерческих организаций

423 Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц

319 Депозиты и иные размещенные средства в Банке России

322 Депозиты и иные размещенные средства в кредитных организациях

304 Расчеты на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ)

306 Расчеты по ценным бумагам (кроме 30606)

501 Долговые обязательства, приобретаемые для перепродажи и по договорам займа (кроме 50108-50110)

502 Некотируемые долговые обязательства (кроме 50209-50211)

503 Котируемые долговые обязательства, приобретенные для инвестирования (кроме 50309-50311)

504 Накопленный процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам

509 Прочие счета по операциям с приобретенными ценными бумагами

520 Выпущенные облигации

524 Обязательства по выпущенным ценным бумагам к исполнению

525 Прочие счета по операциям с выпущенными ценными бумагами

более целесообразно включить все виды вкладов граждан в коммерческих банках в состав М2.

Агрегат М3 представляет собой сумму агрегата М2 и средств, вложенных нефинансовыми субъектами экономики — физическими и юридическими лицами — в государственные ценные бумаги (табл. 4). Остальные виды ценных бумаг исключены из расчета денежной массы.

Авторы представляли расчет денежной массы, накопленной резидентами как в рублях, так и в иностранной валюте. Поэтому помимо агрегатных показателей денежной массы М0, М1, М2 и М3, рассчитываемых в российских рублях, по нашему мнению, возможно введение справочного агрегата М4. На основе существующего у нефинансовых субъектов экономики обособленного учета руб-

левых и валютных средств в балансах банков, возможно классифицировать средства в иностранной валюте для расчета агрегата М2. Агрегат М4 включает дополнительно обязательства банков в иностранной валюте по отношению к резидентам.

В целом схема расчета денежной массы по денежным агрегатам в соответствии с российским планом счетов в кредитных организациях представлена в табл. 5.

Как отмечалось ранее, другим направлением работы в области системы счета денежной массы является пересчет количества денег в обращении в соответствии с международными стандартами финансового учета и отчетности (МСФО). В основу данного расчета положен расчет «потока» денежной массы, т. е. суммирование валового поступле-

ния экономических выгод коммерческого банка, приводящее к изменениям в запасах финансовых активов и пассивов с учетом всех потоков, зарегистрированных за данный период времени.

В соответствии с МСФО количество денег, используемое банками4 и иными аналогичными финансовыми институтами5 в обращении, опре-

Схема расчета д(

деляется путем суммирования денежных средств (включающие деньги в кассе и на текущем счете компании) и эквивалентов денежных средств (включающие краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения их стоимости)6.

Таблица 5

жмых агрегатов7

Счет Компоненты

М0

202 Наличная валюта и платежные документы

М1 = М0+текущие, расчетные и иные аналогичные им счета

301 Корреспондентские счета (кроме 30111-30119, 30122-30123)

302 Счета кредитных организаций по другим операциям (кроме 30204)

303 Расчеты с филиалами (кроме 30303-30304)

401 Средства федерального бюджета

402 Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403 Прочие средства бюджетов (40306-40308, 40310-40311)

404 Средства государственных внебюджетных фондов

405 Средства организаций, находящихся в федеральной собственности

406 Счета организаций, находящихся в государственной собственности

407 Счета негосударственных организаций

408 Прочие счета (кроме 40803-40809, 40812-40815)

409 Средства в расчетах (кроме 40909-40910)

М2 = М1 + вклады юридических и физических лиц

410 Депозиты Минфина РФ

411 Депозиты финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления

412 Депозиты государственных внебюджетных фондов РФ

413 Депозиты внебюджетных фондов субъектов РФ и органов местного самоуправления

414 Депозиты финансовых организаций, находящихся в федеральной собственности

415 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

416 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

417 Депозиты финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

418 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

419 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

420 Депозиты негосударственных финансовых организаций

421 Депозиты негосударственных коммерческих организаций

422 Депозиты негосударственных некоммерческих организаций

423 Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц

319 Депозиты и иные размещенные средства в Банке России

322 Депозиты и иные размещенные средства в кредитных организациях

М3 = М2 + государственные долговые обязательства у нефинансовых субъектов экономики

304 Расчеты на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ)

306 Расчеты по ценным бумагам (кроме 30606)

501 Долговые обязательства, приобретаемые для перепродажи и по договорам займа (кроме 50108-50110)

502 Некотируемые долговые обязательства (кроме 50209-50211)

503 Котируемые долговые обязательства, приобретенные для инвестирования (кроме 50309-50311)

504 Накопленный процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам

509 Прочие счета по операциям с приобретенными ценными бумагами

520 Выпущенные облигации

524 Обязательства по выпущенным ценным бумагам к исполнению

525 Прочие счета по операциям с выпущенными ценными бумагами

4 Термин «банк» в соответствии с МСФО включает в себя все финансовые институты, одним из основных видов деятельности которых является прием депозитных вкладов и получение заемных средств в целях кредитования и инвестирования, и которые подпадают под действие банковского и аналогичного законодательства.

5 IAS № 30 — Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: «Аскери-АССА», 2005.

6 IAS № 7 — Отчеты о движении денежных средств. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: «Аскери-АССА», 2005.

7 Все счета представлены согласно Плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях (утв. приказом Банка России от 5 декабря 2002 г. №205-П).

Таблица 6

трансформация компонентов м0 из РсБу в мсФО

Счет РСБУ Счет МСФО*

м0

202 Наличная валюта и платежные документы (кроме 20203 и 20210) 1хх202хх Денежные средства (кроме 1хх20203 и 1хх20209-1хх20210)

20202 А Касса кредитных организаций 1хх20202 А Касса кредитных организаций

20206 А Касса обменных пунктов 1хх20206 А Касса обменных пунктов

20207 А Денежные средства в операционных кассах, находящихся вне помещений кредитных организаций 1хх20207 А Денежные средства в операционных кассах, находящихся вне помещений кредитных организаций

20208 А Денежные средства в банкоматах 1хх20208 А Денежные средства в банкоматах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20209 А Денежные средства в пути

* где 1хх202хх — классификация синтетических счетов в соответствии с МСФО; 1хх202хх — классификация аналитических счетов в соответствии с МСФО; 1хх202хх — классификация синтетических счетов в соответствии с РСБУ; 1хх202хх — классификация аналитических счетов в соответствии с РСБУ.

В соответствии с международными стандартами налично-денежный компонент (табл. 6) соответствует агрегату М0. Различие между Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и МСФО в отношении налично-денежного компонента включает отнесение к соответствующему отчетному периоду статьи «Денежные средства в пути»8.

Метод начислений при отражении денежных средств в пути позволяет автору выявить следующие различия: обычно между датой, когда денежная сумма поступит в банк, и датой ее учета банком проходит один и более дней, и, наоборот, банк может дебетовать и кредитовать счет вкладчика, о чем последний будет информирован позже. Примерами таких ситуаций могут быть комиссионные за обслуживание или за инкассирование и выручка от векселей к получению, направленных (инкассированных) в банк для их учета банком.

В соответствии с МСФО агрегат М1, также как и согласно РСБУ, помимо налично-денежно-го компонента состав ляют текущие, расчетные и аналогичные им счета, предназначенные для финансирования текущих расходов (табл. 7).

Отметим, что особое значение при расчете денежной массы по методологии МСФО имеют краткосрочные высоколиквидные активы, так как именно они составляют основные различия рассматриваемых систем учета.

8 Палий В. Ф. Комментарии к международным стандартам финансовой отчетности. М.: «Аскери-АССА», 1999.

9 IAS № 39 — Финансовые инструменты — признание и оценка. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: «Аскери-АССА», 2005.

10 МСФО: Применение в кредитных организациях / Гвелесиани Т. М.: БДЦ Пресс, 2004.

Для расчета количества денег в обращении банк раскрывает справедливую стоимость своих активов. В МСФО9 предусмотрены четыре класса активов: 1) ссуды и требования, инициированные предприятием; 2) инвестиции с фиксированным сроком погашения; 3) финансовые активы, удерживаемые для использования в операциях на фондовом рынке; 4) финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи10.

Агрегат М2 дополняют счета юридических и физических лиц (табл. 8). Агрегат МЗ представляет собой сумму агрегата М2 и активов физических и юридических лиц в государственные ценные бумаги (табл. 9). Так как МСФО предполагает учет потоков, то при расчете денежной массы анализ потоков необходим для определения запаса на конец периода. Операции за определенный период времени, формирующие поток денежных средств, группируются по банковским счетам активов и обязательств. По каждой группе соответствующих групп активов и обязательств формируется сальдо, которое впоследствии и учитывается в общем потоке денежных средств. Авторы считают, что данная система является вполне актуальной, так как эквиваленты денежных средств предназначены скорее для удовлетворения краткосрочных денежных обязательств, а не для инвестиций или других целей.

В итоге компоненты агрегата М2 мы можем увидеть в составе активов коммерческого банка, в то время как компоненты агрегата М3 — в составе обязательств. Необходимо помнить, что сумма, по которой актив или пассив объявляется в балансе коммерческого банка, не должна зачитываться путем вычитания другого пассива или актива,

Таблица 7

Трансформация компонентов м1 из РСБУ в мСФО

Счета РСБУ Счет МСФО*

м1 = м0+текущие, расчетные и иные аналогичные им счета

301 Корреспондентские счета (кроме 30111-30119, 30122-30123) 1хх301хх Корреспондентские счета (кроме 1хх30111-1хх30119, 1хх30122-1хх30123)

302 Счета кредитных организаций по другим операциям (кроме 30204) 1хх302хх Счета кредитных организаций по другим операциям (кроме 1хх30204)

303 Расчеты с филиалами (кроме 30303-30304) 1хх303хх Расчеты с филиалами (кроме 1хх30303-1хх30304)

401 Средства федерального бюджета 1хх401хх Средства федерального бюджета

402 Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 1хх402хх Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403 Прочие средства бюджетов (40306-40308, 40310-40311) 1хх403хх Прочие средства бюджетов (1хх40306-1хх40308, 1хх40310-1хх40311)

404 Средства государственных внебюджетных фондов 1хх404хх Средства государственных внебюджетных фондов

406 Счета организаций, находящихся в гос. собственности 1хх406хх Счета организаций, находящихся в гос. собственности

407 Счета негосударственных организаций 1хх407хх Счета негосударственных организаций

408 Прочие счета (кроме 40803-40809, 40812-40815) 1хх408хх Прочие счета (кроме 1хх40803-1хх40809, 1хх40812-1хх40815)

409 Средства в расчетах (кроме 40909-40910) 1хх409хх Средства в расчетах (кроме 1хх40909-1хх40910)

* где 1хх301хх — классификация синтетических счетов в соответствии с МСФО; 1хх301хх — классификация аналитических счетов в соответствии с МСФО; 1хх301хх — классификация синтетических счетов в соответствии с РСБУ; 1хх301хх — классификация аналитических счетов в соответствии с РСБУ.

Таблица 8

Трансформация компонентов м2 из РСБУ в мСФО

Счет РСБУ Счет мСФО*

м2 = м1 + вклады юридических и физических лиц

319 Депозиты и иные размещенные средства в Банке России 1хх319хх Депозиты и иные размещенные средства в Банке России

322 Депозиты и иные размещенные средства в кредитных организациях 1хх322хх Депозиты и иные размещенные средства в кредитных организациях

410 Депозиты Минфина РФ 1хх410хх Депозиты Минфина РФ

411 Депозиты финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления 1хх411хх Депозиты финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления

412 Депозиты государственных внебюджетных фондов РФ 1хх412хх Депозиты государственных внебюджетных фондов РФ

413 Депозиты внебюджетных фондов субъектов РФ и органов местного самоуправления 1хх413хх Депозиты внебюджетных фондов субъектов РФ и органов местного самоуправления

414 Депозиты финансовых организаций, находящихся в федеральной собственности 1хх414хх Депозиты финансовых организаций, находящихся в федеральной собственности

415 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности 1хх415хх Депозиты коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

416 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности 1хх416хх Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

417 Депозиты финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности 1хх417хх Депозиты финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

418 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности 1хх418хх Депозиты коммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

419 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности 1хх419хх Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

Окончание табл. 8

Счет рсбу Счет мСФО*

420 Депозиты негосударственных финансовых организаций 1хх420хх Депозиты негосударственных финансовых организаций

421 Депозиты негосударственных коммерческих организаций 1хх421хх Депозиты негосударственных коммерческих организаций

422 Депозиты негосударственных некоммерческих организаций 1хх422хх Депозиты негосударственных некоммерческих организаций

423 Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц 1хх423хх Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц

* где 1хх410хх — классификация синтетических счетов в соответствии с МСФО; 1хх410хх — классификация аналитических счетов в соответствии с МСФО; 1хх410хх — классификация синтетических счетов в соответствии с РСБУ; 1хх410хх — классификация аналитических счетов в соответствии с РСБУ.

Таблица 9

трансформация компонентов м3 из ГСБу в мСФО

Счет рсбу Счет мСФО*

М3=М2 + государственные долговые обязательства у нефинансовых субъектов экономики

501 Долговые обязательства, приобретаемые для перепродажи и по договорам займа (кроме 5010850110) 2хх501хх Долговые обязательства, приобретаемые для перепродажи и по договорам займа (кроме 2хх50108-2хх50110)

502 Некотируемые долговые обязательства (кроме 50209-50211) 2хх502хх Некотируемые долговые обязательства (кроме 2хх50209-2хх50211)

503 Котируемые долговые обязательства, приобретенные для инвестирования (кроме 50309-50311) 2хх503хх Котируемые долговые обязательства, приобретенные для инвестирования (кроме 2хх50309-2хх50311)

504 Накопленный процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам 2хх504хх Накопленный процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам

509 Прочие счета по операциям с приобретенными ценными бумагами 2хх509хх Прочие счета по операциям с приобретенными ценными бумагами

520 Выпущенные облигации 2хх520хх Выпущенные облигации

524 Обязательства по выпущенным ценным бумагам к исполнению 2хх524хх Обязательства по выпущенным ценным бумагам к исполнению

525 Прочие счета по операциям с выпущенными ценными бумагами 2хх525хх Прочие счета по операциям с выпущенными ценными бумагами

304 Расчеты на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ) 2хх304хх Расчеты на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ)

306 Расчеты по ценным бумагам (кроме 30606) 2хх306хх Расчеты по ценным бумагам (кроме 2хх30606)

* где 2хх501хх — классификация синтетических счетов в соответствии с МСФО; 2хх501хх — классификация аналитических счетов в соответствии с МСФО; 2хх501хх — классификация синтетических счетов в соответствии с РСБУ; 2хх501хх — классификация аналитических счетов в соответствии с РСБУ.

если только не существует юридического права зачета и он не представляет собой предполагаемую реализацию или погашение данного актива или обязательства.

Информация о движении денежных средств полезна при оценке способности компании создавать денежные средства и эквиваленты денежных средств и позволяет пользователям разрабатывать модели для оценки и сопоставления дисконтированной стоимости будущих поступлений и платежей денежных средств различных компаний. Она также увеличивает сопоставимость отчетности об

операционных показателях различных компаний потому, что устраняет влияние применения различных методов учета для одинаковых операций и событий.

Историческая информация о движении денежных средств часто используется как индикатор суммы, времени и определенности будущих потоков денежных средств. Она также полезна при проверке точности прошлых оценок будущих потоков денежных средств и при изучении связи между прибыльностью и чистым движением денежных средств, и влиянием изменения цен.

Таким образом, в целом трансформация по каждому денежному агрегату из российских счетов в счета МСФО представлена в табл. 10.

Таблица 10

Схема трансформации денежных агрегатов из РСБУ в мСФО

Счет РСБУ Счет мСФО*

мо

202 Наличная валюта и платежные документы (кроме 20203 и 20210) 1хх202хх Денежные средства (кроме 1хх20203 и 1хх20209-1хх20210)

20202 Касса кредитных организаций 1хх20202 Касса кредитных организаций

20206 Касса обменных пунктов 1хх20206 Касса обменных пунктов

20207 Денежные средства в операционных кассах, находящихся вне помещений кредитных организаций 1хх20207 Денежные средства в операционных кассах, находящихся вне помещений кредитных организаций

20208 Денежные средства в банкоматах 1хх20208 Денежные средства в банкоматах

20209 Денежные средства в пути

м1 = мо+текущие, расчетные и иные аналогичные им счета

301 Корреспондентские счета (кроме 30111-30119, 30122-30123) 1хх301хх Корреспондентские счета (кроме 1хх30111-1хх30119,1хх30122-1хх30123)

302 Счета кредитных организаций по другим операциям (кроме 30204) 1хх302хх Счета кредитных организаций по другим операциям (кроме 1хх30204)

303 Расчеты с филиалами (кроме 30303-30304) 1хх303хх Расчеты с филиалами (кроме 1хх30303-1хх30304)

401 Средства федерального бюджета 1хх401хх Средства федерального бюджета

402 Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 1хх402хх Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403 Прочие средства бюджетов (40306-40308, 40310-40311) 1хх403хх Прочие средства бюджетов (1хх40306-1хх40308,1хх40310-1хх40311)

404 Средства государственных внебюджетных фондов 1хх404хх Средства государственных внебюджетных фондов

406 Счета организаций, находящихся в гос. собственности 1хх406хх Счета организаций, находящихся в гос. собственности

407 Счета негосударственных организаций 1хх407хх Счета негосударственных организаций

408 Прочие счета (кроме 40803-40809, 40812-40815) 1хх408хх Прочие счета (кроме 1хх40803-1хх40809, 1хх40812-1хх40815)

409 Средства в расчетах (кроме 40909-40910) 1хх409хх Средства в расчетах (кроме 1хх40909-1хх40910)

м2 = м1 + вклады юридических и физических лиц

319 Депозиты и иные размещенные средства в Банке России 1хх319хх Депозиты и иные размещенные средства в Банке России

322 Депозиты и иные размещенные средства в кредитных организациях 1хх322хх Депозиты и иные размещенные средства в кредитных организациях

410 Депозиты Минфина РФ 1хх410хх Депозиты Минфина РФ

411 Депозиты финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления 1хх411хх Депозиты финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления

412 Депозиты государственных внебюджетных фондов РФ 1хх412хх Депозиты государственных внебюджетных фондов РФ

413 Депозиты внебюджетных фондов субъектов РФ и органов местного самоуправления 1хх413хх Депозиты внебюджетных фондов субъектов РФ и органов местного самоуправления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

414 Депозиты финансовых организаций, находящихся в федеральной собственности 1хх414хх Депозиты финансовых организаций, находящихся в федеральной собственности

415 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности 1хх415хх Депозиты коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

416 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности 1хх416хх Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

417 Депозиты финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности 1хх417хх Депозиты финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

Окончание табл. 10

Счет рсбу Счет мсфо*

418 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности 1хх418хх Депозиты коммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

419 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности 1хх419хх Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

420 Депозиты негосударственных финансовых организаций 1хх420хх Депозиты негосударственных финансовых организаций

421 Депозиты негосударственных коммерческих организаций 1хх421хх Депозиты негосударственных коммерческих организаций

422 Депозиты негосударственных некоммерческих организаций 1хх422хх Депозиты негосударственных некоммерческих организаций

423 Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц 1хх423хх Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц

м3=м2 + государственные долговые обязательства у нефинансовых субъектов экономики

501 Долговые обязательства, приобретаемые для перепродажи и по договорам займа (кроме 5010850110) 2хх501хх Долговые обязательства, приобретаемые для перепродажи и по договорам займа (кроме 2хх50108-2хх50110)

502 Некотируемые долговые обязательства (кроме 50209-50211) 2хх502хх Некотируемые долговые обязательства (кроме 2хх50209-2хх50211)

503 Котируемые долговые обязательства, приобретенные для инвестирования (кроме 50309-50311) 2хх503хх Котируемые долговые обязательства, приобретенные для инвестирования (кроме 2хх50309-2хх50311)

504 Накопленный процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам 2хх504хх Накопленный процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам

509 Прочие счета по операциям с приобретенными ценными бумагами 2хх509хх Прочие счета по операциям с приобретенными ценными бумагами

520 Выпущенные облигации 2хх520хх Выпущенные облигации

524 Обязательства по выпущенным ценным бумагам к исполнению 2хх524хх Обязательства по выпущенным ценным бумагам к исполнению

525 Прочие счета по операциям с выпущенными ценными бумагами 2хх525хх Прочие счета по операциям с выпущенными ценными бумагами

304 Расчеты на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ) 2хх304хх Расчеты на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ)

306 Расчеты по ценным бумагам (кроме 30606) 2хх306хх Расчеты по ценным бумагам (кроме 2хх30606)

Итак, по нашему мнению, расчет количества денег в обращении в соответствии с МСФО строится на следующих принципах.

1. В соответствии с МСФО активы группируются по характеру происхождения (погашения) и располагаются в порядке их ликвидности11.

2. Важное значение имеет информация между остатками на счетах в других банках и балансами с другими участниками денежного рынка и другими вкладчиками, потому что она позволяет понять отношения банка с другими банками и денежным рынком и его зависимость от них.

11 В соответствии с МСФО ликвидностью называется наличие достаточных средств для обеспечения изъятий вкладов и других финансовых обязательств по мере наступления их сроков.

12 Мюллер Г, Гернон Х, Миик Г. Учет: международная перспектива. М.: Финансы и статистика, 1999.

3. В МСФО группировка по срокам погашения применительно к активам и обязательствам банка должна быть следующей: до 1 месяца; от 1 до 3 месяцев; от 3 месяцев до 1 года; от 1 года до 5 лет; и от 5 лет и более12. Часто периоды объединяются, например, в случае ссуд и авансов, когда они группируются по двум категориям: до одного года и свыше одного года.

4. В состав денежных средств как текущего актива входят:

• наличные;

• нелимитированные суммы на расчетном счете;

• простые чеки;

• банковские чеки;

• неснимаемый остаток на счете в залог под кредит банка.

5. Эквивалентами денежных средств не считаются:

• депозитные сертификаты (квалифицируются как краткосрочные инвестиции);

• банковский овердрафт (считается задолженностью);

• чеки с более поздней датой (квалифицируются как дебиторская задолженность);

• авансы на командировки (считаются авансами);

• почтовые марки (считаются авансами).

6. Инвестиция квалифицируется в качестве эквивалента денежных средств, только когда она имеет короткий срок погашения с даты приобретения. Инвестиции в собственный капитал исключаются из эквивалентов денежных средств, если только они не являются по существу эквивалентами денег.

Анализ национальной системы счета денежной массы по методике Банка России и технологии пересчета денежной массы в обращении в экономике страны в соответствии с МСФО позволяет сделать вывод о том, что существуют предпосылки для формирования единой базы расчета денежной массы в обращении в экономике страны и возможности проведения международных сопоставлений. На следующем этапе развития, осуществляя взаимодействие с МВФ в целях оптимизации системы счета, необходимо выработать единый интернациональный подход к исчислению денежной массы в обращении.

Основные рекомендации по взаимодействию национальной системы счета денежной массы и системы счета денежной массы по рекомендациям МВФ включают следующие направления работы:

• разработка единого понятийного и категориального аппарата системы счета денежной массы в обращении на основе объединения национальной системы денежных агрегатов и системы денежных агрегатов, рекомендованных МВФ;

• построение единого подхода исчисления денежной массы с учетом изменений в запасах финансовых активов и пассивов, одновременно скорректированных потоками за определенный период времени;

• разработка единой группировки активов в национальной и международной системах денежных агрегатов при сохранении классификации агрегатов по степени ликвидности включаемых в них финансовых активов;

• разработка единой группировки источников информации в национальной и междуна-

родной системах агрегатов при обеспечении достоверности, доступности и репрезентативности данных; ♦ осуществление апробации подхода для каждого из участников (секторов экономики), блока участников и группы участников (с возможным введением классификации институциональных единиц согласно СНС и их делением на секторы, подсекторы).

В рамках каждого из отмеченных направлений работы по взаимодействию национальной системы счета денежной массы и системы счета денежной массы по рекомендациям МВФ авторы предлагают совокупность мероприятий.

Таким образом, совершенствование методологического обоснования определения количества денег в обращении в экономике страны позволит устранить множественность и разноречивость статистических данных, их частую сменяемость, а также сравнивать тенденции развития денежного обращения в экономике с макроэкономическими пропорциями и предоставит возможность проведения международных сопоставлений.

Литература

1. Положение Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

2. Положение Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

3. План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации (утв. Приказом Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П).

4. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. (утв. Приказом Банка России от 18 июня 1997 г. № 02-263).

5. МСФО: Применение в кредитных организациях/ Гвелесиани Т. — М.: БДЦ Пресс, 2004.

6. Финансы: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. С. И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2003.

7. Government Finance Statistic Manual. Wash. (D. C.), 1998.

8. Monetary and Financial Statistic Manual. Wash. (D. C. ), 2001.

9. System of National Accounts. Unit Nations, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.