Научная статья на тему 'Определение коэффициента рекомбинации ТЗП из SiC для условий полета аппарата Pre-X в атмосфере Земли'

Определение коэффициента рекомбинации ТЗП из SiC для условий полета аппарата Pre-X в атмосфере Земли Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
93
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ PRE-X / ИНДУКЦИОННЫЙ ПЛАЗМОТРОН / ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕПЛООБМЕН С ПОВЕРХНОСТЬЮ / КАТАЛИТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / RE-ENTRY PRE-X SPACE VEHICLE / INDUCTIVE PLASMATRON / NUMERICAL SIMULATION / HEAT TRANSFER / CATALYTIC PROPERTIES

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Сахаров В. И.

Проведенные расчеты тепловых потоков к цилиндрической модели с плоским торцом для условий экспериментов на установке ВГУ-4, моделирующих теплообмен в окрестности точки торможения на траектории спуска аппарата PRE-X в атмосфере Земли, позволили определить эффективную вероятность рекомбинации образца теплозащитного материала (ТЗП) из SiC. Применение при расчете карты тепловых потоков упрощенной газодинамической модели уравнений пограничного слоя конечной толщинысущественно снизило вычислительные затраты, однако не повлияло на точность определения эффек-тивной вероятности рекомбинации атомарных компонентов на ТЗП. Использование в расчетах, наряду с однотемпературной, многотемпературной модели газовой среды показало несущественное влияние колебательной релаксации на каталитические свойства ТЗП для условий, моделирующих теплообмен к аппарату. Проведенные расчеты предсказывают снижение температуры на 300-350 К к поверхности образца из SiC по сравнению с идеально-каталитической поверхностью для режимов, моделирующих теплообмен при движении аппарата вдоль траекторий в атмосфере Земли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE SiC RECOMBINATION COATING COEFFICIENT FOR THE PRE-X RE-ENTRY SPACE VEHICLE IN THE EARTH''S ATMOS

Numerical simulation of subsonic ICP flow and exhausted air-plasma jets around the flat-face model with SiC coating were performed for IPG-4 (IPM RAS) facility test regimes simulating the re-entry heating of the Pre-X space vehicle (Earth). The calculation of the body heat flux maps was based on numerical solution of one-dimensional equations of laminar thermally and chemically non-equilibrium multi components boundary layer with finite thickness. The calculated values of the stagnation point heat fluxes for SiC samples do not depend on thermal non-equilibrium. The duplication predicts the reduction of the wall temperature of the SiC sample by 300-350 K with respects to fully a catalytic wall at the peak heating part of the trajectories.

Текст научной работы на тему «Определение коэффициента рекомбинации ТЗП из SiC для условий полета аппарата Pre-X в атмосфере Земли»

Механика жидкости и газа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 4 (3), с. 1101-1103

УДК 533.9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА РЕКОМБИНАЦИИ ТЗП ИЗ 81С ДЛЯ УСЛОВИЙ ПОЛЕТА АППАРАТА РЯЕ-Х В АТМОСФЕРЕ ЗЕМЛИ

© 2011 г. В. И. Сахаров

НИИ механики Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова

sakharov@imec.msu. ги

Поступила в редакцию 16.05.2011

Проведенные расчеты тепловых потоков к цилиндрической модели с плоским торцом для условий экспериментов на установке ВГУ-4, моделирующих теплообмен в окрестности точки торможения на траектории спуска аппарата РЯБ-Х в атмосфере Земли, позволили определить эффективную вероятность рекомбинации образца теплозащитного материала (ТЗП) из БЮ. Применение при расчете карты тепловых потоков упрощенной газодинамической модели - уравнений пограничного слоя конечной толщины - существенно снизило вычислительные затраты, однако не повлияло на точность определения эффективной вероятности рекомбинации атомарных компонентов на ТЗП. Использование в расчетах, наряду с однотемпературной, многотемпературной модели газовой среды показало несущественное влияние ко -лебательной релаксации на каталитические свойства ТЗП для условий, моделирующих теплообмен к аппарату. Проведенные расчеты предсказывают снижение температуры на 300-350 К к поверхности образца из БЮ по сравнению с идеально-каталитической поверхностью для режимов, моделирующих теплообмен при движении аппарата вдоль траекторий в атмосфере Земли.

Ключевые слова: космический аппарат РЯБ-Х, индукционный плазмотрон, численное моделирование, теплообмен с поверхностью, каталитические свойства.

В таблице 1 приведены значения скорости, теплового потока для идеально каталитической стенки в точке торможения в трех точках траектории спуска аппарата РЯБ-Х в атмосфере Земли. Там же на основании теории моделирования теплообмена в точке торможения [1] при входе в атмосферу Земли аппарата РЯБ-Х представлены параметры работы высокочастотного индукционного плазмотрона ВГУ-4 и ряд измеренных в экспериментах параметров в дозвуковом режиме его работы.

ки торможения с рассчитанной. Совпадение этого параметра в расчете и в эксперименте позволит определить значение величины для данного ТЗП, которая входит в модель гетерогенного катализа первого порядка [2]. Расчеты проводились в рамках уравнений Навье — Стокса (Н-С) с использованием химически и термически неравновесных моделей газовых сред [2].

Экспериментальная модель имеет форму кругового цилиндра с торцевым затуплением и поперечным размером (диаметром) 140 мм, в

Таблица 1

Параметры для исследования каталитических свойств материала 81С в воздушном потоке

Точка траектории (режим) V^ , м/с Давление, ГПа Тепловой поток, кВт/м2 , кВт К.п.д. ВГУ-4 Расстояние до модели, мм Модель БЮТ , К Ум

1 7230 20 540 45 0.59 200 1496 1-10—3—210—3

2 6657 38 584 52 0.59 130 1543 2-10—4—5 10—4

3 5584 78 528 37.4 0.63 100 1576 0.0

Для определения эффективной вероятности гетерогенной рекомбинации атомов в диссоциированной смеси газов на теплозащитном покрытии модели, обтекаемой высокоэнтальпийным потоком газа в индукционном плазмотроне, необходимо провести сравнение измеренной в эксперименте температуры поверхности в области точ-

центральную часть которого помещен образец из БЮ. Как показано в работе [3], тепловой поток к модели при Ят/Яс > 1 практически не зависит от диаметра модели 2Ят, а определяется диаметром канала 2Яс (струи), что также нашло подтверждение в проведенных предварительных расчетах. Расход воздуха для всех режимов в расчетах и

экспериментах принимался О = 2.4 г/с. Остальные параметры работы плазмотрона приведены в табл. 1.

Многочисленные расчеты, которые необходимо проводить в рамках уравнений Н—С для определения эффективной вероятности рекомбинации атомов на поверхности ТЗП, требуют много-

кратно повторяющихся вычислений при вариации лишь одного параметра — коэффициента , и результаты будут меняться лишь в узком диффузионном слое около поверхности тела. Поэтому расчеты в области точки торможения были проведены с использованием упрощенной газодинамической модели течения—уравнений пограничного слоя (ПС) конечной толщины с учетом завихренности на внешней границе [3]. Граничные условия на внешней границе пограничного слоя заданной толщины, необходимые для решения этой задачи, могут быть взяты из единственного расчета, проведенного с использованием полных уравнений Н—С. В результате численных расчетов уравнений ПС при вариации двух параметров задачи и Тк может быть получена карта тепловых потоков (Тк, У»), пользуясь которой путем наложения на нее экспериментально измеренной на поверхности образца температуры Тк и рассчитанного для равновесно излучающей стенки теплового потока, определялась эффективная вероятность гетерогенной рекомбинации для испытываемого в данном эксперименте покрытия.

На рис. 1 приведена карта тепловых потоков, построенная для первого из трех рассчитанных режимов обтекания образца для термически равновесного случая. На рисунке обозначено: 1 — уравнения Н—С; 2 — эксперимент (плитка); 3 — эксперимент (БЮ); 4 — уравнения ПС.

Измеренная в эксперименте в области точки торможения температура поверхности модели со вставкой из материала БЮ и значения см. в табл. 1. На карте нанесены также результаты экспериментов для материала теплозащиты (плитка), применяемого в ВКС «Буран». Отметим, что для построения карт тепловых потоков данные на внешней границе ПС для всех значений температуры поверхности Т„ и всех моделей газовой среды выбирались из решения уравнений Н—С для хо -лодной медной поверхности. Тем не менее, определенные при решении системы уравнений Н—С тепловые потоки в области точки торможения модели при всех значениях Т„, как видно из рисунка, хорошо согласуются с «погранслойными» значениями.

Проведенные расчеты предсказывают снижение температуры на 300—350 К к поверхности образца из БЮ по сравнению с идеально-каталитической поверхностью для режимов, моделирующих теплообмен при движении аппарата вдоль траектории в атмосфере Земли.

Работа выполнена совместно с А.Ф. Колесниковым и А.Н. Гордеевым (ИПМех РАН ).

дте,Вт/см 2

Рис. 1

Список литературы и газа. 2007. № 6. С. 157—168.

1. Колесников А.Ф. // Изв. АН СССР. Механика 1 Колесников А.Ф., Якушин М.И. // Г^ршо

жидкостии газа. 1993. № 1. С. 172—180. кие научные чтения по КосмоНаВтиКе и аВиаДии: Сб.

2. Сахаров В.И. // Изв. РАН. Механика жидкости науч. трудов. М: Наука, 1987. С. 97—120.

DETERMINATION OF THE SiC RECOMBINATION COATING COEFFICIENT FOR THE PRE-X RE-ENTRY SPACE VEHICLE IN THE EARTH'S ATMOS

V.I. Sakharov

Numerical simulation of subsonic ICP flow and exhausted air-plasma jets around the flat-face model with SiC coating were performed for IPG-4 (IPM RAS) facility test regimes simulating the re-entry heating of the Pre-X space vehicle (Earth). The calculation of the body heat flux maps was based on numerical solution of one-dimensional equations of laminar thermally and chemically non-equilibrium multi components boundary layer with finite thickness. The calculated values of the stagnation point heat fluxes for SiC samples do not depend on thermal non-equilibrium. The duplication predicts the reduction of the wall temperature of the SiC sample by 300-350 K with respects to fully a catalytic wall at the peak heating part of the trajectories.

Keywords: re-entry Pre-X space vehicle, inductive plasmatron, numerical simulation, heat transfer, catalytic properties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.